Суд запретил «Победе» автоматически ставить галочку возле платной страховки
Мосгорсуд запретил авиакомпании «Победа» автоматически ставить галочку возле платной страховки при покупке авиабилета.
Управление Роспотребнадзора по Астраханской области судилось с перевозчиком с 2023 года. В первом иске суд отказал, но ведомство обжаловало решение и выиграло процесс .
Информации о кассационной жалобе авиакомпании нет, а срок ее подачи уже прошел. Скорее всего, «Победа» не стала обжаловать определение. Расскажу подробнее.
Как страхуют пассажиров самолетов
Есть два типа страховки:
- Обязательная. Она всегда входит в стоимость авиабилета, потому что перевозчики обязаны страховать жизнь, здоровье и имущество пассажиров. Ее не продают дополнительно. Отказаться от нее при покупке билета тоже нельзя.
- Добровольная. Ее перевозчики могут предлагать в дополнение к билету. Обычно она покрывает те же риски, что обязательная, но может включать и другие. Например, задержку рейса и багажа. Пассажир сам решает, покупать добровольную страховку или нет. Навязывать такой полис нельзя.
Почему Роспотребнадзор судился с «Победой»
Управление Роспотребнадзора получило письмо Центробанка о том, что при покупке билета на сайтах 15 авиакомпаний , в том числе «Победы», автоматически ставится галочка в чек-боксе напротив добровольного страхования. То есть пассажирам навязывают полис .
Это нарушает права потребителей. Галочка у страховки не подтверждает, что пассажир ознакомился с условиями и согласился на покупку.
Роспотребнадзор оформил на сайте авиакомпании невозвратный билет по тарифу «Базовый». Ведомство обратило внимание, что в описании тарифа не было информации о дополнительных платных услугах, в том числе о договоре страхования. Но после выбора места появилось окно «Дополнительные услуги». Там сообщалось, что платное страхование было автоматически подключено. Ведомство утверждало, что нельзя было отказаться от дополнительной платной услуги или выбрать другую страховую компанию.
Управление 29 июля 2022 года составило акт и объявило авиакомпании предостережение. Но перевозчик продолжил нарушать закон, и Роспотребнадзор пошел в суд.
Как рассматривали дело
Суд первой инстанции не нашел нарушений в действиях «Победы».
Он установил, что до покупки билета пассажир в любой момент может отказаться от полиса. А ознакомиться с правилами страхования и офертой можно по ссылкам на сайте, в том числе на этапе выбора дополнительных услуг.
Поэтому суд решил, что «Победа» своевременно предоставляет потребителю необходимую и достоверную информацию о страховке . Покупка билета не зависит от согласия заключить договор страхования. А значит, авиакомпания не навязывает дополнительную услугу.
Суд отказал Роспотребнадзору в иске к «Победе», но ведомство обжаловало решение.
Суд второй инстанции сказал, что галочка возле страховки означает автоматическое согласие пассажира на покупку полиса. При этом неважно, может пассажир отказаться от страховки или нет. Сам факт, что галочка стоит, означает навязывание дополнительных услуг.
Когда за потребителя заранее выражают согласие, это может ввести в заблуждение о договорах, которые он заключает, нарушить его права и интересы.
Покупатель должен по своей воле заключать дополнительный договор страхования. Навязывать услугу недопустимо.
Суд отменил решение первой инстанции. Он обязал «Победу» прекратить нарушение и в течение месяца после принятия апелляционного определения довести сведения о нем до потребителей.
Новости, которые касаются путешественников, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @t_chemodan