Новости
8K

Выручка выросла, убыток тоже: обзор результатов Ozon за первый квартал 2022 года

31
Выручка выросла, убыток тоже: обзор результатов Ozon за первый квартал 2022 года

Аватар автора

Игорь Морошкин

частный инвестор

Страница автора

Онлайн-ретейлер Ozon опубликовал неаудированные операционные и финансовые результаты за 1 квартал 2022 года. Компания продает товары самостоятельно, а также предоставляет услуги маркетплейса, когда сторонние продавцы могут продавать свои товары через платформу Ozon.

Операционные результаты

Если смотреть на результаты год к году, то операционные показатели Ozon продолжают демонстрировать бурный рост:

  • товарооборот вместе с услугами (GMV) составил 177,5 млрд рублей (+139%);
  • количество активных покупателей выросло до 28,7 млн (+79%), а количество заказов достигло 93 млн (+173%);
  • количество активных продавцов выросло в 3,5 раза, до более чем 120 тысяч.

Ассортимент вырос более чем в пять раз и превысил 100 млн товарных позиций. Доля продаж маркетплейса выросла с 58,4 до 70,4% из-за значительного увеличения числа продавцов.

Вместе с тем если сравнивать результаты Ozon квартал к кварталу, то показатели выросли не так сильно. Но стоит учитывать, что 4 квартал зачастую очень успешен для ретейлеров из-за массовых покупок к новогодним праздникам.

Операционные показатели Ozon по кварталам

Товарооборот вместе с услугами, млрд рублейКоличество заказов, млн штукАссортимент товаров, млн наименований
1к2021743419
2к2021894127
3к20211085646
4к20211769282
1к202217893100

Операционные показатели Ozon по кварталам

Активные покупатели, млн человекАктивные продавцы, тысячДоля маркетплейса в продажах
1к2021163558%
2к2021185062%
3к2021216067%
4к2021269068%
1к20222812070%

Товарооборот вместе с услугами, млрд рублей
1к202174
2к202189
3к2021108
4к2021176
1к2022178
Количество заказов, млн штук
1к202134
2к202141
3к202156
4к202192
1к202293
Ассортимент товаров, млн наименований
1к202119
2к202127
3к202146
4к202182
1к2022100
Активные покупатели, млн человек
1к202116
2к202118
3к202121
4к202126
1к202228
Активные продавцы, тысяч
1к202135
2к202150
3к202160
4к202190
1к2022120
Доля маркетплейса в продажах
1к202158%
2к202162%
3к202167%
4к202168%
1к202270%

Финансовые результаты

Вместе с ростом операционных показателей хорошо растет и выручка компании: за год она увеличилась на 90% — до 63,6 млрд рублей. Ozon в основном зарабатывает на продаже товаров, но и комиссии от маркетплейса хорошо растут, занимая уже почти 30% выручки.

С другими же финансовыми показателями у компании все не очень хорошо. Ozon продолжает оставаться убыточным как по скорректированной EBITDA, так и по чистой прибыли. Чистый убыток за квартал составил 19,1 млрд рублей — против 6,7 млрд годом ранее.

Правда, стоит отметить, что отрицательный вклад в прибыль за 1 квартал 2022 года внесла, кроме всего прочего, неденежная статья пересчета балансовой стоимости конвертируемых облигаций компании.

Отрицательным остается и свободный денежный поток Ozon, хотя в 4 квартале 2021 года он и выходил в положительную зону.

Финансовые показатели Ozon по кварталам, млрд рублей

ВыручкаСкорректированная EBITDAЧистая прибыльСвободный денежный поток
1к202133,4−4,9−6,7−14,8
2к202137,0−9,1−15,2−12,6
3к202141,5−11,3−14,0−14,6
4к202166,3−15,9−20,84,2
1к202263,6−8,9−19,1−47,0

Финансовые показатели Ozon по кварталам, млрд рублей

Выручка
1к202133,4
2к202137
3к202141,5
4к202166,3
1к202263,6
Скорректированная EBITDA
1к2021−4,9
2к2021−9,1
3к2021−11,3
4к2021−15,9
1к2022−8,9
Чистая прибыль
1к2021−6,7
2к2021−15,2
3к2021−14,0
4к2021−20,8
1к2022−19,1
Свободный денежный поток
1к2021−14,8
2к2021−12,6
3к2021−14,6
4к20214,2
1к2022−47,0

Структура выручки Ozon за 1 квартал 2022 года

Продажа товаров61,8%
Комиссии маркетплейса29,6%
Объявления5,6%
Услуги доставки2,4%
Прочее0,6%

Структура выручки Ozon за 1 квартал 2022 года

Продажа товаров61,8%
Комиссии маркетплейса29,6%
Объявления5,6%
Услуги доставки2,4%
Прочее0,6%

Риск дефолта по облигациям

Также в отчете компания предупредила инвесторов, что возможен риск дефолта по ее конвертируемым облигациям. В конце февраля 2022 года биржа Nasdaq приостановила торги акциями Ozon вместе с расписками других компаний из России. По условиям размещения облигаций их держатели могут потребовать досрочного погашения, если торги акциями приостановлены на семь дней и более.

Компания сообщила, что значительная часть держателей воспользовалась этим правом. Они должны получить выплаты 31 мая, но кипрская холдинговая компания Ozon не может получить деньги от своих российских дочек из-за ограничений на вывод капитала. Если компания не сможет заплатить, то 14 июня может наступить дефолт по облигациям.

В итоге

Ozon продолжает активно наращивать свои операционные показатели и собирается продолжать экспансию. В частности, управляющий директор компании Сергей Беляков заявил, что вне России Ozon планирует закрепить успех в Беларуси и Казахстане, а также подумывает о выходе в остальные страны ЕАЭС — в Армению и Киргизию.

Но компания все еще хронически убыточна как по основным показателям, так и по такому специфическому, как скорректированная EBITDA.

В конце 2020 года Ozon провела очень успешное IPO, но, как и многие компании, ставшие бенефициарами пандемии коронавируса, потеряла значительную часть капитализации. За год котировки акций упали примерно на 75%.

Возможно, такое сильное падение — неплохая точка входа для инвестора, верящего в то, что Ozon сможет продолжать наращивать бизнес и, главное, сумеет стать прибыльным. Но не стоит забывать о том, что сделать это будет непросто, так как компания работает в высококонкурентном и не самом маржинальном секторе.

Источник: TradingView
Источник: TradingView

Новости, которые касаются инвесторов, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @investnique.

  • a bit of workИнтересный бизнес, чем выше выручка, тем больше убыток.7
  • Александр ФИван, например книги там не дорогие.7
  • ТучаNutella, классика фудтеха и е-комма, где каждый заказ в среднем убыточен.1
  • ТучаИван, заказывала с Вайлдберриза товар, приехал всмятку. Толку от вашего «дешевле»? Лучше зарабатывать больше и не экономить копейки на некачественной доставке. Ещё на озоне есть фича «лучшая цена на рынке», она показывается на тех товарах, которые дешевле, чем на маркете и в других местах.14
  • Вован из Сибири-матушкиЧем больше маркетплейсов, тем лучше. Пусть работает )4
  • makas13Иван, не согласен, озон намного круче wb, было конечно, что нужный товар дешевле на wb, но это редкое исключение. Может конечно от места проживания зависит, но я всегда прежде, чем сделать заказ сравниваю.5
  • Илина ГригорьеваИван, на вб дешевле потому что он демпингует и заставляет продавцов давать скидку на товар, при этом если отказаться, то комиссия повышается. Почему этим еще антимонопольщики не заинтересовались. Озон и для продавцов намного лучше работает, чем вб. Потерять товар, сломать, вернуть от покупателя в плохом состоянии это все вб, при этом за счет продавца.11
  • a bit of workТуча, интересно, это уже преподают в экономических вузах? и как объясняют?2
  • АватаркаИван, у меня чаще наоборот - цена ниже на озон. и на подделки я не попадала. если товар поддельный то можно же вернуть, его обычно видно сразу. по отзывам с электроникой на вайлдберриз обращаются менее бережно. цены я в любом случае сравниваю, где выгодней, там и куплю - пункты самовывоза все рядом.8
  • НатальяИван, чтобы не покупала на озоне, всё было плохого качества: 8 покупок и 8 возвратов. На вайлдбериз покупала трижды, два возврата, ла мода продает подделки (4вещи заказала хорошо знакомых брендов и пришли подделки за стоимость оригинального бренда). Больше на таких площадках ничего не покупаю. Перешла на Фарфетч, сейчас жду открытия границ для нормального качественного шоппинга.1
  • АватаркаИван, я тоже как раз смотрю совершенно одинаковый Корм RIO для волнистых попугаев, 1 кг: wb 425р - ozon - 231р. за 234 на wb только полкило.3
  • Шрек БолотныйУ Озона хотя бы поиск и фильтры остались более живые. У ВБ поиск сейчас это мрак, фильтры вообще болото. Жду когда умрет ВБ, но такого не произойдет, потому что уже известно, кто помогает ВБ...11
  • Держи БодрейВ начале января начал пользоваться Озоном, и почувствовал восторг: хочешь заказать электронику - на тебе электронику, хочешь тушёнку и варенье - пожалуйста. К тому же точка выдачи ближе к дому, чем супермаркет. Посмотрел обзоры тех, кто открывает точки Озона - они дают предпринимателям больше зарабатывать, и делают усилия в продвижении. Именно от этих впечатления прикупил акций в начале февраля - был уверен, что будущий успех компенсирует убытки. Что теперь будет- непонятно, иностранных инвесторов пока не предвидится…5
  • ТучаNutella, нет, я просто в этой сфере работаю😂0
  • Alex Freemanинтересно.0
  • kentИван, что такое KE0
  • Иван ВасильевИнтересные факты. 1. За 2021 год: ОЗОН принёс убыток 57 млрд рублей (при обороте 448 млрд) Wildberries получили прибыль 18 млрд рублей (при обороте 844 млрд) 2. Управляющий директор ОЗОНа является полным тёзкой Сергея Юрьевича Белякова из Нашей Раши.3
  • Николай ЧуйИван, из каких предпосылок следует, что "...ограничение цен сдерживает инфляцию"? История знает случаи, когда люди думающие так-же как вы только сидящие на верхушке айсберга, "пытались" сдерживать цены, а по итогу валили экономику. Почему вы думаете, что ТОЧНО знаете какие товары нужны стране, а какие нет? Людей в стране не 12 человек которым нужен хлеб да соль, а порядка нескольких десятков миллионов, у которых разные предпочтения и интересы. Очевидно, что искусственное сдерживание цен приведёт к низкому качеству товаров.1
  • Николай ЧуйИван, "...галопирующую инфляцию 90-х..." эта инфляция была непосредственно связана с развалом СССР, что к теме не относится. До развала собственно и была плановая экономика при которой были дефициты тех или иных товаров. Как и после развала начались массовые дефициты и адаптация к новым условиям. "Почему вы думаете, что никто в мире не знает какие товары нужны стране, а какие нет?" я нигде не говорил, что ЛИЧНО я так думаю. Это очевидно из тех сооброжений, что при сдерживании цен производитель не сможет понять сколько необходимо производить определённого товара, что будет вызывать или профицит, или дефицит последнего. Для примера, пусть компания Y производит товар X с ценой n. Если допустить, что товар производится в кол-ве N штук/мес -> N*X кол-во всего товара в месяц с ценой n. Помним, что есть закон спроса и предложения, в связи с ним, мы получим, что если будет спрос на товар X -> компания Y будет производить больше товара, что будет уменьшать постепенно его ценность (учитывая тот факт, что цена товара уменьшается ещё по ряду некоторых факторов). Но если рассмотреть случай сдерживания цены то мы получим неясность, нужен ли товар или нет. Отсюда производитель может в принципе снизить качество товара или в худшем случае прекратить его поставлять, а сам товар будет катострафически нужен людям, или наоборот вообще от него смысла нету. "С чего вы вдруг решили, что речь про "искусственное ограничение цен"? Даже школьнику понятно, что сдерживание демпинговыми ценами..." рас уж вы вводите понятие демпинговые цены то будьте любезны давать определение ему. Ибо "Демпинг — это метод продажи товаров и услуг на внешнем или внутреннем рынке по искусственно (!) заниженной стоимости."2
  • Иван ВасильевНиколай, 1. Рекомендую изучить причины социально-экономических потрясений, произошедших в 90-е (спойлер - они вызваны преступными решениями, последствия которых были заранее просчитаны и известны правящей элите). 2. Микроэкономические расчёты здесь неуместны. Для РФ это рынок коммерсантов, цена определяется только жадностью перекупщика. К производству это не имеет никакого отношения. Тем более, что оно находится в Китае, и явно в состоянии профицита, и производителей это устраивает. Микроэкономические расчёты здесь оторваны от реальности сильнее, чем "сферический конь в вакууме". 3. Про демпинг согласен, термин не тот. Очевидно, что надо читать "ценовая конкуренция".0