Продуктовый ретейл: сравниваем результаты X5 Group, «Магнит», Fix Price, «Лента» и «Окей»

6
Продуктовый ретейл: сравниваем результаты X5 Group, «Магнит», Fix Price, «Лента» и «Окей»

Представители продуктового ретейла России в первом полугодии 2022 года столкнулись с рядом негативных факторов: западные санкции, снижение ВВП, двузначный рост инфляции.

Все это сказалось на стоимости акций, которые упали в среднем на 30% на Московской бирже. При этом выручка компаний продолжила расти во многом за счет онлайн-продаж и развития формата дискаунтеров, а некоторые компании продолжили платить дивиденды.

Расскажу, как прошло первое полугодие для 5 крупнейших игроков на российском рынке ретейла и как понять, чего ожидать инвесторам.

Источник: Investing
Источник: Investing

X5 Group

X5 Group (MOEX: FIVE) — российский продуктовый ретейлер, который активно развивает магазины у дома «Пятерочка», супермаркеты «Перекресток», гипермаркеты «Карусель», дискаунтеры «Чижик», онлайн-гипермаркет «Перекресток Впрок», службу доставки 5Post, экспресс-доставку продуктов из магазинов и сервис готовой еды «Много лосося».

X5 Group в 1 полугодии 2022 года продемонстрировала сильные результаты: общая выручка увеличилась на 18,8% — до 1,25 трлн рублей — благодаря росту цифровых бизнесов на 59% и уверенным продажам «Пятерочки», а также ввиду роста среднего чека на 9,2% по всей группе на фоне ускорения инфляции в России.

Основной сегмент X5 Group — «Пятерочка» — в отчетный период увеличился на 19,5% за счет роста среднего чека, который прибавил 9,8%, и расширения сети: в первом полугодии компания открыла 586 новых магазинов, на 27 больше, чем в прошлом году.

Цифровой бизнес вырос на 59% — до 33,5 млрд рублей — на фоне сильного спроса на услуги экспресс-доставки продуктов из «Пятерочки» и «Перекрестка», который вырос на 70% год к году. А вот результаты онлайн-гипермаркета «Перекресток Впрок» прибавили значительно меньше — всего 36% — ввиду сокращения реальных доходов населения.

Что касается текущих драйверов роста X5 Group, то все они связаны с дальнейшим развитием цифровых бизнесов и дискаунтера «Чижик», которые в среднесрочной перспективе должны расти опережающими темпами на фоне трансформации российского продуктового рынка.

Акционерам компании на некоторое время придется смириться с отсутствием дивидендов из-за блокировки европейской финансовой инфраструктуры для купонных и дивидендных денежных переводов. Х5 Group зарегистрирована в Нидерландах, поэтому сейчас выплаты невозможны по техническим причинам.

Результаты Х5 Group, млрд рублей

6м20216м2022Изменение
Офлайн-продажи10301210+18%
Онлайн-продажи2133,5+59%
Общие продажи10501250+18,8%
LFL-продажи3,1%11,7%+8,6 п. п.
Общий средний чек434 ₽474 ₽+9,2%
Общее количество магазинов18 32419 779+8%

Результаты Х5 Group, млрд рублей

Офлайн-продажи
6м20211030
6м20221210
Изменение+18%
Онлайн-продажи
6м202121
6м202233,5
Изменение+59%
Общие продажи
6м20211050
6м20221250
Изменение+18,8%
LFL-продажи
6м20213,1%
6м202211,7%
Изменение+8,6 п. п.
Общий средний чек
6м2021434 ₽
6м2022474 ₽
Изменение+9,2%
Общее количество магазинов
6м202118 324
6м202219 779
Изменение+8%

«Магнит»

«Магнит» (MOEX: MGNT) — второй по доле рынка российский продуктовый ретейлер, который развивает сеть магазинов у дома, магазины самообслуживания, супермаркеты и аптеки. В середине 2021 года компания приобрела 2612 магазинов сети «Дикси» и почти догнала лидера сектора.

В 1 полугодии 2022 года «Магниту» удалось обогнать главного конкурента в лице Х5 Group по темпам роста: общая выручка увеличилась на 39%, до 960 млрд рублей, а без учета магазинов «Дикси» — на 19,8%. Основная причина — рост среднего чека на 14,1% — против 9,2% у Х5 Group.

Практически все ключевые тенденции двух ведущих игроков российского продуктового рынка схожи. Основной сегмент «Магнита» — магазины у дома — также показал опережающую динамику и вырос на 20,9% благодаря росту среднего чека. В отчетный период компания открыла 750 новых магазинов и закрыла 96 старых магазинов сети «Дикси».

Главное отличие «Магнита» от Х5 Group — трехзначный рост онлайн-сегмента, оборот которого в первом полугодии 2022 года увеличился на 718% против 59% у Х5 Group. Нестыковка объясняется тем, что «Магнит» вышел в онлайн-коммерцию в конце 2020 года, а Х5 Group в это время уже была лидером рынка.

В 2022 году «Магнит» может вернуться к дивидендным выплатам, поскольку ретейлер закрыл свою программу GDR: 20 мая менеджмент компании отправил J. P. Morgan Chase уведомление о расторжении депозитарного соглашения и объявил об уходе с зарубежных фондовых площадок. Теперь «Магниту» ничего не мешает выплатить чистую прибыль на обыкновенные акции, которые торгуются на Мосбирже.

Результаты «Магнита», млрд рублей

6м20216м2022Изменение
Общая выручка8001110+39%
Оборот онлайн-продаж2,316,5+718%
LFL-продажи4,7%13,1%+8,4 п. п.
Общий средний чек342 ₽390 ₽+14,1%
Общее количество магазинов22 34426 731+19,6%

Результаты «Магнита», млрд рублей

Общая выручка
6м2021800
6м20221110
Изменение+39%
Оборот онлайн-продаж
6м20212,3
6м202216,5
Изменение+718%
LFL-продажи
6м20214,7%
6м202213,1%
Изменение+8,4 п. п.
Общий средний чек
6м2021342 ₽
6м2022390 ₽
Изменение+14,1%
Общее количество магазинов
6м202122 344
6м202226 731
Изменение+19,6%

Fix Price

Fix Price (MOEX: FIXP) — международный ретейлер для всей семьи с большим ассортиментом товаров для дома по низким фиксированным ценам. Сеть компании состоит из более чем 5250 магазинов в России, Беларуси, Грузии, Казахстане, Киргизии, Латвии и Узбекистане.

В 1 полугодии 2022 года Fix Price представила неплохие результаты: общая выручка ретейлера увеличилась на 24,2% — до 131,8 млрд рублей — благодаря расширению сети магазинов и росту среднего чека, который прибавил 16,5% год к году на фоне высокого потребительского спроса.

Общее количество магазинов Fix Price увеличилось на 363, что полностью соответствует прошлому прогнозу менеджмента: за 2022 год компания намерена открыть 750 новых магазинов. Рентабельность по EBITDA в отчетный период составила 19,2%. При выручке в 131,8 млрд рублей получаем показатель EBITDA, равный 25,3 млрд рублей, — против 15 млрд рублей в первом полугодии 2021 года.

Основным драйвером роста Fix Price стоит считать долгосрочный бизнес-план менеджмента, согласно которому ретейлер намерен открыть не менее 15 500 магазинов в России и СНГ, а с 2023 года динамика роста сети должна увеличиться с 750 до 800 новых магазинов в год.

Что касается дивидендного вопроса, то у компании идентичная с Х5 Group ситуация: менеджмент не может выплатить чистую прибыль на GDR, так как выплата будет заблокирована европейскими регуляторами. У Fix Price постоянная регистрация в Республике Кипр.

Результаты Fix Price, млрд рублей

6м20216м2022Изменение
Общая выручка106,1131,7+24,2%
Рентабельность по EBITDA14,1%19,2%+5,1 п. п.
EBITDA14,9825,3+68,8%
LFL-продажи11,9%13,5%1,6 п. п.
Общее количество магазинов45855267+14,8%

Результаты Fix Price, млрд рублей

Общая выручка
6м2021106,1
6м2022131,7
Изменение+24,2%
Рентабельность по EBITDA
6м202114,1%
6м202219,2%
Изменение+5,1 п. п.
EBITDA
6м202114,98
6м202225,3
Изменение+68,8%
LFL-продажи
6м202111,9%
6м202213,5%
Изменение1,6 п. п.
Общее количество магазинов
6м20214585
6м20225267
Изменение+14,8%

«Лента»

«Лента» (MOEX: LENT) — продуктовая сеть, которая управляет гипермаркетами, супермаркетами и магазинами у дома под брендом «Мини-лента», а также развивает онлайн-продажи. В начале 2022 года компания приобрела онлайн-ретейлера «Утконос».

Лента в 1 полугодии 2022 года продемонстрировала неоднозначные показатели: с одной стороны, выручка увеличилась на 20,3% — до 262 млрд рублей — за счет слияний, покупок других мелких компаний и развития малых форматов, с другой стороны, EBITDA и чистая прибыль уменьшились на 12 и 37% соответственно из-за роста операционных расходов.

«Лента» открыла 62 новых и закрыла 10 старых магазинов. Тем не менее сеть ретейлера год к году практически удвоилась главным образом благодаря покупкам других ретейлеров — в 3 квартале 2021 года «Лента» выкупила региональных конкурентов: группу компаний «Семья» и сеть супермаркетов «Билла Россия».

У компании два основных драйвера роста. Первый — стратегия развития, в рамках которой ретейлер планирует удвоить свою выручку к 2025 году и достигнуть отметки в триллион рублей. Второй — новая дивидендная политика, по которой компания намерена выплачивать весь свободный денежный поток в среднесрочной перспективе. Но за 2022 год дивидендов, скорее всего, не будет, если верить прогнозам менеджмента.

Результаты «Ленты», млрд рублей

6м20216м2022Изменение
Выручка218262+20,3%
Рентабельность по EBITDA8%5,9%−2,1 п. п.
EBITDA1715−11,8%
Чистая прибыль5,363,35−37,4%
LFL-продажи−0,7%5,2%+5,9 п. п.
Общее количество магазинов406809+99,3%

Результаты «Ленты», млрд рублей

Выручка
6м2021218
6м2022262
Изменение+20,3%
Рентабельность по EBITDA
6м20218%
6м20225,9%
Изменение−2,1 п. п.
EBITDA
6м202117
6м202215
Изменение−11,8%
Чистая прибыль
6м20215,36
6м20223,35
Изменение−37,4%
LFL-продажи
6м2021−0,7%
6м20225,2%
Изменение+5,9 п. п.
Общее количество магазинов
6м2021406
6м2022809
Изменение+99,3%

«Окей»

«Окей» (MOEX: OKEY) — розничная сеть, которая специализируется на торговле продуктами питания. Компания работает с тремя форматами: гипермаркетами «Окей», дискаунтерами «Да!» и интернет-магазином с доставкой.

«Окей» в 1 полугодии 2022 года представил неплохие результаты, увеличив свою выручку на 10,4% — до 96,8 млрд рублей — благодаря впечатляющим показателям дискаунтера «Да!», продажи которого выросли на 63%. Основной сегмент гипермаркетов отработал намного хуже, его результаты год к году снизились на 1% на фоне сильного падения количества покупателей.

Судя по текущим результатам, компания успешно продолжает свою трансформацию, в рамках которой менеджмент хочет перестроить свой бизнес с помощью развития дискаунтеров — в отчетный период менеджмент открыл 13 новых магазинов: 12 дискаунтеров «Да!» и гипермаркет «Окей».

Что касается дивидендов, то недавно компания объявила о выплате за 1 полугодие 2022 года в размере 0,03159 € на акцию. Текущая дивидендная доходность — 6,6%. Реестр под данную выплату уже закрыт, поэтому новым инвесторам ее не получить.

Результаты сети «Окей», млрд рублей

6м20216м2022Изменение
Гипермаркеты «Окей»72,06171,3−1,1%
Дискаунтеры «Да!»15,6325,51+63,2%
Общая выручка87,6996,81+10,4%
LFL-продажи0,5%4,8%+4,3 п. п.
Общее количество магазинов199243+22%

Результаты сети «Окей», млрд рублей

Гипермаркеты «Окей»
6м202172,061
6м202271,3
Изменение−1,1%
Дискаунтеры «Да!»
6м202115,63
6м202225,51
Изменение+63,2%
Общая выручка
6м202187,69
6м202296,81
Изменение+10,4%
LFL-продажи
6м20210,5%
6м20224,8%
Изменение+4,3 п. п.
Общее количество магазинов
6м2021199
6м2022243
Изменение+22%

Что в итоге

Все представители ретейла по-своему интересны:

  1. «Магнит» — самый безопасный вариант, поскольку компания уже в этом году может вернуться к дивидендным выплатам. Негативной стороной будет тот факт, что стоимость акций практически не упала на Московской бирже.
  2. Х5 Group — самый сбалансированный вариант с неплохим потенциалом роста, но без дивидендов. Ретейлер не только лидирует на российском офлайн-рынке, но и входит в топ-3 ведущих игроков продуктовой онлайн-индустрии.
  3. Fix Price — самый быстрорастущий бизнес, который некоторое время, как и Х5 Group, не сможет выплачивать дивиденды. Текущие темпы роста ретейлера — 25—30 против 10—20% у прочих компаний.
  4. «Лента» — недорогой бизнес с амбициозным бизнес-планом. Ретейлер намерен до 2025 года увеличить свою выручку с 483 млрд рублей до триллиона. Среднегодовой темп роста в этом случае составит 20%.
  5. «Окей» — самый дешевый актив в секторе, который находится в процессе трансформации за счет открытия новых дискаунтеров.

Результаты ретейлеров в 1 полугодии 2022 года

Динамика выручкиLFL-продажиПрирост сетиОграничения по дивидендам
«Магнит»39%13,1%+654 магазинаНет
Fix Price24,2%13,5%+363 магазинаДа, санкции
«Лента»20,3%5,2%+52 магазинаНет, но выплаты в 2022 году не запланированы
Х5 Group18,8%11,7%+658 магазиновДа, санкции
«Окей»10,4%4,8%+13 магазиновДа, санкции, но компания все равно их объявила

Результаты ретейлеров в 1 полугодии 2022 года

«Магнит»
Динамика выручки39%
LFL-продажи13,1%
Прирост сети+654 магазина
Ограничения по дивидендамНет
Fix Price
Динамика выручки24,2%
LFL-продажи13,5%
Прирост сети+363 магазина
Ограничения по дивидендамДа, санкции
«Лента»
Динамика выручки20,3%
LFL-продажи5,2%
Прирост сети+52 магазина
Ограничения по дивидендамНет, но выплаты в 2022 году не запланированы
Х5 Group
Динамика выручки18,8%
LFL-продажи11,7%
Прирост сети+658 магазинов
Ограничения по дивидендамДа, санкции
«Окей»
Динамика выручки10,4%
LFL-продажи4,8%
Прирост сети+13 магазинов
Ограничения по дивидендамДа, санкции, но компания все равно их объявила

Новости, которые касаются инвесторов, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @investnique.

Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка
0

Приятно что в комментариях собрались только квалифицированные инвесторы. Тревожный фактор, что они обсуждают на своем опыте где покупать продукты подешевле: на рынке или в дискаунтере. Странный инвестор нынче пошёл...

5
0

Ну не знаю...
Из всего перечисленного я бываю в Чижике.
А так - Светофор или Победа.

0

Евлампий, А я на рынке) большую часть продуктов покупаю там

0

Зависит от города.
В крупных там дороже и далеко-долго ехать.
В небольших и южных, наверное да лучше там

0
0

Так что в итоге? Катимся вниз к коллапсу экономики или все эти санкции и ограничения, все же, для населения не так уж и страшны?

0

Projects, если речь идет о продуктовом секторе российской экономики, то я полагаю, что он лучше остальных перенесет новые ограничения

3

Сообщество