Суд запретил «Победе» автома­тически ставить галочку возле платной страховки

16
Суд запретил «Победе» автома­тически ставить галочку возле платной страховки
Аватар автора

Анастасия Корнилова

юрист

Страница автора

Мосгорсуд запретил авиакомпании «Победа» автоматически ставить галочку возле платной страховки при покупке авиабилета.

Управление Роспотребнадзора по Астраханской области судилось с перевозчиком с 2023 года. В первом иске суд отказал, но ведомство обжаловало решение и выиграло процесс  .

Информации о кассационной жалобе авиакомпании нет, а срок ее подачи уже прошел. Скорее всего, «Победа» не стала обжаловать определение. Расскажу подробнее.

Письма о путешествиях и эмиграции
Истории о том, где отдыхать, учиться и жить, — в вашей почте по воскресеньям. Бесплатно

Как страхуют пассажиров самолетов

Есть два типа страховки:

  1. Обязательная. Она всегда входит в стоимость авиабилета, потому что перевозчики обязаны страховать жизнь, здоровье и имущество пассажиров. Ее не продают дополнительно. Отказаться от нее при покупке билета тоже нельзя.
  2. Добровольная. Ее перевозчики могут предлагать в дополнение к билету. Обычно она покрывает те же риски, что обязательная, но может включать и другие. Например, задержку рейса и багажа. Пассажир сам решает, покупать добровольную страховку или нет. Навязывать такой полис нельзя.

Почему Роспотребнадзор судился с «Победой»

Управление Роспотребнадзора получило письмо Центробанка о том, что при покупке билета на сайтах 15 авиакомпаний  , в том числе «Победы», автоматически ставится галочка в чек-боксе напротив добровольного страхования. То есть пассажирам навязывают полис  .

Это нарушает права потребителей. Галочка у страховки не подтверждает, что пассажир ознакомился с условиями и согласился на покупку.

Роспотребнадзор оформил на сайте авиакомпании невозвратный билет по тарифу «Базовый». Ведомство обратило внимание, что в описании тарифа не было информации о дополнительных платных услугах, в том числе о договоре страхования. Но после выбора места появилось окно «Дополнительные услуги». Там сообщалось, что платное страхование было автоматически подключено. Ведомство утверждало, что нельзя было отказаться от дополнительной платной услуги или выбрать другую страховую компанию.

Управление 29 июля 2022 года составило акт и объявило авиакомпании предостережение. Но перевозчик продолжил нарушать закон, и Роспотребнадзор пошел в суд.

Как рассматривали дело

Суд первой инстанции не нашел нарушений в действиях «Победы».

Он установил, что до покупки билета пассажир в любой момент может отказаться от полиса. А ознакомиться с правилами страхования и офертой можно по ссылкам на сайте, в том числе на этапе выбора дополнительных услуг.

Поэтому суд решил, что «Победа» своевременно предоставляет потребителю необходимую и достоверную информацию о страховке  . Покупка билета не зависит от согласия заключить договор страхования. А значит, авиакомпания не навязывает дополнительную услугу.

Суд отказал Роспотребнадзору в иске к «Победе», но ведомство обжаловало решение.

Суд второй инстанции сказал, что галочка возле страховки означает автоматическое согласие пассажира на покупку полиса. При этом неважно, может пассажир отказаться от страховки или нет. Сам факт, что галочка стоит, означает навязывание дополнительных услуг.

Когда за потребителя заранее выражают согласие, это может ввести в заблуждение о договорах, которые он заключает, нарушить его права и интересы.

Покупатель должен по своей воле заключать дополнительный договор страхования. Навязывать услугу недопустимо.

Суд отменил решение первой инстанции. Он обязал «Победу» прекратить нарушение и в течение месяца после принятия апелляционного определения довести сведения о нем до потребителей.

Редактор статьи попыталась оформить билет Санкт-Петербург — Казань на декабрь. Страховку действительно не включили в стоимость по умолчанию. Но услугу смс-информирования добавили автоматически, без согласия. Источник: ticket.flypobeda.ru
Редактор статьи попыталась оформить билет Санкт-Петербург — Казань на декабрь. Страховку действительно не включили в стоимость по умолчанию. Но услугу смс-информирования добавили автоматически, без согласия. Источник: ticket.flypobeda.ru

Новости, которые касаются путешественников, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @t_chemodan

Анастасия КорниловаПокупали страховку вместе с авиабилетом? Расскажите, пригодилась ли она вам:
  • ТучаВ октябре купила шесть авиабилетов у всех лоукостеров этой страны. Кто-то из них (по-моему, Азимут) добродушно проставил за меня галочки абсолютно за все услуги, какие только можно навязать к полёту. От провоза лыж до онлайн созвона с врачами. Билеты стоили 8 тысяч рублей, благодаря навязанным услугам стоимость выросла до 15 тысяч. З — забота🥲 Потом 5 минут эти галки везде отключала. Победе до этого ещё далеко))40
  • МияЕще бы кто-то банки обязал не ставить везде по умолчанию галки: смс-информирование, страховка кредитки и т.д.21
  • d1mmmkГоду в 2018 или 2019 брал билеты на Победу через какой-то партнерский сайт, после оплаты с удивлением обнаружил еще и доп.страховку, тут же написал продавцу, страховку отменили и вернули за нее деньги.1
  • Лилиан Кулинанаконец-то полезные вещи от суда.12
  • Александра_ЯТеперь они сделают поле "отказываюсь от добровольной платной страховки" и не будут ставить галочку)20
  • Андрей ЛПравильно только идя в суд и нужно защищать свои права и наказывать жадных до денег и бесчестных компаний!1
  • Илья ЛомоносовМия, вообще по сути, это мошенничество ,но некоторым это дозволяется4
  • Илья ЛомоносовЧестно говоря при полете нашими авиакомпаниями я бы сам страховался всегда1
  • KirillЛилиан, уже удивляет когда что-то полезное принимают, а не только душат4
  • ПолинаОх ты ж, ну наконец-то! Хотя страховка как-то меньше бесит, чем всякое там информирование и платные места1
  • Бежит_орётТуча, да, тоже попадался у Азимута на это. Обычно сразу палю это, но тут на автомате оплатил билет и заметил уже после. Подо мной горел стул от такой наглости. Благо, тех поддержка по первому требованию быстро вернула деньги за все это.6
  • DombeyПобеду бьют по рукам, когда она ставит галочки на покупку услуг у нее же - это правильно. Надо ещё побороть ситуацию, когда при скачивании каких-то приложений уже кто-то поставил галочки на скачивание всякого от Яндекса. Вот бы кого наказать пожестче.2
  • Кира ПопутниковаГалки по умолчанию в последнее время везде тыкают. Обратите внимание на них, когда в банке карту будете заказывать/счёт открывать, по умолчанию вы свои данные всем предоставляете и на все обзвоны согласны. А если начать читать, оказывается 2 из 7 пунктов являются обязательными для заключения договора с банком. При мне менеджер банка перепечатывала договор для меня вредной2
  • ТучаDombey, приложения Яндекса входят в рекомендуемые правительством для предустановки на новые мобильные телефоны. Скорее всего за такое им ничего не будет...0
  • Сергей БояриновВо Вкусно и точка при заказе с телефона к наггетсам, картошке и всяким комбо автоматом добавляют соусы!0
  • Serik SАлександра_Я, не подсказывайте им)2