Как в России устроена система высшего образования

И сколько в стране студентов
65
Как в России устроена система высшего образования
Аватар автора

Тимур Хайрутдинов

окончил бакалавриат ВШЭ

Страница автора

По опросам ВЦИОМа, 45% россиян считают, что значимость высшего образования часто преувеличена.

Для сравнения: в 2018 году так считали 56% опрошенных. Мы изучили статистику и узнали, какие профессии и какие вузы выбирают российские абитуриенты и помогает ли высшее образование найти работу.

Сколько в стране студентов

По данным Минобразования, на 1 октября 2023 года высшее образование в России получают 4,33 млн человек, из них на бакалаврских программах — 67%, пошли в специалитет — 20%, в магистратуру — 13%. Очно учатся 62%.

Численность студентов c 2008 года сократилась в 1,7 раза, и только в последние два года стала немного расти: в вузах стали учиться дети, родившиеся после «демографической ямы» конца 1990-х — начала 2000-х годов. При этом современные юноши и девушки все чаще предпочитают среднее профессиональное образование: если в том же 2008 году на каждые 100 студентов вузов приходилось 45 студентов колледжей и ПТУ, то сейчас — 86.

Всего же, по данным Высшей школы экономики, 32,4% россиян в возрасте от 25 до 64 лет имеют высшее образование. Для сравнения: в Италии — 19,9%, в Японии — 34,2%, в США — 39,5%, в Великобритании — 41,3%.

Источники: Росстат, Минобрнауки, Минпросвещения

Больше всего студентов учится в Москве: здесь высшее образование получают 930 тысяч человек. На втором месте — Санкт-Петербург, 332 тысячи человек. Третий по популярности регион для получения высшего образования — Татарстан, там 148 тысяч студентов.

Если же посмотреть на относительные значения, то самым студенческим регионом окажется тоже Москва: 71 учащийся на 1000 человек. На втором месте Томская область — 62 студента на 1000, на третьем Санкт-Петербург — 59. В остальных регионах — не больше 41. При этом Московская и Ленинградская области — среди регионов с самой низкой численностью студентов: менее 10 на 1000 человек.

Самое крупное учебное заведение в стране — частный вуз, московский университет «Синергия». Там, по последним данным, учится 43,2 тысячи студентов. Следующие по численности — Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, Высшая школа экономики, Уральский и Казанский федеральные университеты. В каждом из них обучается около 39 тысяч студентов. В РУДН учится 31,8 тысячи человек, в других вузах — меньше 30 тысяч.

Источники: Минобрнауки, Росстат, расчеты Т⁠—⁠Ж
Источники: Минобрнауки, Росстат, расчеты Т⁠—⁠Ж

Как поступают и на кого учатся

Несмотря на то, что в Москве учится больше всего студентов, в столичные вузы поступить сложнее всего. По данным ВШЭ, самый труднодоступный университет — это Московский физико-технический институт: средний балл ЕГЭ у абитуриентов 2023 года составлял 96,6. Другие вузы с высоким конкурсом — ВШЭ, МГИМО, ИТМО и МИФИ: от 86 до 88 баллов. Для сравнения: средний балл ЕГЭ, с которым россияне поступают в высшие учебные заведения страны, равен 70,4.

Минобрнауки выделяет около 300 специальностей и направлений подготовки студентов. Самые популярные из них — «юриспруденция», на которой учится 350 тысяч человек, «экономика» — 227 тысяч, «лечебное дело» — 201 тысяча человек, «менеджмент» — 191 тысяча.

Родственные специальности складываются в 49 «укрупненных групп». Например, «экономика» вместе с «менеджментом», «государственным и муниципальным управлением», «экономической безопасностью» и еще 16 похожими направлениями складываются в группу «экономика и управление».

А 49 укрупненных групп образуют восемь академических направлений. Например, «экономика и управление» вместе с юриспруденцией, психологией, журналистикой, сервисом и туризмом и тому подобными образуют направление «Науки об обществе»: это пока самый популярный сектор образования, 33,6% российских студентов.

Догоняет его по популярности «инженерное дело, технологии и технические науки»: 31,1% российских студентов. Самые популярные инженерные специальности, в порядке убывания популярности, — информатика, строительство, наземный транспорт, геология, машиностроение, энергетика, электроника.

На третьем месте — педагогические специальности, 11,2% студентов; на четвертом — медицинские, 8,1%. На оставшиеся четыре группы приходится 16% студентов в сумме.

Источник: информационно-аналитическая система «Индикаторы образования»

Сколько человек учится за счет бюджета

Почти половина всех российских студентов — 2 млн человек — учатся на бюджете. Около 1% из них поступили в вузы без конкурса, благодаря олимпиадам. Самый популярный университет у таких абитуриентов — Высшая школа экономики. Так, в 2022 году сюда поступили 1074 олимпиадников. Для сравнения: в МГУ без конкурса поступили 491 человек, в МФТИ — 471, а в СПбГУ — 333.

Из 353 тысяч абитуриентов, которые поступили в вузы на бюджет в 2023 году, больше всего — 35,4 тысячи — выбрали «информатику и вычислительную технику». На втором месте — направление «здравоохранение»: 33,1 тысячи, на третьем — «педагогическое образование»: 33 тысячи. Для сравнения: гуманитарные направления «теория искусств», «охрана памятников» и «издательское дело» приняли в 2023 году на бюджет всего от 117 до 225 человек.

Более 40% выделенных бюджетных мест — на инженерно-технических направлениях. Авторы ежегодного «Мониторинга качества приема в вузы» отмечают, что из-за переизбытка бюджетных мест вузы принимают на инженерные специальности «троечников» по математике и физике. При этом абитуриенты стараются поступить в Москву или Петербург, а в регионах часть выделенных бюджетных мест остались невостребованными.

Также существуют специальности, платный набор на которые в три раза и более превышает бюджетный. К ним относятся «реклама» и «юриспруденция». Здесь, как правило, разрыв между платниками и бюджетниками составляет 15—20 баллов ЕГЭ.

Сколько студентов трудоустраивается после учебы

Если верить последней переписи, треть россиян, которые официально трудоустроены, имеют высшее образование. Большая часть занятых жителей России — выпускники техникумов и колледжей: 46% всех трудоустроенных россиян имеют дипломы средних специальных учебных заведений. Еще 14% работающих людей окончили 11 классов, а 5% — только 9 классов.

Тем не менее у человека с дипломом вуза шанс найти работу выше: из общего числа безработных только пятая часть — люди с высшим образованием. Более того, в большинстве случаев выпускники вузов устраиваются по профилю. По данным совместной работы НИУ ВШЭ и Росстата, чаще всего работают по диплому медики: 94,1%; среди людей с педагогическим образованием — 85,6%. Реже всего трудоустраиваются по специальности выпускники, которые получали образование в сфере сельского хозяйства, — 69,6%.

Источник: информационно-аналитическая система «Индикаторы образования»

Как российские вузы оценивают в мире

На международном уровне отечественная система образования — не только высшего — оценивается так: Россия занимает 34-е место в мире по фактической продолжительности обучения человека — 12,4 года и 49-е место по ожидаемой продолжительности обучения в будущем — 15,7 года. Это две составляющие международного рейтинга «Индекс человеческого развития», который составляется ООН.

В то же время в мировом рейтинге THE World University Rankings, который оценивает крупные высшие учебные заведения, МГУ занял в 2024 году 95-е место. В топ-250 рейтинга также вошел МФТИ, в топ-400 — Санкт-Петербургский политехнический университет. В похожем рейтинге QS Top Universities самое высокое место из российских вузов тоже у МГУ — 94-е. В топ-400 также попали Бауманка, РУДН и СПбГУ.

Выпускники российских вузов имеют возможность легализовать свои дипломы за рубежом, благодаря чему они могут искать там работу. Сделать это можно в странах, с которыми Россия заключила международные соглашения о взаимном признании документов. В их числе страны СНГ, Ближнего Востока, Азии и некоторые члены ЕС. Например, такие соглашения заключены с Беларусью, Кипром, Венгрией, Чехией, Францией.

Некоторые российские университеты также имеют образовательные программы двух дипломов, где студенты получают образование одновременно в российском и зарубежном вузе. Подобные программы, в частности, есть в МГУ, МФТИ, СПбГУ, РУДН, КФУ. А выпускникам ВШЭ выдают европейское приложение к диплому, фактически легализуя его для западных стран.


Тимур ХайрутдиновЧто вы можете рассказать про свои студенческие годы?
  • Влад БеляковПошел в универ на заочку чтобы просто была бумажка. Знаний почти никаких не получил, задания бредовые и оторваны от реальности, любыми способами пытались стричь бабло со студентов. Работал ещё до поступления в универ по специальности (заканчивал колледж). Как итог, просто впустую потратил 5 лет своей жизни непонятно на что. Все мои нормальные работодатели даже не спрашивали об универе. На последнее место работы я вообще в резюме забыл указать про высшее образование. Меня после тестового задания и собеседования спокойно взяли.8
  • Алиса Селезнёва>59% россиян считают, что высшее образование стало менее доступным, чем в советское время Странный опрос. Нынешние студенты советского времени вообще не застали и знают об образовании в советском союзе только понаслышке. А те, кто застал советский союз, вряд ли являются сейчас абитуриентами и студентами, и о поступлении в вуз могут знать только от детей "В МГУ учатся 350 тысяч студентов" - как они все туда влезли? Даже если дистант/заочка26
  • Влад БеляковАлиса, возможно часть из 350к студентов - мертвые души. Ну или подсчет делали авторы 146%4
  • Аглая ВороноваНа счёт доступности высшего образования в СССР - это сказка. Это такой же миф, как про бесплатные квартиры в СССР, а так же дешевизну продуктов или одежды. Разве что сейчас вышка более недоступна, чем 10 лет назад - и дело исключительно в демографии, которая в 2000-ых годах стала «вставать с колен». Моя кузина поступала в 2006 году. При чем не по конкурсу - просто сдала ЕГЭ по русскому выше чем на 8 баллов из 15. Семестр в ее ВУЗ-е стоил 30 тысяч рублей. То есть любой мог поступить в ее государственный ВУЗ. Да, конкурс был на бюджет, но тоже преодолимый. (Я не была отличницей, но в 2014-ом году поступила.) Платное стоило 80 тысяч. Сейчас тот же факультет того же ВУЗ-а стоит 220 тысяч. Так что...28
  • Карина МальцеваИнтересный миф кочует из из пересказа в пересказ про "легализацию" дипломов за рубежом и вот эти вот "европейские приложения", которые дескать сразу делают наш никому не нужный диплом "нужным". По факту, если вы хотите, скажем, продолжать обучение в Европе, ваш российский диплом будет точно так же признаваться как диплом бакалавра, без всякой легализации, "европейских приложений" и прочего скама (если не брать в расчет упоротые страны вроде Италии, где по части бюрократии и количества бумажек дадут фору нашим, но опять же — там будут насиловать мозг даже с "европейским" приложением или с полноценным дипломом одной из стран ЕС, просто потому что). Речь идет не о "защищенных" профессиях, вроде врача, бухгалтера, юриста или учителя, а о любых обычных. Российский диплом = любому другому. При этом, зная Россию, обратная ситуация совсем не верна: если западный вуз не содержится в этих волшебных списках "о международном признании" — ваш европейский диплом в России признаваться не будет. А как мы помним, диплом о высшем образовании в России очень любят спрашивать при устройстве на работу даже продавцом.18
  • KuroFlakeЧе то слабо верится в 69% выпускников, работающих по специальности. Да и про 80% выпускников педа тоже сомнительно звучит29
  • Столичный ЖительВ 2010 году в МГУ училось 38 тысяч студентов. Вряд ли за 11 лет их число выросло в 10 раз, до 350 тысяч. https://www.msu.ru/science/2010/sci-study.html5
  • Тимур ХайрутдиновВлад, большое спасибо за внимательность! Мы все поправили)3
  • просто это единственное мемное число между 0 и 1008
  • Калина КраснаяВлад, так вы шли за бумажкой и получили бумажку. Тот, кто идёт за знаниями, их обычно и получает.20
  • Калина КраснаяМои студенческие годы были просто топчик! Я шла в универ за знаниями, а не за документом. Знаний получила выше крыши. Странно было ожидать, что я придут 1 сентября, открою мозг и начну ощущать, как туда что-то складывают. Учеба — это работа, ее за вас никто не сделает. От универа она практически не зависит, так же как ваше качество как специалиста не зависит от вашего работодателя. Вот видишь ты, что лекции фигня, так найди в интернете хорошие, попроси заменить преподавателя, переведись в другой поток. Если это невозможно, ищи другой универ, а не сиди на попе ровно и понимай, что 4-6 лет твоей жизни ты тратишь на фигню. Обычно быстро понимаешь, что актуальное, а что нет. Какие лекции стоит посещать, а какие можно профилонить без потери качества. Обычно при универах есть клубы по интересам, всякие стажировки на кафедрах и т.п. Можно уйму времени провести с пользой. Я ещё успевала на курсере что-то учить, ходить на лекции Computer Science клуба при ПОМИ, вписывалась почти во все проекты. И да, я училась не на изи-бризи специальности, а на одной из самых жестких кафедр Матмеха СПбГУ. Это было очень нелегко, так как я не гений от природы. Но у меня язык не повернется сказать, что что-то в универе было зря, будь-то функциональный анализ или даже лекции по философии. Из всего можно извлечь пользу для себя как человека или специалиста.13
  • Влад БеляковКалина, согласен что получение знаний прежде всего зависит от студента. Но и преподавательский состав должен быть не "я 40 лет уже преподаю это и не хочу узнавать что в мире за это время случилось". Иначе проще книгу почитать, чем с таким человеком общаться.14
  • Аглая ВороноваКалина, интересный взгляд2
  • Alone OneКалина, Не факт, далеко не факт.9
  • beepbeepimjeepРодители заставили поступать в универ. Сами выбрали мою будущую специальность - маркетинг. Потому что сын маминой подруги полгода назад устроился маркетологом в компанию по производству сухариков и купил себе Kia Rio. Я отчислился со 2 курса. Уехал в Москву. Самостоятельно изучил IT специализацию. Прошёл собес, испытательный и уже как 6 лет я, прости господи, айтишник.47
  • КопибараЧестно, не понимаю какие выводы должны сделать люди из этой статьи? Я очень рада конечно, что просто использовали данные из банка статистической информации ВШЭ, но 1. Если хотели показать стало ли образование доступнее можно показать как увеличилось число бюджетных мест, как изменилась доля абитуриентов/студентов от общей массы населения. Все данные для подобных выводов в открытом доступе. 2. Про баллы для поступления тоже можно было бы хотя бы обозначить это проходной на бюджет или на контракт или средний?) средний проходной балл кстати часто зависит от университета: массовое обучение или узкопрофильный вуз, например у МФТИ будет высокий проходной балл как на бюджет, так и на контракт. В тоже время у отраслевых региональных вузов высокий вступительный впринципе невозможен) 3. Про рейтинги. Вообще стало безумно грустно. Можно было рассказать как за последние 10 лет изменилось вхождение российских вузов в международные рейтинги и как считается балл в этих рейтингах. Например, раньше был только МГУ и СПбГУ на слуху, а сейчас все вузы 5-100 на какие то место вошли. Да и по мимо публикационной активности, и репутационная составляющая рейтингов наших университетов выросла. 4. Кстати о федеральных программах, если говорить про устройстве высшего образования можно было бы о них рассказать. А то есть замечательная плашка про реформы в образовании, а то что на самом деле оно структурно меняется не написано. 5. Если статья называется «как устроено высшее образование в России», можно было бы актуальные facts&figures назвать, рассказать про уровни ВО. Рассказать в чем на самом деле разница бакалавриат-магистратура, зачем идти в аспирантуру и что это такое. Как участвовать в конференциях, какие межвузовские программы интересные есть. Как будучи студентом участвовать в НИОКР, зачем, как и зачем писать научные статьи и почему наши университеты наконец то начали стремиться в сторону науки а не просто массового обучения студентов. В общем очень много чего интересного есть(7
  • V VVАглая, ну так и прошло 15 лет, это где то 7 процентов повышения в год, обычное обесценивание денег в кармане, учеба не подорожала3
  • Кот УчёныйОщущение, что высшее образование становится менее доступным, вполне обоснованно. Даже из статьи следует, что количество студентов уменьшается. Я уже не говорю о повсеместной идее, что для поступления в хороший вуз нужны деньги на репетиторов. Сейчас у родителей 11 класс называется "вторым декретом", нервы, затраты, вложения сил точно выросли. Естественно, люди формулируют это как "поступить стало сложнее".5
  • Аглая ВороноваV, учеба подорожала в смысле доступности. В 2007 году выделить 30 тысяч в Мск могла даже секретарь и оператор колл-центра. Как и в ВУЗ этот могла поступить даже троечница. В 2021 году оператор колл-центра в Мск получает максимум 35 тысяч, а секретарь 40-50 тысяч. То есть своему сыну оплатить этот же ВУЗ не сможет. Инфляция есть, а зарплаты индексирует далеко не всем.4
  • ВикторияГосударство выделяет слишком мало бюджетных мест на популярные и востребованные направления. В результате абитуриентам сложно поступить даже на платные места — из-за большого конкурса. Так, в 2020 году на направление «востоковедение и африканистика» на бюджет в вузы страны зачислили всего 541 человека. Очень востребованное направление "востоковедение и африканистика"))) Для справки, есть методика расчёта кцп, запросы на специалистов подают регионы.5
  • ДмитрийНе увидел данных сколько зарабатывают люди которые обучают студентов? В каких вузах какие зарплаты у преподавателей? Это важные параметры, по которым можно понять, наши высшие учебные заведения будут расцветать или чахнуть. :) В прошлом с этим была беда, и на кафедрах оставались не амбициозные студенты, которые вырастали в преподавателей - институт медленно варился в своем соку, не развиваясь, и раз за разом давая устаревшие знания. Судя по числу платников и по суммам, преподаватели в ВУЗЕ зарабатывают от 200 тысяч?2
  • Никита МихайловAndre, есть ещё 42, а если с дробями, то можно приплести любое, как 22.8%0
  • WegeographКарина, если спрашивают диплом, то это уже плохой звоночек0
  • KyleАглая, если сказка тогда нужны цифры что бы как то сравнить.0
  • KyleПолина, поддерживаю, в статье очень много нехватает. Как изменилась доступность ВО в зависимости от стоимости, как сокращаются бюдженые места и куда у нас девается столько экономистов и юристов.1
  • KyleЯ думал тренд на экономистов и юристов давно в прошлом, это было актуально в 90е начало 00х, когда их реально нехватало. Сейчас куда все эти люди устраиваются? Считаю что большинству студентов вышка реально не нужна, они впустую тратят 2-3 года из 5 лет своей жизни и деньги родителей. Им вполне хватит колледжа. Куча менеджеров с гуманитарным образованием.4
  • Марина ЛабозинаАглая, ну около 20 лет стояли на очерели за "бесплатной" квартирой и в это время жили во флигеле, готовили на керосинке, воду таскали с колонки. Ну и магичесуие манипуляции про договорится с правильным человеком, чтоьы быстрее очередь шла. Не то, что сейчас! Ужас, кабала!8
  • Анна ДV, год в вшэ сейчас стоит 650 тыс. На некоторые специальности немного меньше, на некоторые больше. Причем на моём факультете дизайна, учеба стабильно дорожает на 50к в год.1
  • Мэри ДженкинсKuroFlake, подтверждаю, как выпускница педа. По пальцам пересчитать можно одногруппников, которые пошли в школу. Да и те немногие убежали оттуда, поработав несколько лет.7
  • Юлия ЕпифановаЯ закончила совершенно невнятный институт в 2000 году. Получила степень бакалавра вместо специалиста по экономическому направлению. Работала по специальности и для получения нормального, полноценного образования и хорошего диплома, поступила на второе высшее образование в очень хороший ВУЗ, в котором проучилась еще три года и получила диплом. И возможность работать аудитором заодно. С тех пор прошло двадцать лет, диплом мой лежит на полке и, насколько я помню, ни разу никому не был предъявлен. У меня свое бухгалтерское агентство, где никого не интересует, какое у меня образование. Всем важен только опыт моей работы, отзывы и качество оказываемых мной услуг. Но своего сына я отправлю скорее в институт, нежели в колледж.1
  • Evgeniy Gкакой бред насчет доступности-недоступности высш.обр в СССР. Явно ты не жила еще тогда:)))1
  • Надежда БлагодатскаяРоза, а я и мои знакомые до сих пор живём в квартирах, которые получили бесплатно. И за музыкальную школу мы не платили, а цены на продукты ни в какое сравнение не входят с нынешними. ВУЗы тоже бесплатно закончили. Неправда ваша1
  • AnastyЗакончила технический ВУЗ, стала инженером, работала по специальности, выгорела, все соки выжали, ушла во фриланс. З/п не соответствует уровню вложения сил и ответственности. В современном мире стало очень обидно, зп айтишникам взвинчивают до небес, а инженеру, который также работает своими мозгами никто повышать не планирует на госуровне, а с инженерами беда сейчас и дефицит. Сейчас пошла в аспирантуру спустя много лет, потянуло. И до чего грустно. Нагрузка у преподавателей жесткая, зарплаты не соответствуют, куча проверок, плюс требования заниматься наукой, куча бюрократии и бумажек в процессе работы. За что хвататься преподавателю не понятно, а еще не выгореть и самозабвенно нести знания студентам. В общем какие-то "веселые" реформы происходят с образованием, и доступность его становится все меньше с такими ценами. А главное, очень сильно искажены программы обучения, начиная со школы. Кажется студенты в общей массе своей думать разучились и не понятно зачем им эта корочка. Хотя, есть по-прежнему очень умные дети с огромным желанием учиться. Посмотрим куда мы все же придем со всеми текущими новыми Постановлениями Правительства об изменении высшего образования1
  • Иван ИвинКаким надо быть дном, чтобы идти во ВШЭ, при этом имея перед глазами последствия гениальных решений экономистов предыдущих выпусков. Да и в целом, то, до чего сейчас весь мир дошел, является следствием гениальных экономистов лучших экономических ВУЗов мира, а это великолепно подтверждает кочующий в народе тезис об их дебильности, что, конечно, не совсем справедливо.3
  • Т—ЖВпервые мы опубликовали этот материал в декабре 2021 года. В сентябре 2024 мы его обновили и опубликовали повторно.4
  • A_TЧто сказать, мечтала изучать что-то типа филологии и востоковедения, не долго с 9-11 класс, мечтала. Удалось поступить в МГЮА на бюджет, так как «Ириной Волк» мечтала быть чуть дольше, с 4-9 класс😂. Со 2 курса перевелась в другой вуз и заочно, но это другая история.1
  • MaraАглая, вы тогда не жили. И квартиры не получали. Судите по мнению своих родственников. Субъективному мнению.2
  • MaraИнститут синергии-жесть. Кто бы это запретил. В советское время про никакое образование шутили: ЗЗИ-Заочный Заборостроительный Институт.2
  • fed0soffЯ просто пил, сдавал долги и пил1
  • cvetkova_uKuroFlake, и мне слабо верится0
  • cvetkova_uАлиса, да так и есть1
  • Дядя ВасяАглая, бесплатные квартиры в СССР вовсе не миф. У меня мама получила так квартиру от фабрики, где на тот момент работала. Встала в очередь и уже буквально через год получила новое жилье. Без всякого блата.1
  • Ковбой Мальбороbeepbeepimjeep, молодец. От таких родителей надо бежать без оглядки. Кончится тем, что сами тебе и жену выберут. Которая потом сама же психанёт и от вашей семейки как от чумы убежит.1
  • Sergey KilyazovКовбой, вы как семейного жертва насилия, неужели так боитесь влияния родителей?0
  • Sergey KilyazovАнжелика, а вы в 16-17 лет уже определились?4
  • Sergey KilyazovKuroFlake, я еще на пед. практике понял: в школу только в случае угрозы жизни пойду после вуза. И это были далекие начало 80-х.0
  • Sergey KilyazovДядя, "Уууу.... Так это надо было что -- РАБОТАТЬ? ГОД?! :)) Не, лучше дайте нам бесплатную ипотеку, а лучше просто так дайте."1
  • Ковбой МальбороSergey, я в своё время лет ...дцать назад этот узел разрубил и сжёг, потому бояться уже нечего. А так - да, мало кому пожелаешь деспотию с гиперопекой в семье. Хотя... кому-то нравится и в 30, и в 40 телёночком на привязи ходить, самостоятельно ничего не добившись и боясь лишний раз открыть рот. Здесь, судя по контексту, у автора было нечто похожее.2
  • Sergey KilyazovКовбой, ну не всегда гиперопека в семье хуже насилия. Я ы предпочел первое, если бы выбор был из двух зол :) Автора особо никто не насиловал, дали ему спокойно "отчислиться", откосить от армии (и продолжить это делать)... Быстро нашел себя -- отлично. В моем случае (при СССР) вменяемых для меня варианта после школы в 17 лет было два: учеба на кадрового военного, или на спортивного педагога. Родители-спортсмены-педагоги помогли со вторым, потому военную карьеру посчастливилось миновать (срочную пришлось служить после вуза , тогда это было 1,5 года). По специальности я работал, но немного, в сумме лет 6 за жизнь, но не жалею, что отучился в вузе. Потом бы туда наверное уже не потянуло бы. Но сами понимаете, при СССР были чуть иные реалии, да и ситуация у каждого человека своя особенная...0
  • DmitryКалина, согласен с вами, но люди до 25 лет скажу честно все ещё дети по большому счету, они постфактум многое узнают. Поэтому когда время уйдет они узнают много чего упустили. Я лично когда учился в университете ничего из перечисленного не знал, ни куда перевестись, ни как, ни клубы по интересам, ни стажировки, где это все было? Где то рядом наверное. Грамотность приходит с годами.0