Рассчитываем справедливую цену акций Whoosh

Какие перспективы есть у компании и при чем тут «Яндекс»

9
Рассчитываем справедливую цену акций Whoosh
Аватар автора

Сергей Стаценко

торгует на бирже и занимается финансовым анализом

Страница автора

Whoosh — один из крупнейших сервисов аренды электросамокатов в России. В декабре 2022 года компания разместила акции на Мосбирже и привлекла 2,1 млрд рублей, которые инвестировала в увеличение парка самокатов.

Расскажу, какая цена акций может быть интересной для инвесторов и какие перспективы есть у компании.

Как устроен бизнес Whoosh и рынок кикшеринга

С 2019 года Whoosh благодаря низкой конкуренции увеличила выручку с 60 млн рублей за 2019 год до 7 млрд рублей в 2022. В апреле 2023 года сервис был представлен в 52 городах России, а парк насчитывал 133 тысячи самокатов.

Ключевые операционные показатели Whoosh

2019202020212022
Самокаты, тысяч штук1,39,340,981,8
Локации4122540
Поездки, млн0,33,626,355,5
Зарегистрированные пользователи, млн0,21,66,111,9
Количество поездок на активного пользователя3,347,610,7
Средняя стоимость поездки184 ₽247 ₽160 ₽117 ₽

Ключевые операционные показатели Whoosh

Самокаты, тысяч штук
20191,3
20209,3
202140,9
202281,8
Локации
20194
202012
202125
202240
Поездки, млн
20190,3
20203,6
202126,3
202255,5
Зарегистрированные пользователи,
млн
20190,2
20201,6
20216,1
202211,9
Количество поездок на активного
пользователя
20193,3
20204
20217,6
202210,7
Средняя стоимость поездки
2019184 ₽
2020247 ₽
2021160 ₽
2022117 ₽

По данным «Трушеринга», объем рынка краткосрочной аренды электросамокатов в России достиг 13,3 млрд рублей в 2022 году, превысив показатель 2021 года на 64%. К 2025 году прогнозируют рост рынка до 39,5 млрд рублей — это ежегодный рост на 44% с учетом сложного процента.

Порядка 15,5 млн человек воспользовались сервисами аренды электросамокатов и совершили около 103,5 млн поездок за год.

На рынке есть около 40 компаний, крупнейшие из которых — Whoosh  , «Юрент»  и «Яндекс»  . Их доля выросла с 91% в 2021 году до 94% к концу 2022 года.

Показатели крупнейших операторов кикшеринга по итогам 2022 года

«Юрент»Whoosh«Яндекс»
Год запуска201820192021
Количество самокатов85 тысяч75 тысяч17 тысяч
Количество городов12037  4
Количество поездок32 млн52 млн
Количество пользователей11,99 млн
Доля в парке44%39%9%

Показатели крупнейших операторов кикшеринга по итогам 2022 года

Год запуска
«Юрент»2018
Whoosh2019
«Яндекс»2021
Количество самокатов
«Юрент»85 тысяч
Whoosh75 тысяч
«Яндекс»17 тысяч
Количество городов
«Юрент»120
Whoosh37 
«Яндекс»4
Количество поездок
«Юрент»32 млн
Whoosh52 млн
«Яндекс»
Количество пользователей
«Юрент»9 млн
Whoosh11,9
«Яндекс»
Доля в парке
«Юрент»44%
Whoosh39%
«Яндекс»9%

Оценка акций Whoosh с точки зрения инвестора

Рассчитаем, по какой цене акции Whoosh могут быть интересны инвесторам.

При текущей цене акции в 229 ₽ капитализация компании составляет 25,5 млрд рублей. Если принимать в расчет чистую прибыль, скорректированную с учетом суммы расходов на опционную программу поощрения менеджмента — неденежную статью расходов, — то ключевые показатели и коэффициенты будут следующими.

Финансовые показатели Whoosh, млрд рублей

Капитализация на 18.07.202325,5
Скорректированная чистая прибыль по итогам 2022 года1,4
Собственный капитал по итогам 2022 года4,9

Финансовые показатели Whoosh, млрд рублей

Капитализация на 18.07.202325,5
Скорректированная чистая прибыль по итогам 2022 года1,4
Собственный капитал по итогам 2022 года4,9

Мультипликаторы Whoosh

P / E18
P / BV5
ROE29%

Мультипликаторы Whoosh

P / E18
P / BV5
ROE29%

Рынок сейчас оценивает компанию в 5 раз дороже ее капитала, который приносит доход в 29% годовых на вложенный капитал. Но чтобы показатель ROE был достовернее, его лучше рассчитать исходя из размера собственного капитала по итогам 9 месяцев 2022 года, когда привлеченный на бирже акционерный капитал не отражался в отчетности и не задействовался в операционной деятельности.

Собственный капитал на 30 сентября 2022 года составлял 3 млрд рублей. Соответственно, фактический ROE по итогам 2022 года был почти в 1,5 раза больше — 47%, а годом ранее — 75%.

Несмотря на впечатляющие показатели роста, высокую маржинальность и перспективы роста, задача инвестора — не переплатить. Темпы роста выручки, маржинальность и рентабельность капитала, то есть ROE, в дальнейшем, скорее всего, будут снижаться. Рентабельность капитала снизилась в 2022 году, но все равно находится на очень высоком уровне.

Если Whoosh в этом году удастся показать ROE на уровне 35%, то это будет хорошим результатом. Чистая прибыль в этом случае может вырасти до 1,7 млрд рублей, а прибыль в расчете на акцию (EPS) — до 15 ₽.

Если приобрести акции Whoosh по текущей цене в 229 ₽, то доход инвестора, исходя из ожидаемой по итогам 2023 года EPS в 15 ₽, будет составлять 7% годовых. Дивидендная доходность, согласно дивидендной политике компании, при текущем значении показателя «чистый долг / EBITDA» не более 1,5× составит не менее 50% от чистой прибыли и будет не ниже 3,5%.

В качестве более справедливой ставки стоимости капитала (WACC), компенсирующей возможные риски снижения рентабельности капитала компании, я рассматриваю 20%. Такую ставку, например, берет VK для оценки по своим основным проектам.

Соответственно, чтобы инвестору обеспечить такую доходность на вложенный капитал, нужно приобретать акции по 76 ₽.

В любом случае надо оценивать финансовые результаты за полугодие, которые опубликуют в августе. Пока есть лишь предварительные результаты первого полугодия. Также надо будет посмотреть отчет за 9 месяцев 2023 года, чтобы корректировать целевую цену для покупок акций. Стоит ознакомиться и с отчетом.

Какие перспективы могут быть у Whoosh

Хотя никаких слухов о приобретении Whoosh не было, я предполагаю, что компанию может купить «Яндекс». Вот какие есть аргументы за.

Поздний выход. «Яндекс» поздно вышел на рынок аренды электросамокатов, упустив время и долю рынка. Теперь, чтобы догнать конкурентов, ему придется приобретать их — либо уйти с рынка из-за невозможности конкурировать с далеко ушедшими лидерами.

Недостаточно купить самокаты — нужна еще инфраструктура по их обслуживанию. А это вложения в ремонт, хранение, зарядные станции и замену батарей.

Высокая маржинальность Whoosh. Бизнес по аренде электросамокатов приносит хорошую прибыль. Рентабельность по EBITDA у Whoosh составила 44% в 2022 году, у «Яндекса» — 13%.

«Яндекс» может позволить себе купить готовый бизнес по более высокой цене и получить синергетический эффект от интеграции в свою экосистему. В долгосрочной перспективе это даст хороший доход от растущего бизнеса.

Сохранение темпов роста. «Яндексу», как и любому лидеру в каком-либо секторе, нужно поддерживать высокие темпы роста. Это можно сделать как за счет роста имеющихся направлений, так и за счет поглощений. Они увеличат капитализацию компании и доход акционеров, а также дадут контроль секторов, в которых работает компания, и сохранят ее конкурентоспособность.

Также компании нужно куда-то инвестировать свободный кэш, которого на счетах накопилось 120 млрд рублей. Эти деньги прибыльнее вложить в бизнес, чем держать на счетах и депозитах, особенно с учетом инфляции.

Экосистема средств мобильности. Аренда электросамокатов идеально вписывается в существующую экосистему «Яндекса»: такси, доставка еды, каршеринг, самокаты. Компания не станет отказываться от сервиса аренды электросамокатов.

Что в итоге

Чтобы поддерживать дальнейший рост Whoosh, понадобятся значительные капиталовложения в парк самокатов и в инфраструктуру по его обслуживанию.

По мере падения рентабельности капитала Whoosh будет сложнее привлекать акционерный капитал. В любом случае основателям компании и портфельному инвестору — фонду ВТБ — захочется продать компанию для поиска новых незанятых рынков, меценатства или бессрочного отпуска.

У «Яндекса» больше возможностей финансировать растущий бизнес и получать синергетический эффект от экономии и продаж в рамках экосистемы. Думаю, компании может быть интересно поглощение одного из крупнейших сервисов кикшеринга.

Даже если «Яндекс» не станет поглощать конкурентов, он прибегнет к демпингу, вынуждая мелких операторов покидать рынок и снижая рентабельность крупных. Это в итоге подтолкнет их к сделкам М&А — слияниям и поглощениям — с «Яндексом», который все равно выживет, чего не скажешь про «Юрент» или Whoosh.

Не исключено, что могут поглотить другого крупного оператора кикшеринга — «Юрент». Аренда самокатов — не основное направление деятельности акционеров, финансирующих «Юрент», то есть инвестфондов из АФК «Система», МТС и венчурного фонда из группы «ВЭБ.РФ». В какой-то момент они захотят получить деньги обратно, и тогда уже двум компаниям придется конкурировать за место в сделке М&А.

Инвесторам, желающим вложиться в перспективный бизнес с возможностью продажи акций с премией к справедливой цене, если Whoosh станет объектом M&A, не стоит брать акции по любой цене: постепенно снижается рентабельность капитала. «Юрент» также привлекает финансирование, расширяет парк и увеличивает количество локаций, что приведет к еще большему падению дохода на вложенный капитал у кикшеринговых компаний.

Напомню, что IPO Whoosh было по 185 ₽ за акцию, а торги на бирже начались по 239 ₽. За несколько дней цена упала на 34% — до 160 ₽ за акцию. По этой цене в течение месяца акции выкупали инвесторы, посчитавшие данный уровень более обоснованным, чем при IPO.

Для более осторожных инвесторов отличной была бы цена около 100 ₽ за акцию или даже ниже. Это будет соответствовать 15% дохода на вложенный капитал, или Р / Е 8.

Новости, которые касаются инвесторов, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @investnique

Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка

Сообщество