Онлайн — основной канал получения образования.
В 2021 году прошли обучение офлайн 12 млн россиян, а через интернет — 18 млн, включая бесплатные курсы. В этой статье расскажем, зачем люди покупают курсы дистанционно, какие направления самые популярные и сколько денег тратят клиенты онлайн-школ.
Зачем покупают интернет-курсы
В 2021 году почти 18 млн россиян старше 18 лет, проживающих в крупных городах, проходили какое-либо дополнительное обучение. Правда, сюда входят все разновидности курсов — от повышения квалификации и получения новой профессии до занятий с репетитором и тренингов личностного роста.
По оценкам авторов исследования EdMarket Research, российский рынок онлайн-образования за последние шесть лет вырос почти в 11 раз: в 2016 году он оценивался в 20,7 млрд рублей, а в 2021 году достиг 226 млрд. Спрос на онлайн-курсы вырос, когда компании начали переводить сотрудников на удаленку во время пандемии. Например, как рассказали Т—Ж в образовательной компании «Нетология», количество регистраций слушателей в марте и апреле 2020 года выросло в 3,6 раза по сравнению с январем и февралем.
Всех, кто получает дополнительное образование — в том числе и в офлайне, — исследователи делят на две примерно равные группы. Около половины учащихся записываются на различные курсы, чтобы повысить квалификацию, получить новую профессию, открыть свой бизнес, — то есть имеют вполне прагматичные цели. Вторая большая группа — это те, кто учится не ради карьеры, а просто для удовольствия или расширения кругозора.
Больше всего «профессионалов» — в сфере образования, ИТ и маркетинге, а также в финансах, бухгалтерии и праве. Популярность сферы образования связана в том числе с обязательным повышением квалификации для преподавателей и учителей. Для расширения кругозора россияне чаще всего выбирают курсы в сфере хобби и личностного развития.
Как и чему учатся
Самые популярные направления онлайн-образования — те, что касаются ИТ и маркетинга: их выбирают 14% всех студентов. Сюда относятся, например, курсы SMM, пиара и продаж, программирования и анализа данных. На втором месте по популярности — профессии в сфере образования: 12%. Это, например, методическая работа, преподавание, кураторство. На третьем — спорт и здоровье: 10%. Сюда же исследователи включают все, что связано с диетами и здоровым питанием.
Если верить EdMarket Research, крупнейшие сегменты рынка в денежном выражении — ИТ-профессии и маркетинг, финансы, бухгалтерия и право, сфера образования.
Мы проанализировали запросы в Яндексе, связанные с онлайн-курсами и обучением, за первую половину февраля 2022 года. Всего получилось почти 2 млн запросов. Самый популярный — изучение английского: 147,6 тысячи. Кроме того, в пятерку популярных запросов попали курсы по математике, обучение маникюру, программированию и массажу.
По данным исследования российского рынка онлайн-образования, которое провел проект «Барометр», чаще всего дистанционные курсы длятся от одного до трех месяцев. Ситуация, когда пользователь бросает проходить купленный курс, — частое явление: до конца программы в среднем доходят всего 59% студентов.
Что касается формата обучения, то, по данным опроса, проведенного авторами EdMarket Research, наиболее популярны видеоуроки с сопровождением преподавателя в онлайн-режиме: им отдали предпочтение 37% респондентов. На втором месте — формат, когда ученик получает заранее записанную лекцию: 24%.
Сколько платят за онлайн-обучение
Средний чек за обучение в онлайне оценить тяжело: стоимость курсов даже по одному направлению может различаться в разы. Цена зависит от многих факторов: где именно человек учится — в маленькой школе или в интернет-академии, сколько длится курс, для новичка он или для повышения квалификации профессионала.
Авторы разных исследований пытались рассчитать затраты на оплату онлайн-курсов, но суммы везде сильно различаются. В исследовании «Барометра» средний чек по большинству учебных программ и онлайн-курсов не превышает 10 тысяч рублей, но авторы оговариваются, что все зависит от тематики, бренда школы и других факторов. Например, есть курсы и дороже 100 тысяч — их примерно 4% от общего числа образовательных продуктов у тех проектов, что попали в исследование.
По данным «Юкассы» и «Нетологии», в 2018 году средний чек колебался от 619 ₽ за услуги репетиторов до 9814 ₽ за курсы иностранных языков
А CloudPayments и «Нетология» приводят в совместном исследовании рынка онлайн-образования во время коронакризиса другие средние суммы. Минимальное значение средней стоимости покупки в категории «онлайн-образование» было в апреле: 1878 ₽. Максимальное — в августе: 2764 ₽. Но здесь речь о средней стоимости для курсов всех тематик.
Что влияет на цену онлайн-курса
Владелец курса строит бизнес-модель, где прописывает затраты на разработку, амортизацию, поддержку, маркетинг. Далее смотрит, при каком чеке и объеме продаж выйдет в прибыль — с учетом наценки. Например, при минимальном чеке мы можем выйти на безубыточность через пять лет, а увеличив цену на 200% — за год. В итоге выбираем подходящий сценарий. Его определяют не только наши хотелки, но и возможности целевой аудитории, предложения конкурентов, разогретость рынка.
Фильтров, которые влияют на цену, много. Но в конечном счете решение остается за владельцем продукта и той экономикой, какую он считает адекватной рынку.
Чтобы понять, адекватна ли стоимость курса, я советую выбрать программы от разных школ и обратить внимание на несколько критериев.
Основной спикер. Чем он известнее, тем дороже его время.
Объем курса в часах — сколько длится каждый из сравниваемых курсов. Чем дольше, тем дороже.
Наличие внутренних тренажеров, серверов, а также доступа к необходимому программному обеспечению — например Photoshop или JetBrains. Если доступ есть, это, скорее всего, тоже уже входит в стоимость курса.
Объем практики и наличие наставников — есть ли обратная связь по домашним заданиям, будут ли по итогам выполнены крупные проекты, которые можно потом включить в портфолио. Если проверку домашних заданий и круглосуточную поддержку студентов осуществляет большая команда, это тоже отразится на чеке.
Актуальность материалов. Проще всего открыть «Хедхантер» и посмотреть, какие требования предъявляют работодатели к специалисту, на которого вы учитесь. Чем больше компетенций дают на курсе, тем он будет дороже. Например, от программиста работодатель может ожидать знания алгоритмов, умения работать с базами данных. Этому тоже учат на некоторых курсах по программированию, но стоить такая программа будет дороже.
По моему опыту, то, в каком формате проходит курс — в записи или в режиме реального времени, — не так сильно влияет на цену. На первый взгляд, живые вебинары проводить дешевле, чем записывать в студии, а потом монтировать. Но заранее записанные лекции можно продавать без привязки к набору нового потока.
Портрет типичного ученика
В 2021 году исследовательская группа EdMarket Research опросила 1600 жителей российских городов с населением больше полумиллиона человек, которые собирались учиться в ближайший год на платных онлайн-курсах дополнительного профессионального образования. В итоге получился портрет среднестатистического ученика, который хочет повысить квалификацию или освоить новую профессию.
Мужчин среди учеников немного больше, чем женщин: 55,1 против 44,9% в среднем по стране. Средний возраст взрослого слушателя онлайн-программ — от 25 до 44 лет.
Чем крупнее город, тем выше шанс, что человек будет покупать курсы в интернете, а не искать бесплатное образование. Например, в Москве и Санкт-Петербурге за дополнительное обучение в 2021 году платили 30,8 и 9,1% респондентов соответственно, в городах-миллионниках — 20,7%, а в городах с населением 500—950 тысяч — 10,1%.
В 2021 году 38,3% респондентов обучались по одному направлению, 38,8% — по двум или трем, 10,2% — по четырем или пяти.
Самое популярное направление, которое выбрали опрошенные, — иностранные языки. На втором месте — хобби, творчество и личностное развитие, на третьем — ИТ и маркетинг, на четвертом — финансы, бухгалтерия и право.
Как коронавирус повлиял на рынок онлайн-образования
Мне нравится, как сказал автор книги «Sapiens. Краткая история человечества» Юваль Ной Харари: «Пандемия и коронавирус ничего нового не принесли в нашу жизнь, они просто ускорили процессы, которые и без того бы произошли». Это очень четко описывает развитие онлайн-бизнеса и образования.
За 2020 год онлайн-образование прошло тот путь развития, что мы бы проходили в ближайшие два-три года точно. Пандемия катализировала пользовательскую активность, увеличила предложение на рынке, а вместе с ним и конкуренцию. А конкуренция рождает постоянное улучшение качества образовательного продукта и ценовую войну участников. Таким образом, цены сейчас снижаются, а не растут.
Дальше в образовании будет происходить все то же самое, только процесс развития ускорится еще больше. Новые курсы и направления обучения будут появляться пропорционально росту спроса, а он сейчас постоянно увеличивается.
Конкуренция будет расти особенно сильно в таких крупных сегментах обучения, как языковое, корпоративное, дополнительное профессиональное, дополнительное среднее и основное среднее обучение, которое сегодня стабильно развивается.
Поскольку сегодня онлайн-образование опирается на данные, для бизнеса его прикладная польза будет становиться еще более заметной. Компании должны развивать человеческий капитал, так как в нем и состоит их конкурентное преимущество.