Как я за полгода создал онлайн-сервис профориентации, не имея бюджета и опыта в ИТ
Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография
Я — Дима. Основатель онлайн-сервиса профориентации. Мне 27.
На последнем курсе вуза пошел работать по специальности — кадровый консалтинг. Моими задачами долгое время были: поиск кандидатов на позиции в топ-менеджменте, выстраивание с ними отношений, понимание рынка труда в этом направлении. Далее начал фокусироваться на технических специальностях — инжиниринг в медицинском и лабораторном оборудовании.
С чего все началось
В ходе ежедневного общения с людьми на предмет их карьеры я стал понимать, насколько часто они не удовлетворены тем, чем занимаются, как хаотично был сделан выбор профессии в прошлом и что нет понимания инструментов, которые могли бы предостеречь от ошибки. Стал эти самые инструменты искать. Нашел профориентацию. В тот момент уже некоторое время увлекался инвестициями в фондовый рынок, начал откладывать туда до 50% заработной платы. В рекрутменте, с помощью бонусов, в пике удавалось заработать до 400 000 рублей в месяц. Отложенных денег хватало примерно на год жизни без заработка и небольших вложений в свои проекты.
В голове была идея платформы, которая объединит специалистов, которые помогут людям с поиском по-настоящему любимого дела. Помимо идеи, храбрости, опыта в консалтинге и продажах особых ресурсов не было. Нашел курс по профориентации и записался на самый ближайший поток. Было понимание, что там появятся нужные знакомства и кристаллизуется концепция основной идеи — платформы.
В ходе курса понял, что инструмент интересный. В своих социальных сетях начал освещать свой путь как специалиста, собирая основные «боли» и потребности потенциальной целевой аудитории. Получил хороший отклик. Параллельно понял, что сегменту профориентации не хватает агрегатора по аналогии с сервисами, которые подбирают психологов. Начал интересоваться стоимостью разработки, и понял, что с учетом оставшегося бюджета и отсутствия понимания этих процессов изнутри, данный путь изначально обречен на провал. Желание сделать такой сервис было велико. Начал думать. Об IT стартапах я знал мало. Как их делать — тем более.
Разработка идеи
Начал сутками смотреть лекции, интервью и подкасты людей из разработки — основателей стартапов, продакт-менеджеров, проджект-менеджеров и т.д. Читал профильные телеграмм каналы, прочел всю классику литературы про стартапы. Все это в течение 2 месяцев. Мозг сам временно превратился в «стартап». Вступил в несколько сообществ уже с примерным пониманием терминологии, основных тезисов и IT культуры. Марафон контента дал свои плоды и достаточно быстро мне удалось сформулировать предложение — кто я, кого ищу и для чего.
У меня были компетенции, понимание рынка, небольшое количество профильных знакомств, и нужен был человек с техническим опытом для разработки сервиса. Разместил сообщение данного содержания в паре групп сообществ, в которых люди целенаправленно объединяются для реализации идей. Здесь важно наиболее подробно расписать то, что вы можете дать в реализации своей идеи, подробно описать проблематику, которую хотите решить, дать примерный анализ конкурентов, и четко описать профиль человека, который вам нужен. Одним из откликнувшихся стал мой текущий партнер. Мы познакомились, договорились о сроках, доле в проекте и ударили по рукам. Таким образом проблема бюджета на разработку и отсутствие необходимых компетенций была решена.
Поиск специалистов
Далее — для сервиса «подбора специалистов» нужны сами специалисты. И много. Я человек для рынка профориентации новый, и репутации еще нет. Как и большого количества знакомых специалистов. Вышел на связь к основателям академии профориентации, в которой проходил курс. Сообщил о том, что хочу реализовать следующую идею: объединить специалистов, и как можно более ярко заявить об инструменте профориентации, подбирая подходящего эксперта для каждого человека на основании заполненной анкеты.
Идея встретила живой отклик, и основатели академии организовали для меня групповой звонок на пару десятков специалистов, после которого больше половины изъявили желание о совместной работе. Здесь также важно подготовиться и подробно, честно рассказать людям о своей идее, предложив взаимовыгодные условия. После групповой встречи я лично интервьюировал каждого специалиста и отвечал на все оставшиеся вопросы.
В процессе разработки мы начали вести социальные сети, немного освещая процесс и стараясь давать информационную пользу в той теме, которой мы занимаемся. Это помогло создать нужное позиционирование еще до старта работы сервиса, наработать репутацию и заиметь первых потенциальных клиентов.
Нами не раз были озвучены сроки начала работы сервиса, и, к сожалению, в силу ряда обстоятельств — необходимость зарабатывать деньги в других проектах до начала работы этого, отсутствие времени на то, чтобы делать все самим, и бюджета для того, чтобы привлечь кого-то со стороны, уход программного обеспечения, на которое мы рассчитывали в связи с санкциями. Это было не очень приятно эмоционально, однако если извлекать из ситуации некоторые уроки — о сроках публично лучше стараться умалчивать до самого четкого представления о старте работы продукта.
Раз в месяц мы встречались для обсуждения новостей и результатов работы. Мой партнер — технических деталей, я — освещения продукта и договоренностях о потенциальных партнерствах, которые начал обсуждать задолго до начала работы сервиса. Задачей было использовать все возможные ресурсы, чтобы рассказать о нас как можно большему количеству людей. У каждого из нас есть знакомые, которые работают в тех или иных компаниях. Моей идеей было предложение скидки для всех сотрудников в обмен на E-mail рассылку с информацией о нашем сервисе. Часть близких отреагировала охотно.
Немаловажная часть — договора. Нам повезло найти среди уже готовых к партнерству специалистов человека, который обладал высшим юридическим образованием и практикой в этом направлении. Мы сформулировали договора, опираясь на опыт успешно действующих в похожем направлении сервисов, и попросили их проверить. Все прошло удачно и мы подписали договора с нашими специалистами.
Дизайн сайта
Техническая часть готова, однако нужен дизайн. Вещь не самая дешевая, а задача — стараться экономить. В одном из стартап-сообществ увидел сообщение молодого специалиста о том, что ему за развернутые видеоотзывы нужны работы для портфолио. Написал ему, договорились о встрече, парень произвел положительное впечатление, и за несколько дней, посвящая все свое свободное время нашему проекту, сделал приличный дизайн за приемлемую для нас сумму. Если перед вами стоит задача сэкономить — попробуйте поискать молодых, но мотивированных специалистов в профильных сообществах.
Выводы
Уже месяц наш сервис успешно работает и благодаря началу работы еще задолго до полноценного старта, мы быстро получили первых клиентов. Начинайте продажи и договоренности о партнерствах еще в ходе разработки проекта и старайтесь искать уникальные решения. Отсутствие инвестиций или личных средств — совершенно не повод отказаться от своей идеи. Отсутствие предприимчивости — возможно.
Удачи!
А ссылка-то где на проект? ))))
Леона, добрый день! Ответ весьма запоздалый, однако - dezorientaciya.ru :)
"Как я создал... " или все же "Как я и несколько специалистов создали" ?
По моему все таки слово проф ориентация у вас лишнее. Проф ориентация это, когда по результатам тестирования человеку говориться наиболее подходящая профессия, но в половине случаев человеку она не нравится, но тут уже ничего не поделаешь, никто не даёт гарантий что наиболее подходящая профессия будет той которую человек сам хочет. А у вас видимо все идёт от того что сам человек выбрал что все таки немного другое
Алексей, добрый день! Спасибо за комментарий. Наши специалисты помогают определиться во многом используя целый комплекс тестов и диагностик.