Отчет «М-видео-эльдорадо» за 1 полугодие 2023 года: убыток растет, есть проблемы с долгом
25 августа «М-видео-эльдорадо» раскрыла ключевые финансовые показатели за 1 половину 2023 года.
Главное из отчета:
- Общие продажи (GMV) по итогам 1 полугодия рухнули почти на 17% — до 219 млрд рублей.
- Онлайн-продажи выросли на 4% — до 155,4 млрд рублей, это 71% от GMV.
- 50% оборота группы приходится на мобильные решения.
- Выручка в январе — июне 2023 года сократилась на 18% — до 179,2 млрд рублей.
- Валовая прибыль снизилась на 13% — до 39,2 млрд рублей.
- Валовая маржа выросла с 20,6 до 21,8%.
- EBITDA сократилась на 1% — до 17,2 млрд рублей, — а рентабельность показателя выросла с 8 до 10%.
- Чистый убыток увеличился на 33% — до −6,1 млрд рублей.
- Чистый долг вырос на 27% — до рекордных 83,4 млрд рублей.
- Долговая нагрузкапо коэффициенту «чистый долг / EBITDA» на конец периода составляла 5,3×.
Операционные показатели
Общие продажи (GMV) по итогам 1 полугодия упали почти на 17% — до 219 млрд рублей, — что, кроме всего прочего, связано с аномальным скачком продаж в марте прошлого года, когда население массово скупало электронную и бытовую технику из-за опасений, что она подорожает и станет менее доступной. При этом в 2 квартале этого года GMV вырос на 26%, потому что в апреле — июне 2022 года спрос на товары группы рухнул.
Динамика общих продаж «М-видео-эльдорадо», млрд рублей
1п2020 | 208 |
1п2021 | 258 |
1п2022 | 262 |
1п2023 | 219 |
Динамика общих продаж «М-видео-эльдорадо», млрд рублей
1п2020 | 208 |
1п2021 | 258 |
1п2022 | 262 |
1п2023 | 219 |
Онлайн-продажи выросли на 4% — до 155,4 млрд рублей, — а их доля в общих продажах увеличилась до рекордных 71%. Около половины оборота холдинга в январе — июне приходилось на мобильные решения.
Компания сообщает, что 83% трафика прошло онлайн и только 17% — через магазины. Но в статистике продажи учитываются как онлайн, даже если клиент сделал покупку через клиентское приложение, фактически находясь в офлайн-магазине. Поэтому хоронить офлайн-бизнес, на мой взгляд, рано. Скорее можно говорить об успехе гибридной модели.
С 2020 года группа перешла на гибридную модель One Retail, которая позволяет сочетать онлайн- и офлайн-сегменты бизнеса на единой технологической базе — физические магазины, веб-сайты и мобильные приложения.
В структуре выдачи товаров офлайн-магазины пока преобладают: на них приходится 52% всей выдачи. Еще 25% товаров доставлялось на дом, а 23% клиент получал самовывозом.
Менеджмент тестирует новый формат магазинов с небольшой торговой площадью — 500—600 кв. метров — и системой вертикального хранения товаров. Уже открыто 17 таких магазинов в Москве, Казани и других городах России, а до конца 2023 года планируется увеличить количество магазинов сети нового формата до 60 более чем в 45 населенных пунктах.
На 30 июня 2023 у группы были подписанные соглашениями с поставщиками из 16 стран, которые обеспечивали поставку высокооборачиваемых товаров , от бытовой до цифровой техники. По итогам 1 полугодия доля импорта достигла около 30%, что позволяет заместить продажи брендов, ушедших с российского рынка .
Структура выдачи товаров «М-видео-эльдорадо»
1п2021 | 1п2022 | 1п2023 | |
---|---|---|---|
Магазин | 65% | 51% | 52% |
Самовывоз | 27% | 23% | 23% |
Доставка на дом | 8% | 26% | 25% |
Структура выдачи товаров «М-видео-эльдорадо»
Магазин | |
1п2021 | 65% |
1п2022 | 51% |
1п2023 | 52% |
Самовывоз | |
1п2021 | 27% |
1п2022 | 23% |
1п2023 | 23% |
Доставка на дом | |
1п2021 | 8% |
1п2022 | 26% |
1п2023 | 25% |
Финансовые показатели
Выручка «М-видео-эльдорадо» в январе — июне 2023 года сократилась на 18% — до 179,2 млрд рублей — на фоне падения общих продаж.
Себестоимость продаж при этом снизилась на 19% — до 140 млрд рублей, — а коммерческие, общехозяйственные и административные расходы сократились на 14% — до 35,3 млрд рублей.
Операционная прибыль выросла на 12% — до 4 млрд рублей — от низкой базы прошлого года. По сравнению с более стабильным периодом 1 половины 2021 года операционная прибыль рухнула в 4 раза.
EBITDA сократилась на 1% — до 17,2 млрд рублей, — а рентабельность показателя выросла с 8 до 10%.
Финансовые доходы группы сократились в 6 раз — до 307 млн рублей — на фоне падения процентных доходов. При этом финансовые расходы выросли на 7% — до 11,8 млрд рублей — на фоне переоценки курсовых разниц и увеличения процентных расходов по аренде.
Чистый убыток вырос на 33% — до рекордных −6,1 млрд рублей.
Финансовые показатели «М-видео-эльдорадо», млрд рублей
1п2020 | 1п2021 | 1п2022 | 1п2023 | |
---|---|---|---|---|
Выручка | 173,9 | 212,8 | 218,8 | 179,2 |
Операционная прибыль | 11,5 | 16,2 | 3,6 | 4,0 |
EBITDA | 23,3 | 28,8 | 17,3 | 17,2 |
Чистая прибыль | 3,4 | 7,1 | −4,6 | −6,1 |
Финансовые показатели «М-видео-эльдорадо», млрд рублей
Выручка | |
1п2020 | 173,9 |
1п2021 | 212,8 |
1п2022 | 218,8 |
1п2023 | 179,2 |
Операционная прибыль | |
1п2020 | 11,5 |
1п2021 | 16,2 |
1п2022 | 3,6 |
1п2023 | 4,0 |
EBITDA | |
1п2020 | 23,3 |
1п2021 | 28,8 |
1п2022 | 17,3 |
1п2023 | 17,2 |
Чистая прибыль | |
1п2020 | 3,4 |
1п2021 | 7,1 |
1п2022 | −4,6 |
1п2023 | −6,1 |
Долговая нагрузка
Общий долг группы с начала года сократился на 3% — до 92,6 млрд рублей. При этом объем денег и их эквивалентов на счетах сократился более чем в 3 раза, до 9,2 млрд рублей.
Чистый долг в результате вырос на 27% — до рекордных 83,4 млрд рублей.
Уровень долговой нагрузки по коэффициенту «чистый долг / EBITDA» сократился за 6 месяцев с 6,3 до 5,3×, но все еще остается угрожающе высоким.
Рост долговой нагрузки связан с организацией логистики по альтернативным каналам поставок, что потребовало от бизнеса дополнительного финансирования оборотного капитала.
В марте рейтинговое агентство «Эксперт РА» понизило рейтинг кредитоспособности «М-видео» до уровня ruA на фоне роста долговой нагрузки.
Холдингу все сложнее исполнять обязанности перед своими кредиторами. В финансовой отчетности менеджмент сообщает, что компания нарушила некоторые финансовые ковенанты , что дает банкам право требовать досрочного погашения этих обязательств.
Резкий рост ключевой ставки ЦБ делает положение бизнеса еще более шатким, но все обязательства «М-видео-эльдорадо» выражены в рублях, и девальвация национальной валюты в целом играет на руку компании.
Долговая нагрузка «М-видео-эльдорадо», млрд рублей
2019 | 2020 | 2021 | 2022 | 1п2023 | |
---|---|---|---|---|---|
Общий долг | 49,41 | 47,93 | 69,2 | 95,7 | 92,6 |
Чистый долг | 44,7 | 40,48 | 57,1 | 65,5 | 83,4 |
Чистый долг / EBITDA | 1,7× | 1,4× | 4,2× | 6,3× | 5,3× |
Долговая нагрузка «М-видео-эльдорадо», млрд рублей
Общий долг | |
2019 | 49,41 |
2020 | 47,93 |
2021 | 69,20 |
2022 | 95,70 |
1п2023 | 92,60 |
Чистый долг | |
2019 | 44,70 |
2020 | 40,48 |
2021 | 57,10 |
2022 | 65,50 |
1п2023 | 83,40 |
Чистый долг / EBITDA | |
2019 | 1,7× |
2020 | 1,4× |
2021 | 4,2× |
2022 | 6,3× |
1п2023 | 5,3× |
Что в итоге
Отчет выглядит кошмаром для акционеров: выручка сократилась, чистый убыток стал еще больше, чистый долг достиг рекордного уровня. При этом компания сообщает, что нарушила ряд договоренностей с кредиторами, что дает последним право требовать возврата долга досрочно.
Есть реальная угроза финансовой устойчивости, хотя такой большой бизнес вряд ли будут банкротить — скорее всего, с большинством кредиторов удастся договориться на новых условиях.
В такой ситуации рассчитывать на дивиденды в обозримой перспективе не приходится. Последний раз их платили по итогам 9 месяцев 2021 года — с тех пор выплат не было.
Инвестиции в такого эмитента связаны с повышенным риском: удастся менеджменту вывести компанию в безубыточную зону и договориться с кредиторами — акции на бирже могут сильно вырасти. Но если группа продолжит генерировать убытки и наращивать долговую нагрузку, возможен худший сценарий для нее и ее акционеров.
Новости, которые касаются инвесторов, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @investnique