«Критерий один — чтобы приносили пользу»: почему я отказывала кандидатам на вакансии

112

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

Почему вас не берут на работу? Потому что не хотят вас брать на работу. А еще потому что тебя никто и не обязан взять на работу.

Работодатели очень, очень легко обходят законы по дискриминации. Некоторые начальники не берут гениальных трудолюбивых специалистов из-за знака зодиака или потому что они слишком взрослые… А некоторых кандидатов не берут на работу, потому что начальники просто видят, что гениальности никакой там нет.

Я очень часто вижу, что люди приходят на собеседование с позиции «ты должна меня взять на работу». Часто и слышу «ты должна с уважением и пониманием принять тот факт, что у меня дети и я должна их воспитывать». Ты не должна обращать свое внимание как я выгляжу. Слушайте, я все понимаю.

Вот честно — я реально понимаю, что где-нибудь в какой-то райской стране начальники изначально обязаны понимать и принимать. С первого взгляда сканировать людей и понимать, что перед ними крутой специалист, но…

Последние лет 10 в Мск это сотрудники ищут работу, а не работа сотрудника. И начальник выбирает того кандидата, который хорошо себя проявляет на собеседовании, а еще тот, который подходит по всем параметрам.

Грустно, не законно, но просто факт: работодатель не обязан входить в положение кандидата и устраивать на работу только потому что кандидату это нужно. Работодатель открыл компанию ради своих интересов. Все.

Я вообще не против кандидатов старше 40—45. Я и не против перспектив декретов. Я не против и наличия детей у сотрудников. Мне совершенно наплевать на знаки зодиака и даже рекомендации из других мест работы. Критерий у меня один — чтобы сотрудник приносил пользу компании. Все.

Но да, у меня были кандидатки, которые входили с ноги на собеседование и требовали «уважения к их материнским обязанностям». Как будто я компанию открывала что бы у мам была возможность и воспитывать ребенка, и зарабатывать деньги.

Были кандидаты, которые требовали зарплаты, которые больше бюджета на данную вакансию: «Мне нужно платить ипотеку и платить няне» — вот так они мотивировали то, что я должна им больше платить. Не то что они готовы к переработкам. Не то, что они готовы там… повысить свою квалификацию в течение нескольких месяцев и через это дать больше компании. Нет. Я должна платить кандидатам больше, так как они взяли ипотеку (и ипотеку взяли не для компании), и платить няне (и факт, что этот ребенок потом будет работать в этой компании).

Были кандидаты, которые очень сильно врали в резюме. (Не просто «немного себе польстили», а именно сильно врали. Например, была у меня вакансия, где нужен был англ. яз. Я приглашала на собеседование только кандидатов с хорошим уровнем английского по резюме. Из 10 у 8 уровень был «элементарный» или ниже).

Кандидаты злились за отказ по этой причине: «Да я подтяну быстро этот ваш английский! Да вы вообще должны отправить меня на крусы!» Была кандидаты и кандидатки, которые своим внешним видом могли бы снизить «рейтинг» моей компании.

Вот очень приятная была кандидатка, ей было 50 лет Инна В. Компания, где она работала лет 15, закрылась. И вот искала Инна В. новое место, при чем месяца 4. Пришла Инна В. в костюме не по размеру, сильно не по размеру. Во рту сильно не хватало зубов. Вакансия моя была на 200 тысяч, и в глав. бухе внешность была не главным, но приличный вид я все-таки ожидала. Прямо спрашивать я не хотела — мол, планируете ли вы собой заниматься. Но о себе и планах я попросила рассказать.

И вот что сказала Инна В. — получала она на последнем месте работы 150 тысяч. Живет Инна с мамой, ветераном ВОВ (да, ей за 90). «Мама в себе, подрабатывает репетитором» — добавила Инна. У Инны сын — закончил МГУ, программист, работает в Сбере, женат, имеет 2 детей.

Я уточнила — мол, а какие у вас планы будут, если вы получите вот эту должность? Зарплата будет больше. Инна В. стала вдохновенно рассказывать, как накопит на ремонт дачи. Сказала, что за последний год сделала ремонт в квартире, где живет. А на компенсацию за увольнение (это было 3 зарплаты) она съездила со старшим внуком в Италию (речь про 2019-ый год).

Я намекнула: «А не себя — нет планов тратить деньги?» Инна В. улыбнулась щербатым ртом и сказала: «Нет, а зачем? Замуж мне не выходить. Надо тратить деньги на то, что принесет пользу семье».

Если бы Инна сказала, что очень хочет заняться внешним видом, просто у нее денег не было. Или были, но пришлось тратить на умирающего родственника или чего-то там. Всякое бывает. Но Инна прямо сказала, что деньги у нее были. А еще что в ее внешности ее все устраивает и что «глав. бух» — не фотомодель. Извольте принимать такую, как есть.

Я Инне отказала, честно сказав причину. Она высказала мне все, что обо мне думает (и это была не благодарность за честную обратную связь). Правда, через года 3 я наткнулась на ее страницу Инны в «ВК» — на аве она улыбалась идеально белозубой улыбкой, была в красивом платье. И фото явно новые. И вся страница была с фото, где она на работе, с семьей на 1 сентября младшего внука, на отдыхе — и выглядела очень хорошо.

Хотелось бы верить, что моя обратная связь Инну хоть и обидела и разозлила, но замотивировала заняться собой.

Да, больше таких «консультаций» я не даю. Мне оно не надо. Получайте консультации у платных карьерных консультантов, вперед.

Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка
0

Я бы тоже к вам на работу не пошла:)) Судя по гонору, какая-то мелкая контора с завышенным ЧСВ;)

64

Wintersun, в другой своей статье этот персонаж рассказывала, как на встречу с соискателями в их компании ходят втроём — два совладельца и hr. Втроём, Карл!. Вкупе с продуктивностью по написанию постов в Т-Ж, напрашивается сам собой вывод, что им там заняться нечем. )))

13
Автор поста

+1

30.01, 13:56

Аркадий, нас там было двое, а сейчас я лежу с ковидом))))

0
Герой

03.02, 14:49

Отредактировано

Wintersun, Вот как то по всему ощущается особая нехватка таких именно кандидатов... "В Британии мужчина несколько месяцев ходит по разным собеседованиям, а потом говорит, что «он слишком хорош» для них и уходит, хлопая дверью. Работа ему не нужна! Он просто получал удовольствие.
Британец признает, что ему нравится как процесс подготовки к интервью, так и сам разговор. Во время общения с рекрутерами он совсем не нервничает. Наоборот, любит вести себя так, будто на собеседование попал именно рекрутер. То есть спрашивает, что компания может сделать для него: какие преимущества предлагает, почему он должен выбрать именно этого работодателя и так далее.
Реакция бывает разной: некоторых такие вопросы сбивают с толку, другие стараются убедить его немедленно взяться за дело. Когда же речь заходит о зарплате, он жалуется, что она не соответствует рыночным стандартам — и тут же прощается с нанимателями. Порой это приводит к неожиданным последствиям: несколько работодателей были готовы расщедриться и предлагали обсудить зарплату на еще одном интервью." Денис Караваев

0
0

Хоть у меня все зубы на месте и детей нет, но я бы встала и ушла при первом вопросе про мою внешность или наличие детей ( и уж тем более это обсуждать).

Ну а история про зубы вообще трэш. Бедная женщина.

И кстати, рынок уже давно не работодателей, а работников. Это следует из уст реальных HR-экспертов, статистики по ростам зп и нехватке кадров.

Вы точно эйчар? И правда так работаете?

Слава богу, в моей сфере уже лет 15 трудоустройство ограничивается только личной встречей с руководителями. Я б с ума сошла от вашего ЧСВ

48
0

>Критерий у меня один — чтобы сотрудник приносил пользу компании. Все.
>Я намекнула: «А не себя — нет планов тратить деньги?»
Что?
И какое твое дело, на что человек деньги тратит?

42

Anton, это не значит, что надо в окружении каких-то бомжей работать.

1

Системный, так не работайте, заявление об уходе и вперед.
Я сейчас буквально бомж и работаю, удивительно, системным инженером, а работаю потому, что приношу пользу компании.

0

Anton, прям вонючий и оборванный?

0
0

А вот реально, зачем вам, чтоб у главбуха были все зубы?

33

Evil_designer, у помещиков издавна было принято крепостными друг перед другом хвалится)

32

Бендер, звучит, как - Пообещайте мне, что с первой зп сделаете себе зубы и приведете внешний вид в порядок, и вы приняты. Чеки мне на стол.

9

dreamfillet, скорее как-вы недостойны нашего элитарного белозубого и модного клуба)

15

30.01, 10:01

Отредактировано

dreamfillet, с одной зарплаты сделать зубы - это что-то на богатом, Роман Аркадьевич

2

Кукуся, еще раз напомню
>Критерий у меня один — чтобы сотрудник приносил пользу компании. Все.

31
0

У меня была жизненная ситуация, когда были сильные проблемы с жильем и работой. Я тогда активно пытался устроиться работать в гос школу. Были сплошные отказы. И вот меня пригласили на собеседование в одну из школ, причем в процесс надо было включаться быстро. Я прошел собеседование и был готов выходить сразу.
Но проблема была в том, что мой гардероб был очень скуден. Единственные приличные штаны, джемпер не из лучших и тд. Я сильно комплексовал из-за этого и в первую зп пошел и купил себе нормальную одежду, в которой не стыдно ходить каждый день на работу в школу.

К чему это? А к тому, что если бы меня начали спрашивать на собесе "мол, а какие у вас планы будут, если вы получите вот эту должность? не планируете на себя деньги тратить?" с намеком, что у меня что-то не так с внешним видом, меня бы это сильно смутило, как минимум.

29

dreamfillet, хорошо, что в вашем случае все дёшево обошлось. Девчонка рассказывала. Устроилась после долгих и многочисленных проверок в экономический отдел экономистов в что-то вроде Газпрома. Так ей сказали сразу купить бредовые вещи в конкретном магазине для работы и конкретный макиях делать. Вобщем ушла сразу, потому что ради интереса узнала, во сколько это все станет. Вышло около 400 тысяч рублей ( а их никто не дал)... Ей было обидно из-за потерянного времени. Хотя по фото это просто офисный костюм за максимум 30 т. р., но вот такие странные вещи в том офисе.

13

Аноним, тоже слышал историю от одного учителя, который устроился в элитную гимназию какую-то, что там просто нереально учителю быть одетым в дешевую одежду, так как дети первые же и загнобят, что ты не в брендовых шмотках.

6

dreamfillet, жесть, просто не верю что такое бывает

2

Кукуся, в вашем офисе настолько твердые печеньки, что без зубов челу из бэкофиса никак?))

25
0

У меня от пафосности прочитанного аж экран стал ярче. К сожалению, такое самодурство присуще работодателям. К счастью, не всем. Устраивался в одну крупную компанию, на собесе спросили женат или нет. Я сказал что не женат и не собираюсь. На работу приняли, но вскользь посоветовали с личным счастьем не тянуть и побыстрее на ком-нибудь закабалиться. Это мне так сказали, мужчине. А вот когда я присутствовал на собеседовании с кандидаткой (я там был в качестве сотрудника техподдержки, собес шел по видео-конференц-связи), то ей было отказано. Когда она ушла, они обсуждали её с начальницей ОК, типа молодая незамужняя, щас выпрыгнет замуж и начнет рожать-поминай как звали года на три минимум. Такие дела. По внешне тоже отшивали, но это во первых было сказано прямо в лицо, ну а во вторых там реально было всё плохо. Тупо пришел в том, в чем видимо и работает и дома ходит.

23

Кукуся, неужели Вы думаете, что женщина, даже если бы и мечтала о зубах и костюме, сказала бы Вам об этом?

21

Кукуся, искренне рада за Инну, что она приносит пользу другой компании.

18
0

Вам бухгалтер нужен или модель на подиум?

16

Бендер, а некоторым нужен цветочек в горшке за столом. А потом вдруг спрашивают, что это цветочек не даёт правильного результата.

1
Автор поста

+1

30.01, 11:13

Аноним, да, наличие зубов и костюм по размеру - да, это цветочек. К которому будет приставать каждый встречный-попреречный.

1
0

Какая-то котолампа, не поверю, чтобы у человека с зарплатой 150к, сильно не хватало зубов, это автор, наверное, "приукрасила", чтобы оправдать отказ для нас, читателей. Через 3 года наткнулась на страницу... Я за три года случайного человека забуду напрочь. А "наткнуться" можно, только если хорошо поискать. Если ТС нашла Инну через 3 года и потом выложила это здесь, то чем-то эта история ее задела и задевает до сих пор. Может, жаба душит, что отказала хорошему бухгалтеру.

16

Людмила, я эйчар и видела айтишников с айтишными зарплатами после 50 лет с неполным комплектом зубов.

0

Кукуся, вот вы реально не понимаете психологию семейных людей. Они несут в дом, а не на себя. И наверное спустить зарплату не назубы все же актуальнее. Пока вы молоды может не замечаете, что цены большие а жить хочется сейчас, имея возможность купить продукты. Протезы кстати не копейки стоят.

15

Аноним, Вы это серьезно, зубы это прежде всего здоровье самого человека,это не только внешний вид,хотя и он тоже, реально это смотрится отвратительно,ладно объективно у человека нет возможности,но когда она есть и так себя не уважать,мне почти 50,и я не отнесу деньги в семью на нужды,как Вы изволили выразиться,потому как эта семья состоящая из уже взрослых людей должна сама заботиться о своих нуждах,как то так

4
0

Проблема в том, что "работодатель открыл предприятие ради своих интересов". Не для людей чтобы удовлетворить их потребности, или как говорят обеспечить рабочие места. В первую голову интересы работодателя. Капитализм. Что вы хотите? А Инна наверно хороший главбух, уверенная в себе взрослая женщина и специалист и ей по большому счету наплевать на заявки работодателя про внешность.

13

Кукуся, вообще вопрос не в кассу. Пришёл к вам человек с не стандартной фигурой, да даже инвалид, которого не перелелаешь, но талант и хороший человек и профессионал, возьмёте? Ведь инвалиды, невысокие, слишком высокие, с другими особенностями фигуры люди не всегда способны найти даже комплект одежды целый, а не собранный из разных наборов. Это уже не говоря, что кто и шьёт от безысходности. Им что делать тогда?

13

Аноним, фигассе, "шьёт от безысходности".

Когда я увлекался пауэрлифтингом (и дошёл до КМСа), у меня были определённые проблемы с подбором одежды. Но заказывал пошив я совсем не от безысходности.

4

Роман, если человек хочет купить одежду в магазине, но ему приходится ее шить, потому что нет его размера, - это не безысходность?

5

Кукуся, вы наверное, тогда сразу так и пишите в объявлении. И сразу давайте подъёмные, чтобы став прилично ввглчдящим в ваших глазах, человека не набрал кредитов и не похудел отдавая их.

12
0

А если она собиралась вставить зубы и купить новый пиджак, но не хотела это обсуждать? Учитывая, что в дальнейшем она-таки занялась собой. Когда мне намекает абсолютно незнакомый человек на мой неидеальный внешний вид, меньше всего мне хочется посвящать его в планы по улучшению своего вида, я бы либо пресекла такие вопросы, либо соврала, но уж точно не ответила "да, вы правы, у меня на лице прыщи, я лечусь у косметолога, и обязательно приведу свое лицо в порядок, чтобы вам нравилось". Скорее незнакомцам я бы ответила, что лучше съезжу на море, чем займусь лицом. Не люблю бестактные вопросы.

12
Герой

29.01, 10:19

Отредактировано

Кукуся, ну если вы ждали такой прямой и честный ответ на свои вопросы, тогда надо было сразу в лоб - "зубы менять планируете? мне не нравится, что 200 штук, которые я вам заплачу, вы опять потратите на что-то другое!!" Возможно, она бы поняла, куда ветер дует и занялась бы этим вопросом в приоритете. Может, она считает, что это не проблема для нее, значит и не проблема другим для общения с ней.

11
0

Проблема в том, в принципе у нас нет настоящих HR и управленцев. Те люди, которые занимают данные должности в компании, как правило, руководствуются не правилами отбора сотрудников, а личными принципами. Являясь совершенно некомпетентными специалистами, они не могут произвести подбор персонала, чем явно наносят вред самой компании. Отсюда постоянная текучка и вакансии одних и тех же специалистов, выставляемые регулярно, но благо сейчас кандидат может увидеть регулярно ять выставляемых вакансий и почитать отзывы о работодателе. Заметьте, там где управляющий и кадровик с высокими амбициями и требованиями, как правило компания находится на грани банкротство и ликвидации, и уж далеки от процветания. Всё таки для успеха компании должны быть выставлены цепочки управления, а также внутренняя психологическая атмосфера среди персонала выстраена на должном уровне. Когда работник хочет идти на работу и видит стабильность, его работоспособность будет намного выше, чем у того, над которым висит атмосфера рабства и слова должен/обязан, встраиваемые по иерархической системе ненависти друг к другу. Где бы не приходилось работать, но часто принимали тех же новичков, далёких по профессиональным качествам от идеала с 5 летним опытом и спустя время, кто-то не справлялся и уходил, а кто-то вврастал профессионально настолько, что сложно было поверить, что это был новичок. Все люди разные и только в той компании, где работодатель способен выстроить не только рабочие, а можно сказать "дружеские" или даже "семейные" отношения между персоналом добьётся настоящего успеха, чем те, кто считают, что работник изначально им только должен и обязан.

10
Автор поста

+1

30.01, 13:24

Сибирский, "Те люди, которые занимают данные должности в компании, как правило, руководствуются не правилами отбора сотрудников, а личными принципами" - это реально так. Согласна.

2

Аглая, так надо, чтоб мир уважал бухгалтер, получается? А как же «главное, чтоб пользу приносил бизнесу»?)

7

Аглая, знаю парня. Он болен и работать только руками может. Но смотрели бы на его манеру речи и одежду, никто бы не взял. А нет, финансово грамоте, золотые руки и о боже (без понтовых вещей) он успешен. Значит не всем надо красивую картинку на работе иметь вместо сотрудника все же.

7

Кукуся, Вы бы определились - свой бизнес или "работодатель не отпустил на удаленку", как написано несколькими постами ранее 😄 Не очень убедительно, что у владельца своего бизнеса есть время писать посты в ТЖ в таком количестве и лазать по соцсетям людей, которые приходили на собеседование 3 года назад, чтобы посмотреть на их новые зубы))))

7
0

Очень странно, что все накинулись на автора. Каждый примерил ситуацию на себя? Есть понятие "этикет". Это не только про поведение за столом. Это и про внешний вид тоже. И про уместную и не уместную одежду. "Одежда не по размеру" - представляю себе полную женщину в обтягивающей и впивающейся одежде. Без зубов. Извините, это не человек с копеечной зарплатой, который вынужден заниматься тяжелым физическим трудом, только бы просто выжить. Там элементарно нет средств и возможностей. Главбух - это специалист. И выглядеть он должен как специалист. Опрятно, как минимум. И за это лицо фирмы директору стыдно быть не должно. Это не грузчик на складе. Это правая рука, это финансист. Это встречи с деловыми партнерами, совещания, взаимодействия с проверяющими. И если это не понятно - тогда, дорогие, проблемы у вас. И это вы не уважаете окружающих, но ждете, что будут уважать вас. Можно прийти в офис и с бодунища, и с нечищенными зубами, а какое кому дело. Сколько постов про вонючих коллег, с которыми неприятно рядом находиться. Но право работодателя выбрать, с кем работать, а с кем нет. И если кому-то не хочется мыться или нормально выглядеть - то можно работать на удаленке

6
Автор поста

+1

30.01, 11:40

Светлана, я думаю, в жизни все такой кандидатке отказали бы.
Просто не все отслеживают влияние внешнего вида.
Да: "И выглядеть он должен как специалист" - так и есть.
Все так и есть.

2

Кукуся, ау вы в каком мире живёте? Мне вообще нереально подобрать размер. Комплект вообще беда. Да и посмотрите правде в лицо - сколько стоят протезы (это про ту женщину из вашего примера). И если уж так важно выглядеть хорошо, то на фиг работа, где надо накупить вещей и потом за них отдавать. Почему обычные вещи нельзя эффектно моче ать, их имуюеющегося гардероба. Есть дресс-код прописывай сразу.

5

Кукуся, тогда надо добавить к вашему описанию: " Мне надо, чтобы сотрудник приносил компании пользу и был с зубами. И в костюме по размеру".

5
Автор поста

+1

30.01, 13:23

Аноним, понты - понты, а наличие зубов - это наличие зубов.

4

Кукуся, ну потому что это личное, которым с незнакомыми не делятся.

4
0

Я просто хочу написать, что в отличие от кучи народу ниже, меня не возмутил ни разу ваш подход.

Как не смущают аккуратные вопросы про детей, которых двое. И не смутили бы, если бы спрашивали про мои планы на третьего. Да, это личные вопросы, но я считаю, что когда ищешь человека а коллектив, ты ищешь конкретного человека, а не набор скиллов.

И ваша обратная связь женщине была честной и прямой. Это обидно, зато полезно. Народу действительно проще давать пустые отписки, честную связь получить тяжело. Зато бесценно.

Давайте откровенно: никому не приятно взаимодействие с человеком, который ассоциируется с чем-то нездоровым.

4
0

Ну вы серьёзно? Сразу в голове эта картинка всплыла. Я с самого начала своей профессиональной деятельности столько глав бухов повидала, начиная от особо неприятных личностей с отсутствием базовых знаний, работающих в мелких ИП, заканчивая мастерами своего дела в серьёзных общеизвестных фирмах. По глав буху многое можно сказать о компании.

Состояние зубов, волос, ногтей несёт в себе немало информации о человеке в принципе. Если ты идёшь в общество, в коллектив, уж будь добр позаботиться о своём внешнем виде. В приличных компаниях существует Положение о дресс-коде, которому необходимо соответствовать, чтобы поддерживать имидж. Не нравится - открой свою компанию. Да и коллективу должно быть комфортно находиться треть жизни в окружении своих коллег.

Многие комментарии странные, конечно. То начальника с зубами, но с телефоном-раскладушкой сравнивают с беззубой женщиной, то пишут, что глав бухи на люди не выходят. А сколько проехавшихся по личности автора: и гонор не тот, и говноконтора у неё... То есть про зубы нельзя намекнуть с глазу на глаз, а анонимно в сети можно говном поливать. Это что же, двойные стандарты получаются. Видимо тоже не раз пролетали с вакансиями, но без объяснения причин. И про детей да, особо обидные вопрос. Вот только наличие этих самых детей как показывает практика в дальнейшем становится головной болью всего коллектива, когда они начинают болеть и сотрудник не выходит с больничных, а его обязанности ложатся грузом на остальных коллег. Очень мало, действительно, ответственных кандидатов. Обычно на собеседовании у всех есть безотказные бабушки, а как доходит до дела, то сразу бабушки исчезают.

Ещё по многим комментариям видно, что люди не топ и не мидл персонал, поскольку не понимают, почему собеседование проходит не с одним только непосредственным руководителем.

4

Сообщество