Компенсация за задержку рейса по России: чего можно требовать от авиакомпании?

Я летела на самолете по России, и полет продлился дольше, чем ожидалось. Как выяснилось потом, причиной стало импровизированное авиашоу, которое в небе устроили пилоты.

Могу ли я получить компенсацию от авиакомпании? Если да, то что для этого нужно сделать?

Если авиакомпания без веских оснований доставила вас в пункт назначения позже обещанного, вы можете потребовать от нее выплаты штрафа. А если из-за задержки вы опоздали на стыковочный рейс и билет на него пропал, можете обратиться в суд и взыскать с перевозчика убытки.

Что можно потребовать от авиакомпании

Когда вы покупаете авиабилет, то заключаете с транспортной компанией договор перевозки. По нему авиакомпания обязуется доставить вас в пункт назначения. А вы обязаны оплатить стоимость проезда и провоза багажа, если он есть.

Авиакомпания должна перевезти пассажира и багаж в сроки, указанные в авиабилете и в расписании на сайте перевозчика. Она несет ответственность за техническое состояние самолета и действия своего персонала. Если пилоты без уважительной причины отклонились от маршрута, отказались выполнять рекомендации диспетчеров или нарушили нормы авиационной безопасности, пассажир может потребовать компенсации.

Вот на что может рассчитывать пассажир.

Штраф. Если самолет прилетел в пункт назначения с опозданием, перевозчик должен выплатить пассажиру штраф. Это прописано в статье 120 воздушного кодекса. Штраф составляет 25% от установленного минимального размера оплаты труда — МРОТ — за каждый час опоздания, но не больше 50% от стоимости билета. Размер МРОТ для расчета штрафа равен 100 Р. Получается, каждый час задержки стоит всего 25 Р.

Пени. Еще пассажир может потребовать от авиакомпании неустойку, или пени — 3% от цены авиабилета за каждый час опоздания, но не больше всей стоимости перелета. Если билет стоил 5000 Р, пени за часовое опоздание составят 150 Р.

Авиакомпания не должна платить штраф и неустойку, если ей удастся доказать, что рейс задержался из-за обстоятельств непреодолимой силы. Либо из-за того, что надо было устранить неисправности самолета, угрожающие жизни или здоровью пассажиров, а также из-за других обстоятельств, которые не зависят от перевозчика.

Возмещение убытков. Если из-за опоздания самолета пассажир понес убытки, он может потребовать эти деньги от авиакомпании. Это возможно, если турист не успел на стыковочный рейс или у него пропали билеты на поезд. Еще бывает, что путешественник упустил единственный катер, который должен был отвезти его на остров, на котором он оплатил отель.

Компенсация морального вреда. Если на фоне стресса из-за опоздания рейса у туриста ухудшилось здоровье или он пострадал, турист может потребовать компенсировать ему моральный вред. Размер компенсации определяет суд, и он не зависит от суммы возмещения имущественного вреда. Если суд решит, что авиакомпания виновата в задержке самолета и эта ситуация нанесла пассажиру моральный ущерб, перевозчику придется выплатить компенсацию.

Рассказываем о законах в других странах
В рассылке о путешествиях — Чемодане. Подпишитесь, и мы пришлем важные статьи об экономии в поездках

Как взыскать деньги

Перед тем как требовать деньги через суд, я рекомендую направить авиакомпании досудебную претензию: вдруг перевозчик решит добровольно удовлетворить ваши требования. Тогда можно будет избежать судебных разбирательств. Если претензия не помогла, придется идти в суд.

Если воздушное хулиганство пилотов заметила Росавиация, путешественнику будет проще доказать в суде виновность авиакомпании. Например, в ноябре 2020 года пилоты компании «Победа» исполнили во время рейса маневр, который не был предусмотрен планом полета и разрешением на использование воздушного пространства. В результате самолет прибыл в пункт назначения с задержкой, создал в небе нештатную ситуацию и усложнил работу диспетчеров, которые контролируют перемещение воздушных судов в секторах. По информации РБК, комиссия Росавиации провела расследование и выявила, что руководство «Победы» не выполнило как минимум три из 13 обязательств, которые задекларированы во внутренней политике авиакомпании в области безопасности полетов.

Если вы пассажир этого рейса и решите получить от компании компенсацию, суд может запросить у комиссии Росавиации отчет. Тогда перевозчику вряд ли удастся обосновать задержку рейса крайней необходимостью или обстоятельствами непреодолимой силы.

Какой иск подать: коллективный или индивидуальный

Иск к авиакомпании может быть индивидуальным, от одного человека или семьи, и коллективным — от группы пассажиров. Чтобы подать коллективный иск, должно набраться не менее 20 человек, готовых судиться с авиакомпанией. У всех должны быть одинаковые требования. Штраф и неустойку можно требовать в коллективном иске, а вот убытки и моральный ущерб нет. Каждый будет рассчитывать их по-своему, а кто-то вообще не захочет обращаться с таким требованием.

Выгода коллективного иска в том, что можно поделить на всех заявителей судебные расходы и траты на гонорар юриста. Для этого пассажиры заключают соглашение и заверяют его у нотариуса.

У коллективного иска есть свои минусы. Во-первых, его дольше рассматривают. Если самостоятельный иск суд рассматривает не более двух месяцев со дня поступления, то коллективный — до восьми месяцев.

Составить коллективный иск сложнее, чем индивидуальный. Например, придется определить тех, в интересах кого подается иск, собрать заявления от присоединяющихся лиц и опубликовать предложение о присоединении к иску. Их публикуют на сайтах судов.

Вести коллективное дело тоже непросто. Мне кажется, в вашей ситуации лучше подавать индивидуальный иск.

Предложение о присоединении к коллективному иску, которое на своем сайте опубликовал Кировский районный суд Екатеринбурга
Предложение о присоединении к коллективному иску, которое на своем сайте опубликовал Кировский районный суд Екатеринбурга

Что говорят суды

Если перевозчику действительно надо было изменить время вылета или период полета, например, из-за плохой погоды, обычно суды не поддерживают истцов.

Так, ростовчанин обратился в суд, чтобы взыскать с авиакомпании убытки, штраф и компенсацию морального вреда. Пассажир вылетел из Ростова-на-Дону в Новосибирск, где должен был пересесть на другой самолет и улететь в Красноярск. Но через три часа полета командир воздушного судна решил вернуться в Ростов-на-Дону из-за технической неисправности: на дисплее появилась надпись «Низкий уровень гидравлической жидкости первой гидросистемы».

В результате в Новосибирск ростовчанин прибыл на другом самолете. Из-за перенесенного стресса он не смог вовремя отправиться в Красноярск, и ему пришлось купить новый билет на другой рейс. Мировой судья частично удовлетворил требования мужчины и обязал авиакомпанию возместить ему убытки — 9772 Р, выплатить компенсацию морального вреда — 5000 Р, а также штраф — 22 158 Р.

Авиакомпания обжаловала это решение. Ее представитель говорил, что пилот решил развернуть самолет, чтобы устранить неисправность. По мнению перевозчика, она могла навредить жизни или здоровью пассажиров. Суд второй инстанции согласился с доводами перевозчика и сказал, что в этой ситуации тот не должен нести ответственность. В результате заявителю отказали в удовлетворении иска, не возместили убытки и не компенсировали моральный вред.

Если авиаперевозчик изменил расписание без веских оснований, суды, как правило, встают на сторону пассажиров. Но они часто снижают запрашиваемые заявителями суммы, особенно размер компенсации морального вреда.

Например, в Астрахани авиакомпания задержала рейс в Москву на 27 минут. У пассажиров был составной рейс по маршруту Астрахань — Москва — Алма-Ата — Усть-Каменогорск. Когда первый самолет задержался, пассажиры поняли, что они не успевают на второй. Авиакомпания предлагала другие рейсы, но ни один из них не подошел: люди летели на похороны отца и все равно на них не успевали. Из-за этого они остались дома.

Астраханцы предъявили компании иск о возмещении убытков — 60 270 Р, потребовали выплатить неустойку — 49 528 Р, компенсировать моральный вред в размере 200 000 Р и судебные расходы — 20 000 Р. Авиакомпания не смогла доказать, что рейс задержали из-за неисправности самолета или по другой не зависящей от нее причине.

Суд решил, что права истцов нарушили и пассажиры должны получить компенсацию. Перевозчика обязали выплатить заявителям убытки — 60 270 Р, неустойку — 49 528 Р, компенсацию морального вреда — 20 000 Р, штраф — 64 899 Р. А еще компенсировать судебные расходы — 8000 Р.

Вы получали компенсацию за задержку рейса в России? Поделитесь опытом:
Герой Т—Ж 🏆

а если вас доставили вместо Внуково в Шереметьево..) отличный тайминг, Т-Ж!

30

ты: пытаешься возместить моральный ущерб; вернуть стоимость билета на полет, отмененный из-за ковида; взять лишний кубический сантиметр ручной клади бесплатно; попасть на рейс, опоздав всего на минуту на регистрацию
авиакомпания:

18
Герой Т—Ж

Павел,

2

Это был тот самый самолет, который в поддержку Дзюбы в небе орган нарисовал?

7

Неожиданно, что при расчете штрафов МРОТ равен 100 рублям

2

Анастасия, не удается открыть ссылку на судебное решение по тексту статьи:

"Суд решил, что права истцов нарушили и пассажиры должны получить компенсацию."

Сможете разместить актуальную ссылку?

0

Ранис, посмотрите здесь: https://sudact.ru/regular/doc/GHjfmCIHPwrT/
В тексте тоже заменим, спасибо, что обратили внимание

0

Сообщество Т—Ж

Лучшее за неделю