
Кто добивается больших успехов в карьере — отличники или троечники

В 2024 году 17,5% школьников окончили школу с медалью — почти каждый пятый.
Мы спросили читателей, какие оценки они получали в школе и как это повлияло на их успехи, а также изучили исследования на эту тему — и выяснили, у кого лучше складывается карьера: у отличников или троечников.
Женщины учатся лучше, но менее амбициозны в карьере. Девочки в среднем получают в школе лучшие оценки, чем мальчики: 81% женщин ответили, что учились без троек, среди мужчин таких 64%.
А тех, кто получал тройки и четверки или только тройки, среди мужчин вдвое больше: 37% против 19% у женщин. В университете разница усиливается: среди женщин больше тех, кто учился там лучше, чем в школе, и меньше тех, чья успеваемость ухудшилась.
Но при этом женщины реже занимают руководящие позиции и в полтора раза чаще говорят, что и не хотят быть руководителями. Кроме того, они более скромно оценивают свое положение на работе: 42% мужчин и лишь 31% женщин считают, что их карьера развивается быстрее, чем у коллег и сверстников.



Троечники больше довольны своей карьерой. 27% респондентов полностью удовлетворены карьерой, 60% считают, что может быть и лучше, 13% недовольны. Мы перевели эти ответы в баллы от −1 до 1, и оказалось, что троечники показывают в среднем самый высокий уровень удовлетворенности: 0,22 балла против 0,16 у хорошистов и 0,09 у отличников.
Также мы спрашивали, движется ли карьера респондентов быстрее, чем у окружающих. Мы предполагаем, что здесь ответы должны меньше зависеть от уровня самокритики. Мнения разделились примерно поровну: 36% ответили «Да» или «Скорее да», 33% — «Нет» или «Скорее нет», 32% — «Не знаю». Но троечники вновь оказались настроены оптимистичнее хорошистов и отличников.

Люди не очень верят в связь между школьными оценками и карьерными успехами. Уверенных противников этой идеи почти вдвое больше, чем сторонников: 16 и 9% соответственно. Причем чем хуже респонденты учились в школе, тем меньше они верят, что оценки влияют на карьеру.
Тех, кто считает, что более усердная учеба в школе повлияла бы положительно на их нынешний доход, в три раза меньше, чем тех, кто в это не верит: 18% против 61%. И вот здесь троечники оказались не такими уверенными в себе: они чаще хорошистов жалеют, что не уделяли больше внимания учебе.

Троечники ценят находчивость, а отличники — прилежность. Самый популярный ответ на вопрос о том, какие качества сильнее всего помогают в работе, — самостоятельность и умение брать на себя ответственность, их упомянули 66% опрошенных . Следом идет критическое мышление, его назвали 52% ответивших, и умение учиться на ошибках — 49%.
При этом те, кто учился не очень хорошо, больше ценят умение учиться на ошибках, находчивость и смекалку, а вот отличники чаще, чем троечники, отметили умение следовать правилам, критическое мышление и широкий кругозор.

Что говорят об оценках и профессиональном успехе научные исследования
Интеллект и успех. В исследовании Университета Иллинойса и Миннесоты утверждается, что общие когнитивные способности, то есть умение усваивать и обрабатывать информацию , определяют в том числе карьерный успех. Ученые опровергают мнение, что умственные способности, развиваемые в школе, сильно отличаются от тех, что пригодятся на работе.
Еще одно исследование, проведенное на американских кадетах, показало: для успешного окончания учебы смекалка и физические способности важнее, чем ум, — по крайней мере в военной академии. Так что авторы делают общий вывод: одни лишь интеллектуальные способности не гарантируют профессионального успеха.
Женщины, оценки и карьера. Метаанализ исследований гендерных различий в успеваемости показал, что девочки и правда обычно учатся лучше мальчиков. Наша статистика подтверждает этот вывод.
Что касается амбиций — согласно международному исследованию рекрутинговой компании Hays, разрыв между мужчинами и женщинами небольшой: суммарно около 40% представителей обоих полов хотят занимать руководящую должность. Разница лишь в том, что женщины чаще ориентируются на руководящие позиции среднего звена и лишь небольшой процент — высшего.
Личные качества и карьерный успех. В 2001 году в Journal of Vocational Behaviour опубликовали статью о связи карьерных успехов с «большой пятеркой» некогнитивных характеристик: добросовестностью, экстраверсией, невротизмом, открытостью опыту и умением соглашаться. В 2019 году подобное исследование провели на российском рынке труда — и пришли к выводу, что добросовестность — главный критерий успешной карьеры. Открытость опыту тоже поощряют почти во всех возрастных группах.
Исследование Калифорнийского университета обнаруживает связь между проявлением лидерских качеств в старшей школе, руководящими позициями и более высокой зарплатой во взрослом возрасте.
Словом, наука говорит: честное выполнение обязанностей и проявление лидерских качеств помогут сделать карьеру.
Статистика образования:
Жизнь россиян в цифрах: что едят, сколько работают, куда ездят и на что тратят деньги. Подписывайтесь, чтобы не пропустить самое интересное: @t_stata