Мнения
1K

Мнение: плата за оценки убивает мотивацию к обучению

56

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

Закончишь четверть на пятерки — получишь денежку. Как плата за оценки убивает мотивацию к обучению и не только.

Это очень популярно — поощрять детей за хорошую учебу материально. Многие уверены, что это правильно и результативно. Более того, часто замечаю, что не только школьная успеваемость так подкрепляется — зачастую какие-либо домашние дела, которые поручаются детям, тоже делаются за деньги.

Возникает вопрос, на что рассчитывают родители, когда формируют у детей мотивацию к получению исключительно денежного вознаграждения за любые дела, в том числе за учебу, которая вообще-то нужна прежде всего самому ребенку, а не его родителям?

На мой взгляд, такой подход крайне вреден. Так ребенок будет считать, что учится он только для того, чтобы получить деньги. Понятно, что такие знания быстро улетучатся и от них не останется и следа. А дальше что? Он будет думать, что за любое дело, которое он бы ни сделал в жизни, ему будут платить?

Если не будет никакой мотивации, кроме получения платы, то дело плохо. Элементарно, у ребенка даже не будет стимула развиваться по-настоящему, получая знания, приобретая ценный опыт, принося пользу окружающему миру. А формироваться будет исключительно потребительское отношение ко всему, в том числе к родителям.

А если платить ребенку за то, что он погуляет с собакой, сходит в магазин, подметет пол или помоет посуду, то как быть, когда ему придется это делать самому для себя? Кто тогда ему будет платить? Или он просто этого делать не будет вовсе?

По-моему, свой вклад в общий быт надо вносить каждому безо всяких денежных поощрений, а по желанию. Оплачиваться может только труд, который был затрачен для блага других людей.

А когда человек делает это для себя или своей семьи, он уже платит этой пользой самому себе. Но многие считают по-другому. Родители приучают детей к потребительству — получению денег за собственную учебу, тем самым показывая, что эта учеба нужна не самому ребенку, а родителям, но ведь это не так.

То же самое с домашним бытом — разумная помощь и вклад в семейное благополучие вполне по силам и детям — и это нормально, это делается для общего блага, в том числе для их собственного. Материальным подкреплением мотивацию сделать полезное дело можно убить раз и навсегда.

  • Системный инженерМне вообще за все пятёрки платили. Не за четверные (хотя за них тоже, конечно), а вообще за все получаемые в учёбе. Вообще никак негативно не повлияло. Но не буду исключать, что на кого-то может.8
  • Andrew> Понятно, что такие знания быстро улетучатся и от них не останется и следа. Я правильно понимаю, что вы придумали систему оценки знаний, которая значительно эффективнее, чем школьная? Т.е. школьная система показывает, что ребенок усвоил знания, а ваша покажет, что на самом деле не усвоил.10
  • Системный инженерСистемный, это меня минусуют за то, что родители мне за пятёрки платили?)0
  • Ветер Северный"Так ребенок будет считать, что учится он только для того, чтобы получить деньги" А что, разве это не так? Люди и учатся для того, чтобы зарабатывать деньги. Если бы мне в детстве платили за пятерки, я бы тоже учился лучше.18
  • Александр МаркеловВ школьные годы многие дети еще не осознают, насколько важна учеба и часто забивают на нее (знаю по себе). В таких случаях плата за пятерки наоборот дает хоть какую-то мотивацию. Пусть «добровольно-принудительно», но ребенок все же учится, а потом в более старшем возрасте уже и сам всё начинает понимать.16
  • user3460370На счет общего быта , то дети все же чаще копируют родителей, то есть если дома все делает одна мама или уборщица , то наверное сын не будет убираться . Что касается прощения денег за учебу , то ситуации разные . Конечно, если дома достаток , и вот просто ребенок лентяй , хотя некогда я читала про циклы в обучении ( статья неких психологов , не помню автора - это было в начале 90-х) , то есть если ребенок учится с 5-8 то дальше он будет учиться с 12- 15 или с 11-14 , то есть три четыре года сосредоточен, а три четыре релаксирует , то деньги тут вряд ли помогут - просто будет релаксировать на эти деньги . Но у нас как раз к концу учебы моей дочери в школе сложилась жуткая ситуация, просто я училась в институте с утра до ночи и два года у меня была парализована мама , и денег я зарабатывала просто копейки , что то брат давал маме , а она больной человек это прятала , дочь практически была сама по себе , гостила у подруги и к 8 классу меня уже вызывала директор по ее успеваемости . И вот мама умирает и брат нам говорит, что таких учеников он финансировать не будет, а если будет четверть без троек , то он рассмотрит нашу ситуацию , у меня преддипломный год . И мы сделали четверть без троек. Директор тогда не поверила своим глазам , окончили тоже без троек3
  • Иваника Иванова"в том числе за учебу, которая вообще-то нужна прежде всего самому ребенку" Для большинства детей и младших подростков будущее это некое абстрактное понятие, а скучные уроки они вот здесь и сейчас. Можно сто раз пытаться убедить ребёнка, что лечение зубов принесет ему пользу, но все равно сдаться и подкупить. Потому что положительное подкрепление работает!5
  • Ветер СеверныйСистемный, намек понял. Но поверьте, даже "балбесы" на многое способны, если дать им стимул.8
  • Ветер СеверныйСистемный, а деньги им тоже до балды были?3
  • МихаилМнение: плата за работу убивает мотивацию к работе13
  • Прекрасная БрунгильдаВижу только один вариант мотивации на учёбу: с пелёнок воспитывать ребёнка с уважением у образованию и учёбе. Своим примером показывать, как замечательно учиться/читать/образовываться. Если в семье ценится образование, то и с деньгами и без денег ребёнок будет учиться. Если мамы/папы любят вспоминать, как ненавидели какую-то училку/школу/предмет/класс, то никакая денежная стимуляция не поможет.5
  • NonamanЖадность родителей убивает4
  • ЕкатеринаДеньги может и не лучший вариант, но какая-то мотивация должна быть. Потому что будешь плохо учиться, будет наказание. А будет хорошо- ничего. Заодно прививается осознание ценности потраченных усилий. Мы в итоге учимся, чтобы на работе в дальнейшем больше зарабатывать и больше иметь7
  • user3431948Да, согласна. Деньги в принципе не нужны, если в дошкольном возрасте вырастить в ребёнке жажду знаний, привычку регулярно заниматься делом, уметь оборачивать скуку в творчество . У меня три школьника и 1 дошкольник. Никогда и в мыслях не было заплатить . По итогам четверти или года можно организовать праздник, подарить билеты на мероприятие или отправиться за покупками, посидеть в любимой кафешке. Деньгами не мотивирую ни на учёбу, ни на чтение, ни на уборку. Понимаю родителей, которые периодически пробуют разные способы повысить отметки, включая деньги, но так же знаю, что монтажная мотивация работает лишь временно, потом эффект значительно снижается2
  • Panzer KaiserТакого бреда даже Карл Маркс не писал в самых утопических трудах. Во-первых: ребенок ничего вам не должен, он - не ваш раб. И платить в любом случае придется. Если нет времени на него (сводить в кино, как поощрение или любое не материальное) и даже на похвалы, то откупаются деньгами. Обычно это плохо заканчивается.0
  • user3431948Ветер, стимул должен быть внутренним. Это значительно сложнее с точки зрения воспитания, чем внешние стимулы от угрозы до дать денег.3
  • Andrewuser3431948, вы сейчас говорите про тех самых взрослых, которые радостно соглашаться на переработки, потому что работа очень интересна, а потом от этого как раз и выгорают?2
  • Ветер Северныйuser3431948, лучше внешний стимул, чем вообще никакого6
  • Системный инженерВетер, если мозгов нет, то деньги не помогут.0
  • Ветер СеверныйСистемный, ну не знаю, я с ними знаком не был, спорить не буду, хоть и сомнительно. Если и есть такие безнадежные, то их немного.3
  • Задействован, Гусь!Как-то Hard Play рассказывал, что своего малого 10-летноего дитя примерно к таким же способам мотивировал учиться. Взамен обещал айфон 13. Потом дитя захотела комп. Лёха дал условие, нужно получить какой-то 'титул' в спорте, на который он ходит. И примерно как-то так1
  • Системный инженерЗадействован,, учебник и учитель объясняют не хуже Чата. А думать Чат точно не научит. "А сейчас, в ВУЗ-е я кайфую от того, как GPT учится за меня" Не понял, вы ратуете за то, что ИИ поможет учиться или поможет вообще послать учёбу подальше?2
  • Задействован, Гусь!Системный, >>учебник и учитель объясняют не хуже Чата Учитель не всегда может хорошо объяснить, потому что они не замотивированы это делать (как в свои года помню, хз, может ситуация уже поменялась). Учебник объясняет одним предложением, иногда кому-то просто непонятно, а GPT может объяснить смысл миллион раз но по другому. >> А думать Чат точно не научит. Вопрос в том, сколько времени ты готов потратить на размышление теории. Если ты готов потратить весь день, чтобы подумать: "а что же тут написано", то пожалуйста. А если ты ценишь своё время, то GPT это предоставляет. Всё же, твоё 'думать' над литературой, химии или географией ну вряд ли окупится в будущем, согласись? Ты всё равно забудешь, на гуголплекзиллион % уверен. >> Не понял, вы ратуете за то, что ИИ поможет учиться или поможет вообще послать учёбу подальше? Смотря какая учёба. Я учусь в универе заочно, чтобы предоставить родакам эту корочку, но программистом я себя не вижу. GPT помогает избегать трудности. Если мы говорим про осознанное обучение, то GPT может помочь учиться. Приведу пример, я как-то изучал C++ и мне прям сильно не были понятны эти указатели. GPT очень сильно помог в этом - объяснил и показал, но мне пришлось ещё долго привыкать к такому синтаксису Но прости, если я хочу, к примеру, в геймдев программистом и мне задают курсовую на веб-разработку какой тут толк? Я не буду замотивирован писать курсовую на эту тему, потому что меня это не интересует и значит я забуду её на гуголплекзиллион %. Я с удовольствием писал курсовую работу на тему 3D, практический не пользуясь литературой, всё из головы писал, потому что я достаточно долго в этой нише нахожусь. GPT помог мне только структурировать темы и придумать название0
  • user3431948Задействован,, для того, чтобы извлекать пользу из чата gpt,нужно уметь правильно делать запросы. Нужно уметь запоминать и систематизировать информацию. Если ума нет, то чат не поможет. Всё интернет штучки для высокомотивированных и самоорганизованных людей. Если мотивации нет, то общение с часом превращается в обычное списывание3
  • Системный инженерuser3431948, и уж точно школьник, который не понимает школьную программу, не разберётся с помощью ИИ быстрее, чем человека.0
  • Задействован, Гусь!user3431948, >> для того, чтобы извлекать пользу из чата gpt,нужно уметь правильно делать запросы. Достаточно легко это делать, записаны кучу гайдов и написаны куча статей по этой теме + диалог с GPT сохраняется, а значит скопировать идеальный промпт не составит труда. Уже даже придумали универсальное правило: общайся с GPT как с ребёнком. Главная сложность - осознать это, согласен. Я только через год осознал, что GPT это что-то с чем-то >> Нужно уметь запоминать и систематизировать информацию. Опять же, я не сказал, что GPT полностью заменит твою черепную коробку. Я сказал, что GPT может сократить твоё время на поиск и систематизацию информации, да интерпретировал в другой речи, но смысл сохраняется (А если ты ценишь своё время, то GPT это предоставляет.) >> Если ума нет, то чат не поможет. Если стремление нет - ничего не поможет, причём тут ум? Человек может достаточно хорошо знать математику и английский, но ему чего-то не хватает (например подробностей или примеров), чтобы понять географию или химию. Ум тут не ключевое. Каждый может стать химиком, но не каждый стремится им стать. >> Если мотивации нет, то общение с часом превращается в обычное списывание Так прости, а знания пригодятся в будущем? Я повторю снова, ты уверен, что запомнишь к 30 годам то, что учил 9 лет? Я согласен с некоторыми частями, к примеру, как посчитать процент от числа, как решать дроби и что это такое - очень хорошая вещь, в жизни иногда пригождается. Но поверь, мне 21 год, я уже не помню дискриминант, формулы сокращенного умножения и комбинаторику, хотя по математике у меня были 5 и 4.0
  • Задействован, Гусь!user3431948, >> Всё интернет штучки для высокомотивированных и самоорганизованных людей. Прикинь, какая мотивация появляется, когда узнаешь, что все рефераты или доклады может писать GPT? А потом в будущем узнаёшь про такое слово, как курсовая и диплом, так ты уже будешь господа бога благодарить за то, что дал возможность выучить эту шайтан-машину. Высокая мотивация тут не причём. Она пригодится, когда тебе нужно изучить иностранный язык. Скорее, простой мотивации будет достаточно0
  • user3431948Задействован, "ум тут не ключевое " посмешил😄0
  • user3431948Системный, однозначно да0
  • Системный инженерЗадействован,, "мне 21 год, я уже не помню дискриминант, формулы сокращенного умножения" Мне 40, а я помню.0
  • Задействован, Гусь!Системный, Когда мы далеко друг от друга, я думаю ты и формулы тригонометрии отлично помнишь), вообще всё помнишь)))0
  • Задействован, Гусь!user3431948, Ну аргументируй, к чему тут сопли?0
  • ЛуНезнаю, спорно. В обучении - главное результат. Если вы хотите привить ребенку любовь к обучению, то возможно да, надо как то по другому заинтересовать. Это как любовь к чтению. Хотите что бы любил читать или прочитал конкретную книгу? Если ваша цель, что бы он просто что-то знал, допустим английский. То цель будет достигнута, и не важно за денежную мотивацию или нет. Не забудет же он английский, как только вы перестанете "платить", мотивировать. Или рисование. Давай в детстве ребенку конфетку за рисунок и он будет рисовать больше. И он научится и это никуда не уйдет. Плюс, в разные периоды жизни мы по разному относимся в обучению чему либо:). И большой шанс, что в какой-то момент руки у него сами потянутся к карандашам, забыв про конфеты. Толчок может быть разным.4
  • ЛуСистемный, а как вы узнаете, если не проверите? Дисциплина и трудолюбие не всегда идут рядом со способностью к чему либо. А часто банальная лень губит саму возможность что-то развить. Особенно в детстве. Больше хочется просто погулять во дворе.4
  • ТатьянаГлупый подход. В обратную формируете личность, что будет работать за копейки и на ней будет ездить весь коллектив. Платить за учёбу нормально. За обслуживание ребенком самого себя (уборка, посуда) - нет. За разовые просьба помочь в ваших делах - нет. Это просьбы. За систематически исполнение ваших обязанностей - заплатите. По моему только так ребёнок нормально поймёт разницу между оплачиваемым трудом, помощью в просьбах, обязанностями и банальными обслуживанием себя. Весьма непонятно, что автор делает для того, чтобы ребёнок хорошо учился. И что делает, если ребёнок с его мнением о том, что он (ребенок) должен хорошо учиться, не согласен. Платить за оценки - нормально. Формируется отношение к профессии и наемному труду и он потом не будет работать за копейки или просто так. Платить за то, что погулял с собакой? Вопрос, если собаку завели по просьбе ребёнка, то пусть и гуляет. Но если ребёнок к этому не имел отношения и систематически тратит свое время на то, что он не хотел, это уже другой вопрос. Если разово - то это просьба, а не приказ, и ребёнок пусть сам выбирает, помогать или нет. А то вырастет безотказная мямля, на которой потом все на работе будут ездить. Так же, кстати и с детьми. Ну вот не обязан ребёнок сидеть со своими братьями/сёстрами. Вы для себя их рожали, не для него. Попросить о помощи, а не заставить водиться. Уборка тоже в контексте - свою комнату убирай сам, посуду тоже можно за собой помыть. Смысл платить за эти вещи, если он это делает за собой? Кароче, мнение из разряда крайности. Правда как всегда где то посередине, а автор в своей статье просто указал однобокое мнение на все разом. Про то, что знания улетучатся - вообще бред. Память и система обучения не так работает. Если судить по его логике, знания полученные за оценки, тоже улетучатся. Тоже же поощрение.2
  • Luna MoonlightСовершенно неэффективно на мой взгляд. Задача преподавателей сделать так, чтобы было интересно учиться, без зубрежки учебников бездумных, но с классными практическими примерами, опытами. Учеба - само по себе кайфово, когда ты понимаешь новое, овладеваешь навыками, становишься умнее. Делаешь то, что раньше не мог делать. Опять же оплата за оценки, а не за знания. Вызубрил параграф, пересказал, получил 5 и каких-нибудь 500 рублей от родителей за это. На следующий день все из головы выветрилось. Кому от этого польза? В будущем такие люди могут сидеть на тупых скучных работах ради денег, и никогда не узнают в чем их талант и что им действительно интересно.1
  • вупсеньМне платили за оценки в школе. 10 рублей за пятерку, -10 за тройку, -20 за двойку. 50 за пятерку в четверти, -50 за тройку в четверти. Я учила всё. Я тянула руку, я постоянно была у доски на тех предметах, которые мне больше всего нравились и которые потом пригодились при поступлении в универ. Я делала все допы, за которые были доп оценки и которые были из ЕГЭ. В общем, я и училась хорошо, и деньги какие-то у меня были. Причем просто карманных денег у меня не было, только на проезд до школы. В итоге знания усвоились, и в универе благодаря этому мне снова платили за оценки :) (в смысле я поступила на бюджет и получала стипендию)2
  • РинаСистемный, для начала надо начать платить, а потом говорить, что это не поможет. Иногда можно и за тройки платить если старался. А если все время ругать, то и смысла нет заниматься. Многие двоечники потому двоечники, что не видят смысла напрягаться, 20 ошибок, или 5 ошибок-одинаково двойка, хотя 5 ошибок это может быть результатом больших усилий и даже за это можно было бы поощрить, а у нас как-старайся, не старайся,все равно будут ругать, поэтому они и не видят смысла даже пытаться Не про всех, а про некоторых, ну и в 90 проц двоечники это пед запущенные дети которыми не занимаются родители.2
  • РинаLuna, лучше уж сидеть на работе ради денег чем сидят на работе и ни интереса, ни денег. Ну бывает, что интерес есть, а денег нет и совесть им не позволяет сменить работу на более оплачиваемую Лучше уж за деньги тогда3
  • РинаСистемный, я и не писала про хорошо, я писала про Лучше А это совсем разные вещи часто Можно "без троек", а можно почти все пятерки и именно мотивация поможет Можно с 20 ошибками в диктант, можно с 5 и при этом и там и там два, но разница существенная0
  • РинаЛу_С, если бы они сейчас гуляли во дворе, я бы только за это платила0
  • Сова в кедахСистемный, а у вас было желание после школы получать профессиональное образование? Не за деньги, а просто так? Разрешили ли вам родители самостоятельно выбрать вуз и специальность? Платили ли вам родители за пятёрки в вузе?0
  • Системный инженерСова, желание получать было. При чём тут вообще деньги? Не знаю, разрешили ли родители, я их не спрашивал) В вузе не платили.0
  • Сова в кедахСистемный, ну, просто ведь пишите, что деньги вас мотивировали. Из-за этого и возник вопрос. У родителей спрашивать не надо. Если не разрешают, то вам просто не дадут денег на проезд до вуза. Ах, да. Вы же со школы ещё зарабатывали :)))) Это я училась без оплаты как лошара :)))0
  • Системный инженерСова, "деньги вас мотивировали" я пишу? Где? Деньги меня абсолютно не мотивировали. Я пишу, что наоборот, деньги не смотивируют учиться. "Если не разрешают, то вам просто не дадут денег на проезд до вуза" Я выбрал сам, родители не протестовали.0
  • Системный инженерСова, что значит - разрешили? Им вообще какая разница, где я буду учиться, если не платно? Так что да, выбрал сам. Разрешения родителей не спрашивал.0
  • ЛуРина, :)) не подумала про современные тенденции. Да уж, вы правы. Ну мои пока маленькие, гуляют, им ещё интересен просто мир, без прибамбасов))1
  • Лилич Элвисиное"На мой взгляд, такой подход крайне вреден. Так ребенок будет считать, что учится он только для того, чтобы получить деньги. Понятно, что такие знания быстро улетучатся и от них не останется и следа" Эм ну как бы тогда этого надолго не хватит, взятие вы сможите начать решать задачки с цыфрами, не зная таблицу умножения. Так что оно так не работает1
  • Зик ГрейсонРебенок будет привыкать к тому, что деньги достаются за определенные усилия, а не по прихоти вышестоящего(родителя), и не за то что жалобно попросить. Это учит ребенка базовым навыкам финансового планирования и граммотности в управлении ресурсами.0