Дефицит бюджета в 2023 году оказался больше планового

Расходы превысили доходы на 3,2 трлн рублей

58
Дефицит бюджета в 2023 году оказался больше планового
Аватар автора

Игорь Жулькин

следит за новостями про бюджет

Страница автора

Предварительную оценку исполнения федерального бюджета 10 января дал российский Минфин. Из отчета следует, что в декабре расходы удвоились в сравнении с ноябрем.

Последний месяц года традиционно стал самым щедрым на бюджетные траты. В декабре расходы превысили 5,5 трлн рублей — примерно столько же потратили за два предыдущих месяца, вместе взятых. Декабрьские доходы при этом составили только 3,2 трлн рублей.

Это предопределило почти четырехкратный рост накопленного с начала года дефицита — с 0,88 трлн рублей в конце ноября он подскочил до 3,24 трлн по итогам года, что на 316 млрд превысило изначально запланированный объем. Большую часть разрыва между доходами и расходами покрыли за счет золотовалютных резервов.

Разберемся, как в стране тратили бюджетные деньги и стоит ли переживать по поводу высокого дефицита.

Какими были доходы и расходы бюджета в 2023 году

Дефицит означает превышение расходов над доходами. В 2023 году в федеральный бюджет поступило 29,1 трлн рублей, а потратили из него 32,4 трлн.

Доходы выросли за счет роста экономики и инфляции. Рост доходов бюджета РФ по итогам 2023 года составил почти 5% к предыдущему году. Главным драйвером стал подскочивший на 22% НДС — этот налог косвенно платят все россияне, покупая товары и услуги, в цену которых он закладывается. Чем выше цены, тем больше налоги. Так что рост поступлений от НДС как минимум на треть объясняется инфляцией — по итогам года она составила около 7,5%.

Немаловажное значение имел и реальный восстановительный рост экономики. После падения на 2,1% в 2022 году российский ВВП вырос более чем на 3% в 2023. Здесь флагманами стали отрасли, смежные с оборонной промышленностью, в том числе металлургия. А в потребительском секторе темп задавали низкие ставки первой половины года, которые привели к рекордным объемам кредитования и росту спроса.

Также увеличить доходы бюджета помогли разовые сборы, которые правительство вводило в качестве экстренных антикризисных мер: налог на сверхприбыль крупных предприятий и курсовая пошлина для экспортеров.

Источники пополнения бюджета РФ в 2023 году, трлн рублей 

Доходы всего29 123
Нефтегазовые доходы8 822
НДС, включая внутреннее производство и импорт11 614
Налог на прибыль1 919
Прочие ненефтегазовые доходы6 768

Источники пополнения бюджета РФ в 2023 году, трлн рублей 

Доходы всего29 123
Нефтегазовые доходы8 822
НДС, включая внутреннее производство и импорт11 614
Налог на прибыль1 919
Прочие ненефтегазовые доходы6 768

Нефтегазовые доходы, напротив, оказались скромнее прошлогодних на 24%. Сильнее всего просели налоги и пошлины от добычи и продажи газа, которые в 2023 году принесли бюджету лишь 1,8 трлн рублей — вдвое меньше, чем годом ранее. Сказалось снижение цен и сокращение объемов экспорта.

Российская нефть в среднем по году тоже стоила дешевле — 63 $ за баррель против 76 $ в 2022. Из-за санкций экспортеры вынуждены продавать сырье со значительным дисконтом, что сказывается на прибылях компаний и доходах бюджета. Да и мировые котировки на фоне торможения глобальной экономики тоже снизились. В итоге доходы бюджета от нефти упали на 12% с рекордно высоких значений 2022 года.

Из-за высокой волатильности нефтегазового рынка наполнение бюджета в течение 2023 года оказалось очень неровным. В четвертом квартале денег в казну пришло почти вдвое больше, чем в первом.

Источник: Минфин РФ
Источник: Минфин РФ

Расходы выросли, но на что пошли — секрет. В сравнении с 2022 годом траты бюджета увеличились на 4% — с 31,12 до 32,36 трлн рублей. Годовой рост оказался небольшим, но если сравнивать с доконфликтным 2021 годом, то расходы стали выше уже почти на треть.

На что именно пошли деньги, доподлинно неизвестно. Минфин засекретил эти данные, сославшись на санкционные риски. Исходя из проекта бюджета, крупнейшим направлением трат должны были стать расходы на оборону и силовиков. В совокупности на них предполагалось потратить около 9,5 трлн рублей. Но, поскольку фактический бюджет оказался почти на 12% выше планового, эти расходы, вероятнее всего, оказались еще крупнее. Для сравнения: совокупные траты на здравоохранение и образование составили всего около 3 трлн рублей.

Источник: Минфин РФ
Источник: Минфин РФ

В среднем в январе — ноябре правительство расходовало по 2,4 трлн в месяц, а в декабре — 5,5 трлн. Это классическая для России картина: госструктуры, до которых Минфин доводит деньги, стараются успеть потратить их до завершения финансового года.

Кроме того, правительство могло целенаправленно нарастить расходы, чтобы подогнать дефицит бюджета под удобные ему параметры. Ниже объясню, что это значит.

Почему вырос дефицит и насколько он велик

Итоговый годовой дефицит в объеме 3,24 трлн рублей оказался на 0,32 трлн больше, чем было предусмотрено в законе о бюджете на 2023 год. Нарушение этого закона не карается ни уголовным сроком, ни административным штрафом. Более того, Минфин почти никогда не попадает в плановые параметры дефицита в точности. В первую очередь это связано с тем, что в России сырьевая экономика, а потому доходы бюджета плохо предсказуемы из-за волатильности мировых цен на ресурсы.

С расходами тоже все нестабильно: они часто пересматриваются в течение года, исходя из потребностей государства и возникающих форс-мажоров. Яркий пример — пандемия, потребовавшая в 2020 году несколько триллионов дополнительных трат на поддержку людей и экономики. Очевидно, что в нынешних условиях огромная доля расходов идет на оборонные нужды, которые тоже в течение года могут динамично меняться.

И хоть дефицит 2023 года стал крупным, его нельзя назвать рекордным для России. В 2022 году расходы превысили доходы на сопоставимые 3,29 трлн рублей, а в пандемийном 2020 — на максимальные для страны 4,1 трлн.

При этом справедливее оценивать дефицит не в номинальном выражении, а в процентах от ВВП. Это дает представление, насколько велик его размер в сравнении с размерами экономики, и позволяет более корректно оценить угрозы для экономической стабильности страны.

Так, в 2023 году дефицит составил 1,9% от ВВП России. Это меньше, чем 2,1%, которые были в 2022. А если взглянуть на исторические данные, то можно найти гораздо более вопиющие случаи. Например, в 2010 году дефицит составлял почти 4% ВВП, то есть был вдвое больше, чем сейчас, в 2009 — втрое — 6%, а в 1994 — в 6 раз больше — 11% ВВП. При этом в рублях его значения были тогда меньше, потому что меньше была и экономика.

Источник: Росстат
Источник: Росстат

Примечательно, что в октябре 2023 года президент заявлял об ожидаемом по итогам года дефиците в районе 1% ВВП. Схожую оценку давал в ноябре и министр финансов. А результат на деле оказался вдвое хуже.

Вполне вероятно, что Минфин в последний момент решил подравнять дефицит под утвержденные в законе параметры в 2%, чтобы уже в 2024 году было проще уложиться в рамки нового бюджета. Например, он мог авансом перечислить дотации Социальному фонду России, как сделал это годом ранее, отправив 1,5 трлн рублей в декабре 2022 года в счет трансфертов будущего года.

А еще в декабре подкачали нефтегазовые доходы, и это тоже сказалось на итоговом уровне дефицита.

Чем опасен хронически дефицитный бюджет

Большую часть образовавшегося дефицита правительство покрыло резервами из Фонда национального благосостояния (ФНБ). В декабре оттуда изъяли 2,9 трлн рублей. Еще около триллиона в течение года инвестировали в различные проекты. А пополнили фонд всего на триллион — за счет покупки валюты в периоды высоких цен на нефть и слабого рубля. То есть за год ликвидные активы ФНБ похудели почти на 3 трлн рублей без учета валютной переоценки.

Итоговый размер фонда на конец 2023 года еще не опубликован, но, по подсчетам экономистов, в его ликвидной части осталось менее 5 трлн рублей.

В 2024 году кубышку, судя по всему, продолжат опустошать. Минфин уже объявил, что из-за подешевевшей нефти начнет продажи валюты по бюджетному правилу уже с 15 января. Кроме того, в бюджетном кодексе предусмотрена возможность изъять для финансирования дефицита еще 1,3 трлн по итогам года. В том, что дефицит будет, сейчас мало кто сомневается.

Нетрудно подсчитать, что при таких темпах роста расходов и при сохранении высокого дефицита резервы правительства могут окончательно растаять за несколько лет. А если нефть долгое время будет дешевая и придется сжигать много валюты, то хватит и пары лет.

Источник: Минфин РФ
Источник: Минфин РФ

При этом потенциал роста ненефтегазовых доходов тоже может оказаться переоцененным. Сейчас экономику преимущественно драйвит так называемый бюджетный импульс — высокие расходы казны в виде больших госзаказов, в первую очередь для оборонно-промышленного комплекса.

Частично эти траты возвращаются в бюджет в виде налогов. Но чем больше денег тратит государство, тем жестче вынужден Центральный банк сковывать деловую активность высокими ставками, чтобы не допустить разгона инфляции. В сухом остатке будет околонулевой эффект: без роста кредита экономика расти не может. Как не могут и оборонные расходы стать ее «вечным двигателем» и повысить качество жизни россиян.

Аватар автора

Владимир Климанов

директор Центра региональной политики РАНХиГС

Страница автора

«Эффект разбитого стекла негативно влияет на экономику»

«С одной стороны, это расходы, которые ведут к оживлению экономических отношений, к повышению доходов части населения, которое задействовано в этих секторах. Но, с другой, создаваемая продукция, как правило, не имеет конечного потребительского спроса. Это средства, которые не потребляются населением. Поэтому говорить, например, о том, что военные расходы могут вести к увеличению доходов населения, нужно с некоторой оговоркой.

В середине 19 века французский экономист Фредерик Бастиа придумал метафору, суть которой в следующем: если будет разбито окно, то это, конечно, даст работу стекольщику, но и отнимет доходы хлебопекаря, ткача и прочих, кому могли бы достаться деньги, потраченные на замену стекла. Поэтому в целом для экономического развития эффект разбитого стекла имеет скорее негативное влияние».

Новости, которые касаются инвесторов, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @investnique

Игорь ЖулькинКак вам исполнение бюджета?
  • Стань моим продюсеромсколько-сколько было потрачено на оборону и силовиков по сравнению с образованием и здравоохранением? сколько-сколько???28
  • Миха Котовда я и не планировал дефицита, так что по любому больше чем надо0
  • Zhuzha LivejournalДа не может быть! 🤣50
  • Забаненый за правдуНу зато с такими расходами на оборону и силовиков теперь мы наверняка себя почувствуем в абсолютной безопасности. Ведь правда?)41
  • Игорьkatawwa, ой ну такая классика. Даже не удивительно ведь1
  • Дмитрий ОсинскийНу панических атак я уже не ловлю, что радует0
  • Дмитрий Осинскийkatawwa, а лучше не сравнивать и не анализировать, а просто знать...1
  • Artur AstilllovinovА что случилось17
  • Alexanderhttps://journal.tinkoff.ru/budget-2023/ >> Согласно закону, доходы российского бюджета в 2023 году составят 26,1 трлн рублей >> То есть плановых поступлений не хватит на утвержденный перечень расходов. Так, в 2023 году дефицит составит 2,9 трлн рублей, >> В 2023 году Россия планирует потратить 29 трлн рублей федеральных бюджетных денег. В текущей статье >> В 2023 году в федеральный бюджет поступило 29,1 трлн рублей, а потратили из него 32,4 трлн. Кажется, комбинируя эти факты в любой последовательности можно получать новости совершенно разной эмоциональной окарски от "доходы бюджета превысили плановые на 3 трлн" до "расходы превысили плановые почти на 3,5трлн" и "фактические расходы превысили плановые доходы почти на 6трлн (~20%)" со всеми остановками по дороге. >> На что именно пошли деньги, доподлинно неизвестно. Несложно в целом догадаться.14
  • Dead InsideНе может быть. Как же так14
  • Alexander>> и здравоохранением Я не нашел нигде в описаниях бюджетных процедур и документе "бюджет для граждан" куда конкретно относится фонд ОМС, относится ли он к федеральному бюджету вообще?. Описание нацпрограмм примерно на 500млрд есть ( https://minfin.gov.ru/common/upload/library/2023/02/main/BDG.pdf ), но чего-то сравнимого с годовым бюджетом фонда там не написано даже близко. Вероятно деньги ФОМС это какие-то отдельные деньги вне федерального бюджета. В бюджете нет ничего про доходы/расходы связанные с ФОМС в размере примерно 3 триллиона ( логика расчёта https://journal.tinkoff.ru/list/good-russia/#c183781 только из более новых данных за 2022). А 3 трлн это примерно 10% бюджета (по документу в котором их нет), но если обсуждать только федеральный бюджет то да "их там нет"3
  • Barracuda DeathwishZhuzha, я бы даже сказала35
  • igor7Alexander, есть же ещё региональные и муниципальные бюджеты. вроде как основную социальную нагрузку исполняют региональные бюджеты и внебюджетные фонды. но там запутано, т. к. деньги перетекают между бюджетами и фондами. в общем, лучше смотреть на консолидированный бюджет, где суммированы бюджеты всех уровней и учтены межбюджетные трансферты. на 22 и 23 годы структуру расходов консолидированного бюджета вроде как засекретили, но если смотреть на 21 год, то там видно, что федеральные расходы на образование и здравоохранение составляют примерно четверть от консолидированных. так что приведенные 3 трлн можно смело умножать на 4, выходит 12 трлн, это 8% ВВП, расходы на оборону в 21 году составили 3.5 трлн, на правоохранение 2.5 трлн, в сумме 6 трлн, сейчас автор пишет 9.5 трлн, допустим весь рост ушел именно на оборону, т. е. оборонный бюджет удвоился и стал 7 трлн, это 4-5% ВВП. для воюющей страны это немного. у невоюющего Израиля в 22 году оборонные расходы составили 4.5%. расходы консолидированного бюджета 21 года можно посмотреть: https://minfin.gov.ru/common/upload/library/2021/12/main/Prezentatsiya_FB_22-24.pdf8
  • RomanBarracuda, эта фраза и голос, которым она произносится - первое что пришло в голову)8
  • Romankatawwa, а сколько ещё будет потрачено. Ведь даже после окончания войны будут ассигнации для восстановления военного потенциала.8
  • RomanБендер, те кто между свободой и безопасностью выбирают безопасность, не получают ни того, ни другого)17
  • Da veroRoman, сразу вспомнил дедушку Бена)1
  • Pavla TolokoninaНеужели, какая неожиданность! Мне исполнение бюджета ужасно. Но населению что 3 трлн, что 3 млн - без разницы, никто даже не мыслит такими масштабами. Цифра и цифра. Не думаю, что будут протесты по этому поводу или хотя бы шумиха в СМИ.0
  • Жмых дедаПротив чего протесты? Дефицит почти равен плановому, кто и против чего должен протестовать? Государство до сих пор демпфер нефтяникам возвращает по полной, все обязательства исполняются в условиях жестких санкций11
  • Александр ФедоровВалерия, в айти обороны. Вот это поворот8
  • Romanigor7, там не выбирают17
  • RomanDa, не только политик, но ещё и талантливый физик!0
  • Maryna grukatawwa, ха. То вы ещё не посчитали сколько из здравоохранения пошло на лечение раненых ампутированных инвалидов пусть вернувшихся но их же периодически лечат протезирование.. скольким больным отказали в лечении потому что больницы забиты ранеными1
  • Maryna gruБендер, мы это кто? Кто эти расходы распределяет без сомнения да . Силовики ж не на вас работают а на них0
  • igor7Maryna, военные госпитали финансируются из бюджета обороны, военные пенсии и погребения тоже. в ввп считается все легальное производство и услуги вне зависимости от того нравится кому-то та или иная отрасль или нет.6
  • Boby FisherPavla, там в тексте, предел 2%, результат же 1,9%. Тут проблема не в дефиците а в другом, как тратятся деньги. Слишком много на силовые структуры (ра скармливают для охраны себя любимых) и слишком мало на здравохранение, образование и т. п. Плюс выходя/выезжая на улицу видно, что бюджетные деньги можно потратить гораздо умнее.11
  • Romanigor7, вы перечисляете формальные признаки государства, которые, однако, существуют бумаге и стоят столько же. Вот одни из некоторых причин, почему Сомали failed state, и почему сравнение с Сомали некорректно: 1) Отсутствие центральной власти - в течение многих лет в Сомали не было единственного признанного центрального правительства. Что закономерно привело к отсутствию организованного управления обеспечения базовых услуг гражданам. И ни одна сила не контролирует территорию всего образования целиком. 2) Гражданская война: Сомали столкнулась с длительными периодами гражданской войны и внутренних конфликтов, начиная с конца 1980-х годов. Это разрушило инфраструктуру, образование и медицину, а также вызвало массовую миграцию беженцев. 3) Этнические и клановые конфликты - играли роль в разжигании конфликтов и создании преград для создания единого государства. 4) Экономические трудности - экономика Сомали сильно пострадала от конфликтов, что привело к высокой безработице и бедности. С тем же успехом Чечню времён 90-х тоже можно назвать федерацией и либертарианским раем.11
  • Фан-клуб Валентина СтрыкалоRoman, это ЧатДЖПТ? серьёзно?2
  • Boris Borisovigor7, выходит на практике всегда плохо, когда же лучше?0
  • Boris BorisovВалерия, в хакеры что ли? Или ботоводом?0
  • blackrabbbitПомянем ФНБ и одну из его функций как покрытие дефицита бюджета пенсионного фонда (ныне социального). С учетом сокращения населения страны к 2050 году на 15-20% (этот расчет не включает покинувших страну в 2022 году и потерю мужского населения из-за СВО) я на пенсию не рассчитываю :/ (не то что бы я очень рассчитывала на государство в старости, но как бы теперь прям совсем, и программа долгосрочных долгосрочных сбережений меня вообще не вдохновляет)2
  • igor7blackrabbbit, после второго демографического перехода рассчитывать на пенсию глупо. вместо пенсии надо рожать и воспитывать хорошо зарабатывающих детей и надеяться, что они вас в старости будут поддерживать. ну и продлять свою трудоспособность по максимуму.0
  • Сергей ЕвгеньевичAlexander, раскачивать эмоциональные качели на статистических данных - золотое дно для любого журналиста)9
  • Сергей ЕвгеньевичRoman, копипастить тексты с ChatGPT в каменты ТЖ - это новый уровень, я такого ещё не видел, браво!6
  • Фиона- Папа, у нас меньше денег, это значит, что ты будешь меньше пить? - Нет, сынок, это значит, что ты будешь меньше есть2
  • Nataly"Расходы выросли, но на что пошли — секрет" - тут должен был быть мой комментарий, но он не проходит моделирование, так состоит исключительно из мата и оценочных суждений.2
  • Integration FДа нормально бюджет исполнили. Команда в кризис шикарно отработала. Нет бы похвалить и Мишустина, и Набиуллину. Но в России так не принято. Надо быть недовольным своим правительством всегда. И ещё поныть обязательно что кто-то чего-то недодал.3
  • user3181204ВОпрос? Доходы нефтегаз=8,8 трлн руб+прочие нефтегаз =6,8 трлн руб=15, 6 трлн руб Для чего разбиты на две статьи? Чтобы манипулировать сознанием и доказывать , что экономика РФ НЕ сидит на нефтегазовой игле??? Доход НДС=11, 6 трлн руб +15, 6=27, 2 трлн руб. НДС- Косвенный налог с населения ??? Доходы налога на "прибыль"=1,9 трлн руб , говорят о том, что доходы от промышленной и тп экономик в в 14 раз ниже доходов нефтегаз+НДС!?? Т.е РЕАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА в РФ ОТСУТСТВУЕТ.(НЕ ЗНАЧИТЕЛЬНА)???? Правительство паразитирует на торговле сырьем , и обворовывая население РФ налогом НДС, акцизами итп.! Организовать реальную экономику НЕ СПОСОБНО!!!!! Такая экономика "способна"победить все санкции без усилий Правительства.....0
  • user3181204Могли бы полностью ликвидировать дефицит бюджета из ФНБ, и с радостью рассказывать , что Правительство справилось с санкциями. Прочие доходы от нефтегаза ,это не нефтегазовые доходы? Почему показаны отдельной строкой? Чтобы доказать, что слезли с нефтегазовой иглы???0
  • Вениамин ПерепелицинНабиуллина с сотоварищи профукали $ 350 млрд. что равно годовому бюджету России. К СВО надо было готовиться задолго и правильно.0