Группа «Окей» про­даст гипермаркеты: почему это обрадо­вало инвесторов

Даже несмотря на то, что без гипермаркетов выручка сократится втрое
15
Группа «Окей» про­даст гипермаркеты: почему это обрадо­вало инвесторов
Аватар автора

Михаил Болдов

разбирался, почему «Окей» продает гипермаркеты

Страница автора

Группа компаний «Окей» 26 декабря объявила о продаже менеджменту своей сети гипермаркетов с одноименным названием. Сумма сделки не раскрывается.

Фондовому рынку такое решение понравилось: компания продолжит управлять эффективной сетью дискаунтеров «Да!» и избавится от гипермаркетов, которые стагнируют. Сразу после появления информации о сделке акции «Окея» подорожали почти на 27%.

Разберемся, почему ретейлер принял такое решение и как оно может отразиться на компании и ее акционерах.

Что известно о сделке

На 30 сентября 2024 года группа «Окей» владела 296 магазинами: 219 дискаунтерами «Да!» и 77 гипермаркетами «Окей». По итогам января — сентября чистая розничная выручка этих активов составила 155,6 млрд рублей, из которых 102,7 млрд рублей принесли гипермаркеты. То есть группа продает сегмент, который генерирует примерно 2/3 ее выручки.

Продать планируют не только сами гипермаркеты, но и все связанные с сетью материальные и нематериальные активы, включая товарный знак «Окей» и логистическую инфраструктуру. В Т-Инвестициях предположили, что когда эту часть бизнеса выкупят, то она станет непубличной.

Покупателями выступят топ-менеджеры компании во главе с Константином Арабидисом, генеральным директором сети гипермаркетов, который до этого занимал пост финансового директора группы «Окей». Но телеграм-канал Market Power считает, что менеджмент — это переходное звено в сделке и в будущем владельцем этих активов станет «Лента», крупнейший в России оператор гипермаркетов.

Основную деятельность группа «Окей» ведет в России, но ее головной офис зарегистрирован в Люксембурге. Поэтому сделку еще должны одобрить правительственная комиссия по контролю за иностранными инвестициями в России и Федеральная антимонопольная служба.

Почему «Окей» решил продать гипермаркеты

В пресс-релизе компания не раскрывает конкретных причин продаж, отделавшись общими фразами о том, что «такое решение отвечает наилучшим интересам группы и всех ее акционеров».

Цена продажи тоже не раскрывается, а без этого нельзя сказать, насколько выгодна такая сделка для акционеров.

Можно выделить несколько возможных причин такого решения.

Компания избавляется от неэффективного актива. Гипермаркеты «Окей» генерируют более 60% всей выручки группы, но темпы роста выручки стагнируют. По итогам девяти месяцев 2024 года оборот гипермаркетов увеличился всего на 1,6%, что значительно меньше официальной инфляции. А покупатели все реже ходят в гипермаркеты: трафик упал на 4,7%.

Результаты дискаунтеров «Да!» значительно лучше: они показали рост трафика на 5,3%, а выручки — на 14,3%. По мнению аналитика ФГ «Финам» Игната Иванова, деньги от продажи гипермаркетов, скорее всего, пойдут на агрессивное расширение этой сети.

Компания стремится снизить долговую нагрузку. У «Окея» одна из самых высоких долговых нагрузок среди публичных российских ретейлеров. На 30 июня 2024 года коэффициент «чистый долг / EBITDA» холдинга составил внушительные 3,24×.

В условиях высоких ставок по кредиту это создает риски для финансовой устойчивости компании. Если продажа пройдет по рыночной цене или бизнес вместе с гипермаркетами передаст менеджменту и часть своих долговых обязательств, это должно помочь снизить долговую нагрузку до более безопасного уровня.

Станет проще провести редомициляцию. Регистрация в «недружественной» юрисдикции и статус иностранного эмитента создают для бизнеса дополнительные сложности и инфраструктурные риски.

Летом компания прекратила листинг своих глобальных депозитарных расписок на Лондонской фондовой бирже и перевела их в котировальный список второго уровня Московской биржи. Но с нового года они будут недоступны для покупки неквалифицированными инвесторами и их переведут из первого в третий уровень листинга, где объемы торгов значительно ниже.

При этом «Окей» остается чуть ли не единственным публичным эмитентом на российском рынке, который пока никак не прокомментировал возможность переезда в Россию. Можно предположить, что продажа гипермаркетов — это шаг на пути к решению этого вопроса. Например, это позволит упростить структуру холдинга, что облегчит процесс переезда. Или сделает бизнес более привлекательным для продажи стратегическому инвестору. Легче найти покупателя на одну сеть с понятной и растущей бизнес-моделью, чем на две такие разные, как дискаунтеры и гипермаркеты.

Что в итоге

После выхода новости расписки «Окея» на Московской бирже выросли практически на 30% — из-за такого скачка торговая площадка даже вынуждена была запустить дискретный аукцион по бумаге. Затем котировки немного скорректировались, но рост по итогам дня все равно составил более 20%.

Источник: данные Московской биржи

Это значит, что инвесторы очень позитивно отреагировали на новость о продаже гипермаркетов. Хоть это и приведет к обрушению продаж компании почти в три раза, что отразится в отчетности ретейлера, но вместе с этим значительно увеличатся темпы роста выручки и улучшится рентабельность.

Сейчас сложно судить о том, насколько выгодна эта сделка для акционеров: слишком мало информации раскрыла компания. Неизвестны цена и сроки, конкретные причины и цели продажи, а также дальнейшие шаги бизнеса после того, как сеть гипермаркетов выведут за периметры группы.

Кроме того, продажу еще должны одобрить власти. Стоит дождаться конкретики по сделке, чтобы принимать взвешенное инвестиционное решение.

Новости, которые касаются инвесторов, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @investnique

Михаил БолдовЧто вы планируете делать с ценными бумагами «Окея» — покупать, продавать, игнорировать?
  • Александр ФедоровС 2015го не слышал ничего хорошего об этой сети. Собственно, от Ленты тоже. Поэтому обмен шила на мыло.2
  • DombeyПочему продали - неизвестно. Почём продали - неизвестно. А что инвесторы? Довольны! Цирк какой-то.21
  • ТучаАлександр, Лента — топ-3 игрок на рынке. Если вы категорически несведущи, зачем этим хвастаться)5
  • Andru YaraОжидаемо , не лучшая сеть .2
  • Нехетти ГринТуча, а еще Лента зачем-то съела Утконос. Ни себе ни людям получилось. Допускаю, что я категорически несведуща (не инвестирую и не собираюсь). Мне просто не нравится Лента. Гипермаркет гораздо хуже Ашана или Глобуса, обычная Лента - зависит от района и менеджмента. Что до Окея, то мне он всегда казался каким-то быдловатым. Дурно пахло в мясном и рыбном отделе, бардак на полках, общая неуютность - не в одном конкретном, а где ни зайди. Вот "Да!" - это ДА :)2
  • Пользователь ЮтубаЭпоха гипермаркетов угасает, и это ожидаемо, и закономерно2
  • ТучаНехетти, на российском рынке ритейлеров централизация ещё не дотягивает до средней европейской в крупных странах. Поглощения продолжатся. Скорее всего придем к тому, что топ-3-4 сети будут владеть 70%+ офлайн оборота.3
  • М.К.Интересно, как это отразится на облигациях. Важны условия расчетов. Не уверен, что у менеджмента под подушкой было пару десятков миллиардов. С другой стороны , может это LBO?0
  • NСчитаю, может быть только лучше. У меня есть Окей рядом с работой, я захожу туда иногда купить чего-то к обеду. И это как бы не худшая сеть в плане обслуживания. Иностранный менеджмент не прижился на нашей почве )) В Да!, где обслуживания, по сути нет, все хорошо. А Окей, который был ориентирован на сегмент уровнем повыше, обслуживание, которое было задумано в Европе как хорошее, превратилось на нашей почве в плохое ))0
  • ДмитрийНехетти, по Питеру ... окей премиальнее ленты. Лента , года с 2021 точно лучше Ашана. Времена франзуского импорта давно прошли1
  • Джон Вильнусценных бумаг Окея нет, но гипермаркеты эти мои любимые0
  • iVanovЕсли Океи станут очередной унылой Лентой – это печально. Я не то чтобы большой фанат Окея (хотя у них есть свои сильные стороны), но чем меньше конкуренции и разнообразия на рынке – тем хуже для нас, конечных потребителей.3
  • АндреевичАлександр, Лента топовый супермаркет, доставки оттуда часто заказываю0
  • Максим БушуевАлександр, обожаю ленту, пятерки с переками надоели0
  • Максим БушуевПользователь, ну вот останутся пятерочки с одним и тем же ассортиментом ,вообще же скука0