Отчеты продуктовых ретейлеров за 1 квартал 2023 года: сравниваем показатели

9
Отчеты продуктовых ретейлеров за 1 квартал 2023 года: сравниваем показатели

В 1 квартале 2022 года экономика России подверглась серьезным шокам: всплеск инфляции, волатильность валютного курса, санкции, рост ставки ЦБ с 9,5 до 20%, повышенный спрос на продукты длительного хранения у населения.

Ситуация в розничной торговле отражает текущее экономическое состояние страны и ее граждан. Ключевые показатели ретейлеров тесно связаны с динамикой реальных располагаемых доходов населения, продовольственной инфляцией и общими ожиданиями: когда люди уверены в завтрашнем дне, они охотнее тратят деньги на текущее потребление.

Рассылка Т—Ж о мире инвестиций
Лайфхаки о том, как делать деньги из денег, — в вашей почте раз в неделю. Бесплатно

С начала 2022 года ситуацию в значительной степени удалось стабилизировать. К концу сентября ЦБ снизил ключевую ставку до 7,5% и с тех пор держит ее на этом уровне.

При этом продовольственная инфляция по итогам 1 квартала 2023 года сократилась до 7,2% — на фоне высокой базы прошлого года и сохраняющегося баланса между спросом и предложением.

Но о полноценном выходе из кризиса говорить пока рано: рынок продовольствия в физическом выражении продолжил сокращаться темпом 2—2,5% год к году, а оборот розничной торговли в январе — марте 2023 года сократился, по данным Росстата, на 7,3% за вычетом инфляции — до 10,37 трлн рублей. Реальные располагаемые доходы демонстрируют минимальный рост. Минэкономразвития ожидает, что по итогам 2023 года показатель вырастет на 3,4% — против падения на 1% в 2022 году.

Многие российские ретейлеры уже раскрыли ключевые операционные показатели за 1 квартал 2023 года. Оценим результаты крупнейших розничных сетей, чтобы понять, кто лучше и быстрее адаптируется к кризисным явлениям.

X5 Group



Главное из отчета:

  1. В 1 квартале розничная сеть выросла на 437 магазинов.
  2. На конец марта под управлением группы находилось 12 760 магазинов.
  3. Рост чистой выручки на 15,7% — до 689,18 млрд рублей.
  4. Дискаунтер «Чижик» показал пятикратный рост выручки.
  5. Продажи цифровых бизнесов выросли на 35,9% — до 25,56 млрд рублей.
  6. Средний чек вырос на 2,1% — до 494,3 ₽.
  7. Количество покупателей по итогам 1 квартала почти достигло 1,6 млрд клиентов.
  8. В феврале закрыли последний магазин «Карусели».

По итогам января — марта 2023 года чистая выручка холдинга выросла на 15,7% — до 689,18 млрд рублей. Лучшая динамика была у сети «Чижик», ее выручка показала пятикратный рост к аналогичному периоду прошлого года. Еще в прошлом году руководство X5 Group заявляло, что планирует ускорить развитие этой сети «жестких дискаунтеров». Только в 1 квартале этого года открыли 74 новых магазина «Чижик», а общее количество магазинов сети на 31 марта достигло 591.

Неплохую динамику розничной выручки в прошедшем квартале показала и крупнейшая сеть группы «Пятерочка» — прибавка 12,2%, до 548,9 млрд рублей, из-за расширения и реконструкции сети. За 5 лет бизнес планирует обновить все магазины в рамках нового подхода к дизайну, ассортименту и организации пространства.

Продажи цифровых бизнесов выросли на 35,9% — до 25,56 млрд рублей — в основном за счет увеличения общего торгового оборота сервисов экспресс-доставки на 68,6%. При этом количество заказов через сервис Vprok.ru сократилось на 30% — до 1,2 млн.

Средний чек по группе вырос незначительно — на 2,1%, до 494,3 ₽. Самый большой средний чек был у сети гипермаркетов «Карусель» — 1098,9 ₽, но в феврале закрыли последний магазин «Карусели»: компания мотивирует отказ от сети изменением покупательского поведения. Самый маленький средний чек остается у «Пятерочки» — всего 465,4 ₽.

Общее количество покупателей всех магазинов группы выросло на 13% — до почти 1,6 млрд клиентов. Наибольший прирост покупателей демонстрирует сеть «Чижик»: их количество выросло в 5 раз к аналогичному периоду прошлого года на фоне быстрой экспансии розничной сети. Всего на конец марта под управлением X5 Group находилось 12 760 магазинов.

Ключевые результаты X5 Group, млрд рублей

1к20221к2023Изменение
Чистая выручка595,77689,1815,7%
Продажи цифровых бизнесов18,825,635,9%
Средний чек483,9 ₽494,3 ₽2,1%
Количество покупателей, млн1411,4159513%
Количество магазинов21 32321 76011,7%

Ключевые результаты X5 Group, млрд рублей

Чистая выручка
1к2022595,77
1к2023689,18
Изменение15,7%
Продажи цифровых бизнесов
1к202218,8
1к202325,6
Изменение35,9%
Средний чек
1к2022483,9 ₽
1к2023494,3 ₽
Изменение2,1%
Количество покупателей, млн
1к20221411,4
1к20231595
Изменение13%
Количество магазинов
1к202221 323
1к202321 760
Изменение11,7%

«Лента»



Главное из отчета:

  1. Общая торговая площадь увеличилась на 0,9% и составила 1788,9 тысячи квадратных метров.
  2. Общие продажи упали на 5,8% год к году — до 124,6 млрд рублей.
  3. Розничные продажи сократились на 6,2% — до 122,5 млрд рублей.
  4. Сопоставимые продажи упали на 5,6%.
  5. Онлайн-продажи выросли на 1,1% год к году — до 11 млрд рублей.
  6. EBITDA рухнула на 42,6% и составила 2,6 млрд рублей, маржа EBITDA опустилась до 2,1%.
  7. Отношение чистого долга к EBITDA выросло с начала года с 1,6 до 2,4×.

Выручка компании по итогам 1 квартала 2023 года сократилась на 5,8% — до 124,64 млрд рублей — на фоне падения розничных продаж на 6,2% — до 122,48 млрд рублей.

Менеджмент объясняет столь слабые результаты двумя факторами: сдержанным потребительским спросом и высокой базой прошлого года. Статистика говорит о том, что сократилась частота визитов в магазины, средний чек покупок и количество товаров в одном чеке: в условиях неопределенности люди стараются лучше контролировать свои траты.

При этом количество розничных магазинов выросло на 4% и на конец марта составило 827, включая 259 гипермаркетов и 568 магазинов малых форматов.

Незначительно выросла онлайн-выручка — на 1,1%, до 10,95 млрд рублей, — на фоне роста количества онлайн-заказов. Напомню, что в начале 2022 года «Лента» завершила сделку по приобретению онлайн-ретейлера «Утконос», чтобы увеличить свою долю в сегменте онлайн-продаж.

EBITDA в январе — марте 2023 года рухнула на 42,6% — до 2,63 млрд рублей — по сравнению с аналогичным периодом 2022 года, а рентабельность упала с 5,2 до 2,1%. При этом бизнес оказался убыточным на операционном уровне, а чистый убыток по итогам 1 квартала достиг 2,51 млрд рублей.

Ключевые результаты «Ленты», млрд рублей

1к20221к2023Изменение
Выручка132,37124,64−5,8%
Онлайн-выручка10,8410,951,1%
Средний чек1078 ₽1026 ₽−4,9%
EBITDA6,892,63−42,6%
Рентабельность по EBITDA5,2%2,1%−3,1 п.п.
Операционная прибыль или убыток2,53−1,65
Чистая прибыль или убыток0,74−2,51

Ключевые результаты «Ленты», млрд рублей

Выручка
1к2022132,37
1к2023124,64
Изменение−5,8%
Онлайн-выручка
1к202210,84
1к202310,95
Изменение1,1%
Средний чек
1к20221078 ₽
1к20231026 ₽
Изменение−4,9%
EBITDA
1к20226,89
1к20232,63
Изменение−42,6%
Рентабельность по EBITDA
1к20225,2%
1к20232,1%
Изменение−3,1 п.п.
Операционная прибыль или убыток
1к20222,53
1к2023−1,65
Изменение
Чистая прибыль или убыток
1к20220,74
1к2023−2,51
Изменение

Fix Price



Главное из отчета:

  1. Торговая площадь под бренд Fix Price выросла на 15,5% — до 1266,3 тысячи квадратных метров.
  2. В 1 квартале количество магазинов выросло на 185 — до 5848.
  3. Рассчитывают, что за 2023 год сеть увеличится на 750 магазинов.
  4. Общая выручка увеличилась на 5,2% — до 65,9 млрд рублей.
  5. Розничная выручка выросла на 4,9% — до 58,1 млрд рублей.
  6. Сопоставимые продажи снизились на 5,1%.
  7. Средний чек вырос на 4,2% — до 330 ₽.
  8. EBITDA в 1 квартале составила 11,2 млрд рублей, маржа по EBITDA — 16,9%.
  9. Чистая прибыль составила 5,9 млрд рублей.

Выручка компании по итогам 1 квартала 2023 года прибавила 5,2% и выросла до 65,9 млрд рублей. Розничная выручка увеличилась на 4,9% — до 58,1 млрд рублей, — а оптовая выручка — на 7,6%, до 7,8 млрд рублей. Средний чек по сравнению с аналогичным периодом прошлого года вырос на 4,2% — до 330 ₽.

Рост выручки в первую очередь связан с продолжающимся расширением розничной сети. Общее количество магазинов Fix Price выросло на 15% и на конец марта составило 5848 торговых точек. Из них 5206 — под прямым управлением группы, 642 — франчайзинговые магазины. При этом менеджмент подтвердил свой прогноз чистых открытий на 2023 год — 750 магазинов.

При этом сопоставимые продажи (LFL) сократились на 5,1% — на фоне высокой базы прошлого года и общей неопределенности, которая негативно влияет на покупательский спрос.

Показатель EBITDA по итогам 1 квартала 2023 года составил 11,2 млрд рублей, а его рентабельность сохранилась на достаточно высокой отметке — 16,9%. Чистая прибыль за период составила 5,9 млрд рублей, а рентабельность показателя — 8,9%.

Ключевые результаты Fix Price, млрд рублей

1к20221к2023Изменение
Выручка62,665,95,2%
Розничная выручка55,458,14,9%
Средний чек317 ₽330 ₽4,2%
Общее количество магазинов5083584815%
EBITDA11,2
Рентабельность по EBITDA16,9%
Чистая прибыль5,9
Рентабельность по чистой прибыли8,9

Ключевые результаты Fix Price, млрд рублей

Выручка
1к202262,6
1к202365,9
Изменение5,2%
Розничная выручка
1к202255,4
1к202358,1
Изменение4,9%
Средний чек
1к2022317 ₽
1к2023330 ₽
Изменение4,2%
Общее количество магазинов
1к20225083
1к20235848
Изменение15%
EBITDA
1к2022
1к202311,2
Изменение
Рентабельность по EBITDA
1к2022
1к202316,9%
Изменение
Чистая прибыль
1к2022
1к20235,9
Изменение
Рентабельность по чистой прибыли
1к2022
1к20238,9
Изменение

«Окей»



Главное из отчета:

  1. Чистая розничная выручка выросла на 3,1% — до 48,7 млрд рублей.
  2. Чистая выручка гипермаркетов «Окей» упала на 3,8% — до 34,5 млрд рублей.
  3. Чистая выручка дискаунтеров «Да!» увеличилась на 25,1% — до 14,2 млрд рублей.
  4. Общие онлайн-продажи выросли на 19,1% — до 1,9 млрд рублей.
  5. Доля дискаунтеров «Да!» в выручке группы достигла 29,2%.
  6. Сопоставимые продажи упали на 2,6% за счет плохой динамики гипермаркетов.
  7. Средний чек группы сократился на 0,4%, но у сети «Да!» вырос на 5,7%.

Чистая розничная выручка в январе — марте 2023 года достигла 48,7 млрд рублей и увеличилась на 3,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При этом розничная выручка гипермаркетов «Окей» за тот же период сократилась на 3,8% — до 34,5 млрд рублей — на фоне падения сопоставимых продаж магазинов на 5,9%.

Компенсировать падение доходов от основного бизнес-направления удалось за счет увеличение выручки сети дискаунтеров «Да!» на 25,1% — до 14,2 млрд рублей. Таким образом, доля дискаунтера в общей выручке выросла до 29,2%. Также уверенный рост наблюдался в сегменте онлайн-продаж — на 19,1%, до 1,9 млрд рублей.

На конец марта 2023 года под управлением группы находилось 78 гипермаркетов «Окей» и 198 дискаунтеров «Да!» с общей торговой площадью 651 659 квадратных метров.

Ключевые результаты «Окея», млрд рублей

1к20221к2023Изменение
Розничная выручка группы47,348,73,1%
Розничная выручка гипермаркетов «Окей»35,934,5−3,8
Розничная выручка сети «Да!»11,414,225,1
Доля дискаунтеров «Да!» в выручке24,1%29,2%5,1 п. п.

Ключевые результаты «Окея», млрд рублей

Розничная выручка группы
1к202247,3
1к202348,7
Изменение3,1%
Розничная выручка гипермаркетов
«Окей»
1к202235,9
1к202334,5
Изменение−3,8
Розничная выручка сети «Да!»
1к202211,4
1к202314,2
Изменение25,1
Доля дискаунтеров «Да!» в выручке
1к202224,1%
1к202329,2%
Изменение5,1 п. п.

Что в итоге

Изучая динамику ключевых показателей крупных розничных сетей в начале 2023 года, можно сделать несколько важных выводов:

  1. Уровень экономической неопределенности все еще остается высоким, что заставляет покупателей сдерживать свое потребление.
  2. Основной прирост выручки ретейлерам обеспечивает не увеличение среднего чека, а расширение сети. В условиях стагнирующего рынка это приводит к росту конкуренции между сетями и создает предпосылки для консолидации рынка.
  3. Лучше себя показывают магазины малого формата и дискаунтеры, в то время как гипермаркеты в целом демонстрируют плохую динамику показателей.
  4. Чем быстрее менеджмент адаптирует свои сети под новые тренды, тем более высокие результаты они демонстрируют.
  5. В ближайшие 1—2 года можно ожидать дальнейшего сокращения средней площади магазина в рамках крупных сетей, а также акцента на магазины низких цен и онлайн-продажи.

Лучший результат в рамках нашего обзора показал самый крупный игрок — X5 Group. Это единственная компания, которая продемонстрировала рост сопоставимых продаж. Самыми слабыми выглядят результаты «Ленты», у которой сократились не только сопоставимые продажи и средний чек покупок, но и общая выручка.

Сравнение результатов ретейлеров за 1 квартал 2023 года, млрд рублей

X5 Group«Лента»Fix Price«Окей»
Розничная выручка689,2122,558,148,7
Изменение выручки15,7%−6,2%4,9%3,1%
LFL-продажи6,5%−5,6%−5,1%−2,6%
Средний чек494,3 ₽1026 ₽330 ₽

Сравнение результатов ретейлеров за 1 квартал 2023 года, млрд рублей

Розничная выручка
X5 Group689,2
«Лента»122,5
Fix Price58,1
«Окей»48,7
Изменение выручки
X5 Group15,7%
«Лента»−6,2%
Fix Price4,9%
«Окей»3,1%
LFL-продажи
X5 Group6,5%
«Лента»−5,6%
Fix Price−5,1%
«Окей»−2,6%
Средний чек
X5 Group494,3 ₽
«Лента»1026 ₽
Fix Price330 ₽
«Окей»

Новости, которые касаются инвесторов, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @investnique

Фотография на обложке — Stanley Kalvan / Shutterstock
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка

Антон, судя по динамике, малые форматы скорее съедают "гипермаркеты", кто-то вовсе отказывается от крупных магазинов, кто-то сокращает их количество. До этого был обратный тренд - гипермаркеты "ели" магазины малых форматов. Есть ощущение, что тренды коррелируются с общим ожиданием населения. Когда люди думают, что их доходы будут расти - они охотнее ходят в большие магазины и сразу набирают всего и много. Когда люди думают, что все плохо и будет хуже - они начинают выбирать маленькие магазинчики - дискаунтеры, и аккуратно выбирают что купить (и лучше со скидками). Я надеюсь, что тренд снова сменится, потому что это будет значить, что люди снова поверили в лучшее)

4
0

"Количество покупателей по итогам 1 квартала почти достигло 1,6 млрд клиентов."
подскажите как считаются миллиарды в стране где живет 140 миллионов?

1

AI, речь идет не об уникальных покупателях, а об общем количестве покупателей за период, если один и тот же пришел несколько раз - все разы учитываются в данной статистике

1

Антон, расскажите это магниту с его «моя цена»)

0
0

Кстати, а почему нет магнита в подборке?

0

Евгений, потому что он пока не представил операционных данных за первый квартал. Есть РСБУ - но по ней некорректно сравнивать показатели

0
0
Сообщник

29.05.23, 21:01

А Вкусвилл где?

0

Сообщество