Что происходит с «Лабиринтом»: издательства перестают поставлять книги и судятся из-за долгов
У интернет-магазина «Лабиринт» финансовые проблемы: книжный задерживает выплаты издательствам, а те перестают отгружать товар.
С компанией прекратили сотрудничество уже многие контрагенты: они жалуются на долги и постоянные переносы выплат. В мае отгружать книги в «Лабиринт» перестала «Эксмо-АСТ» — основной поставщик площадки.
Другие издательства подают иски, а ФНС заморозила счета двух компаний, входящих в холдинг. Расскажу, почему «Лабиринт» оказался в такой финансовой ситуации и каким может быть дальнейшее развитие событий.
Какие издательства перестали работать с «Лабиринтом»
30 мая издательская группа «Эксмо-АСТ» прекратила отгрузку книг сети «Лабиринт», сообщил совладелец группы Олег Новиков. Причина — задолженность магазина величиной в «сотни миллионов рублей».
По словам Новикова, долги за поставленный товар начали формироваться еще в 2023 году. Стороны обсуждали сроки их погашения, одновременно сокращая новые поставки в последние полгода. Но сеть не выполнила договоренности в заявленный срок. В «Эксмо-АСТ» надеются, что «Лабиринт» выплатит долги в течение недели и они смогут возобновить поставки.
Такая ситуация сложилась не только у «Эксмо-АСТ». Издательства из Петербурга рассказали «Бумаге»*, что «Лабиринт» задерживает выплаты с начала 2023 года. У одной компании магазин попросил о рассрочке, у другой — об отсрочке, но со временем перестал выполнять все обязательства.
Издательства вынуждены расторгать договор с «Лабиринтом». Так, к примеру, поступает «Каро»: по словам директора Алены Папиянц, магазин попросил их о скидках, которые компания не могла предоставить.
Как «Лабиринт» работает с издательствами
«Лабиринт» реализует книги с отсрочкой — интернет-магазин выплачивает деньги за уже проданные книги, рассказывают представители компаний. Обычно выплаты приходят через четыре месяца.
К примеру, как объяснял глава «Бумкниги» Дмитрий Яковлев, выручку от книг, проданных в конце года, издательство получает в апреле следующего.
Проблема выходит за пределы одного года. С «Лабиринтом» не работают многие крупные издательства. «Росмэн» прекратил сотрудничество с сетью еще в 2007 году и ни разу не возобновлял поставки. Причины такого решения неизвестны: директор Борис Кузнецов их не раскрывает.
С 2017 года с магазином не работают «Альпина-паблишер» и «Азбука-аттикус» . В конце 2023 года отгружать книги «Лабиринту» прекратило издательство «Рипол-классик». По словам гендиректора Сергея Макаренкова, причиной послужили задолженности и «невыгодные условия сотрудничества».
Во время пандемии договоры с «Лабиринтом» расторгли сразу несколько российских издательств. В их числе «Бумкнига», «Абрибукс» и издательство Ивана Лимбаха. Компании объясняли решение «изменением условий оплаты» в пользу интернет-магазина.
Глава «Бумкниги» Дмитрий Яковлев рассказывал, что «Лабиринт» предложил отсрочить платежи на несколько месяцев и перейти на систему бонусов, при которой издатели выплачивают «Лабиринту» вознаграждение в зависимости от суммы, на которую реализован товар.
Источники «Коммерсанта» на книжном рынке говорят, что компания постоянно требует «отсрочек по платежам и скидок». При этом, по словам технического директора издательства Freedom Letters Владимира Харитонова, «Лабиринт» всегда рассчитывался по договорам — во всяком случае, с мелкими издательствами.
Что происходит в «Лабиринте»
«Лабиринт» — большой книготорговый и издательский холдинг, он существует с 1991 года. Его основной бенефициар — Евгений Патрушев, который выступает учредителем более 30 входящих в холдинг компаний. Среди них — несколько издательств , юрлицо для торговли на маркетплейсах «Цунами-букс» , курьерская служба доставки «Л-пост», сеть розничных магазинов «Книжный лабиринт» и одноименный книжный интернет-магазин. Сейчас у связанных с холдингом активов возникли проблемы.
Плохие финансовые показатели. По данным аналитической компании Data Insight, за 2023 год количество онлайн-продаж «Лабиринта» снизилось на 27%, а средний чек упал на 22%.
Выручка интернет-магазина падает с 2019 года, а 2020 год был убыточным.
Сервис проверки контрагентов «Руспрофайл» оценивает финансовую устойчивость и платежеспособность ООО «Лабиринт-ру» как низкую.
Значительную часть выручки аккумулирует ООО «Книготорговая компания „Лабиринт“» . В 2022 году оборот этой компании составлял 5 млрд рублей, а прибыль — 892 тысячи рублей. В 2023 году выручка выросла до 6,1 млрд рублей, но прибыль упала до 372 тысяч рублей, указано в сервисе «Руспрофайл».
Задолженности. ФНС приостановила операции по счетам двух компаний, входящих в холдинг, из-за долгов. Это ООО «Сервисная компания „Лабиринт“» и «Лабиринт-айти», следует из данных «Спарк-интерфакс». Операции заморозили Сбербанк и «Совкомбанк».
Судя по справке «Контур-фокуса», отрицательное сальдо по единому налоговому счету «СК „Лабиринт“» составляет 3 млн рублей, «Лабиринт-айти» — 250 тысяч рублей.
Судебные иски. С начала 2024 года в арбитражные суды поступило восемь исков в адрес ООО «Книготорговая компания „Лабиринт“», следует из картотеки арбитражных дел. Среди истцов — поставщик бумажно-беловой продукции и товаров для творчества «Апплика», издательства «Проспект», «Ресурс», «Самокат» и «Легион», книжный магазин БММ, разработчик ПО «Кнорус-медиа» и производитель бумаги и бумажной канцелярии ПЗБМ. Суммы исков колеблются от 272 тысяч до 14,1 млн рублей, а их общая сумма достигает 41 млн рублей.
Недовольство потребителей. Клиенты в интернете жалуются, что компания стала завышать цены, тянуть с выполнением предзаказов, а также увеличивать сроки доставки. Пользователи недовольны и системой скидок: если раньше они были весомые, то теперь снизились до минимума.
Интернет-магазин активно закрывает пункты выдачи — на сайте об этом есть множество новостей. К примеру, с начала 2024 года в Петербурге прекратили работу пять пунктов самовывоза.
С чем связаны проблемы «Лабиринта»
Несмотря на обилие негативных новостей о финансовом состоянии «Лабиринта», сама компания не дает официальных комментариев относительно происходящих событий. Т—Ж также направил запрос с просьбой прокомментировать сложившуюся ситуацию и пока не получил ответа.
Эксперты выделяют несколько причин, которые привели к такому положению дел.
Конкуренция с маркетплейсами. Такую причину, в частности, называет технический директор издательства Freedom Letters Владимир Харитонов.
Гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров обращает внимание на сильную консолидацию на розничном рынке непродовольственных товаров: с маркетплейсами способны конкурировать один-два игрока, а все остальные стремительно теряют долю.
Эксперт считает, что маркетплейсам удается выигрывать конкурентную борьбу не только за счет ценообразования, но и благодаря удобному сервису и алгоритмам. По мнению Бурмистрова, обеспечить трафик и обороты смогут только те книжные магазины, которые либо ориентированы на специальные ниши, либо предлагают еще и события — к примеру, встречи с писателями.
По данным «Эксмо-АСТ», маркетплейсы по итогам 2023 года стали точкой роста для индустрии: продажи книг там выросли на 31%.
«Самая продаваемая категория на Wildberries — это книги. Крупные издательства давно и прочно возглавляют рейтинг продавцов на этой площадке», — рассказал Т—Ж представитель сервиса аналитики продаж на маркетплейсах Eggheads. По данным сервиса, c января по конец мая 2024 года на Wildberries было продано книг на сумму более чем 1,48 млрд рублей против 1,24 млрд за тот же период в 2023.
«Ozon всегда был крупным продавцом книг, а в последние годы им стала Wildberries. Площадка оттянула на себя значительную часть продаж книг точно так же, как она это сделала в других группах товаров. Книги — относительно простая для управления категория. Да и издательствам удобнее и зачастую выгоднее предлагать книги через маркетплейсы: не нужно раскладывать товар по магазинам, достаточно положить на несколько складов. А выстроить рекомендации книг на маркетплейсах не сложнее, чем в офлайне.
Поэтому издательства с легкостью уходят в продажи на маркетплейсы. Это, конечно, ударило по специализированным участникам рынка. Им сложно что-то противопоставить давлению широкопрофильных онлайн-игроков».
Общий упадок книжного рынка. Такую причину приводит собеседник «Бумаги»* из петербургского издательства. В 2022 году из-за санкций у типографий возникли проблемы с оборудованием и расходными материалами, что повысило себестоимость книг. К концу 2023 ситуация начала выравниваться, но упала покупательная способность части населения, считает источник «Бумаги».
Снижение темпов роста продаж бумажных книг. По итогам 2023 года продажи книг в России в денежном выражении выросли к 2022 году на 9%, до 94 млрд рублей. В предыдущие годы рост был заметнее: 14% в 2021 и 29% в 2020. Для сравнения, продажи цифровых книг растут динамичнее: в 2023 году они увеличились на 19%.
Популярность электронных книг и сервисов. По данным аналитиков Yota, трафик российских электронных библиотек в 2023 году вырос на 50%. Больше всего читателей появилось у сервиса «Букмейт» от «Яндекса». Второе и третье по популярности места заняли «Литрес» и My Book соответственно.
Возможно ли банкротство «Лабиринта»
Собеседник «Коммерсанта» из книжной отрасли считает, что «Лабиринт» при его текущих финансовых показателях не может конкурировать с Ozon и Wildberries. Эксперт допускает и вероятность банкротства холдинга.
Обозреватель «Коммерсанта» Юлия Юрасова предполагает, что «Эксмо-АСТ» может поглотить «Лабиринт». Это будет логичным шагом для бизнеса издательской группы: принадлежащую ей сеть «Читай-город» расширят за счет точек «Книжного лабиринта», а интернет-магазин позволит усилить направление онлайн-продаж и начать конкурировать с маркетплейсами.
Новости, которые касаются инвесторов, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @investnique