Кризис гипермарке­тов: почему покупа­телям они больше не нравятся

И что это значит для самих ретейлеров

107
Кризис гипермарке­тов: почему покупа­телям они больше не нравятся
Аватар автора

Александр Левкин

перестал ходить в гипермаркеты еще в 2013 году

Страница автора

Группа компаний «Окей», развивающая сеть одноименных гипермаркетов, а также дискаунтеров «Да!», отчиталась о чистом убытке в размере 3 млрд рублей по итогам 1 полугодия 2023 года  . При этом выручка гипермаркетов составила 69 млрд рублей, что на 5% меньше аналогичного периода прошлого года, а оборот дискаунтеров вырос на 19% и составил 30,4 млрд рублей.

Нелучшим образом обстоят дела не только у гипермаркетов «Окей»: продажи вообще во всех гипермаркетах за первые шесть месяцев 2023 года упали и в деньгах, и в натуральном выражении  , в то время как продажи товаров повседневного спроса в онлайне, дискаунтерах и других каналах росли, следует из исследования Nielsen.

Проблемы у гипермаркетов начались не вчера. О кризисе этого формата торговли заговорили еще в 2019 году, когда X5 Group объявила, что закроет часть магазинов сети «Карусель»  . Судя по всему, с тех пор дела у гипермаркетов становились только хуже.

Давайте разберемся, как так получилось, что огромные магазины, где можно купить сразу все необходимое, потеряли свою популярность, и неужели в будущем гипермаркеты исчезнут.

Расцвет и закат гипермаркетов

Начало и расцвет. Первым появившимся в России гипермаркетом стал турецкий «Рамстор», который в 1997 год открылся в Москве. В 1999 году в Санкт-Петербурге начал работать полностью российский гипермаркет «Лента». Правда, площадь того магазина составляла около 2,7 тысячи квадратных метров. Для современного гипермаркета это немного: согласно госту, гипермаркетом может называться магазин площадью не менее 5 тысяч квадратных метров.

В 2001 году в Россию пришла немецкая сеть Metro и открыла сразу два центра мелкооптовой торговли. Через год в Мытищах появился французский «Ашан», а в Петербурге начал работать первый «Окей».

В то время гипермаркеты были в новинку. В 2000 году примерно 70% рынка продовольственного ретейла приходилось на рынки и магазины старого формата  . Соответственно, у новых форматов, к которым относятся и гипермаркеты, было куда развиваться — тем более что благосостояние россиян в то время росло и они готовы были тратить больше.

Директор по стратегии X5 Group Владимир Салахутдинов считает, что золотой век гипермаркетов продолжался почти 15 лет. Для того же «Ашана» российский рынок стал вторым после родной Франции. A для Metro Россия в нулевые была одним из самых быстрорастущих и прибыльных рынков. Но даже несмотря на стремительное развитие гипермаркетов, по данным аналитиков, в благостном 2012 году они занимали порядка 10% рынка — сильно меньше, чем доля этого формата в западных странах.

«На пике развития гипермаркетов в 2015—2016 годах на их долю приходилось около 12% розничного товарооборота в сегменте продуктов питания. В тот момент казалось, что этот формат абсолютно безупречен и имеет отличные перспективы. Он достаточно эффективен с точки зрения затрат на эксплуатацию объектов: все-таки объекты большие, у них крупный оборот, работа персонала там оптимизирована, это фактически магазин-склад, где можно одновременно и продавать, и хранить продукты питания. И в целом ожидания от развития этого формата были весьма и весьма позитивные», — вспоминает в разговоре с Тинькофф Журналом генеральный директор агентства INFOLine и соучредитель «INFOLine-аналитики» Иван Федяков.

Закат гипермаркетов. О кризисе гипермаркетов в России заговорили в 2019 году — после того, как X5 Group объявила о планах закрыть часть «Каруселей», которых на тот момент насчитывалось 91  . «К настоящему моменту картина окончательно прояснилась: гипермаркеты в их традиционном формате не имеют будущего», — говорил тогда представитель X5 Group Владимир Салахутдинов.

Но еще до громкого заявления X5 Group, в 2017 году, закрылись торговые точки федеральной сети «Седьмой континент», включая 14 гипермаркетов «Наш».

Совсем очевидной ситуация с кризисом гипермаркетов стала в 2021 году, когда X5 Group решила закрыть все «Карусели». Тогда же раздался еще один неприятный для владельцев гипермаркетов звоночек: десятку крупнейших ретейлеров России  по итогам 1 половины 2021 года покинули сети «Ашан» и Metro, а их место заняли продуктовый дискаунтер «Светофор» и маркетплейс Ozon. Из гипермаркетов в этом рейтинге осталась только «Лента», занимавшая шестое место. Компания и сейчас остается ведущим российским оператором гипермаркетов по размеру выручки.

Также за 1 полугодие 2021 года «Ашан» закрыл в России 17 гипермаркетов, сократив их количество до 95. «Лента» объявила, что параллельно с гипермаркетами будет развивать магазины формата «у дома». А за год до этого, в 2020, российский «Ашан» зафиксировал чистый убыток в размере 4,8 млрд рублей  , хотя ретейлер был прибыльным в течение по меньшей мере последних пяти лет до этого.

По итогам 2022 года ситуация для гипермаркетов не изменилась: в топ-10 «Ашан» и Metro так и не вернулись, а «Окей» опустился на строчку вниз, уступив место «Вкусвиллу»  . Вместе с тем авторы рейтинга предупреждали, что экосистемы «Яндекса» и Сбера вплотную подошли к десятке.

По итогам 1 полугодия 2023 года аналитики INFOLine отмечали, что продажи продуктов питания в натуральном выражении  в супермаркетах и гипермаркетах стагнируют, рост фиксируется в дискаунтерах и на онлайн-площадках.

«По данным INFOLine, сейчас на долю гипермаркетов приходится около 7% товарооборота продуктов питания в нашей стране — это около 1,5 трлн рублей, — рассказывает Иван Федяков. — Всего в России действует чуть больше тысячи гипермаркетов. Их количество сокращается: на пике было около 1200 гипермаркетов, которые специализировались на продаже продуктов питания. Некоторые из них уже закрыты, некоторые переведены в гипермаркеты других форматов. Мы ожидаем, что тенденция сохранится и гипермаркетов в стране будет становиться меньше».

Как менялись доли различных форматов торговли 

20142015201620172018201920202021
Общий объем торговых площадей современного ретейла в России, млн м²16,218,820,923,125,327,228,431,0
Доля формата «гипермаркеты»30%29%28%26%24%22%20%18%
Доля формата «супермаркеты»18%16%15%14%13%12%11%11%
Доля формата «магазины у дома»52%55%58%61%63%67%69%72%

Как менялись доли различных форматов торговли 

Общий объем торговых площадей современного ретейла в России, млн м²
201416,2
201518,8
201620,9
201723,1
201825,3
201927,2
202028,4
202131,0
Доля формата «гипермаркеты»
201430%
201529%
201628%
201726%
201824%
201922%
202020%
202118%
Доля формата «супермаркеты»
201418%
201516%
201615%
201714%
201813%
201912%
202011%
202111%
Доля формата «магазины у дома»
201452%
201555%
201658%
201761%
201863%
201967%
202069%
202172%

Почему гипермаркеты оказались в кризисе

Эксперты и участники рынка выделяют несколько причин, которые и привели к системному кризису гипермаркетов.

Остались прежними, когда покупательские привычки изменились. Люди больше не хотят тратить полдня на поездку в гипермаркет и прогулки вдоль бесконечных полок. Тем более что небольшие супермаркеты рядом с домом становятся все комфортнее. А гигантский магазин провоцирует на импульсивные покупки, что тоже отпугивает покупателей, которые становятся рациональнее и осторожнее, считает Екатерина Гресс, председатель комитета по торговой недвижимости Российской гильдии управляющих и девелоперов.

Кроме того, россияне перестали покупать впрок, говорил в начале 2022 года основатель сети Fix Price Сергей Ломакин. Он также отмечал, что люди устали от однообразной продукции глобальных брендов, которыми наводнены все гипермаркеты.

Проиграли конкуренцию другим форматам. Развитие магазинов «у дома» создало для гипермаркетов главную угрозу, считает Владимир Салахутдинов. Он указывает на то, что если в 2010 году только у «Пятерочки», «Магнита», «Дикси», «Красного и белого» совокупно насчитывалось 6,7 тысячи торговых точек такого формата, то в 2019 году их стало порядка 36,8 тысячи. И это не считая магазинов других игроков этого сегмента.

В пресс-службе «Ленты» Тинькофф Журналу рассказали, что в последние годы магазины малых форматов демонстрируют рост выручки и стратегия компании предусматривает расширение торговых площадей за счет открытия супермаркетов и магазинов «у дома». Вместе с тем «Лента» продолжает развивать формат гипермаркетов.

Лишились своего основного преимущества — низких цен. Об этом, в частности, в беседе с Forbes говорила руководитель ретейл-сектора исследовательской компании GfK Rus Виктория Давитаиа.

К этому положению, по словам Ивана Федякова, привела довольно агрессивная ценовая политика X5 Group, «Магнита» и других сетей, работающих в формате «у дома». Они оказывали определенное давление на поставщиков и смогли добиться того, что розничные цены в этих магазинах зачастую либо сопоставимы, либо даже ниже, чем в гипермаркете.

Хотя, по словам главы INFOLine, это нелогично, потому что из-за более высокой аренды и затрат на персонал себестоимость торговли для магазина «у дома» выше, чем для гипермаркета. Но благодаря более выгодным условиям закупки товаров сети в конечном счете смогли добиться сопоставимых розничных цен.

В итоге потребители стали понимать, что нет смысла ехать в гипермаркет, когда тот же самый товар можно купить по той же цене в магазине рядом с домом.

Не смогли ничего противопоставить онлайн-торговле. В России давление интернет-магазинов на гипермаркеты стало ощущаться в 2014—2015 годах, вспоминал топ-менеджер X5 Group. По его словам, это привело к тому, что постепенно с полок гипермаркетов стали пропадать непродуктовые категории: бытовая техника, электроника, одежда.

Сегодня около 3,5—4% продуктов питания покупают в интернете, комментирует Федяков. Он указывает, что онлайн в первую очередь сокращает как раз продажи в гипермаркетах: люди, покупая впрок, заказывают доставку продуктов, а не едут в гипермаркеты, так как это требует времени, трат на проезд на общественном транспорте или расходов на бензин и амортизацию автомобиля.

Оказались неповоротливыми. В сложных экономических условиях 2015—2016 годов ретейлеры стали искать новые пути оптимизации и повышать требования эффективности торговых точек, говорил Ломакин. И «пускали под нож» магазины большого формата. «„Большие коробки“ тянут показатели вниз, более маленькие форматы демонстрируют лучшие цифры», — подтвердил его слова генеральный директор «Магнита» Ян Дюннинг.

Как гипермаркеты реагируют на кризис

Если вкратце, то они меняются. Ниже расскажу, как именно.

Меняют модель. Трансформируются в супермаркеты или дарксторы  . По этому пути пошел «Ашан»: летом 2022 года он открыл первый совместный со «Сбермаркетом» даркстор. «Лента» в своем отчете за 2022 год также указывает на потенциальное преобразование гипермаркетов в гибридные магазины и дарксторы. Меняется и Metro: в 2019 году ретейлер сообщил, что будет ориентироваться на оптовые продажи b2b-клиентам  .

О том, что гипермаркеты превращают в распределительные центры для доставки товаров, заказанных в интернете, говорит и Федяков. Он отмечает, что гипермаркеты хорошо подходят для этих задач, так как удачно расположены вблизи городов, а иногда даже в них самих.

Становятся меньше. «Магнит» в 2019 году сменил позиционирование своих гипермаркетов и стал называть их суперсторами  . Как рассказали Тинькофф Журналу в пресс-службе компании, торговая площадь суперсторов меньше, чем у классических гипермаркетов, и в среднем составляет 3675 квадратных метров.

Превращаются в торговые центры. В них появляются пекарни, фермерские лавки и даже места для деловых встреч, указывает Сергей Ломакин. Он добавляет, что это делается для того, чтобы совместить покупки с приятным или полезным времяпрепровождением. Часть своих помещений в аренду сторонним компаниям предлагает «Ашан». А «Лента» открыла ресторан в одном из своих гипермаркетов.

Производят продукты питания. По этому пути, в частности, идет гипермаркет «Глобус», который Иван Федяков называет «фактически заводом по выпуску продуктов»  . Кроме того, эксперт знает примеры, когда в гипермаркетах выращивают овощи, которые продают там же либо доставляют покупателям.

Собственную сыроварню или пивоварню можно встретить в суперсторах «Магнита».

Переформатируются в дискаунтеры. Шаг в сторону гипермаркетов-дискаунтеров уже сделала «Лента»: в декабре 2023 года она открыла второй гипермаркет «Эконом».

То, что некоторые гипермаркеты будут искать себя в нише дискаунтеров, не исключает Иван Федяков. Но он допускает, что в этом случае они столкнутся с проблемой огромных площадей: несколько тысяч квадратных метров — это слишком много для торговли продуктами питания, так как не наберется достаточного количества товара  .

Развивают другие форматы. У «Окея» есть сеть дискаунтеров «Да», «Лента» активно развивает малые форматы, которые собирается переименовать в «Монетку» после недавней покупки одноименной сети. «Ашан», у которого кроме гипермаркетов есть и супермаркеты, в марте 2023 года открыл первый магазин собственных торговых марок. Metro развивает сеть дискаунтеров «Фасоль»  .

Что в итоге

«Основная торговая функция, которую гипермаркеты выполняли долгие годы, будет уходить. Они будут меняться — и достаточно существенно, это очевидно. И те, кто изменения не реализует, вынуждены будут покинуть рынок, — полагает Иван Федяков. — Те же, кто адаптируется и найдет новые ниши, продолжат существовать, заниматься торговлей и зарабатывать на второстепенных направлениях, которые, возможно, в какой-то момент станут основными».

По словам председателя президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Игоря Караваева, отчетность крупнейших предприятий за полугодие и 9 месяцев 2023 года показывает, что у сегмента гипермаркетов есть перспективы. Он обращает внимание, что по итогам второго квартала рост сопоставимых продаж, трафика и среднего чека магазинов больших форматов у «Магнита» составил 5,1, 3,1 и 1,9% соответственно, а крупнейшая сеть гипермаркетов «Лента» в 3 квартале показала рост сопоставимых продаж на 8,7%.

Новости, которые касаются инвесторов, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @investnique

Александр ЛевкинА вы еще ходите в гипермаркеты?
  • ПимпочкаРеже, но поход в гипер Ленты, для меня праздник 🥳 Обожаю их огромный ассортимент, много товаров которые беру только там, часто выгодные цены, но всегда качественные и приятные покупки. Беру сразу все, и рыбу, и мясо несколько килограмм, и сразу на обед еду из кулинарии, бытовую химию и даже перчатки 😂 Но факт, что от больших площадей устаешь и чек всегда в два раза выше, потому что слишком много вкусностей, и даже по хорошей цене. Просто их слишком много 😃38
  • Константин СмирновВо время пандемии многие перешли на доставку и короткие походы в супермаркеты. Пандемия закончилась, а привычки остались. Да и удобнее заказать, чем сначала бегать по гипермаркету, а затем тащить кучу пакетов домой98
  • RomanПокупателям все также нравятся гипермаркеты, а прибыль упала за последние годы потому что покупательская способность снизилась, плюс по себе сужу - какую-то часть товаров стало выгоднее и удобнее покупать в маркетплейсах, в ближайших супермаркетах типа Магнита, Пятерочки и нет смысла мотаться за ними в гипер.90
  • Елизавета ИоноваМне кажется, в подзаголовке опечатка. Противопоставить онлайн-торговлЕ.11
  • Ибби ГарсияОзон фреш возит в нашу подмосковную деревню,где нет магазинов. Раз в неделю закупаемся, очень удобно, ассортимент велик. Когда хочется погулять, едем в глобус25
  • Martin EdenПимпочка, +1, за Ленту особенно когда утром никого нет, побродить.13
  • МангустКак по мне, основная проблема все же в том, что гипермаркеты действительно не могут предоставить более выгодные цены, чем магазины у дома. Раньше ездили в Ашан, и там было дешевле почти на все товары, порой ощутимо. Поэтому народ там и затоваривался, брали бакалею с запасом, бытовую химию и т.п. А сейчас с одинаковыми ценами ехать туда уже смысла нет.147
  • Абзац на колесахО, это про меня. ——- Люди больше не хотят тратить полдня на поездку в гипермаркет и прогулки вдоль бесконечных полок. Тем более что небольшие супермаркеты рядом с домом становятся все комфортнее. А гигантский магазин провоцирует на импульсивные покупки, что тоже отпугивает покупателей, которые становятся рациональнее и осторожнее —— Раньше могла поехать в гипер и чуть ли не час там бродить. Надоело. Долго. Доехать до гипера. Протопать по парковке, размером с аэропорт. Потом обойти гипер, размером с аэропорт. И да, в гипере покупала ненужное. Потом еще очереди на кассе. Благо, сейчас первые этажи зданией активно под коммерцию. Многое можно купить под боком. А овощи, рыбу и мясо гипермаркете не беру давно: рынок и специализированные магазины. Что-то типа бытовой химии и чая можно заказать в онлайне.26
  • Абзац на колесахMartin, вот же разные люди. Мои некоторые знакомые так и говорят "пошли вечером погуляем по ТЦ". Для меня эти ТЦ - это если сильно надо. И минимум времени внутри: зайти и пулей назад. Зимнюю вишню я прекрасно помню. Ща январь, снежно и холодно, но я предпочитаю гулять на свежем воздухе, а не по тц.42
  • АнтиконсьюмеристУ нас в городе есть 4 гипера - Ашан, Европа, Линия и Магнит Экстра. Все, кроме Линии, в течение последних 2 лет сделали кафе с кухней прямо внутри магазина, где можно покушать вкусно и недорого (по сравнению с ресторанами) - первые и вторые блюда, пиццу, роллы, салаты, десерты и т.д. Всё ломится от количества покупателей, особенно когда большая перемена у студентов)) В гипермаркетах гораздо более разнообразный ассортимент и в целом больше свежих продуктов - фруктов и овощей, мяса, рыбы, сыров, готовой кулинарии. В дискаунтерах (у нас это Магниты у дома и Пятёрочки) - сплошная заморозка, бакалея, кондитерка и консервация... А в Светофорах, Доброценах, продскладах Победа и прочих "жёстких дискаунтерах" и подавно - половина продуктов просто несъедобные, а сами магазины находятся в каких-то "жопах мира" (видимо, где дешевая аренда). В общем, у нас гипермаркеты пока рулят, дискаунтерам до них не дотянуться. Я закупаюсь практически только в гиперах - и онлайн, и оффлайн. В пятак или гамнит у дома могу заскочить только когда нужно срочно купить что-то неожиданно закончившееся.20
  • Ховард МоржовыйЛюблю формат гипермаркетов, люблю побродить, поискать то, чего нет в магазине у дома. Но делаю это крайне редко- максимум раз в месяц. Во-первых- это далеко, нужно тратить целый выходной. Во-вторых- ужасно устаешь от этого процесса. В третьих- я впрок не закупаюсь, люблю есть то, чего хочется именно сегодня10
  • NatalyНе хожу. Не ходила. Не понимаю этого формата - ехать куда-то далеко от дома, чтобы купить продукты. Не умею покупать продукты на неделю - мне нравится ходить за бананами, сыром, сметаной и яблоками каждый день - то одного захотелось, то другого... Откуда я знаю, что захочу есть через неделю.26
  • Laska ZimaВам не кажется.5
  • Артём Гайденконе хожу по магазинам уже 4 года и никаких проблем15
  • Елизавета ИоноваMartin, мы пару раз (второй, видимо, был контрольный) нарвались на подтухшую птицу и перестали рассматривать "Ленту" как основной магазин. Кулинария у них неплохая, но в остальном "Ашан" ближе, хотя он и дальше, так вот парадокс:) По поводу магазинов у дома: в шаговой доступности от нашего дома 10+ разнообразных торговых точек, включая Окей, и я не могу сказать, что у них цены ниже. Если есть акция – да. Вне акции уровень более-менее одинаковый.2
  • Дмитрий Паленковненавижу ходить по магазинам и спасибо ковиду.что появилась доставка48
  • Alexander0-2 раза в год посмотреть "ачётамещёбывает". Остальные потребности закрыл ещё лет 10 назад онлайн(пока это не стало мейнстримом).5
  • user2045587Я не люблю большие магазины. Я чувствую себя в них некомфортно. Надо долго ходить для того, чтобы найти то, что нужно. Тоску нагоняют!14
  • Забаненый за правдуОт полного отказа от поездок в гипермаркеты останавливает только стремительная деградация сборщиков заказов и курьеров. Например, только в последние месяцы трижды(!) было когда собирали не то и самостоятельно заменяли, предварительно даже не позвонив и не спросив, а один вообще забыл часть заказа на складе и приехав сказал "ну а что такого, ну хотите завтра довезу". За все предыдущие годы таких случаев было от силы один-два. Ну и иногда криворукость создателей приложений, когда быстрее самому сьездить чем через маразм ux-дизайна продраться.19
  • Забаненый за правдуМангуст, для меня смысл гипермаркетов в большом ассортименте. А ехать специально из-за того, что где-то на несколько руб дешевле чем у магазина у дома-по мне такое себе39
  • Dmitriy Golbergходить в огромные магазины это полноценная работа, я лучше сэкономлю время и не куплю то , что не нужно18
  • ElenПимпочка, тоже люблю Ленту, закупаюсь только в ней. У меня наоборот получается, что закупаться в Ленте раз в неделю строго по списку выгоднее, чем ходить несколько раз в неделю в магазин поменьше. Там все время тянет купить что-то не нужное.0
  • ТучаАртём, аналогично. Только доставка.10
  • Бабка АгафьяБывает что в Пятерке дешевле чем в том же Ашане, причем существенно дешевле29
  • Martin EdenАбзац, ну для меня как не клинического социофоба побродить это - город МО, утро, никого нет, зайти в дверь ТЦ к которому ближе всего Лента, четкий маршрут, по списку, в Ленте где я смогу ориентироваться в темноте, касса, выход.0
  • Бабка АгафьяЯ раньше оч любила в Ашан или Глобус ездить. А потом пандемия и доставки приучили меня к выбору продуктов через приложение. За хорошими овощами все равно на рынок ехать нужно, никогда в супермаркетах не видела таких же пахучих овощей как на рынке. Поэтому без разницы какие помидоры будут- я их сама выберу или сборщик. А все остальное можно купить потыкав на картинки. Экономия отличная - и времени и ресурсов. Сразу вижу все цены (нет такого что стоит ценник 89, а на кассе это же 119), лишнего не берешь, времени занимает меньше и не тащишь это потом все на себе. Кстати, раньше в Ашан ездили за порошком, большими упаковками, теперь озон привозит бесплатно за 2-3 часа. Недавно в Ашан заехала - чуть ПА не словила😂36
  • Maria VasilyevaЗа время ковида многие магазины расширили свои доставки и теперь даже летом на даче можно заказать во ВкусВилле или ОзонФреш и через пару часов тебе привезут к калитке на даче)))) раньше приходилось тратить полдня выходного, чтобы съездить в Можайск и все закупить там, сейчас все стало намного проще и это отлично!7
  • Абзац на колесахБендер, добавлю, что иногда бывает, что надо, например, оливье-набор. А вместо ветчины салями кинут. Или не подберут замену. Тогда смысл от этого заказа? Хотя и ставишь "звоните". Ну не академики там работают. Хотя может я зря на них, а акакадемики могут рассуждать о слабом ядерном взаимодействии и кварках, а в быту неприспособлены. Пару раз знакомым привозили гнилые овощи. Ну и что с этим делать? Лук иногда вообще надо чуть ли каждую луковицу вертеть в руках, чтоб в несезон гнилую не купить.10
  • Благоустройство со сносомКонстантин, а через три дня обнаруживать что все сьедено аххппххп20
  • Благоустройство со сносомПимпочка, тоже люблю бродить по гиперу, это мое гилти плеже! Необьяснимое. Раз в полгода выбираюсь, набрать странных вещей на полгода вперед, типа пакетов.2
  • czaplinska annНа мой взгляд, Вкусвилл удобной доставкой, качественными продуктами и интересными продуктами вытеснил всех крупных игроков с рынка. За 4 года активного пользования доставкой не было просрочки, гнилых фруктов, мутных ценников. Саппорт оперативно решает все проблемы. Курьеры приезжают вовремя. Большой ассортимент готовой еды, меню которой часто обновляется. Тяжелую бытовую химию заказываю с Озона. Вот и все) В 2015-2017 гг. Ашан любила за вкусную выпечку: круассаны, багеты, булочки. В магазинах у дома не было такого, а сейчас тот же ВВ зоны кафе открывает на своих точках. Какао у них люблю))6
  • KlaryaГипермаркеты бывают разные, вот в Ашан например не ногой он находится в нижнем ценовом сегменте и честно сказать выбор товаров там просто отвратительный🫥, или полная его противоположность «Твой Дом» , который раньше был супер топовым гипермаркетом за последние пару лет стал похож на магазин из СССР в плане продуктов, стоят ряды с одинаковыми пакетами молока или целая витрина однообразного коньяка, в общем что то с ними стало не то🌚 Мой фаворит из гипермаркетов это «Глобус» действительно очень приятный магазин с огромным ассортиментом продуктов причем в разных ценовых категориях. Но в Глобусе я покупаю в основном продукты. А вот подавляющее количество товаров не пищевых покупаю на Озон, выбор на порядок больше при цене на 20-30% ниже .6
  • LEXИнтересная статья! Давно уже не хожу по гипермаркетам, хотя раньше был большой любитель. В целом согласен только с Викторией Давитаиа, по моему наши предприниматели просто забыли в чем была суть гипермаркетов, ассортимент и цены. А вот в Волмарте не забыли, и продолжают уделывать всех, не смотря на свой гипер-формат, все что требовалось от наших бизнесменов, тупо скопировать модель Волмарта, но они и на это даже не способны. А потом будут с умными минами рассказывать что мизерная (на сегодня у нас) е-коммерция забрала у них всех покупателей.5
  • ЛенивыйАнтиконсьюмерист, я тоже езжу в гиперы за свежим мясом. В мелких магазинах не рискую брать5
  • Far AwayМне нравится гулять вдоль полок и выбирать товар. На мониторе выбрать и доверить покупку курьеру - совсем не то. Как выглядит упаковка? Насколько приятно брать ее в руки? Иногда состав хочется почитать, в интернете его нужно гуглить.. овощи и фрукты выбрать курьером - спасибо, одного раза хватило, теперь только сама. Касаемо цен - сбермаркет мало того, что отменяет скидки ленты, например, а на некоторые товары еще и накручивает. Потом сверх этого берет за сборку заказа и доставку. Может у меня такой опыт неудачный, а может я шопоголик с кучей свободного времени, но для меня погулять по гиперу за счастье. А сравнивать их с магазинами у дома смешно - там ассортимент аховый. За половиной моего рациона нужно ехать именно в гиперы.14
  • ЛВLushka, мы поняли, что вам там приятно находиться и выбирать. Только не поняли покупаете ли вы там или понтуетесь?18
  • Екатерина ТаласоваСудя по тексту и комментария, никто уже в гипермаркеты не ходит. Не понимаю тогда почему я перед новым годом стояла в гигантских толпах людей, закупаясь в Глобусе ))21
  • UnicornАбзац, поддерживаю. Есть куча интересных способов провести время вместо того, чтобы торговать лицом в ашане. Не понимаю как людям это может быть интересно. Неужели совсем нет интересов.13
  • ToriaЕкатерина, те толпы - не аудитория Т-Ж ;)13
  • ЙцукенЗачем мне покупать что-то в крупном гипермаркте за 1500, когда в условном озоне это 1000 стоит. Плюс еще ехать надо, а озон сам привезет. Или всякую повседневную мелочь проще в пятерке купить за 100 метров, чем ехать в условный ашан. А раньше в гиперах цены были дешевле7
  • Абзац на колесахUnicorn, в одном из наших ТЦ постоянно делают конструкцию из воздушных шариков. Уныло и ужасно воняет химозной резиной. Плюс что в ТЦ, что в гипермаркетах часто реклама: то супер-акции, то розыгрыши и т. п. Мучение для органов слуха, обоняния и еще смотреть на это противно. Снаружи ТЦ и гипермаркеты выглядят еще хуже, но это не значит, что нужно туда идти гулять.2
  • ДмитрийЯ не грустил о чем-то больше, чем о закрытой в нашем городе Карусели, тогда начал жить один и ходил преимущественно туда. Как мне кажется, основная причина меньшей популярности гипермаркетов - культурная. В нулевых поход по магазинам, в т.ч. продуктовым, был частью отдыха и вполне мог занять весь выходной, и гипермаркеты идеально для этого подходили. А после люди всё больше и больше открывали для себя более интересный и полезный отдых, наконец-то пресытились ста видами колбасы) И интересно, помогает ли гипермаркетам сотрудничество с сервисами доставки? У нашего Ашана есть отдельное помещение для Сбермаркета, и очень много сборщиков там и в зале.7
  • UnicornАбзац, я тоже однажды такое видела, но у нас было красиво очень) По поводу шума - это моя боль. У меня очень чувствительный слух. Всегда думала как люди там работают по 12 часов, я бы погибла там. Что за отдых в ту мне не понятно. Шумы, запахи, толпы людей вообще не имеют ничего общего с отдыхом.6
  • KottБендер, от полного отказа останавливает только то что они не возят алкоголь и сигареты. Как только эта проблема решиться, например через госулуги, я окончательно перестану ходить в магазины.5
  • Beljourczaplinska, "Вкусвилл" (который я нежно люблю) никак не может вытеснить крупных игроков с рынка хотя бы потому, что он - в другом ценовом сегменте, чем "Магниты", "Пятёрки" и прочие.4
  • WegeographМангуст, ага, плюс на дорогу туда обратно тратиться7
  • rusa4ekМангуст, соглашусь, это ключевой момент. Гипермаркеты стали откровенно наглеть по ценам.5
  • А СЕкатерина, да да, не ходят. В Ашане и Мэтро, да и Перекрестке толпы всегда1
  • ЛВLushka, я не знаю , можете ли вы позволить себе нормальные продукты или нет, но то, что у вас здорово с этого подгорает - это веселит, что до сих пор есть люди, которые парятся по поводу азбуки.3
  • Елена БабичеваДмитрий, доставка появилась вовсе не благодаря ковиду Более того, например в Метро доставка за ковид катастрофически испортилась. Если лет 7 до этого там и товар тебе отложат, и можно день-два подождать, потому что товар должны подвезти, и продукты выбирались на доставку лучшие из того, что было на полках, и история покупок со счетами была в личном кабинете, и чуть не личный менеджер, то сейчас и в ковид это всё сильно испортилось. После ковида стала меньше пользоваться доставкой, чем раньше.0