Сколько можно заработать на озвучивании книг

557
Сколько можно заработать на озвучивании книг
Аватар автора

Валентина Илларионова

записывает аудиокниги

Страница автора

Раньше я работала экономистом по труду. Недавно я уволилась, чтобы заниматься озвучкой аудиокниг.

Первую книгу я озвучила в июне 2018 года, а в январе 2021 года моим голосом говорят уже 16 книг. За эти два с половиной года я заработала немного — 39 000 ₽, но планирую выйти на минимальный доход 20 000 ₽ в месяц.

Актерского образования у меня нет, но я не боюсь публичных выступлений: пять лет занималась в театральной студии и играла в команде КВН, когда училась в институте. Знания, полученные в театральной студии, мне пригодились — считаю, что у меня поставленный, уверенный голос.

В основном я озвучиваю произведения в жанре романтической фантастики, ну и просто романтические. Большая часть из них — с пометкой 18+. Я не скажу, что сознательно выбираю книги для взрослых, — просто у меня неплохо получается, и я не теряю дар речи на пикантных сценах.

Поначалу было много трудностей и разочарований, многое не получалось. Мне никак не удавалось подружиться с программой обработки звука, избавиться от шумов при записи. Было даже дикое желание бросить все. Но я хочу, чтобы как можно больше книг заговорили моим голосом. Поэтому со всеми трудностями я справилась: научилась работать с аудиофайлами, оборудовала в квартире звукоизолирующую будку и поняла, как управлять голосом во время записи.

В статье я расскажу, как начать озвучивать книги, как оборудовать бюджетную студию в домашних условиях, и посчитаю, как быстро окупятся вложения в профессию.

Я внутри специальной кабины, в которой начитываю книги. Кабина стоит прямо в комнате — мы с мужем собрали ее самостоятельно
Я внутри специальной кабины, в которой начитываю книги. Кабина стоит прямо в комнате — мы с мужем собрали ее самостоятельно

Как я начала озвучивать аудиокниги

Первую книгу я начитала просто на телефон. В 2018 году я занималась на курсах кройки и шитья, и во время уроков мы слушали аудиокниги. Время от времени я имитировала чтеца и рассказывала на свой лад. Девчонки смеялись и говорили, что с моим талантом нужно тоже озвучивать книги.

Я так вдохновилась идеей, что дома решила начать читать вслух и записывать на телефон. Так совпало, что подруга-писательница как раз дала мне почитать свою книгу в жанре романтической фантастики, — ее я и стала начитывать.

В течение двух-трех недель я приходила с работы, устраивалась на диване и читала. Поначалу получалось читать вслух не больше часа, было много оговорок. Иногда шумели соседи, тогда приходилось ставить запись на паузу.

Я рассказала о своем новом увлечении всем знакомым. Однажды один из них прислал мне ссылку на сайт «Литрес», где шел набор чтецов для проекта «Чтец». Я зарегистрировалась, выполнила тестовое задание — о нем я расскажу дальше в статье — и стала участником проекта.

Мне прислали ссылку на каталог всех доступных книг для озвучки. Среди них была и книга моей подруги, которую я уже начитывала на телефон. Я выбрала ее, и мне написали, что теперь книга за мной закреплена.

Вопрос стал за малым: из записи в телефоне сделать запись, которую можно отправить в издательство. Я стала спрашивать у знакомых, кто может «почистить» шумы и оговорки. Так я нашла человека, у которого был небольшой опыт в обработке звука.

Этот знакомый обработал мой проект аудиокниги в программе Adobe Audition. Денег он с меня не взял, подарил мне эту программу и научил в ней работать.

Книга была не очень большая, около шести с половиной часов готового аудиоматериала. Получилось неплохо — настолько, что «Литрес» даже выпустил книгу в реализацию. За месяц я заработала на ней 420 ₽. Казалось бы, смешная сумма, но это были первые деньги за мое хобби.

420 ₽
я заработала за запись первой аудиокниги
На сайте «Литрес» есть проект «Чтец». Там собраны книги, озвученные любителями, — в основном это фантастика или эротика
На сайте «Литрес» есть проект «Чтец». Там собраны книги, озвученные любителями, — в основном это фантастика или эротика

Где искать заказы

Если вы решили стать чтецом, важно понимать, что именно будете читать. Если вы просто начитаете книгу, которая стоит на полке у вас дома, это может быть пиратством. Даже если бумажную книгу вы купили. Даже если вы выложили запись в интернет на своей странице в соцсетях.

Убедитесь, что у вас есть право на озвучивание. Если вы сотрудничаете с издательством, то проблем быть не должно: как правило, издательства сами договариваются с автором об озвучке его книги. Во всех остальных случаях необходимо получить разрешение автора либо его представителей на использование книг для аудиозаписи. Исключение — произведения авторов, со дня смерти которых прошло не менее 70 лет.

Вот куда я рекомендую отправиться новичкам, которые хотят начать озвучивать книги.

Проект «Чтец» от «Литреса». С «Литресом» я сотрудничаю с 2018 года и озвучила для них 12 книг. Сейчас работаю еще над двумя.

Чтобы попасть в этот проект, нужно зарегистрироваться и выполнить тестовое задание — записать три коротких отрывка. Тексты этих отрывков присылают организаторы. Запись необходимо сделать на своем оборудовании, обработать и отправить администраторам. Если записи одобрят, вам предоставят доступ к каталогу книг, доступных для озвучивания.

Когда я подала заявку, мне прислали три текстовых отрывка в разных жанрах. Я начитала эти отрывки на телефон ночью, чтобы было не так шумно. Пришлось несколько раз перечитывать, потому что работать в звуковом редакторе я тогда еще не умела и нужно было прочесть сразу без ошибок.

Спустя пару недель мне пришло письмо: меня приняли в проект и предложили выбрать книгу для озвучки.

С этого письма начался мой заработок на озвучке книг
С этого письма начался мой заработок на озвучке книг

Вот какие требования к файлам у «Литреса»:

  1. Запись должна быть разбита на треки. Треки должны соответствовать оглавлению книги. В случае романа один трек — это одна глава, пролог и эпилог — отдельные треки. Если начитываете сборник рассказов или стихов, то один рассказ — это один трек.
  2. Если в книге нет глав, а текст разбит символами вроде «***», тогда треки так и нарезаются.
  3. Нумерация должна быть сквозной: 01.mp3, 02.mp3 и так далее. Если в тексте есть части и главы, то нумерация должна быть двухуровневой: 01_01.mp3, 01_02.mp3.
  4. Битрейт — 128 кбит/с при стандартной частоте 44,1 кГц / 16 бит.

Чтецы получают роялти — 10% от выручки с продаж аудиокниги. Для самых активных и популярных чтецов действует программа лояльности, которая может увеличить роялти до 15%. Поскольку я пока непопулярный чтец в этом проекте, то получаю стандартные 10% от продажи книг.

10%
роялти от выручки с продаж аудиокниг для начинающих чтецов

В «Литресе» одну книгу могут озвучить не более трех авторов. Например, книгу из списка классической литературы могут выбрать три чтеца, из списка современных книг — два. Так у слушателей появится выбор: например, кому-то нравится женский голос, кому-то — мужской, а кому-то вообще только голос определенного чтеца.

Я советую брать на озвучку книги, которые до вас никто не начитал, — так выше шанс заработать больше денег. Если книгу уже кто-то до вас озвучил, ваша версия может быть менее интересной и ее просто реже будут покупать.

Однажды я озвучила книгу как второй чтец. Это была книга известного автора, которая давно публикуется, но доход от ее продаж был не слишком высокий. В первой версии эту книгу начитала известная чтица, и в ее исполнении книгу покупают охотнее.

ИДДК — российская компания, которая продает аудио- и электронные книги. С ИДДК я начала сотрудничать в 2020 году и озвучила четыре аудиокниги. Это книги жанра романтическая фантастика с ограничением по возрасту 18+.

Чтобы начать сотрудничать с этим издательством, я подписалась на его группу во «Вконтакте» и отправила сообщение о том, что хочу стать чтецом. Мне предложили тестовое задание — записать короткий отрывок.

В то время у меня дома не было шумоизолированного места для чтения. К тому же я не умела чистить звук в программе, поэтому в записи остались шумы с улицы, от соседей, бытовых приборов. В итоге мне отказали.

Я решила улучшить качество звука, чтобы все-таки получить эту работу. Мы с супругом собрали в квартире звукоизолирующую кабину — покажу ее дальше в статье. Я стала читать в этой кабине и параллельно учиться работать в программе для звукозаписи. Качество заметно улучшилось. Я записала два новых образца и отправила в издательство. Качество записи их устроило, мне предложили сотрудничество. Далее я записала тестовую книгу.

Вот такие требования к аудио у ИДДК:

  1. Фонограмма должна быть разбита на файлы: каждый файл — глава исходного текста.
  2. Файл должен быть в формате mp3 с битрейтом 320 кбит/с и частотой 44,1 кГц.
  3. В фонограмме не должно быть повторов текста и посторонних звуков — скрипов, шорохов, дыхания диктора.
  4. Можно использовать музыку, если есть разрешение автора и исполнителя произведения.
  5. Примечания в книге лучше выделять эффектом: например, музыкальной отбивкой или другой интонацией. Или можно сказать: «Здесь и далее примечания автора». Второй вариант предпочтительней.
  6. В конце книги нужно добавить фразу: «Конец книги. Читал: имя, фамилия».

В ИДДК платят сразу за готовый материал. Как начинающему чтецу, мне согласовали ставку 750 ₽ за час записи. Первые книги были небольшими, 6—7 часов. В среднем получалось около 5000 ₽ за книгу. Последняя книга была уже больше 11 часов, на ней я заработала 9000 ₽. На ее создание у меня ушло около 80 часов.

750 ₽
я получаю за час записи в ИДДК
Ответ редактора ИДДК: качество звука плохое, но сам голос понравился
Ответ редактора ИДДК: качество звука плохое, но сам голос понравился

Тематические группы в социальных сетях. Во «Вконтакте» я нашла аудиопортал Олега Кейнза. Олег — диктор и озвучиватель книг. Он помогает потенциальным чтецам начать и продолжить заниматься озвучкой аудиокниг.

Олег представляет интересы ИДДК. Чтецов, которые уже подросли как профессионалы, он может порекомендовать в издательство, чтобы они начали сотрудничать с ИДДК напрямую. В его группе чтецов ищут всегда. Чтобы попасть в проект, нужно отправить запись продолжительностью до 15 минут на почту portal.audio@yandex.ru.

Если запись понравится, то предложат озвучивать книги на постоянной основе. За час готового материала будут платить от 500 ₽.

Аудиопортал Олега Кейнза — это своего рода ясли для чтецов. Если у вас нет опыта, это может стать неплохим стартом. При необходимости Олег поможет с постановкой голоса, подскажет, какое оборудование для записи купить.

Олег пишет, что 90% претендентов отсеиваются, когда понимают, что тут нужно серьезно работать. Из 10% оставшихся половина уходит после записи первой книги
Олег пишет, что 90% претендентов отсеиваются, когда понимают, что тут нужно серьезно работать. Из 10% оставшихся половина уходит после записи первой книги

«Литмаркет» — это самиздат-платформа, на которой автор может продавать свои книги или выкладывать их бесплатно.

Чтобы сотрудничать с «Литмаркетом», необходимо зарегистрироваться на сайте, при регистрации выбрать роль «автор», затем назначить себе дополнительную роль «декламатор». После этого в разделе «Работа — поиск и предложения» будут доступны заказы: можно откликаться на них, а можно создать пост и рассказать, что вы готовы озвучивать книги.

Какой-то фиксированной цены у «Литмаркета» нет. Цены устанавливает чтец лично в литературном магазине либо договаривается о гонораре с автором книги.

Чтобы стать чтецом на «Литмаркете», выберите роль «автор» при регистрации
Чтобы стать чтецом на «Литмаркете», выберите роль «автор» при регистрации
Затем выберите «декламатор»
Затем выберите «декламатор»
Разброс цен на услуги может быть большим: от 1500 до 5000 ₽ за час записи
Разброс цен на услуги может быть большим: от 1500 до 5000 ₽ за час записи
С заказчиком можно переписываться прямо под текстом с заданием
С заказчиком можно переписываться прямо под текстом с заданием

Сайты для фрилансеров. Кроме крупных издательств, можно искать клиентов самостоятельно на сайтах для фрилансеров.

Я пишу эту статью в январе 2021 года, и вот какие варианты заработка на озвучке я нашла.

Примеры заказов на озвучку

СайтЧто нужно сделатьСколько заплатят
«Фл-ру»Озвучить сказку: 49 четверостиший2500 ₽
«Работа талантам + удаленка и фриланс» — группа в «Телеграме»Озвучить видео: нужны мужские и женские голосаОт 500 ₽ за минуту
«Веблансер»Озвучить восьмиминутный ролик для «Ютуба»5 $⁣ (369 ₽)

Примеры заказов на озвучку

«Фл-ру»
Что нужно сделатьОзвучить сказку: 49 четверостиший
Сколько заплатят2500 ₽
«Работа талантам + удаленка и фриланс» — группа в «Телеграме»
Что нужно сделатьОзвучить видео: нужны мужские и женские голоса
Сколько заплатятОт 500 ₽ за минуту
«Веблансер»
Что нужно сделатьОзвучить восьмиминутный ролик для «Ютуба»
Сколько заплатят5 $⁣ (369 ₽)

Я пока не пыталась найти заказы на этих сайтах — хватает работы от «Литреса» и ИДДК.

Сколько мне удалось заработать

Я работаю с двумя издательствами, и в каждом своя система оплаты.

В «Литресе» платят 10% от продаж книги все время, пока она продается. Это не слишком большие деньги, если у вас начитано мало книг и они непопулярны. Платят раз в квартал. В среднем за квартал с «Литреса» я получаю около 2000 ₽ в месяц — это за 12 начитанных книг.

2000 ₽
я в среднем получаю за месяц с «Литреса»

С «Литресом» я работаю с июля 2018 года: первые два года я работала только по выходным, и то не в каждый выходной. Сейчас я уволилась с основной работы и планирую зарабатывать по большей части именно записью аудиокниг.

Иногда заработок в личном кабинете не соответствует моим подсчетам. Издательство это объясняет тем, что книги продаются не только на сайте «Литреса». Их также покупают в мобильном приложении «Слушай» и на сайтах-партнерах — там цены могут отличаться.

У «Литреса» выплаты называются роялти. За третий квартал 2020 года я заработала 1858 ₽
У «Литреса» выплаты называются роялти. За третий квартал 2020 года я заработала 1858 ₽

В ИДДК платят за час начитанной и обработанной книги. В среднем начинающий чтец может рассчитывать на гонорар 500—700 ₽ за час готового материала. У меня есть небольшой опыт в начитывании и обработке, поэтому я получаю чуть больше — 750 ₽ за час. Но в ИДДК выше требования к звуку: я смогла стать чтецом только после того, как собрала звукоизолирующую кабину. Пока я озвучила для ИДДК четыре книги, к выходу готовится пятая.

Первые три книги получились на 6—7 часов звучания, я заработала около 5000 ₽ за каждую. Потратила на каждую книгу около недели. Четвертая книга получилась на 11 часов, и я получила за нее 9000 ₽. На ее создание я потратила две недели. Если чтец умеет быстро сводить звук в программе и читает без ошибок, то ему потребуется меньше времени.

На обработку звуковых файлов я трачу в 3—4 раза больше времени, чем на озвучивание. В идеале я хочу научиться обрабатывать быстрее: так, чтобы начитывать час, а на обработку тратить максимум полтора-два.

Заработала на озвучивании книг за два года — 38 547 ₽

ИздательствоОзвучила книгЗаработала
ИДДК423 716 ₽
«Литрес»1214 831 ₽

Заработала на озвучивании книг за два года — 38 547 ₽

ИДДК
Озвучила книг4
Заработала23 716 ₽
«Литрес»
Озвучила книг12
Заработала14 831 ₽

Какая техника нужна чтецу

Я записываюсь дома. Чтобы получить нормальный чистый звук, мне нужен диктофон, звуконепроницаемая кабина, программа для обработки аудио и хорошие наушники. Вот чем пользуюсь я.

Диктофон. Я пробовала записывать голос с помощью гарнитуры, смартфона и микрофона-петлички. Качество звука было неизменно низким: устройства ловили окружающие шумы и записывали собственный фоновый шум.

Здесь ссылки на файлы с аудиозаписями — послушайте, как звучит голос на разных устройствах:

Я хочу сделать озвучивание книг одним из постоянных источников дохода, поэтому решила потратиться на нормальный диктофон.

Мой знакомый порекомендовал диктофон фирмы «Зум» — сказал, что он хорошо пишет звук в помещении. Аппарат очень чувствительный, поэтому во время записи лучше его не трогать, поскольку он слышит даже мелкие прикосновения к корпусу. Тексты я записываю на диктофон, потом переношу данные в компьютер и обрабатываю.

Покупать профессиональный диктофон на начальном этапе нет смысла: если у вас нет звукоизолирующей кабины, то диктофон запишет все шумы, какие найдет. Если у вас, наоборот, качественная шумоизоляция и вы купите дешевый микрофон низкого качества, звук может получиться плоским и неинтересным.

Если вы не уверены, что всерьез хотите заняться чтением аудиокниг, предлагаю рассмотреть бюджетные микрофоны.

Я бы порекомендовала две модели: Ritmix RDM‑175 и Recording Tools MCU‑01C. Эти микрофоны оптимальны для любительской аудиозаписи: они четко улавливают голос и подавляют шумы. Оба они стоят примерно 5000 ₽.

Я же сейчас использую диктофон «Зум», который стоит около 8300 ₽.

Проводной микрофон Ritmix с поп⁠-⁠фильтром
Проводной микрофон Ritmix с поп⁠-⁠фильтром
USB-микрофон Recording Tools
USB-микрофон Recording Tools
Диктофон, который я использую в работе. У него внутри два микрофона — так он улавливает все звуки
Диктофон, который я использую в работе. У него внутри два микрофона — так он улавливает все звуки

Штатив нужен для фиксации диктофона на определенном расстоянии от лица чтеца. Я записываю голос сидя, поэтому выбрала настольный мини-штатив: у таких максимальная высота — до 20 см.

Я купила самый дешевый вариант за 200 ₽ — он прекрасно справляется со своей задачей. В дорогих фиксаторах не вижу смысла: даже неустойчивый штатив можно закрепить так, чтобы он не болтался на столе.

Сейчас моего штатива нет в наличии
Сейчас моего штатива нет в наличии
Но похожий можно найти на «Алиэкспрессе» — за те же 200 ₽
Но похожий можно найти на «Алиэкспрессе» — за те же 200 ₽

«Паук» — это держатель микрофона на штативе. Он защищает от нежелательных вибраций, а значит, и от шумов в записи. Выбирая «паук», смотрите на диаметр внутреннего отверстия: нужно, чтобы ваш микрофон точно в него влез. Некоторые модели подходят только для определенных марок микрофонов — как правило, профессиональных.

Я выбрала самый дешевый вариант — купила пластиковый держатель за 490 ₽. В отзывах о таких универсальных моделях пишут, что конструкция может быть хлипкой и не выдержит частой смены микрофона. Но если вам нужно один раз все собрать и забыть, то можно и не тратиться на профессиональные модели.

Этот «паук» подходит для микрофонов «Октава»
Этот «паук» подходит для микрофонов «Октава»
Мой универсальный держатель, в который идеально поместился диктофон
Мой универсальный держатель, в который идеально поместился диктофон
Сначала я закрепляю «паук» на штативе
Сначала я закрепляю «паук» на штативе
Потом вставляю диктофон. Фото сделала внутри моей звукоизоляционной кабины
Потом вставляю диктофон. Фото сделала внутри моей звукоизоляционной кабины
1/2
Сначала я закрепляю «паук» на штативе

Ветрозащита — это такой «мешочек» из поролона, который надевается на микрофон. Как понятно из названия, она минимизирует шум ветра при записи на улице. Я записываюсь только в помещении, в шумоизолированной кабине, поэтому выбрала самый дешевый вариант за 70 ₽.

Для каждой модели микрофона нужно искать подходящую по размеру ветрозащиту. На мой диктофон спокойно налезла защита для микрофона-петлички.

Я купила самую простую маленькую ветрозащиту
Я купила самую простую маленькую ветрозащиту
Она прекрасно подошла к диктофону
Она прекрасно подошла к диктофону

Поп-фильтр — это «барьер» между ртом и микрофоном, который снижает звуковые помехи от дыхания человека. Фильтр поглощает звуки «б» и «п», убирает лишние низкие и высокие звуковые частоты, а еще защищает микрофон от пыли, помады и слюны.

Поп-фильтр крепится напротив диктофона на расстоянии 15—20 см от лица. Я креплю его к звукоизолирующей будке. На этом аксессуаре я также рекомендую сэкономить, если вы записываетесь в спокойном тихом месте.

Диаметр моего фильтра 12 см — достаточно, чтобы «поймать» дыхание
Диаметр моего фильтра 12 см — достаточно, чтобы «поймать» дыхание
Так выглядит вся конструкция в сборе: штатив, «паук», диктофон, ветрозащита, поп⁠-⁠фильтр
Так выглядит вся конструкция в сборе: штатив, «паук», диктофон, ветрозащита, поп⁠-⁠фильтр

Наушники. Я записываюсь сразу в наушниках — подключаю их к диктофону и слышу свой голос во время чтения. Так как звуковой задержки нет, это совершенно не мешает. Главное — можно услышать посторонние шумы и сразу же переписать фрагмент.

Мне кажется, самый лучший тип наушников — закрытые. Задняя поверхность чашек этих наушников целиковая, и они не пропускают внешний шум.

Когда я только начинала записываться, то слушала свои начитанные книги через колонки — казалось, все было идеально. Но если эти же записи прослушать в наушниках, то можно уловить новые шумы. Поэтому без хороших мониторных наушников не обойтись.

Я пользуюсь наушниками ATH — такие стоят почти 4 тысячи рублей. Некоторые профессиональные чтецы рекомендуют Sennheiser HD 280 Pro — относительно недорогие качественные полноразмерные проводные наушники. Приставка Pro намекает на студийно-рабочую принадлежность модели.

Наушники подключены к диктофону. Для фотографии я сняла поп⁠-⁠фильтр, чтобы было видно всю систему
Наушники подключены к диктофону. Для фотографии я сняла поп⁠-⁠фильтр, чтобы было видно всю систему
1/2
Наушники подключены к диктофону. Для фотографии я сняла поп⁠-⁠фильтр, чтобы было видно всю систему
Наушники подключены к диктофону. Для фотографии я сняла поп⁠-⁠фильтр, чтобы было видно всю систему

Программа для обработки записи. Чтобы продать издательствам свои услуги, нужно довести звук до студийного уровня. Даже с хорошим микрофоном и идеальной шумоизоляцией потребуется очищать звук от лишних шумов и убирать повторы.

Для этого вполне достаточно бесплатной программы, например Audacity или WavePad Sound Editor.

Я использую Adobe Audition. Это платная программа, но мне ее подарили. Если ее покупать, то придется заплатить 450 $⁣ (34 118 ₽). В этой программе я вычищаю шум и убираю запинки, звуки от перелистывания страниц или оговорки, а еще вставляю музыкальные отрывки.

Программу осваиваю по видеоурокам, которые нахожу в интернете. У меня нет какого-то любимого канала, которым бы я пользовалась. Если я не знаю, как именно сгладить шум, но оставить речь, то смотрю несколько роликов и нахожу решение. Если ничего не помогает, обращаюсь к другу, который хорошо знает эту программу, — он советует, что делать.

Так выглядит программа, в которой я обрабатываю запись. В прямоугольнике 1 — шум от установки оборудования перед началом чтения, под цифрой 2 — фоновый шум на записи
Так выглядит программа, в которой я обрабатываю запись. В прямоугольнике 1 — шум от установки оборудования перед началом чтения, под цифрой 2 — фоновый шум на записи
Тут результат: убрала шумы в начале файла и почистила шум между словами
Тут результат: убрала шумы в начале файла и почистила шум между словами

Как я собрала кабину для звукозаписи

При записи звука я сталкиваюсь с посторонними шумами: от соседей с их музыкой, собак на улице и машин за окном. Стены, мебель и другие предметы могут дать гулкое эхо, а включенные электроприборы — фоновый шум. Полностью избавиться от этих помех невозможно, но звукоизолирующие кабина и будка их заглушат.

Я думала о том, чтобы арендовать кабину в студии звукозаписи. В нашем городе — Воронеже — час записи стоит от 500 ₽. В Москве еще дороже и разброс цен велик: можно найти студию и за 800 ₽, и за 5500 ₽. Мне кажется, для начинающего чтеца это дорого и вряд ли получится отбить расходы на студию, поэтому я решила поставить кабину для звукозаписи дома.

Потратила на создание домашней студии записи — 26 240 ₽ с техникой

Что купилаЗа сколько
Акустический поролон, 5 листов10 250 ₽
Диктофон Zoom H1n8000 ₽
Наушники3790 ₽
Стол1300 ₽
Гофрокартон, 5 листов1250 ₽
Клей, 2 упаковки600 ₽
«Паук»490 ₽
Поп-фильтр290 ₽
Штатив200 ₽
Ветрозащита70 ₽

Потратила на создание домашней студии записи — 26 240 ₽ с техникой

Что купилаЗа сколько
Акустический поролон, 5 листов10 250 ₽
Диктофон Zoom H1n8000 ₽
Наушники3790 ₽
Стол1300 ₽
Гофрокартон, 5 листов1250 ₽
Клей, 2 упаковки600 ₽
«Паук»490 ₽
Поп-фильтр290 ₽
Штатив200 ₽
Ветрозащита70 ₽

Шумоподавляющую конструкцию можно купить, но для меня это тоже дорого: готовые кабины стоят от 60 000 ₽. А еще они тяжелые — бюджетная версия кабины весит 175 кг. Для малогабаритных квартир такой вариант точно не подойдет. К тому же в таких кабинах нет оборудования для звукозаписи: микрофон, стойку и наушники все равно придется покупать отдельно.

Мы с мужем сделали кабину самостоятельно из картона и акустического поролона и потратили около 13 000 ₽. Конструкция представляет из себя короб со сторонами 1,2 × 2,4 м и квадратной съемной крышей. На картонную основу внутри приклеили акустический поролон. Стенки между собой скрепили при помощи пластиковых стяжек. Один стык не скреплен — это дверь.

Гофрированный картон, клей и акустический поролон купили в обычном строительном магазине. Гофрокартон продают листами 2,4 × 1,2 м — для кабины хватило пяти штук. У листов поролона размеры чуть меньше — 1 × 2 м, но пяти тоже было достаточно.

Внутри кабины я установила звукоизолирующую будку. Это тоже короб, у которого только четыре стороны, а передней и задней стенки нет. Короб тоже обклеила акустическим поролоном. В эту будку я ставлю диктофон, а снаружи креплю поп-фильтр. Всю эту конструкцию ставлю на стол. На короб я ничего не потратила, потому что сделала его из остатков кабины.

Готовые звукоизоляционные кабины на Izocab
Готовые звукоизоляционные кабины на Izocab
Так выглядит моя самодельная кабина
Внутри на столе — звукопоглощающий короб с диктофоном. Настольная лампа для освещения у меня уже была
Звукоизолирующая будка. Внутри расположен диктофон на стойке, в «пауке» и с ветрозащитой
Так выглядит будка внутри кабины: в ней на штативе расположен диктофон, который отделен от меня поп⁠-⁠фильтром

Как я создаю аудиокнигу

Получаю заказ на книгу. Поскольку я сотрудничаю с двумя издательствами — «Литресом» и ИДДК, — у меня есть два способа получить заказ.

В «Литресе» можно выбрать любую понравившуюся книгу для озвучивания. Я обычно ориентируюсь на аннотацию: выбираю те книги, что мне самой интересно почитать. Время на начитывание книг обычно не ограничено.

Можно погуглить самых популярных авторов, но, как правило, они все уже и так начитаны как минимум одним чтецом. Рекомендую не брать книгу, которую начитали до вас: у второго чтеца прибыль обычно небольшая.

От ИДДК я получаю книгу по выбору редакции, но с учетом моих пожеланий по жанру. Максимальное время, которое дают на начитку книги продолжительностью 6—7 часов, — месяц. Если объем книги больше, то время могут увеличить.

Записываю исходные файлы. Сначала я заглушаю посторонние шумы: закрываю окна и двери, перевожу смартфон в режим «в полете», выключаю из сети бытовую технику. Чтобы не было уличного шума, закрываю окна пароизоляционным материалом, а в оконный проем помещаю надутый матрас. Для кабины я выбрала самое тихое место в квартире — у дальней от окна стены.

Надутый матрас в окне
Надутый матрас в окне

Потом я устанавливаю оборудование: звукоизолирующую будку ставлю на стол, поп-фильтр размещаю примерно на уровне лба, а микрофон — на уровне губ. Расстояние до микрофона должно быть 25—30 см, а от поп-фильтра — 15 см.

Я читаю с листа, телефон в кабину с собой я не беру, чтобы не было фонового шума. После нажатия на кнопку записи нужно немного подождать, прежде чем начать говорить. То же самое после окончания чтения — немного жду и только потом отключаю микрофон. Это перестраховка для того, чтобы программа не обрезала начало и окончание фразы.

Если во время чтения я ошиблась, то делаю небольшую паузу и перечитываю весь абзац или как минимум все предложение. Так будет удобнее править запись при обработке. Если записывать куски текста внутри одной главы в разное время суток или в разные дни, может измениться как положения тела относительно микрофона, так и сам голос — например, к вечеру голос садится. Бывает, что сложно поймать интонацию, с которой я читала начало главы. В итоге куски текста будут звучать по-разному. Поэтому за один раз рекомендую читать целый раздел или целую главу.

Первую версию аудиокниги я всегда записываю в максимальном качестве — так потом легче редактировать. Я записываю в формате wav. Конечный вариант книги я всегда сохраняю в формате mp3. Настройки самого файла при сохранении устанавливаю в зависимости от требований заказчика.

Чтобы не перепутать, я «зашиваю» в имя файла часть названия книги. Например, если книга называется «Ромашки и Васильки», то файлы будут такие: 01-1-romashki_vasilki, 01-2-romashki_vasilki и так далее, где 01 — это номер главы, а вторая цифра — номер аудиофайла.

Хитрости. Запись аудиокниги занимает не один день, поэтому положение микрофона, будки, расстояние от стула до стола не должно меняться. Записываю я в одно и то же время дня — чтобы уровень шума был одинаковый.

Когда приходится много говорить, во рту пересыхает. Мне помогает кислое питье или еда: долька лимона или пара глотков апельсинового сока. Еще у меня во время чтения сильно сохнут губы, поэтому я всегда беру с собой в кабину бальзам для губ. Естественно, пить и обрабатывать губы нужно не во время чтения.

Стараюсь начитывать со средней скоростью: при быстром чтении больше шансов наделать ошибок. А излишняя медлительность делает книгу затянутой и неинтересной для слушателя. Громкость голоса должна быть равномерной — не стоит излишне повышать или понижать голос, даже если сюжет книги предполагает крик или шепот. Лучше не переигрывать, чтобы не сделать вместо книги пародию.

Еще я берегу связки: стоит оказаться у открытого окна или промочить ноги, можно остаться без голоса. Он садится, появляется насморк, и работать таким инструментом нельзя. Я не ем и не пью холодное и ледяное, не курю. Чтобы быстро восстановить голос, если чувствую, что немного простыла, пью горячее молоко со сливочным маслом.

Чтобы не запинаться при чтении и четко выговаривать буквы, я делаю упражнения для развития речи. Хорошие техники рекомендует в своем паблике во «Вконтакте» Григорий Коньков.

В итоге

  1. Чтобы зарабатывать на чтении книг, нужно научиться быстро обрабатывать звуковые файлы.
  2. Не обязательно покупать дорогую звукоизолирующую кабину — ее можно сделать самостоятельно.
  3. По моим подсчетам, если озвучивать по одной книге в неделю, то затраты на оборудование окупятся за полтора месяца.
  4. Придется отказаться от холодных напитков, чтобы беречь голос.
Валентина ИлларионоваКак вам такая подработка?
  • Михаил СибгатулинСпасибо за столь подробную статью! Успехов в развитии!70
  • Полина ФедотоваАвтор, Вы большая молодец! Желаю Вам удачи в Вашем деле! Видно, что Вы очень увлечены этим занятием, поэтому очень желаю дорасти до востребованного чтеца!36
  • Дмитрий Р.Тоже пробовал записывать книги для литреса, остановился на 10 небольших рассказах, но мне нравилось это делать. На мой взгляд заработать на этом можно, и самое классное что озвучил один раз, а продаваться это потом будет еще долго. Статья очень понравилась, было интересно читать!28
  • Татьяна ХватининаСпасибо за статью! Мечтаю стать чтецом, пока начитывала только для себя и ребенка.9
  • Julia ShiryaevaВалентина, спасибо за статью: все подробно и по делу! Скажите, пожалуйста, а как в такой кабине с вентиляцией? Есть подозрение, что летом может быть очень душно.9
  • Veta IvanchenkoПонравилась статья и автор, кажется, что вы интересный и увлекающийся человек. Не понравился доход, особенно с Литреса — кажется, что очень мало за такую работу, где нужны и скиллы, и творческий подход, и много времени. Хочется почитать потом продолжение, удалось ли сократить время на обработку аудио и увеличить доход в целом.16
  • ИгорьУспехов вам в этом деле. Хорошо, когда люди могут зарабатывать тем, что им нравится. Я сейчас слушаю именно аудиокниги и, естественно, хочется слушать качественно записанные произведения.6
  • Валентина ИлларионоваМихаил, Спасибо за Ваш отклик!!!8
  • Валентина ИлларионоваДмитрий, На самом деле это очень увлекательное занятие. Главное, что оно нравится и приносит удовольствие. А то, что это хобби приносит немного денежек вообще отдельная сказка))10
  • Валентина ИлларионоваПолина, Спасибо большое!!!5
  • Валентина ИлларионоваVeta, Статья писалась в январе. Сейчас доход немного подрос. С Литрес интересная история в том плане, что ты начитываешь книгу один раз и потом долго долго получаешь с нее доход. По сути это пассивный доход без системных вложений. Если будет большая база из начитаных книг, то и доход будет выше.14
  • Валентина ИлларионоваТатьяна, если мечтаете, то это уже пол-дела. А то, что уже даже практикуете, говорит о том, что будет результат! Главное, не останавливайтесь и все получится)) Путь к мечте не всегда усыпан розами))7
  • Валентина ИлларионоваJulia, У меня же картонная коробка, в которой есть щели, поэтому большого дискомфорта нет. Летом читала по нескольку часов, все нормально было. Летом немного сдвигаю крышу, она же съемная))5
  • Дайна ШеккельКрутая подробная статья! Думаю, будет очень полезна тем, кто захочет заниматься озвучкой. Вы с мужем большие молодцы, что соорудили сами такую кабину. Вот уж точно, наши руки не для скуки)7
  • Валентина ИлларионоваДайна, Спасибо большое! Я обязательно передам мужу, что его тут хвалят))10
  • Людмила ГринченкоКрутая статья!!! Теперь буду знать как происходит это таинство! Спасибо!!!5
  • Валентина ИлларионоваЛюдмила, спасибо за ваш комментарий. Я и писала статью, чтобы поделиться опытом. Это может пригодиться, я сама эту инфу по крупицам в свое время собирала из разных источников)5
  • Дмитрий Р.Валентина, я полностью согласен, и мне тоже нравилось, но после появления детей стало невозможно обеспечить пристойный уровень записи. Когда дети подрастут, не исключаю что продолжу что-то записывать)4
  • Елена МамонтоваЯ всегда мечтала поучаствовать в озвучке, но была уверена, что это только для профи с актерским образованием. Вы сделали мою мечту ближе. Я уже всерьез подумала о том, чтобы пойти по вашим стопам. Спасибо за рассказ. Успехов вам в этом деле!6
  • Валентина ИлларионоваДмитрий, Мне чуть проще у меня только кот и муж)))9
  • Татьяна ХватининаВалентина, спасибо! Я за последние пару дней сделала пробную запись для Литрес, отправила и подписала договор с ними, ваша статья смотивировала. У меня письмо "Пройдите отбор" от них с 2019 года висело, а тут - хоп! Теперь вот думаю - можно записывать первые пару произведений на телефон и хорошо почистить потом, или нужно все же пользоваться ПО и оборудованием, которое они рекомендуют? Как вы думаете? МЧ сказал, что не даст дома делать звукоизолирующую кабину, но предложил более компактное решение - настольную "кабину переводчика", говорит, там тоже звуки внешние будут гаситься, но это будет стоить дешевле, а места займет меньше. МЧ - инженер аудио- и видеосистем, придется ему довериться)9
  • Олег ПлешкоДавно интересуюсь этой темой, но как-то невзначай))) И Ваша статья для меня просто бомба! Думаю, что теперь точно попробую себя.6
  • Валентина ИлларионоваТатьяна, рада, что выступила мотиватором) Похоже ваш МЧ знает, как правильно, потому что он профессионально с этим сталкивался))) Я просто рассказала о своем опыте)6
  • Валентина ИлларионоваНАСТОЯЩИЙ, В статье дана исчерпывающая информация по этому вопросу. Больше раскрыть я не готова))4
  • Владимир ЦыганковОчень серьёзная и подробная статья! Спасибо огромное! Как раз недавно я делал озвучку для буктрейлера своей книги, и такая кабина как у Вас была бы очень кстати. Пришлось делать упрощённый вариант из одеял и каркаса. Запись производил на репортёрский микрофон прямо на камеру. Затем обрабатывал в видеоредакторе, так как занимаюсь видеосъёмками. Валентина, понимаю, что злоупотребляю Вашим гостеприимством, но не могли бы Вы ознакомиться с моим творением, и покритиковать его? Там слайд-шоу, продолжительностью 8 минут, с моими иллюстрациями, голосом и музыкой. Книга находится на сайте Ридеро, но сам буктрейлер отдельно. Если бы Вы нашли возможность уделить мне несколько минут, я был бы очень рад. Если да, то я скажу, где его найти. С уважением, Владимир4
  • Дмитрий МорозовНу вообще звук со смартфона понравился всех больше. С диктофона и в кабине - какой-то глуховатый и как будто зажатый чем-то. Я раньше всё думал как же можно записывать так долго и без ошибок, когда мне нужно было наговорить для самого себя текст урока, чтобы в машине его учить. Но с программой оказалось всё просто. Говоришь , запнулся , прокашлялся, и говоришь спокойно дальше. А вот потом уже идёт долгая аудио нарезка. Здесь уже тратишь много времени. С 20 минут начитки, набирается чернового материала минут 25-30, где повтор в более правильной интонации, где ошибка при произношении, всё это отрезается, и что очень здорово склейка происходит без щелчка, как будто её и не было. Но эта редакция, причём в простом для самого себя варианте занимает на 20 минут около часа. Если думать о аудио книгах, то голос мой не совсем мне нравится как чтеца, по сравнению с другими .5
  • Валентина ИлларионоваДмитрий, почему-то большинству людей не очень нравятся их голоса, но при этом другие считают их классными)))4
  • Наталья ЛавутаИнтересная статья, да еще и подробным описанием ваших шагов по созданию рабочего места. Любопытна история по поиску своего места в жизни. Спасибо, что поделились!4
  • Феликс СоболевВыражаю вам благодарность, Валентина! Прочитав вашу подборку, я убедился в том, что в полне могу уже в этой профессии зарабатывать. Вы светлый человек - натолкнули меня - подкинули идею! Кстати если у вас возникает потребность в более профессиональной обработке аудио дорожек, то советую вам научиться это делать в iZotope - там можно капелу делать или минусовку из музыкальных композиций, не говоря уже о том функционале, который производится в Адобе Аудишн - iZotop убирает шумы очень качественно. Нужна будет консультация обращайтесь. Кстати у кого реально сложности с обработкой аудио дорожек от шумов, а так же кому необходимы проф. аудио - эффекты, то я могу помочь. Извините если мое предложение выглядит не скромно! За идею с поролоновой кабиной отдельное спасибо!!!5
  • Валентина ИлларионоваАндрей, спасибо за ваш отзыв! Как вы думаете, сколько стоит удовольствие, полученное от занятия любимым делом? Это мой путь и мой опыт, которым я делюсь. Вас же никто не заставляет идти этим путем. К тому же не все в жизни меряется деньгами.6
  • Сергей БольшаковДочитал до конца и не заметил как пролетело время. Все очень подробно и интересно, прям готовый план, с чего начать и как продолжить. Большое спасибо за эту статью.11
  • LI HUНе увидел недостатков из статьи, а журналистика обязана быть объективной. сам нагуглил сейчас в основном по ЛитРесу искал, так как ИДДК я так понимаю не платит роялти. За рубежом на таких же демпинговых условиях работают за 20%: 1. Литрес и ИДДК кроме прослушивания аудио не берут на себя никаких издержек, не предоставляют студию или компенсацию за ее оплату, не редактируют аудио удаляя шумы и прочее под СВОИ требования, не режиссируют, не придумывают эффекты, не берут риски. Литрес требуют готовый материал и забирают себе 90% из них автору видимо тоже 10% не более платят, т.е экономя на работе 5 человек они получают 80% чистой прибыли. Это несправедливость капитализма. Режиссер, Диктор, Звукорижессер, Создатель эффектов, Монтажер, Аренда студии, все в одном лице, а по отдельности это будет стоить по 500-1000р за час работы. Причем именно час работы этих специалистов, а не итогового материала суммарно 3000р в час минимум, а час чистого материала выходит за 10000р. В книге 10часов, инимум за проект надо брать 100к, если за год его прослушают по цене 10р 10000 человек это окупается компании или 1000 по цене 100р или 2000 по цене 49р, сколько берет литрес за послушать? Итог: 80% затрат вемени не оплачивается (5 часов тратится на 1ч результата) и за это не доплачивают 80% взымаемой стоимости. 2. Контент (часов на 5-10) не принадлежит автору. Фактически вы отказываетесь от интеллектуальных прав, обязываете себя не продавать нигде отдельно за цену, которую сами назначаете. Я понимаю, что с автором вы бы поделились, но если 70 лет прошло зачем обязывать себя и замыкаться на одной площадке? 3. ЛитРес принимает и одобряет только законченное произведение. Вы начитав, записав, обработав материал, затрачиваете условно человекочасами 100к, а они могут и не принять ничего по договору так, снять потом аудио, подставлять другого чтеца вместо вас. Договор не на срок, пунктов что вам выплатят те же выплаты в случае таких подстав нет. 4. ЛитРес может не разместить переданное аудио на площадке, но имеет полное право распространять его просто так среди аффилированных и третьих лиц вашу запись(пункт 7, подпункт 7.1 их договора). То есть могут разобрать на фразы и использовать как хотят, чиёто может дискредитировать вас, в том числе синтезировать ваш голос из этого. 5. Разрыв договора в одностороннем порядке (пункт 15, подпункт 15.1). Неудобны? Не понравились? Свободны. 6. Оплата 10% смешно и просто издевательски хуже только без оплаты и то что с фриланса за 300р сделай нам все. Это не уважать свой труд и опускаться. В то время как другие компании максимум 10% берут за размещение на всех площадках Spotify, Apple, YandexMusic, VK итд. 90% получаете вы от рекламы в прослушиваниях(с 50% от рекламной вставки вам достанется 90%, против 10% с 20% в ЛитРесе). То есть петь и делать подкасты выгоднее. Выкладывать сказки самому выгоднее. Нет уже монополии одной платформы. Если станете популярны снимите аудио и будете напрямую с каждой площадкой работать. 7. При возникновении любых споров(не понравится как слово произнесли кому-то, назовут плагиатом ваш звуковой эффект, музыку в фоне и тд) Литрес самоустраняется и расходы по судебным процессам, оплате ущерба лягут на исполнителя не в соотношении 10%, которые ему выплачивают, а на все 100% вы попадете. Никакой солидарной или субсидарной ответственности, Литрес может еще и сам на вас в суд подать за то что третье лицо у него отсудило что-то.43
  • Валентина ИлларионоваLI, Я не ставила перед собой цель выискивать недостатки. Вообще стараюсь позитивно мыслить. Спасибо за отзыв)3
  • Maksym BeletskiyСудя по отзывам один я заметил, что автор потратила на оборудование 26тыс.р а заработала 39 тыс.р. за ДВА года итого в сухом остатке получается ЦЕЛЫХ 6 тыс.р в год! Одному мне кажется, что это не очень доходный бизнес? Я так понимаю вся финнагрузка по обеспечению семьи едой, оплатой коммунальных услуг и т.п. легла на зп мужа. Автор НАДЕЕТСЯ выйти на целых 20 тыс.р в месяц... вот в жизни не поверю, что экономист по труду получал меньше.. С другой стороны, если это хобби, то вполне нормуль.. но на подработку это не сильно тянет.. тем более с таким громким началом "уволилась чтобы озвучивать книги".17
  • Evgeny GazizovMaksym, я так понял из текста, что это больше хобби с прицелом на раскрутку в будущем за счет наработки портфолио.3
  • Дарья РистевскиАндрей, возможно, вам не стоит быть детективом. Улика номер один:13
  • Дарья РистевскиУлика номер два: https://www.litres.ru/tina-gold-9358400/audioknigi/12
  • Валентина ИлларионоваСергей, вам спасибо за теплый отзыв))3
  • НинаВалентина! Благодарю за столь подробную информацию. Через месяц выхожу на пенсию. Хочу серьезно заняться записью аудиокниг. Ваша статья, как мастер-класс для "чайников". Удачи Вам в дальнейшем!!!4
  • ОльгаВаля, большое спасибо! Очень полезная для меня статья. Вышла на пенсию и хотел бы зарабатывать на записи книг. У меня договор с Литрес. За 1,5 года озвучила 13 книг. Заработала всего 10 000. Знаю, что это не лёгкая работа, требует времени и стараний. У меня много вопросов по обработке записи. У меня нет звукоизоляционной кабины, просто отдельная маленькая комната. И на обработку я не трачу так много времени. Я обрабатываю каждую главу сразу после её записи. Запинки исправляю сразу. Текст полностью не прослушиваю , просто просматриваю запись, прослушиваю только подозрительные места и склейки. Затем убираю шумы, пропускаю через компрессор и нормализацию. И перевожу в mp3. И хотя мои последние работы принимают без особых замечаний, у меня ощущение, что я чего-то не доделываю. Как у вас происходит процесс обработки записи? Вы единственный чтец, который так щедро делится своим опытом. Ещё раз спасибо за статью.12
  • Валентина ИлларионоваОльга, я вычищаю шумы, убираю повторы, потом выслушиваю книгу полностью и сверяю с текстом. Выслушиваю дополнительный шум, бывает стук какой пропустишь или шорох. А иногда и буквы путаю или слова. Все выделяю на бумаге, перечитываю потом, обрабатываю и вставляю. потом в финальную версию прогоняю через шумодав, добавляю музыку, если нужно цензуру и эффекты.5
  • ЛейсанДмитрий, с детьми это точно не вариант☺️. Я тоже хотела, но сейчас передумала пока.1
  • Ruby MushroombyLI, Здравствуйте! Может быть вы нашли какие-нибудь интересные платформы или варианты для чтецов? Очень интересно) Просто, я тоже посчитала, что предложения платформы ЛитРес не самые «вкусные» :D9
  • Джон СильверВалентина, а сейчас?1
  • Валентина ИлларионоваДжон, сейчас я больше читаю)) Сегодня вот очередная новинка вышла. Не жалуюсь))2
  • Лилия ОмельченкоВалентина, скажите пожалуйста, на какой доход в месяц сейчас удалось выйти? Сколько книг в месяц Вы сейчас озвучиваете, и сколько часов на них тратите? Вы также работаете с двумя этими площадками?5
  • Валентина ИлларионоваЛилия, книги не единственный мой источник дохода))) в среднем в месяц около 20К выходит, трачу около 10 часов в неделю. Для понимания это по паре часов в день)) В месяц несколько книг озвучиваю, но не меньше 2 всегда)) Работаю с этими площадками и постоянными заказчиками-авторами, которые выбрали мой голос и доверяют мне свои книги))5
  • ВикторияОльга, подскажите пожалуйста в какой программе работаете, где чистите и пропускаете через компрессор?1
  • Иннокентий БулыгинОльга, мне тоже нужна рабыня, пойдете?)))0
  • Михаил КокшаровЛейсан, они ж спать ложатся, потом можно часок и позачитывать, кто увлекается. :) А можно даже им потом записи проигрывать в качестве чтения на ночь. :)0