Китай стал крупнейшим экспортером автомобилей в мире: за счет чего это произошло

27
Китай стал крупнейшим экспортером автомобилей в мире: за счет чего это произошло
Аватар автора

Роман Романович

Страница автора

По итогам 1 полугодия 2023 года Китай стал крупнейшим экспортером автомобилей в мире, обогнав Японию. За первые 6 месяцев Китай экспортировал 2,3 млн автомобилей, рост глобальных поставок по сравнению с прошлым годом составил 76,9%. За аналогичный период Япония экспортировала 2 млн автомобилей. Китай сумел обогнать Японию еще в 1 квартале  , но потом этот разрыв только увеличился.

Это впечатляющий рост: до 2020 года китайский автомобильный экспорт колебался в пределах миллиона автомобилей в год. По итогам 2023 года ожидается, что он составит не менее 4 млн единиц.

Расскажу, что этому способствовало.

За счет чего Китай вырвался вперед

Нельзя назвать какую-то одну причину, позволившую Китаю стать крупнейшим экспортером автомобилей в мире: помогли геополитическая ситуация, пандемия, дефицит микрочипов, государственная поддержка, фокус на трендах и развитие собственных технологий.

Санкции против России. После февраля 2022 года европейские, японские и корейские автопроизводители покинули российский рынок и распродали производственные активы. Объемы продаж сильно упали: например, за первое полугодие в России продали около 400 тысяч машин — это больше, чем в 2022, но в 2 раза меньше, чем в докризисном 2021, — тогда за тот же период продали почти 860 тысяч машин — и в 4,5 раза меньше, чем в допандемийном 2019 году. Тогда в России продали 1,8 млн новых машин. В таких условиях китайские марки выбились в лидеры. Экспорт легковых автомобилей из Китая в Россию в 1 полугодии 2023 года составил 4,6 млрд долларов, что на 543% превышает аналогичный показатель прошлого года.

В структуре китайского экспорта в физическом выражении Россия занимает первое место.

Крупнейшим экспортером автомобилей из Китая остается SAIC Motors. За 1 полугодие 2023 года компания поставила за пределы Китая 483 тысячи автомобилей, в том числе 115 тысяч автомобилей марки MG, выпускающей электрокары и гибриды.

Вторым по величине экспортером остается Chery, производящая преимущественно автомобили на двигателе внутреннего сгорания. По итогам полугодия компания экспортировала 394 тысячи автомобилей в страны Ближнего Востока, Латинской Америки, Азии и Россию.

Третье место в экспорте заняла Tesla, производящая электрокары на своем заводе в Шанхае. По итогам полугодия экспорт этих автомобилей составил 182 тысячи единиц.

Источник: Apricitas Economics
Источник: Apricitas Economics

Экспорт китайских автомобилей с января по май 2023 года, тысяч штук

Россия287
Мексика159
Бельгия120
Австралия101
Великобритания90
Саудовская Аравия87
Таиланд69

Экспорт китайских автомобилей с января по май 2023 года, тысяч штук

Россия287
Мексика159
Бельгия120
Австралия101
Великобритания90
Саудовская Аравия87
Таиланд69

Фокус на электрокарах. Главный драйвер роста китайского экспорта — электрокары и гибридные автомобили. С 2020 года экспорт этого класса автомобилей вырос с нуля до 50% в структуре международных продаж.

Источник: Apricitas Economics
Источник: Apricitas Economics

Глобальный рынок автомобилей в мире не растет: по итогам 2022 года он упал на 0,5%. При этом продажи электрокаров растут во всем мире и в Китае опережающими темпами: 82% в Китае против 55% в среднем по миру.

По итогам 2022 года общее производство автомобилей в Китае составило 27,02 млн единиц, что на 3,4% больше в сравнении с 2021 годом. Общие продажи выросли на 2,1% — до 26,8 млн штук. При этом рост производства в сегменте электрокаров составил 96,9% и достиг 7,06 млн автомобилей.

Источник: EV⁠-⁠Volumes
Источник: EV⁠-⁠Volumes

По итогам 1 полугодия 2023 года экспорт автомобилей с электрическим двигателем вырос на 113% и составил 800 тысяч единиц — это 34% всего автомобильного экспорта Китая. Главным экспортным рынком для электрокаров стала Европа. Более 100 тысяч автомобилей с электрическим мотором Китай поставил в Бельгию и Великобританию, 70 тысяч — в Испанию и 50 тысяч — в Италию.

В десятке самых продаваемых в мире автомобилей с электрическим и гибридным двигателем по итогам 2022 года 7 китайских моделей, но тут нужно учитывать, что сам по себе огромный внутренний рынок Китая вносит заметный вклад в эти числа.

Самые продаваемые модели с электрическим и гибридным двигателем в 2022 году, тысяч штук

Страна-производительКоличество
Tesla Model YСША771,30
BYD Song PlusКитай477,09
Tesla Model 3США476,34
Wuling Hong Guang MINI EVКитай424,03
BYD Qin PlusКитай315,24
BYD HanКитай273,32
BYD DolphinКитай205,24
BYD Yuan PlusКитай201,74
Volkswagen ID.4Германия174,09
BYD TangКитай151,15

Самые продаваемые модели с электрическим и гибридным двигателем в 2022 году, тысяч штук

Tesla Model Y
Страна-производительСША
Количество771,30
BYD Song Plus
Страна-производительКитай
Количество477,09
Tesla Model 3
Страна-производительСША
Количество476,34
Wuling Hong Guang MINI EV
Страна-производительКитай
Количество424,03
BYD Qin Plus
Страна-производительКитай
Количество315,24
BYD Han
Страна-производительКитай
Количество273,32
BYD Dolphin
Страна-производительКитай
Количество205,24
BYD Yuan Plus
Страна-производительКитай
Количество201,74
Volkswagen ID.4
Страна-производительГермания
Количество201,74
BYD Tang
Страна-производительКитай
Количество151,15

Государственная поддержка. В Китае действует несколько программ государственной поддержки автомобильной отрасли, но льготы направлены на производство электрокаров.

С 2010 года в стране действует программа налоговых льгот на покупку автомобилей с электрическим мотором, в которой периодически меняются условия, но она постоянно продлевается. Покупатели электрокаров получали налоговые вычеты в размере до 60% стоимости автомобиля на начальных этапах действия программы.

В июне 2023 года ее снова продлили: потребители получат субсидии на покупку китайских электрокаров на общую сумму 72 млрд долларов в течение четырех лет. Согласно новым условиям программы, электрокары, купленные в 2024 и 2025 годах, освободят от налога на покупку в размере 30 тысяч юаней, или 4170 $. С 2026 по 2027 размер субсидии уменьшат в два раза — до 15 тысяч юаней.

Дополнительные стимулы вводят и местные органы власти. Например, Пекин и Шэньчжэнь удвоили размер выдаваемых субсидий при условии, что они не превышают 50% от общей стоимости автомобиля.

Кроме того, правительство поощряет производство электромобилей и предлагает более низкие ставки по кредитам и больший объем финансирования компаниям, производящим электрокары.

Все эти программы позволили появиться и быстро нарастить производство множеству молодых производителей электрокаров, таких как Li Auto, NIO и Xpeng, запустившим серийное производство в 2015 и 2016 годах.

Кстати, не только Китай субсидирует покупку и производство электрокаров. Франция предлагает субсидии на покупку нового автомобиля с электромотором в размере тысячи евро. В США в 2022 году ввели налоговый вычет в размере 7,5 тысячи долларов при покупке нового электрокара. В Австралии покупатели могут сэкономить до 4,7 тысячи долларов при покупке нового автомобиля с электрическим мотором.

Глобальное доминирование в цепочке поставок. Дополнительные баллы в государственной программе кредитования получали производители батарей за больший запас хода. Это стимулировало исследования, и в результате сегодня у китайской компании Contemporary Amperex Technology (CATL) самая мощная и единственная в мире батарея, установленная на серийный автомобиль, с запасом хода более 1032 километров — она установлена на автомобиль Zeekr 001.

Китай — абсолютный лидер в производстве аккумуляторов для электрокаров. По итогам 2022 года на него пришлось 77% произведенных мощностей  , а, согласно прогнозам, к 2027 году эта доля незначительно сократится, до 69%, при общем росте производства текущих 893 ГВт·ч до 6197 ГВт·ч  .

Кроме производства батарей Китай контролирует значительную часть основных ресурсов для изготовления их и компонентов. Так, на долю страны приходится 85% производственных мощностей в анодах и 70% в катодах для батарей. Страна обрабатывает более 50% графита, кобальта и лития, используемых в производстве, а также владеет 80% мировых запасов графита.

Источник: Financial Times
Источник: Financial Times

Конкуренция на внутреннем рынке и эффект масштаба. Китай — крупнейший автомобильный рынок в мире. Кроме всего прочего, это позволило китайской BYD обогнать Tesla по объемам продаж.

В 2011 году Илон Маск рассмеялся, когда его спросили о том, считает ли он компанию BYD главным конкурентом Tesla. Но по итогам 1 полугодия 2022 BYD продала 641 тысячу электрокаров — правда, в основном в Китае, — а Tesla — 564 тысячи машин по всему миру.

Пока BYD экспортирует не такое большое количество своих автомобилей: по итогам 2022 года компания поставила за пределы Китая 56 тысяч автомобилей. Но за прошлый год экспорт BYD вырос в 4 раза. На 4 квартал 2023 года запланирован старт продаж BYD Dolphin в Европе, а чтобы быть ближе к европейскому рынку и рассчитывать на субсидии и льготы, BYD построит завод по производству электромобилей во Франции. По итогам 1 полугодия 2023 года BYD экспортировала 81 тысячу автомобилей, что на 44% больше, чем за весь прошлый год.

На местном китайском рынке представлены автомобили более 80 производителей. Это сильно обостряет конкуренцию за инновации и превосходство в технологиях.

Масштабы рынка, собственное производство батарей и других компонентов сильно сокращают производственную цепочку и дают китайским производителям конкурентное преимущество. Например, по итогам 1 квартала 2023 года импорт литийионных батарей в США на 87% обеспечивался поставками из Китая.

Это стало возможным благодаря последовательной политике и стимулированию всей отрасли, а не отдельных игроков. Благодаря такому подходу производители вступают в конкуренцию за ограниченное количество стимулов и стремятся выиграть за счет технологий, качества автомобилей и удобства инфраструктуры, а не просто «освоить» полученные гранты от государства.

Какие перспективы у китайского автопрома

В 2015 году в Китае приняли государственную программу Made in China 2025, которая предполагает выход на лидирующие позиции в мире в различных индустриях — и в том числе в производстве электрокаров.

Конкуренция с мировыми производителями пока не сильно останавливает Китай, который продолжает наращивать производство электромобилей и захватывать новые рынки. Осложнить рост экспорта в новые страны может введение пошлин на китайские автомобили, например как это сделали США: в стране не представлены китайские марки из-за ввозных пошлин в размере 27,5%.

Европейский рынок пока открыт для китайских производителей, но местные компании регулярно жалуются правительству на острую конкуренцию со стороны китайских марок. Чтобы предупредить подобное развитие событий, китайские компании скупают производителей автомобилей в Европе и строят собственные заводы. Например, для европейского и американского рынка Geely совместно с Volvo развивают бренд Polestar. За 2021 год продали 29 тысяч автомобилей, что на 185% больше в сравнении с 2020. За 9 месяцев 2022 продали 30 400 автомобилей.

Более того, аналитики Stellantis утверждают, что китайские компании готовы продавать автомобили в Европе в убыток, чтобы захватить долю рынка и подорвать позиции европейских производителей. Учитывая масштабы рынка и контроль ресурсов, у китайских компаний в этой битве намного больше возможностей.

Китайский экспорт растет во многом благодаря электрокарам, но доля автомобилей с двигателем внутреннего сгорания в структуре экспорта все еще остается высокой — 66% по итогам 1 полугодия 2023 года. По данным Китайской ассоциации автопроизводителей, SAIC Motor экспортировала больше всего автомобилей в первом полугодии — 483 тысячи единиц, за ней следует Chery Holding Group с 394 тысячами единиц, что составило более половины ее продаж, и Tesla с 182 тысячами единиц.

И если рассматривать компании для инвестиций в сектор, то стоит обратить внимание на торгуемые на СПб-бирже Geely (HKEX: 175), NIO (HKEX: 9866), XPeng (HKEX: 9868) и Li Auto (HKEX: 2015), которые расширяют свои экспортные поставки.

Например, XPeng с начала 2023 года усилила экспорт своих автомобилей в Европу: внедорожник G9 и новый спортивный седан P7 продаются в Дании, Норвегии, Нидерландах и Швеции. Также XPeng заключила соглашение с компанией Freesbe — крупнейшим автомобильным дилером Израиля и в 4 квартале 2023 года начнет продажи в стране.

Geely по итогам 2022 года расширила географию продаж и добавила 20 новых стран, включая Казахстан, Норвегию и Венгрию, а экспорт по итогам года вырос на 45%. Электрокар Geometry C стал самым продаваемым автомобилем с электрическим мотором в Израиле с долей продаж 24%. В четвертом квартале этого года компания начнет поставки своего электрокара под маркой Zeekr на рынки Швеции и Нидерландов, а в следующем году расширит географию и начнет продажи в Дании, Германии, Норвегии и Франции.

NIO продает свои автомобили в Норвегии, а в Германии, Нидерландах, Дании и Швеции использует модель подписки на автомобили сроком от 1 до 60 месяцев. Также компания начала строительство новых заводов в Китае, на которых будет производить автомобили для экспорта в Европу под дочерним брендом Firefly.

С тех пор XPeng не тестировала свои автомобили на дорогах США, а характер тамошнего рынка и геополитическая напряженность не привлекают менеджмент компании. Намного перспективнее выглядит европейский рынок, на котором для китайских производителей нет барьеров в виде высоких пошлин и дешевле логистика.

Но некоторые китайские компании все же пытаются выйти на американский рынок, только другим путем — через строительство заводов. Например, Geely строит завод в Южной Каролине, где будет выпускать электрокары под брендом Polestar.

Китайские автомобили успешно проходят сертификацию в Европе и получают высокие оценки в тестах. Например, седан Nio ET5 и внедорожник EL7 стали первыми моделями китайских электрокаров, прошедшими испытания в рамках обновленных и более строгих процедур краш-тестов Euro NCAP на 2023 год, и оба получили максимальные 5 звезд. Осенью 2022 года в более ранней версии этих тестов максимальный рейтинг получили автомобили производства BYD и Great Wall Motors.

Согласно отчету глобальной консалтинговой компании Rhodium, в прошлом году китайские фирмы вложили 24 млрд долларов в экосистему электромобилей в Европе, что составляет более половины всех прямых инвестиций Китая в континент, поэтому Европа, вероятно, сохранит благосклонность к китайским автопроизводителям.

Что в итоге

Экспорт китайских автомобилей быстро растет, а сами производители расширяют свое глобальное влияние через покупку брендов и строительство заводов. По итогам первого квартала ожидалось, что к концу 2023 года китайский автомобильный экспорт составит 4 млн автомобилей, а по итогам второго квартала эти ожидания увеличились до 5 млн автомобилей.

Пока главной составляющей автомобильного экспорта остаются автомобили на двигателе внутреннего сгорания — на них приходится 66% мировых поставок. Но доля автомобилей на новых источниках энергии быстро растет, и именно эта часть может стать главной движущей силой растущего автомобильного экспорта Китая.

Но стоит помнить и о возможных проблемах в лице протекционистских мер, направленных на защиту внутренних рынков в Европе и США. Если Европа пока позволяет китайским производителям занимать свой рынок, то США защищают свой введением повышенных ввозных пошлин. По этому пути грозятся пойти и европейские лидеры, в числе которых Франция, где субсидии на покупку электромобиля будут распространяться только на автомобили, произведенные в стране. Именно по этой причине BYD и другие китайские производители строят свои заводы в Европе и США.

В нашем телеграме рассказываем о машинах: какую выбрать, как ее обслуживать и что делать, если с ней что-то случилось. А еще разбираем сложные юридические вопросы и публикуем новости для автомобилистов. Подписывайтесь: @t_avtomobil

  • a bit of workА это нормально, что при клике на статью открывается банковское приложение и предлагает авторизоваться? Как-то чересчур для чтения в Интернете.1
  • Роман РомановичSergey, Мексика до 2023 года была главным экспортным рынком для китайского автопрома. В этом году на первое место вышла Россия, а Мексика остается вторым рынком. Если вы ищете «их повозки» в США, то в статье написано о том, почему вы их не видите — в США высокие ввозные пошлины, поэтому экспортировать туда машины не выгодно.5
  • Roman MorozovВсе-таки молодцы китайцы. Пока все над ними смеялись, они работали, а теперь уже не до смеха тем же европейцам. Потеряли российский рынок, а теперь еще и свой собственный рынок потеряют в борьбе с китайскими электрокарами. Смотрел видео с китайских автосалонов в этом году и там космос, конечно. И по дизайну и по технологиям ушли далеко вперед4
  • Роман РомановичSergey, в США ввозная пошлина для японского автомобиля 2,5%, а для китайского — 27,5%.11
  • Alex FreemanРоман, я думаю что клуб фанатов США сократится после ознакомления с матчастью:)))) "корейцы, европейцы и японцы экспортируют" видите ли. спасибо за комментарий и статью, Роман!5
  • Alex FreemanSergey, я конечно не фанат "китайского экономического чуда" но имейте совесть: в гугле " usa tariffs for (chinese/european/korean/japanese) cars " сразу выдает нужную информацию. американцы же типа за рыночек и конкуренцию, вот и пускай тарифы одинаковые будут у всех. тогда и поговорим про то кто "просто не в состоянии эти требования выполнить"4
  • Artem 🤑Перепела, скорее всего это баг виджета тинькофф инвестиций1
  • Sergey AveryanovAlex, может сначала китайцам стоит начать краштесты проходить по требованиям тех рынков, где они автомобили пытаются продавать, а не по своим собственным методикам?0
  • a bit of workSergey, ну, в Германии конкретно в моём городишке видела BYDов на стоянке автохауса Мерседес. Теперь не знаю, он бывший или совместный. 😁 Думаю, требования и регуляторов, и пользователей к повозкам тут повыше, чем в США. Так что, похоже, именно пошлины решают.3
  • a bit of workХорошая статья, спасибо. Очень интересно было почитать.3
  • a bit of workArtem, вполне возможно, но это происходит уже неделю, должно же это в конце концов быть замечено? 🤷🏼‍♀️0
  • Sergey AveryanovAlex, ну и да, непонятно почему игра должна быть в одни ворота. Хочешь рыночного отношения к себе - изволь и свой рынок для иностранцев открыть, а не как сейчас.2
  • Роман РомановичSergey, а как сейчас? В части автомобильного сектора иностранные компании вполне себе неплохо живут и зарабатывают в Китае. В стране производят и продают BMW, Citroën, Renault, Tesla и другие.2
  • Роман РомановичSergey, если вы внимательно читали статью, то должны были заметить вот этот абзац: «Китайские автомобили успешно проходят сертификацию в Европе и получают высокие оценки в тестах. Например, седан Nio ET5 и внедорожник EL7 стали первыми моделями китайских электрокаров, прошедшими испытания в рамках обновленных и более строгих процедур краш⁠-⁠тестов Euro NCAP на 2023 год, и оба получили максимальные 5 звезд. Осенью 2022 года в более ранней версии этих тестов максимальный рейтинг получили автомобили производства BYD и Great Wall Motors»2
  • Sergey AveryanovРоман, в Китае до сих пор любой иностранный бизнес работает исключительно как joint venture с китайцами если меня память не подводит. Ну а об отношении к интеллектуальной собственности и говорить нечего - если хватило ума отправить в Китай любую конфиденциальную информацию то это уже не твоя информация, это теперь "наша" информация и китайский суд скажет тоже самое.2
  • Роман РомановичSergey, а как в западном мире с отношением к «собственности»? Это уже совсем другая история, не про автомобили.1
  • Sergey AveryanovРоман, за неправомерное использование интеллектуальной собственности в "западном мире" можно поиметь очень серьёзных проблем и не только в нем, в той же РФ ситуация с этим гораздо лучше чем в Китае. Если китаец увёл у лаовая секретную информацию, то ему вообще ничего не грозит по большому счету.2
  • Григорий ГоловановSergey, дополню Романа: вот такая статья была у нас: https://journal.tinkoff.ru/news/cherry-omoda-test/ Краш-тесты не проблема, надежность вроде бы тоже, к электричкам никаких вопросов. Про все это мы два года назад поспорили. Но китайские машины с ДВС все-таки не стоят тех денег, что за них просят. Это крайне сырой продукт. Надо научиться делать машины эргономичными, ремонтопригодными, настраивать подвеску, дружить ЭБУ с двигателем, двигатель с роботом и так далее. Дизайнерам многих китайских марок еще предстоит понять, что наши вкусы сильно отличаются от вкусов китайцев. Что нам не надо ргб подсветки, красных однопоршневых суппортов, фальш-выхлопа на уровне 70 см от земли и т. д.3
  • Николай ЛогачёвRoman, не ушли они вперёд. Просто у них дешевая раб сила набрались опыта у Европы и сделали свои бренды. Ничего оригинального нет1
  • Николай ЛогачёвНиколай, также было и с смартфонами. Сначала копировали айфоны айпады, набрались опыта на их заводах, стали делать качественные копии, а теперь и вовсе свои бренды, бьют топы продаж по всему миру.1
  • Арсенал МадридскийРоман, я как понял вам в китае вторую зп платят ))0
  • Арсенал МадридскийПерепела, в сша многие требования к авто выше чем во всем мире в том числе и германии . Например при фронтальном ударе .0
  • ShamilРоман, твоя статья высосана из пальца и ничего общего почти не имеет с реальностью! Я был в латинской америке,так же был и в Мексике целых 3 месяца и я не видел ни одну китайскую машину! Там либо немецкие, либо американские, либо японские... старые или новые не важно. Мексиканцы очень любят пикапы, очень любят выделяться и на китайском гомне они не будут ездить, я это точно понимаю, потому что я успел проникнуться их культурой и до сих пор имею огромное количество друзей из Мексики. И вообще к чему такие громкие заявление о том, что китай нагнул рынок автомобилей, это так кринжово... Все производители мира охотились за рынком США. Если хоть один китайский кусок гомна с телевизором в интерьере попадет на рынок США, то тогда может быть у них и пойдут продажи. А так ни в Европе, ни в США эти машины нафиг не нужны, уж поверьте мне. Вы наверное были забугром и знаете их менталитет. Я знаю менталитет американцев и европейцев и они в жизни не купят себе ноунейм китайца какой бы он хороший и по привлекательной цене не был.0
  • ПавелНиколай, но 96% прибыли с рынка смартфонов забирает себе эпл и Самсунг. Все ихние телефоны очень качественные, но используют технологии западные. И опять же получают прибыль с них запад , а китайцы просто работают за копейки0