Скучаю
2K

Скучаю по време­нам, когда бухгал­теры сдавали отчеты на бумаге

Воспоминания читательницы
88

Этот текст написан в Сообществе, бережно отредактирован и оформлен по стандартам редакции

Аватар автора

Заира Текуж

ностальгирует по очередям и живому общению

Страница автора

Лет десять назад я только-только начала работать бухгалтером.

Успела застать период, когда отчетность в проверяющие и контролирующие организации можно было сдавать в бумажном виде. Да, к тому времени многие компании уже отчитывались в электронном виде.

Но в нашей фирме для этого не было программы или сервиса. Малым организациям еще какое-то время разрешали приносить документы в бумажном виде. Поэтому каждый квартал мне приходилось идти сдавать отчеты в налоговую, пенсионный фонд, фонд социального страхования или в Федеральную службу государственной статистики. Ах да, еще и в Росприроднадзор.

Да, нужно было идти пешком или добираться до места на общественном транспорте. Иногда один отчет приходилось сдавать несколько раз, если нужны были корректировки, уточнения. Не только отчеты — письма, запросы на акты сверки. Все это относили в бумажном виде.

Конечно, на все это уходило немалое количество рабочего времени, это приносило неудобства из-за дороги или погоды. Но это была прогулка, какое-то разнообразие в течение рабочего дня. Например, в отделение ФСС  я добиралась пешком по проспекту, где было много кафе и магазинов. А рядом с ФСС находился парк, где после сдачи отчетов я позволяла себе немного прогуляться.

Еще во время сдачи отчетов в учреждениях выстраивались очереди бухгалтеров. Почему-то я только с теплотой вспоминаю это ожидание — не помню никакого негатива.

Собирались люди одной профессии с одними и теми же проблемами. Можно было пожаловаться друг другу, поделиться новостями, узнать что-то полезное, завести новые знакомства. Было ощущение, что все рядом понимают тебя, будто они все тебе родные.

Кураторы — работники, которые принимали отчеты, — были в большинстве своем очень вежливы и компетентны. Может быть, это мне везло с ними, не знаю. Они помогали заполнять документы, звонили, чтобы напомнить о сроках сдачи.

Уже несколько лет я сдаю все отчеты в электронном виде — их давно не принимают на бумаге. И документов стало больше. Сейчас я не успевала бы сдавать столько в бумажном виде. В учреждения вроде налоговой хожу очень редко.

Да, сервисы электронной сдачи отчетности экономят бухгалтерам кучу времени, берегут нервы, может быть. Да, с бухгалтерами можно пообщаться и на форумах, онлайн. Да, программы сами подскажут, когда и какой отчет сдать, как его заполнить. Но что-то ушло безвозвратно.

Была в этом всем своя прелесть. Рабочие дни бухгалтера проходили чуть живее, разнообразнее. Хочешь не хочешь, а приходилось идти сдавать отчет. Какое-то физическое движение, прогулка. И было живое общение, настоящие лица, голоса, мимика. Я скучаю по тем временам.


РедакцияПо каким рабочим ритуалам скучаете вы?
  • ИринаПо стоянию в очередях с отчетами - не скучаю совершенно. Много времени тратилось впустую.9
  • ArchieИрина, людям облегчили жизнь, а они ещё и жалуются7
  • Ежевика кислая"И документов стало больше. Сейчас я не успевала бы сдавать столько в бумажном виде." Вот реальная изнанка всех ERP и других помогающих программ. Во времена бумажных дебетов и кредитов современный уровень отчётов и не снился и это международный тренд. Может суммарно нагрузка и снизилась, качество улучшилось, но и усложнений добавили знатно3
  • MaraArchie, вы даже не представляете себе, насколько сложно сдать электронную отчетность порой. Постоянные обновления программ, которые надо устанавливать за денюжку. Дозвониться консуььтанту 1с, чтобы узнать ошибку в отчете -тебе устанавливают время, перезванивают. И тоже за деньги. Облегчение весьма сомнительное.3
  • Мария П.Вообще не скучаю. Особенно по взглядам налоговиков как на г22
  • Агата СамойловаДаа, были времена, персонифицированный отчёт в ПФ всего 1 раз в год! И можно было спокойно уехать в отпуск в 2 недели! Сейчас максимум на 1, и то на связи постоянно7
  • AnnaНу конечно - гулять, ходить по паркам, заглядывать в кафе, общаться с людьми на более-менее отвлеченные темы в рабочее время - кто бы не скучал?30
  • Курочка Дрёмаа еще в очередях можно было подцепить насморк или что-то похуже, да и потолкаться в транспорте - шикарное дело, а уж лично сдавать отчет, глядя в унылую рожу инспектора - ну это саааамый смак. Эх, вот были времена ))))))5
  • Alexander SchnurrbartЕжевика, Ежевика, первый раз такое слышу. в Германии, например, бухгалтерия совсем простая. даже жёсткого плана счётов нет. простенькие отчёты. даже в оч. крупных фирмах бухгалтерия может состоять из 2-3 человек, которые, в основном, делают то, с чем не справилась автоматика (работник пришёл на работу и забыл отметиться в спец. приборе, или ушел и забыл отметиться)... в более мелкихх фирмах бухглатерия вообще может быть отдана на аутсорс спец. бухгалтерским фирмам, которые учёба на "главбуха" (здесь он называется "Bilanzbuchhalter") - от 4 до 8 мес. ВО - не нужно совсем (никакое, не говоря уже про экономическое)...2
  • MaraКурочка, иногда и за мою лично. Когда там цена вопроса 300 рублей, мне проще заплатить свои, чем падать в ноги к руководителю и долго ему объяснять, почему это нужно срочно оплатить. Не сдаешь отчет-прилетает штраф. И это не основная работа, а почти бесплатный факультатив.4
  • MaraAnna, человеку положен обед. И если вы полдня в очереди, имеетп полное право в кафе сходить.1
  • Alexander SchnurrbartMara, это не так. работодатель отчисляет и свою долю "налогов" в соц. страх, плюс платит в фонды, в которые не платит работник и перечисляет налоги работника (в Германии их может быть аж 3) - в бюджет... И отчетность соответствующая. Но всё автоматизировано по самое нехочу, включая упаковку зарплатного листа в спец. конверт...2
  • Alexander SchnurrbartЕжевика, в РФ разве не требуется ВО для главбуха? в ВУЗах на бухучёте учатся 5 лет.3
  • Ежевика кислаяAlexander, так автоматизировано-то людьми. Чтобы бухгалтеру нажать кнопочку - предварительно было сделано много работы. Автоматизация - это прекрасно. Хотелось бы ещё что бы законотворцы творили поменьше ради творчества)4
  • Заира ТекужArchie, это не жалоба, а легкая ностальгия)3
  • ИринаMara, мне лично никто не мешал, но время на стояние в очередях я легко могла потратить на реальную работу, не выходя потом по субботам и не ночуя на работе во время баланса.4
  • Заира ТекужАгата, когда стали сдавать квартальную отчетность, бухгалтеры шутили: скоро будем отчеты каждый месяц сдавать. Дошутились - появился СЗВ-М (впоследствии Персон.сведения). А затем и Уведомления по ЕНП - уже 2 раза в месяц. То, что бухгалтеры будут отчитываться каждый месяц, а то и 2 раза в месяц, казалось когда-то таким нелепым и смешным. Да, и с отпусками трудно. Не знаешь, как выбрать даты так, чтобы и в работе не пропустить какой-отчет, и на отдыхе отдыхать, а не думать о бесконечных отчетах.6
  • ИринаMara, я перешла на 1С Фреш, все обновления вовремя, никакой сисадмин не нужен. Ни за кем бегать не надо, очень удобно для небольшой фирмы. Весь функционал в наличии. Вопросы, если они случаются, задаю бесплатно прямо из программы. Все общение с налоговой - онлайн через 1С Отчетность. Случаются, конечно, ситуации взаимонепонимания, тогда, да, дозвониться туда проблемно, но возможно. В любом случае можно записаться через личный кабинет и приехать к специалисту. Я с ужасом вспоминаю начало девяностых с беготней по фондам, в статистику, в налоговую. Сейчас сложно только то, что в отпуск не уйдешь больше, чем на неделю, но и это поправимо, ноут всегда при себе. Но это относится к маленьким организациями, в больших и бухгалтерия большая. Когда у меня была большая бухгалтерия и знающий зам, то и в отпуск мы ходили, и на больничные, и в отгулы всякие.3
  • Анастасия ПНачала работать главным бухгалтером в 21 год в далеком 2007г. И просто с ужасом вспоминаю эти походы в ФСС, ПФР, ИФНС (с дискетой, которая могла и не открыться!). А еще межрасчетные ведомости для ФСС, чтобы больничный выплатили. У меня было около 100 человек, которые постоянно болели. И еще в течении месяца я сдавала кучу отчетов в министерство на бумажках лично. А годовая отчетность на этих же бумажках, которую не принимают, потому что в министерство файл из 1С некорректно выгрузился, а ты отсидел в очереди 5 часов? А персонифицированный учет? Как вспомню, так вздрогну. Когда в 2011г. ввели пилотный проект по передаче больничных в ФСС стало полегче, но еще несколько лет приходилось лично возить больничные с расчетами и реестрами в фонд. А вот отчетность уже вся была онлайн, у меня через СБИС, чудо просто. К 2018г. году уже все было автоматизировано и это такой кайф получать больничный в 1С, заполнять посредством одной кнопки. Так же и вся отчетность, причем единая, а не в 3 организации. С 2019 года не работаю, но иногда вспоминаю и скучаю, но точно не по бумажным отчетам😆17
  • MaraИрина, если у вас оплачивается техподдержка-все ок. А если вы вынуждены смотреть и выяснять, что отчетность не сдается из-за пропущенного обновления, надо опять оплачивать работу специалиста, а ты просишь эти деньги как будто себе лично. Да, и работаешь на своем ноуте. Ни отпуска, ни праздников. Работаю сейчас только в SAP, ничего не сдаю и живу спокойней.2
  • ИринаMara, весь пакет обходится в 20 тысяч на год. Оно того стоит, работодатель не разорён.3
  • ИринаMara, премии тоже были, но не за ночевки. Вообще, считаю, что главбухом можно работать только у проверенных людей, которые будут за тебя в любой ситуации. Поэтому такую работу не меняют. Потом уже, когда появился у меня ответственный зам, стало проще работать. До сих пор ностальгирую по тем временам, людям, работе.3
  • Анастасия ПАнастасия, разблокировалось воспоминание: гл.бухгалтер, который работал до меня, считал зарплату в exel, думая, что 1С Зарплата и кадры для слабаков. И мне пришлось первый свой годовой отчет по НДФЛ делать вручную! С учетом текучки кадров, это было около 150 человек, на которых пришлось заново вводить все данные, ежемесячную зарплату и вычеты вручную. Я делала отчет ровно сутки: в 8 утра села - в 8 утра встала, прокляла всех и все, а потом мне еще пришлось везти его в ИФНС на дискете😂 это было 1 апреля, последний срок сдачи отчета и мой День рождения, отчет приняли с 1 раза и это был лучший подарок в этот день😆22
  • AnnaMara, так я не против, очень даже за.2
  • Alexander SchnurrbartMara, в Германии это обязанность работодателя: удержать с работника налог(и) и взносы в соц.страх и перевести их в соответствующие учреждения. Работник в ряде случаев обязан подавать налоговую декларацию и (самому) доплачивать недоплаченный подоходный налог, но это тоже автоматизировано лет 20 как уже... Я сам из автоматизации, никаких минусов для юзверей кроме необходимости вникать - не вижу. ps. застал ещё даже не Excel, а Quattro Pro и древних бухгалтеров, которые на калькуляторе пересчитывали сумму чисел в столбце и потом заносили её в соответствующую графу. Посчитанному компьютером - не доверяли3
  • MaraИрина, я работала бухом в гаражах. Мне бы председатель 20 тыс на это не дал. Оно того стоит, конечно, я полностью согласна, но за свой счет как-то накладно.2
  • ИринаMara, поэтому я и держалась за свою работу, пусть и не такую прибыльную подчас. Пару раз решила пойти за высоким доходом, но там такие люди, ужас. Хорошо, что своим ничего об этом не говорила. Я не привыкла, что меня не слушает руководитель, а настаивает на безобразиях.2
  • MaraИрина, больше вам скажу, председатель выставил меня так, как будто я ворую. Когда тебя знает каждая собака за всю жизнь, это неприятно. Я очень переживала пару месяцев прсле этрй ситуации.3
  • ИринаMara, ну что там украсть-то можно? Недоумок.2
  • Заира ТекужАнастасия, 100 человек (!) При таком объеме, конечно, приятных воспоминаний мало. В фирме, где я работала тогда, было человек 20, и она была субъектом МП. Принимали на бумаге, дискет я не застала. Из-за небольшого объема и вспоминается это время с теплотой. Но как представлю отчетность по 100 работникам + больничные, декретные - ужас просто. При таких объемах нужен был бы отдельный человек для походов по всем инстанциям) Сейчас очень выручает Сбис. Там, где сейчас работаю, не проходит недели, чтобы кто-то (из 70 человек) не ушел на больничный. При нынешнем количестве отчетов я уже не захотела бы возвращать то "бумажное" время. Тем не менее, порой чувствую себя роботом, конвейером что-ли: документы, цифры, отчеты. И снова по кругу. Программы вроде и облегчают жизнь, и в то же время мы у них как будто в плену...3
  • Анастасия ПЗаира, 100 человек это еще мало, я работала 4 мес расчетчиком на 400 человек, плюс вся отчетность, вот там мой шок был в шоке. Вообще, у меня было двое бухгалтеров, но каждый занимался своим участком работы, отчетность никому доверить не могла) я работала с утра до ночи и по выходным только первые 8 месяцев, когда привела бухгалтерию в порядок и начала начислять зарплату в 1С, все стало гораздо легче. Через год или 2, точно не помню, установили СБИС, в министерство стали отправлять отчеты по email и жизнь наладилась😄 Скучаю по той работе, мне очень нравилась интенсивность и многозадачность. Последние 2 года я работала тоже главным бухгалтером в гос.организации с 4 бухгалтерами, сидела одна в отдельном кабинете, делая только ежемесячные/ежеквартальные финансовые отчеты, и это было невероятно скучно. Считаю, что программы невероятно облегчили жизнь, без них рабочую жизнь бухгалтера сложно представить)1
  • СветланаАнастасия, а мне вот интересно как стать главным бухгалтером в 21 год, к тому же большой фирмы где свыше 100 чел сотрудников.4
  • Анастасия ПСветлана, начать работать бухгалтером в 19 лет и параллельно получать высшее образование. В 21 год, когда меня взяли главным бухгалтером, я перешла на 5 курс.1
  • Сергей БочкаревПри бумажной сдаче отчётов много времени тратилось на перемещения в пространстве и стояние в очередях. В это время можно было заняться своими делами, прогуляться, зайти в кафешку (о чем пишет автор). На вопрос «чем занимался вчера?» всегда был ответ «ходил сдавал отчёт» и как бы сложно проверить, реально ли на это ушло столько времени. Так что электронный документооборот здесь помог работодателям сократить расходы на сдачу отчётности, но и повысил прозрачность работы сотрудников.3
  • Nobody from nowhereВот вообще не скучаю по синеньким бумажным больничным. Как вспомню - так вздрогну. То паль принесут разной степени грубости, то приходится применять максимальную концентрацию, заполняя корешок в больничном, то ещё что... Сейчас всяко поудобнее. Хотя переходный период был не очень.2
  • art_litМария, даа, сейчас бы скучать по нагоняю от начальства и по общественном транспорту, это реально незабываемо2
  • Курочка ДрёмаMara, не буду предлагать менять работу - очевидная рекомендация. Офигеть, конечно, что вы решаете проблемы компании за свой счет.3
  • MaraАнастасия, тут либо адское везение, либо блат. Студентка без вышки, да еще и заочница. Бывает еще пара вариантов.1
  • Анастасия ПMara, вот это действительно адское везение прийти работать на бухгалтерские руины, откуда за 5 месяцев уволилось три главных бухгалтера. Меня туда взяли практически без моего согласия: сначала в Управлении образования мне предложили эту должность, а когда я помялась и сказала, что подумаю, сообщили об этом моему директору, от чего она пришла в ярость и изменила свое отношение ко мне, пришлось согласиться🥲 А что вы имеете против заочников?1
  • СветланаАнастасия, мы то ничего против заочников не имеем. Я год искала работу, без опыта никто не брал даже на мизерную зп. И вот когда устроилась в гос.организацию они были против учебных отпусков. Приходилось брать свой отпуск и писать без содержания. Когда пыталась отстаивать свои права, угрожали увольнением, подставить можно каждого.2
  • Анастасия ПСветлана, я тоже изначально устроилась в гос.организацию простым бухгалтером на мизерную зарплату, в 2005г. она была 3500 руб, но тут мне реально повезло, что взяли и никто не был против учебных отпусков. Но у меня уже было среднее образование, я после 11 класса училась на бухгалтера в техникуме.0
  • СветланаАнастасия, очень рада что вы достигли должности менее затратным путем. У меня сейчас 10 лет опыта в этой сфере. Так и не дождалась должности в главного бухгалтера, стала работать сама на себя, теперь у меня своя организация по бухгалтерскому аутсорсингу. И этому очень рада, больше не хочу в найм.3
  • Анастасия ПСветлана, я к этой должности не стремилась и вообще не хотела быть бухгалтером😅 Но вот видите, действительно, все, что ни делается, - все к лучшему!0
  • MaraАнастасия, если бюджет, тогда понятно. Им надо было дыру закрыть.0
  • Мария П.art_lit, угу, а пока ты в пробке стоишь директору сильно захотелось кого-то уволить одним днем и ты несешься обратно в офис, пока банк работает. Еще вспомнилось как таскала в ПФР документы по запросам, когда они нас камералили. И каждый раз эти унижения. Моя социофобия молится на 1С-Отчетность1
  • MaraАнастасия, заочное образование априори другого качества. Человек не может усвоить за месяц материал полугодового обучения. Ну и в учебные отпуска не всех отпускают. Я лелею надежду на отпуск при защите кандидатской.0
  • Анастасия ПMara, да после любого обучения вы на рабочем месте будете изучать все с нуля. А то, что преподают в универах, вообще бухгалтеру не пригождается, ну кроме теории по налогам и аудиту. Но налоговый кодекс можно и самому изучить, без институтов.0
  • Анастасия ПMara, в это учреждение никто не хотел идти работать главным бухгалтером, т.к. знали, что там твориться с бухгалтерией плюс директорша-самодурка. Но я за 8 месяцев титаническим трудом привела все в порядок и приручила директора, получив колоссальный опыт. Так что последующие 7 лет работала за отличную зарплату без претензий со стороны всех проверяющих органов, а директор вообще ко мне не лезла.0
  • Грок БасПроработал 15 лет в сопровождении Консультанта+. Начинали с дискет, закончили настройками онлайн-систем. Сколько изменений было в законах и бухгалтерии - девятый вал ! Сами вычитывали изменения, делали бюллетени, чтобы подойти к бухгалтеру и юристу, обратить внимание, что вот тут новая ставка будет, вот тут перенесли сроки, тут новые бланки, вышла новая редакция. Так было приятно хоть немного помочь в их работе, пообщаться с профессионалами в своём деле. Работа ежедневно в разьездах, С-Петербург весь пешком пройден, Ленобласть проехал до Луги, Выборга. Где-то офис модерновый, стекло и бетон, где-то в бревенчатом доме, печь-голландка в углу. Приедешь в офис, отчитаешься, заберёшь рабочие материалы и снова в поля. На семинар пришёл, с коллегами поделился, спросил - ответили, проконсультировался по общей проблеме, снова поехал по графику. Такой был четкий график поездок, что коллег встречал в одни и те же дни, в одних и тех же местах еженедельно. Всех разве что на летнем корпоративе и в Новый год и видел, сколько новых людей приходило, как быстро рос коллектив, открывались новые отделы и филиалы фирмы. Как женщины радовались подаркам на 8 Марта, Новый год ! Руководство иногда им такие катакомбы выделяло, ужас. Было радостно, что можно немного отвлечь их от рутины, подарить календари, цветок, кружку, плакат с красивой природой. Спасибо всем, было классно, вы самые лучшие, вывозите такой гигантский пласт работы, часто малозаметный, но совершенно гигантский ! Всем счастья ! =)3
  • user2186583По тем временам действительно можно заскучать, но не потому, что можно было куда-то сходить, а потому, что отчетов было в разы меньше, и сроки их подготовки были дольше. Давно чувсвую себя машиной по штамповке электронных отчетов, пачками сдаю. Тоскливая работа, конвейер.2