Личный опыт: как я работал курьером в «Яндекс-доставке»
Несколько лет назад после увольнения с престижной должности я полтора месяца проработал курьером в «Яндекс-доставке». Так я был занят делом, заработал немного денег и бесценный опыт.
Тогда я уволился со старой работы и ждал, пока мне оформят оффер на новой. Сбережения быстро заканчивались: в неделю мне требовалось около 20 000 ₽, чтобы гасить кредит, оплачивать репетиторов для дочери, продукты и услуги. Даже при жесткой экономии денег оставалось максимум на два месяца.
Сначала я решил писать тексты на заказ: когда-то я был журналистом, мне была знакома эта сфера. Я написал текст, его приняли, но деньги не перечислили и перестали отвечать на сообщения.
Я понял, что больше не готов рисковать, и решил поработать в такси или курьером. Стать таксистом оказалось непростой задачей: для этого нужно было оформить медкнижку и стать самозанятым. Устроиться курьером оказалось куда проще.
Расскажу, как я стал курьером, сколько заработал и какой самый необычный заказ мне довелось доставлять.
Как я стал курьером
Чтобы стать курьером, я зарегистрировался в приложении «Яндекс-про». Другие сервисы даже не рассматривал — доверился известному бренду.
Шаг 1: регистрация. В приложении я заполнил анкету: указал город, где буду работать, ввел данные водительского удостоверения и информацию об автомобиле. Я работал в Белгороде, ездил на Ниссане Ноуте.
Если права у курьера есть, а автомобиля нет, он тоже может работать через «Яндекс-про». Для этого нужно оставить заявку на сайте, а после — дождаться звонка от компании и оформить документы в офисе одной из компаний-партнеров.
Шаг 2: подтверждение личности и данных об автомобиле. Для этого нужно сфотографировать следующие документы:
- Водительское удостоверение.
- Свидетельство о госрегистрации автомобиля.
- Автомобиль.
- Себя с паспортом.
Еще нужно пройти обучение — ссылка на него будет в приложении. Во время обучения вам расскажут, как выполнять заказы на разных тарифах: например, на тарифе «Курьер» нужно всегда доставлять заказ до квартиры, а на тарифе «Доставка» можно встретиться с получателем у подъезда. Еще из обучения можно узнать, что делать в нестандартных ситуациях: например, как поступить, если получатель не отвечает на звонки. В таком случае нужно подождать у квартиры получателя десять минут, за это время позвонить ему четыре раза. Затем следует договориться с отправителем о возврате посылки. В конце обучения нужно пройти небольшой тест.
Я работал по тарифам «Курьер» и «Доставка» — они различаются стоимостью доставки и весом посылок. По второму тарифу могут работать только курьеры на автомобиле.
Шаг 3: выбор формы трудоустройства. Мне нужно было решить, как я буду работать с сервисом. Можно было делать это напрямую или через компанию-партнера.
Если бы я решил работать с «Яндексом» напрямую, мне пришлось бы стать самозанятым и получить медкнижку — она нужна для доставки готовой еды. Такой вариант мне не подходил: я хотел устроиться курьером на довольно короткий период, а оформлять медкнижку долго и дорого. В итоге я решил работать с «Яндексом» через партнера.
В приложении я нашел список партнеров и выбрал ООО «Дубровка»: их офис есть в Белгороде, поэтому я мог к ним съездить в случае проблем. Они берут процент за сотрудничество — 3% с каждого заказа. Насколько я знаю, такой процент берут все местные компании. Никаких договоров я не подписывал.
Когда я выбрал «Дубровку», мне позвонили из офиса компании и предложили бесплатно взять в аренду брендированную термосумку. Сказали, что в ней можно возить, например, еду из кафе и ресторанов. Но я решил арендовать ее, только если она сильно понадобится.
После этого я мог приступать к работе.
Как устроена доставка заказов
Суть работы курьера — забрать посылку у отправителя и передать ее получателю. Вот как устроен процесс.
Сигнал о новом заказе поступает в приложение — там указано место, где нужно забрать посылку. Если принять заказ, появится адрес доставки и номер телефона отправителя.
В приложении я менял статус в зависимости от того, на каком этапе я был:
- Добрался до отправителя.
- Получил посылку у отправителя. Иногда после этого нужно ввести в приложении смс-код, который пришел отправителю.
- Добрался до получателя. Перед этим важно позвонить ему и предупредить о своем визите.
- Передал посылку получателю. На этом этапе в некоторых заказах нужно ввести в приложении смс-код от получателя.
- Выполнил заказ.
Если не поменять статус на каком-то из этапов, следующий заказ взять не дадут. Со мной такого ни разу не было.
Пока курьер выполняет заказ, в приложении работает таймер — он показывает время, за которое нужно добраться до отправителя и получателя. Если опоздать более чем на 30 минут от указанного времени, курьера оштрафуют на 500 ₽. При опоздании на меньший срок штрафов нет, но заказчик может поставить низкую оценку. При этом если курьер не может доставить заказ по уважительной причине, например из-за ДТП, он может связаться со службой поддержки. Посылку передадут другому курьеру.
- 500 ₽
Я всегда успевал доставить заказ вовремя, но иногда до конца срока оставались считаные минуты из-за того, что я долго искал парковку. Еще иногда получатель долго не отвечал по домофону — это напрягало.
В «Яндекс-про» штрафуют не только за опоздания. Например, если курьер едет не в ту сторону, где ждет получатель, его оштрафуют на 1000 ₽. А за работу в нетрезвом виде — на 5000 ₽. Меня ни разу не штрафовали.
Я работал по будням с десяти утра до восьми вечера рядом с гипермаркетами и торговыми центрами. В день выходило от 8 до 15 заказов. За каждый заказ я получал 80—200 ₽ в зависимости от востребованности услуги и дальности доставки. Чаевые мне почти не давали — один раз я получил 15 ₽ через приложение, еще раз мне дали 50 ₽ наличкой.
Если курьер работает через партнера, деньги за заказы поступают на баланс в течение 3—5 дней. Их можно вывести через приложение партнера. Самозанятым проще: им деньги поступают прямо на карту в течение 1—2 дней.
Что можно и нельзя доставлять «Яндексом»
Не любую посылку можно доставлять — вот что я не мог принять у отправителя по правилам сервиса:
- Деньги и драгоценности.
- Животных, растения и биологические материалы.
- Жидкости в открытой таре.
- Хрупкие предметы без специальной упаковки.
- Пачкающие посылки.
- Медицинские препараты, которые отпускают по рецепту.
- Предметы, которым нужны специальные условия для перевозки: например, лекарства, которые нужно хранить в холодильнике.
- Оружие.
- Разумеется, наркотики и любые другие предметы, запрещенные законом РФ.
В остальном можно принимать любые посылки, которые весят не больше 20 кг и помещаются в багажник.
Мне ни разу не предлагали доставить что-то запрещенное — я в основном возил продукты, документы и недостающий товар для торговых точек. Больше всего запомнился первый заказ — тогда я через весь город вез девушке ананас. В другой раз я вез цветы в магазин — они заполнили весь салон и сильно пахли. Еще однажды поздно вечером я доставлял в полузаброшенный промышленный район старую книгу «Уроки кройки и шитья».
Что влияет на частоту заказов
Сервис распределяет заказы в зависимости от трех параметров: приоритет, рейтинг и активность.
Приоритет — это, по сути, вероятность того, что курьер получит заказ. Чем он выше, тем больше заказов достается курьеру.
Приоритет начисляется в баллах. Их можно получить за следующие действия:
- Фотоконтроль термокороба и медкнижки, если они есть. Как я писал выше, медкнижку я не заводил. Термокороб я тоже не арендовал, он мне ни разу не пригодился.
- Обучение в Центре доставки, я его не проходил.
- Брендированная оклейка и световой короб на крыше автомобиля для автокурьеров. Я ничего из этого не делал — решил, что на временной подработке мне это ни к чему.
- Работа с сервисом напрямую, а не через партнеров.
- Дезинфекция машины на специальных автомойках.
- Заправка через «Яндекс-про» 20 литров топлива и более. Я этим не пользовался.
- Рейтинг от 4,8 и не менее 50 оценок. У меня рейтинг был 5.
- Уровень «Серебро» в программе привилегий — его дают за баллы, которые можно получить за поездки. Чем больше поездок совершает водитель, тем больше баллов и преимуществ получает. Я достиг этого уровня.
Новичкам в первую неделю дают три балла приоритета, чтобы они быстрее освоились, во вторую — два балла, в третью — один.
У меня поначалу было десять баллов, а после — шесть-семь за фотоконтроль маски, рейтинг и серебряный уровень в программе привилегий.
Рейтинг курьера — это среднее значение последних 150 оценок пользователей сервиса. Его важно поддерживать на уровне не ниже 4,8 из 5: если рейтинг будет ниже, доступ к сервису пропадет и курьер не сможет брать заказы. А еще чем выше рейтинг, тем выше приоритет курьера и тем больше заказов ему дают.
Если рейтинг упадет ниже 4,8 и доступ к сервису пропадет, его можно временно восстановить. Для этого нужно выполнить инструкции от «Яндекс-про», а после завершить 150 заказов. Что это за инструкции, мне неизвестно: мой рейтинг всегда был 5. Если после этих заказов рейтинг поднимется до нужного уровня, доступ к сервису вернется, а если нет — закроется на полгода. Через полгода можно снова попробовать восстановить доступ.
Активность — это то, как часто курьер принимает и отклоняет заказы. За каждый принятый заказ начисляются баллы активности, а за отклоненный — вычитаются. Чем ниже активность, тем меньше заказов дают курьеру, а от этого напрямую зависит заработок.
На каждом заказе приложение говорит, сколько процентов активности курьер получит за него и сколько потеряет, если откажется от заказа. Чем дальше надо ехать, тем больше баллов дадут за принятый заказ и тем меньше отнимут за пропущенный. При этом активность не снижается, если выйти в отпуск или взять длительный перерыв в работе.
Максимальный уровень активности — 100%, у меня такой всегда и был, потому что я не пропустил ни одного заказа. Если активность упадет ниже 10%, заказы перестанут поступать.
Чтобы не пропускать заказы, я советую взять два телефона: на одном все время будет работать приложение, а другой можно использовать для связи и выхода в интернет. Так меньше шансов пропустить заказ, например, из-за входящего звонка. У меня изначально было два телефона, так что покупать ничего специально не пришлось.
Сколько можно заработать
В 2020 году я работал по 10—12 часов в день шесть дней в неделю. За день мне удавалось получить «грязными» 800—1500 ₽ при пробеге 100—150 км, а за месяц вышло около 30 000 ₽. Примерно половину доходов я тратил на бензин, и еще 3% брал партнер. В итоге чистыми за месяц я получил около 15 000 ₽.
В 2022 году, когда я вернулся к подработке курьером, заказов стало больше, но их стоимость упала. При той же занятости мне удавалось получать 600—1150 ₽ в день. Чтобы зарабатывать 15 000 ₽ в месяц на руки, надо было трудиться на 20—25% интенсивнее. По словам моих знакомых курьеров, то же самое происходит и сейчас, в 2023 году.
Надо сказать, что в указанных выше суммах не учтены износ запчастей и ремонт в случае ДТП. Пока курьер выполняет заказ, сервис его страхует — в случае аварии он покроет ущерб до 2 млн рублей. Посылки тоже застрахованы на сумму до 500 тысяч рублей. Но в остальное время можно положиться только на ОСАГО, которое покрывает далеко не все. Так что водить надо крайне аккуратно, иначе можно лишиться заработка за несколько дней.
Несмотря на все расходы, я не был готов разносить заказы пешком: на автомобиле можно ехать дальше, а значит, получать больше.
Итоги
Не могу сказать, что курьер — это работа мечты. Платят там мало, весь день нужно быть за рулем — в конце смены это особенно опасно, потому что накатывает сильная усталость. А еще курьерам не положены больничные и отпускные, все за свой счет.
Но в этой работе есть свои достоинства. У меня появилось много новых знакомых: кассиры и менеджеры в магазинах, хозяева кафе. Благодаря этой работе я мог платить по счетам, не сидел без дела и сбросил 4 кг. Я не зависел от графика — мог сам решать, когда выходить на работу. В свободное время, пока не было заказов, я слушал лекции и проходил тренинги, а полученные знания использовал на следующей работе. А еще, несмотря на тяжелый труд, я чувствовал азарт: эта работа затягивает. Мне было интересно, какой заказ я получу следующим, куда его отвезу и с какими людьми встречусь.
В 2020 году, когда мне прислали оффер на новой работе, я уволился — просто перестал выходить на линию в приложении. Несмотря на все плюсы работы курьером, мне хотелось стабильности и хорошего заработка. Но приложение я не удалил и в 2022 году снова пользовался им несколько месяцев.
Как я уже упоминал, сейчас заработок курьеров снизился, но заказов стало больше: многие гипермаркеты, кафе и рестораны сделали доставку бесплатной для клиентов, и люди стали этим пользоваться.
Изменился и социальный статус клиентов: в 2020 году я доставлял заказы в основном в элитные районы города, а сейчас их делают и пенсионеры, и студенты в общежитиях. Три года назад я мог ждать заказ около часа, а теперь знакомые курьеры говорят, что им трудно взять паузу даже для небольшого перерыва. Как только они завершают один заказ, тут же поступает новый.