Исследование Тинькофф Журнала: сколько зарабатывают дизайнеры
Статистика
23K
Иллюстрация — Варя Щука

Исследование Тинькофф Журнала: сколько зарабатывают дизайнеры

И что влияет на доход таких специалистов

17
Аватар автора

Редакция

провела исследование

Страница автора

Задача исследования — разобраться, какая специализация приносит больше денег, как на доходы влияет образование и сфера деятельности заказчика, где выгоднее искать клиентов и как сами дизайнеры относятся к своей работе.

Всего нам прислали около 2200 ответов. Мы проанализировали полученные данные и готовы поделиться результатами исследования.

Результаты исследования могут не совпадать с вашим опытом

Наше исследование — социологический срез. Мы приводим средние или медианные значения, а также карьерные сценарии, которые встречаются в отрасли чаще всего.

Например, вы фрилансер и ваша специализация — обработка фото. В месяц получается зарабатывать 150 000 ₽. Это в 2,5 раза выше медианной зарплаты по рынку, но такое тоже бывает. Мы же описываем именно типичные ситуации

Как выглядит типичный дизайнер

Пол и возраст. В отличие от многих других сфер, про дизайн нельзя сказать, что это чисто женская или, наоборот, мужская профессия: представителей обоих полов примерно поровну — 44% мужчин и 56% женщин. Медианный возраст женщин — 28, мужчин — 29 лет.

Место жительства. Большая часть опрошенных — 84% — живет в России. Самые популярные локации за рубежом — Грузия, Казахстан, Беларусь, Сербия и Армения.

Самая большая доля опрошенных россиян живет в Москве или Московской области: 35% всех ответов. В Санкт-Петербурге или Ленинградской области — 16%. Следом идут Свердловская область, Краснодарский край, Татарстан, Ростовская, Новосибирская, Самарская, Нижегородская области. Во всех этих регионах столица — город-миллионник, то есть можно сказать, что дизайнер — это профессия в первую очередь для крупных городов.

Образование. 20% дизайнеров окончили художественную школу. Можно сказать, что дополнительное художественное образование в детстве влияет на выбор профессиональной траектории во взрослой жизни. Также дизайнеры часто говорили, что увлекались творчеством с детства.

85% опрошенных окончили вуз или колледж. 34% учились дизайну или смежным специальностям: архитектуре, живописи. Но среди дизайнеров много и тех, кто учился на инженерно-технических и гуманитарных направлениях: 26 и 19% соответственно. Реже всего идут в дизайнеры юристы: меньше 3%. Немного также тех, кто получал творческие, но не художественные профессии, например режиссеров, и людей с дипломами по естественно-научным дисциплинам: физиков, химиков, биологов.

12% опрошенных учились по двум и более направлениям, а у 15% нет профессионального образования.

Что дизайнеры говорят о своем образовании

О профессиональном художественном образовании:

«Базовые фундаментальные знания из художки пригодились и в графическом дизайне, и дизайне интерфейсов».

«Оконченный бакалавриат „графический дизайн“ помог тем, что не понадобилось проходить никакие курсы по цвету, типографике, композиции и так далее. Но, по сути, все обучение можно засунуть максимум в два года и не тратить столько лет жизни».

«Поступила в художественное училище: там обучали типографике, живописи, рисунку, композиции, цветоведению и всем-всем основам. Я выпустилась с отличным аттестатом, но найти работу оказалось сложно. Портфолио колледжа не соответствовало быстро меняющимся тенденциям в дизайне. Пришлось взять курсы, чтобы немного улучшить навыки».

О курсах:

«Покупала несколько курсов по дизайну, почти ни один не закончила, но какую-то пользу однозначно почерпнула».

«Обучаюсь через онлайн-курсы, стараюсь проходить не меньше одного в год. Дизайн — профессия динамичная, много появляется новых фич и программ, помогающих в работе, а без актуальных знаний в этой профессии много не заработаешь».

«Прохожу точечные курсы по узким направлениям».

«На свою первую работу в дизайне смогла попасть благодаря курсу».

О самообразовании и призвании:

«Научился всему сам, в том числе как искать нужную информацию для образования».

«Бесконечное количество тестовых заданий».

«Я училась в художественной школе, получила там красный диплом, но по художественной стезе дальше учиться не пошла. Получила высшее медицинское образование, но ни дня не работала по специальности. Сразу нашла какие-то местные офлайн-курсы по веб-дизайну, а дальше занималась самообучением».

«Отец в девять лет скачал фотошоп, посадил меня и сказал: „Балуйся“».

О нехудожественном образовании:

«У меня высшее оконченное по направлению „возрастная психология“. Образование помогает в ясности коммуникации с клиентом и коллегами, презентации своих идей, структурировании работы, дает теоретическую подкованность в возрастных особенностях разных целевых аудиторий — восприятии цвета, образов, концентрации внимания».

«С детства интересовалась маркетингом и продажами, читала много книг по этим темам, это позволило дороже продавать свои услуги и легче взаимодействовать с заказчиками».

Где работают. Большинство опрошенных работают по найму — 81%. Еще 17% — фрилансеры, оставшиеся 2% сказали, что у них свой бизнес.

Что касается специализации, то 38% опрошенных больше занимаются интерфейсами — для веба, мобильных и десктопных приложений; 62% — графическим дизайном, то есть делают логотипы, рекламу, презентации, анимацию, принты и тому подобное. Дизайнеры интерфейсов востребованнее в крупных компаниях, графические дизайнеры — в маленьких и на фрилансе.

Сколько зарабатывают дизайнеры, которые работают по найму

Как на доходы влияет специализация. Медианная зарплата опрошенных дизайнеров — 120 тысяч рублей в месяц.

Респонденты делятся на две большие группы: те, кто занимается в основном графическим дизайном, и те, кто работает над интерфейсами. Доход дизайнеров интерфейсов — 174 тысячи, графических — 90 тысяч.

В свою очередь, среди графических дизайнеров тоже есть много специализаций. Больше всего зарабатывают 3D-моделлеры и моушен-дизайнеры: 130 и 120 тысяч рублей соответственно. За допечатную подготовку, полиграфию, работу с фотографиями и иллюстрациями, графику для социальных сетей в среднем платят меньше 90 тысяч. Это согласуется с нашим предыдущим исследованием — о зарплатах редакторов. По его итогам также оказалось, что самые низкие доходы у тех, кто работает в сфере книгоиздания, полиграфии и печатной продукции.

Как на доходы влияет квалификация. Каждый респондент мог оценить свой грейд по шкале из четырех ступеней:

  1. Джун — начинающий специалист, который делает небольшие задачи под присмотром старшего дизайнера.
  2. Мидл — большинство задач делает сам, иногда просит помощи у старших коллег.
  3. Сеньор — делает все сам плюс следит за тем, как работают джуны и мидлы, менторит стажеров, общается с заказчиками.
  4. Арт-директор — сам не рисует, но делает концепты, оценивает работу сотрудников.

Такая дифференциация сильно повлияла на результаты. Медианная зарплата арт-директора — 300 тысяч рублей, специалиста начального уровня — 55 тысяч. Кроме того, стало понятно, какой нужен средний стаж, чтобы подняться на ступень выше.

Хотя на рынке, как мы сказали выше, доходы специалистов в разных сферах различаются, начинают все примерно с одинакового уровня. Зарплата начинающего графического дизайнера составляет 50—60 тысяч — что в «богатом» 3D-моделировании, что в низкооплачиваемой полиграфии.

На уровне мидла и сеньора начинаются существенные различия: средняя зарплата крепкого специалиста, который может решать задачи самостоятельно, варьируется уже от 70 до 100 тысяч. Матерого профессионала — от 105 до 130 тысяч рублей.

Что касается арт-директоров, то у графических дизайнеров зарплаты таких сотрудников находятся в вилке от 200 до 260 тысяч рублей в месяц — вне зависимости от специализации. Эти колебания могут носить случайный характер. О людях, которые зарабатывают больше 300 тысяч, мы расскажем отдельно.

Особняком стоят здесь дизайнеры интерфейсов: на всех ступенях они зарабатывают примерно в полтора раза больше, чем графические дизайнеры.

Как на доходы влияет местонахождение работодателя. Графические дизайнеры в Москве зарабатывают в среднем 110 тысяч рублей, в других регионах — 64,5 тысячи. Дизайнеры интерфейсов — 189 и 120 тысяч соответственно.

При этом для дизайнеров начального уровня разница небольшая: у джунов в Москве зарплата 55 тысяч, в других регионах — 45. Но с ростом квалификации разрыв увеличивается, достигая 70% на уровне сеньоров и арт-директоров.

Также в опросе приняли участие около 200 специалистов, которые работают на заграничные или транснациональные компании. Они зарабатывают больше всех — 200 тысяч рублей в месяц.

Дизайнеры, которые работают на московские компании, получают в среднем 140 тысяч рублей в месяц. В других регионах местные компании платят столичным сотрудникам порядка 80 тысяч рублей в месяц.

Дизайнеры, которые удаленно работают на московские компании, зарабатывают 120 тысяч, а те, кто живет и работает в своем регионе, — 70 тысяч. Получается, что специалисту в провинции выгоднее работать на столичную компанию, но по сравнению с жителями Москвы ему все равно будут недоплачивать.

Зарплата дизайнеров в зависимости от места жительства и места работы

Работают в Москве и МОВ Петербурге и ЛОВ других регионах РФЗа границейВсе места работы
Живут в Москва и МО140 00078 300140 000
В Санкт-Петербурге141 500100 000250 000120 000
В других регионах РФ125 00070 000142 00081 000
За границей200 000190 000185 000
Все дизайнеры140 000100 00070 000185 000

Зарплата дизайнеров в зависимости от места жительства и места работы

Живут в Москва и МО
Работают в Москве и МО140 000
В Петербурге и ЛО
В других регионах РФ78 300
За границей
Все места работы140 000
В Санкт-Петербурге
Работают в Москве и МО141 500
В Петербурге и ЛО100 000
В других регионах РФ
За границей250 000
Все места работы120 000
В других регионах РФ
Работают в Москве и МО125 000
В Петербурге и ЛО
В других регионах РФ70 000
За границей142 000
Все места работы81 000
За границей
Работают в Москве и МО200 000
В Петербурге и ЛО
В других регионах РФ
За границей190 000
Все места работы185 000
Все дизайнеры
Работают в Москве и МО140 000
В Петербурге и ЛО100 000
В других регионах РФ70 000
За границей185 000

Как на доходы влияет сфера деятельности компании. Самые высокие доходы у тех, кто работает на банки, страховые, телекоммуникационные и ИТ-компании. Медианная зарплата дизайнеров в этих секторах превышает 150 тысяч рублей. Из отраслей, не связанных с информационными технологиями или финансами, высокие зарплаты в госуправлении: 145 тысяч рублей в месяц.

Ниже всего доход в «гуманитарных» сферах — это образование, медиа, искусство, маркетинг и реклама: средний доход специалистов тут не превышает 90 тысяч в месяц. Интересно также, что выгоднее работать в компании, не связанной с дизайном: в дизайн-студиях платят сравнительно немного, медианный доход там 85 тысяч рублей в месяц.

Как на доходы влияет размер компании. Самые высокие зарплаты ожидаемо оказались в крупных компаниях. Можно предположить, что это связано просто со спецификой секторов экономики: например, организации финансовой сферы — сюда кроме банков относится также все связанное с финансами и страхованием — это в основном большие холдинги.

Но даже внутри чисто «гуманитарных» отраслей зарплаты в больших и мелких компаниях различаются. В небольших дизайн-студиях сотрудники зарабатывают в среднем 50 тысяч рублей в месяц, а в крупных — 180 тысяч. Отчасти это связано с тем, что в крупных компаниях больше людей с высокими грейдами: мидлов, сеньоров, арт-директоров.

Как устроен режим работы и взаимоотношения с коллегами у тех, кто трудится по найму

Сколько дизайнеров работает на удаленке. Дизайнер — это профессия, которая позволяет работать удаленно. Только 25% специалистов больше времени работают в офисе, чем на удаленке. 63% сочетают работу в офисе и дома, 12% работают только дистанционно.

Чем крупнее компания, тем больше распространен там гибридный формат: сочетание офиса и удаленки по несколько дней либо редкие посещения офиса. В маленьких компаниях чаще, чем в крупных, встречается как тотальная удаленка, так и тотальный офисный режим, когда нужно ходить на работу.

С кем контактируют по работе и кто ставит задачи. В рамках исследования мы спрашивали специалистов, с кем из коллег они работают в течение обычного дня. Оказалось, что чаще всего — с другими дизайнерами.

Дизайнеры, которые постоянно контактируют со специалистами по продвижению — сюда мы отнесли маркетологов, таргетологов, СММ-специалистов, трафик-менеджеров, — зарабатывают меньше всего: 76,5 тысячи. Чаще всего это происходит в компаниях среднего размера — с числом сотрудников от 11 до 1000 человек: 7%. В очень маленьких компаниях и крупных корпорациях таких специалистов всего 2%.

У дизайнеров, которые работают в связке с продуктовыми менеджерами, зарплата выше, чем у тех, кто больше работает с проектными менеджерами: 164 и 104 тысячи соответственно.

В маленьких компаниях больше распространено функциональное руководство — когда дизайнеры общаются в основном с руководителем отдела. В компаниях среднего размера чуть чаще встречается проектный подход. В крупных корпорациях — продуктовый подход.

Что дизайнеры думают о своей работе: раздел для эйчаров

Что не нравится в работе. Многие респонденты отметили, что их все устраивает, однако немало было и тех, кто высказывал недовольство организацией труда. Например, специалисты часто волнуются из-за бардака на работе, то есть плохо выстроенных процессов.

Причем это не зависит от размера компании: такие проблемы есть и в маленьких организациях со штатом меньше десяти человек, и в огромных корпорациях, где больше тысячи сотрудников. Правда, под «плохо выстроенными процессами» все понимают разные вещи.

Что дизайнеров не устраивает в организации-работодателе

«Из-за того что компания маленькая, в некоторых вопросах бывают недопонимания, которые нужно разрешать самой».

«Слишком много документооборота и административной бессмыслицы».

«Слишком много митингов».

«Токсичность человека, принимающего решения».

«Сложные заказчики».

«Постоянно одни встречи, некогда рисовать».

«Иногда много созвонов, а хочется простого дизайнерского „порисовать“».

«Плохие процессы или их отсутствие. Отсюда и все остальные минусы появляются. Не все роли заполнены: нет тестировщиков, нет редакторов, нет аналитиков».

«Чем дольше наблюдаю за дизайнерами, тем больше понимаю, что „выстроенные процессы“ — по большей части фарс какой-то и все подчинено человеческому фактору очень сильно».

«Порой сложно достучаться до начальства других подразделений».

«Отсутствие коммуникации в команде».

«Нет понятной обратной связи, чтобы определить точки роста».

Также мы посмотрели, сколько в среднем зарабатывают люди, которых беспокоят разные факторы. Оказалось, что сотрудники с высокой зарплатой чаще недовольны конфликтами в коллективе, большой загрузкой, балансом между личной жизнью и работой, а также общей бессмысленностью работы.

Специалисты с низким доходом предсказуемо жалуются на зарплату. А еще — на неудобный график и плохой социальный пакет. В конце списка у таких дизайнеров проблемы, связанные с неинтересностью работы.

Кто чаще ищет новую работу. Довольны своим местом работы до такой степени, что не планируют ее менять, лишь 21% дизайнеров. Около 30% просматривают вакансии или ходят по собеседованиям. В крупных компаниях намного больше тех, кто работает в свое удовольствие и не хочет увольняться, — более 30%.

Активнее в этом плане молодые специалисты. Например, среди джунов почти 10% ходят на собеседования, а среди арт-директоров — только 2%. Зато половина арт-директоров в общем не исключает смены работы, если им поступит хорошее предложение.

Довольны своей работой дизайнеры из технологичных сфер — ИТ, телекома, игр, банков и страхования, а также из сферы услуг и логистики: только 21—27% специалистов здесь хотя бы просматривают вакансии, не говоря уже об активном поиске нового места. Напомним, что это сферы с самыми высокими зарплатами.

Зато среди дизайнеров, которые работают в секторе образования, а также «гуманитарных» сферах вроде маркетинга, рекламы, медиа, тех, кто подумывает о смене работы, около 40%. В этих секторах — самая низкая зарплата. Сфера искусства в лидерах по доле специалистов, которые уже подыскивают новое место, но при этом здесь больше всего и тех, кто абсолютно доволен своим местом работы: таких 40%. Искусство — это, видимо, призвание. Но не для всех.

Заслуживает внимания сектор госуправления и медицины. Там сравнительно высокие зарплаты, но при этом многие дизайнеры просматривают вакансии.

Как дизайнеры искали бы работу. Если бы наши опрошенные искали работу, то 90% пользовались бы площадками для размещения вакансий. Среди таких ресурсов часто упоминали тематические чаты в «Телеграме»: сообщества дизайнеров, а также чаты с вакансиями. Кроме того, в своих ответах респонденты упоминали «Линкед-ин», участие в конкурсах и простое «написать в компанию, где хочешь работать».

Специалисты старшего уровня — сеньоры и особенно арт-директора — больше полагаются на рекомендации знакомых и силу личного бренда: размещают объявления в своих соцсетях.

На что обращают внимание в вакансиях. Почти все опрошенные — 94% — при поиске новой работы в первую очередь смотрят на уровень зарплаты. Чуть меньше тех, кто ищет возможность работы над интересными задачами: 91%.

На бренд, с которым возможно сотрудничество, больше обращают внимание специалисты высокого уровня — сеньоры и арт-директора.

В числе других популярных вариантов ответа — хороший офис, ИТ-аккредитация с льготной ипотекой и бронью от службы в армии, возможность работать неполный день, свобода творчества.

Сколько зарабатывают дизайнеры-фрилансеры

Кто трудится на фрилансе. Всего среди опрошенных 17% фрилансеров. При этом среди шрифтовиков — почти треть, 31%. Также фрилансерам часто доверяют разработку айдентики, оформление рекламной продукции, полиграфии и аккаунтов в социальных сетях. А вот среди дизайнеров интерфейсов тех, кто трудится сам на себя, всего лишь около 10%.

Медианный доход фрилансера — 70 тысяч рублей в месяц. Напомним, у работающего по найму — 120 тысяч. Возраст тот же — 28 лет. Однако меньше рабочих часов: 30 в неделю против «офисных» 40.

Но это не значит, что в целом фриланс менее выгоден, чем работа по найму.

Проблема в том, что три четверти дизайнеров с доходом 25 тысяч рублей — фрилансеры. Из-за них среднее значение и снижается.

Что говорят фрилансеры о своем низком доходе

«Что касается самого фриланса — нет никакой волшебной таблетки. Поначалу, с нулевым профилем, нужно пахать и перерабатывать ради репутации».

«Сложно выбиться на новый уровень, выйти с уровня начинающего, сложно без старшего в этой сфере и нет денег на всякие наставничества».

«Нужно много работать за маленькую зарплату. Тяжело дается обучение, нужно знать много инструментов и постоянно прокачивать скиллы. В профессию пошел потому, что умирал на прошлой работе — замдиректора магазина за 50 тысяч рублей».

Как на доход фрилансера влияет число отработанных часов. В среднем опрошенные фрилансеры тратят на работу 30 часов в неделю. Те, кто больше работает, больше зарабатывают.

Например, медианный доход у работающих 20—29 часов в неделю — 60 тысяч. А при полноценной рабочей неделе, порядка 40 часов, — 80—90 тысяч рублей.

Как на доход фрилансера влияет специализация. Больше всего зарабатывают моушен-дизайнеры: в среднем 120 тысяч в месяц. Другие перспективные направления — шрифтовой дизайн, 3D-моделирование, интерфейсы для десктопных и мобильных приложений. Дизайнеры, которые выполняют такие заказы, зарабатывают около 100 тысяч рублей в месяц. Фрилансеры с самыми высокими доходами упоминали также CGI  и промышленный дизайн.

Меньше всего платят за ведение социальных сетей, обработку фотографий и рисование иллюстраций — в среднем 60 тысяч рублей в месяц.

Также мы спрашивали у фрилансеров, что кроме непосредственно дизайна они делают для заказчиков. Оказалось, что есть навыки, за которые клиенты готовы доплачивать.

Если фрилансер пишет программный код и как-то применяет это в дизайне, его медианный доход составляет 130 тысяч рублей в месяц; если учит стажеров и управляет командой, ему платят 115 тысяч.

А если графический дизайнер берется за написание текстов, его доход, наоборот, падает. Возможно, это люди, которые готовы взяться за любую работу. Либо они работают на клиентов с ограниченными финансовыми возможностями, которые не могут себе позволить нанять редактора — и дизайнеру тоже платят мало.

В каких отраслях лучше платят. Как и среди тех, кто работает по найму, меньше всего платят клиенты из сферы медиа, розничной торговли, искусства.

С заказчиками из самых «богатых» отраслей, таких как банки, телеком или госуправление, фрилансеры практически не работают. Вероятно, крупные компании предпочитают иметь таких специалистов в штате или обращаться к агентствам.

Самая прибыльная ситуация — когда у человека много клиентов, которые приходят к нему сами, то есть работает сарафанное радио.

Медианный доход у таких специалистов составляет 100 тысяч рублей в месяц.

Как связаны доход и клиентская база

Много разных клиентов, обычно они находят меня сами100 000
Есть один или несколько постоянных клиентов, могут быть подработки62 500
Клиенты меняются редко60 000
Много разных клиентов, ищу их самостоятельно50 000

Как связаны доход и клиентская база

Много разных клиентов, обычно они находят меня сами100 000
Есть один или несколько постоянных клиентов, могут быть подработки62 500
Клиенты меняются редко60 000
Много разных клиентов, ищу их самостоятельно50 000

Что тревожит фрилансеров. Фрилансеры меньше, чем наемные сотрудники, переживают насчет процессов, коллектива и неудобного графика работы. Самая серьезная боль здесь — это зарплата.

Какие проблемы есть у фрилансеров

«Я сейчас на фрилансе, но хочу уйти в наем, так как чувствую, что хочу быть в творческом коллективе, работать в команде, с большими бизнесами, профессионально расти до арт-директора. Чувствую, что на фрилансе я не получаю такого опыта, и хочу окунуться глубже в сферу».

«Скучно сидеть дома, мало общения с другими людьми».

«Не понимаю, как выйти в рост и найти новых заказчиков или поднять цены на текущие работы».

«Одна и та же специализация заказчиков. Хотелось бы найти еще заказчика в другой сфере».

«Нет стабильного потока заказов, мало денег».

«Много времени уходит на поиск клиентов».

«Я и не знаю, кого слушать: арт-директор дает свои правки по дизайну, с которыми не согласен разработчик, из-за чего я теряюсь в требованиях».

«Демотивирует корреляция популярности и успешности. Не нравится, что приходится отвлекаться на продвижение».

Что влияет на доход дизайнеров

Как изменились доходы специалистов за последние три года. Среди фрилансеров за три года не смогли увеличить свои доходы 33%. Среди наемных сотрудников таких только 13%.

Мы просили дизайнеров рассказать, с чем, на их взгляд, связаны изменения дохода. Оказалось, что те, у кого доход вырос в два раза и больше, чаще говорили о профессиональных навыках, переходе в другие компании, работе над продуктом, переезде в Москву. А те, у кого доход вырос не так существенно, намного чаще упоминали инфляцию, индексацию зарплаты, а также слово «больше» в сочетании с разными сущностями: больше часов, больше обязанностей, больше задач.

Рост дохода менее чем в два раза связан прежде всего с увеличением цен у фрилансеров, а также с личной инициативой и индексацией оплаты труда из-за инфляции — у тех, кто работает по найму.

Что касается тех, у кого доходы упали, то на первых строчках списка причин — общая экономическая и политическая ситуация в стране.

Как образование влияет на доход. Если говорить о профессиональном образовании, то больше всего зарабатывают те, кто получил инженерно-техническую специальность: 130 тысяч рублей в месяц. Даже в дизайне это помогает.

Ниже всего доход у людей с творческим образованием, не связанным с дизайном, а также у тех, кто учился непосредственно на художников.

Этому есть простое объяснение. Ведь дизайн — это не только рисование. А те области дизайна, что подразумевают рисование, оплачиваются хуже всего. Например, среди дизайнеров, которые создают иллюстрации, профильное образование имеют 41%, а среди тех, кто делает интерфейсы, — около 20%.

Также мы посмотрели, сколько зарабатывают люди, которые оканчивали разные курсы. Оказалось, что самый высокий медианный доход — у тех, кто учился в школе Бюро Горбунова: 190 тысяч рублей.

Люди, которые говорили, что учились в Moscow Digital Academy, зарабатывают в среднем 150 тысяч рублей в месяц, на курсах Bang Bang Education — 140 тысяч.

Есть ли гендерный разрыв в зарплатах. Медианный доход мужчин-дизайнеров — 150 тысяч рублей в месяц, женщин — 90,5 тысячи. Разрыв есть и для конкретных специализаций: например, у графических дизайнеров это 110 и 80 тысяч рублей соответственно, у дизайнеров интерфейсов — 200 и 133 тысячи.

Этому есть несколько объяснений. Во-первых, по статистике женщины реже занимают высокие позиции. Среди джунов женщин 75%, среди мидлов — 65%, среди сеньоров — 42%, среди арт-директоров — 40%.

Если сравнить дизайнеров одной квалификации, то на начальных позициях доходы женщин выше, чем у мужчин, но с ростом квалификации ситуация меняется. Чем выше позиция — тем больше гендерный разрыв в доходах.

Второй фактор — женщины чаще выполняют работу, за которую меньше платят: это уже упомянутое создание иллюстраций, рекламных баннеров, обработка фотографий, ведение соцсетей и тому подобное.

При этом мужчин-дизайнеров больше именно в самых высокооплачиваемых сферах: моушен-дизайне и 3D-моделировании, разработке мобильных и десктопных интерфейсов.

Кто добивается успеха в финансовом плане

При работе по найму в первую очередь на зарплату влияет грейд. Уровень заработка 300 тысяч рублей в месяц — это 90-й процентиль, то есть только 10% зарабатывают больше. Мы посмотрели детально, кто именно входит в эту группу. Почти 40% людей с таким доходом — арт-директора.

Важно, что сами респонденты говорили: арт-директор — это в значительной степени управляющая роль, а не тот, кто что-то сам рисует руками.

Что говорит о своей работе арт⁠-⁠директор с доходом 600 тысяч рублей

«Арт-директор не единственная следующая ступень после позиции дизайнера, это отдельная ветка развития, а не обязательный этап в карьере».

Из дизайнеров, которые зарабатывают в найме больше 300 тысяч, но не занимают должность арт-директора, большинство проектирует, собирает и развивает дизайн-системы.

Второй важный фактор, который напрямую влияет на зарплату, — работодатель. Если совсем упростить — то, насколько богата сама компания. Например, 30% высокооплачиваемых специалистов работают на заграничных заказчиков, 61% — на компании с центральным офисом в Москве, 5% — в Санкт-Петербурге. В итоге на всю остальную Россию приходится только 4% высокооплачиваемых вакансий. Получается, что найти зарплату выше 300 тысяч рублей в месяц в региональной компании дизайнеру практически невозможно.

На фрилансе. Однако не стоит думать, что зарплаты от 300 тысяч есть только у тех, кто занимает высокие позиции в штате крупных или зарубежных компаний.

Свои истории успеха есть и у фрилансеров. Высокий доход таким специалистам может обеспечить, например, узкая специализация.

История сорокалетней специалистки с доходом 250 тысяч в месяц, работающей с мелкими брендами

«С 2017 года я на фрилансе, на маркетинг не трачусь, только сарафанное радио и только узкая специализация — рестораны, бренды одежды, клубы, бьюти-салоны. Я сознательно заняла нишу маленьких брендов: это приятные деньги, меньше стресса, я не привязана к месту. В среднем мой чистый доход — 200—300 тысяч за 60—80 часов работы в месяц.

Примерно треть времени я употребляю на общение с заказчиком: упорядочивание информации, составление грамотного брифа, обсуждение референсов, отговаривание от лишнего, помощь в поиске типографий или других подрядчиков. Иногда я лично отправляю и забираю продукцию из типографии, чтобы убедиться, что все хорошо.

Я пошла в дизайн случайно. Собиралась заниматься более прозаическими процессами, связанными с полиграфией. Но творчество во мне требовало выхода.

В карьере меня разочаровало то, что в некоторых коллективах дизайнер — это самый последний винтик в механизме. Даже если он очень толковый, к нему не прислушиваются, некоторые решения просто спускаются сверху, передаются через менеджеров. Даже если задачи были увлекательными, а команда — дружной и поддерживающей, сама вертикаль власти в компании удручала и изматывала. Именно поэтому я ушла из корпоративной среды.

Сейчас на фрилансе мне не хватает другого: я не имею возможности получить фидбэк от конечного потребителя. Только от заказчика. А этого бы очень хотелось. Например, „какое у вас классное меню в ресторане“ или „мы зашли в ваш салон, потому что у вас крутой лого“. Иногда мне передают отдельные реакции, но хотелось бы больше, это очень поддерживает.

Из приятного — я создаю эстетику вокруг, я влияю на визуал, я могу это объяснить людям.

Рост дохода связан с моими профессиональными навыками, со спецификой ниши, в которой я работаю, с тем, что ко мне возвращаются, даже если до этого говорили „извини, это дорого“».

Свой бизнес. Еще один путь к высоким доходам — открыть свое агентство или дизайн-бюро. Среди наших респондентов таких всего 2%, 41 человек. Их медианный доход — 200 тысяч, 71% — мужчины.

Условный предприниматель старше, чем среднестатистический дизайнер: 33 года против 28 среди фрилансеров и наемных работников. 74% бизнесменов всем довольны и не планируют менять работу.

Что говорят дизайнеры-предприниматели о своей работе

«Я совладелец дизайн-студии с доходом 500 тысяч. Совершенно случайно попал стажером на первом курсе в отдел визуализации. Потом параллельно запустили с коллегой свою студию как подработку. Нашли нишу, вышли на международный рынок, наняли команду — и понеслось. Сейчас размышляем над продуктом, чтобы сменить модель заработка и получить возможность более стремительного роста. Приятным аспектом остается возможность применять знания в сфере маркетинга, экономики и дизайна в рамках единого проекта».

«Из обычного дизайнера вырастаешь до архитектора сайтов и приложений, когда начинаешь решать все до мелочей, додумывать идею заказчика и делать из этого настоящий работающий продукт с отличной бизнес-моделью».

«Радует отсутствие финансового потолка. Абсолютно любое направление в дизайне может приносить высокий доход».

Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка

Сообщество