Если повезет, набрать миллион просмотров в «Тиктоке» можно с первыми же видео. Но это не гарантирует хоть какой-то заработок на платформе.

Весна 2020 года и вынужденная самоизоляция познакомили меня с «Тиктоком». Я пришел сюда обычным зрителем, чтобы найти вдохновение и новые идеи. Через две недели после регистрации с платформой меня связала работа в рекламе: кому-то из клиентов было интересно запустить здесь первые кампании, кому-то — рассказать об уже успешных кейсах. А осенью мне удалось пообщаться с несколькими креаторами «Тиктока».

У меня нет крупного аккаунта, чтобы поделиться своей историей успеха, но я успел посмотреть на платформу с трех сторон: как рекламодатель, зритель и автор. Расскажу, что представляет собой «Тикток», чем он отличается от других соцсетей, можно ли тут заработать и кому нужно скорее заводить свой блог.

Что такое «Тикток» и почему о нем говорят

«Тикток» — это мобильная платформа для вертикальных коротких видео и самое загружаемое неигровое приложение в мире. За все время его скачали больше 2 млрд раз. В России приложением пользуются 20,2 млн человек в месяц.

Сначала «Тикток» набрал популярность у подростков, которые делились своими видео с песнями и танцами. Сейчас на платформе пользователей младше 18 лет всего 17,3%, а палитра тем видео очень разнообразна: авторы помогают выучить ПДД и английский, рассказывают, как выбрать вино или велосипед, как отличить оригинальные кроссовки от подделки и даже как выращивать микрозелень.

С ростом платформы сюда приходит все больше платежеспособной взрослой аудитории, а с ней и рекламодатели. Люди смотрят короткие видео — и есть те, кто готов платить за их внимание.

Все о работе и заработке
Как сменить профессию, получать больше и на чем заработать. Дважды в неделю в вашей почте

Алгоритмы «Тиктока»

В среднем россияне проводят в «Тиктоке» 45 минут в день и заходят семь раз в сутки. Причины таких высоких показателей — пуш-уведомления, которые приходят на телефон и предлагают посмотреть какое-то новое видео, а также алгоритмы «Тиктока».

Пользователи «Вконтакте», «Инстаграма», «Фейсбука» и «Ютуба» привыкли, что лента формируется из контента людей, на которых они подписаны. Поэтому план повышения популярности блога или влога в них простой:

  1. Привлечь побольше подписчиков.
  2. Постоянно работать над их лояльностью — стимулировать подписчиков ставить лайки, оставлять комментарии, добавлять посты или видео в закладки, чтобы они не пропадали из их лент.
  3. Получать примерно одинаковое количество лайков и комментариев и продавать аудиторию рекламодателям.

В «Тиктоке» лента формируется по-другому. Пользователи видят видео, которые похожи на ранее понравившиеся им. Не важно, подписаны они на авторов роликов или нет. Так что будет ли видео креатора в ленте, зависит от реакций других людей: сколько из них поставили лайк, прокомментировали, досмотрели до конца или поделились видео, а сколько пропустили с первой же секунды. Пользователь «Тиктока» видит то, что хочет видеть, а не то, что публикуют его друзья.

Например, когда я только зарегистрировался в «Тиктоке» и у меня не было ни одного подписчика, мое первое видео посмотрели 150 человек. Четвертое набрало 680 просмотров, хотя подписчиков было всего шестеро.

У некоторых видео настолько удачные, что сразу набирают миллионы просмотров. Например, у Михаила Федорца в конце октября 2020 года было всего 11 видео, но второе и шестое набрали почти 3 млн просмотров
У некоторых видео настолько удачные, что сразу набирают миллионы просмотров. Например, у Михаила Федорца в конце октября 2020 года было всего 11 видео, но второе и шестое набрали почти 3 млн просмотров

Бывает, что у блогера с 389 тысячами подписчиков два соседних ролика набирают 2,3 млн и 3,4 млн просмотров, а два следующих — только 182 тысячи и 56 тысяч просмотров. В других соцсетях такого нет: пики сглажены и есть гарантия в лице постоянных подписчиков.

У этого есть свои плюсы и минусы. Блогеру проще продвигаться: достаточно делать хороший контент и не нужно серьезно вкладываться в рекламу. Но подписчики и лайки сегодня не гарантируют популярности завтра. По моим наблюдениям, текущие подписчики обычно приносят не больше 10—15% от общего количества просмотров. А если видео попадает в раздел «Рекомендации», это соотношение уверенно стремится к 1%. Кроме того, если вы не топовый тиктокер, стоимость рекламы будет очень низкая.

Пользователям «Тиктока» нравятся ролики, в которых автор показывает процесс. В двух соседних видео Василий Маляр раскрывает этапы создания картин. Они близки по сценарию, длительности, подаче. Уровень мастерства автора тоже не изменился
Пользователям «Тиктока» нравятся ролики, в которых автор показывает процесс. В двух соседних видео Василий Маляр раскрывает этапы создания картин. Они близки по сценарию, длительности, подаче. Уровень мастерства автора тоже не изменился
Вот только количество просмотров отличается в 19 раз. Даже если все делать «как надо», поведение алгоритмов «Тиктока» и реакцию зрителей удается угадать не всегда
Вот только количество просмотров отличается в 19 раз. Даже если все делать «как надо», поведение алгоритмов «Тиктока» и реакцию зрителей удается угадать не всегда
Пользователям «Тиктока» нравятся ролики, в которых автор показывает процесс. В двух соседних видео Василий Маляр раскрывает этапы создания картин. Они близки по сценарию, длительности, подаче. Уровень мастерства автора тоже не изменился
Пользователям «Тиктока» нравятся ролики, в которых автор показывает процесс. В двух соседних видео Василий Маляр раскрывает этапы создания картин. Они близки по сценарию, длительности, подаче. Уровень мастерства автора тоже не изменился
Вот только количество просмотров отличается в 19 раз. Даже если все делать «как надо», поведение алгоритмов «Тиктока» и реакцию зрителей удается угадать не всегда
Вот только количество просмотров отличается в 19 раз. Даже если все делать «как надо», поведение алгоритмов «Тиктока» и реакцию зрителей удается угадать не всегда

Кто такой топовый тиктокер и сколько он зарабатывает

Как и в любой творческой профессии, верхней и нижней границы заработка в «Тиктоке» нет. Чтобы понять, сколько люди зарабатывают на платформе, условно разделю всех крупных авторов на две категории:

  1. Селебрити и резиденты тикток-домов — это самые известные люди на платформе, с которыми ассоциируется российский сегмент «Тиктока».
  2. Блогеры с большой аудиторией, но без известного имени.

Селебрити и резиденты тикток-домов. По данным «Форбса», больше всех из русскоязычных тиктокеров зарабатывают Рахим Абрамов, Дина Саева и Алексей Савко. У Абрамова 9,5 млн подписчиков, доход — 10,47 млн рублей. У Саевой подписчиков больше — 16,4 млн человек, а доход меньше — 4,93 млн. У Савко 6,5 млн подписчиков, доход — 4,81 млн.

Самые популярные авторы платформы часто объединяются в дома. Дом — это не просто фигура речи, а реальное жилище, куда приезжают блогеры и вместе делают контент: кто-то хорошо танцует, кто-то поет, кто-то рисует, кто-то умеет создавать спецэффекты или снимает вайны. Вместе они ведут общий канал своего дома и помогают продвигаться друг другу, участвуя в роликах товарищей по дому.

Например, в известный тикток-дом Dream Team House входят 17 авторов. Реклама у наиболее популярного автора дома Дани Милохина с 6,4 млн подписчиков и 1 млн просмотров в среднем обойдется бренду в 200 000 Р. У остальных членов команды расценки от 50 000 Р до 140 000 Р за видеопост. А вот размещение в аккаунте всего дома будет стоить 300 000 Р. Так что попадание в дом гарантирует статус, популярность, повышенный интерес рекламодателей и возможность более быстрого роста.

Но даже селебрити по меркам «Тиктока» зарабатывают на платформе меньше, чем они же в «Инстаграме». Я взял расценки 44 авторов домов Dream Team House, Swag House и Sweet House на их ролики в «Тиктоке» и «Инстаграме» и сопоставил их, разделив стоимость на число подписчиков и на среднее количество просмотров видео.

Сравнение стоимости просмотров и подписчиков у популярных блогеров в «Тиктоке» и «Инстаграме»

За что Стоимость в «Тиктоке» Стоимость в «Инстаграме»
За просмотр 0,34 Р 0,47 Р
За подписчика 0,03 Р 0,15 Р
За просмотр
Стоимость в «Тиктоке»
0,34 Р
Стоимость в «Инстаграме»
0,47 Р
За подписчика
Стоимость в «Тиктоке»
0,03 Р
Стоимость в «Инстаграме»
0,15 Р

Чтобы зарабатывать, не обязательно быть резидентом дома. Многие авторы используют «Тикток» в дополнение к другим платформам. Вот цены на рекламу у шести авторов с аудиторией от 450 тысяч до 1,3 млн подписчиков в «Тиктоке».

Стоимость рекламы у менее популярных блогеров

За что Стоимость в «Тиктоке» Стоимость в «Инстаграме»
За просмотр 0,26 Р 0,48 Р
За подписчика 0,06 Р 0,18 Р
За просмотр
Стоимость в «Тиктоке»
0,26 Р
Стоимость в «Инстаграме»
0,48 Р
За подписчика
Стоимость в «Тиктоке»
0,06 Р
Стоимость в «Инстаграме»
0,18 Р

Все цены указаны с учетом агентской комиссии — в реальности авторы получат меньше. Работа с агентствами удобна для рекламодателей: она дает возможность расплачиваться безналично и страхует от рисков, что в самый неподходящий момент блогер пропадет или откажется от участия. Такое бывает часто.

Сама по себе аудитория и возможность интеграции у блогера-миллионника без раскрученного образа в «Тиктоке» стоит совсем мало. Например, реклама у ребят с 1,7 млн подписчиков, которые делают пародии, стоит 8000 Р. Стоимость за подписчика — 0,0047 Р.

Способы заработка в «Тиктоке»

В «Тиктоке» нет официальной программы, которая помогает зарабатывать авторам и конвертировать показы в деньги, как, например, в «Ютубе» или «Яндекс-дзене». Здесь также нет возможности зарабатывать с помощью стримов, донатов, суперчатов и суперстикеров, как в «Ютубе».

Но платформа не против работы блогеров с брендами напрямую. Это видно по хэштег-челленджам: рекламодатели закупают участие блогеров для посева кампании и публикуют в «Тиктоке» только ссылки на видео, которые хотят закрепить как официальные.

Хэштег-челлендж — визитная карточка «Тиктока» и рекламный формат с самым большим вирусным потенциалом. Рекламодатели договариваются с платформой о создании отдельной страницы в разделе «Интересное» с вызовом или конкурсом, в котором предлагают поучаствовать всем желающим, и снимают стартовые рекламные ролики с известными блогерами. В видео они показывают, как пользоваться продуктом, или первыми выполняют задания конкурса. Для блогеров — это один из способов заработать на платформе
Хэштег-челлендж — визитная карточка «Тиктока» и рекламный формат с самым большим вирусным потенциалом. Рекламодатели договариваются с платформой о создании отдельной страницы в разделе «Интересное» с вызовом или конкурсом, в котором предлагают поучаствовать всем желающим, и снимают стартовые рекламные ролики с известными блогерами. В видео они показывают, как пользоваться продуктом, или первыми выполняют задания конкурса. Для блогеров — это один из способов заработать на платформе

У блогеров есть три основных способа зарабатывать в «Тиктоке»:

  1. Прямая реклама товаров.
  2. Реклама музыкальных исполнителей.
  3. Продвижение своего бизнеса или себя как эксперта.

Реклама товаров. Главное отличие «Тиктока» от других платформ — здесь можно обойтись без глянца и официальности. Поэтому компании стараются размещать рекламу незаметно для пользователей у инфлюенсеров, которые рассказывают о товаре или услуге в естественной для себя манере. К этому их подталкивают в том числе хэштег-челленджи: чтобы придать импульс кампании, рекламодателям нужно разогреть аудиторию с помощью блогеров. Такие челленджи платформа запускает каждые несколько дней.

Реклама музыкантов. Большинство видео в «Тиктоке» музыкальные, а у платформы большая библиотека бесплатных для использования треков. «Тикток» часто используют для продвижения музыканты, и у блогеров есть отдельный прайс на то, чтобы в их видео звучал конкретный трек. В среднем реклама музыкального трека обходится в три раза дешевле обычной рекламы товаров и услуг.

Самому загрузить музыку в «Тикток», чтобы она была доступна для других пользователей, нельзя — сделать это можно только через дистрибьютора. Эту услугу предоставляют десятки компаний, которые находятся на первой же странице поисковика, например Songmoney. После загрузки трек добавят в библиотеку, и его смогут использовать в роликах пользователи «Тиктока».

«Тикток» — одна из платформ наряду с «Яндекс-музыкой», «Спотифаем» и «Эпл-мьюзик», где песня может выстрелить, а может и нет. В мире есть успешные кейсы, когда песни становились частью трендов и получали вирусный эффект, а их исполнители подписывали крупные контракты со звукозаписывающими компаниями и многократно увеличивали продажи треков. Например, Lil Nas X, Supa Dupa Humble, Joji и Absofacto стали популярными среди широкой аудитории благодаря тому, что их треки использовали в качестве фоновой музыки в роликах.

Продвижение себя и бизнеса. Если вы не известный блогер или музыкант, напрямую в «Тиктоке» заработать сложно. Зато здесь можно успешно продвигать себя как эксперта или рассказывать о товарах или услугах своей компании.

Цепочка продвижения выглядит так:

  1. Качественный контент.
  2. Просмотры, лайки, комментарии, репосты и сохранения.
  3. Увеличение числа показов людям, которые не подписаны на вас.
  4. Переходы на вашу страницу, подписки и знакомство с вашими предложениями.
  5. Покупка ваших товаров и услуг, участие в марафонах и прочее.

«Тикток» — это платформа-трендсеттер, которая заточена под экспорт видео в другие соцсети и мессенджеры. У любого видео, которым делится пользователь, есть две вотермарки создателя, а в интерфейс приложения встроен экспорт в «Вотсап», «Фейсбук», «Инстаграм», «Вконтакте», «Телеграм» и другие платформы. Это неплохо для бизнесов и экспертов, у которых есть экосистема поддерживающих друг друга каналов на разных площадках.

У видео из «Тиктока» две вотермарки: в первой половине ролика она стоит сверху
У видео из «Тиктока» две вотермарки: в первой половине ролика она стоит сверху
Во второй — снизу
Во второй — снизу
У видео из «Тиктока» две вотермарки: в первой половине ролика она стоит сверху
У видео из «Тиктока» две вотермарки: в первой половине ролика она стоит сверху
Во второй — снизу
Во второй — снизу
«Тикток» предложил мне 14 вариантов экспорта видео, но эти цифры индивидуальны для каждого и зависят от установленных приложений
«Тикток» предложил мне 14 вариантов экспорта видео, но эти цифры индивидуальны для каждого и зависят от установленных приложений
Например, если бы у меня был еще «Вайбер», вариантов экспорта было бы 15
Например, если бы у меня был еще «Вайбер», вариантов экспорта было бы 15
«Тикток» предложил мне 14 вариантов экспорта видео, но эти цифры индивидуальны для каждого и зависят от установленных приложений
«Тикток» предложил мне 14 вариантов экспорта видео, но эти цифры индивидуальны для каждого и зависят от установленных приложений
Например, если бы у меня был еще «Вайбер», вариантов экспорта было бы 15
Например, если бы у меня был еще «Вайбер», вариантов экспорта было бы 15

Как фотограф стала снимать короткие ролики для брендов, привлекая заказчиков через «Тикток»

Как пришла в «Тикток». До весны 2020 года я работала фотографом: снимала людей, мероприятия, свадьбы. С приходом первой волны пандемии коронавируса возможность контактировать с людьми исчезла, а с ней пропал и основной заработок.

В начале мая я зарегистрировалась в «Тиктоке», чтобы посмотреть, что эта площадка из себя представляет и что может мне дать. Неделю я подбирала ключи к аудитории и завела два пробных аккаунта: один — про путешествия, второй — с обучающим контентом по созданию креативных фотографий.

Как развивала аккаунт. Несмотря на красивый качественный контент, проект про путешествия не зашел. Тема была не актуальна для людей, которые были вынуждены оставаться дома.

Первые эксперименты с аккаунтом про фотографию показали, что тема тоже не столь интересна. Люди на самоизоляции хотели чего-то нового, поэтому я решила поделиться с ними своим хобби — съемкой коротких креативных вертикальных видеороликов на смартфон.

Я решила развиваться в этой нише и создавать каждую неделю по 2—3 новых обучающих видео. Я получила тысячи комментариев и сотни тысяч лайков, люди снимали дуэты и делали репосты. Благодаря таким реакциям мой контент попал в «Рекомендации» — аккаунт быстро набирал обороты, ролики собирали миллионы просмотров, а аудитория быстро росла.

Например, в начале октября я выложила видео, которое уже набрало почти 3,5 млн просмотров. Оно принесло мне 70 тысяч подписчиков и новые заказы на 80 000 Р, в том числе из-за рубежа — из Англии и США.

Этого результата я добилась только благодаря алгоритмам платформы и тесному общению с моей новой аудиторией, без дополнительного продвижения. С этой точки зрения «Тикток» выгодно отличается от «Инстаграма» или «Ютуба», где необходимо закупать рекламу.

Как изменился заработок благодаря «Тиктоку». Целых 10 лет я снимала в основном только фото и только на профессиональную камеру. Съемка видеороликов всегда была для меня всего лишь хобби, которое не приносило заработок. А сейчас видео, снятые на телефон, стали основным источником моего дохода.

До самоизоляции стоимость фотосъемки у меня была 4000 Р в час, а съемок было максимум 1—2 в неделю. Сейчас у меня 5—6 заказов на видеоролики от брендов в неделю, при этом есть возможность выбирать более интересные для себя проекты. Стоимость ролика начинается от 6000 Р за 15 секунд — это минимальная цена для видео с понятным техзаданием, полностью прописанным сценарием и простым производством. Если видео сложнее, длиннее или нужно придумать идею, то и цена выше.

Теперь я снимаю на Айфон. Заказчики это знают и соглашаются на эксперимент. За полгода я успела наработать базу постоянных клиентов. Я не беру много проектов, чтобы не терять в качестве и оставлять время для обучения и общения со своей новой аудиторией.

Марафоны. Каждый день мне поступало огромное количество обращений. Люди просили научить их снимать на смартфон так же, как это делаю я. Поэтому я решила создать базовый марафон по видеосъемке. Стоимость обучения была 299 Р. Только за первую неделю участие в марафоне оплатили более 500 человек, «Тикток» дал мне возможность монетизировать свои знания и опыт.

Сейчас мы с командой готовим новый, более продвинутый марафон. Так как среди моих подписчиков только 30% человек из России, мы запишем марафон и для иностранной аудитории. Это расширит наши границы и даст возможность всем моим подписчикам прокачать свои знания. Стоимость участия составит 10 $ (700  Р).

Аудитория. Судя по марафонам и моему бесплатному чату в «Телеграме», в который тоже приходят люди из «Тиктока», это люди в возрасте от 25 до 35 лет. Они хотят зарабатывать на фотографии и видео, развиваться в качестве блогеров, продвигать свой бизнес или снимать что-то для себя, например свою семью.

Как начать работать в «Тиктоке»

Выбрать тематику проекта. Если вы не стремитесь стать селебрити, что сильно зависит в том числе от удачи и множества случайностей, то следует выбрать нишу, в которой вы являетесь экспертом и можете уверенно себя чувствовать.

«Тикток» — аудиовизуальная платформа, поэтому надо изначально уметь показать то, что вы делаете, и рассказать об этом. С такой задачей на платформе справляются и изготовители мебели своими руками, и декораторы, и преподаватели английского, и даже бизнес-тренеры и трейдеры, которым физически показывать особо нечего.

Контент должен быть полезным: вдохновлять, развлекать, удивлять, обучать. Только тогда он получит реакции в виде лайков, комментариев, репостов — его выберут алгоритмы «Тиктока», а значит, увидят пользователи.

Желательно, чтобы контент или тема были уникальными для платформы.

Заранее написать сценарий для 5—7 роликов или сразу их снять. У меня нет точных данных, так как «Тикток» не раскрывает свои алгоритмы, но, по опыту пользователей, за пару дней после регистрации нужно выложить несколько сильных, продуманных и креативных видео — заявить о себе.

Если первые ролики хорошо воспримет аудитория, то в дальнейшем «Тикток» будет охотнее показывать ваш контент пользователям.

Скачать приложение TikTok. Оно доступно в «Гугл-плее» и «Эпсторе».

Зарегистрироваться на платформе. На этом этапе нужно придумать ник. Он должен быть кратким, емким и понятным. Лучше избежать цифр и знаков препинания.

Чтобы зарегистрироваться в «Тиктоке», нужно указать номер телефона, электронную почту или аккаунт в одной из соцсетей: во «Вконтакте», «Гугле», «Фейсбуке» или «Твиттере». Если перейти по ссылке «Условия использования», откроются не только стандартное пользовательское соглашение и политика конфиденциальности, но и руководство для госорганов, как правильно запрашивать сведения о пользователях
Чтобы зарегистрироваться в «Тиктоке», нужно указать номер телефона, электронную почту или аккаунт в одной из соцсетей: во «Вконтакте», «Гугле», «Фейсбуке» или «Твиттере». Если перейти по ссылке «Условия использования», откроются не только стандартное пользовательское соглашение и политика конфиденциальности, но и руководство для госорганов, как правильно запрашивать сведения о пользователях
При регистрации «Тикток» спросит дату рождения: личные сообщения на платформе могут отправлять и получать только пользователи старше 16 лет
При регистрации «Тикток» спросит дату рождения: личные сообщения на платформе могут отправлять и получать только пользователи старше 16 лет
Ник будет отображаться под аватаркой пользователя. Изменять его можно не чаще, чем раз в 30 дней
Ник будет отображаться под аватаркой пользователя. Изменять его можно не чаще, чем раз в 30 дней

Добавить описание аккаунта. Далее необходимо добавить фотографию и краткое описание профиля. Например: «Дима — инструктор по вождению. Научу лучше твоей автошколы», «Я Маша, дизайнер-декоратор. Делюсь фишками для интерьера», «Данила — мастер. Творю чудеса из камня и металла».

Пользователь должен с первой строчки понять, о чем ваша страница: здесь он проведет всего пару секунд
Пользователь должен с первой строчки понять, о чем ваша страница: здесь он проведет всего пару секунд
Часто в описании размещают ссылки на «Таплинк», свои страницы в других соцсетях или сайт
Часто в описании размещают ссылки на «Таплинк», свои страницы в других соцсетях или сайт
Некоторые сразу продают товары или предлагают что-то скачать в обмен на почту или подписку — так выстраивают более длинную воронку продаж
Некоторые сразу продают товары или предлагают что-то скачать в обмен на почту или подписку — так выстраивают более длинную воронку продаж
Смайлики помогают быстро передать эмоции и выделить главное, чтобы уложиться в 80 знаков, — больше написать не позволяет система
Смайлики помогают быстро передать эмоции и выделить главное, чтобы уложиться в 80 знаков, — больше написать не позволяет система

Верифицированный и про-аккаунт

Верифицированный аккаунт. Если вы известная личность — политик, актер, спортсмен, музыкант или блогер, можете подать запрос на верификацию аккаунта, чтобы после проверки он получил галочку.

Чтобы подать запрос, нужно отправить письмо на tiktok.easteu.creators@tiktok.com с темой «Верификация». В письме укажите ссылку на аккаунт в «Тиктоке» и количество подписчиков в нем, ссылки на аккаунты в других соцсетях и число подписчиков. Если вы известны за пределами интернета, приложите подтверждение этого.

Верифицированному аккаунту доверяет аудитория. Галочка показывает популярность автора, помогает защищаться от клонов и чаще попадать в «Рекомендации».

К таким аккаунтам выше интерес со стороны рекламодателей, а при клике по ссылке в шапке профиля не появляется предупреждение о переходе на сторонний сайт — это обеспечивает бесшовную коммуникацию.

У верифицированного аккаунта приоритет в поиске
У верифицированного аккаунта приоритет в поиске

Про-аккаунт подходит для тех, кто пришел в «Тикток» не для развлечения, а по делу — продавать свои услуги или товары. Такой аккаунт открывает дополнительную статистику и позволяет создавать рекламные публикации, но библиотека музыкальных треков значительно сокращается.

Переход на про-аккаунт и обратно занимает несколько кликов. Вот как это сделать:

  1. Нажать на три точки в правом верхнем углу своей страницы.
  2. Нажать на «Управление аккаунтом», а потом на «Переключиться на про-аккаунт».
  3. Выбрать аккаунт «автора» или «бизнеса» и подходящую категорию. Если вы выбрали «авторский», система предложит указать пол.

Переключиться обратно на личный аккаунт, сменить бизнес-аккаунт на авторский и наоборот можно в любой момент по инструкции выше
Переключиться обратно на личный аккаунт, сменить бизнес-аккаунт на авторский и наоборот можно в любой момент по инструкции выше

Как делать контент в «Тиктоке»

Правила. Все размещаемые ролики должны соответствовать правилам сообщества «Тикток». На платформе нельзя продавать оружие, наркотики и другие запрещенные в России вещества, публиковать сцены насилия и порнографию, пропагандировать самоубийства и разжигать расовую ненависть, оскорблять других людей или раскрывать их личную информацию. Все правила можно описать одной фразой: вести себя адекватно и не нарушать закон.

Формат видео. В «Тиктоке» принято снимать вертикальные видео — в формате 9:16. Длительность — до 60 секунд, хотя большинство блогеров ограничивается 20 секундами. При этом ролик должен вовлекать зрителя с первой секунды.

К видео можно применять встроенные маски и эффекты, накладывать дополнительные аудиодорожки — музыку из библиотеки треков или собственный закадровый голос. А также дополнять видео текстом и стикерами.

В этом ролике с помощью эффекта я управляю кораблем своим носом, облетая препятствия. Дальше на это видео можно наложить музыку или дополнительные маски. Такой ролик подошел бы для селебрити, за которым следит армия его фанатов, или если бы я делал это, сидя на шпагате. Например, музыкант T-Killah проходил трассу во время утренних отжиманий и набрал 450 тысяч лайков. В любом другом случае пользователям это будет неинтересно
В этом ролике с помощью эффекта я управляю кораблем своим носом, облетая препятствия. Дальше на это видео можно наложить музыку или дополнительные маски. Такой ролик подошел бы для селебрити, за которым следит армия его фанатов, или если бы я делал это, сидя на шпагате. Например, музыкант T-Killah проходил трассу во время утренних отжиманий и набрал 450 тысяч лайков. В любом другом случае пользователям это будет неинтересно
В сети много бесплатного контента, который поможет научиться снимать видео для «Тиктока», — мини-курсы проводят, например, производители смартфонов, рассказывая про возможности своей техники. Это бесплатный курс по мобильной съемке от «Сяоми» — MiCreators
В сети много бесплатного контента, который поможет научиться снимать видео для «Тиктока», — мини-курсы проводят, например, производители смартфонов, рассказывая про возможности своей техники. Это бесплатный курс по мобильной съемке от «Сяоми» — MiCreators

Подача. Сначала лучше несколько дней посмотреть ролики на платформе, перед тем как начинать снимать что-то свое. Информацию стоит подавать просто, динамично, емко, уверенно и максимально естественно: сложный контент выпадает из общей тональности ленты «Тиктока».

Не забывайте про пользу. Например, если хотите поделиться обучающим видео, начинайте с демонстрации результата. Делитесь фишками производства и помогайте пользователям понять, как вы его достигли. В конце ролика можно еще раз показать результат.

Если в ролике есть монтаж, избегайте долгих склеек и длинных сцен. Вырезайте каждую секунду ролика, которая не несет смысловой нагрузки.

Вдохновение и темы стоит черпать из профессиональной деятельности. Еще обратите внимание на существующие тренды на платформе — их можно посмотреть в разделе «Интересное», где публикуют проходящие сейчас челленджи спонсоров, программы и конкурсы платформы, наиболее популярные хэштеги.

Редакция «Тиктока» регулярно предлагает темы для контента и возможности скоротать время, например, на самоизоляции. Кликнув по баннеру, можно попасть на видеоэкскурсии по музеям. В записи их можно посмотреть в аккаунте «Культура-рф»
Редакция «Тиктока» регулярно предлагает темы для контента и возможности скоротать время, например, на самоизоляции. Кликнув по баннеру, можно попасть на видеоэкскурсии по музеям. В записи их можно посмотреть в аккаунте «Культура-рф»
Не все челленджи коммерческие. Например, если нажать на этот баннер в разделе «Интересное», откроется лендинг челленджа Всероссийского фестиваля науки. Темы меняются и так вдохновляют авторов делать новый контент
Не все челленджи коммерческие. Например, если нажать на этот баннер в разделе «Интересное», откроется лендинг челленджа Всероссийского фестиваля науки. Темы меняются и так вдохновляют авторов делать новый контент
Самые популярные хэштеги — это не только еще один источник вдохновения, но и возможность попасть в топ ленты по хэштегу: это принесет дополнительные просмотры и подписчиков
Самые популярные хэштеги — это не только еще один источник вдохновения, но и возможность попасть в топ ленты по хэштегу: это принесет дополнительные просмотры и подписчиков

Поддерживать тот или иной тренд — решать автору. Но нужно подходить к этому с осторожностью, чтобы не размыть свое позиционирование и не потерять аудиторию. Стоит участвовать только в подходящих по экспертности активностях, а вдохновение черпать за пределами «Тиктока» и использовать раздел «Интересное» только как дополнение.

В «Тиктоке» довольно вовлеченное сообщество, которое активно комментирует ролики и может подсказывать, что нравится людям, а что нет, делиться идеями и предлагать вызовы. Общение со зрителями в комментариях и директе — еще один источник идей и вдохновения.

Дуэты. Одна из функций «Тиктока» — «Дуэт». Она позволяет создать совместное видео с другим пользователем и записать реакцию на готовый клип. Например, кто-то из пользователей поет, а у вас родился под эту песню танец. Вы записываете дуэт — пользователи видят разделенный на две части экран.

Чтобы записать дуэт, напротив понравившегося ролика надо нажать «Отправить» — стрелку справа, выбрать «Дуэт» и записать свою часть ролика. Преимущества формата в том, что совместный ролик можно сопроводить хэштегами соавтора. Записывать дуэты можно только с теми, кто разрешил это действие в настройках конфиденциальности
Чтобы записать дуэт, напротив понравившегося ролика надо нажать «Отправить» — стрелку справа, выбрать «Дуэт» и записать свою часть ролика. Преимущества формата в том, что совместный ролик можно сопроводить хэштегами соавтора. Записывать дуэты можно только с теми, кто разрешил это действие в настройках конфиденциальности

Частота постинга. Сама платформа рекомендует публиковать видео 3—5 раз в неделю. В первые несколько дней после регистрации постите активно, а дальше отдавайте предпочтение качеству.

Не переживайте, если не получается делать столько контента, сколько рекомендует «Тикток». Я заметил, что ролики попадают в «Рекомендованные» и набирают большие охваты даже через 2—3 недели молчания блогера.

Оборудование. Специальных требований к оборудованию нет. Чтобы снимать видео, достаточно смартфона с хорошей камерой — этим часто обходятся даже топовые тиктокеры.

Идея аккаунта важнее реализации. Если ее хорошо восприняла аудитория и число последователей растет, то можно, но не обязательно со временем докупить:

Как учитель из обычной школы повышает лояльность к своей профессии через «Тикток»

Зачем пришел в «Тикток». Я работаю учителем в общеобразовательной школе. Мне нравится повышать лояльность к своей профессии через «Тикток». Сейчас это хобби, которое переросло в дополнительный доход к школьной зарплате.

Аудитория. Моя аудитория на платформе — школьники. Они узнают в моем блоге себя, своих учителей, ситуации, в которых сами не раз бывали. Некоторые школьные неприятные моменты я довожу до комического абсурда — тем самым свожу весь негатив на нет.

Хэштег-челленджи и развитие аккаунта. Раньше я очень часто снимал ролики под трендовые хэштеги — многие из видео становились официальными, от этого тоже приходила аудитория. Заходили ролики из-за того, что контент под тренд был оригинальным, переработанным под реалии школы и выделялся среди других.

С начала учебного года стало откровением, что моей аудитории заходят пранки в школе. Естественно, придумывая что-то, я отталкиваюсь от моральных норм — в итоге получается неплохо повеселиться на перемене, разыграв своих учеников.

Дуэты. Такой формат весьма эффективен, но я использую его редко. Считаю, что все-таки нужно завоевывать расположение аудитории своим контентом, а не реакцией на чей-то готовый.

Частота публикаций. Какой-то оптимальной частоты публикации контента в «Тиктоке» нет. У меня нет цели постить ежедневно и лезть из кожи вон, чтобы снять ролик. Если у нас с учениками возникает идея, мы ее реализуем, если нет — ничего страшного.

За последний год мы открыли интересный формат — музыкальные пародии. Мы снимаем их нечасто, так как это очень энергозатратный процесс: нужно привлечь звукозаписывающие студии, хореографов, новые локации, операторов и многое другое.

Затраты на продвижение. В продвижение своего аккаунта за все время я не вложил ни копейки. Но я своевременно отслеживал потребность в новом оборудовании и освещении.

«Тикток» — сеть не для купленной аудитории, поэтому тут нужно постоянно удивлять. Если есть масса оригинальных идей и телефон с возможностью видеозаписи, обязательно найдешь свою аудиторию без финансовых вложений.

Начинающим авторам я рекомендую выбрать четкую тематику блога и следовать ей, наполняя профиль адаптированными трендами и оригинальным контентом.

Качество записи должно быть достойным, но в современных условиях это совсем не проблема: техника на любой вкус и бюджет доступна всем. В большинстве случаев мы с учениками все снимаем на мой Айфон. Но если это какие-то рекламные коллаборации и этого требует техзадание, я использую камеру и свет — два софтбокса.

Продвижение в «Тиктоке»

Если убрать за скобки высокое качество контента, его креативность и оригинальность, которые по умолчанию должны приносить основной трафик, вот какие инструменты также можно использовать на платформе.

Хэштеги. Обязательно сопровождайте свое видео хэштегами, чтобы пользователи смогли найти ролик через поиск или похожие работы. Отдавайте предпочтение своим тематическим тегам и не перебарщивайте с количеством. «Тикток» рекомендует использовать не более 3—5 тегов.

Некоторые авторы ставят популярные теги, даже если они не имеют отношения к видео. Когда рекламодатель проводит на платформе официальный челлендж, у него появляется отдельная страница с описанием правил и популярными видео с официальным хэштегом. Ролики с этим хэштегом получают дополнительное продвижение от «Тиктока».

Использовать хэштег-челлендж рекламодателя — значит получить дополнительные охваты. Как это влияет на выдачу контента от канала в долгосрочном периоде, сказать сложно. В любом случае это не самый честный способ.

Эти ролики рекламодатель не закрепил в топе страницы челленджа — они попали туда сами благодаря хорошим показателям по просмотрам, лайкам, досмотрам и комментариям
Эти ролики рекламодатель не закрепил в топе страницы челленджа — они попали туда сами благодаря хорошим показателям по просмотрам, лайкам, досмотрам и комментариям
Присутствие в верхней части страницы даст авторам роликов сотни тысяч дополнительных просмотров
Присутствие в верхней части страницы даст авторам роликов сотни тысяч дополнительных просмотров
Эти ролики рекламодатель не закрепил в топе страницы челленджа — они попали туда сами благодаря хорошим показателям по просмотрам, лайкам, досмотрам и комментариям
Эти ролики рекламодатель не закрепил в топе страницы челленджа — они попали туда сами благодаря хорошим показателям по просмотрам, лайкам, досмотрам и комментариям
Присутствие в верхней части страницы даст авторам роликов сотни тысяч дополнительных просмотров
Присутствие в верхней части страницы даст авторам роликов сотни тысяч дополнительных просмотров

Возможности прямой рекламы. Для бизнеса существует специальная платформа TikTok for Business. Большинство инструментов рассчитано на широкий охват, поэтому стоимость входа — суммы с шестью нулями.

Единственный доступный для малого бизнеса или эксперта формат — In-feed. Это полноэкранный вертикальный ролик в ленте с кнопкой, ведущей на сайт, в «Плей-маркет» или на другую площадку, где можно приобрести товар.

Я рекомендую пользоваться им в том случае, когда у компании есть готовый продукт и посадочная страница для него. А также когда четко прослеживается воронка продаж и затраты на привлечение одного покупателя заложены в бизнес-модель. В таком случае инструмент можно использовать в маркетинговом миксе с другими.

Такие же рекомендации можно дать желающим разместить рекламу у других блогеров за деньги или сделать совместное видео. Возможно, это привлечет дополнительных подписчиков. Но если нет четкого понимания, что с этой аудиторией делать и как продавать, то это выкинутые на ветер деньги.

Во время регистрации на TikTok for Business, кроме электронной почты и пароля, попросят указать страну, часовой пояс, название компании, валюту и отметить, работаете ли вы в рекламном агентстве, так как для агентств в «Тиктоке» есть скидки
Во время регистрации на TikTok for Business, кроме электронной почты и пароля, попросят указать страну, часовой пояс, название компании, валюту и отметить, работаете ли вы в рекламном агентстве, так как для агентств в «Тиктоке» есть скидки
Интерфейс напоминает подобные платформы для рекламы от «Гугла», «Яндекса» и «Фейсбука»
Интерфейс напоминает подобные платформы для рекламы от «Гугла», «Яндекса» и «Фейсбука»
Рекламный ролик формата In-feed может выглядеть как на скриншоте или, например, так. Это просто видео с кнопкой, ведущей на сайт рекламодателя, в ленте
Рекламный ролик формата In-feed может выглядеть как на скриншоте или, например, так. Это просто видео с кнопкой, ведущей на сайт рекламодателя, в ленте

Трендовая музыка. Часть пользователей ищет ролики не по хэштегам, а по треку. Если использовать трендовую композицию, то вероятность, что человек кликнет со страницы именно по вашему ролику, выше.

Так выглядит поиск по музыкальному треку. Чтобы появилась эта страница, надо кликнуть по названию трека в нижней части видео
Так выглядит поиск по музыкальному треку. Чтобы появилась эта страница, надо кликнуть по названию трека в нижней части видео

Лайки, комментарии и подписки. Старый способ — попросить зрителей нажать на сердечко, если понравилось видео, прокомментировать его, подписаться на аккаунт или сохранить полезный ролик, чтобы не потерять, здесь тоже работает.

Таким образом можно увеличить активность с точки зрения алгоритмов «Тиктока»: раз много лайков и просмотров, значит, видео интересное, и платформа покажет его большему количеству пользователей.

Программы «Тиктока». Можно подать заявку на участие в программе развития талантов «Тиктока». Для этого должно быть не меньше 20 роликов, последний из которых записан менее чем 30 дней назад.

Ссылка на программу развития талантов доступна в верхнем слайдере раздела «Интересное»
Ссылка на программу развития талантов доступна в верхнем слайдере раздела «Интересное»

Что нужно знать начинающему тиктокеру

  1. Главное — контент. Снимайте оригинальные видео, которые пользователи будут досматривать до конца, а также ставить им лайки и комментировать. Тогда алгоритмы «Тиктока» покажут ваши ролики большему количеству человек без вложений в рекламу.
  2. Идея важнее техники. Ролики можно снимать на телефон с нормальной камерой без профессионального света и штатива. Их всегда можно докупить после, если канал будет расти. Чтобы замаскировать изъяны и лучше донести идею, в «Тиктоке» есть библиотека музыки, эффекты, стикеры, дуэты и другие инструменты.
  3. Цепляйте с первой секунды. Большинство из тех, кто увидит ваши ролики, не ваши подписчики. Они видят вас впервые — старайтесь сразу завладеть вниманием зрителей, иначе видео пропустят.
  4. Если хотите зарабатывать в «Тиктоке», нужно иметь собственный продукт или услугу, которые можно заказать в онлайне.
  5. Выберите нишу и позиционирование. Вдохновляйтесь своей работой или хобби, а уже потом — общими трендами платформы. Все ролики должны быть связаны с целью: привести учеников, продать больше стульев, показать себя экспертом. Без внятного позиционирования не будет понятных результатов.
  6. Не отчаивайтесь и получайте удовольствие. Первые ролики могут набирать по несколько просмотров, даже если вы их снимали много часов и вложили много сил. Самый простой рецепт — делать то, что нравится, и получать удовольствие от процесса.