Отчеты продуктовых ретейлеров за 1 квартал 2023 года: сравниваем показатели
В 1 квартале 2022 года экономика России подверглась серьезным шокам: всплеск инфляции, волатильность валютного курса, санкции, рост ставки ЦБ с 9,5 до 20%, повышенный спрос на продукты длительного хранения у населения.
Ситуация в розничной торговле отражает текущее экономическое состояние страны и ее граждан. Ключевые показатели ретейлеров тесно связаны с динамикой реальных располагаемых доходов населения, продовольственной инфляцией и общими ожиданиями: когда люди уверены в завтрашнем дне, они охотнее тратят деньги на текущее потребление.
С начала 2022 года ситуацию в значительной степени удалось стабилизировать. К концу сентября ЦБ снизил ключевую ставку до 7,5% и с тех пор держит ее на этом уровне.
При этом продовольственная инфляция по итогам 1 квартала 2023 года сократилась до 7,2% — на фоне высокой базы прошлого года и сохраняющегося баланса между спросом и предложением.
Но о полноценном выходе из кризиса говорить пока рано: рынок продовольствия в физическом выражении продолжил сокращаться темпом 2—2,5% год к году, а оборот розничной торговли в январе — марте 2023 года сократился, по данным Росстата, на 7,3% за вычетом инфляции — до 10,37 трлн рублей. Реальные располагаемые доходы демонстрируют минимальный рост. Минэкономразвития ожидает, что по итогам 2023 года показатель вырастет на 3,4% — против падения на 1% в 2022 году.
Многие российские ретейлеры уже раскрыли ключевые операционные показатели за 1 квартал 2023 года. Оценим результаты крупнейших розничных сетей, чтобы понять, кто лучше и быстрее адаптируется к кризисным явлениям.
X5 Group
Главное из отчета:
- В 1 квартале розничная сеть выросла на 437 магазинов.
- На конец марта под управлением группы находилось 12 760 магазинов.
- Рост чистой выручки на 15,7% — до 689,18 млрд рублей.
- Дискаунтер «Чижик» показал пятикратный рост выручки.
- Продажи цифровых бизнесов выросли на 35,9% — до 25,56 млрд рублей.
- Средний чек вырос на 2,1% — до 494,3 ₽.
- Количество покупателей по итогам 1 квартала почти достигло 1,6 млрд клиентов.
- В феврале закрыли последний магазин «Карусели».
По итогам января — марта 2023 года чистая выручка холдинга выросла на 15,7% — до 689,18 млрд рублей. Лучшая динамика была у сети «Чижик», ее выручка показала пятикратный рост к аналогичному периоду прошлого года. Еще в прошлом году руководство X5 Group заявляло, что планирует ускорить развитие этой сети «жестких дискаунтеров». Только в 1 квартале этого года открыли 74 новых магазина «Чижик», а общее количество магазинов сети на 31 марта достигло 591.
Неплохую динамику розничной выручки в прошедшем квартале показала и крупнейшая сеть группы «Пятерочка» — прибавка 12,2%, до 548,9 млрд рублей, из-за расширения и реконструкции сети. За 5 лет бизнес планирует обновить все магазины в рамках нового подхода к дизайну, ассортименту и организации пространства.
Продажи цифровых бизнесов выросли на 35,9% — до 25,56 млрд рублей — в основном за счет увеличения общего торгового оборота сервисов экспресс-доставки на 68,6%. При этом количество заказов через сервис Vprok.ru сократилось на 30% — до 1,2 млн.
Средний чек по группе вырос незначительно — на 2,1%, до 494,3 ₽. Самый большой средний чек был у сети гипермаркетов «Карусель» — 1098,9 ₽, но в феврале закрыли последний магазин «Карусели»: компания мотивирует отказ от сети изменением покупательского поведения. Самый маленький средний чек остается у «Пятерочки» — всего 465,4 ₽.
Общее количество покупателей всех магазинов группы выросло на 13% — до почти 1,6 млрд клиентов. Наибольший прирост покупателей демонстрирует сеть «Чижик»: их количество выросло в 5 раз к аналогичному периоду прошлого года на фоне быстрой экспансии розничной сети. Всего на конец марта под управлением X5 Group находилось 12 760 магазинов.
Ключевые результаты X5 Group, млрд рублей
1к2022 | 1к2023 | Изменение | |
---|---|---|---|
Чистая выручка | 595,77 | 689,18 | 15,7% |
Продажи цифровых бизнесов | 18,8 | 25,6 | 35,9% |
Средний чек | 483,9 ₽ | 494,3 ₽ | 2,1% |
Количество покупателей, млн | 1411,4 | 1595 | 13% |
Количество магазинов | 21 323 | 21 760 | 11,7% |
Ключевые результаты X5 Group, млрд рублей
Чистая выручка | |
1к2022 | 595,77 |
1к2023 | 689,18 |
Изменение | 15,7% |
Продажи цифровых бизнесов | |
1к2022 | 18,8 |
1к2023 | 25,6 |
Изменение | 35,9% |
Средний чек | |
1к2022 | 483,9 ₽ |
1к2023 | 494,3 ₽ |
Изменение | 2,1% |
Количество покупателей, млн | |
1к2022 | 1411,4 |
1к2023 | 1595 |
Изменение | 13% |
Количество магазинов | |
1к2022 | 21 323 |
1к2023 | 21 760 |
Изменение | 11,7% |
«Лента»
Главное из отчета:
- Общая торговая площадь увеличилась на 0,9% и составила 1788,9 тысячи квадратных метров.
- Общие продажи упали на 5,8% год к году — до 124,6 млрд рублей.
- Розничные продажи сократились на 6,2% — до 122,5 млрд рублей.
- Сопоставимые продажи упали на 5,6%.
- Онлайн-продажи выросли на 1,1% год к году — до 11 млрд рублей.
- EBITDA рухнула на 42,6% и составила 2,6 млрд рублей, маржа EBITDA опустилась до 2,1%.
- Отношение чистого долга к EBITDA выросло с начала года с 1,6 до 2,4×.
Выручка компании по итогам 1 квартала 2023 года сократилась на 5,8% — до 124,64 млрд рублей — на фоне падения розничных продаж на 6,2% — до 122,48 млрд рублей.
Менеджмент объясняет столь слабые результаты двумя факторами: сдержанным потребительским спросом и высокой базой прошлого года. Статистика говорит о том, что сократилась частота визитов в магазины, средний чек покупок и количество товаров в одном чеке: в условиях неопределенности люди стараются лучше контролировать свои траты.
При этом количество розничных магазинов выросло на 4% и на конец марта составило 827, включая 259 гипермаркетов и 568 магазинов малых форматов.
Незначительно выросла онлайн-выручка — на 1,1%, до 10,95 млрд рублей, — на фоне роста количества онлайн-заказов. Напомню, что в начале 2022 года «Лента» завершила сделку по приобретению онлайн-ретейлера «Утконос», чтобы увеличить свою долю в сегменте онлайн-продаж.
EBITDA в январе — марте 2023 года рухнула на 42,6% — до 2,63 млрд рублей — по сравнению с аналогичным периодом 2022 года, а рентабельность упала с 5,2 до 2,1%. При этом бизнес оказался убыточным на операционном уровне, а чистый убыток по итогам 1 квартала достиг 2,51 млрд рублей.
Ключевые результаты «Ленты», млрд рублей
1к2022 | 1к2023 | Изменение | |
---|---|---|---|
Выручка | 132,37 | 124,64 | −5,8% |
Онлайн-выручка | 10,84 | 10,95 | 1,1% |
Средний чек | 1078 ₽ | 1026 ₽ | −4,9% |
EBITDA | 6,89 | 2,63 | −42,6% |
Рентабельность по EBITDA | 5,2% | 2,1% | −3,1 п.п. |
Операционная прибыль или убыток | 2,53 | −1,65 | — |
Чистая прибыль или убыток | 0,74 | −2,51 | — |
Ключевые результаты «Ленты», млрд рублей
Выручка | |
1к2022 | 132,37 |
1к2023 | 124,64 |
Изменение | −5,8% |
Онлайн-выручка | |
1к2022 | 10,84 |
1к2023 | 10,95 |
Изменение | 1,1% |
Средний чек | |
1к2022 | 1078 ₽ |
1к2023 | 1026 ₽ |
Изменение | −4,9% |
EBITDA | |
1к2022 | 6,89 |
1к2023 | 2,63 |
Изменение | −42,6% |
Рентабельность по EBITDA | |
1к2022 | 5,2% |
1к2023 | 2,1% |
Изменение | −3,1 п.п. |
Операционная прибыль или убыток | |
1к2022 | 2,53 |
1к2023 | −1,65 |
Изменение | — |
Чистая прибыль или убыток | |
1к2022 | 0,74 |
1к2023 | −2,51 |
Изменение | — |
Fix Price
Главное из отчета:
- Торговая площадь под бренд Fix Price выросла на 15,5% — до 1266,3 тысячи квадратных метров.
- В 1 квартале количество магазинов выросло на 185 — до 5848.
- Рассчитывают, что за 2023 год сеть увеличится на 750 магазинов.
- Общая выручка увеличилась на 5,2% — до 65,9 млрд рублей.
- Розничная выручка выросла на 4,9% — до 58,1 млрд рублей.
- Сопоставимые продажи снизились на 5,1%.
- Средний чек вырос на 4,2% — до 330 ₽.
- EBITDA в 1 квартале составила 11,2 млрд рублей, маржа по EBITDA — 16,9%.
- Чистая прибыль составила 5,9 млрд рублей.
Выручка компании по итогам 1 квартала 2023 года прибавила 5,2% и выросла до 65,9 млрд рублей. Розничная выручка увеличилась на 4,9% — до 58,1 млрд рублей, — а оптовая выручка — на 7,6%, до 7,8 млрд рублей. Средний чек по сравнению с аналогичным периодом прошлого года вырос на 4,2% — до 330 ₽.
Рост выручки в первую очередь связан с продолжающимся расширением розничной сети. Общее количество магазинов Fix Price выросло на 15% и на конец марта составило 5848 торговых точек. Из них 5206 — под прямым управлением группы, 642 — франчайзинговые магазины. При этом менеджмент подтвердил свой прогноз чистых открытий на 2023 год — 750 магазинов.
При этом сопоставимые продажи (LFL) сократились на 5,1% — на фоне высокой базы прошлого года и общей неопределенности, которая негативно влияет на покупательский спрос.
Показатель EBITDA по итогам 1 квартала 2023 года составил 11,2 млрд рублей, а его рентабельность сохранилась на достаточно высокой отметке — 16,9%. Чистая прибыль за период составила 5,9 млрд рублей, а рентабельность показателя — 8,9%.
Ключевые результаты Fix Price, млрд рублей
1к2022 | 1к2023 | Изменение | |
---|---|---|---|
Выручка | 62,6 | 65,9 | 5,2% |
Розничная выручка | 55,4 | 58,1 | 4,9% |
Средний чек | 317 ₽ | 330 ₽ | 4,2% |
Общее количество магазинов | 5083 | 5848 | 15% |
EBITDA | — | 11,2 | — |
Рентабельность по EBITDA | — | 16,9% | — |
Чистая прибыль | — | 5,9 | — |
Рентабельность по чистой прибыли | — | 8,9 | — |
Ключевые результаты Fix Price, млрд рублей
Выручка | |
1к2022 | 62,6 |
1к2023 | 65,9 |
Изменение | 5,2% |
Розничная выручка | |
1к2022 | 55,4 |
1к2023 | 58,1 |
Изменение | 4,9% |
Средний чек | |
1к2022 | 317 ₽ |
1к2023 | 330 ₽ |
Изменение | 4,2% |
Общее количество магазинов | |
1к2022 | 5083 |
1к2023 | 5848 |
Изменение | 15% |
EBITDA | |
1к2022 | — |
1к2023 | 11,2 |
Изменение | — |
Рентабельность по EBITDA | |
1к2022 | — |
1к2023 | 16,9% |
Изменение | — |
Чистая прибыль | |
1к2022 | — |
1к2023 | 5,9 |
Изменение | — |
Рентабельность по чистой прибыли | |
1к2022 | — |
1к2023 | 8,9 |
Изменение | — |
«Окей»
Главное из отчета:
- Чистая розничная выручка выросла на 3,1% — до 48,7 млрд рублей.
- Чистая выручка гипермаркетов «Окей» упала на 3,8% — до 34,5 млрд рублей.
- Чистая выручка дискаунтеров «Да!» увеличилась на 25,1% — до 14,2 млрд рублей.
- Общие онлайн-продажи выросли на 19,1% — до 1,9 млрд рублей.
- Доля дискаунтеров «Да!» в выручке группы достигла 29,2%.
- Сопоставимые продажи упали на 2,6% за счет плохой динамики гипермаркетов.
- Средний чек группы сократился на 0,4%, но у сети «Да!» вырос на 5,7%.
Чистая розничная выручка в январе — марте 2023 года достигла 48,7 млрд рублей и увеличилась на 3,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При этом розничная выручка гипермаркетов «Окей» за тот же период сократилась на 3,8% — до 34,5 млрд рублей — на фоне падения сопоставимых продаж магазинов на 5,9%.
Компенсировать падение доходов от основного бизнес-направления удалось за счет увеличение выручки сети дискаунтеров «Да!» на 25,1% — до 14,2 млрд рублей. Таким образом, доля дискаунтера в общей выручке выросла до 29,2%. Также уверенный рост наблюдался в сегменте онлайн-продаж — на 19,1%, до 1,9 млрд рублей.
На конец марта 2023 года под управлением группы находилось 78 гипермаркетов «Окей» и 198 дискаунтеров «Да!» с общей торговой площадью 651 659 квадратных метров.
Ключевые результаты «Окея», млрд рублей
1к2022 | 1к2023 | Изменение | |
---|---|---|---|
Розничная выручка группы | 47,3 | 48,7 | 3,1% |
Розничная выручка гипермаркетов «Окей» | 35,9 | 34,5 | −3,8 |
Розничная выручка сети «Да!» | 11,4 | 14,2 | 25,1 |
Доля дискаунтеров «Да!» в выручке | 24,1% | 29,2% | 5,1 п. п. |
Ключевые результаты «Окея», млрд рублей
Розничная выручка группы | |
1к2022 | 47,3 |
1к2023 | 48,7 |
Изменение | 3,1% |
Розничная выручка гипермаркетов «Окей» | |
1к2022 | 35,9 |
1к2023 | 34,5 |
Изменение | −3,8 |
Розничная выручка сети «Да!» | |
1к2022 | 11,4 |
1к2023 | 14,2 |
Изменение | 25,1 |
Доля дискаунтеров «Да!» в выручке | |
1к2022 | 24,1% |
1к2023 | 29,2% |
Изменение | 5,1 п. п. |
Что в итоге
Изучая динамику ключевых показателей крупных розничных сетей в начале 2023 года, можно сделать несколько важных выводов:
- Уровень экономической неопределенности все еще остается высоким, что заставляет покупателей сдерживать свое потребление.
- Основной прирост выручки ретейлерам обеспечивает не увеличение среднего чека, а расширение сети. В условиях стагнирующего рынка это приводит к росту конкуренции между сетями и создает предпосылки для консолидации рынка.
- Лучше себя показывают магазины малого формата и дискаунтеры, в то время как гипермаркеты в целом демонстрируют плохую динамику показателей.
- Чем быстрее менеджмент адаптирует свои сети под новые тренды, тем более высокие результаты они демонстрируют.
- В ближайшие 1—2 года можно ожидать дальнейшего сокращения средней площади магазина в рамках крупных сетей, а также акцента на магазины низких цен и онлайн-продажи.
Лучший результат в рамках нашего обзора показал самый крупный игрок — X5 Group. Это единственная компания, которая продемонстрировала рост сопоставимых продаж. Самыми слабыми выглядят результаты «Ленты», у которой сократились не только сопоставимые продажи и средний чек покупок, но и общая выручка.
Сравнение результатов ретейлеров за 1 квартал 2023 года, млрд рублей
X5 Group | «Лента» | Fix Price | «Окей» | |
---|---|---|---|---|
Розничная выручка | 689,2 | 122,5 | 58,1 | 48,7 |
Изменение выручки | 15,7% | −6,2% | 4,9% | 3,1% |
LFL-продажи | 6,5% | −5,6% | −5,1% | −2,6% |
Средний чек | 494,3 ₽ | 1026 ₽ | 330 ₽ | — |
Сравнение результатов ретейлеров за 1 квартал 2023 года, млрд рублей
Розничная выручка | |
X5 Group | 689,2 |
«Лента» | 122,5 |
Fix Price | 58,1 |
«Окей» | 48,7 |
Изменение выручки | |
X5 Group | 15,7% |
«Лента» | −6,2% |
Fix Price | 4,9% |
«Окей» | 3,1% |
LFL-продажи | |
X5 Group | 6,5% |
«Лента» | −5,6% |
Fix Price | −5,1% |
«Окей» | −2,6% |
Средний чек | |
X5 Group | 494,3 ₽ |
«Лента» | 1026 ₽ |
Fix Price | 330 ₽ |
«Окей» | — |
Новости, которые касаются инвесторов, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @investnique