Президент подписал указ о новых уровнях образования: эксперимент пройдет в шести вузах России

130
Президент подписал указ о новых уровнях образования: эксперимент пройдет в шести вузах России
Аватар автора

Екатерина Александрова

изучила новые уровни высшего образования

Страница автора

Президент подписал указ, который реформирует систему высшего образования. Пока это коснется только некоторых вузов в качестве эксперимента.

Вместо бакалавриата и магистратуры указ делит высшее образование на базовый и специализированный уровни. Аспирантура будет считаться профессиональным, а не высшим образованием.

Пилотный проект пройдет в шести вузах в 2023/24 и 2025/26 учебных годах. Рассказываем, что известно о новом формате высшего образования.

Какие новые уровни образования появятся

По действующему законодательству программы высшего образования состоят из нескольких уровней:

  1. Бакалавриат.
  2. Специалитет или магистратура.
  3. Подготовка кадров высшей квалификации: аспирантура (адъюнктура), ординатура и ассистентура-стажировка.

Указ устанавливает новое деление:

  1. Базовое высшее, куда входят бывшие бакалавриат и специалитет.
  2. Специализированное высшее, которое включает магистратуру, ординатуру и программы ассистентуры-стажировки.
  3. Профессиональное — новый уровень образования, к которому относится аспирантура.

Как изменится обучение

Срок обучения. На программах базового высшего образования срок обучения составит от 4 до 6 лет — столько же учатся на действующих программах бакалавриата и специалитета.

Срок освоения программ специализированного высшего образования — от 1 до 3 лет. Это расходится со сроками действующих программ: сейчас магистров, которые учатся очно, готовят 2 года. Сроки их обучения прописаны в ФГОС по специальностям.

Бесплатная магистратура и отсрочка от армии для специалистов. Указ причисляет специалитет к базовому уровню высшего образования. Это значит, что для выпускников специалитета программы специализированного высшего, в том числе магистратура, будут считаться следующим уровнем образования.

По условиям пилотного проекта, человек с дипломом специалиста сможет бесплатно учиться в магистратуре, а еще — получить отсрочку от армии.

По действующему законодательству специалитет и магистратура — это один уровень высшего образования. Выпускники специалитета не могут бесплатно учиться или претендовать на отсрочку от службы в армии по призыву, потому что для них магистратура — это второе высшее, а льготы положены только тем, кто получает образование этого уровня впервые.

Какие вузы участвуют в эксперименте

Пилотный проект распространяется на шесть российских вузов:

  1. Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта.
  2. Московский авиационный институт.
  3. МИСиС.
  4. Московский педагогический государственный университет.
  5. Санкт-Петербургский горный университет.
  6. Томский государственный университет.

Эти вузы начнут принимать абитуриентов по новой системе уже летом 2023 года. Набор на существующие программы высшего образования сохранится.

Для поступивших ранее программа не изменится — обучение будет идти параллельно. У всех студентов будут одинаковые права и гарантии, например на отсрочку или стипендии.

Что дальше

До 30 июня вузы — участники пилотного проекта должны разработать программы и стандарты для базового и специализированного высшего образования, а также аспирантуры. В течение двух месяцев правительство должно определить перечень специальностей по новым образовательным программам и число бюджетных мест на них. Минобрнауки подготовит новый вид дипломов об образовании. Мы дополним материал или напишем новый, когда появятся подробности.

О планах распространить новый формат высшего образования на другие вузы пока ничего не известно.

Новости из мира образования, советы по карьере и учебе, вдохновляющие истории — в нашем телеграм-канале: @t_obrazovanie

Екатерина АлександроваКак вы оцениваете новую систему высшего образования?
  • The MasterИздевательства над российской системой образования продолжаются. Вот зачем, спрашивается, портить то, что нормально работало?55
  • Да, ДинараВместо того, чтобы вымыть с мылом весь нафталин, они добавляют новых проблем студентам. Спасибо, что ни одного медицинского в списках нет. Нам хватило реформы с отменой интернатуры за два месяца до выпуска и балльной системой, при которой ты либо попадаешь на 600к, либо на целевое и каторгу, либо в поликлинику.78
  • Добропожаловать отсюдаДа,,подскажите, для нешарящих, что имеется ввиду "попадаешь на 600к"? Интересно стало.11
  • АлдарДобропожаловать, ординатура 1 год 300 к, 2 года 600 к33
  • АлександрThe, вообще утверждение о том, что нормально работало - довольно спорное)22
  • не_спорь с матерьюблин вот раньше было просто 5 лет отучился получил высшее и пошёл работать, хочешь развивать науку иди в аспирантуру, получай степень.. а сейчас капец, бакалавры, магистры нафига оно?))13
  • Аминьне_спорь, бакалавриат и магистратура это замечательные и понятные слова принятые во всем мире. Теперь будет теперь так: - Я бакалавр таких то наук, - говорит российскому студенту какой нибудь немец - А я ммммм базово высшее научился, - отвечает студент базового высшего79
  • Nurgle KingАминь, Я бы поправил вас. Какие немцы, вы чего ? Будет отвечать какой то Фарух Аль-Азиз ибн Наджолло из Ирана, Мбака Нганг из ЮАР или Фа Ха Мба из Северной Кореи22
  • Карина МальцеваБоже, опять плашечки перевесили и делают вид, что реформу провели 🤦🏻‍♂️ Про дичь с платной магистратурой для специалитета, конечно, не знала, но такие изменения никак не тянут на серьезные. В сухом остатке: понизили в звании специалитет, ординатуру и ассистентуру. Штош 🤷🏻‍♂️34
  • SenderoМеня не радуют постоянные перетасовки, изменение условий и правил, все эти странные реформы, сжирающие гору ресурсов и сжигающие нервы студентам и преподавателям. Нужно хотя бы 30-40 лет стабильности. А не так, что сблизились в нулевых с Европой - делаем евросистему. Поругались - всё ломаем, начинаем собирать заново. Существующая система бакалавриат-магистратура-аспирантура меня полностью устраивает. Понятно, почему это не нравится власти: Болонская система повышает академическую мобильность, на запад вымываются самые способные россияне, а в обратную сторону немцы, венгры и французы ехать не торопятся. За счёт российского бюджета продвигается европейская наука. Повышать привлекательность российской науки долго и сложно, проще усложнить мобильность уезжающим - это очень в духе времени.246
  • Пухоспинка ЦарственнаяВспомнилась история с Т-Ж, как кому-то по окончании техникума пообещали выдать диплом "нижнего бакалавра"))33
  • Annaне_спорь, например, если в процессе обучения понял, что по специальности работать не будешь, можно сменить направление в магистратуре. В 18 лет легко ошибиться.31
  • ИванКарина, раньше тоже можно было после специалитета в магистратуру бесплатно поступить. По крайней мере после того, котой я заканчивал6
  • Юджин FlowersОжидаем вакансии менеджера по продажам с требованием не ниже специализированного высшего. Базовое будет считаться уровнем колледжа))16
  • Nurgle KingAmily, Спокойно! Бизнес ушел чтобы бизнеса стало больше, мы освободили место под бизнес путем ухода бизнеса. Так и тут. Просто все ушли чтобы стало лучше, раньше просто не могли, а теперь сможем. Мы специально создали условия и поссорились со всем развитым миром чтобы стало лучше. Это же так тривиально19
  • a bit of workAndre, так сирийцы парикмахерские открывают, а наши в ИТ и науку устраиваются.18
  • Amily WПерепела, кто-то из русских тоже парикмахерские открывает. Говорят, в Берлине сделать нормальное окрашивание у местных не получается, айтишницы-эмигрантки ищут мастеров из снг14
  • Sendero, мобилизация очень повысила мобильность. Зачем тут жить и что то планировать, если в любой момент могут посадить за мнение на 10 лет или отправить на смерть или в тюрьму независимо от уровня образования. Думаю, все умные люди из рф уедут30
  • Алексей ПетровПока ничего осмысленного и полезного в этой болтовне нет. Как говорится, «кто бы о чем бы не говорил, все равно речь идет о деньгах». Вводили у нас болонскую систему отнюдь не для улучшения международной мобильности, и даже не потому, что чиновникам очень нравилось быть передовыми, ездить за счет государства за границу по обмену опытом и получать немалые деньги за разработку стандартов, программ и прочего (хотя им, конечно, нравилось, как сейчас нравится быть патриотами - работа у них такая). Вводили ее, чтобы уменьшить финансирование ВУЗов. Большая часть бакалавров в магистратуру не пойдет или не попадёт - подушевое финансирование на треть снизили (два года из пяти с половиной или шести минус). У магистров минимум аудиторной нагрузки - еще снизили расходы на преподавателей. Сейчас никто ведь не собирается увеличивать долю бюджета на образование, как и на медицину, даже и разговора об этом нет. А без денег это все сотрясение воздуха и имитация бурной деятельности во исполнение поручений президента. Обратите внимание, никто не говорит о восстановлении в массовом порядке специалитета. Говорят о каких-то непонятных программах «базового образования» от 4 до 6 лет. Шестилетние бакалавры? Пятилетние? Шестилетние специалисты и четырехлетние бакалавры? Так это уже есть, не надо ничего и делать. В чем эксперимент-то? Принимать часть абитуриентов как бакалавров, а учить 6 лет как специалистов? Типа как в анекдоте, перевести половину машин на левостороннее движение :) Идея о том, что специалисты смогут учиться в магистратуре, конечно, правильная, но так оно и было до последних десяти лет. Вот я, с дипломом специалиста 1996 года выпуска, мог поступить в бюджетную магистратуру. А специалист 2020 года выпуска не мог. Допустим, этот бред исправят, а остальное?50
  • Andre, по-моему супер здравый смысл - выжить, а не сдохнуть в окопе51
  • Nurgle, а что будет выигрышем, а что проигрышем? По мне так гибель большого количества людей- проигрыш для всех, независимо от того, где будет проходить граница и кому будут платить налоги17
  • ДмитрийAndre, только почитайте, к каким "эффектам" это приводит в Беларуси... У них гораздо больше ребят сразу идут в зарубежные вузы. Ибо мечтающих работать в селе без жилья (жилья у них не предоставляют при отработке, вообще) за мрот очень мало....27
  • Andre, я такого не говорил. У меня приятелю биологу из мгу повестка пришла. Теперь секвенирует геномы в Грузии37
  • Nurgle KingАрсений, Что такое "выигрыш" мне тоже интересно вот спустя почти 1,5 заварушки. Подскажите, если найдете, ответ. А то глава страны пока не говорит народу)10
  • Fet Lains58
  • Vladimir K-chFedor, блин, сколько времени уже прошло, уж всем должно было стать понятно, что шансов отсидеться обычному мужчине от войны в РФ мало, однако нет же. Третьей мировой не будет-скорее всего, однако зачем попадать в мясорубку на чужой территории, если можно переждать смутное время-не понимаю.13
  • Nurgle KingAndre, Ух ты, мы плавно спикировали из "Китай нам предоставит запчасти для самолетов и будем горя не знать", до "Китай нам все напишет для науки" ) Кстати как там Union Pay ? А то просто в мае все банки божились что через 2-3 недели у всех будут карты Китая и будем бед не знать33
  • alena_lanskayaTan, это вас надо на урановые родники отправлять11
  • alena_lanskayaАлексей, идея в том, чтобы дать нужным людям заработать "легально"4
  • alena_lanskayaИван, учиться на экономиста или финансиста 5 лет чтобы потом ещё 2 года сидеть в магистратуре? Или специалитет был 4х летний? Тогда чем он отличается от бакалавриата?5
  • ВладНевеста, вы не знаете значения слова «доселе», но решили его использовать, а хотели сказать «доколе»?14
  • AnnaАминь, можно. Только экзамены надо сдать. И специальность, и ВУЗ, и страну обучения. А со специалитетом поступил и тяни лямку до конца, либо отчисляйся.12
  • Diana KuzinaSendero, все верно сказал! Россия отбирает будущее и перспективы у студентов10
  • Crazy ElkaАлександр, ну так проблема, пожалуй, и не в самой болонской системе была. А где-то глубже. Ну там материально-техническая база ВУЗов, качество преподавателей и программ. В чем сакральный смысл всех этих танцев с бубном по переименованию теплого в мягкое? А вот неудобств от потенциальной несовместимости с остальным миром, очевидно, прибавится.24
  • Брат пацакSendero, справкдливости ради, ни один из элементов болонской системы, кроме формального разделения на магистратуру и бакалавриат, в России внедрен не был. К огромному сожалению у нас так и остался заплесневелый неповоротливый образовательный процесс из середины 20 века. Нынешняя же "реформа" это вообще смех. Все сводится к тому, чтобы сказать - "У нас снова будет лучшее в мире советское образование"...47
  • Брат пацакAndre, потому что любое принуждение всегда приводит к снижению качества процесса. Государство финансирует образование не потому что ему кто то должен, а ввидуу своего "социального" характера. Ну и интереса ради посмотрите сколько стоит полное среднее образование. До последненго времени расходы на школы составляли основнцю статью расходов региональных бюджетов12
  • Брат пацакCrazy, я абсолютно убежден, что главная и, возможно, единственная проблема, из которой вытекают все остальные - это полная зависимость вузов от государства. В результате избыток бесполезных направлений и отсутствие актуальных, засилие "заслуженных" преподователей, отсутствие гибкости программ, политическая кабала. На мой взгляд было бы идеальным введение платного высшего оьразования с широким внедрением длинных (15+) лет кредитов, с софинансированием государства для низкой или нулевойй ставки и создание системы стипендий, не привязанных к университету.13
  • Брат пацакalena_lanskaya, вообще-то по изначальной задумке магистратура нужна для получения дополниьельных знаний в смежной или очень специализированной областях. Это у нас она в превратилась в какого то кадавра.3
  • Иванalena_lanskaya, у нас был полноценный специалитет на 5,5 лет, но можно было пойти в любую магистратуру бесплатно. На том же факультете это было бессмысленно.2
  • АлександрБрат, готов поспорить насчет идеальности предложенной вами «американской» системы образования, в России больше половины бизнеса, и почти весь крупный афилирован с государством, кто независимые стипендии-то платить будет? Сбер, Яндекс, а дальше? Такое работает когда у тебя 90% Fortune500 в стране сидит. А так, государство уже и так финансирует образование, какой ему смысл что-то еще софинансировать. Платное образование тоже вызывает скепсис, сегодня есть масса полностью частных коммерческих вузов, которые не стали «лигой плюща» даже и близко, там такие же актуальные программы и преподаватели, взимание платы само по себе никак не влияет на качество образования. На мой взгляд, инициатива разделения в текущем виде здравое управленческое решение, учитывая сложившуюся ситуацию, потому что усложняет путь людям которые получают степени «для галочки», которых на потоке может сидеть до 80% в зависимости от направления. Плюс люди которым вообще по-хорошему не нужно высшее образование, но по традиции идут, скорее всего ограничатся «базовым» высшим13
  • BoltunecСоболезную преподам, которые заеблись переделывать программы под фгос, у них теперь новый виток.28
  • The MasterБрат, МГУ относительно независим от Министерства науки и высшего образования, но большая часть из перечисленных вами недостатков ему присуща. Особенно то, что касается пожилого преподавательского состава и отсутствие гибкости программ. Да, есть МФК, которые студенты посещают и сдают по выбору, но по факту это лишь несколько дополнительных строк в дипломе, которые практически ни на что не влияют. Единственный ощутимый плюс - диплом на двух языках (русском и английском)5
  • Акацияalena_lanskaya, по идее, вы тогда можете на другую специальность в магистратуру пойти. Получается что-то вроде второго высшего. Только зачем городить огород, а не сделать более понятно: специалитет и второе высшее?1
  • Natalia KopsovCrazy, Ну вот у меня был советский 5- летний специалитет и с учёбой также по субботам. Так я перекрывала по учебным часам и числу курсовых сразу две соответствующие специальности на Западе, на которых учились по 3,5- 4 года с более короткими днями и с выходными субботами. Ну и подтвердили мне, ессественно, мастера в инженерии без вопросов по диплому с вкладышем и академической справке. А захоти я повозиться- подтвердили бы и по двум специальностям мой инженерный диплом с отличием. Это при том, что часы/ экзамены по всякой там политэкономии, научному коммунизму и истории КПСС вообще пропадали втуне. Главное это само качество образования, а всё остальное потом.1
  • Виталий ИвановичАрсений, почему ты еще здесь, ты же умный?0
  • oz99zf8ipxБрат, плюсую: 1) разработка учебных программ и компетенций (формальных) не вузами а предприятиями, 2) софинансирование (оброк, налог) ВУЗов не государством (не оно потребитель, или только там где учат на госслужащих) а предприятиями, на которых работают выпускники этих вузов. Тогда появилась бы конкуренция у ВУЗОВ за качество образования (чем больше выпускников ВУЗа примут предприятия, тем больше денег именно этот ВУЗ за них получит). И вообще надо реализовать принцып "Кто платит, тот и заказывает музыку". Выпускники идут в организации, они и должны содержать академические ВУЗы.1
  • Кошка МикаБрат, в мире отказываются от платного образования для своих граждан, хотя уровень жизни там выше намного, а мы будем вводить? А кто должен брать этот кредит, подросток 17-18 лет или родители? То есть, не успел повзрослеть, на тебя уже кредит повесили на 15 (!) лет. А если родители, то это лишает шанса умных детей из маргинальных семей получить образование, потому что родителям его ВУЗ и кредит на него нафиг не сдался, отправят в пту, или что там сейчас.3
  • Евгений ДубовикSendero, Это старые сведения . Российская Наука страдает от недостатка финансирования - это безспорно ! Но говорить, что забугорное образование лучше - тоже нет смысла ! Многие "тамошние" - вернулись именно в Россию... Учиться за бугром, выгодно за деньги тем ... кто это "образование", типа, "даёт"... У нас другой менталитет, обзор жизни - шире, специальностей - больше. Забугорщики - это узкие специалисты с жёсткими рамками... Нравится такое - Ваш выбор. Не нравится Наше - тоже... Если там большие перспективы - дело понятное - надо быть там. Но, судя по Германии и Франции, Британии и Испании, здесь-дела идут лучше ! Много студентов учатся в наших университетах из Индии, Китая, Бангладеш, Пакистана, Японии и Кореи, Египта, Ирана и Ирака, много стран Африки и арабских стран ... Приоритеты обучения самые разные : техника, медицина, сельское хозяйство, энергетика, транспорт, космос, связь и ИТ , текстиль и строительство, нанотехнологии химии и физики, биологии... Многие мировые институты соревнуются с нашими, поддерживают связи по обменам со времён СССР ... Так что опять же, где учиться и расти как учёному - только Ваш личный выбор ! Удачи и верных решений !0
  • Евгений ДубовикБрат, Давно пора !0
  • Ольга ТунниковаSendero, наше участие в болонской системе-это фэйк. После бакалавриата нет возможности учиться в магистратуре, например, в Германии (Геттинген- другие не проверяла). Только заново бакалавриат. Поэтому непонятно, что тут «понятного», а перед магистратурой опять конкурс (с какого ляда !)- до аспирантуры никаких конкурсов не должно быть, только вступительный после школы и успешная сдача экзаменов и работ по программе.0