Я учусь на «Цифровом инжиниринге» в Политехе Петра и работаю в инжиниринговом центре

1

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

Аватар автора

Станислав Степанов

Страница автора

О себе

Мне 22 года, вырос в Петрозаводске. Бакалавриат закончил в Питере, в Политехе Петра по направлению энергетическое машиностроение. По профилю мне предстояло работать с газовыми, паровыми турбинами, компрессорами, двигателями внутреннего сгорания и так далее. Но к окончанию понял, что хочу углубиться в инженерию более широкого профиля, так что начал искать подходящие магистратуры.

Выбор вуза

Честно говоря, переход в другой вуз даже не рассматривал. Мне нравится учиться в Политехе, да и тут одно из сильнейших инженерных образований в стране.

Еще в бакалавриате понял, что мне интересно автомобилестроение, поэтому искал такую программу, в которой мог бы попробовать себя в этом направлении, но при этом не ограничиваться только им и иметь более широкий инженерный профиль. Так наткнулся на Передовую инженерную школу «Цифровой инжиниринг», которая запустила магистерскую программу «Компьютерный инжиниринг и цифровое производство» с двумя индустриальными партнерами — компанией ТВЭЛ (подразделением Росатома) и инжиниринговым центром CompMechLab, где как раз есть направление автомобилестроения.

Выбрал именно их, ориентируясь, во многом, на примеры магистерских работ. Темы были интересные, незаезженные, и они решали нетривиальные задачи на острие науки.

Поступление

Я поступал на очное отделение, на бюджет и сдавал один вступительный экзамен. Он проходил онлайн в формате теста с прокторингом, чтобы ты не списывал. Вопросы относились к темам теории упругости, аддитивных технологий, механике сплошной среды, численному моделированию и теории колебаний. В общей сложности порядка 20 вопросов по всей программе.

Потом оказалось, что можно было поступить и по конкурсу портфолио, где учитываются твои достижения в бакалавриате и мотивация продолжать учиться на программе магистратуры. Но он проходит еще до начала приема документов, поэтому, когда узнал, было уже поздно. Рекомендую не упускать такую возможность.

Поступил на бюджет— получаю и стипендию, и зарплату одновременно, уже с первого курса работая в инжиниринговым центре.

Учеба

Первый семестр был самый сложный — и адаптация, и предметов много. Но от семестра к семестру нагрузка снижается, а во втором полугодии второго курса обучения уже не будет — только работа над дипломом.

Некоторые предметы требовали чуть большего внимания, чем остальные, как, например, нелинейная механика сплошных сред. В бакалавриате у меня такого предмета не было, а в нем более сложная математика — тензорные исчисления. Но справиться можно — преподаватель объясняет доходчиво и для новичков отдельно вводные занятия были.

В целом, все предметы практико-ориентированные, ничего лишнего нет. Есть как теория, так и практика. Много индивидуальных заданий, но есть и большие командные. Некоторые построены на решении реальных задач для бизнеса.

Из того, что запомнилось больше всего — на предмете X-Lab наша команда весь учебный год делала проект для компании, занимающейся детской физической реабилитацией. Мы сделали им интерактивную машину-робота, у которой на пульте один джойстик, всегда отражающий положение машинки ровно как показывает джойстик и всегда едущий вперед относительно ребенка.

Дело в том, что игра с машинками на пульте управления здорово развивает когнитивные способности ребенка и помогает ему в процессе реабилитации. Но им очень сложно управлять машинкой с обычным пультом, где два джойстика — влево-вправо, вверх-вниз. Так что мы разработали и собрали с нуля и машинку, и пульт. Казалось бы, смешная задача, но технически довольно сложная.

Полезные предметы

Сейчас я работаю в CompMechLab в отделе автомобилестроения. Так что из бакалавриата в реальной работе мне пригодились математика, физика, динамика и прочность машин, материаловедение, сопромат. Из магистратуры — практически все — и вычислительная механика, и нелинейная механика сплошной среды, и теория пластичности и ползучести, и колебания упругих тел.

Все это помогает строить в цифровом пространстве адекватные модели реальных физических объектов. Мы можем предсказать, как в реальности поведет себя деталь, сделанная из определенного материала при определенных условиях. Сократить количество металла в автомобиле, сохранив его технические качества и при этом сделав более безопасным как для водителей, так и для пешеходов. Можем проводить виртуальные краш-тесты, не производя реального автомобиля.

Дополнительные возможности

Уже в первый семестр, во время вводных лекций, у нас была большая презентация индустриальных партнеров программы. Они рассказывали про свою работу, отделы и возможности работы у них. В этом плюс ПИШ — мы можем параллельно и учиться, и работать по специальности. Не надо искать. Но и насильно никто не заставляет, если ты где-то уже работаешь. Чтобы устроиться на работу у партнера я прошел несколько тестовых заданий — была дана геометрия и нужно было в специальной программе построить конечно-элементную сетку.

Плюс за время обучения у нас было четыре технологических тура на предприятия — мы ни за что не платили. Ездили в ОДК Кузнецов в Самаре, на Уральский электротехнический комбинат в Новоуральске, где ходили с экскурсией по производству, в ОДК Сатурн в Рыбинске и в Питерском Центротех инжиниринге. Это здорово, потому что помогает расширить инженерный кругозор. Одно дело, когда знаешь в теории, как работают передовые технологии, а другое — увидеть вживую.

Достоинства и недостатки вуза

В магистратуре сильно лучше, чем в бакалавриате. Мы постоянно куда-то ездим, взаимодействуем с предприятиями. Дружные отношения с преподавателями. Тут все современно и ориентировано на то, чтобы сделать из нас классных специалистов, которые не просто выпустятся, но и где-то пригодятся.

Отлично оборудованные классы и мощные сервера, которые спокойно тянут работу с большими моделями. В нашем классе, созданном специально для обучения в ПИШ «Цифровой инжиниринг», крутой современный дизайн, так что не хочется оттуда уходить. Общежития почти все вокруг Политеха или на соседних с ним станциях метро — это минут 20 пешком.

Дальнейший путь

Магистратуру я закончу в следующем году. В планах — продолжать работать по своему профилю в инжиниринговом центре. Знания, которые дают в ПИШ, очень помогают в работе и это крепкая база, которая позволяет мне заниматься тем, что я делаю сейчас.

Советы

  • Не откладывайте сдачу работ и подготовку к экзаменам на последний месяц:)
  • Когда начинаются вводные лекции, лучше посмотреть программу обучения по предмету и прикинуть, что будет, посмотреть заранее литературу. Особенно по нелинейной механике сплошной среды и механике разрушения.
  • Используйте по максимуму возможности программы — участвуйте в поездках, общайтесь, посещайте лекции известных спикеров и профессионалов своего дела.
  • Иван КарповУспехов в дальнейшей работе! Я тоже в Политехе и моделирую))1

Вот что еще мы писали по этой теме