«Обоюдное согласие»: стоит ли смотреть провокационный сериал Валерии Гай Германики
1 апреля 2024 года на Kion вышел второй сезон сериала-антологии «Обоюдное согласие».
Новые серии сюжетно ничем не связаны с предыдущими. Теперь в центре истории — не сексуализированное насилие над школьной учительницей, а убийство внутри состоятельной патриархальной семьи Венишевых. Смерть мужа раскалывает близких и обнажает забытые раны.
Мы посмотрели оба сезона. Рассказываем, почему сериал Валерии Гай Германики так популярен, несмотря на обилие противоречивых тем.
Что за «Обоюдное согласие»
Дата премьеры: 18 марта 2022 года — первый сезон, 1 апреля 2024 года — второй сезон
Страна производства: Россия
Режиссер: Валерия Гай Германика
Сценаристы: Александр Талал, Татьяна Салахиева-Талал, Валерия Гай Германика, Анастасия Пальчикова, Ольга Ангелова, Евгений Сосницкий
В ролях: Светлана Иванова, Алла Михеева, Анна Снаткина, Шамиль Хаматов, Тарас Кузьмин, Глеб Бочков, Глафира Тарханова, Диана Арбенина, Максим Ползиков, Елена Ханга, Мария Михалкова-Кончаловская, Глеб Пускепалис, Валентина Нейморовец, Иван Габриэль Гаврилов
Жанры: драма, триллер, детектив
Сериалы, похожие на «Обоюдное согласие»: «Немыслимое», «Неортодоксальная», «Бег улиток»
Продолжительность: 12 эпизодов длиной от 35 до 50 минут
Где смотреть: Kion
Кто снял «Обоюдное согласие» и о чем сериал
«Обоюдное согласие» сняла режиссер Валерия Гай Германика. Ее фильм «Все умрут, а я останусь» и сериал «Школа» произвели фурор в нулевых и стали ассоциироваться с жанром «российской чернухи» наравне с «Грузом 200» Балабанова. Работы фокусировались на табуированных в России темах: от школьного буллинга до проблем граждан после развала СССР. А в центре сюжета были насилие и психологические травмы.
В 2010-х Германика начала экспериментировать. Сначала сняла сюрреалистичный «Да и да» с Агнией Кузнецовой и Александром Горчилиным про мир андеграундной тусовки художников. Фильм чем-то напоминал «Вход в пустоту» Гаспара Ноэ. Следом вышел сериал «Бонус», где юный рэпер и его друг с наркозависимостью мечтали покорить Москву. Но рэп-мюзикл получился скорее неудачным и кринжовым.
В 2020-е Германику окончательно перестали интересовать жестокие школьники и подростки. Главными героями все чаще становились помятые жизнью взрослые, играющие в детство. Например, «Мысленный волк» — хоррор о семье в холодной лесной избушке — больше напоминал мрачную философскую притчу. А сама постановщица добавила в картину сюрреалистичные элементы вроде гигантского хищного Анубиса.
А вот в новом и последнем проекте «Обоюдное согласие» Германика вернулась к реализму и социальным проблемам. Первый сезон рассказывает про школьную учительницу, которая обвиняет знакомых в сексуализированном насилии. А новые серии рассказывают другую историю: про традиционную семью, где умирает муж-абьюзер. Подозрения в убийстве падают на его супругу.
Почему сериал так популярен
В сериале необычный сюжет. Тема сексуализированного насилия в России долгое время была табуирована. До этого она встречалась в основном в фестивальных фильмах. Например, «Разжимая кулаки» про жизнь девушки в консервативном городке. Или «Портрет в сумерках»: там героиня пытается отомстить сотруднику ДПС, совершившему над ней преступление, — но вместо этого вступает с ним в созависимые отношения.
Разница в том, что первый сезон «Обоюдного согласия» ставит сексуализированное насилие в центр сюжета. Это и вызвало большой отклик у аудитории: как у консервативной, так и у более молодой и раскованной.
Это очередная мастерская провокация Германики. Постановщица лишь однажды выпустила максимально комфортный сериал «Краткий курс счастливой жизни»: эдакий отечественный «Секс в большом городе» про дружбу женщин за 30 и их поиски идеальных мужчин. Все остальные проекты — от «Школы» до «Бонуса» — часто делали героев противоречивыми и крайне сложными личностями. Полюбить их не так-то просто. Даже если речь про документальный фильм о родном отце «Папа».
В завязке первого сезона «Обоюдного согласия» сценаристы сразу отмечают неоднозначность и запутанность ситуации вокруг главной героини. Сериал будто бы оправдывает потенциальных преступников и добавляет новые детали в процесс расследования. Школьная учительница и мужчины вокруг нее были в алкогольном опьянении, а сами обвиняемые — серьезные политики, которые утверждают, что согласие было.
Второй сезон снова ставит жертву в невыгодное положение: многие герои не верят в невиновность супруги и намекают, что она могла бы давно уйти от мужа-тирана. Правда, выводы в обеих историях одинаково однозначные: жертва права. Все сюжетные повороты и сомнения нужны создателям, чтобы сделать сюжет более интригующим и провокационным.
В сериале необычный кастинг. В первом сезоне полицейского по делу о сексуализированном насилии играет магистр «Что? Где? Когда?» Андрей Козлов: причем Германика хотела задействовать Леонида Якубовича. Роль одной из подруг главной героини исполнила телеведущая Алла Михеева. А певица Анастасия Стоцкая перевоплотилась в хитрую московскую журналистку.
Во втором сезоне музыкальная исполнительница Диана Арбенина перевоплотилась в хладнокровную женщину-следователя. А журналистка Елена Ханга и ресторатор Максим Ползиков сыграли адвоката главной героини и мужа-тирана. Самое удивительное, что такой подход работает: необычные новые лица перевоплощаются в жанровых персонажей не хуже, чем профессиональные артисты.
О чем первый сезон «Обоюдного согласия»
Первый сезон фокусируется на привычной для ранней Германики школьной жизни, но с другого ракурса. В центре сюжета — хрупкая юная учительница старших классов Анна Федорова. После ночи на яхте у друзей девушка заявляет в полицию об изнасиловании сразу тремя мужчинами. Это событие превращает ее жизнь в череду буллинга, а работу правоохранительных органов — в кафкианский кошмар. Потому что, как водится в этих местах, жертва сама виновата.
Германика сохраняет документалистскую отстраненность. Она старается никого не осуждать и не делать нравоучений. Но «Обоюдное согласие» — игровой сериал, поэтому сценарий постоянно обостряет конфликт новыми деталями.
Например, оказывается, что единственный защитник Анны, следователь Виктор Нестеренко, уже однажды обжигался в неудачном расследовании изнасилования. Тогда обвиняемый совершил суицид, а маленький город запомнил ошибку. Кроме того, в каждой серии появляются новые воспоминания о роковой ночи: они дополняют картину и делают ее объективнее. Анна тоже не так проста. Ее позиция усугубляется жаждой возмездия за недавно погибшую подругу.
Но несмотря на первичное ложное представление о консервативном городке, среди жителей находятся добрые люди. Еще вчерашние озлобленные школьники из фильмов Германики здесь гораздо эмпатичнее: они даже устраивают пикет в защиту Анны. Так Германика как бы спорит со своими ранними фильмами, где молодежь относилась ко всему равнодушно и цинично.
В итоге провокационный на первый взгляд сюжет заканчивается однозначным высказыванием в пользу жертвы. Первый сезон заявляет, что насилие — не выдумка ради корысти, а жертвы не перестают ими быть, даже если сами далеки от идеала. При этом справедливость в развязке торжествует максимально наигранно: сложно представить такое в старых фильмах Германики и уж тем более в реальной жизни.
Каким получился второй сезон «Обоюдного согласия»
Новые эпизоды ничего не связывает с сюжетом первого сезона. В городе Озерке живет образцовая патриархальная семья Венишевых. Марина — любящая мать и врач-кардиолог сорока лет. Ее муж Григорий — основатель клиники альтернативной медицины. А их дочь Женя — своенравная студентка. Все они имеют долю в общем семейном бизнесе. Но в один вечер главу Венишевых убивают у подъезда дома.
Второй сезон куда запутаннее, чем предыдущий. Здесь нет интриги в отношении морали: мы быстро узнаем, что патриарх семьи — еще и тиран. Зато создатели задают зрителю больше вопросов по сюжету: аудитории предстоит гадать, кто убийца и кому это выгодно.
Число заинтересованных в смерти Григория постепенно выходит сильно за пределы близкого семейного круга. Свекровь стоит хитрые планы по захвату доли в компании. А партнеры по бизнесу связаны с большой политикой. Если первый сезон больше напоминал социальный триллер, то второй — уже детектив.
Зато сериал становится менее деликатным, когда создатели рассуждают об абьюзе и домашнем насилии. Концовка и вовсе открыто высказывается о трагических последствиях декриминализованной статьи. Правда, настолько очевидный посыл не очень удачно сочетается с жанром детективного судебного процедурала.
Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult