Компенсация за задержку рейса по России: чего можно требовать от авиакомпании?

11
Аватар автора

Аноним

спросила в Сообществе

Я летела на самолете по России, и полет продлился дольше, чем ожидалось. Как выяснилось потом, причиной стало импровизированное авиашоу, которое в небе устроили пилоты.

Могу ли я получить компенсацию от авиакомпании? Если да, то что для этого нужно сделать?

Аватар автора

Анастасия Корнилова

юрист

Страница автора

Если авиакомпания без веских оснований доставила вас в пункт назначения позже обещанного, можете потребовать от нее выплаты штрафа. А если из-за задержки вы опоздали на стыковочный рейс и билет на него пропал, имеете право взыскать с перевозчика убытки в суде.

Что можно потребовать от авиакомпании

Когда вы покупаете авиабилет, то заключаете с транспортной компанией договор перевозки. По нему авиакомпания обязуется доставить вас в пункт назначения. А вы должны оплатить проезд и провоз багажа, если он есть.

Авиакомпания должна перевезти пассажира и багаж в сроки, указанные в авиабилете и в расписании на сайте перевозчика. Она несет ответственность за техническое состояние самолета и действия персонала. Если пилоты без уважительной причины отклонились от маршрута, отказались выполнять рекомендации диспетчеров или нарушили нормы авиационной безопасности, пассажир может потребовать компенсацию.

Вот на что может рассчитывать пассажир.

Штраф. Если самолет прилетел в пункт назначения с опозданием, перевозчик должен выплатить пассажиру штраф. Это прописано в статье 120 воздушного кодекса. Сумма штрафа — 25% от минимального размера оплаты труда, МРОТ, за каждый час опоздания, но не более 50% от стоимости билета. МРОТ для расчета штрафа — 100 ₽. Получается, каждый час задержки стоит всего 25 Р.

Пени. Еще пассажир может потребовать от авиакомпании неустойку, или пени, — 3% от цены авиабилета за каждый час опоздания, но не более стоимости перелета. Если билет стоил 5000 ₽, пени за часовое опоздание — 150 ₽.

Авиакомпания не должна платить штраф и неустойку, если докажет, что рейс задержался из-за обстоятельств непреодолимой силы. Либо из-за того, что надо было устранить неисправности самолета, угрожающие жизни или здоровью пассажиров, а также из-за других обстоятельств, которые не зависят от перевозчика.

Возмещение убытков. Если из-за опоздания самолета пассажир понес убытки, он может потребовать эти деньги от авиакомпании. Это возможно, если турист не успел на стыковочный рейс или у него пропали билеты на поезд. Еще бывает, что путешественник упустил единственный катер, который должен был отвезти его на остров, на котором он оплатил отель. И в итоге провел ночь в другой гостинице в месте прилета.

Компенсация морального вреда. Ее можно потребовать, если на фоне стресса из-за опоздания рейса у туриста ухудшилось здоровье или он пострадал психологически. Размер компенсации определяет суд. Сумма не зависит от имущественного вреда. Если суд решит, что авиакомпания виновата в задержке самолета и эта ситуация нанесла пассажиру моральный ущерб, перевозчику придется выплатить компенсацию.

Как взыскать деньги

Перед тем как требовать деньги через суд, рекомендую направить авиакомпании досудебную претензию: вдруг перевозчик решит добровольно удовлетворить ваши требования. Тогда можно будет избежать судебных разбирательств. Если претензия не помогла, придется идти в суд.

Если воздушное хулиганство пилотов заметила Росавиация, путешественнику будет проще доказать в суде виновность авиакомпании. Например, в ноябре 2020 года пилоты компании «Победа» исполнили во время рейса маневр, который не был предусмотрен планом полета и разрешением на использование воздушного пространства. В результате самолет задержался, создал в небе нештатную ситуацию и усложнил работу диспетчеров, которые контролируют перемещение воздушных судов в секторах. По информации РБК, комиссия Росавиации провела расследование и выявила, что руководство «Победы» не выполнило как минимум три из 13 обязательств, которые задекларированы во внутренней политике авиакомпании в области безопасности полетов.

Если у вас похожий случай и вы решите получить от компании компенсацию, суд может запросить у комиссии Росавиации отчет. Тогда перевозчику вряд ли удастся обосновать задержку рейса крайней необходимостью или обстоятельствами непреодолимой силы.

Какой иск подать: коллективный или индивидуальный

Иск к авиакомпании может быть индивидуальным, от одного человека или семьи, и коллективным — от группы пассажиров. Чтобы подать коллективный иск, должно набраться не меньше 20 человек с одинаковыми требованиями к авиакомпании. Но в коллективном иске можно потребовать только штраф и неустойку, а вот убытки и моральный ущерб — нет. Каждый будет рассчитывать их по-своему, а кто-то вообще не захочет обращаться с таким требованием.

Выгода коллективного иска в том, что можно поделить на всех заявителей судебные расходы и траты на гонорар юриста. Для этого пассажиры заключают соглашение и заверяют его у нотариуса.

У коллективного иска есть минусы. Во-первых, его дольше рассматривают. Если самостоятельный иск суд рассматривает не более двух месяцев со дня поступления, то коллективный — до восьми месяцев.

Составить коллективный иск сложнее, чем индивидуальный. Например, придется определить тех, в интересах кого подается иск, собрать заявления от присоединяющихся лиц и опубликовать предложение о присоединении к иску. Их публикуют на сайтах судов.

Вести коллективное дело тоже непросто. Мне кажется, в вашей ситуации лучше подавать индивидуальный иск.

Предложение о присоединении к коллективному иску, которое опубликовал Кировский районный суд Екатеринбурга
Предложение о присоединении к коллективному иску, которое опубликовал Кировский районный суд Екатеринбурга

Что говорят суды

Если перевозчику действительно надо было изменить время вылета или период полета, например из-за плохой погоды или неисправности самолета, обычно суды не поддерживают истцов.

Жительница Сахалинской области опоздала на самолет «Турецких авиалиний» в Торонто, потому что авиакомпания «Россия» на сутки перенесла ее первый рейс из Южно-Сахалинска в Москву. Ей пришлось купить другие билеты за 63 894,87 ₽. Перевозчик не выплатил убытки добровольно, поэтому пассажирка пошла в суд. Она потребовала взыскать убытки — 63 894,87 ₽, компенсацию морального вреда — 50 000 ₽, штраф и судебные расходы. Соответчиком по делу стал «Аэрофлот».

Суд иск частично удовлетворил: взыскал с «Аэрофлота» убытки — 54 085,87 ₽, компенсацию морального вреда — 3000 ₽, штраф — 15 000 ₽, расходы на оплату услуг представителя — 12 690 ₽. В остальной части иска отказал.

Но апелляция отменила решение суда первой инстанции и отказала в иске. Суд сослался на пункт 76 Федеральных авиационных правил. Он сказал, что рейс задержали из-за неисправности самолета, которая угрожала жизни и здоровью пассажиров. Клиентка купила билеты разных авиакомпаний двумя бронями, поэтому перевозчик не обязан обеспечить пересадку на второй самолет. А значит, в иске надо отказать. Кассация согласилась с этим решением.

Если авиаперевозчик изменил расписание без веских оснований, суды, как правило, встают на сторону пассажиров. Но они часто снижают сумму иска, особенно компенсацию морального вреда.

Например, в Астрахани авиакомпания задержала рейс в Москву на 27 минут. У пассажиров был составной рейс по маршруту Астрахань — Москва — Алма-Ата — Усть-Каменогорск. Когда первый самолет задержался, пассажиры поняли, что они не успевают на второй. Авиакомпания предлагала другие рейсы, но ни один из них не подошел: люди летели на похороны отца и все равно на них не успевали. Из-за этого они остались дома.

Астраханцы предъявили компании иск о возмещении убытков — 60 270 ₽, потребовали выплатить неустойку — 49 528 ₽, компенсировать моральный вред — 200 000 ₽ и судебные расходы — 20 000 ₽. Авиакомпания не смогла доказать, что рейс задержали из-за неисправности самолета или по другой не зависящей от нее причине.

Суд решил, что права истцов нарушили и пассажиры должны получить компенсацию. Перевозчика обязали выплатить заявителям убытки — 60 270 ₽, неустойку — 49 528 ₽, компенсацию морального вреда — 20 000 ₽, штраф — 64 899 ₽. А еще компенсировать судебные расходы — 8000 ₽.

Анастасия КорниловаВы получали компенсацию за задержку рейса в России? Поделитесь опытом:
  • Pavla Tolokoninaа если вас доставили вместо Внуково в Шереметьево..) отличный тайминг, Т-Ж!30
  • ДарёнкаЭто был тот самый самолет, который в поддержку Дзюбы в небе орган нарисовал?7
  • Павел Сериковты: пытаешься возместить моральный ущерб; вернуть стоимость билета на полет, отмененный из-за ковида; взять лишний кубический сантиметр ручной клади бесплатно; попасть на рейс, опоздав всего на минуту на регистрацию авиакомпания:22
  • Arthur AbakarovПавел,2
  • PhDНеожиданно, что при расчете штрафов МРОТ равен 100 рублям3
  • Ранис ШагиевАнастасия, не удается открыть ссылку на судебное решение по тексту статьи: "Суд решил, что права истцов нарушили и пассажиры должны получить компенсацию." Сможете разместить актуальную ссылку?0
  • Анастасия КорниловаРанис, посмотрите здесь: https://sudact.ru/regular/doc/GHjfmCIHPwrT/ В тексте тоже заменим, спасибо, что обратили внимание0
  • Darth SottothРазмер МРОТ в РФ не 100 рублей. Откуда эта сумма? Почему никто не обратился в суд в связи с нарушением остальных ФЗ?0
  • Кирилл БогатыревНикаких возвратов не будет @аэрофлот @aeroflot #аэрофлот #aeroflot здравствуйте аэрофлот Шатл не работает. Код бронирования CM5VSS. Вылет задержали на полтора часа! Послали всех нафиг, двигатель работал работал и сдох на рулении по перрону. Ничего, перенес. Вчера 23/6/24 при вылете из Москвы в Питер, пребывая в уверенности что можно перенести на чуть позже, так как Qatar Airways немного опоздали я стал звонить в линию поддержки шаттла. Более 5 минут ожидание. Затем, меня и по телефону и на регистрации послали нафиг. Никаких переносов. Я в очереди отстоял и пришел на регистрацию в 14:51, а надо было в 14:49. Причем регистрацию я прошел а отдельную очередь для шатла Аэрофлот не обеспечил. А потом никаких обменов, пришлось купить новый билет в кассе аэрофлота, ну а 22 тысячи, которые я заплатил за шатл просто потеряны. Туда меня не довезли вовремя, на рейсе обратно вообще выкинули. Публикую везде. Не ведитесь на шатл вас обманут.0
  • Сергей ИзосимовИнформация про 25 рублей (25% от 100 р.) устарела. Теперь там явно прописано 100 рублей: За просрочку доставки пассажира, багажа или груза в пункт назначения перевозчик уплачивает штраф в размере 100 рублей за каждый час просрочки, но не более чем 50% провозной платы, если не докажет, что просрочка имела место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности воздушного судна, угрожающей жизни или здоровью пассажиров воздушного судна, либо иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика. Пассажир также вправе потребовать от перевозчика возмещения ему убытков, причиненных в связи с просрочкой его доставки или багажа в пункт назначения, в полном объеме сверх предусмотренного штрафа. (Федеральный закон от 04.08.2023 N 487-ФЗ)0
  • ИТТинькофф страхование возвращает только если зарегистрировался на рейс, а что делать тем кто не успел зарегистрироваться, а рейс задержан?0