Как вернуть деньги за ненужную услугу, которую навязала авиакомпания?

Этот текст написал читатель в Сообществе Т⁠—⁠Ж

Регистрируюсь на рейс компании «Азимут». Выбрать место можно только платно. Законно ли это?

После выбора платного места доступны другие услуги. Как ненужные типа смс-уведомления, сэндвича и врача в дорогу. Так и полезная — дополнительные 5 кг к ручной клади. По сути я не могу купить дополнительную ручную кладь без покупки платного выбора места.

По закону авиакомпании могут предлагать платные услуги, только когда у пассажиров есть право выбора: согласиться или отказаться от них. Но бывает, что перевозчики навязывают ненужный сервис. Например, вы хотите оплатить дополнительную ручную кладь, но авиакомпания позволит это сделать, только если заплатите за выбор места. Такие действия перевозчика нарушают законодательство о защите прав потребителей.

Что входит в стоимость билета

В стоимость билета входит перелет пассажира, бронирование и оформление документов для перевозки, провоз ручной клади и в некоторых случаях бесплатного багажа.

За каждым пассажиром закреплено свободное место. Клиента могут попросить доплатить только за выбор другого места. Например, если он хочет сидеть около иллюминатора или в проходе, а не там, куда его по умолчанию посадит авиакомпания.

Перевозчик может предлагать пассажирам и другие дополнительные платные услуги. Например, провоз дополнительного багажа или горячий обед.

При этом авиакомпания не вправе оказывать предпочтение одному клиенту перед другим, если они летят одним классом. В публичном договоре цена товаров, работ или услуг должна быть одинаковой для потребителей одной категории. Если два клиента купили билет в экономкласс и при этом одному разрешили провезти 5 кг багажа без доплаты, а другому — 10 кг, это незаконно.

Исключение — льготники. К ним относятся, например, люди с инвалидностью, которым авиакомпания разрешает бесплатно перевозить негабаритный багаж — коляску.

Можно ли предлагать одни услуги только после покупки других

Закон запрещает продавать одну услугу только при условии, что клиент в обязательном порядке оплатил другую. Верховный суд считает такие сделки недействительными, потому что это ограничивает права потребителя.

Но выбор места в самолете стоит недорого. И многим пассажирам проще заплатить за эту ненужную услугу, чтобы потом выбрать то, что их интересует, например дополнительный багаж или смс-уведомления. Идти в суд из-за пары сотен рублей мало кто решится. Именно этим и пользуются недобросовестные перевозчики, которые навязывают клиентам «обязательные» дополнительные услуги.

Что можно сделать, если авиакомпания навязывает вам платные услуги

Самое простое, что можно сделать, когда авиакомпания нарушает ваши права, — обратиться с жалобой в Роспотребнадзор и ФАС. Первое ведомство защищает права потребителей, второе следит за соблюдением антимонопольного законодательства.

Пассажир может сам принести жалобу в региональное отделение Роспотребнадзора или отправить документ почтой. Проще всего подать жалобу на официальном сайте ведомства. Если сделать это с авторизацией на госуслугах, надзорный орган проведет внеплановую проверку. На сайте Роспотребнадзора этот вариант подачи заявления называется «С авторизацией в ЕСИА». Если направить жалобу без авторизации, проводить проверку Роспотребнадзор не будет.

В компетенции Федеральной антимонопольной службы — разобраться с тем, что клиентам навязывают дополнительные услуги. Жалобу в управление ФАС в своем регионе можно подать лично, по почте или через форму на сайте.

Еще можно написать перевозчику претензию и потребовать вернуть деньги за навязанную услугу по выбору места. Если он откажется сделать это добровольно, вы вправе пойти в суд, чтобы заставить авиакомпанию вернуть деньги за ненужную услугу, потребовать компенсации морального вреда и штраф за неисполнение требования потребителя в добровольном порядке.

За что вы переплачивали авиакомпаниям?
Отредактировано

Азимуты на своём сайте действительно крайне нагло навязывают ненужные услуги, но отменить их можно. Лично с этим столкнулся. При оформлении билетов у них есть блок, где перечислены все эти доп. услуги и текст этих услуг является ссылками. Нужно нажать на услугу и откроется попап, в котором можно ее отменить. Это, конечно, супер неочевидно, перевозчик рассчитывает, что не все догадаются, это сделать.

Самое интересное, что даже если отменить услуги на этапе оформления, то при онлайн регистрации на рейс придётся сделать это снова, поскольку азимуты активируют все услуги заново))

10

Столкнулся с аналогичной ситуацией с этой авиакомпанией, дозвонился на "горячую" линию, ответили, что бесплатная регистрация без выбора места доступна только в аэропорту.
Присоединяюсь к вопросу, насколько это законно.

6

Буквально на днях столкнулся с этой проблемой при покупке билета от "Азимута". Не давали оплатить багаж без приобретения других услуг. Больше ни за что с этими мерзавцами не полечу.

2

Сейчас почти во всех а/к снять все галочки о страховках, смс-информировании, дополнительном багаже и т.д. сродни хитрому квесту.

1
Отредактировано

Заплатил за ненужную страховку, врача.кофе,бутерброды естественно по ошибке как быть.Азимут.Можно оставить только перелет или бесполезно

0

Сообщество Т—Ж

Лучшее за неделю