«Циан» стал прибыльным и развивает бизнес: какие перспективы у компании

Сервис выглядит недооцененным, но ключевой вопрос — в редомициляции
1
«Циан» стал прибыльным и развивает бизнес: какие перспективы у компании
Аватар автора

Сергей Стаценко

торгует на бирже и занимается финансовым анализом

Страница автора

«Циан» завершил приобретение онлайн-сервиса регистрации сделок с недвижимостью SmartDeal, сотрудничество с которым начал в 2021 году при разработке продукта «Циан-сделка». Это направление дополнит перечень сервисов для создания полноценной онлайн-платформы по приобретению недвижимости. При этом в 2022 году «Циан» получил прибыль впервые с момента публикации отчетности в качестве публичной компании.

Разбираем, как устроен бизнес «Циана» и какие перспективы у платформы.

Рассылка Т—Ж о мире инвестиций
Лайфхаки о том, как делать деньги из денег, — в вашей почте раз в неделю. Бесплатно

Как устроен бизнес «Циана»

«Циан» — одна из ведущих онлайн-платформ объявлений о продаже и аренде недвижимости в России.

Занимает четвертое место по совокупному объему предложений жилой недвижимости на первичном и вторичном рынках во всех регионах РФ среди наиболее популярных сервисов поиска недвижимости и сервисов, входящих в экосистемы крупнейших ипотечных банков. По количеству зарегистрированных на платформе риелторов и агентств «Циан» занимает второе место.

Лидирующие позиции по объему предложений недвижимости и количеству посредников у «Домклика», входящего в экосистему Сбербанка.

Сколько объявлений и зарегистрированных посредников на ведущих платформах недвижимости

Количество объявлений о продаже жилой недвижимостиКоличество объявлений в сегменте вторичного рынкаВсего посредников (риелторов и агентств)
«Домклик»1 257 842760 363153 261
«Авито-недвижимость»1 205 725707 9605 530
«Домофонд»1 204 022698 575
«Циан»1 182 575626 84372 742
«Яндекс-недвижимость»770 827399 2652 689
«Метр квадратный»730 184569 180

Сколько объявлений и зарегистрированных посредников на ведущих платформах недвижимости

Количество объявлений о продаже жилой недвижимости
«Домклик»1 257 842
«Авито-недвижимость»1 205 725
«Домофонд»1 204 022
«Циан»1 182 575
«Яндекс-недвижимость»770 827
«Метр квадратный»730 184
Количество объявлений в сегменте вторичного рынка
«Домклик»760 363
«Авито-недвижимость»707 960
«Домофонд»698 575
«Циан»626 843
«Яндекс-недвижимость»399 265
«Метр квадратный»569 180
Всего посредников (риелторов и агентств)
«Домклик»153 261
«Авито-недвижимость»5 530
«Домофонд»
«Циан»72 742
«Яндекс-недвижимость»2 689
«Метр квадратный»

Основную долю доходов «Циану» приносит публикация объявлений частными лицами и агентами. Это в 2022 году дало 4,8 млрд рублей, или 58% выручки компании. При этом выручка основного бизнеса в Москве и Московской области принесла компании 5,8 млрд рублей, или 70% совокупной выручки.

Лидогенерация, которая в основном представлена целевыми звонками застройщикам от потенциальных покупателей через платформу, тоже принесла компании существенную часть доходов — 2,4 млрд рублей, или 29% выручки. Реклама на сайте дала 0,7 млрд рублей, или 8% выручки.

Другие направления бизнеса занимают 5% выручки компании. Это подбор ипотечных кредитов от банков-партнеров, оценка рыночной стоимости объектов недвижимости, аналитика по рынку недвижимости для бизнеса и проведение сделок с недвижимостью.

Структура выручки «Циана» в 2022 году, млрд рублей

ВыручкаДоля в совокупной выручке
Размещение объявлений4,858%
Лидогенерация2,429%
Медийная реклама0,78%
Ипотечная платформа0,23%
Оценка и аналитика0,051%
Комплексные сделки0,12%
Совокупная выручка8,3100%

Структура выручки «Циана» в 2022 году, млрд рублей

Размещение объявлений
Выручка4,8
Доля в совокупной выручке58%
Лидогенерация
Выручка2,4
Доля в совокупной выручке29%
Медийная реклама
Выручка0,7
Доля в совокупной выручке8%
Ипотечная платформа
Выручка0,2
Доля в совокупной выручке3%
Оценка и аналитика
Выручка0,05
Доля в совокупной выручке1%
Комплексные сделки
Выручка0,1
Доля в совокупной выручке2%
Совокупная выручка
Выручка8,3
Доля в совокупной выручке100%

Растущий бизнес

В 1 полугодии 2023 года число публикуемых объявлений и посетителей платформы начало восстанавливаться после незначительного снижения в 2022 году. Тем не менее выручка компании в 2022 выросла более чем на треть. В 1 полугодии 2023 года рост выручки продолжился сопоставимыми темпами.

Долгов у компании нет. На ее счетах на конец 1 полугодия 2023 года накопилось 5,2 млрд рублей. Большая часть балансовой стоимости активов «Циана» на 8,2 млрд рублей представлена именно этой статьей баланса, а также нематериальными активами на миллиард рублей.

Знаковое событие для «Циана»: 2022 год компания закрыла с прибылью впервые с момента публикации отчетности в качестве публичной. В основном компания развивалась за счет акционеров. В 2021 году она привлекла от акционеров 6,5 млрд рублей, включая 2,3 млрд рублей по закрытой подписке и 4,2 млрд рублей во время IPO на Нью-Йоркской и Московской биржах в ноябре 2021 года.

Операционные и финансовые показатели «Циана»

20212022Изменение1п20221п2023Изменение
Среднесуточное количество объявлений, млн1,991,88−6%1,781,917%
Количество уникальных посетителей, млн20,517,9−13%18,219,04%
Совокупная выручка, млрд рублей6,08,337%3,65,139%
Выручка от размещения объявлений, млрд рублей3,74,830%2,12,725%
Выручка от лидогенерации, млрд рублей1,32,477%1,01,775%
Выручка от рекламы, млрд рублей0,60,68%0,30,441%
Скорректированная EBITDA  , млрд рублей0,31,7425%0,50,976%
Чистая прибыль, млрд рублей−2,90,5−0,40,6

Операционные и финансовые показатели «Циана»

Среднесуточное количество объявлений, млн
20211,99
20221,88
Изменение−6%
1п20221,78
1п20231,91
Изменение7%
Количество уникальных посетителей, млн
202120,5
202217,9
Изменение−13%
1п202218,2
1п202319,0
Изменение4%
Совокупная выручка, млрд рублей
20216,0
20228,3
Изменение37%
1п20223,6
1п20235,1
Изменение39%
Выручка от размещения объявлений, млрд рублей
20213,7
20224,8
Изменение30%
1п20222,1
1п20232,7
Изменение25%
Выручка от лидогенерации, млрд рублей
20211,3
20222,4
Изменение77%
1п20221,0
1п20231,7
Изменение75%
Выручка от рекламы, млрд рублей
20210,6
20220,6
Изменение8%
1п20220,3
1п20230,4
Изменение41%
Скорректированная EBITDA  , млрд рублей
20210,3
20221,7
Изменение425%
1п20220,5
1п20230,9
Изменение76%
Чистая прибыль, млрд рублей
2021−2,9
20220,5
Изменение
1п2022−0,4
1п20230,6
Изменение

Перспективные направления

Ипотечный маркетплейс по подбору кредитов от банков-партнеров и транзакционный бизнес «Циана» по проведению сделок, расчетов и регистрации прав на недвижимость — логичное продолжение основного бизнеса компании по публикации объявлений. Это часть пути к цифровой трансформации.

Самые сложные этапы в приобретении недвижимости — сделка, расчеты и регистрация прав на недвижимость. Услуги по реализации этого этапа должны стоить дороже, чем публикация объявлений. Пока еще такие услуги в электронном формате не востребованы покупателями недвижимости.

Выручка «Циана» по перспективным направлениям все еще мала относительно основного бизнеса компании — это всего несколько процентов от совокупной выручки. В 1 полугодии 2023 года ипотечный маркетплейс по скорректированной EBITDA вышел в плюс, но убыток транзакционного бизнеса по скорректированной EBITDA в разы превышает выручку от данного направления.

Финансовые показатели ипотечного маркетплейса и транзакционного бизнеса «Циана», млн рублей

20221п2023
Совокупная выручка8 2665 063
Выручка ипотечного маркетплейса229201
Скорректированная EBITDA ипотечного маркетплейса−15534
Выручка транзакционного бизнеса13315
Скорректированная EBITDA транзакционного бизнеса−479−229

Финансовые показатели ипотечного маркетплейса и транзакционного бизнеса «Циана», млн рублей

Совокупная выручка
20228 266
1п20235 063
Выручка ипотечного маркетплейса
2022229
1п2023201
Скорректированная EBITDA ипотечного маркетплейса
2022−155
1п202334
Выручка транзакционного бизнеса
2022133
1п202315
Скорректированная EBITDA транзакционного бизнеса
2022−479
1п2023−229

Что в итоге

Исторический момент для компании — выход в прибыль по итогам 2022 года. Движение в направлении цифровой трансформации бизнеса и развития дополнительных сервисов увеличит стоимость «Циана» в будущем.

Сопутствующие услуги проведения сделок, расчетов и регистрации недвижимости в электронном формате должны упростить взаимоотношения сторон по сделке. Еще это принесет дополнительный доход и усилит конкурентные преимущества «Циана».

Сервису по проведению сделок нужны доработка и развитие. Пока им можно воспользоваться, проводя сделки с квартирами на вторичном рынке, а квартиру в новостройке от застройщика на сайте «Циана» приобрести нельзя. Также непонятно, зачем нужен риелтор в цепочке онлайн-сделок через сервис «Циана»: с помощью риелтора сделку можно провести без участия компании.

Она выглядит недооцененной по мультипликатору P / S  . На момент IPO он был 16, а сейчас около 4 — притом что компания начала приносить прибыль.

Ключевой вопрос для акционеров компании — редомициляция. Холдинговая компания «Циан» зарегистрирована на Кипре, а в обращении на Мосбирже находятся ADS — американские депозитарные акции.

Компания подала в Банк России документы для регистрации проспекта ценных бумаг иностранного эмитента, чтобы поддержать листинг на Мосбирже после делистинга бумаг компании с Нью-Йоркской фондовой биржи, который состоялся 31 июля 2023 года. В дальнейшем «Циану» предстоит решить вопрос со сменой юрисдикции на «дружественную», чтобы снизить риски для акционеров.

Новости, которые касаются инвесторов, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @investnique