«Неприличные гости»: провокационная комедия с Павлом Прилучным в роли наглого свингера
Комедия «Неприличные гости» вышла в кино в апреле 2024 года — а позже добралась до цифрового релиза.
Это ремейк испанского фильма «Соседи сверху». Российскую версию поставил дебютант Гога Мамаджанян — выпускник киношколы Сарика Андреасяна: тот сам выступил продюсером вместе с братом. Летом фильм попал в топ просмотров на «Кинопоиске». Но это совсем не означает, что «Неприличные гости» — хорошее кино. Это пошлая морализаторская комедия, авторы которой сами не поняли, что хотели сказать.
Что за «Неприличные гости»
Дата премьеры: 25 апреля 2024
Страна производства: Россия
Режиссер: Гога Мамаджанян
Сценаристы: Гайк Асатрян, Ерзия Ертлес
В ролях: Максим Лагашкин, Екатерина Стулова, Павел Прилучный, Зепюр Прилучная-Брутян, Владимир Сычев, Янина Студилина
Жанр: комедия
Фильмы, похожие на «Неприличных гостей»: «Резня», «Идеальные незнакомцы», «Игра в правду», «Вечеринка»
Продолжительность: 1 час 23 минуты
Где смотреть: Кинопоиск, Иви, Start, Okko
О чем фильм
Преподаватель Виктор и работница отдела стандартизации и сертификации Ольга — типичная семья средних лет. Они купили квартиру, которая не оправдала их ожиданий, уже закрыли ипотеку и очень устали друг от друга. А за стеной поселилась очень страстная пара Дмитрий и Лина. Те постоянно громко занимаются сексом, что раздражает супругов.
Однажды соседи приходят в гости. Оказывается, они живут совсем иначе: Дмитрий — грубоватый и пошлый мясник, Лина — «цифровой психолог». Это злит Виктора, который считает себя выше таких людей. А потом гости объявляют об истинной цели визита. Дмитрий и Лина — свингеры и хотели бы предложить Виктору и Ольге обмен партнерами для секса. Возможно, эта встреча не только станет испытанием брака на прочность, но и позволит всем чуть лучше разобраться в себе.
Мораль и счастливый финал здесь берутся из ниоткуда
Камерные драмы, где действие разворачивается в одном помещении, а герои только разговаривают — отдельный и очень неплохой тип кино.
Можно вспомнить знаменитых «Идеальных незнакомцев» и «Резню» или менее известные, но такие же прекрасные картины «Вечеринка» или «Игра в правду». Все их объединяет одно: герои проходят путь от близости до ненависти и обратно, не выходя из квартиры.
В случае с «Неприличными гостями» не очень понятно, что именно хотели показать авторы. У Виктора и Ольги действительно проблемы в отношениях: они ругаются буквально с порога, постоянно предъявляют друг другу претензии. Причем по большей части проблема, видимо, в мужчине: вечно недовольный мизантроп ворчит и огрызается. Но что им дает визит глуповатых и слишком открытых гостей?
Первую половину фильма Дмитрий, которого играет Павел Прилучный, беспрерывно пошлит, сводит каждую фразу к батиной шутке про секс и смеется похрюкивая. Лина в исполнении Зепюр Прилучной-Брутян просто говорит глупости. В ответ Виктор огрызается, а Ольга его одергивает.
Зрителю показывают четырех неприятных людей, каждый из которых не слышит других. К середине фильма идея вроде бы начинает вырисовываться: хозяева понимают, что их агрессия связана не столько с неприличными предложениями, сколько с собственными проблемами.
Но с этого момента «Неприличные гости» начинают спешить. Хозяева грубо соглашаются на предложение, Ольга тут же переодевается в сексуальное белье, дальше снова скандал, появляются еще одни гости, начинается драка. И все это перемежается вставками якобы тонких разговоров об эмоциях. Хотя Павлу Прилучному об этом забыли сказать: его герой все так же продолжает пошлить и хрюкать.
За пять минут до финала случается трагическая сцена. Но потом авторы совершенно внезапно дают зрителю хеппи-энд. То есть персонажи просто ругаются полтора часа, а потом говорят: «А на самом деле мы любим друг друга». Вот только нет ни одного момента, который реально бы подвел их к этому выводу.
Это плохой ремейк хорошего фильма
В сюжете все-таки проскакивают приятные и живые разговоры об эмоциях — особенно спонтанная психотерапия в финале. Но есть один нюанс: эта картина — ремейк испанского фильма Сеска Гая «Соседи сверху». Хотя «Неприличных гостей» мало где заявляют как адаптацию: на «Кинопоиске» и IMDb Гай не указан в сценаристах.
Но главное, что «Соседи сверху» — гораздо более тонкое кино, которое лучше раскрывает проблемы главных героев. В оригинале между хозяевами и гостями нет такой разницы в интеллекте, поведении и внешности. Мужчина, который предлагает свинг, просто слишком прямолинеен. А еще пришедшие супруги скорее становится просто персонажами-функциями, которые помогают главным героям разобраться в своих отношениях. Неудобные разговоры быстро перерастают в обсуждение реальных проблем. Постепенно вырисовывается сложная и неоднозначная история их брака.
Все лучшие моменты «Неприличных гостей» взяты напрямую из «Соседей сверху». А вот все неудачное добавили при адаптации. Главная проблема в том, что в российской версии слишком большой акцент на комичных героях Прилучного и Брутян — из-за этого теряется баланс смешного и серьезного. Авторы будто боятся, что зрители заскучают, поэтому постоянно разбавляют действие похабщиной и якобы забавными отбивками, а характеры преувеличивают.
Российские «Неприличные гости» выглядят гораздо менее понятными и живыми, чем испанские «Соседи сверху», даже для отечественного зрителя. Так что в этом случае лучше посмотреть оригинал.
Создатели российской версии чересчур осторожничают
Худшее, что может быть в фильме про секс, — когда авторы сами стыдятся говорить о сексе. В начале картины это еще можно понять: Виктор и Ольга настолько зажаты, что буквально понижают голос, упоминая об интиме.
Это должно контрастировать с откровенностью Лины и Дмитрия. Но на самом деле все заканчивается на пошлых шутках про «сунуть-вынуть» и «познакомиться поглубже». Наиболее ярко это видно, опять же, в сравнении с оригиналом: в «Соседях сверху» гости рассказывали о множестве экспериментов вплоть до групповых оргий и обсуждали, любят ли женщины анальный секс. А в какой-то момент оказывалось, что очень громкие стоны соседка издавала с другим мужчиной.
Здесь же эксперименты героев ограничены только возможностью обмена партнерами. Да и то сценаристы быстро начинают закидывать обязательные морализаторские фразы, которые никак не клеятся с сюжетом.
Это напоминает обо всех предыдущих попытках российских авторов снять кино или сериал про полиаморию. Amore more и «Открытый брак» показывали, что ни к чему хорошему такое поведение не приводит. Было бы странно ожидать иного от «Неприличных гостей». Для этого в финал даже добавляют сразу три поворота — один хуже другого.
Сначала выясняется, что у гостей все не слишком хорошо в жизни: пара начинает ругаться, Дмитрий ведет себя грубо. Потом хозяева вдруг решают все свои проблемы. Причем для этого используют самый пошлый ход, в который даже трудно поверить: Виктор впервые замечает, что жена каждый вечер наполняет ему стакан воды и ставит у кровати. Это, видимо, должно показать, что на самом-то деле традиционный брак правильнее и крепче.
А дальше будет еще один поворот, который обнуляет большую часть произошедшего на экране и оставляет слишком много вопросов. Его тоже явно добавили, чтобы предотвратить возможные претензии к спорной морали.
Комедийные элементы не работают, а образы клишированные
Все те же «Идеальные незнакомцы», «Игра в правду» или «Соседи сверху» — хорошие примеры трагикомедий. У них драматическая основа, но забавные элементы не дают историям стать слишком мрачными. Но создатели «Неприличных гостей» зачем-то решили, что их комедия должна постоянно развлекать. И используют они для этого все самые неуклюжие приемы.
Некоторые ходы выглядят удачными: всех внезапно объединяет недовольство тонкими стенами и шоссе под окнами — это и правда знакомо многим, кто купил квартиры в новостройках. Но вот увлажнитель воздуха в качестве повторяющейся шутки точно не нужен: устройство внезапно выпускает пар в напряженные моменты, что совсем не смешит.
Всех героев делают максимально гротескными: в «Соседях сверху» пары даже одевались почти одинаково, поэтому разница в их жизни выглядела гораздо интересней. Здесь же каждый из четверки — клише.
Жена героя Прилучного — ходячий стереотип: «цифровой психолог», который цитирует Пауло Коэльо. Лагашкин — типичный сноб. И если в начале его персонаж кажется живым, то в финале он театрально кричит о любви и дружбе народов. Естественней всех до самого конца выглядит лишь героиня Стуловой. Вот только сцена с переодеванием Ольги выглядит лишней — будто авторы просто хотели показать актрису в белье.
Для большей динамики добавляют даже ненужный визит еще одной пары — Владимир Сычев и Янина Студилина появляются буквально на пять минут, чтобы все в кадре начали кричать еще громче. И по сравнению с последующей дракой обнажение Стуловой уже кажется не таким странным.
Каждый элемент адаптации в отдельности вроде бы и не портит общую картину. Но в сумме авторы просто потеряли хорошую драматическую основу. При этом смешными «Неприличные гости» так и не стали. Фильм длится всего 80 минут, и за это время авторы просто не успевают показать настоящих людей — только ходячие стереотипы. Шутки просто не работают и лишь раздражают — вряд ли найдется кто-то, кого хрюканье Прилучного развеселит больше одного раза.
Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult