«Ван-Пис»: стоит ли смотреть сериал Netflix по знаменитому аниме
В конце лета на Netflix вышел сериал «Ван-Пис» — адаптация одноименных аниме и манги.
Оригинальный сериал «Ван-Пис» стартовал еще в 1999 году. С тех пор вышло более тысячи эпизодов. Создатели адаптации так сюжет не раздувают — всего за восемь серий они пересказали несколько арок из анимационного шоу.
Рассказываем, каким получился новый сериал и чем он похож на фанатское кино. В хорошем и плохом смысле.
Что за «Ван-Пис» (One Piece)
Дата премьеры: 31 августа 2023 года
Страны производства: США, Великобритания, Япония, ЮАР
Режиссеры: Марк Йобст, Тим Соутэм, Эмма Салливан, Джозеф Владыка
Сценаристы: Том Хиндман, Тиффани Грешлер, Йен Стоукс, Диего Гарсия Гутиеррез, Дамани Джонсон и другие
В ролях: Иньяки Годой, Эмили Радд, Макэню, Винсент Риган, Морган Дэвис, Эйдан Скотт, Арман Окамп, Джейкоб Гибсон, Джефф Уорд, Таз Скайлар
Жанры: приключения, фэнтези, комедия, боевик
Сериалы, похожие на «Ван-Пис»: «Ковбой Бибоп» (2021), «Наш флаг означает смерть»
Продолжительность: 8 серий примерно по 60 минут
Оценка на «Кинопоиске»: 7,9 балла
Где смотреть: Netflix. Сервис официально недоступен в России
☠️ О чем сериал
Герой-авантюрист Монки Д. Луффи мечтает найти таинственное сокровище Ван-Пис и стать королем пиратов. У него пока нет ни корабля, ни команды, зато есть необычная суперспособность. После того как в детстве Луффи съел так называемый дьявольский плод, его тело начало растягиваться, как резина. Благодаря этому парня почти невозможно убить.
Луффи пытается выкрасть карту, которая приведет его к Ван-Пису. Для этого нужно проникнуть на базу местной полиции — дозора. Там Луффи встречает воровку Нами, а также охотника на пиратов Зоро. Трем очень разным персонажам приходится объединиться, чтобы сбежать от властей.
Теперь они вместе ищут сокровище — пока за персонажами охотится дозор во главе с величественным вице-адмиралом Гарпом.
А по дороге герои встречают других пиратов и ввязываются в разные приключения: то спасают деревню от агрессивных рыболюдей, то сталкиваются с непобедимым мечником.
⚔️ Авторы попытались снять «живое» аниме
«Ван-Пис» не пересказывает аниме и мангу дословно — многие события изменены или рассказаны в другом порядке. Но при этом создатели стараются передать дух оригинальной истории: сумасбродного приключенческого фэнтези, которое не воспринимает себя слишком серьезно.
Здесь есть клоун, который умеет безболезненно разделять себя на части и собираться обратно. Пираты, притворяющиеся кошками. Один из главных героев, Ророноа Зоро, в ключевые моменты дерется аж тремя мечами — причем третий он держит в зубах. А перед финальным ударом герои выкрикивают название своего суперприема.
Адаптация «Ван-Писа» сохранила многие яркие идеи аниме и не пыталась сделать историю более приземленной. Герои тут тоже часто чересчур эмоциональны, а эффекты намеренно дурацкие. В одном из эпизодов Луффи, например, раздувается до невероятных размеров и отбивает животом летящее в корабль пушечное ядро.
Понятно, почему сериал хорошо приняли фанаты оригинала. Авторы нового «Ван-Писа» понимают, что условности и странности аниме — это не минусы шоу, а часть его обаяния. Сериал не стесняется быть глупым и избыточным, но при этом бывает и печальным, и даже трагическим. Почти у каждого героя тут есть своя грустная предыстория — а их флешбэки отличаются по интонации от остального сюжета.
🤡 «Ван-Пису» мешает посредственная реализация
«Ван-Пис» во всех смыслах выглядит как фанатское кино — в этом его главный плюс, но и главный же недостаток. Сериал явно сделан со старанием и любовью к оригиналу. Но то же можно сказать о фан-фильмах с «Ютуба»: некоторые из них по качеству не будут сильно уступать многомиллионному проекту Netflix.
Экспрессивность аниме сталкивается со стерильным стилем среднестатистического стримингового сериала. Чудаковатые персонажи сражаются в скучных выхолощенных декорациях, а в статичных кадрах герои всегда выглядят так, будто существуют отдельно от окружения. Снятым вживую сериалам в принципе сложно соревноваться в выразительности с анимацией, но «Ван-Пис» сделан совсем уж беззубо.
По большей части мы смотрим либо на лица героев на размытом фоне, либо на экшен-сцены. Причем сняты все боевые эпизоды совершенно одинаково: на широкоугольные объективы и преимущественно длинными кадрами. В другом случае это было бы даже плюсом, но в «Ван-Писе» такой подход лишь подчеркивает недостатки хореографии.
Видно, как актеры порой ждут своей «очереди», чтобы нанести удар или специально встают в нужное место в кадре перед тем, как сделать следующее движение. Больше всего это напоминает экшен из другой адаптации анимационного сериала — «Повелителя стихий» М. Найта Шьямалана.
Режиссеры порой пытаются разнообразить спокойные сцены броскими визуальными приемами — вроде полиэкрана или резких «кропов» . Но чаще невпопад: что-то подобное можно простить старательному студенческому фильму, но не сериалу-блокбастеру. Выглядит это не особенно стильно: скорее бросается в глаза как попытка придать действию динамики дешевыми методами.
Постановка в «Ван-Писе» в принципе похожа на любительскую. Камера часто делает резкие, необоснованные движения, как в клипах современных хип-хоп-исполнителей. Опять же, так создатели пытаются сделать изображение энергичнее. По факту эти приемы лишь отвлекают от истории и чересчур перетягивают на себя внимание.
Да и эклектичную стилистику аниме перенести не вполне удалось. В «Ван-Писе» эстетика пиратских книжек соседствует с более современной модой. То есть некоторые герои одеты, как персонажи Роберта Льюиса Стивенсона, другие же разгуливают в джинсах.
В оригинале это смотрелось органично: яркая гиперболизированная анимация оправдывала любые анахронизмы. При просмотре нового шоу кажется, что на некоторых актеров просто не хватило гардероба — и они снимались в чем пришли.
При всех проблемах оригинального «Ван-Писа» — с его избытком эпизодов-филлеров и структурой мыльной оперы — аниме часто впечатляет визуальным исполнением. Адаптация же выглядит даже менее стильно, чем «Ковбой Бибоп» от Netflix. Может быть, создателям просто не дали достаточно бюджета. Может, им не хватило времени — все же условия на голливудских площадках обычно очень строгие. Но это все едва ли оправдания для многомиллионной корпорации.
Есть шанс, что «Ван-Пис» исправится со следующими сезонами. Если те вообще снимут, учитывая забастовки сценаристов и актеров. Но надежд на улучшения мало. Все же стерильная картинка уже стала чуть ли не фирменным знаком Netflix. У компании даже самые дорогие блокбастеры выглядят совершенно одинаково. Особенно жаль, что в этот раз жертвой корпоративных стайлгайдов стал настолько яркий и неординарный мир.
Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult