Куда поступают победители школьных олимпиад

И по каким предметам их больше всего
10
Аватар автора

Кристина Болдова

участвовала в школьных олимпиадах

Страница автора

В 2022/23 учебном году во Всероссийской олимпиаде школьников участвовало 6,9 млн человек.

Это около 40% от общего числа российских школьников, и с каждым годом число участников растет. Почти 1,6 млн учеников стали призерами районных и городских олимпиад, но всего 6512 человек — финалистами заключительного этапа, а 542 — победителями.

Одна из причин для участия в олимпиадах — преимущества при поступлении в вуз. Мы изучили статистику: по каким предметам меньше конкуренция, представители каких регионов чаще всего побеждают, а также в какие вузы и на какие направления предпочитают поступать призеры школьных олимпиад.

Сколько школьников участвует и побеждает в олимпиадах

Согласно исследованию НАФИ и международной ИТ-олимпиады «Траектория будущего», хотя бы раз участвовали в школьных олимпиадах 64% опрошенных россиян в возрасте от 14 до 35 лет.

Сегодняшние старшеклассники участвуют в олимпиадах в полтора раза чаще, чем школьники прошлых лет. Например, среди тех, кто окончил школу более 15 лет назад, доля участников олимпиад составляла 58% — против 71% среди тех, кто выпустился в 2020—2022.

Источник: НАФИ
Источник: НАФИ

Ежегодно школьники по всей стране участвуют в различных видах олимпиад.

Есть так называемые перечневые олимпиады, которые дают льготы при поступлении в вузы. Их список каждый год утверждает Минобрнауки. В 2022/23 учебном году в Перечень олимпиад школьников и их уровней вошла 81 олимпиада. А если считать отдельно каждую дисциплину, то соревнований было целых 278. В 2023/24 учебном году — 87 олимпиад и 311 соревнований.

Самой масштабной считается Всероссийская олимпиада школьников, также известная как ВСОШ или Всерос. На международные олимпиады отправляются призеры и победители ВСОШ, из которых формируют российские сборные. Например, в России есть сборные по астрономии и астрофизике, биологии, географии, информатике, математике, химии и физике.

В 2022/23 учебном году во ВСОШ приняли участие почти 7 млн школьников. Общее число участий в олимпиадах по разным предметам на разных этапах превысило 23,4 млн. Всего ВСОШ включает в себя четыре этапа: школьный, муниципальный  , региональный и заключительный — по 24 предметам. Получается, что одного участника заключительного этапа посчитают как минимум четырежды, пока он пройдет все ступени.

На школьном этапе на одного участника приходится в среднем 3 олимпиады, на муниципальном — 1,9, на региональном — 1,4. И даже на заключительном — 1,1. Иными словами, случаи, когда какой-то ученик пробует свои силы в состязаниях по разным предметам, не редкость.

29% школьников в нашей стране становились победителями или призерами школьного этапа ВСОШ, 4,5% — муниципального, 0,3% — регионального. Победителями и призерами заключительного этапа в 2022/23 учебном году стали всего 3079 человек.

Источник: Итоги ВСОШ в 2022/23 учебном году

Среди регионов России бесспорный лидер по числу призеров — Москва: 1391 ученик. Дальше идут Московская область — 375 школьников, Татарстан — 251. В случае столицы это может быть связано с численностью населения, а вот Татарстан занимает только седьмое место в стране по числу учеников.

По доле победителей и призеров список лидеров выглядит иначе: Санкт-Петербург — 62%, ЯНАО — 58%, Челябинская область — 57%, Москва, Московская, Вологодская и Псковская области — по 55%. То есть больше половины участников заключительного этапа Всероса из этих регионов уезжают домой с призами.

По каким предметам больше всего участников и победителей

Чаще всего школьники принимают участие в олимпиадах по математике, русскому и английскому языку, литературе, биологии и обществознанию. В 2022/23 году в школьных этапах ВСОШ по русскому языку и математике приняли участие по 2,48 млн человек, по английскому — 1,42 млн, по литературе — 1,37 млн. Первые две дисциплины — это базовые и обязательные при сдаче ЕГЭ школьные предметы.

При этом больше всего победителей на заключительном этапе ВСОШ — в точных науках: кроме математики это технология, физика, экономика, информатика. В 2022/23 учебном году в олимпиаде по математике победителями и призерами стали 216 учеников, по технологии и физике — 171, по экономике — 167, по информатике — 159.

Это отчасти подтверждает тезис, что самые сильные ученики часто делают упор на предметы, которые им будут необходимы при поступлении в вузы. К тому же победа во Всеросе гарантирует поступление в профильные университеты и академии без экзаменов.

В итоге из участников школьных олимпиад по русскому языку призерами Всероса становятся 0,006%, а по итальянскому или китайскому — больше 0,3%, шансы победить здесь в 50 с лишним раз выше. Чем непопулярнее олимпиадный предмет, тем меньше школьников участвует и выше вероятность всех обойти.

Источник: Итоги ВСОШ в 2022/23 учебном году
Источник: Итоги ВСОШ в 2022/23 учебном году
Источник: Итоги ВСОШ в 2022/23 учебном году
Источник: Итоги ВСОШ в 2022/23 учебном году
Источник: Итоги ВСОШ в 2022/23 учебном году

В какие вузы и на какие специальности поступают чаще всего

Большинство олимпиадников участвуют в соревнованиях для личного развития и из соревновательного духа: такие ответы о своей мотивации дали 31 и 20% опрошенных соответственно. Третий по популярности ответ — получение дополнительных баллов при поступлении в вуз: 18%.

При этом 39% считают, что, если бы призеры могли поступать в желаемый вуз без экзаменов, это было бы хорошей мотивацией для участия. То есть нельзя сказать, что большинство ребят ходят на олимпиады для льготного поступления, но это хорошее подспорье и стимул в них участвовать.

Согласно мониторингу качества приема в вузы НИУ ВШЭ, в 2022 году самыми популярными для поступления университетами у олимпиадников стали Высшая школа экономики, Университет ИТМО и МГУ. В ВШЭ в 2022 году зачислили без вступительных экзаменов 1074 абитуриента, в ИТМО — 609, в МГУ — 491. На десять самых популярных вузов приходится больше половины поступивших олимпиадников.

Из региональных вузов в топ-20 вошли только екатеринбургский УрФУ, куда пошли учиться 165 человек, и томский ТГУ — 107.

Число поступивших в разные вузы зависит не только от желания олимпиадников, но и от правил приема в каждом конкретном вузе. В одном на бюджет на журналистику зачислят 20 призеров олимпиады по русскому языку, а в другом — только одного человека, который стал победителем состязаний по русскому языку или литературе.

В теории можно представить себе ситуацию, что Томский госуниверситет в следующем году расширит прием до 10 тысяч олимпиадников и станет самым популярным вузом. Но пока 89% олимпиадников поступают в вузы Москвы и Петербурга, а лидирует по числу поступивших НИУ ВШЭ.

Источник: НИУ ВШЭ
Источник: НИУ ВШЭ

Выбор направлений у олимпиадников немного отличается от выбора большинства абитуриентов. В десятку самых популярных специальностей у победителей олимпиад входят такие массовые направления, как экономика, юриспруденция, менеджмент и лечебное дело.

Однако существенно чаще, чем обычные абитуриенты, олимпиадники поступают на специальности, связанные с математикой, физикой и информатикой, академические направления вроде истории и филологии, а также некоторые гуманитарные — например, политологию и зарубежное регионоведение.

В РУДН, который входит в десятку самых популярных вузов у победителей и призеров олимпиад, больше всего олимпиадников в 2023 году поступило на специальности «журналистика», «филология», «реклама и связи с общественностью», «экономика и управление», «лингвистика» и «международные отношения». В Уральском федеральном университете в аналогичном списке «фундаментальная информатика и информационные технологии», «программная инженерия», «экономика», «история», «реклама и связи с общественностью».

Направления бакалавриата и специалитета с самым большим числом поданных заявлений на поступление среди разных категорий абитуриентов. Источники: Рособрнадзор, Минобр, расчеты Т⁠—⁠Ж
Направления бакалавриата и специалитета с самым большим числом поданных заявлений на поступление среди разных категорий абитуриентов. Источники: Рособрнадзор, Минобр, расчеты Т⁠—⁠Ж

Еще немного статистики про образование:


Кристина БолдоваКак вы считаете, есть ли смысл участвовать в олимпиадах для поступления в вуз?
  • Алексей ПетровЯ полагаю, что участвовать следует обязательно, но не столько для поступления, сколько для себя самого. Если ученик хорошо разбирается в каком-то предмете, он скорее всего и так в школе лучший, но ему очень полезно попасть в конкурентную среду, посоревноваться с другими сильными соперниками, а не только слышать от своего учителя, какой он молодец. Потому что часто бывает, что в школе человек отличник, все его хвалят, потом он поступает в ВУЗ, а там умных много, отличником вдруг быть перестает, и у него начинаются психологические проблемы, вплоть до фатальных. Потом, в олимпиадах, как это не банально, главное не победа, а участие. Подготовка к соревнованию позволяет изучить предмет глубже и шире, чем любые уроки в школе. Ну и еще, на олимпиадах, к сожалению, часто распространены всякие подковерные игры, типа нельзя вот из той школы кому-то призовое место не дать, они в прошлом году не получали и могут обидеться, а вон у того участника мама из РОНО :) Вот пусть ребенок с детства привыкает, как оно бывает, взрослеет и учится еще лучше :)13
  • Татьяна БердюгинаУ меня дети с удовольствием участвуют. ВСОШ (пока) ни разу не затащили, но дипломов перечневых было больше, чем нужно для поступления. Две старшие уже в ВУЗе учатся, сейчас младшая переняла эстафету (7 класс). Призер муниципа по физике и математике, победитель по химии. Завтра информатику пишет.8
  • НадеждаАлексей, вообще олимпиадники и отличники это разные типы людей. Олимпиадники как правило заинтересованы в своем предмете и другие предметы изучают просто для галочки. В итоге становятся высококлассными специалистами в своем деле. А отличники - это такие исполнительные "лошадки"- перфекционисты. А в целом я согласна с вами. Олимпиады это отличный способ "прокачать" себя уже в школьном возрасте.4
  • НадеждаТатьяна, у меня старший по математической олимпиаде поступил в ВУЗ. А младшая вообще ни разу не математик)) она художник. Теперь вот изучаю олимпиады по "изо" для поступления в ВШЭ. И это головоломка для меня та ещё)) похлеще математики будет.1
  • Стань моим продюсеромучаствую во всех олимпиадах, которые считаю посильными, но только по профильным предметам - обществознание и финансовая грамотность. это очень помогает при выборе вуза, легче оценить свои возможности. для меня олимпиады легче, чем егэ. уже имею подспорье и уверена, что смогу поступить на бюджет в хорошие столичные вузы, но в этом году, в 11 классе, хочу повысить уровень олимпиад, и, соответственно, уровень рассматриваемых вузов. олимпиады дали мне многое, всем советую участвовать хотя бы в перечневых. на всоше мой максимум - призер региона, дальше никак не идёт, да и я не уделяю много времени всеросу. для минимального выхлопа, призерства на закле, нужно пахать и пахать. мой приоритет - вуз и прикладное образование с большим количеством практики, а не наука. но здесь, конечно, и стипендии, и бви куда хочешь, и олимпиадное сообщество. периодически отправляют на муниципальные этапы по другим предметам - в этом году это, например, русский, история, география, литература, немецкий и английский. стала призёром по русскому и литературе, остальное впереди. но зацикливаться на этих олимпиадах смысла не вижу - максимум за них погладят по головке. использую олимпиады как законное право прогулять 🤓 в целом очень советую писать олимпиады и тренироваться к ним, начиная с начальных классов. на егэ будет больше нервов, говорю по себе и опыту знакомых. а поступить по общему конкурсу в разы сложнее. найдите перечневую олимпиаду 3 уровня, они бывают легче экзамена5
  • sekaifutariУчаствую в олимпиадах с класса 2, до 9 класса промышлял лишь математикой, в нем переключился на экономику Дважды участник закла по экономике, одиножды победитель, брал в 11 классе и другие перечневые олимпиады по ней. Что могу сказать? Олимпиады - это нервы и вещь в себе, по экономике так точно. Но деньги (в Москве за призера закла платят 300000 рублей на секундочку, не облагается НДФЛ), и бесплатное поступление - очень мощные материальные стимулы. Спорта там нет, есть только страх поражения и радость от победы. За другие предметы сказать не могу. Все, что ниже регионального этапа - развлекуха и возможность уйти пораньше с уроков :)4
  • АлисаМне кажется, что сейчас олимпиады стали средством поступить в вуз. Поэтому ради поступления стоит попробовать. Если окажется, что получается, то имеет смысл вкладывать в это время. В 11м классе начинать участвовать в олимпиадах я смысла не вижу. Пробовать надо в 7-8 классах и точно не позже девятого.4
  • KronaЕсть0
  • ИгорьАлиса, не согласен. Я начал заниматься олимпиадами по физике в 10 классе, в октябре. До этого всё что у меня было это огэ сданное на почти максимум да и всё. В итоге я стал призёром уже как минимум 2 перечневых олимпиад, жду результаты других. Верьте в себя!0
  • ИгорьИгорь, Есть БВИ в Бауманку, МИФИ, СПбГУ и проч.0