«Циан» стал прибыльным и развивает бизнес: какие перспективы у компании
«Циан» завершил приобретение онлайн-сервиса регистрации сделок с недвижимостью SmartDeal, сотрудничество с которым начал в 2021 году при разработке продукта «Циан-сделка». Это направление дополнит перечень сервисов для создания полноценной онлайн-платформы по приобретению недвижимости. При этом в 2022 году «Циан» получил прибыль впервые с момента публикации отчетности в качестве публичной компании.
Разбираем, как устроен бизнес «Циана» и какие перспективы у платформы.
Как устроен бизнес «Циана»
«Циан» — одна из ведущих онлайн-платформ объявлений о продаже и аренде недвижимости в России.
Занимает четвертое место по совокупному объему предложений жилой недвижимости на первичном и вторичном рынках во всех регионах РФ среди наиболее популярных сервисов поиска недвижимости и сервисов, входящих в экосистемы крупнейших ипотечных банков. По количеству зарегистрированных на платформе риелторов и агентств «Циан» занимает второе место.
Лидирующие позиции по объему предложений недвижимости и количеству посредников у «Домклика», входящего в экосистему Сбербанка.
Сколько объявлений и зарегистрированных посредников на ведущих платформах недвижимости
Количество объявлений о продаже жилой недвижимости | Количество объявлений в сегменте вторичного рынка | Всего посредников (риелторов и агентств) | |
---|---|---|---|
«Домклик» | 1 257 842 | 760 363 | 153 261 |
«Авито-недвижимость» | 1 205 725 | 707 960 | 5 530 |
«Домофонд» | 1 204 022 | 698 575 | — |
«Циан» | 1 182 575 | 626 843 | 72 742 |
«Яндекс-недвижимость» | 770 827 | 399 265 | 2 689 |
«Метр квадратный» | 730 184 | 569 180 | — |
Сколько объявлений и зарегистрированных посредников на ведущих платформах недвижимости
Количество объявлений о продаже жилой недвижимости | |
«Домклик» | 1 257 842 |
«Авито-недвижимость» | 1 205 725 |
«Домофонд» | 1 204 022 |
«Циан» | 1 182 575 |
«Яндекс-недвижимость» | 770 827 |
«Метр квадратный» | 730 184 |
Количество объявлений в сегменте вторичного рынка | |
«Домклик» | 760 363 |
«Авито-недвижимость» | 707 960 |
«Домофонд» | 698 575 |
«Циан» | 626 843 |
«Яндекс-недвижимость» | 399 265 |
«Метр квадратный» | 569 180 |
Всего посредников (риелторов и агентств) | |
«Домклик» | 153 261 |
«Авито-недвижимость» | 5 530 |
«Домофонд» | — |
«Циан» | 72 742 |
«Яндекс-недвижимость» | 2 689 |
«Метр квадратный» | — |
Основную долю доходов «Циану» приносит публикация объявлений частными лицами и агентами. Это в 2022 году дало 4,8 млрд рублей, или 58% выручки компании. При этом выручка основного бизнеса в Москве и Московской области принесла компании 5,8 млрд рублей, или 70% совокупной выручки.
Лидогенерация, которая в основном представлена целевыми звонками застройщикам от потенциальных покупателей через платформу, тоже принесла компании существенную часть доходов — 2,4 млрд рублей, или 29% выручки. Реклама на сайте дала 0,7 млрд рублей, или 8% выручки.
Другие направления бизнеса занимают 5% выручки компании. Это подбор ипотечных кредитов от банков-партнеров, оценка рыночной стоимости объектов недвижимости, аналитика по рынку недвижимости для бизнеса и проведение сделок с недвижимостью.
Структура выручки «Циана» в 2022 году, млрд рублей
Выручка | Доля в совокупной выручке | |
---|---|---|
Размещение объявлений | 4,8 | 58% |
Лидогенерация | 2,4 | 29% |
Медийная реклама | 0,7 | 8% |
Ипотечная платформа | 0,2 | 3% |
Оценка и аналитика | 0,05 | 1% |
Комплексные сделки | 0,1 | 2% |
Совокупная выручка | 8,3 | 100% |
Структура выручки «Циана» в 2022 году, млрд рублей
Размещение объявлений | |
Выручка | 4,8 |
Доля в совокупной выручке | 58% |
Лидогенерация | |
Выручка | 2,4 |
Доля в совокупной выручке | 29% |
Медийная реклама | |
Выручка | 0,7 |
Доля в совокупной выручке | 8% |
Ипотечная платформа | |
Выручка | 0,2 |
Доля в совокупной выручке | 3% |
Оценка и аналитика | |
Выручка | 0,05 |
Доля в совокупной выручке | 1% |
Комплексные сделки | |
Выручка | 0,1 |
Доля в совокупной выручке | 2% |
Совокупная выручка | |
Выручка | 8,3 |
Доля в совокупной выручке | 100% |
Растущий бизнес
В 1 полугодии 2023 года число публикуемых объявлений и посетителей платформы начало восстанавливаться после незначительного снижения в 2022 году. Тем не менее выручка компании в 2022 выросла более чем на треть. В 1 полугодии 2023 года рост выручки продолжился сопоставимыми темпами.
Долгов у компании нет. На ее счетах на конец 1 полугодия 2023 года накопилось 5,2 млрд рублей. Большая часть балансовой стоимости активов «Циана» на 8,2 млрд рублей представлена именно этой статьей баланса, а также нематериальными активами на миллиард рублей.
Знаковое событие для «Циана»: 2022 год компания закрыла с прибылью впервые с момента публикации отчетности в качестве публичной. В основном компания развивалась за счет акционеров. В 2021 году она привлекла от акционеров 6,5 млрд рублей, включая 2,3 млрд рублей по закрытой подписке и 4,2 млрд рублей во время IPO на Нью-Йоркской и Московской биржах в ноябре 2021 года.
Операционные и финансовые показатели «Циана»
2021 | 2022 | Изменение | 1п2022 | 1п2023 | Изменение | |
---|---|---|---|---|---|---|
Среднесуточное количество объявлений, млн | 1,99 | 1,88 | −6% | 1,78 | 1,91 | 7% |
Количество уникальных посетителей, млн | 20,5 | 17,9 | −13% | 18,2 | 19,0 | 4% |
Совокупная выручка, млрд рублей | 6,0 | 8,3 | 37% | 3,6 | 5,1 | 39% |
Выручка от размещения объявлений, млрд рублей | 3,7 | 4,8 | 30% | 2,1 | 2,7 | 25% |
Выручка от лидогенерации, млрд рублей | 1,3 | 2,4 | 77% | 1,0 | 1,7 | 75% |
Выручка от рекламы, млрд рублей | 0,6 | 0,6 | 8% | 0,3 | 0,4 | 41% |
Скорректированная EBITDA , млрд рублей | 0,3 | 1,7 | 425% | 0,5 | 0,9 | 76% |
Чистая прибыль, млрд рублей | −2,9 | 0,5 | — | −0,4 | 0,6 | — |
Операционные и финансовые показатели «Циана»
Среднесуточное количество объявлений, млн | |
2021 | 1,99 |
2022 | 1,88 |
Изменение | −6% |
1п2022 | 1,78 |
1п2023 | 1,91 |
Изменение | 7% |
Количество уникальных посетителей, млн | |
2021 | 20,5 |
2022 | 17,9 |
Изменение | −13% |
1п2022 | 18,2 |
1п2023 | 19,0 |
Изменение | 4% |
Совокупная выручка, млрд рублей | |
2021 | 6,0 |
2022 | 8,3 |
Изменение | 37% |
1п2022 | 3,6 |
1п2023 | 5,1 |
Изменение | 39% |
Выручка от размещения объявлений, млрд рублей | |
2021 | 3,7 |
2022 | 4,8 |
Изменение | 30% |
1п2022 | 2,1 |
1п2023 | 2,7 |
Изменение | 25% |
Выручка от лидогенерации, млрд рублей | |
2021 | 1,3 |
2022 | 2,4 |
Изменение | 77% |
1п2022 | 1,0 |
1п2023 | 1,7 |
Изменение | 75% |
Выручка от рекламы, млрд рублей | |
2021 | 0,6 |
2022 | 0,6 |
Изменение | 8% |
1п2022 | 0,3 |
1п2023 | 0,4 |
Изменение | 41% |
Скорректированная EBITDA , млрд рублей | |
2021 | 0,3 |
2022 | 1,7 |
Изменение | 425% |
1п2022 | 0,5 |
1п2023 | 0,9 |
Изменение | 76% |
Чистая прибыль, млрд рублей | |
2021 | −2,9 |
2022 | 0,5 |
Изменение | — |
1п2022 | −0,4 |
1п2023 | 0,6 |
Изменение | — |
Перспективные направления
Ипотечный маркетплейс по подбору кредитов от банков-партнеров и транзакционный бизнес «Циана» по проведению сделок, расчетов и регистрации прав на недвижимость — логичное продолжение основного бизнеса компании по публикации объявлений. Это часть пути к цифровой трансформации.
Самые сложные этапы в приобретении недвижимости — сделка, расчеты и регистрация прав на недвижимость. Услуги по реализации этого этапа должны стоить дороже, чем публикация объявлений. Пока еще такие услуги в электронном формате не востребованы покупателями недвижимости.
Выручка «Циана» по перспективным направлениям все еще мала относительно основного бизнеса компании — это всего несколько процентов от совокупной выручки. В 1 полугодии 2023 года ипотечный маркетплейс по скорректированной EBITDA вышел в плюс, но убыток транзакционного бизнеса по скорректированной EBITDA в разы превышает выручку от данного направления.
Финансовые показатели ипотечного маркетплейса и транзакционного бизнеса «Циана», млн рублей
2022 | 1п2023 | |
---|---|---|
Совокупная выручка | 8 266 | 5 063 |
Выручка ипотечного маркетплейса | 229 | 201 |
Скорректированная EBITDA ипотечного маркетплейса | −155 | 34 |
Выручка транзакционного бизнеса | 133 | 15 |
Скорректированная EBITDA транзакционного бизнеса | −479 | −229 |
Финансовые показатели ипотечного маркетплейса и транзакционного бизнеса «Циана», млн рублей
Совокупная выручка | |
2022 | 8 266 |
1п2023 | 5 063 |
Выручка ипотечного маркетплейса | |
2022 | 229 |
1п2023 | 201 |
Скорректированная EBITDA ипотечного маркетплейса | |
2022 | −155 |
1п2023 | 34 |
Выручка транзакционного бизнеса | |
2022 | 133 |
1п2023 | 15 |
Скорректированная EBITDA транзакционного бизнеса | |
2022 | −479 |
1п2023 | −229 |
Что в итоге
Исторический момент для компании — выход в прибыль по итогам 2022 года. Движение в направлении цифровой трансформации бизнеса и развития дополнительных сервисов увеличит стоимость «Циана» в будущем.
Сопутствующие услуги проведения сделок, расчетов и регистрации недвижимости в электронном формате должны упростить взаимоотношения сторон по сделке. Еще это принесет дополнительный доход и усилит конкурентные преимущества «Циана».
Сервису по проведению сделок нужны доработка и развитие. Пока им можно воспользоваться, проводя сделки с квартирами на вторичном рынке, а квартиру в новостройке от застройщика на сайте «Циана» приобрести нельзя. Также непонятно, зачем нужен риелтор в цепочке онлайн-сделок через сервис «Циана»: с помощью риелтора сделку можно провести без участия компании.
Она выглядит недооцененной по мультипликатору P / S . На момент IPO он был 16, а сейчас около 4 — притом что компания начала приносить прибыль.
Ключевой вопрос для акционеров компании — редомициляция. Холдинговая компания «Циан» зарегистрирована на Кипре, а в обращении на Мосбирже находятся ADS — американские депозитарные акции.
Компания подала в Банк России документы для регистрации проспекта ценных бумаг иностранного эмитента, чтобы поддержать листинг на Мосбирже после делистинга бумаг компании с Нью-Йоркской фондовой биржи, который состоялся 31 июля 2023 года. В дальнейшем «Циану» предстоит решить вопрос со сменой юрисдикции на «дружественную», чтобы снизить риски для акционеров.
Новости, которые касаются инвесторов, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @investnique