Новая АЭС и миллион для многодетных: главные итоги Восточного экономического форума
6 сентября во Владивостоке завершился Восточный экономический форум, который в 2024 году прошел в девятый раз.
Официальные итоги ВЭФ — это 258 подписанных соглашений на рекордные для форума 5,4 трлн рублей. В числе важнейших договоренностей — решения о строительстве новых крупных предприятий в разных регионах страны, например лесоперерабатывающего завода в Сахалинской области и химического комплекса в Коми.
Но были и другие важные объявления, которые касаются многих россиян. Например, о предстоящем сильном росте цен на такси или об увеличении выплат для многодетных при покупке жилья.
Мы собрали для вас дайджест главных новостей Восточного экономического форума.
Как будет развиваться Дальний Восток
Большая часть громких заявлений на форуме была связана с внутрироссийской повесткой. В частности, президент РФ много говорил о развитии Дальнего Востока. Вот основные тезисы.
Доступность жилья в регионе будут повышать. Для дальневосточных и арктических регионов сохранят льготную ипотечную ставку 2%. Это позволит поддержать высокие темпы строительства жилья — за последние пять лет его объемы, по словам Путина, выросли вдвое. Также он поручил поднять с 450 тысяч до миллиона рублей выплату на погашение ипотеки многодетным в дальневосточных регионах с низкой рождаемостью. Причем сделают это задним числом — с 1 июля. Ранее такие условия действовали только в Приморском крае.
На развитие городов добавят денег. На реализацию мастер-планов развития арктических и дальневосточных городов уже выделили 30 млрд рублей. Президент пообещал добавить еще 100 млрд. Эти планы рассчитаны на 2025—2030 годы, они затрагивают 22 административных центра и включают пространственное и экономическое развитие территорий. Например, по мастер-плану проектируют город-спутник Владивостока, который объединит его в одну линию с Артемом и Надеждинским районом.
Иностранным инвесторам обещают преференции. Президент попросил правительство и Госдуму ускорить принятие закона о МТОР — международных территориях опережающего развития. Первую такую территорию планируют создать в Приморье. Для резидентов МТОР будут действовать специальные условия: налоговые преференции, отсутствие ограничений на долю иностранных инвесторов в капитале, возможность закрыть публичную информацию о компании для защиты от санкций. Интерес к МТОР проявляют в Китае и Беларуси, рассказал Путин.
Во Владивостоке уже действует специальный административный район (САР) на острове Русском с особыми экономическими условиями для зарегистрированных там предприятий. По словам президента, его резидентами стали уже более 100 компаний, включая переехавшие из иностранных юрисдикций. За счет САР в Россию вернулось из офшоров более 5,5 трлн рублей.
На Дальнем Востоке могут построить АЭС. Атомная электростанция нужна, чтобы избежать дефицита мощностей на фоне растущего энергопотребления. Точное место и сроки строительства пока не называются. Глава «Росатома» Алексей Лихачев заявил, что компания может построить и запустить первый энергоблок уже к 2032 году. По его словам, речь пока идет о создании мощностей в Хабаровске, Владивостоке и Комсомольске-на-Амуре.
На этом фоне гендиректор компании «Россети» Андрей Рюмин сообщил, что компания планирует в 2024—2029 годах инвестировать в инфраструктуру Дальнего Востока в общей сложности 600 млрд рублей. До 2029 года здесь планируют ввести в эксплуатацию 4500 МВ·А трансформаторной мощности и 8,5 тысячи километров линий электропередачи.
При университетах построят новые кампусы. Президент поручил построить сразу несколько студенческих кампусов в Чите, Улан-Удэ и Петропавловске-Камчатском. А на базе Дальневосточного федерального университета создадут еще один инновационный научно-технологический центр, где будут заниматься исследованиями в области морской инженерии и биотехнологий.
Каких инвестиций ждут на Дальнем Востоке
Восточный экономический форум — это площадка, где власти и бизнес договариваются о привлечении инвестиций. За год после ВЭФ-2023 в регион удалось привлечь 800 млрд рублей, что позволило создать 18 тысяч рабочих мест.
А всего за последние 10 лет в экономику Дальнего Востока вложили 4,2 трлн рублей частных денег. По данным «Ренессанс-капитала», которые назвали на ВЭФ, инвестиции в основной капитал здесь растут каждый год на 10% — в два раза быстрее, чем в среднем по стране. Этому способствуют как господдержка, так и рост туризма, считают эксперты.
Президент заявил, что привлеченные инвестиции привели к созданию на Дальнем Востоке более 140 тысяч рабочих мест.
В этот раз участники форума тоже анонсировали ряд новых больших проектов — как на востоке страны, так и в арктической зоне. Вот крупнейшие из них.
Лесопереработка и морской терминал на Сахалине. В проект планирует вложиться китайская инвесткомпания «Шоуненг Управление инвестициями». Объем финансирования комплекса по переработке древесины составит 200 млн рублей, а многофункциональный морской логистический терминал в порту Александровск-Сахалинский обойдется в 60 млрд. На новых предприятиях создадут 716 рабочих мест. На заводе будут выпускать паркет, шпон, фанеру и домокомплекты, в частности с прицелом на экспорт. Инвестиции в порт также должны расширить экспортный потенциал региона.
Газохимическое производство в Коми. Воркутинский химический комплекс хотят построить за 200 млрд рублей. Производственные мощности проекта составят 1,2 млн тонн аммиака и 1,7 млн тонн карбамида в год. Он позволит создать до 2 тысяч новых рабочих мест. Ранее об этом предприятии уже говорили на ПМЭФ-2024, тогда глава Коми заявлял, что новый комплекс будет производить полиэтилен, удобрения и другую продукцию и позволит региону заниматься не только добычей нефти и газа, но и их переработкой.
Всего на форуме подписали соглашения на 5,39 трлн рублей. Это превзошло ожидания: ранее аналитики предполагали, что сумма может превысить 4 трлн рублей. Участники форума анонсировали и другие крупные проекты, параметры которых еще не зафиксированы на бумаге.
Строительство новой верфи во Владивостоке. Предварительно ее стоимость оценивается в 5 млрд долларов. Проект планируется реализовать в рамках развития Объединенной судостроительной компании. В августе 2023 года ее передали в доверительное управление ВТБ. На форуме глава банка Андрей Костин рассказал, что верфь для крупнотоннажных судов построят в бухте Промежуточной. Она позволит производить торговые суда размером до 300 м: контейнеровозы, балкеры, танкеры и газовозы.
Также Костин сообщил журналистам в кулуарах форума, что ВТБ приобрел ПГК — Первую грузовую компанию. Это крупнейший в РФ железнодорожный оператор. СМИ пишут, что актив купили исходя из оценки в более 200 млрд рублей с учетом долга компании перед банком.
На форуме много говорили о проблемах, связанных с усложнением логистики на Дальнем Востоке. Разворот российской внешнеторговой деятельности на Восток привел к сильнейшей перегрузке транспортной инфраструктуры.
По словам вице-президента по линейно-логистическому дивизиону FESCO Германа Маслова, контейнерные терминалы региона загружены на 100%. А гендиректор «Уголь-транса» Хасан Зябиров рассказал, что по итогам первых восьми месяцев с Дальнего Востока вывезли 112,3 тысячи контейнеров — больше, чем за весь прошлый год.
По данным правительства РФ, модернизация восточного коридора российских железных дорог обойдется в 3,7 трлн рублей. Интересно, что порты Дальнего Востока развиваются быстрее: первый заместитель гендиректора по стратегии и развитию ГК «Дело» Александр Иодчин заявил, что к 2030 году мощности портов в регионе вырастут до 422 млн тонн и будут в два раза превышать мощности железных дорог.
О чем еще говорил бизнес
На ВЭФ российский бизнес говорит не только о планах, связанных с Дальним Востоком.
Так, основательница Wildberries Татьяна Бакальчук анонсировала, что компания в ближайшее время начнет продавать услуги. А основатель АФК «Система» Владимир Евтушенков сообщил, что холдинг будет увеличивать свою долю в лесопромышленной компании Segezha Group в рамках допэмиссии акций. Насколько вырастет доля, неизвестно. Сейчас она составляет 62,2%.
Цены на такси могут сильно взлететь. Такое заявление сделал директор по корпоративным отношениям и связям с органами государственной власти «Яндекс Такси» Антон Петраков. Он считает, что цены могут вырасти на десятки процентов.
Удорожание поездок, по словам Петракова, — это следствие острого дефицита водителей в стране. К нему приводит ужесточение регулирования отрасли и несовершенство российской миграционной политики, считает менеджер.
Петраков предлагает ввести экспериментальный правовой режим для такси, в частности либерализовать применение технологий. «Мы точно знаем, что можно оцифровать путевые листы, медицинские осмотры. Можно сделать короткие, вплоть до минуты, дневные полисы страхования».
Другие представители отрасли согласны с проблемой нехватки водителей в РФ. По данным сервиса «Максим», дефицит кадров в такси может составлять от 500 до 700 тысяч человек.
Новости, которые касаются инвесторов, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @investnique