В марте 2022 года россияне потратили на духи и туалетную воду более 13,8 млрд рублей.
Такая активность в марте связана с Международным женским днем. Однако в другое время спрос на парфюм гораздо ниже. Например, в феврале 2022 года россияне потратили в полтора раза меньше — 9 млрд рублей.
Мы посмотрели, сколько россияне тратят на такие товары, как различаются расходы мужчин и женщин, а также какой парфюм они выбирают.
Сколько россияне тратят на парфюм
Парфюмерия — сезонный товар, чаще всего ее покупают перед праздниками. За первую половину 2022 года россияне купили парфюмерии на 58 млрд рублей, и почти пятая часть — 10,9 млрд — пришлась на первую половину марта.
На повышенный спрос повлиял уход с российского рынка зарубежных производителей, в том числе французско-американской компании Coty, которой принадлежит 80 брендов косметики и парфюмерии — например Calvin Klein, Chloé, Marc Jacobs, Roberto Cavalli. В первом полугодии 2022 года импорт парфюма составил 55,4 млн единиц, что на 19,2% меньше, чем за тот же период предыдущего года. Вероятно, многие россияне закупались впрок.
В начале августа 2022 года парфюмерию в Россию разрешили ввозить по параллельному импорту, то есть без разрешения владельцев торговых марок. Сейчас в российских магазинах есть зарубежный парфюм, но цены выросли — ретейлеры и поставщики утверждают, что это из-за перестройки логистических цепочек и изменения курса валюты.
В феврале один условный флакон парфюма стоил в среднем 1344 ₽, в марте — уже 1920 ₽. Поэтому россияне частично переключились на более дешевую отечественную продукцию: за первое полугодие было куплено 39,6 млн единиц российского парфюма. Для сравнения: за аналогичный период 2021 года — 22,6 млн единиц.
Как различаются траты мужчин и женщин
Основной потребитель парфюмерии — женщины. При этом стоимость женского парфюма сильно выше, чем мужских аналогов. Мы изучили 23 «парных» аромата разных брендов: такие парфюмы имеют похожие названия, флаконы выполнены в одном стиле, а сами ароматы схожи по звучанию.
Например, в одной из крупнейших косметических сетей «Л’Этуаль» в 15 из 23 таких пар мужской парфюм оказался дешевле женского, в остальных восьми парах они стоили одинаково. Причем иногда стоимость одного флакона для женщин вдвое превышает стоимость мужского. В среднем женская парфюмерия на 30% дороже, чем мужская.
Если верить опросам, 31% мужчин предпочитают дарить женщинам на 8 Марта именно парфюмерию и косметику. Женщины тоже любят делать такие подарки: так поступают 53% россиянок. Но мужчинам это не всегда нравится: парфюмерия в качестве подарка радует их меньше всего.
Какой парфюм выбирают мужчины и женщины
Все ароматы делятся на четыре большие группы: восточные, цветочные, древесные и свежие. Классифицируются они в зависимости от нот: восточные ароматы обычно с нотами дыма, смол и пряностей, в цветочных, как ясно из названия, преобладают ноты цветов. Каждая группа делится на подгруппы, всего их 14 — например фужерные, цитрусовые, зеленые.
Мы изучили топ-20 парфюмов из раздела «Популярное» на сайте сети «Л’Этуаль». В этом разделе собраны самые покупаемые и высоко оцениваемые ароматы магазина. В женском разделе 80% популярных ароматов относятся к семье цветочных, 20% — свежих. В мужском примерно равные доли — по 40% — у древесных и восточных ароматов, еще 20% приходится на свежие.
Кроме того, мы посмотрели на ноты, которые чаще всего встречаются в мужских и женских ароматах во всем каталоге «Л’Этуаль». Оказалось, что в женских ароматах чаще, чем в мужских, встречаются цветочные и белоцветочные ноты — это отдельная подгруппа цветочных нот.
Среди цветочных преобладают роза, жасмин, ирис. Еще у женщин популярны фруктовые ноты — груша, черная смородина, персик, малина.
У мужчин лидируют пряные ноты: перец, имбирь, корица, мускатный орех, кориандр, кардамон, бобы тонка. Они часто встречаются в мужских ароматах восточной семьи. Также мужские парфюмы чаще, чем женские, содержат древесные и кожаные ноты: ветивер, кедр, пачули, кожу.