5 фактов об отчете Ozon за третий квартал 2024 года

Выручке помогли реклама и банкинг, а доходам — пожар
7
5 фактов об отчете Ozon за третий квартал 2024 года
Аватар автора

Роман Романович

зарабатывает на инвестициях

Страница автора

6 ноября Ozon  опубликовал отчет за третий квартал 2024 года, и вот главное из него:

  1. Выручка увеличилась на 41% — до 153,7 млрд рублей.
  2. Скорректированный показатель EBITDA вырос до положительного значения в 13 млрд рублей.
  3. Убыток сократился на 21,3 млрд рублей и составил 0,7 млрд рублей.
Источник: TradingView
Источник: TradingView
Факт № 1

Реклама и банкинг дали основной рост выручки

За девять месяцев 2024 года выручка Ozon выросла на 35% год к году  — до 399 млрд рублей. Около 66% выручки приносят собственная продажа товаров и комиссия с продавцов, но эти сегменты дали прирост выручки всего 12% год к году, или на 29 млрд рублей, до 262 млрд рублей.

Основной вклад в рост выручки группы дали продажа рекламы внутри маркетплейса и банковские услуги, чья выручка суммарно выросла на 34% год к году, или на 74 млрд рублей, до 137 млрд рублей.

На 30 сентября маркетплейсом пользовались 54 млн покупателей и около 600 тысяч продавцов. Ozon дает продавцам инструменты вывода своих товаров на главную страницу и иные методы продвижения среди многочисленных конкурентов по нише. Рост числа покупателей и продавцов и расширение рекламных возможностей позволили увеличить выручку на 92% год к году.

Ozon приобрел банк в мае 2021 года. Покупка позволила не платить деньги другим банкам при проведении транзакций с карты покупателя на расчетный счет компании, так как этим занимается собственный банк. Сэкономленное на комиссиях вложили в снижение цен, когда покупатель приобретает товар с помощью карты «Ozon Банка». Также компания запустила собственную линейку банковских продуктов, а 30% операций по картам проходит вне платформы Ozon.

Структура выручки Ozon за девять месяцев 2024 года 

КатегорияОбъем, млрд рублейРост год к годуДоля
Продажа товаров12810%32%
Комиссия маркетплейса13415%34%
Реклама8792%22%
Прочая выручка1986%5%
Процентная выручка31292%8%

Структура выручки Ozon за девять месяцев 2024 года 

Продажа товаров
Объем, млрд рублей128
Рост год к году10%
Доля32%
Комиссия маркетплейса
Объем, млрд рублей134
Рост год к году15%
Доля34%
Реклама
Объем, млрд рублей87
Рост год к году92%
Доля22%
Прочая выручка
Объем, млрд рублей19
Рост год к году86%
Доля5%
Процентная выручка
Объем, млрд рублей31
Рост год к году292%
Доля8%
Факт № 2

Ухудшил прогноз оборота товаров из-за проблем с платежами

За девять месяцев оборот товаров  на маркетплейсе увеличился на 71% год к году, до 1,9 трлн рублей. Ранее Ozon прогнозировал рост оборота товаров на маркетплейсе  на 70%.

После выхода отчета компания скорректировала прогноз роста до 60—70% по итогам 2024 года. Причина: возникли проблемы с проведением транзакций с китайскими поставщиками и посредниками. Также, судя по всему, влияет политика Центрального банка, из-за которой кредиты стали дороже, а одобрение новых потребительских кредитов без залога — менее привлекательным для банков.

Чем больше товаров проходит через маркетплейс, тем больше компания может выручить денег на комиссиях и рекламе.

Факт № 3

Прервали серию из 15 операционно убыточных кварталов подряд

За девять месяцев 2024 года операционный убыток Ozon вырос на 58% год к году, до 9,3 млрд рублей. Компания закончила третий квартал с операционной прибылью в 5,5 млрд рублей, но за счет единоразового события — страховой выплаты в 6,4 млрд рублей за пожар на фулфилменте в Московской области.

Без этого за девять месяцев 2024 года себестоимость и операционные расходы выросли на 34% год к году, до 425 млрд рублей, тогда как общая выручка увеличилась на 35%, до 399 млрд рублей.

Источник: финансовые отчеты Ozon
Факт № 4

Готов получить положительную EBITDA по итогам года

За девять месяцев 2024 года EBITDA  выросла на 425%, до 22 млрд рублей. Наибольший вклад внесли результаты за третий квартал, в котором компания показала 13 млрд рублей EBITD. Это шестой квартал с положительным показателем из 15 с момента выхода на биржу. А наибольшую выгоду компании приносят финансовые услуги — 20 млрд EBITDA.

По прогнозам руководства, по итогам года Ozon должен получить положительную EBITDA.

Факт № 5

Стоит дороже американского Amazon и китайской Alibaba

В сравнении с похожими компаниями из других стран Ozon выглядит привлекательным по мультипликаторам и темпам роста. Наиболее близкий по формату и темпам роста аргентинский маркетплейс Mercado Libre растет аналогичными темпами, но при этом оценивается в 1,5 раза дороже по мультипликатору EV / EBITDA.

В отличие от Ozon аргентинский маркетплейс стабильно показывает прибыль с 2021 года, а за первое полугодие 2024 его прибыль увеличилась вдвое.

Показатели Ozon и мировых аналогов 

КомпанииСтранаEV / EBITDAРентабельность по EBITDAРост выручки за 12 месяцев
OzonРоссия27,78,4%41%
AmazonСША19,919,6%11%
AlibabaКитай9,318,1%1%
Mercado LibreАргентина41,7513,4%41%

Показатели Ozon и мировых аналогов 

Ozon
СтранаРоссия
EV / EBITDA27,7
Рентабельность по EBITDA8,4%
Рост выручки за 12 месяцев41%
Amazon
СтранаСША
EV / EBITDA19,9
Рентабельность по EBITDA19,6%
Рост выручки за 12 месяцев11%
Alibaba
СтранаКитай
EV / EBITDA9,3
Рентабельность по EBITDA18,1%
Рост выручки за 12 месяцев1%
Mercado Libre
СтранаАргентина
EV / EBITDA41,75
Рентабельность по EBITDA13,4%
Рост выручки за 12 месяцев41%

Что в итоге

С одной стороны, операционные показатели быстро растут: оборот товаров, количество активных покупателей и число заказов увеличиваются на десятки и даже сотни процентов. С другой стороны, финансовые показатели продолжают оставаться неустойчивыми. Несмотря на сокращение квартального убытка, по итогам девяти месяцев 2024 года чистый убыток увеличился на 71% — до 42 млрд рублей.

Некоторый оптимизм внушает выход показателя скорректированной EBITDA в положительные значения как по итогам третьего квартала, так и по итогам девяти месяцев. Компания также ожидает, что показатель скорректированной EBITDA за весь 2024 год будет положительным. Позитивными выглядят и рост процентной выручки и быстрое развитие сегмента «Финтех», который помогает компании улучшать общие результаты.

Новости, которые касаются инвесторов, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @investnique

Роман РомановичДержите акции Ozon в портфеле?
  • iVanovЧего я честно не понимаю – откуда столько терпения у инвесторов Озона? Единственная причина по которой хронически убыточная компания всё ещё существует – это деньги инвесторов, которые, видимо, всё ещё надеются когда-нибудь увидеть наконец реальную прибыль. Кто все эти люди со стальными нервами и бесконечным терпением? Пока компания лишь бодро прожигает миллиардную выручку из года в год на развитие бизнеса.6
  • ЗлатеникаНаиболее близкий по формату и темпам роста аргентинский маркетплейс Mercado Libre ну и ещё он не аргентинский, а латиноамериканский - головная компания в Уругвае зарегистрирована. В этом и разница между озоном и меркадо либре - первые работают на рынке одной страны, а вторые - на рынке целого региона, со всеми вытекающими и сложностями, и возможностями. но с точки зрения пользовательского опыта и удобства озон, конечно, на две головы выше меркадо либре - все-таки российские финтехи одни из лучших в мире2
  • ЗлатеникаiVanov, Озон - прожигали деньги инвесторов ещё при Ельцине )0
  • user1579346Златеника, Озон есть не только в России2
  • AlexanderВот чего не пойму. По консолидированной отчётности за 2024H1 выручка и OZON и MVID около 200млрд*, и там и там 90млрд заёмных средств. Ставки по заёмным средствам чуть лучше у MVID (т.к. 2 выпуска облиги с фикс купоном ). При этом накопленный убыток MVID 10млрд (из них в последнем полугодии 6), а OZON 103 млрд ** из них в последнем полугодии 40. При этом сравните настроения по OZON и по MVID. насколько положительные по первому и отрицательные по второму. *) Чисто онлайновая выручка у обоих также сравнима. **) 103 убыток это без учётка допки, так бы 103+130. Справедливости ради у MVID одобрена но не выполнена допка, но там даже близко не такие объёмы.0
  • Роман ЮрьевичЯ держу 5 акций, как акции роста - почему при таких вроде бы финансовых показателях? - Да просто, потому что я смотрю сейчас на Озон не как на маркетплейс, а уже как на экосистему, где помимо их сайта маркетплейса, потихоньку взрастает и банк, а потенциально будут и другие сервисы.1
  • Светлана ШишкинаПрикупила одну0