Как инвестор может заработать на банковских транзакциях
Новости
28K

Как инвестор может заработать на банковских транзакциях

7

Это первая часть цикла статей для инвесторов об индустрии платежных сервисов. Начну с общего: размера и потенциального роста рынка безналичных платежей, а также разберу каждый сегмент. В следующих статьях я рассмотрю бизнес конкретных компаний, чтобы понять, насколько их акции интересны для покупки.

Аватар автора

Илья Воробьев

частный инвестор

Потенциал рынка безналичных платежей

Хотя в мире совершаются миллиарды платежных транзакций, только четверть платежей осуществляется безналичными способами, с помощью карт или приложений. Но, по прогнозам аналитиков McKinsey, глобальная индустрия безналичных платежей вырастет с 1,9 до 3 трлн долларов к 2022 году.

На рынке платежных сервисов работают тысячи компаний по всему миру. Многие из этих компаний публичные, а значит, их акции могут быть интересны в качестве объекта инвестиций, так как они работают на огромном, быстрорастущем рынке.

В этом обзоре мы разберем основные сегменты индустрии платежей и некоторые компании, которые в ней представлены. А в следующих статьях подробно проанализируем наиболее интересных эмитентов из этой сферы.

Кредитные и дебетовые карты

Основные игроки на рынке. Наиболее распространенный способ безналичных платежей в большинстве стран — кредитные и дебетовые карты. Большинство выпущенных в мире карт работает с помощью инфраструктуры всего двух компаний: Mastercard и Visa. Обе компании публичные и торгуются на американском рынке.

Как зарабатывают. Когда покупатель оплачивает товар или услугу с помощью карты, продавец получает на свой счет сумму за вычетом комиссии, которая в среднем составляет 2—3%. От этой комиссии Mastercard и Visa забирают 10—15% за совершение транзакции через их систему. Средний доход с транзакции составляет 0,25—0,3%.

Большую часть комиссии забирают посредники: 20—25% получают компании, принимающие и обрабатывающие платежи, а 60—70% — банк, выпустивший карту покупателя. Конечно, указанные доли будут сильно отличаться в зависимости от страны, типа карты и категории товара.

Как росли акции. Акции Mastercard начали торговаться на бирже в 2006 году, и на сегодня цена акций компании выросла в 70 раз. Visa разместила акции на фондовом рынке в 2008 году — цена акций выросла в 16 раз. Обе компании входят в 15 самых дорогих бизнесов США: все акции Mastercard на бирже стоят 275 млрд долларов, а Visa — 390 млрд долларов. Я сделаю отдельный обзор бизнеса обеих компаний, чтобы понять, насколько привлекательны их акции после такого сильного роста.

Нишевые игроки. Кроме Mastercard и Visa есть еще две публичные компании, которые предоставляют инфраструктуру для кредитных и дебетовых карт: American Express и Discover Financial Services.

American Express получает основной доход от комиссий за транзакции через свою систему, но при этом оказывает большое количество дополнительных услуг.

Discover получает основной доход за счет различных продуктов, связанных с кредитованием, хотя комиссии за транзакции — это также значимая часть бизнеса.

Карты American Express и Discover популярны в основном в США и, как правило, нацелены на обеспеченную аудиторию, которую привлекают различными бонусными программами и привилегиями.

Национальные системы. В некоторых странах также есть национальные платежные системы, которые конкурируют с Mastercard и Visa. Самая крупная — China UnionPay, у которой почти монополия в Китае. В некоторых странах существуют локальные системы, которые принадлежат государству или нескольким банкам: Elo в Бразилии, UPI в Индии, «Мир» в России и JCB в Японии. Но акции этих компаний не торгуются на бирже.

Банки

Банки забирают большую часть комиссии за транзакции с картами. Но по отдельности банки зарабатывают меньше, чем Mastercard и Visa. Основной доход банков — кредитование, страхование и помощь в выпуске ценных бумаг. Например, крупнейший американский банк J. P. Morgan получает всего 4% выручки за счет комиссий с кредитных и дебетовых карт. Поэтому подробно разбирать сегмент не буду.

Прием и обработка платежей

Еще одно звено в платежной цепочке — эквайринг и процессинг. Эквайринг позволяет продавцам товаров и услуг принимать платежи с помощью карт как в офлайне через терминалы оплаты, так и в онлайне. Услуги эквайринга обычно оказывают банки: например, в России это Сбербанк, ВТБ, Альфа-банк, Т⁠-⁠Банк и ряд других. Но, как и в случае с комиссией за транзакции с картами, для банков это незначительная часть бизнеса.

Обработка платежа, или процессинг, — это услуга, позволяющая продавцу принимать платежи различными способами: банковской картой, наличными или через электронный кошелек. Здесь много компаний: российский Qiwi, американские PayPal, Fiserv, FIS и Square, европейские Adyen и Wirecard.

Электронные платежные системы и мобильные кошельки

С развитием электронной коммерции появилось множество альтернатив для оплаты покупок в онлайне. Самая известная в мире компания из этой сферы — PayPal, которая позволяет клиентам открыть аккаунт через интернет для оплаты онлайн-покупок.

Оборот транзакций PayPal составил 578 млрд долларов за 2018 год. Оборот Mastercard — 5,9 трлн долларов, а Visa — 8,2 трлн. Но PayPal забирает всю комиссию себе, а Mastercard и Visa делятся с посредниками. Средний доход PayPal с транзакции и выручка сопоставимы с Mastercard и Visa. В России есть аналоги: «Яндекс-деньги» и кошелек «Киви».

В последние годы также стали популярны мобильные кошельки, которые позволяют удобно совершать платежи и переводы с помощью смартфона. В США наибольшей популярностью пользуются приложения Venmo от PayPal и Cash App от Square.

Наибольшее распространение мобильные кошельки получили в Китае, где Alipay и WeChat Pay всего за несколько лет произвели революцию и фактически вытеснили наличные из обращения. Объем мобильных платежей в Китае составил 41,5 трлн долларов — в три раза больше, чем оборот Visa и Mastercard, вместе взятых, по всему миру.

Мобильные кошельки — один из самых интересных сегментов рынка платежей, так как у них огромный потенциал роста. С каждым годом они получают все больше функций и постепенно перетягивают к себе пользователей у банков, которые в большинстве стран печально известны плохим сервисом и высокими комиссиями. Планирую сделать обзоры на PayPal и Square, а также писал про Alipay в обзоре Alibaba.

Возможно, следующим этапом развития электронных платежей станут системы, работающие по тому же принципу, что и криптовалюты. Американский банк J. P. Morgan уже запустил JPM Coin, а Facebook планирует запустить Libra. Такие же планы есть у Goldman Sachs, крупнейшего в мире ретейлера Walmart и даже у китайского центрального банка. Но пока все подобные проекты находятся на этапе разработки или тестирования, поэтому до их массового внедрения пройдет еще значительное время.

Другие сегменты рынка

Есть также большое количество других сегментов рынка платежей.

Операторы денежных переводов. Среди публичных компаний можно выделить американские Western Union и MoneyGram International. Я считаю этот сектор неинтересным для инвестиций: объем рынка падает последние несколько лет и, вероятно, продолжит показывать негативную динамику.

Производители и операторы оборудования для приема платежей. Из публичных компаний можно выделить французскую Ingenico — производителя платежных терминалов, которые часто можно встретить в магазинах и ресторанах. Еще интересна американская компания Cardtronics — это крупнейший независимый оператор банкоматов. Но чтобы купить акции этих компаний, нужен статус квалифицированного инвестора у российского брокера или счет у иностранного.

Разработчики программного обеспечения для платежей. Есть нишевые компании, которые разрабатывают программные решения для осуществления платежей. Например, Intelligent Systems разрабатывает софт для карты, которую в августе планируют запустить Apple и Goldman Sachs. К сожалению, я только недавно обратил внимание на компанию, когда ее цена выросла в 10 раз за два года.

Что дальше

  1. Прием платежей — огромная индустрия, которая будет расти быстрее, чем ВВП большинства стран.
  2. На рынке платежей существует множество сегментов и компаний с различными бизнес-моделями. На мой взгляд, самые интересные сегменты — инфраструктура для осуществления платежей и мобильные кошельки.
  3. В следующих статьях я разберу бизнес Visa, Mastercard, PayPal и Square. Акции этих компаний сильно выросли, поэтому нужно оценить, насколько они привлекательны для инвестиций сейчас.
  • Андрей ИвановПопроизводителям оборудования перечень не полный, есть ещё: DBD, NCR производители банкоматов, обе сильно просели последние 2 года. На DBD удалось заработать. Verifone, PAX ещё два лидера в области терминалов, но обе не интересны для частного инвестора. Ingenico у меня несколько мес назад не получилось купить через IB, Бкс давно не даёт ее купить. В долгосрочной перспективе, согласен с автором, производители классического оборудования будут стагнировать, в сравнении с моб средствами платежа2
  • Илья ВоробьевVolonden, банки получают основную прибыль от кредитования. Комиссионные доходы от платежных транзакций небольшие относительно масштабов их бизнеса.0
  • Илья ВоробьевАндрей, спасибо за дополнение. В целом почти в каждом сегменте, про который писал, компаний намного больше, выделял в основном крупнейшие/наиболее интересные на мой взгляд, чтобы статья не получилась слишком большой.0
  • Роман НазаровСудя по цифрам графика 2 (сразу после выручки), он должен называться темпы прироста. Темп роста больше 100% если показатели растут.0
  • Илья ВоробьевРоман, JPMorgan - крупнейший в США коммерческий банк, его клиентами являются 62 млн американских домохозяйств. У него есть инвестиционное подразделение, но точно также оно есть у Сбербанка, например. Я согласен, что все комиссионные доходы в сумме составляют значимую долю в доходах банков. Но туда входит много различных статей. Конкретно доходы от платежных транзакций, про которые идет речь в статье, не очень большие (относительно масштабов бизнеса).2