«Пандемия» — серия настольных игр, ставшая современной классикой

Обсудить

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

Из всего необъятного множества разнообразных настольных игр кооперативные игры стоят особняком. Они вызывают много споров и дискуссий. Они могут сочетать в себе игры разных школ, жанров и механик: от безумного и неконтролируемого бросания кубиков до полностью просчитываемых стратегий. От масштабных приключений до веселых компанейских игр. И лично я очень люблю кооперативные игры во всех их проявлениях. Началась эта любовь не с той игры, о которой я сегодня расскажу, но именно благодаря ей множество людей увлеклись кооперативами, как и я. Особенно она актуальна из-за событий последний лет. Думаю, знатоки уже могли догадаться, что сегодня речь пойдет о «Пандемии».

Самая первая игра серии попала на полки магазинов 15 лет назад, в 2008 году. Автор — Мэтт Ликок, прославился именно благодаря «Пандемии» и до сих пор развивает эту серию, хотя после выпустил еще несколько громких игр.

В «Пандемии» игроки выступают в роли представителей разных экстренных служб и учёных: врач, пилот, исследователь, специалист по карантину и пр. У каждый из них есть способность, связанная с родом их деятельности. Например, врач эффективно лечит, специалист по карантину не дает распространяться вирусам, а ученому проще создать вакцину. Игровое поле, по которому они перемещаются, выполнено в виде карты мира со множеством реально существующих городов.

Каждый ход игроки будут перемещаться по полю, собирать карты, уничтожать в городах кубики вирусов и изредка строить лаборатории. После хода действует сама игра: для этого нужно открыть карты из колоды болезней и распространить вирусы, как будет указано. Чем дольше затягивается игра, тем больше карт нужно будет открыть. Также в этой колоде может попасться событие «эпидемия», максимально заражающая случайный город на карте, а затем сброс болезней перемешивается и возвращается наверх колоды. С одной стороны это усугубляет ситуацию, ведь в уже зараженных городах вновь будут распространяться заболевания, с другой стороны игроки могут планировать, ведь примерно знают, где произойдет обострение заболеваний.

Чтобы победить, нужно собрать несколько карт одного цвета, а затем в лаборатории создать антивирус. Болезнь, против которой создано лекарство, станет легче лечить (удаляется не один, а сразу все кубики в городе) и в итоге её даже можно вовсе уничтожить! Если же создали четыре вакцины против всех четырех вирусов — победа.

Проиграть же можно несколькими способами: если закончились карты в колоде, то есть не хватит карт, чтобы создать вакцины. Или если все кубики одной болезни оказались на поле — её уже не остановить. А также если восемь раз в городе накопится четыре кубика болезни (в таком случае происходит вспышка, заражающая все соседние города).

Как видите, игроки должны будут договариваться, просчитывать ходы, грамотно пользоваться способностями и корректировать свои планы под изменения, которые вносят карты эпидемий. Легкие правила и несложные действия делают «Пандемию» доступной для понимания практически всем желающим опробовать такой тип игр или даже впервые сесть за настольную игру.

«Пандемия» быстро набрала популярность, потому в 2009 и 2013 году автор выпустил два дополнения: «В лаборатории» и «На грани».

Первое добавляет целый планшет с лабораторией, с помощью которого теперь создаются вакцины и соло-режим. А второе дополнение состоит из нескольких модулей: мутации болезней, пятый вирус и даже игрок-биотеррорист, который будет действовать скрытно и мешать всем остальным. И, разумеется, в обеих коробках множество новых персонажей и всяких дополнительных мелочей для больше разнообразия.

Еще чуть позже, в 2015 году, вышло третье дополнение — State of Emergency. Добавляет распространение болезней через животных, новый вид вируса и события. Но, к сожалению, на русском языке оно не издавалось.

Также под брендом «Пандемии» выпущено много тематических игр. Каждая из них имела уникальную тему и новые интересные игровые механики. Вначале чуть подробнее расскажу о коробках, которые были локализованы в России, а дальше вкратце пройдусь по остальным.

«Пандемия. Падения Рима» (2018) — все дороги ведут в Рим. И ведут они туда в том числе воинственные варварские племена, которые стремятся привести Римскую империю в упадок. Вместо болезней — племена варваров: остготы, вандалы, гуны и прочие. Движутся они от своих территорий по дорогам в сторону Рима. Игроки — лидеры империи: консулы, генералы, командиры, которые могут как сами останавливать чужеземцев, так и формировать легионы в городах и строить форты. Можно даже нанять самих варваров на службу! А для боя с захватчиками используются специальные кубики. «Падение Рима» заставляет иначе взглянуть на классическую «Пандемию» и применять совершенно иные тактики борьбы с распространением кубиков.

«Пандемия. World of Warcraft» (2021) — сделана по мотивам небезызвестной компьютерной онлайн-игры World of Warcraft: Wrath of the Lich King. Сразу обращу внимание на великолепное оформление: фигурки героев, монстров, самого Короля-лича, а также объемная картонная Цитадель Ледяной Короны — любой фанат с руками оторвёт такую игру! На эту версию «Пандемии» отлично легла идея распространения Плети вместо кубиков болезней, поэтому основа игрового процесса осталась без изменений. Но добавилось прохождение рейдов, охотящиеся на героев монстры, карточки с известными артефактами, бои на кубиках и, главное, финальное сражение с главным врагом — Королём-личом.

Ниже несколько версий, которые на данный момент на русском не выходили.

  • Pandemic: The Cure (2014) и дополнение Experimental Meds (2016) — быстрая версия игры на кубках и без карты мира.
  • Pandemic: Contagion (2014) — быстрая карточная «Пандемия» наоборот. Играем за вирус, стараемся заразить весь мир (а точнее все карты).
  • Pandemic: Reign of Cthulhu (2016) — по мотивам произведений Говарда Лавкрафта. С роли сыщиков боремся с культами и не даём проснуться Древнему злу.
  • Pandemic: Iberia (2016) — про Иберийский полуостров в середине 19 века. Развивая железные дороги и поставляя чистую воду местным жителям, препятствуем распространению малярии, тифа и других болезней.
  • Pandemic: Rising Tide (2017) — строим дамбы и не даём океану поглотить Нидерланды в индустриальную эпоху.
  • Pandemic: Rapid Response (2019) — игра на время, с песочными часами и кубиками. Выпавшие на кубиках результаты используются, чтобы якобы перемещаться по миру на самолёте и доставлять гуманитарную помощь.
  • Pandemic: Hot Zone — North America (2020) и Pandemic: Hot Zone — Europe (2021) — компактные и укороченные по времени версии классической игры.
  • Star Wars: The Clone Wars (2022) — еще одна коллаборация, на этот раз под контролем игроков будут джедаи из «Звёздных войн», уничтожающие боевых дроидов сепаратистов.

В честь 10-летия игры была также выпущена атмосферная делюкс-версия классической игры. Она продается в специальном металлическом кейсе, который выглядит, как аптечка, а в комплекте перерисованные игровые компоненты, фигурки героев, увеличенные карточки и поле.

Как видите, игра очень-очень популярна. Но настоящую известность она получила… нет, не во времена буйства COVID-19, хотя это тоже правда. Настоящий интерес к игре возник в 2015 году, когда Мэтт Ликок в соавторстве с Робом Давьо выпустили сюжетную версию — «Пандемию: Наследие». И она мигом взлетела самую вершину международного рейтинга настольных игр и удерживала первое место целых четыре года!

Что же в ней особенного? Система «наследия». «Наследие» подразумевает развитие игры, но не только сюжетно, но и физически. В коробке с игрой лежат запечатанные конверты и коробочки с новыми компонентами, которые постепенно будут добавляться в игру. Листы с наклейками, которые клеятся на поле, на персонажей (придавая им новые способности, отношения друг с другом или даже травмы). Персонажи могут погибнуть, а мир стать не таким, каким мы его знаем. К сожалению, рассказать больше невозможно без серьезных спойлеров. Скажу лишь, что некоторые компоненты игра предлагает уничтожить, ведь они становятся бесполезными. Как те же погибшие персонажи.

До этого уже выпускались игры такого плана, например Risk Legacy (2011) за авторством того же Роба Давьо, но они были со специфической темой или сложнее по правилам. «Пандемия. Наследие» получилась идеальной: с низким порогом вхождения, постепенно нарастающей сложностью и интересным сюжетом с неожиданными поворотами. Единственный минус, что после максимум 24 партий игра становится пройденной. Многие после завершения кампании делали из игры коллаж и вешали его в рамке на стену, ведь у каждой игровой ячейки получался свой собственный, неповторимый мир.

В 2017 году вышло продолжение — «Пандемии. Наследие: Сезон 2». 71 год прошел с момента, как вирусы практически полностью уничтожили человечества. Остатки людей обитают на плавучих станциях посередь океана. Второй сезон может похвастаться великолепным оформлением и иллюстрациями в постапокалиптической стилистике, а также новыми, интересными игровыми механиками. В основе все та же система «Пандемии», но наоборот. Задача игроков производить кубики ресурсов и снабжать ими города на континентах. Если кубиков в городе нет, то в нем начнут распространяться болезни, что приведет к неминуемой гибели населения. Кстати, со станции в океане удаётся добраться только до ближайших городов, а что происходит дальше, в другой части света — мы понятия не имеем. Постепенно карта будет открываться — наклеиваться на игровое поле, расширяя наш обзор. Как видите, система «наследия» в этот раз не ограничилась небольшими компонентами в коробочках и конвертиками.

А в этом году в России вышла «Пандемия. Наследие: Сезон 0»! В мире продажи начались в 2020 году. События этой коробки расскажут предысторию возникновения смертоносных вирусов, а игроки возьмут на себя роль агентов спецслужб в 60-х годах во время холодной войны. Начнётся все с распространения одного вируса, но, как мы знаем, в игре их четыре. Как же они появятся? Станем ли мы двойными, а может тройными агентами? Игромеханических изменений немного. Вместо болезней — фигурки агентов. Цели имеют несколько степеней выполнения. И в зависимости от достигнутых успехов сюжет будет развиваться чуть иначе. В целом «Нулевой сезон» больше именно про сюжет и неожиданные повороты, чем про постоянный просчёт, где же на поле и в каком количестве появятся кубики болезней. И сюжет тут интригует. Всем любителям старой «бондианы» и истории времён «Холодной войны» обязательно к прохождению!

А вы играли в какую-нибудь из перечисленных «Пандемий»? Какая из версий вам понравилась больше всего? А может даже прошли все три сезона «Наследия»? Делитесь впечатлениями!

Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка

Сообщество