Как россияне оставляют чаевые

Кто, по статистике, самый щедрый
40
Как россияне оставляют чаевые
Аватар автора

Артем Иволгин

проанализировал ответы

Страница автора

Мы провели опрос: кому и как часто оставляют чаевые читатели Т⁠—⁠Ж.

Спрашивали, как часто оставляют чаевые официантам и курьерам, на автозаправках и автомойках, в гостиницах и салонах красоты. Как это делают и сколько обычно приплачивают сверх чека.

В опросе приняло участие 370 человек. Из них мужчин — 58%, женщин — 42%. Средний возраст опрошенных — 31,6 года. 28% женщин и 31% мужчин сказали, что когда-либо работали в сфере обслуживания.

Чаевые — это в первую очередь про кафе и рестораны. Мы просили ответить про чаевые в шести разных сферах обслуживания. Оказалось, что в кафе и ресторанах хотя бы иногда оставляют чаевые 76% опрошенных. И это в два с лишним раза превышает долю тех, кто оставляет чаевые таксистам и курьерам: 35 и 30% соответственно.

В салонах красоты и парикмахерских хотя бы иногда оставляют чаевые 21%, на автозаправках и автомойках — 17%, в гостиницах и отелях — 13%. Это среди тех, кто в принципе пользуется подобными сервисами.

Источник: опрос Т⁠—⁠Ж
Источник: опрос Т⁠—⁠Ж

Щедрее всех на чаевые женщины старше 40 лет. В кафе и ресторанах периодически оставляют чаевые 80% женщин от 40 до 44 лет и 75% в возрасте от 45 лет. Причем это самые щедрые чаевые: если в среднем люди оставляют на чай 8,43% от суммы чека, то женщины в возрасте 40—44 лет — 9,75%.

Реже всего оставляют на чай люди в возрасте до 30 лет, особенно мужчины. А средняя сумма чаевых меньше всего у мужчин за 40: до 8% от чека.

Аватар автора

Свинья Апокалипсиса

дает чаевые только за особые заслуги

Страница автора

Единственные случаи, в которых я даю чаевые, это когда сотрудник оказывает мне услугу за пределами своих прямых обязанностей. Например, таксисты в моих командировках, которые дают советы, где можно вкусно поесть и что посмотреть в городе. Или работники общепита, которые открывают заведения вне рабочих часов или ждут некоторое время после официального закрытия, чтобы покормить меня.

Аватар автора

518Pin

испытывает и выражает благодарность

Страница автора

Я частенько оставляю чаевые. Официантам, если относятся подобающе, не заставляют долго ждать или предупреждают о задержке. Курьерам, если вижу, что человек пожилого возраста. Таксистам, если сопроводили хорошей беседой или музыкой. Обычно делаю это переводом на карту, люди ждут.

Раньше делала это чаще, но теперь все больше сервисов, которые предлагают оставить чаевые, а на всех «благодарностей» не хватает. В любом случае чаевые уже давно стали частью нашей жизни. И если я могу сказать спасибо, почему этого не сделать?

Источник: опрос Т⁠—⁠Ж
Источник: опрос Т⁠—⁠Ж

Люди, которые часто пользуются сервисами, оставляют чаевые чуть чаще обычного. Одни люди пользуются доставкой чуть ли не каждый день, а другие — только в исключительных случаях. Мы хотели проверить, различаются ли «чаевые» привычки у этих двух категорий.

Оказалось, люди, которые часто пользуются теми или иными услугами, также склонны чаще оставлять чаевые. Особенно это касается салонов красоты и гостиниц: среди тех, кто часто ходит по салонам красоты, оставляют чаевые 32,6% опрошенных, а среди тех, кто ходит не чаще обычного, — 19,3%, в 1,7 раза реже. Аналогично с людьми, которые часто останавливаются в гостиницах: 23,3% среди регулярных постояльцев против 11,2% среди обычных клиентов.

Аватар автора

Это я

была парикмахером, к которому клиенты возвращались

Страница автора

Я сама работала парикмахером 15 лет. Чаевые, конечно, оставляли, особенно постоянные клиенты. И это очень приятно, это всегда было как бонус, что-то вроде большого спасибо.

Источник: опрос Т⁠—⁠Ж
Источник: опрос Т⁠—⁠Ж

Те, кто работал в сфере обслуживания, не склонны давать чаевые чаще обычного. Мы предполагали, что в сфере сервиса может быть что-то вроде корпоративной солидарности: если человек сам работал официантом, то он больше ценит этот труд и чаще оставляет чаевые.

Оказалось, это не так. Более того: опрос показал, что люди, работавшие в сфере обслуживания, оставляют чаевые реже, чем те, кто не работал. Правда, разница здесь невелика — до 6 процентных пунктов.

Источник: опрос Т⁠—⁠Ж
Источник: опрос Т⁠—⁠Ж

Чаевые через QR-коды догоняют по популярности наличные. Чаще всего опрошенные оставляют чаевые наличными — 60,5% из числа тех, кто в принципе периодически оставляет чаевые. Но оплата с помощью QR-кода на чеках не сильно уступает по популярности — 56,5%, причем средний размер чаевых в этом случае чуть выше: 8,9% против 8,3% наличными.

Через приложения или сайты оставляют чаевые около 40% опрошенных, а реже всего чаевые дают личным переводом на карту: 14% опрошенных. Правда, в последнем случае чаевые самые щедрые: в среднем 9,3%.

Как дают чаевые 

Какая доля людей пользуется этим методомСколько в среднем оставляют на чай, % от чека
Наличными60,5%8,3
С помощью QR-кода на чеке56,5%8,9
Через специальные приложения или сайты39,7%8,2
Переводом на карту14,3%9,3

Как дают чаевые 

Наличными
Какая доля людей пользуется этим методом60,5%
Сколько в среднем оставляют на чай, % от чека8,3
С помощью QR-кода на чеке
Какая доля людей пользуется этим методом56,5%
Сколько в среднем оставляют на чай, % от чека8,9
Через специальные приложения или сайты
Какая доля людей пользуется этим методом39,7%
Сколько в среднем оставляют на чай, % от чека8,2
Переводом на карту
Какая доля людей пользуется этим методом14,3%
Сколько в среднем оставляют на чай, % от чека9,3

Жизнь россиян в цифрах: что едят, сколько работают, куда ездят и на что тратят деньги. Подписывайтесь, чтобы не пропустить самое интересное: @t_stata

Артем ИволгинРасскажите про свою стратегию чаевых: кому и в каких случаях их даете, что делаете, если нет наличных?
  • WTFОбъясните смысл чаевых. Почему сам потребитель должен доплачивать сотруднику, то, что недоплачивает ему работодатель? Почему чаевые официанту, таксисту или заправщику - ОК, а "чаевые" врачу, работнику полиции или чиновнику - это уголовное преступление"? Вот вам загранпаспорт сделали не за 30 дней, как по закону, а за 10, почему нельзя дать "чаевые" сотруднику паспортного стола? Или полицейский нашел украденный автомобиль за пару дней, разве он не заслужил вознаграждения?57
  • Владимир АндреевЧаевые оставлять не люблю. Ну вот прям очень таки не люблю. Но иногда оставляю, если я ОЧЕНЬ прямо был доволен. И персонал максимально старался, был дружелюбен и тд. Терпеть не могу когда чаевые выпрашивают, это сразу - нет. Плюс дико раздражает когда чаевые начинают выклянчивать в мобильных приложениях.23
  • Wind-Up BirdТаксистам и курьерам никогда не оставляю, официантам практически всегда, 10% в среднем, во время бизнес-ланчей скорее нет, чем да. По хорошему конечно работодатель перекладывает свою ответственность с себя, на вас, заставляя вас чувствовать обязанным это бесит. Есть куча других профессий, где люди делают свою работу.10
  • Артем МихайловWTF, вполне очевидно, что как такового смысла сейчас в чаевых нет. Почему нужно давать чаевые официанту, или курьеру, но не повару или, например, врачу, ведь от усердия последних зависит гораздо больше? Это скорее традиция и способ показательного потребления, вроде как раньше давали "на водку" дворникам. Большинство ресторанов тут с нами согласны и оставляют чаевые и их размер на усмотрение клиента. Раньше, когда официанты буквально покупали у владельца кабака право поработать в заведении, чаевые были их единственным заработком. Они предоставляли посетителям услугу, которой по умолчанию предусмотрено не было, за что получали свою денежку. Можно было и не пользоваться их услугами, а ходить за своей едой и напитками самому, но, ясное дело, это было не очень удобно. Потом официанты стали постоянными сотрудниками, но чаевые по-прежнему составляли их основной заработок, поскольку оклада часто предусмотрено не было совсем и ситуации, когда в конце месяца кто-то получал много, а кто-то ничего не были редкостью. Со временем трудовое право восторжествовало и официанты перестали работать за благодарность, а чаевые никуда не делись, но остались как дань традиции и способ понтануться перед спутниками. Если интересно, про культуру чаевых подробно написано в книге "История русского кабака..." Курукина и Никулиной, а еще есть выпуск подкаста "Время и Деньги" под названием "Вино. На чём заработать в Смуту", там тоже много интересного про то, как устроен ранний общепит.27
  • WTFАртем, спасибо, интересно. А чаевые курьерам, таксистам, заправщикам? Парикмахерам или маникюршам? Еще некоторые, я читал, жалуются, что клиенты жадные и лишнюю соточку зажимают.7
  • Slava MillerWTF, 1. не должен 2. одни свободные люди, другие на службе (врачам кажется постоянно несут чаевые)1
  • WTFЖора, читайте внимательно, я писал, что получение "чаевых" работниками этих профессий преследуется по УК, про то, что они их не получают, нигде не было написано.5
  • WTFЖора, вот пришли в ресторан 10 человек, заказали много недорогих блюд, поели на 20 000, официант их носил, передавал заказы и т. д., то есть трудоемкость была достаточно немаленькой. А кто-то пришел один, заказал 1 дорогое блюдо и бутылку вина за 50 000, вышло 55 000. Соответственно, в одном случае 10% это 2 000, в другом 5 500, хотя работы во втором случае у официанта было на пару порядков поменьше. Ну и в чем логика? Далее, если меня плохо обслужили в ресторане или еда была невкусной, для меня это будет причиной больше в это место не ходить, но никак не радоваться тому, что мне удалось сберечь 10% от суммы.11
  • Полина ДелияЯ всегда оставляю чаевые только потому, что сама в студенческие годы подрабатывала официанткой, и всегда радовалась, когда чаевые оставляли мне.1
  • Нектарин ПерсиковичЮлий, плохая привычка8
  • ЕКМногое зависит от страны и менталитета - где-то оставить чаевые тому же заправщику это норма, а где-то на тебя посмотрят как на идиота, ещё и с обидой. В одних местах чаевые официантам включают сразу в счёт без вариантов, в других вообще не принято оставлять.5
  • Жора ТWTF, и в одном и во втором случае каждый решает сам платить ли эти 10% и вообще какой % платить. Никто за бутылку вина не будет платить 5к чаевых, а официанту, который быстро и хорошо обслужил можно и побольше 2к скинуть. В этом и логика. Справедливая оценка труда работника самим клиентом. А вот если основываться на Вашем мнении и мнении многих минусивших, то как раз и будет эта несправедливость: потому что 10% будут включены в стоимость блюд изначально. И тут вопрос: дойдут ли полностью 2к до уставшего официанта? И второй вопрос: а Вы готовы 5500 включить в стоимость бутылки вина?5
  • Ноунейм Ноунеймович НоунеймовНикогда не даю чаевых. Выпрыгивать из штанов при мне не надо, если заказал услугу-оплачиваю ее и ожидаю надлежащего результата.11
  • Ноунейм Ноунеймович НоунеймовЮлий, зачем?1
  • Ноунейм Ноунеймович НоунеймовЖора, а если обслужили хреново, то мне стоит недодать % от чека?5
  • Жора ТНоунейм, да, можно попросить скидку. Блюда из чека также можно исключить, если претензии по качеству.5
  • Евгения СтепановичБлин, это же унизительно, когда тебе пытаются дать чаевые?! Мне на одной из работ довольно часто клиенты пытались дать 200-1000р на кофе за помощь... Сразу начинаешь себя чувствовать не профессиональным работником в нормальной фирме, а каким-то шабашником, который за "дополнительный стопарь водки" окажет услугу чуть лучше чем обычно.1
  • StudentNPIВ последние несколько лет отказался от наличных денег, хорошо если в наличии будет рублей 500. Хорошо, если вместе с чеком приносят QR код, по которому можно перевести чаевые. Плохо только то, что системы для перевода чаевых берут себе какой-то конский процент - он как правило отображается при проведении платежа. Если QR кода нет, а обслуживания очень понравилось, то приходится у жены стрелять наличность, она с собой еще таскает по старинке. Но концептуально я против, анахронизм какой-то, "Барин приехал!".7
  • Владимир АброновWTF, чайвые что-то вроде аналога премии для тех профессий где они не предусмотрены0
  • GrigoriyЖора, а вы не считаете что те 10% уже включены в стоимость, просто они не официанту идут, а владельцу ресторана1
  • GrigoriyДля меня чаевые выглядят странно: очевидно что работодатель перекладывает свою обязанность в выплате достойной зп на клиента. Посему считаю что чаевые не должны быть обязательными- они экстраординарное поощрение за экстраординарное выполнение трудовой функции. все было очень круто- вперед, если так как нужно, то зачем? Стоимость этого уже заложена в зп6
  • WTFSmuzi, чаевые составляют значительную часть вашего дохода?2
  • ТоксикНоунейм, у нас не принято ругаться и мелочиться, но вообще, если вам не понравилось и вы недоели и вы об этом скажете, особенно если назовёте адекватную причину в очень многих кафе и ресторанах вам постараются это как-то компенсировать, предложат какой-нибудь комплимент от заведения, или то же блюдо но переделанное по вашему вкусу или уберут его из меню. Помню мы как-то в восьмером с детьми вообще бесплатно поели в пафосном заведении из-за потери нашей брони. Так что да, если обслужили хреново можно не доплатить, но тут важный момент - вы должны понимать куда пришли и что можно ожидать от этого места, чем выше уровень тем больше можно требовать соответственно, ну и наоборот , в какой-нибудь "пивнушке под грибами" в ответ можно услышать разве что "а что вы хотели? Вон все берут, всем нормально"3
  • essetimereХм, да, я женщина 40+, и официантам я обычно оставляю чаевые, если обслуживание было без косяков. Таксистам крайне редко, только если сделали реально что-то выдающееся (например, когда опаздывала в аэропорт, таксист объехал пробку по дороге, которую не знал навигатор, конечно он получил чаевые). Курьеры как-то обычно не берут, вернее им сложно вручить, они отдают товар и тут же разворачиваются и уходят. Заправщикам перестала давать чаевые после того, как однажды мне отломали лючок бензобака от автомобиля. С тех пор вообще по возможности стараюсь сама заправлять, хотя конечно не всегда получается.1
  • essetimereНоунейм, как-то я столкнулась с хреновым обслуживанием в заведении, где чаевые были включены в чек, причём это было за границей. Я настояла, чтобы их оттуда убрали)) Скандалище был конечно изрядный, но ничего, переделали чек. А в другой раз само кафе, задержав часть заказа, не включило эту часть в счет, ещё и извинились, типа это не наш стандарт, поэтому денег взять не можем (это было в Ярославле пару лет назад).2
  • СмурфикМы работаем на заводе, нам бы кто оставил чаевые8
  • АлексРаньше, когда входу была больше наличка, оставлял, а сейчас только карта везде, а с карты то как оставишь?1
  • ValerianАртем, я работаю в ресторанах 20 лет. Официантом. Что касается работы поваров, у нас принято "отправлять" на кухню 10% от нашего сервиса (чаевых). Столько же в бар. Работа общая. Почему такие суммы, так у всех разные оклады.1
  • Yaffa LuftОставляю чаевые официантам, курьерам, работникам отелей. Ещё своему парикмахеру (только потому, что за 4 часа, проведённые мною у него в кресле, он говорит со мной в общей сложности минут 15). Кто-то выше тут уже упомянул "выпрыгиыание из штанов" – так вот я тоже это не люблю. Мне не нужно какое-то эксклюзивное внимание. И я очень неловко начинаю себя чувствовать, когда вокруг начинают летать самолёты, выводящие моё имя в небе, стреляют фейерверки и выходят навстречу цыгане с лошадьми.3
  • Жора ТGrigoriy, не считаю. Потому что если Вы попробуете в ресторане заказать банкет - Вам эти 10% (или еще одни 10%) включат, будьте уверены. Да и даже если сейчас включены уже, то мы же говорим про ситуацию, когда чаевых нет в природе - так вот при такой ситуации владельцам придется платить з/п персоналу. Думаете они эти 10% "распакуют"?))) Нет, конечно. Добавят к меню еще проценты и все. Как бы мы не хотели - платить придется нам. Только мне больше нравится платить самому и конкретным работникам, а не владельцу по умолчанию.0
  • GrigoriyЖора, я понимаю что платит потребитель. Но в случае фиксированной цены за блюдо- расходы уже лежат на работодатели по выплате норм зп, а в случае с чаевыми работодатель расходы может снижать на фонд оплаты труда: типо под, еще им чаевые дадут, зачем им высокая оплата, не борзейте я думаю так они рассуждают1
  • ПашаЧаевые почти в 2025 году? Это типа шутка такая смешная? Даже смешно объяснять, почему давать чаевые зло, так как сами даете повод не доплачивать сотрудникам.0