186 участников, Даниил Квят и Майкл Фассбендер: главное о гонке «24 часа Ле-Мана»
10 июня во Франции начнется «24 часа Ле-Мана» — старейшая гонка на выносливость.
Рассказываем, в чем значимость гонки, как ее проводят и кто фаворит в этом году.
Основные правила «24 часов Ле-Мана»
За неделю до старта заезда проходят обязательные восьмичасовые тесты, разделенные на сессии по четыре часа. Во время них гонщики подбирают настройки, а организаторы заезда отслеживают разницу в скорости между машинами.
По итогам тестов формируются требования «баланса производительности» — критериев, которые уравнивают показатели автомобилей одного класса и исключают явное преимущество одних производителей перед другими. Требования включают, например, корректировку максимальной мощности и минимального веса.
Затем проходят несколько тренировочных практик, после них — квалификации, а потом и сам марафон. В 2023 году он стартует 10 июня в 17:00 по московскому времени.
«24 часа Ле-Мана» длятся ровно сутки — с субботы по воскресенье. Победителем становится тот, кто проехал наибольшую дистанцию в гонке. Менять автомобиль во время заезда запрещено, поэтому гонщики должны избегать серьезных аварий.
В экипаже находятся три гонщика — они обязаны сменять друг друга во время заезда. Один пилот не может находиться у руля дольше шести часов подряд и дольше 14 часов суммарно. Раньше таких запретов не было — в 1950 году Эдвард Холл в одиночку проехал 3200 километров за сутки и финишировал восьмым, но потом для безопасности пилотов ввели ограничения.
Автомобили могут заводить в боксы для смены комплекта шин, дозаправки, смены гонщика или устранения неожиданных поломок. Число механиков, которые могут одновременно работать с машиной, ограничено по требованиям безопасности. Поэтому пит-стопы могут растянуться на несколько часов при серьезных поломках.
Чтобы попасть в зачет, нужно обязательно финишировать на последнем круге и проехать не менее 70% от дистанции, которую преодолел победивший экипаж. С этими правилами связан такой случай: в 2021 году лидер гонки заглох на последнем круге и не смог пересечь финишную черту. В итоге он не только потерял победу, но и не квалифицировался в зачет.
Трасса
Общая длина трассы Сарта — 13 626 метров. Основная ее часть — более девяти километров — проходит по дорогам общего пользования между населенными пунктами Ле-Ман, Мюльсанн и Арнаж, в честь которых названы повороты трека.
Значительную часть трассы занимает прямая Юнодьер — Hunaudières, — которую также называют прямой Мюльсанн из-за одноименного поворота. Пилоты на этом отрезке развивают высокую скорость, и именно на нем часто происходят сходы и аварии. Скоростной рекорд установлен в 1988 году Роджером Дорчи — 405 километров в час. Рекорд круга принадлежит Майку Конвею — в 2017 году он проехал его за 3 минуты 17,297 секунды.
Организаторы несколько раз модифицировали трассу, чтобы повысить безопасность: в 1990 году на прямую добавили две шиканы, которые вынуждают гонщиков сбрасывать скорость.
Хотя трек и пытаются искусственно замедлять, он все еще остается довольно быстрым. Максимальная скорость после модификации составила 366 километра в час, а средняя по всей трассе — 320. Гонщики проходят за сутки больше пяти тысяч километров, действующий рекорд — 5410 километров — установлен в 2010 году. Это расстояние, сопоставимое с дистанцией шести гонок «500 миль Индианаполиса».
Пилотам также приходится адаптироваться к погодным условиям. Днем гонщики едут под жарким солнцем, а ночью — по темным отрезкам, которые требуют от них высокой концентрации.
Участники и классы автомобилей
Каждый экипаж борется за победу и подиум как в своем классе, так и в общем зачете. Но традиционно главный приз получают экипажи гиперкаров — остальные классы мало что могут противопоставить им по скорости.
Классы автомобилей на «24 часах Ле-Мана» в 2023 году
Название класса | Количество экипажей | Количество гонщиков |
---|---|---|
LMP2 | 24 | 72 |
LMGTE | 21 | 63 |
Гиперкары | 16 | 48 |
Innovative Car | 1 | 3 |
Всего | 62 | 186 |
Классы автомобилей на «24 часах Ле-Мана» в 2023 году
Класс LMP2 | |
Количество экипажей | 24 |
Количество гонщиков | 72 |
Класс LMGTE | |
Количество экипажей | 21 |
Количество гонщиков | 63 |
Класс гиперкаров | |
Количество экипажей | 16 |
Количество гонщиков | 48 |
Класс Innovative Car | |
Количество экипажей | 1 |
Количество гонщиков | 3 |
Всего | |
Количество экипажей | 62 |
Количество гонщиков | 186 |
Класс гиперкаров появился в 2021 году. В него входят прототипы двух видов: LMH с «24 часов Ле-Мана» 2021 года и LMDh с «24 часов Дайтоны» 2022 года. Если первые полностью создают производители, то в LMDh можно установить свой мотор, но шасси выбирают из четырех разрешенных. Комплектующие, например гибрид и электроника, одинаковы для всех автомобилей такого типа. Оба типа автомобилей выступают в одном классе по одному техническому регламенту и на равных условиях сражаются за победу.
С 2018 года в общем зачете доминирует Toyota, ее экипажи выступят под номерами 7 и 8. Хотя «баланс производительности» и накладывает ограничения на автомобили, скорость у Toyota все еще выше, чем у соперников. В составе команды среди прочих выступает четырехкратный победитель «Ле-Мана» Себастьян Буэми и известные по «Формуле-1» Камуи Кобаяши и Брендон Хартли.
Помимо двух экипажей Toyota заявлено три автомобиля Cadillac, четыре автомобиля Porsche, два экипажа Peugeot, по два Ferrari и Glickenhaus. Также в заезде выступит автомобиль Vanwall — вопреки продолжающимся судебным разбирательствам вокруг прав на бренд.
Класс LMP2 появился в 2017 году. Для создания автомобиля используются одно шасси из четырех предложенных и единый двигатель — 4,2-литровый V8 Gibson. Эти автомобили уступают по характеристикам гиперкарам и обычно борются за победу только в своем классе.
В 24 заявленных экипажах представлены гонщики самых разных серий. Среди них и двое россиян — Владислав Ломко и Даниил Квят. Для обоих гонщиков это будет первое выступление в «24 часах Ле-Мана».
Квят планировал дебют в 2022 году с российской G-Drive, но по политическим причинам команда снялась с соревнований. В этот раз он выступит за итальянскую Prema. До гонок на выносливость Квят выступал в «Формуле-1» за Red Bull и Toro Rosso и трижды поднимался на подиум. После этого он участвовал в гонках NASCAR.
Ломко выступал в разных заездах, в том числе в «Формуле-4». Его лучший результат в этих гонках — шестое место в 2021 году. А лучший результат за всю карьеру он показал на Euroformula Open-2022 — там он занял второе место. С 2023 Ломко выступает в Европейской и Азиатской сериях «Ле-Ман» — гонках на выносливость, которые проводит организатор «24 часов Ле-Мана».
В классе LMGTE в основном выступают гонщики-любители, которые хотят попробовать свои силы в легендарной гонке «Ле-Мана». Предсказать лидера в этом классе практически невозможно — в нем всегда происходят борьба и неожиданные развязки.
Внимание стоит обратить на автомобиль под номером 33 — Corvette Racing. За его рулем поедут Бенджамин Китинг, Никки Катсбург и Николас Варрон. За 2023 год они победили уже в двух гонках WEC: в Себринге и Портимао.
В экипаже 911 выступит актер Майкл Фассбендер. Для него это будет второе подряд участие в «Ле-Мане» — в прошлом году его команда финишировала на 51-м месте в общем зачете.
Класс Innovative Car появился в 2012 году. В него попадают автомобили, главная задача которых не соревноваться, а показать экспериментальный подход к автомобилестроению. В этом году в классе представлено только одно авто — Chevrolet Garage 56.
Для далекого от автоспорта человека Chevrolet Garage 56 мало чем отличается от большинства гоночных машин. Его создавали для гонок NASCAR, которые проводят на овальных асфальтированных треках. Такие машины не подходят для заездов на выносливость, где требуется другая аэродинамика, проходимость и выносливость. Поэтому для участия в «Ле-Мане» механики увеличили топливный бак, а также установили фары и задние фонари для ночных гонок, карбоновые тормозные диски и специально разработанные шины.
В истории этого класса есть и более очевидные примеры экспериментов в автомобилестроении. Один из самых ярких — болид DeltaWing, по форме напоминающий треугольник.
Расписание «24 часов Ле-Мана»
Помимо самого заезда проводятся квалификации и гипербоул, определяющие стартовые позиции в основной гонке. Также есть Кубок Ле-Мана — отдельное соревнование, не связанное с главным заездом. В нем соревнуются машины из других чемпионатов: Ferrari Challenge и Porsche Carrera Cup.
Расписание по московскому времени
7 июня | 15:00 | Первая тренировка |
20:00 | Квалификация | |
23:00 | Вторая тренировка | |
8 июня | 16:00 | Третья тренировка |
19:30 | Кубок Ле-Мана, первая гонка | |
21:00 | Гипербоул | |
23:00 | Четвертая тренировка | |
9 июня | 12:30 | Кубок Ле-Мана, вторая гонка |
10 июня | 13:30 | Разминка |
17:00 | Старт основного заезда |
Расписание по московскому времени
7 июня | |
15:00 | Первая тренировка |
20:00 | Квалификация |
23:00 | Вторая тренировка |
8 июня | |
16:00 | Третья тренировка |
19:30 | Кубок Ле-Мана, первая гонка |
21:00 | Гипербоул |
23:00 | Четвертая тренировка |
9 июня | |
12:30 | Кубок Ле-Мана, вторая гонка |
10 июня | |
13:30 | Разминка |
17:00 | Старт основного заезда |
Где смотреть гонку
Существует несколько способов посмотреть заезд в прямом эфире. Для некоторых потребуется купить пакет с зарубежными спортивными каналами — сделать это можно с помощью иностранной банковской карты. Для просмотра трансляций может потребоваться VPN. Вот где можно следить за гонкой:
- Official Le Mans Website — официальный сайт гонки, на котором будет вестись трансляция марафона. Она доступна на различных устройствах, но для просмотра потребуется подписка.
- 24 Heures du Mans — официальный канал гонки на «Ютубе», где также будет трансляция. Марафон там можно смотреть без подписки, однако могут быть ограничения для просмотра в некоторых странах.
- Телеканал Eurosport проводит трансляцию гонки, но для просмотра потребуется подписка на пакет каналов, в который он включен.
- Motorsport.tv — платформа, на которой также будет вестись прямая трансляция. Для просмотра гонки необходима подписка.
Интересные факты о «24 часах Ле-Мана»
За всю историю «24 часа Ле-Мана» отменяли только девять раз. Впервые — в 1936 году из-за всеобщей забастовки во Франции, потом — с 1940 по 1948 год из-за Второй мировой войны и ее последствий. На первый после перерыва заезд 1949 года подали более 100 заявок — внушительная цифра для гонок того времени. Тогда же Ferrari взяла свой первый титул в «Ле-Мане».
«Золотой эрой» гонок в Ле-Мане считается период с 1966 по 1980 год, когда доминирующие команды сменялись одна за другой, а автомобили модернизировались каждый год. Porsche — самый титулованный автопроизводитель. Он побеждал 19 раз, из которых семь — подряд. На втором месте — Audi с 13 победами, потом — Ferrari с шестью. Лидер среди пилотов — Том Кристенсен, у которого девять чемпионств в «Ле-Мане», на втором месте — Жаки Икс с шестью победами.
Периоды доминирования на «24 часах Ле-Мана»
1931—1934 | Alfa Romeo, четыре победы подряд |
1951—1957 | Jaguar, пять побед за семь лет |
1960—1965 | Ferrari, шесть побед подряд |
1966—1969 | Ford, четыре победы подряд |
1976—1987 | Porsche, 10 побед за 12 лет |
2000—2010 | Audi, восемь побед за 10 лет |
2018 — сегодняшний день | Toyota, пять побед подряд |
Периоды доминирования на «24 часах Ле-Мана»
1931—1934 | Alfa Romeo, четыре победы подряд |
1951—1957 | Jaguar, пять побед за семь лет |
1960—1965 | Ferrari, шесть побед подряд |
1966—1969 | Ford, четыре победы подряд |
1976—1987 | Porsche, 10 побед за 12 лет |
2000—2010 | Audi, восемь побед за 10 лет |
2018 — сегодняшний день | Toyota, пять побед подряд |
Победителю 1933 года помогли мыло и жевательная резинка. Пилот Alfa Romeo Тацио Нуволари уверенно стартовал и лидировал в заезде, но на середине дистанции у него потек бензобак. Механики использовали распространенный в то время способ и натерли трещину мылом. Нуволари вернулся на трек и нагонял других пилотов, но мыльная пробка вылетела — и тогда дыру заделали жевательной резинкой.
На последнем круге Нуволари боролся с пилотом другого Alfa Romeo Луиджи Чинетти: они попеременно обгоняли друг друга, но в итоге экипаж Нуволари победил, опередив соперников на 400 метров — для 24-часовой гонки это небольшой отрыв.
Традицию «забега до старта» отменили из-за опасений за здоровье пилотов. Сейчас гонщики «Ле-Мана» стартуют сразу за рулем, но раньше они по сигналу бежали до машин, садились в них и только после этого начинали заезд.
Традицию отменили после гонки 1969 года отчасти благодаря усилиям пилота Ford Жаки Икса. Чтобы привлечь внимание к проблеме безопасности, он демонстративно медленно шел до машины, пока остальные пилоты спешно стартовали — порой они даже не захлопывали двери и не пристегивали ремни безопасности.
Гонку 1969 года Икс выиграл, даже стартовав позже других. На финише он определил соперника всего на 120 метров — это была его первая из шести побед в «Ле-Мане».
В Ле-Мане произошла самая массовая трагедия автоспорта — ее неофициально называют «черным днем в автоспорте». В 1955 году гонщик Jaguar Майк Хоторн уходил на пит-стоп, но затормозил слишком резко, после чего пилоты позади него столкнулись. Mercedes одного из них, Пьера Левега, влетел в зрительскую толпу, взорвался и спровоцировал пожар. В аварии погибли 82 человека, более сотни получили ранения.
Борьбе Ford и Ferrari посвящен фильм «Форд против Феррари» с Кристианом Бейлом и Мэттом Деймоном. Концерн Ford в 1960-х пытался купить Ferrari, которая тогда доминировала на «Ле-Мане». Но основатель компании Энцо Феррари отказался от сделки и позже продал производство Fiat. Оскорбленный Генри Форд II потратил несколько лет на создание достойного конкурента и в 1966 году добился результата. В той гонке зрители наблюдали знаменательную картину: лидерами заезда стали все три автомобиля Ford.
Первым ехал экипаж Кена Майлза, но по требованию руководства Ford он замедлился и позволил двум другим пилотам догнать его, чтобы все могли финишировать одновременно. Компания хотела сделать красивый кадр, чтобы использовать его в коммерческом продвижении бренда.
Красивый снимок в итоге получился, но Кен Майлз не стал чемпионом — победу отдали Брюсу Макларену. Организаторы посчитали, что если автомобили пересекли финиш одновременно, то справедливо отдать победу тому, кто на старте стоял дальше, а значит, преодолел большую дистанцию — то есть Макларену. Это решение до сих пор считают одним из самых спорных в истории автоспорта.
Традиция обливаться шампанским появилась именно в «Ле-Мане» — в 1967 году победителю гонки Дэну Герни вручили бутылку шампанского, чтобы распить ее. Однако Герни, довольный победой, спонтанно решил окатить шампанским всех присутствующих. Тогда он не знал, что положит начало традиции, которая сохраняется до сих пор во всем автоспорте.
Спортивные сюжеты и материалы для тех, кто любит спорт во всех его проявлениях, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить: @t_sportik