Пачка инвестновостей: налоги, еще раз налоги и немного Илона Маска
Дисклеймер: когда мы говорим о том, что что-то выросло, мы имеем в виду сравнение с аналогичным кварталом годом ранее. Поскольку все эмитенты из США, то все результаты в долларах. При создании материала использовались ссылки, которые недоступны для пользователей из РФ.
«Плоти нологи»
На прошлой неделе на встрече «Большой семерки» страны-участницы предварительно согласились ввести минимальный налог на корпоративную прибыль в размере 15%, предложенный американцами. Это нужно для того, чтобы крупные корпорации не могли прятать огромные прибыли в странах с небольшими налогами. Правда, тут есть одна загвоздка: согласия стран «Семерки» будет недостаточно — нужно будет, чтобы согласились и другие страны. Например, Ирландия с ее налогом 12,5%. У нее причин соглашаться на повышение налога до стандарта «Семерки» нет вообще: это маленькая страна, у которой особых преимуществ нет. А потом надо будет, чтобы на эту ставку согласились развивающиеся страны и, в общем-то, все остальные. А то все корпорации побегут перерегистрироваться в Венгрию с ее 9% корпоративного налога.
Параллельно с этим развивается другая налоговая история: Франция планирует ввести налог на деятельность американских интернет-компаний, продающих свои товары и услуги в стране, — 3% с выручки. Причина появления налога очень простая: компании платят налоги там, где они зарегистрированы, но цифровизация экономики привела к тому, что компания может быть зарегистрирована в одной стране, а получать доходы с потребления ее товаров и услуг в другой стране, где налоги с нее собрать не получается. Схожие налоги на интернет-компании из США планируют ввести Австрия, Испания, Англия, Италия и Индия.
Американцы планируют карать французов огромными, до 100%, тарифами на французский экспорт в Америку: сумки, парфюм, вино, фарфор, — речь идет о товарах общей стоимостью 2,4 млрд долларов. Еще планируется введение аналогичных тарифов против ряда английских — на сумму 800 млн долларов, — итальянских и испанских товаров — по 300 млн долларов на страну.
Возможно, этот конфликт удастся урегулировать в рамках создания системы общего минимального корпоративного налога. А может, и не удастся: свои налоги против интернет-гигантов указанные страны вводят независимо от этих переговоров и потом их нужно будет уже по отдельности отменять. В любом случае акционерам Google, Facebook и других компаний следует морально подготовиться к ухудшению отчетности.
Не посчитали
Помните сервис доставки еды Grubhub? Компания вроде как реализовала мечту всех убыточных айтишных стартапов: раскрутившись, она нашла покупателя на свой бизнес. Grubhub собирается приобрести англо-голландская компания Just Eat Takeaway. Но тут есть проблема: против руководства Grubhub акционеры подали аж 14 исков.
Основных претензий со стороны акционеров две. Руководство Grubhub не пыталось торговаться насчет цены продажи, чем подставило рядовых акционеров, которые теперь получат 0,67% от акции Just Eat на каждую акцию Grubhub вне зависимости от того, сколько будут стоить акции на момент слияния. Ситуация усугубляется тем, что в случае продажи компании основным бенефициаром будет менеджмент компании, получивший щедрые выплаты, а не рядовые акционеры.
Строго говоря, инициаторы иска хотят, чтобы Grubhub продали по гораздо более высокой цене, и потому просят суд аннулировать текущее соглашение о слиянии. Для акционеров Grubhub это скорее хорошая новость: таким образом запускается цепочка событий, которая вполне может привести к тому, что Grubhub приобретут дороже, чем изначально планировалось. С другой стороны, иск может закончиться ничем. Есть и третий вариант: сделка развалится, но покупателя по более высокой цене на Grubhub не найдется, и тогда компании придется продолжить плавание в одиночку. Учитывая хроническую убыточность этого бизнеса, такой поворот событий нельзя будет считать очень хорошим.
Пакет Байдена
Как мы и говорили в предыдущих выпусках инвестновостей, в США постепенно снижаются масштабы инвестиционных планов байденовского правительства. В конце мая Байден вместо пакета мер по стимулированию американской экономики объемом 2,3 трлн долларов предложил пакет поскромнее — на 1,7 трлн, а на прошлой неделе план сократился еще раз — до триллиона. Таким образом, итоговый план Байдена, скорее всего, окажется ближе к пакету мер, предложенному республиканцами, — около 500 млрд долларов.
Республиканцы выступают резко против повышения налогов — благодаря которому и планируется оплачивать план, — поэтому, вероятнее всего, Байдену придется обойтись увеличением собираемости тех налогов, которые американцы еще не заплатили, — примерно 700 млрд. Но это потребует около 80 млрд долларов трат на расширение налоговой в течение следующих 10 лет. Что там будет дальше — узнаем в ближайшем будущем.
Со времени последней хакерской атаки — 0 дней
На прошлой неделе в США произошло несколько крупных взломов. Атака с целью получения выкупа произошла на предприятиях гиганта пищепрома JBS, что на некоторое время парализовало активность его заводов, но сейчас все заводы работают. На некоторое время взломщики парализовали работу заводов предприятия, которое занимается переработкой 25% говядины и 20% свинины в США. Если бы ситуация затянулась, то, скорее всего, в США начался бы продовольственный кризис уровня коронакризисной весны 2020: тогда ряд заводов закрылся на карантин и фермеры в США были вынуждены уничтожить миллионы свиней, которых некуда было сбыть и негде было содержать, что привело к нехватке мяса и росту цен на него. Кстати, атаку на JBS приписывают хакерам из РФ.
В других частях страны тоже были серьезные проблемы: хакерская атака остановила работу паромной переправы в штате Массачусетс, а в Нью-Йорке администрация метро сообщила-таки городу и миру, что, оказывается, в апреле этого года ее система подверглась взлому, хоть и без последствий для работы подземки.
Все это — логичное последствие цифровизации операций большей части компаний. Этот процесс имел место и до пандемии, но коронакризис придал ему ускорение. Собственно, в 2020 году в мире рост хакерских атак с целью получения выкупа составил 150% — и среднее время остановки активности компьютерных систем жертв таких атак составляет аж 18 дней. Можете себе представить, чтобы Coca-Cola или General Motors были вынуждены остановить все операции на 3 недели? И как это повлияет на их отчетность?
К слову, страховые компании по всему миру понемногу снижают объемы страхования компаний от рисков кибератак в связи с тем, что этих самых атак становится все больше и больше, а ущерб от них становится все тяжелее. Чем больше заводы и транспортные системы будут привязываться к интернету, тем больше будет таких рисков. Риски хакерского взлома для компаний многократно страшнее огромных расходов на защитное ПО и услуги в этой сфере — поэтому можно ожидать, что ближайшие лет 10—15 компании, работающие в сфере кибербезопасности, не будут страдать от недостатка клиентов. Ну а акционеры этих компаний могут быть уверенными в том, что эти акции будут пользоваться большой популярностью у инвесторов.
Мода дороже денег
Сервис онлайн-коммерции Etsy покупает английскую онлайн-площадку для продажи модной одежды Depop за 1,63 млрд долларов. На площадке Depop в год продается товаров на сумму 650 млн, а ее выручка составляет 70 млн — это в 2 раза больше, чем годом ранее. У Depop 30 млн зарегистрированных пользователей, 4 млн активных покупателей и 2 млн активных продавцов. Примерно 75% продавцов на платформе также покупают на ней.
Etsy смогла неплохо подняться на пандемии, но сейчас этот фактор уже не так силен, как раньше, и потому компания ищет возможности расширяться в смежных сферах. Поможет ли это ей — сейчас сложно сказать. С другой стороны, хотелось бы отметить, что Etsy была прибыльной и до пандемии, так что основы у этого бизнеса довольно неплохие и дальнейшее его расширение может иметь большую пользу для акционеров.
Слово дня — «фильтрация»
В конце сентября 2018 года акции Tesla обвалились, потому что регуляторы в США решили наказать Маска за манипуляции рынком при помощи его аккаунта в «Твиттере», где Маск размещал не соответствующие истине новости, влиявшие на цену акций Tesla. Регуляторы тогда пришли к Маску с мировым соглашением, суть которого заключалась в небольших санкциях и штрафе. Одним из условий было то, что юристы Tesla будут просматривать все твиты Маска перед их публикацией.
Так вот, давеча Комиссия по ценным бумагам заключила, что Tesla условий цензуры масковских твитов не исполняет. Какие последствия это будет иметь в дальнейшем, сложно сказать. Может, погрозят пальчиком, что вероятнее всего. А может, и раскрутят дело до полноценного расследования и «уйдут» Маска из компании. Хотелось бы сказать, что на акциях это не скажется, но, увы, скорее всего, вариант с устранением Маска из Tesla приведет к серьезному падению котировок: львиная доля противоестественной, учитывая убыточность операций компании, популярности этих акций у инвесторов обусловлена личностью Маска.
Конечно, все привыкли к тому, что Маск — это такой enfant terrible американского автомобилестроения, которому готовы прощать всё. Но, учитывая, что практически каждую неделю кого-нибудь из известных людей в западном обществе подвергают травле и остракизму за что-нибудь, Маска могут также покарать.
К слову, смысл накачки Tesla инвесторами, заинтересованными в популяризации электрокаров, постепенно сходит на нет, по мере того как традиционные автопроизводители увеличивают объемы производства таких машин. Ford, например, в мае этого года продал электрокаров почти в 3 раза больше, чем в мае 2020. Скоро все крупные производители автомобилей начнут делать свои электрокары в достаточном количестве и Tesla потеряет статус «крутой прогрессивной компании».
Трансформеры: темная сторона налоговой
НКО «Центр исследования международных корпораций» опубликовала исследование о том, что киностудия Paramount последние 20 лет уклоняется от уплаты налогов. С 2002 года компания счастливо избегала уплаты корпоративного налога на прибыль на общую сумму 3,96 млрд долларов благодаря использованию сложной системы компаний на Карибских островах, в Нидерландах и Люксембурге. Все это — с лицензионных отчислений за использование контента компании за пределами США.
Paramount ругается на авторов отчета: мол, те все неправильно поняли и вообще «все было не так», — но случай все же весьма интересный. С учетом роста интереса американских властей к идее увеличения собираемости налогов для акционеров ViacomCBS это может означать, что в среднесрочной перспективе отчетность компании подпортится, если американские налоговики начнут бороться с такими схемами.
Сладкий хлебушек
В мае цены на еду в мире выросли на 4,8% по сравнению с апрелем этого года и почти на 40% по сравнению с маем 2020. Новости эти имеют большое значение для целого ряда эмитентов. Во-первых, это повышает стоимость производства в пищепроме, например у Kellogg. Во-вторых, это увеличивает стоимость кормов, что скажется на прибыли производителей мяса вроде Tyson Foods. В-третьих, это влияет на себестоимость продукции в сетях общепита — от McDonald’s до Shake Shack.
Все указанные категории игроков в этом случае будут либо повышать цены, перекладывая проблему на клиентов, либо снижать прибыльность, перекладывая проблему на акционеров.