Кто добивается больших успехов в карьере — отлич­ники или троечники

Результаты опроса читателей Т⁠—⁠⁠Ж
144
Кто добивается больших успехов в карьере — отлич­ники или троечники
Аватар автора

Алена Манузина

проанализировала ответы

Страница автора
Аватар автора

Амина Илецкая

почитала исследования

Страница автора

В 2024 году 17,5% школь­ников окончили школу с медалью — почти каждый пятый.

Мы спросили читателей, какие оценки они получали в школе и как это повлияло на их успехи, а также изучили исследования на эту тему — и выяснили, у кого лучше складывается карьера: у отличников или троечников.

Об опросе и обработке данных

Женщины учатся лучше, но менее амбициозны в карьере. Девочки в среднем получают в школе лучшие оценки, чем мальчики: 81% женщин ответили, что учились без троек, среди мужчин таких 64%.

А тех, кто получал тройки и четверки или только тройки, среди мужчин вдвое больше: 37% против 19% у женщин. В университете разница усиливается: среди женщин больше тех, кто учился там лучше, чем в школе, и меньше тех, чья успеваемость ухудшилась.

Но при этом женщины реже занимают руководящие позиции и в полтора раза чаще говорят, что и не хотят быть руководителями. Кроме того, они более скромно оценивают свое положение на работе: 42% мужчин и лишь 31% женщин считают, что их карьера развивается быстрее, чем у коллег и сверстников.

Троечники больше довольны своей карьерой. 27% респондентов полностью удовлетворены карьерой, 60% считают, что может быть и лучше, 13% недовольны. Мы перевели эти ответы в баллы от −1 до 1, и оказалось, что троечники показывают в среднем самый высокий уровень удовлетворенности: 0,22 балла против 0,16 у хорошистов и 0,09 у отличников.

Также мы спрашивали, движется ли карьера респондентов быстрее, чем у окружающих. Мы предполагаем, что здесь ответы должны меньше зависеть от уровня самокритики. Мнения разделились примерно поровну: 36% ответили «Да» или «Скорее да», 33% — «Нет» или «Скорее нет», 32% — «Не знаю». Но троечники вновь оказались настроены оптимистичнее хорошистов и отличников.

Источник: опрос Т⁠—⁠Ж
Источник: опрос Т⁠—⁠Ж

Люди не очень верят в связь между школьными оценками и карьерными успехами. Уверенных противников этой идеи почти вдвое больше, чем сторонников: 16 и 9% соответственно. Причем чем хуже респонденты учились в школе, тем меньше они верят, что оценки влияют на карьеру.

Тех, кто считает, что более усердная учеба в школе повлияла бы положительно на их нынешний доход, в три раза меньше, чем тех, кто в это не верит: 18% против 61%. И вот здесь троечники оказались не такими уверенными в себе: они чаще хорошистов жалеют, что не уделяли больше внимания учебе.

Источник: опрос Т⁠—⁠Ж
Источник: опрос Т⁠—⁠Ж

Троечники ценят находчивость, а отличники — прилежность. Самый популярный ответ на вопрос о том, какие качества сильнее всего помогают в работе, — самостоятельность и умение брать на себя ответственность, их упомянули 66% опрошенных  . Следом идет критическое мышление, его назвали 52% ответивших, и умение учиться на ошибках — 49%.

При этом те, кто учился не очень хорошо, больше ценят умение учиться на ошибках, находчивость и смекалку, а вот отличники чаще, чем троечники, отметили умение следовать правилам, критическое мышление и широкий кругозор.

Источник: опрос Т⁠—⁠Ж
Источник: опрос Т⁠—⁠Ж

Что говорят об оценках и профессиональном успехе научные исследования

Интеллект и успех. В исследовании Университета Иллинойса и Миннесоты утверждается, что общие когнитивные способности, то есть умение усваивать и обрабатывать информацию  , определяют в том числе карьерный успех. Ученые опровергают мнение, что умственные способности, развиваемые в школе, сильно отличаются от тех, что пригодятся на работе.

Еще одно исследование, проведенное на американских кадетах, показало: для успешного окончания учебы смекалка и физические способности важнее, чем ум, — по крайней мере в военной академии. Так что авторы делают общий вывод: одни лишь интеллектуальные способности не гарантируют профессионального успеха.

Женщины, оценки и карьера. Метаанализ исследований гендерных различий в успеваемости показал, что девочки и правда обычно учатся лучше мальчиков. Наша статистика подтверждает этот вывод.

Что касается амбиций — согласно международному исследованию рекрутинговой компании Hays, разрыв между мужчинами и женщинами небольшой: суммарно около 40% представителей обоих полов хотят занимать руководящую должность. Разница лишь в том, что женщины чаще ориентируются на руководящие позиции среднего звена и лишь небольшой процент — высшего.

Личные качества и карьерный успех. В 2001 году в Journal of Vocational Behaviour опубликовали статью о связи карьерных успехов с «большой пятеркой» некогнитивных характеристик: добросовестностью, экстраверсией, невротизмом, открытостью опыту и умением соглашаться. В 2019 году подобное исследование провели на российском рынке труда — и пришли к выводу, что добросовестность — главный критерий успешной карьеры. Открытость опыту тоже поощряют почти во всех возрастных группах.

Исследование Калифорнийского университета обнаруживает связь между проявлением лидерских качеств в старшей школе, руководящими позициями и более высокой зарплатой во взрослом возрасте.

Словом, наука говорит: честное выполнение обязанностей и проявление лидерских качеств помогут сделать карьеру.

Статистика образования:

Жизнь россиян в цифрах: что едят, сколько работают, куда ездят и на что тратят деньги. Подписывайтесь, чтобы не пропустить самое интересное: @t_stata

Алена МанузинаПригодилось ли вам что-⁠нибудь из школьного образования?
  • Повелительница рыбкая относительно плохо училась в школе, закончила с несколькими тройками по точным наукам, несмотря на это сама поступила на филфак на бюджет, там тоже училась плохо))) но жажда денег заставляла меня сдавать на отлично сессии и получать повышенную стипендию аж 1400 р) квн, театр. тусовки. клубы. Но зп в несколько раз выше среднего, работаю в продажах. Мне кажется, в зависимости от специальности есть некое соотношение зп и учебы.12
  • padВсегда была отличницей. Карьера не складывается вообще. Считаю, что школьное образование никак не определяет будущих успехов. Скорее в годы учёбы надо уметь списывать, будучи незамеченным, изворачиваться, не палиться. И полезные связи строить. Вот это для карьеры куда полезнее.70
  • Майская ночьЛомаю стереотипы: в школе училась на отлично, в универе было пару троек, работаю руководителем, с карьерой все ок) Из школы и университета пригодилось умение учиться, потреблять большое количество информации и выделять главное, этого достаточно, чтобы двигаться дальше где угодно)43
  • Обезьянаap, дык школа она на то и школа - адаптируемся в микромодели общества, выясняя свои сильные и слабые стороны. Кто-то хорошо учится, кто-то умеет вертеться. А кто-то просто любит тусить с такими же оболтусами. И лучше всего потом тому кто что-то из школьной жизни про себя понял, а не тот у кого определенная оценка в аттестате.43
  • Три товарищаПо моим личным наблюдениям (одноклассники и друзья из параллельных школ): отличники и хорошисты сделали хорошую карьеру (кто-то уже к 30 годам занимал топовые должности, кто-то свои компании открыл и тд). Но это все очень умные ребята из сильных школ. То же самое могу сказать и про ребят из университета, у которых были всегда высокие баллы на экзаменах - у них все тоже отлично. У меня медаль была в школе и красный диплом технического университета, в целом, все очень неплохо в карьерном плане, но мне есть с кем сравнивать себя (с теми же друзьями, которые уже в 30 возглавляли огромные отделы в международных компаниях), поэтому на вопрос «насколько вы довольны своими достижениями» я бы тоже ответила, что средне😅😅29
  • padДиана, Большинство отличников как раз-таки учат и сдают всё своим умом. А это в карьере не помогает.23
  • Виктория СКаждый пятый с медалью? Серьезно? Не слыхала про такое.обычно медалисты 1-2 человека в классах и это при хорошем уровне школы. Для меня удивительно. С учётом, что родственники работали и работают в школах.59
  • Виктория СМайская, аналогично. Причем в университете предлагали на 5 курсе пересдать 2 тройки полученные на первом(первая влюбленность дала о себе знать и стало не до учебы, влюбленность прошла и со второго курса опять училась только на отлично). Но я не пересдавала, о чем нисколько не жалею.3
  • Васин Петяесли работать болтологом-психологом-продажником-проектманагером-инфлюенсером-бодибилдером то ваще неважно что за оценки. Софтскиллы решают. Если идти в технику, то троечник из школы/вуза туповатеньким на такой работе будет выглядеть имхо и деняк многа не дадут.16
  • Майская ночьВиктория, а мне ничего не предлагали пересдать) впрочем, для меда типичная история, когда и отличников валят) но за эти тройки никто никогда из работодателей меня не спрашивал)5
  • Виктория СТри, похоже. Не скажу, ,что карьеру сделали самые умные,скорее те, у кого были связи. Но и умные неплохо устроились. Я вполне довольна своими достижениями. Можно было и большего достичь, но цена этих достижений мне казалась чрезмерной.10
  • Виктория СМайская, это была личная симпатия очень пожилой и очень заслуженной преподавательницы)так что случай частный. Но я прагматик, не видела смысла, так как уже нашла работу к выпуску. Ну и в целом совершенно верно, никто никогда эти оценки не оценил))4
  • Елена БогдановаВасин, бывший муж троечник и двоечник в школе. В универе чуть не отчислили из-за двойки по матану. Правда, закончил хорошо, средний балл высокий по госам. Диплом на 5. Сейчас один из ведуших конструкторов ВНИИТФ. Школьные оценки, имхо, не про ум, а про прилежание и умение вписаться в систему. А сейчас с потрясающе дебильной системой и программой - тем более не про ум.17
  • SenderoОкончил школу с золотой медалью, а в университете рано начал работать по смежной специальности и подзабил на учёбу - в дипломе 4 тройки и 4 четвёрки. Карьера складывается довольно успешно. Нельзя судить только по оценкам. Есть умные отличники и глупые троечники. Есть глупые отличники-заучки-подлизы и умные троечники-оптимизаторы, которым не интересно в школе. Базовые качества отличников: усидчивость, терпение, перфекционизм, страх провала во многих вариантах карьеры (особенно денежных, вроде своего бизнеса) скорее мешают. Они не станут запускать проект с потенциальной прибылью 10 миллионов, если с шансом 50% могут потерять 1 миллион.40
  • Артем СпиридоновТут скорее сложно сказать что Не пригодилось наверно пение))). В остальном же, пройдя путь от слесаря до директора приходилось все. Химия, физика, алгебра, геометрия. Потому что у меня тут производство. История, социология, обществознание помогли понимать людей, социальные процессы и в какой то мере управление коллективами. Ну уж про литературу и русский, английский язык и говорить нечего документов я генерирую, визирую и пр. Очень много. Ах да, еще одно. В школе был троечник. Но Суз и Вуз закончил с красными дипломами)7
  • Sergey>> Троечники больше довольны своей карьерой Я бы держал голове объективность этой оценки и требования к себе В школе учился то хорошо, то плохо. Заканчивал хорошо. Из универа 2 раза отчислялся, но очень хотел успеха, с боем закончил. К слову, хорошо учился я в средней школе, а плохо в математическом лицее. Универ тоже был один из сильнейших. Быть троечником не было для меня нормой Требования к себе выше средних. Считаю, что много ошибок сделал и много времени потратил зря. Но не знаю никого из моих бывших одноклассников, кто зарабатывал хотя бы так же, как я. Как-то себе плывут по течению, может вполне себе счастливы и им хватает8
  • Системный инженерЕлена, "Школьные оценки, имхо, не про ум, а про прилежание и умение вписаться в систему" На своём примере с вами не соглашусь.8
  • Системный инженерШкольный медалист. В школе неплохо шёл по точным наукам - математика, физика. До сих пор использую школьные знания из них в жизни, т.к. это база, которая об устройстве мира и всегда с нами. Та же математика - это во многом логика, без которой никуда. Ну или куда, но будешь дурачок в житейских вопросах.6
  • MimilochkaСеребряная медаль и 2 красных диплома. Комплекс «отличницы». Считаю , что просто «умела» учиться - знала как и что сдавать, как учить и тд. Если б заканчивала сейчас , то карьера была б удачнее - больше возможностей для реализации по профилю6
  • Полина ДелияБольших успехов в карьере добиваются те, кто на своем месте, либо имеет хорошие связи. А школьные оценки тут не причем.17
  • Инесса КонстантиноваВиктория, я вам больше скажу, что у нас были выпуски, в которых медалистов 25 %. А сельские школы? В классах малокомпетентных школ один выпускник. Хочешь-не хочешь станешь медалистом 😅3
  • user2406704Я отличница. И училась сначала на специалитете, потом в магистратуре. (7 лет очного отделения).Но построению именно карьеры помешали два декрета. Ну и мама, которая работает на центральном колхозном рынке, а папы в моей жизни не было вообще ни рядом, ни финансово. Я прекрасно видела, как моих знакомых, которые ну не бум-бум, за которых я писала экзамены, ставили руководителями отделов в лукойл, а мое резюме выкинули три раза в помойку похоже. Потому что моя мама не занимала столь высокую должность, как мама этих знакомых. Знания из вуза пригодились. Но 13 лет борьбы, учебы, переездов, вытягивания семьи из полного нуля двинули по здоровью. Мне 34 и я не хочу быть руководителем, потому что буду нервничать, переживать, нести груз ответственности. Не хочу этого. А на житье-бытье денег хватает, даже если не работать вообще.6
  • Маринаap, тоже отличница, но с карьерой. Ибо никто из коллег не мог осилить многостраничные методички головной компании по бизнес-планированию. Вот тут усердие и аналитические способности пригодились.30
  • НадеждаДиана, так делают троечники, которые притворились отличниками. Т.к именно академических знаний - у них не так много, но они хитрожопы, изворотливы, с хорошо подвешенным языком, умеют прикинуться умными и миленькими, общительны и в большинстве своем умеют находить подход - как к преподам, так и к однокурсниками. Знают, когда нужно вовремя нацепить на себя уверенный вид, чтобы с умным лицом нести чушь на экзамене (и это прокатывает чаще, чем нам хотелось бы). У настоящих отличников в большинстве своем - пользоваться подобными методами корона и гордость не позволяет. Поэтому, настоящий отличник, который хорошо владеет академическими знаниями, но не сообразил вовремя правильно улыбнуться преподавателю зачастую может сдать экзамен хуже, чем троечник, который делает вид что отличник.11
  • padМарина, У меня как-то закончилось усердие с окончанием школы и универа :) Силы иссякли усердствовать.7
  • АксютаОчень рада, что хорошо училась. Много читала, общалась с умными людьми - это сформировало меня. Именно мои мозги помогали по жизни, больше некому было. И сейчас это позволяет мне менять работу тогда, когда хочу и жить так, как хочу.13
  • АксютаЗнаю нескольких отличников, которые умели только учиться на 5, но в жизни абсолютно не состоялись. Но это, скорее, исключение. А вот каких-то супер успешных троечников не знаю. Хотя понятие успеха - вещь относительная)6
  • Павел КравцовНаходчивый троечник это отличник. Отличники могут получать 5 в результате находчивости или твердых знаний. А если ты троечник, то это говорит лишь о том что либо ты не находчивый и не старательный, либо о том, что интерес твоей деятельности был не в школе.7
  • Виктория СИнесса, а в каком регионе?1
  • Инесса КонстантиноваВиктория, Татарстан2
  • Катя МакароваSergey, тоже об этом подумала - отличники могут оценивать свою карьеру хуже чем троечники просто потому что у них могут быть другие требования к себе. Нужно сравнивать более объективные и измеряемые показатели, например зарплаты троечников и отличников.13
  • Mike HeadВиктория, время такое - раздачи медалей и орденов 😂16
  • Виктория СИнесса, даже не знаю радоваться или печалиться за Татарстан. Если дети реально умницы, то это здорово.0
  • EvaGeniaВсегда была середнячком, в школе не было особо выдающихся успехов. Но я довольна тем, что смогла уехать из региона, получить престижное образование, и устроиться на хорошо оплачиваемую работу. Конечно, если сравнивать успех среди среднего звена в регионе - то я добилась успеха. Если сравнивать выпускников престижных гимназий города Москвы и Петербурга - нет, обычный "успешный успех", одинаково как у всех " понаехавших". Так что все субъективно. Насчет отличников и двоечников - есть примеры и тех, и этих, кто добился высот. Просто зачастую не оценки решают, а софт-скиллы и развитые когнитивные навыки. У кого-то они хорошо развиты со школы, в кого-то вообще к 40 годам.6
  • user6049601Надежда, настоящий отличник не "не сообразит",а просто зачастую не хочет улыбаться преподавателю5
  • user6049601Майская, не скажете про карьеру-кто вы сейчас?0
  • user6049601Артем, пение и физкультура,как показывает жизнь,главные школьные предметы,т.к. певцы и спортсмены своими доходами затмевают многих7
  • user6049601Владимир, если вы правы,то это грустно.Пробивной,не имеющий фундаментальных знаний,руководитель(бывший троечник,умеющий приспосабливаться ) не сделает страну космической державой9
  • Майская ночьuser6049601, руководитель на фарм заводе в обеспечении качества1
  • Три товарищаВиктория, 👌🏻🤗0
  • user6049601Майская, а образование у вас какое?0
  • user6049601Майская,спрашиваю,чтобы понимать,о чем здесь говорят. Если закончил пединститут,начал с учителя и стал директором школы.Это-карьера.0
  • Майская ночьuser6049601, провизор0
  • ЭленВиктория, во времена моей молодости тоже так было, а сейчас под 80% медалистов в гимназии.0
  • Je suis partiМайская, аналогично🌹1
  • Алла ЦветковаВиктория, про школу говорить не буду, но в 2024 закончила магистратуру МГЮА, очно-заочное (читай - вечернее). Примерно 75-80% - красные дипломы.0
  • ДанилМайская, вы ломаете не стереотип, а слепую веру в это тех, кто плохо учился и надеялся, что "ну везде говорят, что Билл Гейтс не учился", главное верить в себя. Если отбросить тех, кто был троечником, но всё равно хорошо соображал, а 3ки скорее были дисциплинарного плана, убрать тех, кого родители протолкнули или друзья, то мы получим вполне себе картинку - кто в школе не хотел учиться, не соображал и не старался - и в жизни будут в большинстве своём там же, конечно же исключения бывают.. А с отличниками многое зависит от личных качеств, если учили не выпендриваться, мол сделал, молодец и молчи, и человек по итогу впитал такой паттерн, то на работе очевидно будет сложно продвинуться ибо там как правило, требуются именно инициативные, а тут хочешь не хочешь, не до скромности будет...Но очевидно одно, легче через не хочу изменить модель поведения, чем внезапно заставить свой мозг быть "умным"))) Как пример, я легко школу закончил с медалью, работал долго где нравилось, был руководителем отдела обучения, тренинги вёл, вроде как гуманитарней некуда, устал от этого и решил сменить род занятий, в 37 пошёл на курсы, в 39 стал программистом, и вот 41, уже вполне себе и здесь продвинулся. Умение учиться - это супер навык, особенно в современном мире, и вот тут очень глубокая фраза от старины Льюиса. В этом мире, надо бежать, чтобы стоять на месте, а чтобы идти - надо бежать еще быстрее.. За точность не ручаюсь, но суть, думаю передана верно.9
  • ДанилSendero, за 50% получить х10 , думаю, что только с ОКР перфекционист не рискнет... Любой другой легко, при условии конечно, что тебе почку отдать не надо будет)) Другое дело, что да, ИП чаще не отличники, тут не поспорить, но и банкроты тоже гораааааздо чаще не отличниками были))3
  • ДанилТри, не совсем... Есть базовые элементы - пространство, символы буквенные, символы алгебраические, геометрические, поведенческие элементы и тд.. Школа учит ваш мозг манипулировать разными типами данных и выполнять с ними разные операций - анализ, синтез, проекция, абстрагирование и тд. Человеку, чей мозг этим уже натренирован, гораздо проще усваивать новые данные и манипулировать ими.. Человеку, чей мозг слабоват в этом легче впарить Гомеопатию, легче убедить в чём-то не приводя адекватных аргументов, у таких людей гораздо слабее работает критическое мышление. Чертежи - это навскидку, так как сам люблю кровати собирать и шкафы, никогда не пользуюсь услугами сборщиков, в общем это больше к стройке, но если подумать можно и другие примеры найти в жизни.. Ну а с туфелькой - даже при поступлении на Пси Фак я сдавал биологию, хотя казалось бы зачем? Потому уже когда была ЦНС, генетика и фармакология стало понятно зачем такая база.. В общем, если просто фарма - где надо заучит какие таблетки от чего, то это конечно большого ума не требует, скорее только памяти, а вот понять механизмы, которые лежат в их основе на порядок проще объяснить человеку с базой... Если бы все люди были с развитым критическим мышлением, то в мире достаточно много индустрий исчезли бы как вид, потому что не на ком было бы наживаться..5
  • Ольга Бакинаap,успешнее тот,кто не ленив и не труслив.факт.1