Новости
4K

Отчет «Яндекса» за первый квартал 2023 года: двузначный рост всех сегментов

7
Отчет «Яндекса» за первый квартал 2023 года: двузначный рост всех сегментов

  • общая выручка выросла на 54% и составила 163,3 млрд рублей;
  • скорректированный показатель EBITDA составил 12,8 млрд рублей;
  • скорректированная чистая прибыль составила 2,6 млрд рублей;
  • самый быстрорастущий сегмент «„Плюс“ и развлекательные сервисы» показал рост на 129%.
Аватар автора

Роман Романович

Страница автора
О компании

Операционные и финансовые результаты

По итогам первого квартала общая выручка «Яндекса» выросла на 54% и составила 163,3 млрд рублей. Скорректированный показатель EBITDA составил 12,8 млрд рублей, а скорректированная чистая прибыль — 2,6 млрд рублей.

При этом компания не стала отражать в отчете динамику показателей скорректированной EBITDA и чистой прибыли из-за разового эффекта низкой базы, так как в марте 2022 года компания направила на единовременную выплату сотрудникам 5,9 млрд рублей. Без этой выплаты показатель скорректированной EBITDA был бы 7,2 млрд рублей.

Финансовые результаты «Яндекса», млрд рублей

1к20221к2023Изменение
Выручка106,01163,2754%
Скорректированная EBITDA1,2712,79Не применяется
Рентабельность по скорректированной EBITDA1%8%Не применяется
Скорректированная чистая прибыль–8,122,57Не применяется

Финансовые результаты «Яндекса», млрд рублей

Выручка
1к2022106,01
1к2023163,27
Изменение54%
Скорректированная EBITDA
1к20221,27
1к202312,79
ИзменениеНе применяется
Рентабельность по скорректированной
EBITDA
1к20221%
1к20238%
ИзменениеНе применяется
Скорректированная чистая прибыль
1к2022–8,12
1к20232,57
ИзменениеНе применяется

Компания выделяет шесть отчетных сегментов бизнеса.

Сегмент № 1

Поиск и портал

Что входит: «Поиск», «Браузер», «Карты и навигатор», а также «Директ» — платформа для размещения рекламы в интернете.

Доля сегмента в общей выручке: 36%.

Результаты сегмента: выручка сегмента увеличилась на 54% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года и составила 67,5 млрд рублей.

Скорректированный показатель EBITDA составил 34,7 млрд рублей, а маржинальность скорректированного показателя EBITDA — 51,4%, что на 6,7 процентных пункта выше в сравнении с прошлым годом.

«Яндекс» отмечает, что этот рост показателя EBITDA частично обусловлен эффектом низкой базы из-за единовременной выплаты сотрудникам в первом квартале прошлого года, а также переносом части направлений бизнеса в другие сегменты.

Общая поисковая доля «Яндекса» на российском рынке выросла на 2,3 процентных пункта и достигла 63,3%. При этом рост доли наблюдался как в поиске на Android-устройствах — на 2,7 процентных пункта до 62,6%, так и на iOS — на 3 процентных пункта до 49,1%. На мобильные устройства пришлось 67,9% поисковых запросов, а общая доля мобильной выручки сегмента составила 60,7%.

По итогам квартала количество партнеров рекламной сети «Яндекса» увеличилось на треть.

Сегмент № 2

Райдтех

Что входит: «Такси», каршеринг «Драйв» и сервис аренды самокатов.

Доля сегмента в выручке: 17%.

Результаты сегмента: выручка сегмента выросла на 23% до 32,5 млрд рублей.

Количество поездок сегмента в первом квартале увеличилось на 22% в сравнении с прошлым годом. Валовая стоимость заказов в сервисах «Райдтеха» выросла на 34% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составила 224,7 млрд рублей. Этого удалось достичь за счет роста числа клиентов и увеличения частоты поездок во всех регионах присутствия сервиса, а также значительного роста доли поездок по тарифам выше «Эконома».

На конец марта 2023 года число активных пользователей, использующих сервисы Яндекс Go, составило 40,9 млн человек — это больше на 19% в сравнении с прошлым годом.

Сегмент № 3

Электронная коммерция, фудтех и доставка

Что входит: маркетплейс «Маркет», сервисы доставки «Еда», «Лавка» и Delivery Club, а также сервис «Доставка».

Доля сегмента в выручке: 30%.

Результаты сегмента: выручка сегмента выросла на 93% до 58 млрд рублей.

Суммарный товарооборот сегмента вырос на 67% и достиг 108 млрд рублей. Количество заказов на «Яндекс Маркете» выросло на 116%. Ассортимент товаров на маркетплейсе вырос почти в три раза в сравнении с прошлым годом и составил на конец квартала 75,3 млн уникальных товаров.

Количество активных покупателей выросло на 42% до 15,3 млн на конец квартала. Также выросло количество активных продавцов, совершивших хотя бы одну продажу за месяц — на 86% до 52,9 тысячи на конец марта.

Количество брендированных пунктов выдачи заказов «Яндекс Маркета» в первом квартале 2023 выросло почти в два раза, а сеть пунктов выдачи заказов уже насчитывает более 13 тысяч точек.

Выручка направления «Доставка» выросла по итогам квартала на 87% до 17,2 млрд рублей.

Сегмент № 4

«Плюс» и развлекательные сервисы

Что входит: «Плюс», «Музыка», «Кинопоиск», «Афиша» и продюсерский центр «Студия».

Доля сегмента в выручке: 7%.

Результаты сегмента: выручка сегмента выросла на 129% до 13,4 млрд рублей.

Число подписчиков «Яндекс Плюса» в первом квартале 2023 года достигло 22,1 миллиона, увеличившись на 77% по сравнению с аналогичным показателем на конец первого квартала 2022 года. Рост выручки сегмента в основном обусловлен увеличением доходов от продаж подписки «Яндекс Плюс» на фоне роста общего числа платящих подписчиков и перехода на единый семейный тариф «Плюс Мульти».

На рост выручки также повиляла хорошая динамика доходов от рекламы, продажи лицензий и доходов «Яндекс Афиши».

Сегмент № 5

Сервисы объявлений

Что входит: портал Auto.ru и сервисы «Недвижимость», «Аренда» и «Путешествия».

Доля сегмента в выручке: 2%.

Результаты сегмента: выручка сегмента выросла на 84% до 4,4 млрд рублей.

Такая динамика обусловлена хорошими результатами «Яндекс Путешествий» и «Яндекс Аренды», которых удалось добиться благодаря растущему спросу на сервисы из-за ухода западных игроков.

Сегмент № 6

Другие бизнес-сегменты и инициативы

Что входит: бизнес по беспилотным автомобилям, Yandex Cloud, «Образование», «Устройства», «Финтех» и другие экспериментальные и нераспределенные направления. По итогам квартала в этот сегмент был переведен ряд сервисов и проектов, а именно: «Яндекс 360» — в Yandex Cloud, голосовой помощник Алиса — в «Устройства и Алису», Yandex Pay и «Яндекс ID» — в «Финтех».

Доля сегмента в выручке: 7%.

Результаты сегмента: выручка сегмента выросла на 82% до 14,2 млрд рублей.

Этот рост был связан в основном с увеличением доходов направления «Устройства и Алиса», сервисов Yandex Cloud и «Яндекс Практикум». Выручка направления «Устройства и Алиса» выросла на 172% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и в первом квартале 2023 года достигла 6,1 млрд рублей. На рост выручки повлиял стабильный спрос на умные устройства «Яндекса», в том числе умные телевизоры с Алисой, поддерживаемый эффективными промокампаниями.

Выручка сервиса Yandex Cloud выросла на 127% год к году благодаря расширению предоставляемых услуг и увеличению доли рынка на фоне растущего спроса на сервисы Yandex Cloud.

Структура выручки за 1 квартал 2023 года, млрд рублей

ВыручкаПрирост за годДоля сегмента в общей выручке
Поиск и портал67,554%36%
Райдтех32,523%17%
Электронная коммерция, фудтех и доставка5893%30%
«Плюс» и развлекательные сервисы13,4129%7%
Сервисы объявлений4,484%2%
Другие бизнес-сегменты и инициативы14,282%7%

Структура выручки за 1 квартал 2023 года, млрд рублей

Поиск и портал
Выручка67,5
Прирост за год54%
Доля сегмента в общей выручке36%
Райдтех
Выручка32,5
Прирост за год23%
Доля сегмента в общей выручке17%
Электронная коммерция, фудтех
и доставка
Выручка58
Прирост за год93%
Доля сегмента в общей выручке30%
«Плюс» и развлекательные сервисы
Выручка13,4
Прирост за год129%
Доля сегмента в общей выручке7%
Сервисы объявлений
Выручка4,4
Прирост за год84%
Доля сегмента в общей выручке2%
Другие бизнес-сегменты и инициативы
Выручка14,2
Прирост за год82%
Доля сегмента в общей выручке7%

Новости

Покупка доли в совместном предприятии с Uber. В конце апреля 2023 «Яндекс» выкупил 29% в совместном бизнесе с американским Uber по сниженной цене — 702,5 млн долларов. В результате сделки «Яндекс» становится единоличным собственником бизнесов такси, каршеринга и аренды самокатов в России и СНГ.

Совместное предприятие Uber и «Яндекса» было создано в 2018 году. Uber инвестировала в него 225 млн долларов и получила 36,6% акций, «Яндекс» получил 59,3%, вложив 100 млн. Дополнительные 4,1% зарезервировали под опционы для сотрудников.

Стоимость совместного предприятия изначально оценивалась в 3,72 млрд долларов. В 2021 году компании провели первую реорганизацию бизнеса — «Яндекс» увеличил долю в совместном бизнесе до 71%, заплатив Uber 1 млрд долларов, из которых 230 млн — опцион на выкуп оставшейся доли.

Весной 2022 года Uber ускорил попытки выхода из совместного предприятия. По условиям опциона «Яндекс» имел право выкупить оставшиеся 29% за 1,85 млрд.

В феврале стороны предварительно договорились о продаже этой доли за 925 млн долларов. Фактическая сумма сделки в размере 702,5 млн долларов оказалась в 2,5 раза ниже условий опциона и ниже предварительных переговоров, а позитив для «Яндекса» — компания сохранила деньги акционеров.

Раздел компании на две части. В марте появились новые возможные варианты будущего раздела «Яндекса» на российскую и международную части. Один из рассматриваемых вариантов предполагает, что голландская Yandex N. V. создаст российское юридическое лицо, в котором получит стопроцентный контроль и передаст права на управление «российским „Яндексом“» фонду менеджеров, в который войдут действующие руководители компании и экс-глава Счетной палаты Алексей Кудрин.

В свою очередь, голландская Yandex N. V. получит лицензии и права на развитие за рубежом проектов компании: беспилотников, облачных технологий, образовательного «Яндекс Практикума» и проекта разметки данных «Толока». В дополнении к этому обсуждается единовременная выплата в адрес голландской компании в размере 300—400 млн долларов.

Представители «Яндекса» не подтверждают эту информацию, но и не опровергают. По словам источников РБК в «Яндексе», «схем больше, чем две, но часть из них уже не актуальна».

19 мая Bloomberg сообщил о том, что руководство «Яндекса» получило предложение о покупке контрольного пакета акций компании от российских бизнесменов Владимира Потанина — совладельца «Норникеля», «Росбанка» и Т⁠-⁠Банка — и Вагита Аликперова — совладельца «Лукойла». Заявка предусматривает получение экономической доли в «Яндексе» в размере 51%, а размер сделки может составить 3,8 млрд долларов, что соответствует оценке всей компании на уровне 7,5 млрд долларов, — это близко к текущей рыночной капитализации «Яндекса».

После возможной сделки голосующий контроль останется у команды менеджеров, как и предполагалось ранее, а покупатели получат только экономическую долю без права влияния на принимаемые решения.

На публикацию новости акции «Яндекса» отреагировали резким ростом — на 5%.

Что в итоге

Рынок отреагировал на отчетность умеренно, и после публикации акции «Яндекса» снижались на 0,5% против роста индекса Мосбиржи на 0,2%.

«Яндекс» продолжает показывать уверенные темпы роста бизнеса — все бизнес-сегменты по итогам квартала показали рост, а в ведущих сегментах компания продолжила укреплять позиции и увеличивать показатели эффективности.

Главным ограничивающим фактором остается раздел бизнеса и его условия. Компания в очередной раз отказалась от публикации финансового прогноза на следующие периоды, но высокие темпы роста бизнеса и лидерство на основных рынках делают «Яндекс» фундаментально привлекательным активом.

С февраля прошлого года акции «Яндекса» упали в цене на 50%, а показатели бизнеса продолжили расти несмотря на кризис.

Источник: TradingView
Источник: TradingView

Новости, которые касаются инвесторов, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @investnique

  • Roman MorozovСкорее бы уже решилось с этой реорганизацией. А то получается бизнес растет, а толку от этого акционерам нет :(2
  • Alex Freeman"Число подписчиков «Яндекс Плюса» в первом квартале 2023 года достигло 22,1 миллиона, увеличившись на 77% по сравнению с аналогичным показателем на конец первого квартала 2022 года. Рост выручки сегмента в основном обусловлен увеличением доходов от продаж подписки «Яндекс Плюс» на фоне роста общего числа платящих подписчиков и перехода на единый семейный тариф «Плюс Мульти»." так мы никогда не узнаем насколько прибыльны "Кинопоиск", "Музыка" и пр. непонятно кто куппил "Плюс"-подписку ради них и/или как часто ими польщзуются все пользователи Плюса и т.д.1
  • Alex FreemanРоман, скажите пожалуйста: я бегло проглядел презентацию - там нет инфы по рентабельности сегментов. Яндекс рассказывает чтонибудь о прибыльности отдельных сегментов?0
  • Роман РомановичAlex, да, они почти не раскрывают рентабельность сегментов. Но в каком-то из прошлых отчетов это было один раз0
  • Роман РомановичRoman, ждем в течение этого года. Больная тема для многих компаний, не только для Яндекса2
  • Давеча вспоминал фразу "Я не вижу ни одного бенефициара" одного пивовара и банкира, в связи с чем хотелось бы увидеть отчёты публичных компаний из ОПК и сравнение их результатов с прошлым годом0
  • Дмитрий ЛогиновБла,бла,бла,бла. Прибыль где? Всё великолепно растёт!!! Кроме того от чём молчат, а молчат именно о ней!!! Почему же? Может её нет? Что говорить о том чего нет?0