Продавцам запретят принудительно собирать персональные данные клиентов

Но есть исключения
24
Продавцам запретят принудительно собирать персональные данные клиентов
Аватар автора

Артём Мазанов

следит за новостями

Страница автора

Президент РФ Владимир Путин подписал закон, вносящий поправки в статью 16 закона «О защите прав потребителей». Они вступят в силу с 1 сентября 2022 года.

Продавцы не смогут отказать в заключении договора, если покупатель не предоставил персональные данные.

По закону персональные данные — это любая информация, относящаяся к физическому лицу, по которой его можно идентифицировать. Например, имя и номер телефона.

Что сейчас прописано в этой статье

В текущей редакции статья запрещает лишь навязывать дополнительные работы или услуги к приобретаемым товарам. Если продавец говорит, что один товар нельзя купить без другого или без допуслуг, — это нарушение прав потребителя.

Закон позволяет признавать недействительными условия договора с дополнительными услугами. Если такое случилось, то потребителю должны возместить убытки в полном объеме. А продавца могут оштрафовать на 10 000—20 000 ₽.

Но когда продавцы предоставляют услуги, товары и работы, они часто принудительно собирают персональные данные, например номера телефонов, адреса электронной почты и другую информацию, которая не нужна для продажи или доставки товара. В текущей редакции статья это не запрещает.

Что изменится с 1 сентября для продавцов

Вступит в силу пункт, который запретит продавцам, исполнителям и маркетплейсам отказываться заключать договор, если покупатель не предоставил персональные данные. Это распространяется также на изменение, расторжение и исполнение договора.

Есть исключения — если данные нужно предоставить по другим законам или они нужны для исполнения договора. Например, чтобы связаться с покупателем при оформлении возврата или доставки товара, можно запросить телефон и адрес электронной почты.

Закон запрещает требовать с потребителей лишние данные. Например, нельзя будет отказывать в продаже билета на массовое мероприятие, если покупатель не предоставил ФИО и паспортные данные. Если при покупке товара не в рассрочку в магазине просят ксерокопию паспорта, это незаконно. Также необязательно предоставлять паспорт при возврате средств за товар.

Есть и обратные примеры, когда продавцы обязаны требовать даже паспортные данные. Это касается продажи ювелирных украшений на сумму от 40 000 ₽. После вступления в силу закона эта практика не изменится.

Ответственность для продавцов за принудительный сбор персональных данных прописана в другом законопроекте, но пока он прошел только первое чтение и не действует. Размер штрафа для должностных лиц и ИП по нему должен составить от 5000 до 10 000 ₽, для организаций — от 30 000 до 50 000 ₽. Документ внесли в Госдуму 1 июня 2021 года вместе с принятым сейчас законом.

Что изменится для покупателей

Если продавец отказывается заключать договор без персональных данных, покупатель может потребовать объяснить причины письменно или устно. Если запрос от клиента пришел в письменной или электронной форме, продавец должен ответить в течение 7 дней. Если его спросили устно, нужно рассказать о требованиях немедленно.

Как это будет работать — покажет практика.

Какие еще условия договора недопустимы

Госдума также утвердила перечень недопустимых условий договора, которые ущемляют права потребителей.

Туда включили пункты, которые:

  1. Разрешают продавцу в одностороннем порядке отказываться от исполнения обязательств или менять их. Но есть исключения — законы, разрешающие это.
  2. Ограничивают право потребителя на свободный выбор территориальной подсудности споров. Потребители могут подавать иски в суд по месту нахождения организации или жительства ИП, заключения договора, жительства или пребывания истца.
  3. Устанавливают для потребителя штрафы, препятствующие его праву на отказ от исполнения договора о выполнении работ или оказании услуг.
  4. Ограничивают выбор способа и формы оплаты.
  5. Исключают или ограничивают ответственность продавца за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора. Например, по ст. 18 закона «О защите прав потребителей» покупатель, которому передали продукцию ненадлежащего качества, вправе потребовать соразмерного уменьшения цены или возмещения расходов, чтобы устранить недостатки товара.
  6. Навязывают дополнительные работы или услуги к приобретаемым товарам.
  7. Уменьшают размер законной неустойки. Законом предусмотрены следующие размеры неустойки за каждый день: 0,5% за просрочку передачи предварительно оплаченного товара, 1% за просрочку удовлетворения требований потребителя при продаже некачественного товара и 3% за просрочку выполнения работ и при просрочке удовлетворения требований потребителя при выполнении работ.
  8. Ограничивают право потребителя при обнаружении в товаре недостатков. Например, право потребовать замены на товар этой же марки.
  9. Устанавливают обязательный досудебный порядок рассмотрения споров, если он не предусмотрен законом.

Перечень недопустимых условий договора касается не только розничной купли-продажи, но также сферы услуг, потребительского кредитования и страхования. Перечень распространяется и на договоры, заключенные до 1 сентября 2022 года.

Если какое-либо условие включили в договор и потребитель понес убытки, продавец должен их полностью возместить. А также обязан изменить договор, если покупатель указал на такие условия.

Суды и раньше признавали пункты из этого перечня нарушающими права потребителей. Но дублирования норм не будет. Действующие законы устанавливают, как нужно поступать, то есть императивные требования, а поправки — как поступать нельзя: запрет на включение в договор условий, которые противоречат этим императивным требованиям.

Новости, которые касаются всех, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @tinkoffjournal.

Артём МазановСталкивались с тем, что продавец нарушал ваши права потребителя? Расскажите об этом:
  • AntonПерсональные данные без моего согласия также передавать никуда нельзя. Но это не отменяет факта, что если новый номер попал в компанию икс - будь готов к звонкам с предложением чего угодно И таких компаний масса, особенно среди крупных7
  • AbscenceНа самом деле, это довольно частая история. Хочешь что-то купить/оформить, подпиши договор о персональных данных. Там этот пункт "делаем с ними все, что хотим". Пару раз пробовал отказываться - отказывали в ответ. Типа если ты подпишешь, ничего делать не будем. А что делать в такой ситуации - чёрт его не знает) Вызывать полицию и жаловаться? Как-то неловко Подавать в суд? А как доказать? Потратить пару недель жизни ради компенсации в 20-30 тыс. рублей? Ну не знаю. По итогу подписываешь и просто не отвечаешь на обзвон) Хорошо помогает, кстати, виртуальный номер. Указываю его везде, а бедняги дозвониться не могут))5
  • ВеленаСталкивались с тем, что продавец нарушал ваши права потребителя? Расскажите об этом Когда на сайте нет никакого другого способа связи, кроме как по телефону. Когда есть, но принципиально не отвечают. Когда даже телефона нет, а есть "форма".1
  • София СуринаAnton, да, к сожалению это так, у меня есть виртуальная симкарта, которую использую только для регистрации на всяких сайтах. Откуда только на нее не звонят (3
  • mgcДавно пора, и с передачей данных так же поступить0
  • СергейДобрый, вы это серьезно? ))) И что вы понакрутили - работает... супруга... и почему только по 26.1? При чем здесь дистанционная продажа?0
  • Ксения ХаринскаяНу и будет везде товары по карте лояльности по нормальной цене, а без карты - по конской. Чтобы оформить карту лояльности - заполните анкету с персональными данными. И так половина магазинов так работает, теперь так станет везде.0
  • Анатолий БизяевAbscence, >Потратить пару недель жизни ради компенсации в 20-30 тыс. рублей? Ну не знаю. А я говорил, что доходы в справках для налоговой и в справках для банков при оформлении кредитов - очень разные доходы. От "полутора-двух средних зарплат" нос воротите)1
  • Анатолий БизяевКсения, Судя по последним сливам и штрафам за них, цена наших ПД - меньше копейки. Я уже что-то готов лишний раз за ту же карточку или за "бесплатный" сервис заплатить лишь бы не светить лишнего. Думаю 100р в год хватит на все.0
  • Грошев АндрейИнтересно, а как потом доказать с кем ты договор заключил в суде, если Ффизлицо не обязано тебе ФИО предоставлять, как вы пишите?0
  • W.VЯ считаю, что Яндекс Маркет нарушает права потребителя (в частности, ограничивают выбор способа и формы оплаты), так как на сайте, в разделе "оплата и доставка" у них ясно указано, что можно оплатить наличными, однако же, при формировании заказа, даже кнопка оплаты наличными отсутствует. В обратной связи, мне "посоветовали" самостоятельно "поискать" товар, который можно будет оплатить наличными на их сайте, так как, агрегатор работает только с продавцами, и продавцы сами решают, как именно они хотят получить оплату. Мне, кажется, либо не нужно писать, что есть оплата наличными, либо нужно давать возможность оплатить наличными всем покупателям, в крайнем случае, сделать "фильтр" по способам оплаты, а так, получается какое-то введение в заблуждение.1
  • user2643625на каком основании мтс требует персональные данные от клиентов на услуги мобильной связи и в случае непредоставления грозит отключением данной услуги?0
  • Гаянэ КаплановаВ Конституции нет формулировки "физическое лицо". Откуда это взялось?0
  • Гаянэ КаплановаAnton, а где взять "новый номер"? Недавно приобрела номер у компании Мегафон - бесконечные звонки с микрозаймов. Видимо, предыдущий владелец был должником. Какие компании предоставляют новые номера ? У МТС тоже все БУ.0
  • Гаянэ КаплановаСофия, а виртуальную симку вы где приобрели? У какого оператора? Я думала для себя о таком варианте, предполагала она будет "чистая"0
  • СергейГаянэ, вы читайте внимательнее что вам пишут, а не выдумывайте, что бы себя потом же геройски опровергать )) Дело не только в том, что бы "удостовериться",а в том что бы: 1 - в случае если окажется, что "сдающий товар" принес ворованную вещь или контрафакт - потом его можно было найти. 2 - что бы выявлять граждан подозрительно часто возвращающих/теряющих/недовольных и т.п. товарами.0
  • Ольга Болотовапочта нарушает права потребителя , требует паспортные данные при предоставлении услуги по отправке почтового отправления0
  • Полина БаеваСейчас авито как делает - покупаешь что-то, деньги списывают с карты, но при отмене покупки авито возвращает не деньги на карту, а на условный кошелек. А вот чтобы вывести деньги с кошелька, авито требует паспортные данные. Разве шантаж клиента правомерен? Я хочу получить деньги по спб и не передавать авито паспортные данные0
  • Марина СухановаХотела заказать товар в ozone. потребовали паспортные данные после оплаты товара, объяснив это требование прохождением таможенного контроля. Почему я(покупатель) должна проходить таможенный контроль , а не продавец товара? В результате я отказалась от покупки.0