Как делать крутые скриншоты в играх: 20 советов для начи­на­ющих вир­ту­аль­ных фотографов
Поп-культура
3K
Скриншоты — Мария Чевычалова

Как делать крутые скриншоты в играх: 20 советов для начи­на­ющих вир­ту­аль­ных фотографов

Делаем снимки, которые не стыдно поставить на рабочий стол и отправить на конкурс виртуальной фотографии

13

Виртуальная фотография — увлечение, которое помогает видеть мир ярче.

Я создаю красивые скриншоты уже четыре года. Поначалу это было простой забавой, позволявшей разнообразить геймплей и глубже исследовать игры.

Теперь это полноценное хобби. Я научилась снимать в разных жанрах и победила в нескольких конкурсах, а мои работы попадают в официальные подборки крупных студий. Кроме того, я стала замечать хорошие фото и ценить работу операторов в кино, лучше разобралась в живописи и истории фотографии.

Сейчас это увлечение набирает популярность. Для всех, кто хочет к нему приобщиться, я расскажу о фоторежимах и поделюсь практическими советами. Они помогут развить навыки не только виртуальной, но и реальной фотографии.

Я советую

Что такое фоторежим и каким он может быть

Фоторежим, или фотомод 

, — это функция для съемки и редактирования скриншотов прямо в игре. Как правило, пользователю позволяют выбрать ракурс, настроить экспозицию, контраст и глубину резкости, а также добавить фильтры и наклейки. В некоторых играх можно выставить источники света, выбрать позу для персонажа, изменить время суток.

Фотомоды бывают внутриигровыми и кастомными. Первые создают авторы игры, вторые — фанаты и сторонние разработчики. Они добавляют нужные им инструменты для съемки и выпускают такой фоторежим в качестве модификации для ПК или отдельной программы.

📸 Основные инструменты фоторежимов

Камера. Самая важная вещь: с ее помощью виртуальный фотограф выбирает ракурс и композицию будущего снимка. Камера есть во всех без исключения фотомодах.

Глубина резкости. Отвечает за размытие фона вокруг персонажа. Помогает определить, что будет в фокусе, а что уйдет на второй план.

Фильтры. Работают как в мобильной фотографии: можно прямо на этапе съемки указать, какого оттенка будет кадр.

Наклейки. Забавные стикеры, которые можно налепить поверх скриншота. Обычно среди них есть логотипы игры или узнаваемые символы из ее мира.

Рамки. Бывают форматные, например квадратные и прямоугольные, и художественные — с рисунками и орнаментом по краям.

Источники света. Лампы, которыми можно подсветить нужного персонажа или объект. Светильников обычно три, изменить их цвет и интенсивность работы можно в настройках.

🎮 Внутриигровые фоторежимы

Они встроены в игру по умолчанию. Скачивать ничего не нужно, достаточно открыть меню и нажать пару кнопок.

Лучшие фоторежимы — в экшенах крупных компаний. Например, внутренних студий Sony — Naughty Dog и Insomniac Games. Эти фотомоды похожи, их легко освоить и в них интересно экспериментировать. Так, в кадры The Last of Us Part 2 можно добавить эффект скорости. Фон смазывается: кажется, будто герой двигается. А Spider-Man 2 позволяет переодевать персонажа прямо во время съемки.

Обе студии улучшают инструменты фоторежимов и после релиза. С патчами в The Last of Us Part 2 добавили источники света, а в Spider-Man 2 — смену времени суток и режим фигурок. С ним миниатюрные версии главных героев можно разместить на любом объекте.

В Horizon Forbidden West взгляд Элой можно направить прямо в камеру. Кадр: Sony Interactive Entertainment
В Horizon Forbidden West взгляд Элой можно направить прямо в камеру. Кадр: Sony Interactive Entertainment

В последние пару лет не отстают и разработчики игр для компании Bethesda Softworks — Tango Gameworks и Arkane Studios. Они делают фотомоды в тайтлах разных жанров, от хорроров до ритм-игр. Их фоторежимы выделяются множеством настроек и необычными инструментами.

К примеру, ритм-экшен Hi-Fi Rush позволяет отснять целый комикс с участием всех спутников героя. На выбор есть десятки поз, огромная коллекция фильтров и наклеек. В хорроре Ghostwire: Tokyo доступны 3D-модели всех живых существ. Их можно расставить в кадре как захочется. Получаются то уютные посиделки у котацу 

, то страшные сцены, где огромные монстры захватывают улицы Токио.

В Hi-Fi Rush можно менять позы, костюмы и выражения лиц героев. Кадр: Bethesda Softworks
В Hi-Fi Rush можно менять позы, костюмы и выражения лиц героев. Кадр: Bethesda Softworks
В фотомоде Ghostwire: Tokyo вы ограничены только собственной фантазией и свободным временем. Застрять можно часа на четыре. Кадр: Bethesda Softworks
В фотомоде Ghostwire: Tokyo вы ограничены только собственной фантазией и свободным временем. Застрять можно часа на четыре. Кадр: Bethesda Softworks

Небольшие студии тоже делают отличные фоторежимы. Экшен-RPG Lords of the Fallen позволяет сохранить целую локацию, а позже вернуться и устроить там фотосессию. Можно сосредоточиться на прохождении сюжета и не беспокоиться, что в пылу битвы с боссом упустишь красивое место. Это прекрасное решение для соулслайка 

, где персонаж умирает от малейшей ошибки игрока.

Фоторежимы есть не только в экшенах, но и в изометрических играх. Там камера во время геймплея расположена сверху и немного в стороне. Поэтому фотомоды показывают то, что обычно скрыто за другими объектами.

Например, в экшен-RPG The Ascent можно облететь всю локацию, вплотную приблизиться к каждому прохожему и рассмотреть детали моделей. Каждый элемент будет как на ладони — от граффити на скамейке до стопок журналов и газет в магазинчиках города. Немногие игры дарят такую свободу. С The Ascent сравнятся, скажем, экшены Deathloop и The Order: 1886, где камера вообще не привязана к герою. Можно включить фотомод и отправиться хоть на другой край карты.

Фотомод The Ascent и других изометрических игр показывает архитектуру уровней. Пригодится начинающим разработчикам: можно облететь всю локацию и рассмотреть ее устройство. Кадр: Curve Digital
Фотомод The Ascent и других изометрических игр показывает архитектуру уровней. Пригодится начинающим разработчикам: можно облететь всю локацию и рассмотреть ее устройство. Кадр: Curve Digital

Изучать уровни можно и в «Режиме коллажа» ролевой игры Disco Elysium. Загружаете любую карту и смотрите, как прорисованы улицы Ревашоля — города, где происходят события RPG. Спуститься камера не позволит, но это не мешает понять логику построения локации и увидеть композицию города.

В фотомоде Disco Elysium нет свободной камеры. Зато «Режим коллажа» позволяет воссоздавать сцены из игры и придумывать новые. В вашем распоряжении модели десятков персонажей: можно расставить их на карте в разных позах, изменить погоду и время суток, добавить к снимку забавный текст или наклейку.

В фоторежиме Disco Elysium каждого персонажа можно наконец рассмотреть вблизи. Кадр: ZA/UM
В фоторежиме Disco Elysium каждого персонажа можно наконец рассмотреть вблизи. Кадр: ZA/UM

Некоторые фотомоды откровенно неудачные. Разработчики не всегда понимают, какие инструменты действительно нужны, и часто не слушают советов фотографов. Так, в фотомоде ПК-издания The Last of Us Part 1 больше функций, чем в версии для PlayStation 5. Хотя в остальном издания одинаковые.

Камеру Cyberpunk 2077, намертво приклеенную к персонажу, не ругал только ленивый — но ее не исправили даже в дополнении Phantom Liberty. Вместо этого добавили еще десяток поз для главного героя. В шутере Atomic Heart неудобные ползунки: на них нужно постоянно кликать, чтобы довести настройку до нужного значения. Просто зажать стик нельзя.

Иногда разработчики понимают просьбы о фоторежиме буквально и добавляют в игру фотокамеру. Снять с ее помощью что-то удачное невозможно. Так, протагонисты последних частей Yakuza носят с собой телефон, на который даже приличное селфи не сделаешь. Если играете на консолях, придется мириться. Зато на ПК ситуацию можно исправить модификациями.

В фотомоде The Last of Us Part 1 десятки полезных инструментов: источники света, тонкая настройка цветовой гаммы. Но ужасно неотзывчивая камера перечеркивает все плюсы. Кадр: Sony Interactive Entertainment
В фотомоде The Last of Us Part 1 десятки полезных инструментов: источники света, тонкая настройка цветовой гаммы. Но ужасно неотзывчивая камера перечеркивает все плюсы. Кадр: Sony Interactive Entertainment

⚒️ Кастомные моды и инструменты для съемки

Лучшие инструменты для создания скриншотов выпускают на ПК. Если ваш компьютер тянет новые игры в хорошем качестве, смело приступайте к изучению модификаций.

Разве что сперва стоит освоиться в любом внутриигровом фоторежиме: научиться управлять камерой, выставлять глубину резкости. Это поможет быстрее адаптироваться к кастомному моду, где придется долго копаться в настройках. Будьте готовы потратить деньги: некоторые модификации платные.

Отличные платные фоторежимы создает программист Франс Баума. Он геймер и виртуальный фотограф, поэтому знает, что и как должно работать в определенной игре. Его модификации можно приобрести на «Патреоне» за 5 €⁣ (500 ₽). Недавно Баума создал потрясающий мод для Baldur’s Gate 3 и отличный фоторежим для Alan Wake 2.

Иногда разработчики консультируются с практикующими виртуальными фотографами, например Shinobi_Space. Одни из лучших фоторежимов в индустрии — для Deathloop и экшен⁠-⁠RPG Mortal Shell — созданы при его участии. Кадр: Bethesda Softworks / Deathloop
Иногда разработчики консультируются с практикующими виртуальными фотографами, например Shinobi_Space. Одни из лучших фоторежимов в индустрии — для Deathloop и экшен⁠-⁠RPG Mortal Shell — созданы при его участии. Кадр: Bethesda Softworks / Deathloop

Качественный бесплатный инструмент — программа NVIDIA Ansel. Она позволяет делать скриншоты в прекрасном качестве и на лету редактировать цвет в кадре. Ansel работает во множестве игр. Это отличный вариант для старых тайтлов, поддержку которых давно прекратили.

К сожалению, кое-где программа не поможет. Так, она прекрасно работает в экшене Sleeping Dogs, но не запускается в Sleeping Dogs: Definitive Edition. В каких-то тайтлах у нее заблокирована камера, а где-то она перемещается рывками.

У NVIDIA Ansel простой и удобный интерфейс. Почаще бы видеть такой и во внутриигровых фоторежимах. Кадр: Bethesda Softworks / Dishonored 2
У NVIDIA Ansel простой и удобный интерфейс. Почаще бы видеть такой и во внутриигровых фоторежимах. Кадр: Bethesda Softworks / Dishonored 2

Другой бесплатный инструмент — ReShade, его используют многие продвинутые фотографы. Он отвечает за постобработку скриншота и прекрасно подходит для создания портретов.

ReShade позволяет добавить в кадр однотонный фон, а если герой сольется с ним — осветлить силуэт. Размыть определенную область картинки: передний или задний план, объект или персонажа. Изменить любой цвет на скриншоте и насыщенность, настроить экспозицию и контраст, даже имитировать эффект HDR 

.

Получаются невероятно реалистичные кадры. Сделанные с помощью ReShade скриншоты из, скажем, Cyberpunk 2077 иногда почти неотличимы от реальных фотографий.

Какие фоторежимы подойдут новичкам

Те, где есть хорошая свободная камера. Другие функции, безусловно, важны, но на первых порах можно обойтись и без них. А вот плохая камера с ходу способна отбить желание заниматься виртуальной фотографией.

Например, порой камера слишком крепко привязана к персонажу — движется только по орбите вокруг него и захватывает слишком мало окружения. Иногда ее отпускают «на волю», но закладывают небольшую дальность и подъем. Чтобы сфотографировать NPC, приходится ставить главного героя вплотную к нему.

Я училась снимать в экшенах Control и Deathloop, гонках Forza Horizon 4 и 5, а также в последних играх серии Assassin’s Creed. Сейчас рекомендую и фотомоды ролевых игр «Ведьмак 3» и Horizon Forbidden West. Они прекрасно сбалансированы. Камера не ограничивает в выборе ракурса, настроек не слишком много. Для новичка это хорошо: десятки ползунков могут запутать. А еще в этих играх отличная графика и свет. Не придется заморачиваться при редактировании снимков.

Не спешите освоить фотомоды во всех доступных играх разом. Выберите пару тайтлов и практикуйтесь в них. Каждый фоторежим — словно новая камера, к нему нужно привыкнуть. Вникнуть в настройки, покрутить ползунки, проверить дальность и фильтры. На это уходит уйма времени, а ведь еще нужно найти красивые локации и снять что-то запоминающееся.

В экшене A Plague Tale: Requiem фоторежим со свободной камерой доступен в кат⁠-⁠сценах. Текстуры моделей в них лучше, чем в основной игре, а свет уже поставлен. Получился прекрасный генератор красивых портретов для новичков. Кадры: Focus Entertainment
В экшене A Plague Tale: Requiem фоторежим со свободной камерой доступен в кат⁠-⁠сценах. Текстуры моделей в них лучше, чем в основной игре, а свет уже поставлен. Получился прекрасный генератор красивых портретов для новичков. Кадры: Focus Entertainment

Как снимать игры без фотомода

В индустрии фоторежим считают бонусом к основной игре, бесплатным контентом для энтузиастов. Только в 2023 году без него вышло четыре крупных тайтла. Съемка в таких играх — самый сложный челлендж для виртуальных фотографов. Нужно проявлять изобретательность, а потом еще и обрезать снимки, жертвуя разрешением.

Если в новинке, которую вы планировали поснимать, нет встроенного фотомода, придется искать обходные пути. На мощных ПК все просто: можно поставить модификации или сторонние инструменты. Но владельцам консолей и более слабых компьютеров тоже можно дать пару советов.

Выясните, отключается ли в игре интерфейс. Если да, полдела сделано — остается выбрать ракурс, чтобы герой не заслонял нужные элементы в кадре.

В некоторых играх от первого лица из кадра можно убрать оружие и руки персонажа — обязательно пользуйтесь этой опцией. В играх от третьего лица подведите протагониста вплотную к стене и попробуйте поднять или опустить камеру. Тогда герой пропадет из кадра. Так я снимала The Legend of Zelda: Tears of the Kingdom.

Ищите применение способностям и инструментам. Чтобы скрыть протагониста Hogwarts Legacy, я использовала заклинание невидимости. А в Elden Ring фотографии делала с помощью купленного у торговца телескопа.

Без фоторежима в The Legend of Zelda: Tears of the Kingdom неплохо получаются в основном пейзажи. Кадр: Nintendo
Съемка без фоторежима — невероятно унылое занятие. Из геймплейных скриншотов Hogwarts Legacy приходилось вырезать интерфейс и персонажей. Кадр: Warner Bros. Games
В Dead Island 2 нужно убрать оружие из инвентаря и зачистить локацию от противников. Тогда герой опустит кулаки, и вы наконец сможете сделать пару снимков. Кадр: Deep Silver, Koch Media
СОВЕТ № 1

Изучите базовые правила и приемы съемки

На мой взгляд, знание художественных приемов — самое полезное для виртуального фотографа. Потренируйтесь строить композицию хотя бы пару вечеров.

Правило третей. Помогает красиво снимать все, что захочется, от портретов до натюрмортов. Более того, когда освоите правило, научитесь красиво его ломать и создавать необычную композицию.

Следовать правилу третей просто. Сперва мысленно делим кадр линиями: двумя по вертикали, двумя по горизонтали. Главный объект помещаем на пересечении линий, а остальное пространство в кадре отдаем второстепенным элементам. Во многих фотомодах сориентироваться помогает сетка, которая делит кадр на трети.

Сетка в Cyberpunk 2077. Кадр: CD Projekt Red
Сетка в Cyberpunk 2077. Кадр: CD Projekt Red
С помощью сетки вы быстро научитесь делить кадр на глаз и будете знать, как расположить объекты на снимке. Кадр: Sony Interactive Entertainment / Ghost of Tsushima
С помощью сетки вы быстро научитесь делить кадр на глаз и будете знать, как расположить объекты на снимке. Кадр: Sony Interactive Entertainment / Ghost of Tsushima

Правило крупностей планов. Крупность — это расстояние от объекта съемки до виртуальной камеры. Оно помогает правильно расставить акценты в кадре и привлечь взгляд зрителя к самым важным элементам сцены. Как правило, единицей измерения крупности в кадре выступает фигура человека.

Вот какие планы есть:

  1. Крупные. Их два: портретный захватывает плечи и голову персонажа, а детальный фокусируется на чертах лица или костюма. Оба плана пригодятся в работе над портретами.
  2. Средние. Их тоже два: первый — поясной, второй — ниже пояса, но выше колен. Это мои любимые планы для съемки персонажа: камера охватывает множество деталей костюма и заодно ловит движение героя.
  3. Ростовой, или общий. В него умещается вся фигура персонажа. Это хороший вариант для пейзажной съемки.
  4. Дальний. Фигурка героя занимает в кадре совсем немного места, остальное пространство отдано окружению.

Во время съемки старайтесь делать несколько снимков на разных крупностях. Так будет проще выбрать лучший скриншот. А еще соблюдайте базовое правило средних и крупных планов: не обрезайте героев по суставам — локтям, кистям рук, лодыжкам и коленям.

На крупных планах не переусердствуйте с эмоциями. Иначе у зрителя возникнет впечатление, что персонаж переигрывает, словно плохой актер. Кадр: Sony Interactive Entertainment / Horizon Forbidden West
Средний план подходит для экшен-сцен и портретов. В кадре видно как амуницию и броню героя, так и движение: замах мечом, магический пасс рукой. Кадр: CD Projekt RED / The Witcher 3: Wild Hunt
Ростовой план дает снимку больше воздуха. Взгляд фокусируется не только на герое в центре кадра, но и на окружающем его мире и других персонажах. Кадр: VK Play / Atomic Heart
Дальний план отлично подчеркивает масштаб сооружений и просторы локации. Кадр: Sony Interactive Entertainment / Ghost of Tsushima

Фрейминг — съемка через объект, выступающий в кадре рамкой. Это может быть дверной или оконный проем, дыра в заборе, окружающая фигуру героя листва, архитектурные элементы и предметы декора. Рамка не должна перетягивать внимание зрителя на себя. Ее функция — дополнять главный объект.

Фрейминг легко освоить в тайтлах со множеством арок и проемов. Это, например, The Witcher 3, игры серий Assassin’s Creed и The Last of Us.

Если разбить окно и быстро войти в фотомод, героя можно обрамить осколками стекла. Кадр: Sony Interactive Entertainment / The Last of Us Part 2
Если разбить окно и быстро войти в фотомод, героя можно обрамить осколками стекла. Кадр: Sony Interactive Entertainment / The Last of Us Part 2
Рамка может занимать почти все пространство снимка. Но тогда объект в ней должен быть максимально ярким и контрастным. Кадр: CD Projekt Red / The Witcher 3: Wild Hunt
Рамка может занимать почти все пространство снимка. Но тогда объект в ней должен быть максимально ярким и контрастным. Кадр: CD Projekt Red / The Witcher 3: Wild Hunt

Паттерны — повторяющийся узор в кадре. Ворота в замок, пешеходная зебра, рисунок на обоях, статуи и колонны — это все орнаментальные элементы. Они добавляют работам ритма и динамики, а потому служат красивым фоном для портретов. При этом узор может и сам выступить объектом абстрактной съемки.

Я люблю снимать паттерны в Control. В игре сделан акцент на геометрии и стиле брутализма. Поэтому главная локация, Старейший дом, полна одинаковых офисов, архитектурных элементов, узоров на стенах и полу. В Control вы легко освоите абстрактную съемку, научитесь чувствовать ритм кадра и работать с пространством.

Один паттерн смотрится скучно. Лучше объединить несколько снимков в коллаж и запостить их вместе. Кадры: 505 Games / Control
Один паттерн смотрится скучно. Лучше объединить несколько снимков в коллаж и запостить их вместе. Кадры: 505 Games / Control

Потренироваться можно и в серии Assassin’s Creed. В любой ее части есть множество зданий, украшенных узорами и орнаментами. Другие хорошие варианты — платформер Bound и экшен Watch Dogs: Legion.

Паттерны можно создавать и самому. Достаточно иметь под рукой фоторежим, где доступна смена времени суток, или просто подгадывать нужный момент. К примеру, в Horizon Forbidden West тени деревьев на закате дополняют снимок ритмическим рисунком.

Направляющие линии — «стрелочки», сообщающие нам, куда смотреть. Их любит наш мозг: ему интересны указания к основному объекту в кадре. Направляющей линией может выступать дорога, по которой герой уезжает за горизонт. Или горы вокруг долины. Или волны, накрывающие миниатюрный кораблик.

Линии выполняют разные задачи в зависимости от положения на снимке. Вертикальные добавляют скриншоту масштаба и устойчивости. Горизонтальные — спокойствия и баланса. Диагональные наполняют кадр движением и ритмом, а извилистые подчеркивают глубину и объем.

В природе и архитектуре линии встречаются повсюду, поэтому тренироваться можно в любом фоторежиме. Отталкивайтесь от интересной вам темы. Если нравится архитектура, то выбирайте игры, действие которых разворачивается в современности. Для пейзажей подойдут фэнтезийные тайтлы, например тот же «Ведьмак 3» или Baldur’s Gate 3.

В этом кадре ведущими линиями выступают провода вокруг мостика. Они сходятся к фигурке героя в центре. Кадр: Curve Digital / The Ascent
В этом кадре ведущими линиями выступают провода вокруг мостика. Они сходятся к фигурке героя в центре. Кадр: Curve Digital / The Ascent
Горизонтальные линии подчеркивают умиротворяющую атмосферу и добавляют снимку глубины. Кадр: Sony Interactive Entertainment / Ghost of Tsushima
Горизонтальные линии подчеркивают умиротворяющую атмосферу и добавляют снимку глубины. Кадр: Sony Interactive Entertainment / Ghost of Tsushima
СОВЕТ № 2

Делайте дубли

С опытом понимаешь: чаще всего хороший кадр не появляется спонтанно. Ради него сцену нужно отснять много раз. Как бы ни хотелось сделать идеальное фото с первой попытки, даже у профи это получается крайне редко. Так что снимайте дубли на разных крупностях и с разных ракурсов.

Много раз я сталкивалась с ситуацией: пока снимаю — точно знаю, какой дубль выберу. Вот он, самый красивый, яркий и запоминающийся. А на этапе редактирования начинаются сомнения. То свет плохой, то ракурс неудачный, то в кадр попадет посторонняя текстура. В итоге я публикую работу, на которую поначалу и не смотрела.

Из 45 снимков я выбрала шесть-семь, остальные отправились в корзину. И это еще неплохой результат. Кадры: Sony Interactive Entertainment / The Last of Us Part 2
Из 45 снимков я выбрала шесть-семь, остальные отправились в корзину. И это еще неплохой результат. Кадры: Sony Interactive Entertainment / The Last of Us Part 2
СОВЕТ № 3

Исследуйте игры как турист

Я люблю изучать локации в поисках лута, пасхалок и коротких путей. А как виртуальный фотограф добавляю к списку дел еще один пункт: поиск мест с хорошим светом и красивой композицией.

Исследование — моя любимая часть игр. Я всегда с интересом ныряю в очередной тайтл с открытым миром. Находить живописные уголки на краю карты, открывать новые локации с необычными климатическими зонами — все это интересно с точки зрения как игрока, так и фотографа.

Не обязательно приступать к поиску удачных локаций сразу после запуска новой игры. Дайте себе время поиграть, изучить геймплей, проникнуться атмосферой. Вы и не заметите, как найдете места, которые захочется поснимать. Чтобы не забыть о них, оставляйте метки на карте или делайте в полюбившихся локациях отдельные сохранения.

Обязательно найдите особое место для портретов. Это должна быть локация с хорошим светом и однотонным фоном. Кадр: Square Enix, Crystal Dynamics / Shadow of the Tomb Raider
Обязательно найдите особое место для портретов. Это должна быть локация с хорошим светом и однотонным фоном. Кадр: Square Enix, Crystal Dynamics / Shadow of the Tomb Raider

Иногда фотографы обнаруживают необычные локации, которые пропускает большинство игроков. В Каэр Морхене в The Witcher 3 я нашла пещеры, которые не видела во время обычного прохождения. В Hogwarts Legacy наткнулась на живописные камни на побережье. В игре оно почти не задействовано, это просто декорация.

В Horizon Forbidden West кто-то из виртуальных фотографов проник на остров из финала игры. Оказалось, у берегов поднимаются высокие волны, на фоне которых получаются шикарные снимки.

Заброшенные пещеры в Каэр Морхене расположены к востоку от замка. Чтобы найти их, идите вдоль берега реки. Кадр: CD Projekt RED / The Witcher 3: Wild Hunt
Живописное побережье в Hogwarts Legacy. Вниз лучше не идти: берег патрулируют банды, а у скал иногда появляются агрессивные животные. Кадр: Warner Bros. Games
Чтобы добраться до острова из финальной главы Horizon Forbidden West, придется лететь на светокрыле до границы локации, затем плыть под водой, а потом снова призывать светокрыла. Кадр: Sony Interactive Entertainment
Особенно красиво огромные волны выглядят на закате. Лучи солнца проходят сквозь воду и подсвечивают фигуру персонажа. Кадр: Sony Interactive Entertainment / Horizon Forbidden West
СОВЕТ № 4

Пейзажи снимайте сверху

Во многих играх с открытым миром сотни великолепных локаций. Снимать их мешает несовершенная камера. Зачастую этому инструменту не хватает дальности: разработчики любят привязывать его к персонажу, чтобы игрок не увидел изнанку мира за текстурами и декорациями. Обойти запрет просто: забирайтесь повыше. Подойдут ящики, платформы, крыши, уступы — любое высокое место, до которого способен добраться герой.

Пользуйтесь подручными инструментами, если они есть. Призывайте дронов, берите под управление птиц, садитесь на летающих маунтов, на которых можно добраться до облаков. В Cyberpunk 2077 я использую аугментацию — двойной прыжок. Она позволяет попасть на балконы зданий, куда разработчик не дает забраться Ви.

Ракурс сверху позволяет наполнить кадр нужными вам деталями. Но не забывайте про дальность прорисовки: если далеко отойти от объекта съемки, его моделька в игре сменится на упрощенную. Ищите точку, в которой вы достаточно удалены от нужного элемента, а его модель при этом не теряет в качестве.

Если объект совсем удален от камеры, качеством прорисовки можно и пожертвовать. В конце концов, в реальности наш глаз не способен разглядеть все детали какого-нибудь замка на горизонте.

На этом скриншоте мне удалось сохранить качественные модели зданий, но с улиц пропали все горожане. Кадр: CD Projekt Red / The Witcher 3: Wild Hunt
На этом скриншоте мне удалось сохранить качественные модели зданий, но с улиц пропали все горожане. Кадр: CD Projekt Red / The Witcher 3: Wild Hunt
Здесь канатный подъемник максимально удален от зрителя. Снимку это не мешает: наш мозг сам дорисовывает недостающие элементы. Кадр: Sony Interactive Entertainment / Horizon Forbidden West
Здесь канатный подъемник максимально удален от зрителя. Снимку это не мешает: наш мозг сам дорисовывает недостающие элементы. Кадр: Sony Interactive Entertainment / Horizon Forbidden West
СОВЕТ № 5

Для классных портретов изучите анимации героя

Снимать портреты в играх сложнее, чем в жизни: движения персонажа ограничены набором анимаций. Нельзя попросить героя скорчить кислое лицо, если эту эмоцию не записали на этапе разработки. Поэтому за персонажами нужно следить: искать необычные анимации, вовремя ставить игру на паузу, чтобы поймать жест.

Перед первой портретной съемкой в игре я оставляю героя в покое на пару минут. Это показывает, есть ли у него анимации во время бездействия. К примеру, Элли из The Last of Us поправляет прическу и утирает пот. А джедай Кэл из дилогии Star Wars от Electronic Arts разминает затекшие мышцы. Такие детали подчеркнут характер на снимке.

У спутников в играх уникальные анимации. Поймать их сложно, будьте готовы несколько раз переигрывать эпизод. Кадр: Sony Interactive Entertainment / The Last of Us Part I
У спутников в играх уникальные анимации. Поймать их сложно, будьте готовы несколько раз переигрывать эпизод. Кадр: Sony Interactive Entertainment / The Last of Us Part I

Если в игре есть режим бессмертия, как в Control, включите его на пару минут и сделайте так, чтобы персонаж получил урон. Понаблюдайте за реакцией на повреждения — и поймете, как сделать эмоциональные портреты.

Если в игре есть замедление времени, обязательно используйте его. Обычно эту функцию можно найти в настройках доступности, как в тайтлах серии The Last of Us. Кроме того, ищите скрытые анимации. В этом плане интересна Marvel’s Spider-Man 2. При прыжке с высокой точки нажмите L3, затем треугольник, а потом немного отклоните стик вверх. Майлз достанет телефон, а Питер — кубик Рубика.

Портреты лучше снимать, повернув камеру на 90°. Если у вас нет второго монитора, придется склонять голову набок. Положение не самое удобное, но вертикальные кадры получаются интереснее горизонтальных. К тому же под таким углом не придется обрезать скриншот по бокам, а значит, жертвовать четкостью и качеством изображения.

Я люблю делать портреты на средних крупностях, но иногда снимаю героев вблизи. Коллаж: Square Enix / Sony Interactive Entertainment / Focus Entertainment / Crystal Dynamics
Я люблю делать портреты на средних крупностях, но иногда снимаю героев вблизи. Коллаж: Square Enix / Sony Interactive Entertainment / Focus Entertainment / Crystal Dynamics
СОВЕТ № 6

В экшен-сценах концентрируйтесь на одном-двух персонажах

Экшен — один из самых сложных жанров. Я вот до сих пор не умею его снимать. Поймать удачное движение трудно и в жизни, а в играх к этому добавляются специфические проблемы. В кадр влезают нечеткие текстуры, пальцы персонажей неестественно отгибаются, оружие проходит сквозь одежду.

Десятки кадров из Assassin’s Creed Mirage пострадали от стражников в T-позах 

. А в Cyberpunk 2077 много скриншотов пришлось удалить из-за того, что NPC по колено проваливались в текстуры.

Пока вы только тренируетесь снимать экшен, старайтесь, чтобы в кадре были только герой и его противник. Так проще научиться ловить движения, а заморачиваться с композицией не будет нужды. Не забывайте немного наклонять камеру: это добавит скриншоту динамики и позволит сделать акцент на конкретном персонаже.

Выделить героя можно с помощью света, уведя противников в тень. Здесь динамики добавляют косые струи дождя и искры на заднем плане. Кадр: Sony Interactive Entertainment / The Last of Us Part 2
Выделить героя можно с помощью света, уведя противников в тень. Здесь динамики добавляют косые струи дождя и искры на заднем плане. Кадр: Sony Interactive Entertainment / The Last of Us Part 2
СОВЕТ № 7

Один удачный стоп-кадр — это несколько классных снимков в разных жанрах

Даже если вы зашли в фотомод ради портрета, оглядитесь вокруг. Поищите что-нибудь интересное: симпатичный пейзаж, сценки из жизни персонажей. Если камера не привязана к герою, загляните за угол. Возможно, там притаился NPC в ярком костюме, сказочная улочка или пара монстров в боевой готовности.

Фотографируйте детали окружения. Мой любимый жанр — съемка предметов интерьера: разбросанных вещей, покосившихся вывесок, чашек и документов на столе.

Если камера привязана к персонажу, ищите неожиданный ракурс. Поднимитесь к небу: может быть, вас встретят необычные облака или закатное солнце. Иногда можно сделать портрет героя и дополнить его, например, снимками деталей костюма: перчаток, узорных ножен.

В Deathloop потрясающе стильные костюмы. Их элементы можно фотографировать до бесконечности. Кадр: Bethesda Softworks
В Deathloop потрясающе стильные костюмы. Их элементы можно фотографировать до бесконечности. Кадр: Bethesda Softworks
СОВЕТ № 8

Работайте с фильтрами и цветом

Фильтры — полезный инструмент: с их помощью можно изменить атмосферу кадра или притянуть внимание зрителя к герою. Вот только фильтры в играх часто «перекручены». Порой от излишне ярких цветов болят глаза. Если хотите уменьшить интенсивность эффекта, под окошком выбора цвета поищите специальную панель — она есть во многих фоторежимах. Поставьте ползунок на 30—50% интенсивности.

Черно-белый фильтр поможет проверить, не много ли в кадре визуального мусора. В этом режиме лишние детали отчетливо выделяются на фоне. Если кадр идеально выглядит в ч/б, значит, и в цвете будет смотреться отлично.

Если в один день вы настроитесь снимать только черно-белые работы, на всякий случай делайте дубли в цвете. В фоторежиме ч/б-фильтры могут создавать в кадре артефакты, поэтому иногда скриншот выгоднее обесцветить в редакторе. К тому же так проще отрегулировать контраст и глубину черного цвета или яркость и интенсивность белого.

Мне очень нравится цветовая гамма Deathloop. Но благодаря необычному дизайну локаций интересными получаются и черно-белые снимки. Кадр: Bethesda Softworks
Мне очень нравится цветовая гамма Deathloop. Но благодаря необычному дизайну локаций интересными получаются и черно-белые снимки. Кадр: Bethesda Softworks
В Control я часто оставляю один основной цвет, а остальное пространство дорисовываю светотенью и текстурами. Кадр: 505 Games
В Control я часто оставляю один основной цвет, а остальное пространство дорисовываю светотенью и текстурами. Кадр: 505 Games

Черно-белый фильтр пригодится и для приглушения цветов. Выставьте интенсивность на 10—20% — получите объемные тени и красивый тон. Снимок останется цветным, но палитру составят спокойные, неяркие оттенки. Я почти всегда использую этот прием в The Last of Us. Картинка становится глубже и мрачнее, а цвет и контраст не теряются.

Помните о балансе белого: этот параметр делает снимок теплее или холоднее. В большинстве игр основной цвет — желтый. Он уютный и добавляет работам сказочности, но из-за него картинка становится плоской. Чтобы придать кадру объема, используйте фильтры холодного спектра или уводите баланс в синий. Это сделает тени ярче.

Фильтры можно наложить и в фоторедакторе. У меня штук сто готовых пресетов, они автоматически красят снимки в нужные цвета. Изначально этот скриншот был мрачно-синим, но фильтр окрасил лед в бирюзовый — и настроение изменилось. Кадр: Sony Interactive Entertainment / God of War Ragnarök
Фильтры можно наложить и в фоторедакторе. У меня штук сто готовых пресетов, они автоматически красят снимки в нужные цвета. Изначально этот скриншот был мрачно-синим, но фильтр окрасил лед в бирюзовый — и настроение изменилось. Кадр: Sony Interactive Entertainment / God of War Ragnarök
Иногда можно вообще не использовать фильтры, а оставить задуманные разработчиком цвета. Кадр: Curve Digital / The Ascent
Иногда можно вообще не использовать фильтры, а оставить задуманные разработчиком цвета. Кадр: Curve Digital / The Ascent
СОВЕТ № 9

Глубина резкости пригодится для крупных планов

Когда в кадре нужно выделить один элемент, например деталь или лицо, используйте вкладку глубины резкости. Этот инструмент размывает пространство вокруг нужного объекта.

Старайтесь не блюрить картинку слишком сильно, иначе кадр будет выглядеть неестественно. Достаточно лишь немного размыть дальний план, чтобы выделить фигуру персонажа. Если на фоне есть фонарики или огоньки, размойте фон полностью: пятнышки света украсят кадр.

Как и камера, глубина резкости — один из самых несовершенных инструментов. Иногда от нее лучше отказаться и размыть фон в фоторедакторе. К примеру, в The Witcher 3 и Cyberpunk 2077 почти невозможно найти фокус — вместе с окружением игра «размазывает» и персонажей.

Часто я немного промахиваюсь и размываю элементы, которые на снимке должны быть четкими. Чтобы этого избежать, прямо перед съемкой покрутите ползунок фокусного расстояния. Сможете проверить настройку и подкорректировать положение камеры.

Экспериментируйте с глубиной резкости, сочетая ее с отражениями и стеклами. Иногда это дает необычные эффекты. Кадр: Sony Interactive Entertainment / The Last of Us Part 2
Экспериментируйте с глубиной резкости, сочетая ее с отражениями и стеклами. Иногда это дает необычные эффекты. Кадр: Sony Interactive Entertainment / The Last of Us Part 2
Если расположить ключевой объект на заднем плане и немного размыть его, зритель будет вглядываться в снимок в попытке рассмотреть больше деталей. Кадр: Bethesda Softworks / Ghostwire: Tokyo
Если расположить ключевой объект на заднем плане и немного размыть его, зритель будет вглядываться в снимок в попытке рассмотреть больше деталей. Кадр: Bethesda Softworks / Ghostwire: Tokyo
СОВЕТ № 10

Учитесь работать со светом в кадре

Привлечь внимание зрителя к элементу снимка поможет освещение. Оно бывает постановочным или кастомным. Под первым понимают доступные в фоторежиме источники света. Под вторым — подручные средства: факелы, фонари и даже бомбы.

Источники света — это лампы, которые можно передвигать. Они подсветят лицо и фигуру персонажа или выделят ключевой элемент скриншота. Как правило, в фоторежимах три источника света. В реальной портретной съемке это необходимый минимум.

Старайтесь не светить герою прямо в лицо, лучше расположите лампы сбоку и сверху от персонажа. Лицо подсветите двумя источниками: один пусть отвечает за направленный свет, а другой мягко рассеивает тени, чтобы они не были слишком контрастными. Третью лампу можно повесить за спину героя. Это отделит фигуру от фона и создаст красивый ореол света вокруг головы.

Источники света в The Last of Us: Part 2. Их положение не меняется, только цвет: на снимке слева все три лампы окрашены по⁠-⁠разному. Красная расположена спереди и создает основной свет. Синяя отвечает за мягкие тени на лице и левой руке. Зеленая отделяет фигуру от фона. Кадры: Sony Interactive Entertainment
Источники света в The Last of Us: Part 2. Их положение не меняется, только цвет: на снимке слева все три лампы окрашены по⁠-⁠разному. Красная расположена спереди и создает основной свет. Синяя отвечает за мягкие тени на лице и левой руке. Зеленая отделяет фигуру от фона. Кадры: Sony Interactive Entertainment

Зачастую в фоторежимах вообще нет ламп. Приходится прибегать к подручным средствам. Факелы, фейерверки, огненные стрелы, заклинания и карманные фонарики — используйте все, что дает хоть немного света.

В Cyberpunk 2077 я выделяю лица и фигуры NPC светом от выстрела. Атаковать никого не нужно, достаточно войти в фоторежим, выбрать протагонисту позу с пистолетом и включить настройку «Вспышка от выстрела». А если использовать дробовик, вокруг лица персонажа можно создать ореол из искорок.

В Cyberpunk 2077 в арсенале игрока несколько поз с дробовиками. Они помогут снять необычные портреты. Кадр: CD Projekt RED
В Cyberpunk 2077 в арсенале игрока несколько поз с дробовиками. Они помогут снять необычные портреты. Кадр: CD Projekt RED
В The Witcher 3 и Assassin’s Creed я использую факелы: свет от них выделяет фигуру героя на фоне пейзажа. Кадр: CD Projekt Red / The Witcher 3: Wild Hunt
В The Witcher 3 и Assassin’s Creed я использую факелы: свет от них выделяет фигуру героя на фоне пейзажа. Кадр: CD Projekt Red / The Witcher 3: Wild Hunt

Бомбы в Horizon Forbidden West создают яркий и динамичный фон, что классно дополняет экшен-сцены. Достаточно бросить дымовую гранату героине под ноги и быстро войти в фотомод, пока не рассеялись искры и дым.

В любой игре сложнее всего использовать фонари. В их свете герои похожи на испуганных оленей. А красиво оттенить лицо сбоку зачастую невозможно: персонажи отходят или отворачиваются от яркого света. Снимать NPC при помощи фонаря лучше издали: фигура попадет в небольшое пятно света и выделится на фоне ландшафта. Иногда я подсвечиваю фонарями предметы. Перед этим стараюсь отойти на три-четыре шага, чтобы свет ровно лег.

Если в вашем распоряжении нет ни ламп из фоторежима, ни подручных средств, встаньте в дверях любого здания лицом к свету. Темный фон позади героя и рассеянный свет спереди обеспечат неплохой портрет. Его придется дорабатывать в фоторедакторах, но вам хотя бы будет с чем работать.

Оружие — тоже источник света. Можно и босса победить, и пару фотографий на память сделать. Кадр: Electronic Arts / Star Wars Jedi: Survivor
Оружие — тоже источник света. Можно и босса победить, и пару фотографий на память сделать. Кадр: Electronic Arts / Star Wars Jedi: Survivor
СОВЕТ № 11

Наклейки и рамки добавят кадрам настроения

Виртуальные фотографы редко используют рамки и наклейки, но разработчики упрямо их добавляют. Мой совет: используйте наклейки, когда работаете над комиксом. Так можно оформить, допустим, сражения в Spider-Man 2. А логотип игры где-нибудь в уголке украсит будущие обои для рабочего стола.

Рамки я люблю строгие, простые. Обычно использую черные и белые без рисунков — другие перетягивают внимание на себя. Черная рамка может восполнить недостаток глубины светлого кадра. Белая отвечает за настроение, добавляет работе пространства и воздуха.

Еще рамки можно использовать как дополнительный объектив. Включите на пару минут черный или белый вариант — это поможет оценить композицию, найти ошибки и лишние элементы в кадре.

Белым можно обрамлять снимки растительности, например цветов и веточек. Работа получается более утонченной и воздушной. Кадр: Sony Interactive Entertainment / Horizon Forbidden West
В Hi-Fi Rush рамки позволяют создать скриншот в стиле комикса. Кадр: Bethesda Softworks
Наклейки с логотипом игры помогут снять стильные обои на рабочий стол. Кадр: Sony Interactive Entertainment
СОВЕТ № 12

Подбирайте костюмы в тон скриншоту

Во многих играх можно находить и создавать скины для персонажей. Они пригодятся в съемке портретов и экшен-сцен. Например, помогут вписать героя в цветовую гамму снимка и создать однотонное изображение. Или, напротив, сыграть на контрасте и выделить персонажа на фоне других объектов в кадре.

Костюм акцентирует индивидуальность героя. Он может заменить недостающую эмоцию, рассказать о состоянии и настроении персонажа. Так, в Spider-Man 2 костюмы рвутся во время боя. Это донесет до зрителя, насколько герой силен — или же измотан. В The Last of Us Part 1 Remake после прохождения сюжета открывается множество скинов на Элли и Джоэла. Мне особенно нравится спортивный костюм Брюса Ли для Элли: он отлично смотрится в экшен-сценах.

Для тренировки поснимайте персонажа в разных локациях, выбирая скины в тон окружению. Кадры: Sony Interactive Entertainment / Horizon Forbidden West
Для тренировки поснимайте персонажа в разных локациях, выбирая скины в тон окружению. Кадры: Sony Interactive Entertainment / Horizon Forbidden West
СОВЕТ № 13

Ищите новые источники вдохновения

Создайте доску референсов — подборку картинок по нужной вам тематике. Это один из лучших способов подготовиться к съемке. Понадобится только аккаунт на сайте Pinterest. Можно собрать работы и в папку на компьютере, но онлайн это делается гораздо быстрее. На Pinterest за вас поработают рекомендации, и вручную подыскивать референсы не придется.

Сначала определитесь с темой или игрой, которой будет посвящена доска. Затем соберите 15—20 работ с нужным настроением. Пригодится все: кадры из фильмов, реальные и виртуальные фотографии, арты художников и просто близкие по тематике рисунки.

Старайтесь не смешивать доски для разных тайтлов. Ваша задача — натренировать насмотренность на определенный стиль съемки. Если будете комбинировать много референсов по непохожим темам, есть риск, что материал будет усваиваться дольше.

Не забывайте время от времени пересматривать картинки на доске. Это поможет запомнить композицию и цветовые решения, понять расстановку акцентов и то, какие приемы создают настроение в кадре.

Моя доска референсов к Ghostwire: Tokyo на Pinterest
Моя доска референсов к Ghostwire: Tokyo на Pinterest
Доска помогла мне в создании хоррор-сцен: я научилась правильно расставлять акценты и выстраивать композицию. Кадр: Bethesda Softworks / Ghostwire: Tokyo
Доска помогла мне в создании хоррор-сцен: я научилась правильно расставлять акценты и выстраивать композицию. Кадр: Bethesda Softworks / Ghostwire: Tokyo

Читайте книги по теории фотографии — они помогут закрепить изученное. Это даст эффект на длинной дистанции: с полученными знаниями вам будет проще освоить любой фоторежим. А еще вы быстрее поймете, что вам нравится фотографировать больше всего. Запоминать все прочитанное не нужно, в процессе съемки теория сама всплывет в голове.

Много читать не обязательно. Я периодически просматриваю всего несколько книг. Среди них — «Фотография как…» преподавателя и исследователя фотоискусства Александра Лапина. Это настольная книга любого фотографа: ее рекомендуют на курсах фотографии и операторского искусства.

«Всемирную историю фотографии» я использую как справочник по стилям и направлениям. Еще очень люблю книгу «Фотография: школа мастерства» Петра Фисуна. У него потрясающие работы в жанре уличной и репортажной съемки.

Здорово помогут фотоальбомы и биографии авторов. Первые научат видеть снимки как фотограф, а во вторых личный опыт поможет справиться с фрустрацией и страхом неудач. Многие альбомы сопровождены авторскими комментариями о поиске вдохновения и работе над кадром. Это тоже может пригодиться.

Книги помогут иначе смотреть на работы, отмечать ошибки и удачные решения. Этот кадр сначала был вертикальным — на снимок помещалась вся башня. Но я посмотрела альбом по съемке архитектуры и поняла, что оставлять в кадре все здание необязательно. Кадр: Bethesda Softworks / Starfield
Книги помогут иначе смотреть на работы, отмечать ошибки и удачные решения. Этот кадр сначала был вертикальным — на снимок помещалась вся башня. Но я посмотрела альбом по съемке архитектуры и поняла, что оставлять в кадре все здание необязательно. Кадр: Bethesda Softworks / Starfield

Рассматривайте побольше работ художников и фотографов. Поначалу кажется, что это бесполезно: запомнить каждый кадр или картину невозможно. Но чем больше смотришь на чужие снимки, тем лучше видишь, как автор строит композицию. А в процессе работы вспоминаешь особо яркие фото.

Я долго старалась искать необычные ракурсы при съемке архитектуры. А потом попала на выставку фотографа, который практически все снимал с одного угла. И это работало: необычная архитектура красива сама по себе. Достаточно поместить главное в центр кадра, а взгляд зрителя дорисует детали. Я десятки раз видела это правило в книжках и роликах, но поняла его, только когда увидела те фотографии.

Простые и банальные правила лучше всего понимаешь, когда видишь результат своими глазами. Здесь здание снято с того самого ракурса, который я увидела на выставке. Кадр: Ubisoft / Watch Dogs: Legion
Простые и банальные правила лучше всего понимаешь, когда видишь результат своими глазами. Здесь здание снято с того самого ракурса, который я увидела на выставке. Кадр: Ubisoft / Watch Dogs: Legion
Разработчики и сами вдохновляются работами художников. Например, в Cyberpunk 2077 есть визуальная отсылка к графическому роману «Электрический штат» Саймона Столенхага. Кадр: CD Projekt Red
Разработчики и сами вдохновляются работами художников. Например, в Cyberpunk 2077 есть визуальная отсылка к графическому роману «Электрический штат» Саймона Столенхага. Кадр: CD Projekt Red
СОВЕТ № 14

Сохраняйте скриншоты на флешку

ПК и консоли позволяют загрузить снимки прямиком в сеть. В Steam есть менеджер скриншотов, а с PlayStation 5 и Xbox Series фото можно залить сразу на телефон. Перекидывать пачки снимков в облако удобно, но у этого способа есть минусы. Файл сжимается, и качество снимка ухудшается. Иногда скриншоты вообще «бьются». Исходники на консолях при этом не сохраняются. Так я потеряла не один хороший снимок.

Самый надежный способ сохранять снимки в целости — переносить их на обычную флешку. Как только я заканчиваю съемку на консоли, перекидываю работы на ПК и кладу в отдельную папку.

Учтите, что качество может быть неидеальным даже у сохраненных на флешку снимков. Если у вас не 4K-монитор, скорее всего, причина именно в нем. Чем выше разрешение, тем лучше для снимков. Вы сможете кадрировать их без критической потери качества, а текстуры кожи, одежды и волос персонажа будут выглядеть четче.

СОВЕТ № 15

Не бойтесь редактировать скриншоты

В среде виртуальных фотографов бытует мнение, что редактура снимков — это читерство. При этом моды сообщество принимает нормально, хотя зачастую они меняют игру до неузнаваемости. Я и сама долгое время считала, что публиковать неотредактированные снимки — правильный путь, а обработка в Photoshop Lightroom — почти что обман зрителя.

Теперь я верю, что править скриншоты не зазорно. Не всегда результата можно достичь с помощью одного лишь фоторежима. Где-то не хватает нужных инструментов, где-то промахиваешься с цветом и освещением. Иногда снимаешь целое полотно с несколькими персонажами, множеством деталей и интересной постановкой света. А потом обнаруживаешь, что в этом винегрете тебе нужен лишь один элемент. Поэтому многие реальные и виртуальные фотографы работают в редакторах дольше, чем снимают.

В редакторе я часто меняю оттенки или стираю лишние цвета. Чтобы понять, не переборщила ли с настройками, параллельно поглядываю на исходное изображение. Кадры: Sony Interactive Entertainment / The Last of Us Part 2
В редакторе я часто меняю оттенки или стираю лишние цвета. Чтобы понять, не переборщила ли с настройками, параллельно поглядываю на исходное изображение. Кадры: Sony Interactive Entertainment / The Last of Us Part 2

Редакторы не только помогут улучшить скриншоты, но и научат снимать в фоторежиме с плохой камерой или без фотомода вообще. Вы будете на ходу прикидывать, что потребуется изменить позже. Кроме того, сможете прокачать навык кадрирования, то есть быстрого избавления от лишних элементов скриншота. А еще узнаете все о цвете и сможете добавлять новых красок снимкам, меняя их настроение.

Если вам удобнее работать со смартфона, попробуйте программу Snapseed. А если предпочитаете компьютер, пригодится Photoshop Lightroom.

Иногда достаточно высветлить тени и сделать светлые участки кадра более насыщенными. Кадр: Focus Entertainment / A Plague Tale: Requiem
Иногда достаточно высветлить тени и сделать светлые участки кадра более насыщенными. Кадр: Focus Entertainment / A Plague Tale: Requiem
Перед публикацией внимательно рассматривайте свои скриншоты. Временами я нахожу у себя ошибки только на последнем этапе работы. На этом фото в кадр попали пиксельные текстуры на шарах. Они отвлекают внимание и портят композицию. Кадр: Sony Interactive Entertainment / Horizon Forbidden West
Перед публикацией внимательно рассматривайте свои скриншоты. Временами я нахожу у себя ошибки только на последнем этапе работы. На этом фото в кадр попали пиксельные текстуры на шарах. Они отвлекают внимание и портят композицию. Кадр: Sony Interactive Entertainment / Horizon Forbidden West

Я предпочитаю отсматривать снимки в Photoshop Lightroom. Небольшой трюк помогает сразу увидеть, хороша ли композиция и гармоничен ли кадр. В Lightroom есть окошко предпросмотра, где ваши работы предстают в миниатюре. Если в этом окошке кажется, что акценты расставлены правильно, — значит, и в большом разрешении снимок будет выглядеть отлично.

Эта хитрость срабатывает почти всегда. Она позволяет быстрее отобрать хорошие работы и понять, что поправить в менее удачных.

Иногда трюк с предпросмотром все же не работает. Некоторые снимки в миниатюре сливаются в кашу, а в обычном разрешении смотрятся интересно. Так что приходится отсматривать все работы дважды. Кадр: Sony Interactive Entertainment / Horizon Forbidden West
Иногда трюк с предпросмотром все же не работает. Некоторые снимки в миниатюре сливаются в кашу, а в обычном разрешении смотрятся интересно. Так что приходится отсматривать все работы дважды. Кадр: Sony Interactive Entertainment / Horizon Forbidden West
СОВЕТ № 16

Время от времени переснимайте старые работы

Бывает, появляется интересная мысль, но финальный снимок получается далеким от задуманного. Это нормально: ошибки и недоработки становятся видны с опытом. Поэтому возвращайтесь в игры и пробуйте оживить старые идеи, исправляя ошибки. Это упражнение поможет набить руку в композиции. К тому же мозг лучше работает, когда нужно быстро сориентироваться и сфотографировать что-то на заданную тему.

Попробуйте немного изменить ракурс и взять план покрупнее. Или же отодвинуть камеру подальше, чтобы захватить больше интересного. Поменяйте фильтр и сделайте новый вариант, к примеру, черно-белым. Если в кадре есть персонаж, смените позу или костюм и проанализируйте, как изменилась атмосфера снимка.

Некоторые фотографы несколько лет работают в одной и той же игре, выискивая новое в давно знакомых локациях. Так, я больше двух лет фотографирую Control — и до сих пор нахожу необычные ракурсы в локациях, которые запечатлевала много раз. Иногда переснимаю старое, исправляя ошибки в композиции. Это помогает увидеть собственный прогресс.

Эти скриншоты сняты с разницей в два дня. Первая версия мне не очень нравится: фигура выглядит лишней и неустойчивой. На нижнем снимке ракурс и поза изменились, и все встало на свои места. Теперь персонаж притягивает внимание и вписывается в ритмический рисунок. Коллаж: Sony Interactive Entertainment / Marvel’s Spider-Man 2
Эти скриншоты сняты с разницей в два дня. Первая версия мне не очень нравится: фигура выглядит лишней и неустойчивой. На нижнем снимке ракурс и поза изменились, и все встало на свои места. Теперь персонаж притягивает внимание и вписывается в ритмический рисунок. Коллаж: Sony Interactive Entertainment / Marvel’s Spider-Man 2
СОВЕТ № 17

Не пропускайте тренировки

В будние дни времени на гейминг остается немного. А на виртуальную фотографию — еще меньше. Поэтому я выработала для себя правило: посвящать съемке 15 минут в конце каждой игровой сессии. Просто беру одну тему или жанр и делаю несколько кадров. Сразу редактировать скриншоты и выкладывать их в сеть не обязательно, я откладываю это на выходные.

Берите легкие задания. В один день поснимайте пейзажи в «Ведьмаке 3». В другой запечатлейте все красные объекты в Control, что вам попадутся. Затем со всех ракурсов сфотографируйте McLaren в Forza Horizon. Если в голову ничего не идет, используйте задания и хештеги, которые придумывает сообщество.

Тренироваться на машинах проще всего. Достаточно немного изучить композицию, и красивых снимков у вас будет хоть отбавляй. Кадр: Xbox Game Studios / Forza Horizon 5
Тренироваться на машинах проще всего. Достаточно немного изучить композицию, и красивых снимков у вас будет хоть отбавляй. Кадр: Xbox Game Studios / Forza Horizon 5
СОВЕТ № 18

Чтобы получить фидбэк, делитесь работами в соцсетях

Вступайте в сообщества виртуальных фотографов. Там вы найдете единомышленников, узнаете о конкурсах и новых играх с фотомодами. А еще услышите мнения других энтузиастов, поделитесь опытом и, что главное, получите поддержку на первых порах. Ведь поначалу особенно сложно понять, что ты делаешь хорошо, а над чем стоит поработать.

Мой первый год увлечения виртуальной фотографией выдался ужасным. В рунете никто не понимал, что это за хобби, а в немногочисленных сообществах почти не было собеседников. Зачастую мои работы собирали 10 лайков в «Твиттере» и пару комментариев в духе «Нажать на Print Screen — это не творчество». Думаю, тогда бы мне не помешала поддержка других виртуальных фотографов.

Сейчас ситуация гораздо лучше. Российское комьюнити разрослось, так что единомышленников вы найдете в любой соцсети. Кроме того, всегда можно вкатиться в англоязычное сообщество. К примеру, подписаться на аккаунты TPM и VPRT, которые ретвитят посты виртуальных фотографов на довольно крупную аудиторию.

Не стесняйтесь делиться мыслями и идеями с другими фотографами. Доброе и дружное сообщество всегда поддержит, если приуныл. Кадр: Bethesda Softworks / Ghostwire: Tokyo
Не стесняйтесь делиться мыслями и идеями с другими фотографами. Доброе и дружное сообщество всегда поддержит, если приуныл. Кадр: Bethesda Softworks / Ghostwire: Tokyo

Для повышения видимости снимка в соцсетях используйте хештеги. Необходимый минимум — тег с названием игры. Но можно поставить и особые метки, относящиеся к сообществам виртуальной фотографии. Например, свои теги есть у вышеупомянутых аккаунтов TPM и VPRT. По ним администраторы ищут, какие работы ретвитнуть. Если хотите поучаствовать, поставьте нужный хештег или отметьте аккаунт на своем снимке.

Старайтесь не спамить в постах: множество тегов, смайлов и других элементов отвлекают от самого скриншота. В дополнение к хештегу отметьте разве что разработчика и издателя. Или же оставьте снимок в комментарии к их посту об играх — так работу точно увидит больше людей.

В Shadow of the Tomb Raider нужный хештег указан прямо в фоторежиме, чтобы люди не забывали ставить его в публикациях. Кадр: Square Enix, Crystal Dynamics
В Shadow of the Tomb Raider нужный хештег указан прямо в фоторежиме, чтобы люди не забывали ставить его в публикациях. Кадр: Square Enix, Crystal Dynamics
Некоторые разработчики, например Remedy, иллюстрируют новости об обновлениях и патчах скриншотами сообщества. Кадр: 505 Games / Control
Некоторые разработчики, например Remedy, иллюстрируют новости об обновлениях и патчах скриншотами сообщества. Кадр: 505 Games / Control

Попробуйте приложения для виртуальных фотографов. Например, Picashot и Kptur. Они выступят витриной ваших работ: сможете делиться любимыми снимками, добавлять к постам хештеги и небольшие подписи. А еще ставить лайки чужим скриншотам и комментировать их.

Людей в подобных приложениях пока немного. Там сидят только виртуальные фотографы, обычных геймеров и случайных пользователей не встретишь. Но пусть круг общения и будет небольшим, вы сможете познакомиться с энтузиастами из других стран, поделиться опытом и вдохновиться.

СОВЕТ № 19

Делитесь даже неинтересными на ваш взгляд снимками

Чтобы понять, что у вас лучше получается, выкладывайте в сеть непохожие снимки в разных жанрах. Пригодятся даже те скриншоты, что вам не нравятся. Вы в любом случае получите фидбэк и узнаете, на что стоит сделать упор в съемке.

У меня, как и у многих других виртуальных фотографов, с этим всегда проблемы. Кадры, которые нравятся мне, не особо интересны другим людям. Зато те, что я не люблю, почти всегда набирают много лайков и просмотров.

На этапе съемки это фото показалось мне скучным. Но в фоторедакторе я рассмотрела его получше и поняла, что работа неплохая. Кадр: Bethesda Softworks / Ghostwire: Tokyo
На этапе съемки это фото показалось мне скучным. Но в фоторедакторе я рассмотрела его получше и поняла, что работа неплохая. Кадр: Bethesda Softworks / Ghostwire: Tokyo
СОВЕТ № 20

Подавайте работы на конкурсы и выставки

Многие студии регулярно устраивают мероприятия для виртуальных фотографов. Это и Guerrilla Games, ответственная за серию Horizon, и авторы The Last of Us Naughty Dog, и CD Projekt Red — разработчик Cyberpunk 2077 и трилогии «Ведьмак».

Чтобы понять, проводит ли мероприятия определенная студия или издатель, поищите посты о конкурсах на их страницах в соцсетях. Даже если упоминаний нет, подпишитесь на аккаунт и следите за обновлениями: состязание могут приурочить к релизу дополнения или обновлению фоторежима.

Внимательно читайте правила проведения конкурса

Зачастую участникам запрещают использовать модификации и фоторедакторы. Если победите, у вас попросят оригинал скриншота, чтобы убедиться, что вы ничего не правили.

Список стран-участниц всегда разнится. Например, японские разработчики часто включают в список шесть-семь государств, среди которых нет России и Беларуси. С победителями связываются для уточнения адреса, по которому отправят приз.

Пробуйте себя в небольших регулярных конкурсах. Сможете набрать новых подписчиков, а при победе потешить самолюбие. Участников, как правило, сотни, поэтому выигрыш очень радует.

Так, студия Remedy каждую пятницу размещает лучшие скриншоты сообщества на своем сайте. Для участия поставьте хештег #ControlRemedy и #FadenFriday или используйте специальную форму на портале студии.

Я часто ленюсь участвовать в активностях сообщества, но #FadenFriday стараюсь не пропускать. Кадр: 505 Games
Я часто ленюсь участвовать в активностях сообщества, но #FadenFriday стараюсь не пропускать. Кадр: 505 Games

Можно поучаствовать и в мероприятии от Guerrilla Games. Каждый понедельник студия анонсирует в своих соцсетях тему для снимков, а в конце недели выбирает несколько примечательных работ. Приз — повышение видимости ваших скриншотов. Guerrilla Games может показать их в своем ролике на «Ютубе» или в подборке в новостной ленте на консолях PlayStation.

Похожий конкурс проводит и аккаунт PlayStation. Он указывает игру и задает тему снимка, а в конце недели объединяет пять-шесть понравившихся работ в подборку в соцсетях. Иногда подобные ивенты устраивают Naughty Dog и Santa Monica Studio. Они объявляют тему и сроки проведения конкурса, а скриншоты победителей публикуют на своих сайтах.

Мой снимок Control в ленте новостей PS5. По секрету скажу: на самом деле он сделан на Xbox Series X. Кадр: 505 Games
Мой снимок Control в ленте новостей PS5. По секрету скажу: на самом деле он сделан на Xbox Series X. Кадр: 505 Games
Обычно на съемку в конкурсах дается месяц, так что у участников есть время потренироваться и выбрать лучшую работу. Кадр: Sony Interactive Entertainment / Horizon Forbidden West
Обычно на съемку в конкурсах дается месяц, так что у участников есть время потренироваться и выбрать лучшую работу. Кадр: Sony Interactive Entertainment / Horizon Forbidden West

Бывают и длительные ивенты, где темы меняются каждый день. Ежедневно админы сообществ выбирают выдающиеся снимки, а в конце конкурса — обычно он идет месяц — делают видеогалерею лучших работ.

В декабре 2023 студия Kojima Productions запустила конкурс длиной в целый год. Каждый месяц в соцсетях объявляют новую тему для снимков в Death Stranding, а сотрудники компании голосуют за лучшую работу. Двенадцать лучших скриншотов украсят официальный календарь игры на 2025 год, его же получат в подарок все победители. Темы конкурса, сроки и правила оформления постов есть на сайте компании.

Некоторые сообщества, например TPM, выпускают электронные журналы. В них публикуют интервью с разработчиками и обзоры фоторежимов, а иллюстрациями становятся лучшие работы комьюнити. Всегда приятно попасть на страницы такого журнала или увидеть свою работу на виртуальной выставке снимков. Это мотивирует создавать новые фотографии.

За участие в мероприятиях можно получить реальные призы. За первое место в конкурсе скриншотов Control мне прислали артбук, значки и наклейки с символикой игры
За участие в мероприятиях можно получить реальные призы. За первое место в конкурсе скриншотов Control мне прислали артбук, значки и наклейки с символикой игры

Не бойтесь крупных мероприятий с большими призами. Такой ивент в 2023 году устроили создатели Lords of the Fallen. Скриншот победителя две недели демонстрировался на экране здания Конде-Наст-билдинг на Таймс-сквер в Нью-Йорке. Думаю, это была разовая акция, но разработчики соулслайка очень любят работы сообщества и могут анонсировать новый конкурс. За новостями следите в твиттере игры.

Другой крупный конкурс провели на Лондонском фестивале игр в 2022 году. На Трафальгарской площади организовали выставку из 20 работ виртуальных фотографов. Главный победитель получил игровой ноутбук и презентовал свои снимки на фестивале перед огромной аудиторией.

Раз в несколько месяцев конкурсы с призами проводит и студия CD Projekt Red. Можно выиграть как фигурки и сувениры по играм компании, так и компьютерные кресла с символикой ее тайтлов или даже видеокарты.

Правила строгие: никаких модов и редактуры, только «чистые» снимки, сделанные во внутриигровом фоторежиме. Участвовать могут жители любой страны. Если захотите потягаться с сотнями энтузиастов со всего мира, следите за соцсетями разработчика. Посмотреть работы победителей предыдущих конкурсов можно на сайтах Cyberpunk 2077 и The Witcher 3.

Некоторые фотографы избегают конкурсов, где запрещены моды: снимать с помощью одного лишь фоторежима сложно. Без модов и редактора на такой кадр из «Ведьмака 3» уходит дня три: трудно с первой попытки найти баланс между цветом и контрастом картинки. Кадр: CD Projekt Red
Некоторые фотографы избегают конкурсов, где запрещены моды: снимать с помощью одного лишь фоторежима сложно. Без модов и редактора на такой кадр из «Ведьмака 3» уходит дня три: трудно с первой попытки найти баланс между цветом и контрастом картинки. Кадр: CD Projekt Red

Попытайте удачу в ежегодном конкурсе лучших виртуальных фотографов. Организацией мероприятия занимается сайт The Fourth Focus. Для участия нужно подать несколько снимков в разных категориях, например «Абстрактный снимок» или «Портрет».

Если вы готовы сразиться с лучшими фотографами разных стран, не забудьте подать работы в декабре этого года. Жюри состоит из известных представителей сообщества, журналистов, разработчиков и издателей.

В прошлом году я забыла подать свои работы в срок. Обидно, но всегда можно попробовать еще раз. Кадр: ZA/UM / Disco Elysium — The Final Cut
В прошлом году я забыла подать свои работы в срок. Обидно, но всегда можно попробовать еще раз. Кадр: ZA/UM / Disco Elysium — The Final Cut

Главное — терпение и спокойствие. Пусть проигрыш будет стимулом для прокачки своих навыков. Не стоит бросать все из-за того, что ваш снимок не поняли. За четыре года съемки я лишь раз выиграла в конкурсе с физическими призами.

Начните с небольших еженедельных мероприятий, где выбирают несколько победителей. Ваши снимки увидит больше людей, кто-то из них подпишется, и вы начнете чувствовать себя уверенней.

Сейчас виртуальная фотография — мое главное хобби. Надеюсь, оно увлечет и вас. Кадр: Bethesda Softworks / Ghostwire: Tokyo
Сейчас виртуальная фотография — мое главное хобби. Надеюсь, оно увлечет и вас. Кадр: Bethesda Softworks / Ghostwire: Tokyo

Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult

Ходили на фотоохоту в играх? Покажите свои скриншоты:
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка

Сообщество