Как ЦБ объяснил падение рубля в июне
В июне 2023 рубль упал к доллару более чем на 10%. Причины такого резкого ослабления Банк России описал в ежемесячном обзоре рисков финансовых рынков.
ЦБ упомянул влияние внутриполитического кризиса, из-за которого вырос спрос на валюту в последнюю неделю месяца, и намекнул на признаки оттока капитала. Но основной причиной девальвации регулятор продолжает считать снижение объемов продаж валютной выручки. А еще отмечает рост влияния на рынок крупнейших покупателей, которые в конце июня выкупили больше половины валюты на бирже.
Разберемся, что все это значит.
Экспортеры поскупились на валюту
Основные поставщики валюты на российском рынке — это производители энергосырья, металлов, удобрений и других товаров, которые Россия продает за рубеж. Чем больше выручки приносят экспортеры, тем больше валюты в продаже и, соответственно, меньше рисков для рубля.
Более того, когда экспортной выручки много, а спрос на нее невелик, российская валюта при прочих равных может укрепиться. Именно так было прошлым летом, когда рубль на пике добрался до отметки 55 ₽ за доллар. Россия тогда дорого и в больших объемах продавала нефть и газ, отчего в страну рекой текли нефтедоллары. При этом обратный их отток был ограничен из-за обвала импорта на фоне введенных санкций.
Со второго полугодия 2022 импорт постепенно восстанавливался, а начавшие действовать в декабре нефтяные санкции обвалили цены на российский энергоэкспорт. И это вызвало несколько волн ослабления рубля.
Заметное ускорение девальвации, которое началось в июне 2023 года и продолжилось в начале июля, в ЦБ также объяснили сокращением экспортной выручки. Но не уточнили, с чем оно, в свою очередь, связано.
Объем продаж иностранной валюты крупнейшими экспортерами в июне снизился на 23% по сравнению с маем. За месяц чистые продажи, то есть разница между продажами и покупками, составили 7 млрд долларов, тогда как в мае были больше 9 млрд. Это действительно очень резкое сокращение, которое не могло не отразиться на курсе при сопоставимых объемах торгов. Совокупный месячный объем торгов на внутреннем валютном рынке, по данным ЦБ, в июне вырос на 0,5 трлн рублей — до 8,1 трлн.
Остается неясным, почему экспортеры стали продавать настолько меньше валюты. Цены на российское энергосырье в июне не падали, что подтверждает Минфин: баррель марки Urals стоил в среднем 55,3 $, тогда как в мае — на 2 $ меньше. То есть либо так сильно упали объемы продаж, о чем информации в прессе не появлялось, либо же экспортеры стали оставлять себе больше выручки в валюте, не переводя ее в рубли. Возможность для этого у них есть: обязательную продажу части выручки в стране отменили еще прошлым летом для борьбы с переукреплением рубля.
В ЦБ отмечают, что в мае отношение чистых продаж валюты к валютной выручке крупнейших экспортеров оставалось на высоком уровне — 90%. Возможно, именно поэтому в мае рубль почти не дешевел. Данных же за июнь пока нет: в ответ на запрос Т—Ж пресс-служба ЦБ сообщила, что они поступают с задержкой.
Основными продавцами валюты в июне на биржевом рынке оставались крупнейшие банки. Именно они, по данным ЦБ, реализуют основную часть валютной выручки экспортеров. При этом, несмотря на заявленное регулятором снижение этих объемов, банки свои продажи не сократили, а даже немного нарастили.
А основными покупателями валюты, как и прежде, стали менее крупные банки, которые приобретали валюту для импортеров и «иных клиентов для осуществления ими международных переводов». Заметное увеличение объемов покупки валюты нерезидентами ЦБ в отчете не прокомментировал.
Валюту скупали крупными партиями
ЦБ подчеркивает, что спрос на валюту со стороны рядовых россиян был умеренным и на курс почти не влиял. За июнь россияне купили валюты лишь на 300 млн рублей с учетом того, что они успели в этом же месяце продать.
Зато в общем спросе на валюту сильно выросла доля крупных компаний и банков. Кто они, мы не знаем, но знаем, что их активность резко увеличилась в конце июня. В последний день месяца, когда курс доллара подобрался к 90 ₽, на долю топ-5 крупнейших покупателей приходилось уже почти 2/3 всех биржевых покупок валюты, тогда как неделей ранее эта доля была вдвое меньше. А 40% всей валюты в этот же день приобрел один-единственный покупатель — и это вчетверо больше, чем неделю назад.
Такой резкий рост концентрации крупных участников негативно сказался на рубле, признают в ЦБ. Этими крупными покупателями регулятор считает банки, которым понадобилась валюта после того, как их клиенты на фоне роста курса «начали конвертировать свои валютные кредиты в рублевые».
Судя по данным отчета, процесс этой конвертации ускорился в последнюю неделю июня.
Внутренние события увеличили спрос на валюту
Пик волатильности на валютном рынке пришелся на последние выходные июня. Биржа была закрыта, поэтому россияне скупали доллары, евро и юани в банках. Только за 24 июня физлица избавились от 7,1 млрд рублей. Правда, уже в воскресенье часть купленной на панике валюты начали переводить обратно в рубли. Три четверти всех сделок в выходные совершалось с безналичными деньгами.
«Резкий рост неопределенности способствовал краткосрочному всплеску котировок на покупку иностранной валюты в банках», — отмечает ЦБ.
Из графика видно, что покупки и продажи валюты людьми в конце июня были крайне неравномерными. Если 24 июня на пике тревожности ее в основном покупали, то затем спрос на валюту колебался от 10 млрд рублей покупок до 10 млрд рублей продаж. ЦБ эту волатильность не объясняет, но можно предположить, что на рынке в эти дни была существенная доля спекулятивных сделок, когда трейдеры играли на колебаниях курса.
В целом за последнюю неделю месяца баланс был в пользу покупок — они превысили продажи на 4,1 млрд рублей.
Что в итоге
Центробанк в этом году уже не раз объяснял снижение курса рубля сокращением валютной выручки. Этот же фактор он считает ключевым и теперь.
Влияние внутренних событий в стране в конце июня на курс регулятор видит несущественным. Фактор оттока капитала вообще в отчете не фигурирует. Есть лишь прозрачный намек на его возможный рост: ЦБ констатирует, что из-за изменившегося поведения своих клиентов банки в конце июня «одновременно начали покупки иностранной валюты, чтобы сбалансировать открытые валютные позиции».
В целом в ослаблении рубля ЦБ не видит рисков для финансовой устойчивости, что ранее уже неоднократно отмечал. Регулятор считает, что именно плавающий валютный курс позволяет экономике подстраиваться под различные стрессовые события.
Новости, которые касаются инвесторов, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @investnique