Новости
9K

Отчет «Яндекса» за 3 квартал: все растет, но инвесторы ждут подвоха

14
Отчет «Яндекса» за 3 квартал: все растет, но инвесторы ждут подвоха

«Яндекс» (MOEX: YNDX) — международная технологическая компания, основанная в России в 2000 году. Тогда была образована отдельная компания «Яндекс», а в 2007 она зарегистрировалась в Нидерландах и объединила активы на базе Yandex N. V.

«Яндекс» ведет бизнес в 21 стране мира и владеет сервисами поиска, интернет-порталами, маркетплейсами, сервисами доставки еды, музыки, каршеринга и другими проектами, объединенными в единую экосистему.

3 ноября компания опубликовала отчет за 3 квартал, и вот главное из него.

Аватар автора

Роман Романович

Страница автора

Операционные и финансовые результаты

По итогам 3 квартала общая выручка «Яндекса» выросла на 46% год к году и составила 133,2 млрд рублей. Скорректированная чистая прибыль составила 5 млрд рублей. «Яндекс» направил 4,7 млрд рублей на денежные выплаты сотрудникам, компенсирующие потерю невозможных для реализации опционов из-за ограничения торгов акциями «Яндекса» на бирже Nasdaq. В 3 квартале выплаты получили более 10 тысяч сотрудников «Яндекса», участвовавших в программе.

Финансовые результаты «Яндекса», млрд рублей

202020219м20219м2022
Выручка218,3356,2245,84356,92
Скорректированная EBITDA45,232,122,4246,96
Скорректированная чистая прибыль20,48,05,3610,01

Финансовые результаты «Яндекса», млрд рублей

Выручка
2020218,3
2021356,2
9м2021245,84
9м2022356,92
Скорректированная EBITDA
202045,2
202132,1
9м202122,42
9м202246,96
Скорректированная чистая прибыль
202020,4
20218
9м20215,36
9м202210,01

«Яндекс» выделяет 5 отчетных сегментов бизнеса.

«Поиск и портал». Сегмент включает в себя «Поиск», «Гео», «Яндекс 360», «Погоду», голосового помощника Алису и ряд других сервисов, предлагаемых в России, Беларуси и Казахстане.

Выручка сегмента в 3 квартале 2022 выросла на 45% год к году и составила 60,9 млрд рублей. Скорректированный показатель EBITDA вырос на 61% год к году, до 33,8 млрд рублей. Общая доля «Яндекса» в поиске по итогам квартала составила 62% — это рост на 2,7 процентных пункта год к году. На мобильный трафик пришлось 69,3% поисковых запросов.

Рост показателей обусловлен улучшением и расширением рекламной сети «Яндекса», а также изменением в конкурентной среде: после ограничений со стороны западных сервисов мобильной и интернет-рекламы доля «Яндекса» выросла, что позволило нарастить выручку.

Основной вклад в рост выручки сегмента по-прежнему вносит малый и средний бизнес, но в 3 квартале «Яндекс» заметил рост в сегменте крупного бизнеса и ждет увеличения рекламных бюджетов крупных компаний в 4 квартале.

«Электронная коммерция, доставка и мобильность». Это обширный сегмент, который включает в себя сервис «Такси», каршеринг «Драйв», облачное хранилище Yandex Cloud, маркетплейс «Маркет», сервисы доставки «Еда» и «Лавка», а также сервис «Топливо».

Выручка сегмента в 3 квартале выросла на 49% год к году и составила 63,3 млрд рублей. Показатель скорректированной EBITDA сегмента улучшился, но остался отрицательным: по итогам квартала убыток сократился до 2,4 млрд рублей — против убытка в 10,64 млрд рублей годом ранее.

Убыток сократился из-за повышения операционной эффективности и сокращения маркетинговых расходов благодаря концентрации рекламных бюджетов в наиболее прибыльных каналах.

Товарооборот сегмента e-commerce за 9 месяцев 2022 года вырос почти в 2 раза в сравнении с аналогичным периодом прошлого года и составил 195,6 млрд рублей. Ассортимент товаров на маркетплейсе с начала года вырос в 2,2 раза и достиг 49,3 млн уникальных позиций, а число активных покупателей выросло в 1,5 раза — до 12,5 млн.

Бизнес мобильности также демонстрирует быстрые темпы роста. Выручка подразделения выросла на 40% год к году — до 31 млрд рублей. MAU — число активных пользователей за месяц — в сервисе «Яндекс Go» составило 36,5 млн человек к концу отчетного периода, увеличившись на 14% в сравнении с прошлым годом и на 2% в сравнении с 2 кварталом 2022. Доля поездок в сервисе такси, совершенных на зарубежных рынках, составила 29% в сентябре 2022 года — против 27% в июне и 25% в конце 1 квартала 2022 года.

«„Плюс“ и развлекательные сервисы». Сегмент включает в себя сервисы «Плюс», «Музыка», «Кинопоиск», «Афиша» и продюсерский центр «Студия».

По итогам квартала выручка сегмента выросла на 81% — до 7,8 млрд рублей. По итогам 9 месяцев 2022 года рост составил 66%. Этот сегмент остается убыточным, но его эффективность постепенно улучшается. По итогам 3 квартала маржинальность скорректированной EBITDA составила минус 19,2% — против минус 36,9% годом ранее.

Количество подписчиков сервиса «Плюс» выросло на 53% по итогам квартала и достигло 15,8 млн человек. За 2 года число платных подписчиков сервиса выросло в 3 раза.

«Объявления». В этот сегмент входят портал Auto.ru и сервисы «Недвижимость», «Аренда» и «Путешествия». Выручка сегмента выросла на 39% и составила 3,4 млрд рублей.

Рост показателей обусловлен введением дополнительных услуг, расширением монетизации в сервисах, а также изменением конкурентной среды после ухода иностранных сервисов для путешественников.

Этот сегмент приносит компании прибыль: маржинальность скорректированной EBITDA по итогам 9 месяцев 2022 года составила 10,8%, сократившись в 2 раза в сравнении с аналогичным периодом прошлого года.

«Другие бизнес-сегменты и инициативы». В этот сегмент входят бизнес по беспилотным автомобилям, «Дзен» — до 12 сентября 2022 года, когда была завершена сделка по передаче сервиса VK, — Yandex Cloud, «Образование», «Устройства», «Финтех» и другие экспериментальные и нераспределенные направления.

Выручка сегмента выросла на 70% по итогам квартала и составила 10,19 млрд рублей. Этот сегмент остается убыточным для «Яндекса»: показатель скорректированной EBITDA за 9 месяцев 2022 составил минус 19,2 млрд рублей, что превышает показатели прошлого года на 124%.

Выручка от продаж устройств увеличилась на 74% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года — до 3,7 млрд рублей. Выручка Yandex Cloud выросла на 175% по сравнению с прошлым годом благодаря расширению портфеля продуктов, а также увеличению доли «Яндекса» на рынке на фоне увеличения спроса и изменения конкурентной среды на внутреннем рынке после ухода иностранных облачных сервисов.

Новости

В сентябре «Яндекс» и VK закрыли сделку по обмену активами, по условиям которой к VK перешел контроль над сервисами «Дзен» и «Новости», а к «Яндексу» — сервис доставки еды Delivery Club. В приложении Delivery Club уже начали появляться сервисы «Яндекса» — первым стала «Лавка». Это позволит ей выйти на новую аудиторию и увеличить объем заказов.

Остается неопределенность с возможным разделением бизнеса «Яндекса», в рамках которого планируется выделение бизнеса беспилотных автомобилей, облачного и образовательного направления в отдельную компанию и их дальнейшее развитие за рубежом. В случае реализации такого раздела экосистема потеряет часть сервисов.

Что в итоге

Рынок отреагировал на отчетность умеренно: несмотря на сильный рост показателей, инвесторы не проявили оптимизма и акции выросли всего на 0,5% к вечеру четверга.

Из-за геополитической неопределенности «Яндекс» отказался от прогнозов дальнейших операционных и финансовых показателей. Но изменившаяся структура рынка после ухода иностранных сервисов поможет компании и дальше увеличивать долю на российском рынке интернет-рекламы.

С другой стороны, не до конца известны параметры потенциального раздела бизнеса, в результате которого «Яндекс» может потерять часть сервисов, что в будущем приведет к сокращению выручки.

Также на будущие финансовые результаты негативное влияние может оказать передача сервисов «Дзен» и «Новости» и консолидация убыточного Delivery Club.

Новости, которые касаются инвесторов, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @investnique.

  • Владимир ГорловТак куда входмт Cloud - в е-коммерс или «другие бизнес-сегменты»? У вас в статье и там и там указано;)1
  • Роман РомановичВладимир, про облачный бизнес написано в разделе других инициатив. Пока относится к этому сегменту.3
  • Роман РомановичМихаил, они не раскрывают данных отдельно по Кинопоиску, но в целом сегмент «Плюс» убыточный – маржа минус 36% по итогам 9 месяцев этого года. AUM Кинопоиска 6,6 млн человек – это на 10% выше, чем было в январе этого года.5
  • Михаил ГородиловРоман, да, я понял, я просто рассуждаю1
  • Roman MorozovА насколько убыточен Delivery Club?1
  • Роман РомановичRoman, Delivery Club принадлежал совместному предприятию VK Company и Сбера – «О2О» и компании не раскрывали результатов в разрезе бизнесов. Однако, чистый убыток «O2O» за 2021 год составил 14,4 млрд рублей, за 2020-й — 10,5 млрд. В общей выручке «O2O» Delivery Club занимал 21,5%.1
  • Alex FreemanРоман, скажите: разборы американских эмитентов еще будут?2
  • Михаил СмотринПо поводу DC, объединение крупных доставок позволит не канибалить все бюджеты в пользу маркетингового и не демпинговать ради роста аудитории и оборота. Так что от этого сегмента бизнеса я лично жду заметного роста рентабельности.1
  • Роман РомановичМихаил, да, согласен с вами. Но нужно учитывать, что вместе они займут около 70% рынка и тут может ФАС помешать. А так да, при интеграции бизнесов очень хорошо получится.0
  • Роман РомановичAlex, пока нет. Доступ для неквалов к ним ограничен, поэтому пока фокус на том, что доступно и разрешено.0
  • ПетрМогу прокомментировать только сектор Яндекс такси поскольку имею к нему прямое отношение. Расчеты по доходам, которые привозят таксисты, учету поддаются слабо: отсюда уход от налогов, неоплата взносов в фонды и прочие прелести "дикого" такси.0
  • ГЧРад за них. Сам отключил почти все заграничные подписки с музыкой, хранилищем и почтой. Теперь на Яндексе. Живите и процветайте !2
  • Alex FreemanРоман, :((((((1