«Учат, что ошибки — что-то недопустимое»: 5 причин не отдавать ребенка в обычную школу
Государственная школа — не единственный вариант, куда можно отдать ребенка после детского сада.
Например, недавно одна из наших авторов рассказала о своем опыте домашнего обучения сына-первоклассника. Читатели Т—Ж поддержали ее и объяснили, что именно им не нравится в обычных школах. Собрали их мнения и аргументы.
Обычная школа не помогает с социализацией
В школе могут как развить навыки общения, если среда благоприятная, так и, наоборот, возвести высокий барьер в общении, если среда травмирующая. Вот я, например, училась в обычной суровой школе, и она не научила меня продуктивно общаться с людьми, зато множество комплексов выдала оптом и бесплатно.
Детей в классах много — 30 человек, и только самые стойкие, быстрые и активные могут выделиться из этой толпы. Остальным, по сути, нужно подтягиваться, но как быть, если ребенок действительно медлительный и скромный?
История из личной практики. Мне дали классное руководство в пятом классе, и там была одна девочка, которая весь четвертый класс провела на домашнем обучении из-за тяжелой болезни. И ей было очень трудно заводить друзей, к ней относились уже как к чужой. Хотя по факту она всех знала, требовалось просто восстановить контакты.
Если ребенок бойкий и хорошо умеет вливаться в коллектив, тогда еще есть шансы. Если он сидит на лавочке и наблюдает за другими, они минимальны.
Я несколько раз уходила с работы из-за скучных обязанностей и неадекватного руководства. Нашла то, что меня устраивает по зарплате, графику, команде и задачам: никаких неприятных обязанностей. Так же выбираю свое окружение, спортзал, друзей и места для отдыха.
Если бы и в школе я ушла из недружелюбного класса, то нервы были бы целее. Но тогда я не знала, что так можно, а родители думали, что нужно привыкать к суровой реальности. По факту школа оказалась единственным местом, где эта реальность была суровой.
В государственной школе важнее оценки, чем благополучие ребенка
В школе идет погоня за оценками, не успеваешь — скатываешься. Дома уроки выполняются до позднего вечера, потому что у детей и родителей вырабатывается пунктик: сделать нужно все, что задали, а иначе плохая оценка. Творческие работы делаются родителями после полуночи, потому что объем заданий у школьников такой, что ребенок просто не успевает взяться за дополнительные предметы после выполнения всех заданий по русскому, математике и чтению.
Школа — омерзительнейшее место. Выгоревшие учителя на низкой зарплате, которые почти поголовно срываются на детях, и ученики с потухшими глазами. Тупые, никому не нужные мероприятия. Дети для школы, а не школа для детей. И родители, помешанные на оценках, а не на психологическом благополучии своих детей.
Должно быть наоборот! Школа — для детей и под нужды детей и общества. В нынешнем виде российские государственные школы — это ужас. Они учат врать и изворачиваться. Учат, что ошибки — это что-то очень плохое, недопустимое, а не этап обучения.
В школе не научат ничему хорошему
В обычной школе вас никто не учит каким-то хитрым методам общения и самозащиты. Никто не показывает образца, которому можно подражать, нет инициатив, направленных на продуктивное общение между детьми. Отношения «учитель — ученик» совсем иного рода, нежели общение со сверстниками, которые варятся в своей тусовке. Поэтому это не обучение социальным навыкам, а скорее процесс выживания слепого котенка без разбора и анализа побед и ошибок.
Конструктивных выводов от такого выживания ноль, а приобретаемые от него навыки, например закрытость, стыд и страх перед собеседником, играют против тебя, если ты во взрослой жизни попадаешь в хорошую среду близких по духу людей.
Со сверстниками можно только играть. Учиться можно только у взрослых. Старший всегда прав, ему надо подчинять даже свои физиологические потребности. Старшие дети — чужаки. Вот чему учат в школе.
Домашние задания носят чисто формальный характер
Я пошла в школу в 2004 году. Не знаю, как сейчас, но помню, что и оценки, и домашка в первом классе тогда уже были. До трех утра делала домашние задания — все-таки гимназия. К чему это привело? К ужасной привычке все делать быстро и тяп-ляп.
Учимся во втором классе санкт-петербургского лицея. Математика для ребенка превращается в поиск правильного отступа от краев тетради и от предыдущего примера: за каждое нарушение отступа оценка снижается на полбалла. У дочери иногда уже истерика, если делает домашку и вдруг увидела, что отступ не тот.
Школьные учителя слишком загружены и не всегда хорошо относятся к детям
Класс в школе должен быть не более 20 человек. Это предел. И должен быть освобожденный классный руководитель, чтобы решать все проблемы. Только тогда будет хоть какой-то толк.
Сейчас система обучения не предполагает отношения к ребенку как к ученику. Пришел учитель, оттарабанил текст и ушел. Понятно или непонятно — это твои проблемы.
Сами же учителя ненавидят свою работу и детей. Наверное, не везде так, да и не со всеми учителями. Но одного такого достаточно, чтобы невзлюбить весь предмет.
Для меня и многих моих друзей школа была адом. Например, я плохо понимала математику, а учительница меня просто абьюзила — унижала и оскорбляла. Как и многих других. И никто не научил меня давать отпор, потому что в школе и в сознании наших родителей действует одна парадигма: ребенок — это раб, полностью во власти тех, кто старше.
Как мне это помогло в жизни? Никак! Это испортило мою жизнь. До 30 лет в моем мозгу жило неверное убеждение: если старший, значит, может сделать с тобой все, что захочет. Например, начальник — старший по должности, следовательно, ты в его руках, ему надо угождать. Для своих детей я бы хотела другой жизни.