Как прошла гонка на выносливость «24 часа Дайтоны»
29 января в штате Флорида завершилась гонка «24 часа Дайтоны», одно из самых престижных и сложных соревнований в мире гонок на выносливость
Заезд традиционно открывает чемпионат IMSA WeatherTech SportsCar, в который входят еще три этапа на выносливость — длительностью 12, 10 и 6 часов, — а также серия спринтерских соревнований до 3 часов. «Дайтона» — главное событие всего турнира.
Что нужно знать о гонке
Мы подробно рассказывали об особенностях «24 часов Дайтоны» в нашем превью гонки — ниже напомним, в чем суть соревнования.
Всю неделю перед основным заездом около 200 пилотов — как именитые участники «Формулы-1», «Индикара» и «Наскара», так и гонщики-любители — проводят тестовые и квалификационные заезды. А на выходных экипажи в течение суток непрерывно соревнуются друг с другом на трассе длиной 5,728 километра. Задача команд — доказать эффективность своего болида на большой дистанции. Побеждает коллектив, который за сутки пройдет наибольшее количество кругов.
Гонка проводится для нескольких классов автомобилей. Заезд проходит для всех одновременно, а результат попадает в общий зачет, но главная цель каждой команды — победить в своей категории. В 2023 году было представлено пять основных классов:
- GTP — Grand Touring Prototype — прототипы с гибридной трансмиссией, они дебютировали в этом году. Внутри категории болиды можно разделить на классы LMH и LMDh. Технические требования у них одинаковые, но в первом случае производитель собирает машину сам, а во втором — ставит свой мотор и внешние комплектующие на готовые шасси.
- LMP2 — Le Mans Prototype 2 — второй по скорости класс, прототипы с закрытым кокпитом.
- LMP3 — Le Mans Prototype 3 — прототипы начального уровня с закрытым кокпитом.
- GTD — GT Daytona — автомобили GT, которые соответствуют требованиям FIA GT3.
- GTD Pro — GT Daytona Pro — автомобили, которые с точки зрения техники и регламента не отличаются от GTD. Разница заключается в уровне выступающих пилотов: здесь представлены экипажи, состоящие исключительно из профессиональных гонщиков.
Квалификация
«Дайтона» начинается с квалификационных заездов, по итогам которых определяются стартовые позиции команд перед основной частью соревнования. В этом году квалификация оказалась не менее захватывающей, чем сама гонка, — во многом благодаря новому классу GTP.
В этой категории у пилотов было 20 минут, чтобы показать лучшее время и занять выгодное место в стартовой решетке. В течение всего заезда Том Блумквист из «Акуры» и Фелипе Наср из «Порше» обменивались лучшими кругами, но в решающий момент победу одержал первый. Блумквист проехал круг за 1 минуту 34,031 секунды и обогнал конкурента всего на 0,83 секунды.
В категории LMP2, где были заявлены только экипажи Oreca, судьбу стартовой решетки решила остановка заезда из-за двойной аварии. Сначала в шестом повороте с управлением не справился Фред Пурдэд из команды Proton Competition, следом за ним в ограждение у седьмого поворота врезался пилот Tower Motorsports Джон Фарано. В результате преимущество на старте досталось команде PR1 Mathiasen Motorsports.
По сравнению с борьбой в GTP и LMP2, квалификация в остальных классах выглядела не такой насыщенной. Лучший круг в LMP3 — 1 минута 43,197 секунды — показала команда Sean Creech Motorsport. А в серии GTD, которая делится на две категории — обычную и Pro, победил коллектив Winward Racing. Что любопытно, профессионалы уступили любителям — и сразу три гонщика GTD оказались быстрее лучшего пилота GTD Pro.
Основной заезд
Прошедшую гонку можно условно разделить на три части: непредсказуемый старт, относительно спокойный вечерний и ночной отрезок и полтора часа напряженной борьбы за места на подиуме прямо перед финишем. Но обо всем по порядку.
Уже в первые часы пилоты «БМВ» и «Порше» столкнулись с техническими неполадками. У первых возникли проблемы с гибридным двигателем, из-за чего экипаж под номером 25 вышел из борьбы за призовые места. В составе «Порше» один из пилотов внезапно остановился на 40-м круге. Хотя спустя некоторое время он смог вернуться в гонку, отставание от лидеров было уже не отыграть.
На фоне проблем немецких производителей стабильность японской «Акуры» впечатляла. Пилоты уверенно проезжали круг за кругом, и помешать им, казалось, могут только внезапные технические проблемы. Ночью у одного из болидов произошла утечка топлива, и механикам в срочном порядке пришлось устранять проблемы, которые могли стоить экипажу места на подиуме. Но проблема оказалась не настолько серьезной, и после ремонта пилоты бросились в погоню за соперниками из «Порше».
Круг за кругом экипаж под номером 60 сокращал отставание и к решающему отрезку гонки смог не только догнать соперников, но и выйти вперед. Отчасти помогли технические замедления гонщиков по требованию судей. В идеальных условиях отыграть три круга практически невозможно — можно сказать, что «Акуре» в тот день способствовала удача. В остальном ночной отрезок гонки прошел спокойно.
В заключительной части соперники всеми силами пытались навязать борьбу лидерам из японской команды. Последним пилотом экипажа победителей был Том Блумквист, один из самых опытных участников гонки. Он безупречно провел последние 90 минут: не только сохранял преимущество, но и умело лавировал между машинами из других классов. У других коллективов практически не было шансов догнать «Акуру».
В итоге Блумквист финишировал на первом месте, сразу за ним с интервалом в 4,19 секунды заезд завершил второй экипаж «Акуры». Далее с минимальным отставанием — в 9 и 11 секунд от победителя — прибыли две машины команды «Кадиллак». Настолько плотный результат доказал, что в новом классе спортпрототипов в этом сезоне ожидается захватывающая борьба, по накалу не уступающая престижному соревнованию FIA WEC — чемпионату мира по гонкам на выносливость.
На фоне борьбы в новой категории GTP противостояние в остальных классах ушло на второй план. Самой интересной и непредсказуемой стала победа команды Proton Competition в LMP2. Экипаж под номером 55 занял первую строчку в своей категории с преимуществом всего в 0,016 секунды. Для сравнения: в 2022 году разница между первым и вторым местом в LMP2 составила примерно 7 секунд.
В GTD и GTD Pro, как и в квалификации, любители выиграли у профессионалов: команда The Heart of Racing на Aston Martin Vantage GT3 победила в своей категории и финишировала на 16-м месте в общем зачете. Экипаж WeatherTech Racing на Mercedes-AMG GT3 отстал на 2,363 секунды — коллектив победил в классе GTD Pro и занял 17-е место в общем зачете.
Лучшие результаты в классе GTP
Место | Номер экипажа | Команда/спонсор | Автомобиль | Пройденные круги | Время |
---|---|---|---|---|---|
1 | 60 | 🇺🇸 Meyer Shank Racing | Acura ARX-06 | 783 | 24:01'19.952 |
2 | 10 | 🇺🇸 Wayne Taylor Racing | Acura ARX-06 | 783 | 24:01'24.142 |
3 | 01 | 🇺🇸 Cadillac Racing | Cadillac V-LMDh | 783 | 24:01'29.582 |
4 | 02 | 🇺🇸 Cadillac Racing | Cadillac V-LMDh | 783 | 24:01'31.128 |
5 | 31 | 🏳️ Без команды | Cadillac V-LMDh | 771 | 24:01'43.276 |
Лучшие результаты в классе GTP
1 место | |
Номер экипажа | 60 |
Команда/спонсор | 🇺🇸 Meyer Shank Racing |
Автомобиль | Acura ARX-06 |
Пройденные круги | 783 |
Время | 24:01'19.952 |
2 место | |
Номер экипажа | 10 |
Команда/спонсор | 🇺🇸 Wayne Taylor Racing |
Автомобиль | Acura ARX-06 |
Пройденные круги | 783 |
Время | 24:01'24.142 |
3 место | |
Номер экипажа | 01 |
Команда/спонсор | 🇺🇸 Cadillac Racing |
Автомобиль | Cadillac V-LMDh |
Пройденные круги | 783 |
Время | 24:01'29.582 |
4 место | |
Номер экипажа | 02 |
Команда/спонсор | 🇺🇸 Cadillac Racing |
Автомобиль | Cadillac V-LMDh |
Пройденные круги | 783 |
Время | 24:01'31.128 |
5 место | |
Номер экипажа | 31 |
Команда/спонсор | 🏳️ Без команды |
Автомобиль | Cadillac V-LMDh |
Пройденные круги | 771 |
Время | 24:01'43.276 |
Лучшие результаты в классе LMP2
Место | Номер экипажа | Команда/спонсор | Автомобиль | Пройденные круги | Время |
---|---|---|---|---|---|
1 | 55 | 🏳️ Без команды | ORECA LMP2 07 | 761 | 24:02'33.209 |
2 | 04 | 🇺🇸 Crowdstrike Racing by APR | ORECA LMP2 07 | 761 | 24:02'33.225 |
3 | 88 | 🇮🇹 AF Corse | ORECA LMP2 07 | 761 | 24:02'38.843 |
4 | 35 | 🇫🇷 TDS Racing | ORECA LMP2 07 | 761 | 24:02'46.310 |
5 | 08 | 🏳️ Без команды | ORECA LMP2 07 | 759 | 24:02'45.343 |
Лучшие результаты в классе LMP2
1 место | |
Номер экипажа | 55 |
Команда/спонсор | 🏳️ Без команды |
Автомобиль | ORECA LMP2 07 |
Пройденные круги | 761 |
Время | 24:02'33.209 |
2 место | |
Номер экипажа | 04 |
Команда/спонсор | 🇺🇸 Crowdstrike Racing by APR |
Автомобиль | ORECA LMP2 07 |
Пройденные круги | 761 |
Время | 24:02'33.225 |
3 место | |
Номер экипажа | 88 |
Команда/спонсор | 🇮🇹 AF Corse |
Автомобиль | ORECA LMP2 07 |
Пройденные круги | 761 |
Время | 24:02'38.843 |
4 место | |
Номер экипажа | 35 |
Команда/спонсор | 🇫🇷 TDS Racing |
Автомобиль | ORECA LMP2 07 |
Пройденные круги | 761 |
Время | 24:02'46.310 |
5 место | |
Номер экипажа | 08 |
Команда/спонсор | 🏳️ Без команды |
Автомобиль | ORECA LMP2 07 |
Пройденные круги | 759 |
Время | 24:02'45.343 |
Лучшие результаты в классе LMP3
Место | Номер экипажа | Команда/спонсор | Автомобиль | Пройденные круги | Время |
---|---|---|---|---|---|
1 | 17 | 🇨🇦 AWA | Duqueine D08 | 737 | 24:02'33.970 |
2 | 33 | 🇺🇸 Sean Creech Motorsport | Ligier JS P320 | 725 | 24:02'11.371 |
3 | 38 | 🇺🇸 Performance Tech Motorsports | Ligier JS P320 | 721 | 24:01'48.523 |
4 | 13 | 🇨🇦 AWA | Duqueine D08 | 717 | 24:02'11.955 |
5 | 85 | 🇺🇸 Unitronic JDC-Miller MotorSports | Duqueine D08 | 715 | 24:02'31.716 |
Лучшие результаты в классе LMP3
1 место | |
Номер экипажа | 17 |
Команда/спонсор | 🇨🇦 AWA |
Автомобиль | Duqueine D08 |
Пройденные круги | 737 |
Время | 24:02'33.970 |
2 место | |
Номер экипажа | 33 |
Команда/спонсор | 🇺🇸 Sean Creech Motorsport |
Автомобиль | Ligier JS P320 |
Пройденные круги | 725 |
Время | 24:02'11.371 |
3 место | |
Номер экипажа | 38 |
Команда/спонсор | 🇺🇸 Performance Tech Motorsports |
Автомобиль | Ligier JS P320 |
Пройденные круги | 721 |
Время | 24:01'48.523 |
4 место | |
Номер экипажа | 13 |
Команда/спонсор | 🇨🇦 AWA |
Автомобиль | Duqueine D08 |
Пройденные круги | 717 |
Время | 24:02'11.955 |
5 место | |
Номер экипажа | 85 |
Команда/спонсор | 🇺🇸 Unitronic JDC-Miller MotorSports |
Автомобиль | Duqueine D08 |
Пройденные круги | 715 |
Время | 24:02'31.716 |
Лучшие результаты в классе GTD Pro
Место | Номер экипажа | Команда/спонсор | Автомобиль | Пройденные круги | Время |
---|---|---|---|---|---|
1 | 79 | 🇺🇸 WeatherTech Racing | Mercedes-AMG GT3 | 729 | 24:02'43.470 |
2 | 03 | 🇺🇸 Corvette Racing | Chevrolet Corvette C8.R GTD | 729 | 24:02'47.386 |
3 | 14 | 🇺🇸 Vasser Sullivan | Lexus RC F GT3 | 729 | 24:02'54.423 |
4 | 63 | 🇮🇹 Iron Lynx | Lamborghini Huracan GT3 EVO2 | 728 | 24:01'26.492 |
5 | 09 | 🏳️ Без команды | Porsche 911 GT3 R (992) | 728 | 24:01'45.416 |
Лучшие результаты в классе GTD Pro
1 место | |
Номер экипажа | 79 |
Команда/спонсор | 🇺🇸 WeatherTech Racing |
Автомобиль | Mercedes-AMG GT3 |
Пройденные круги | 729 |
Время | 24:02'43.470 |
2 место | |
Номер экипажа | 03 |
Команда/спонсор | 🇺🇸 Corvette Racing |
Автомобиль | Chevrolet Corvette C8.R GTD |
Пройденные круги | 729 |
Время | 24:02'47.386 |
3 место | |
Номер экипажа | 14 |
Команда/спонсор | 🇺🇸 Vasser Sullivan |
Автомобиль | Lexus RC F GT3 |
Пройденные круги | 729 |
Время | 24:02'54.423 |
4 место | |
Номер экипажа | 63 |
Команда/спонсор | 🇮🇹 Iron Lynx |
Автомобиль | Lamborghini Huracan GT3 EVO2 |
Пройденные круги | 728 |
Время | 24:01'26.492 |
5 место | |
Номер экипажа | 09 |
Команда/спонсор | 🏳️ Без команды |
Автомобиль | Porsche 911 GT3 R (992) |
Пройденные круги | 728 |
Время | 24:01'45.416 |
Лучшие результаты в классе GTD
Место | Номер экипажа | Команда/спонсор | Автомобиль | Пройденные круги | Время |
---|---|---|---|---|---|
1 | 27 | 🇺🇸 Heart of Racing Team | Aston Martin Vantage GT3 | 729 | 24:02'41.107 |
2 | 44 | 🇦🇹 GRT Magnus | Aston Martin Vantage GT3 | 729 | 24:02'46.470 |
3 | 70 | 🇺🇸 Inception Racing | McLaren 720S GT3 | 729 | 24:02'57.592 |
4 | 66 | 🇺🇸 Gradient Racing | Acura NSX GT3 | 729 | 24:03'01.698 |
5 | 12 | 🇺🇸 Vasser Sullivan | Lexus RC F GT3 | 728 | 24:01'21.808 |
Лучшие результаты в классе GTD
1 место | |
Номер экипажа | 27 |
Команда/спонсор | 🇺🇸 Heart of Racing Team |
Автомобиль | Aston Martin Vantage GT3 |
Пройденные круги | 729 |
Время | 24:02'41.107 |
2 место | |
Номер экипажа | 44 |
Команда/спонсор | 🇦🇹 GRT Magnus |
Автомобиль | Aston Martin Vantage GT3 |
Пройденные круги | 729 |
Время | 24:02'46.470 |
3 место | |
Номер экипажа | 70 |
Команда/спонсор | 🇺🇸 Inception Racing |
Автомобиль | McLaren 720S GT3 |
Пройденные круги | 729 |
Время | 24:02'57.592 |
4 место | |
Номер экипажа | 66 |
Команда/спонсор | 🇺🇸 Gradient Racing |
Автомобиль | Acura NSX GT3 |
Пройденные круги | 729 |
Время | 24:03'01.698 |
5 место | |
Номер экипажа | 12 |
Команда/спонсор | 🇺🇸 Vasser Sullivan |
Автомобиль | Lexus RC F GT3 |
Пройденные круги | 728 |
Время | 24:01'21.808 |
Что дальше
В рамках чемпионата IMSA WeatherTech SportsCar в 2023 году пройдет еще десять этапов, включая три гонки на выносливость и семь спринтерских заездов. Следующая гонка — «12 часов Себринга», — запланирована на 12 марта. Пилоты проведут на треке протяженностью 5,950 км около 12 часов, принять участие смогут все пять заявленных категорий машин.
На каждом этапе разыгрываются очки, которые суммируются и идут в общий зачет. В спринтерских гонках победитель каждой категории получает 35 баллов, участники, которые заняли со второго по пятое место, — 32, 30, 28 и 26 соответственно. Далее — на одно очко меньше за каждую следующую строчку. Все участники, пришедшие к финишу, получают как минимум один балл.
В гонках на выносливость очки начисляют за каждый пройденный отрезок. Например, на «24 часах Дайтоны» каждые 6 часов лидер получал 5 баллов, участники, занявшие второе и третье места, — 4 и 3 балла. Все остальные пилоты, не сошедшие с дистанции, зарабатывали по два балла. По итогам всего турнира определяются лучшие участники в каждой категории.
Спортивные сюжеты и материалы для тех, кто любит спорт во всех его проявлениях, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить: @t_sportik