«Бедные-несчастные»: комедия от режиссера «Лобстера» — с «Оскаром» за роль Эммы Стоун
На стримингах вышел фильм «Бедные-несчастные». Дерзкая фем-комедия Йоргоса Лантимоса взяла 4 «Оскара»: включая лучшую женскую роль и костюмы.
Постановщик экранизировал одноименный роман Аласдера Грея. Книга 1992 года забавно переосмысляла сюжет «Франкенштейна», а повествование в ней велось от лица нескольких чудаковатых героев. Фильм упрощает первоисточник, но от этого хуже не становится.
Картина получила главный приз Венецианского кинофестиваля, награду за лучшую комедию на «Золотом глобусе» и удачно прошла на минувшей церемонии вручения премии «Оскар». Рассказываем, почему новая работа Йоргоса Лантимоса заслужила все лавры.
Что за «Бедные-несчастные» (Poor Things)
Дата премьеры: 12 января 2024 года в мировом прокате
Страны производства: Ирландия, Великобритания, США, Венгрия
Режиссер: Йоргос Лантимос
Сценарист: Тони Макнамара
В ролях: Эмма Стоун, Уиллем Дефо, Марк Руффало, Рами Юссеф, Ханна Шигулла, Джеррод Кармайкл, Кэтрин Хантер, Сьюзи Бемба, Кристофер Эбботт, Вики Пеппердин
Жанры: драма, комедия, фантастика
Фильмы, похожие на «Бедные-несчастные»: «Остров доктора Моро» (1977), «Франкенштейн» (1931), «Фаворитка», «Титан»
Продолжительность: 2 часа 21 минута
Где смотреть: Amazon Prime. Сервис официально недоступен в России
🧠 Это смелое переосмысление «Франкенштейна»
Альтернативный викторианский Лондон. Беременная девушка падает с моста в Темзу. Ее труп достается гениальному и экстравагантному хирургу Годвину: он оживляет пациентку и пересаживает ей мозг нерожденного ребенка.
Теперь девушку зовут Белла. У нее проблемы с координацией и ничтожно маленький словарный запас, однако она очень быстро учится. Вскоре в жизни героини появляется юный медик Макс. По мнению Годвина, он может стать Белле неплохим мужем. Но простому семейному счастью мешает юрист Данкан Веддерберн — гедонист и развратник, которому Белла явно приглянулась.
Как и монстр Франкенштейна, Белла быстро начинает познавать мир во всем его многообразии. Только делает это через секс. Сначала героиня открывает для себя мастурбацию, потом погружается в омут гедонизма с Веддерберном, а заканчивает свои эксперименты в парижском доме терпимости. В фильме полно откровенных сцен, за что Лантимоса легко обвинить в объективизации и эксплуатации. Некоторых критиков и вовсе смутило, что главной героине достался мозг ребенка.
Однако секс здесь снят так, что трудно подловить режиссера на желании просто раздеть актрису. Эротические сцены лишены голливудского лоска и порой выглядят нелепо, смешно или даже неприятно. Для Беллы половой акт именно инструмент, всего лишь один из способов исследовать окружающую реальность. Поэтому даже самые разнузданные моменты отдают чем-то медицинским. Вторую же претензию ловко отбила сама Эмма Стоун: она никогда не представляла свою героиню ребенком. И фильм лучше не воспринимать настолько буквально.
🖼 Фильм очень красиво снят
«Бедные-несчастные» — визуально изобретательное кино. Лантимос постоянно меняет цветовые регистры: то перекрашивает кадр в черно-белый, то, наоборот, выводит на экран яркую вырвиглазную картинку. Так режиссер подчеркивает взросление героини. Кроме того, авторы часто используют эффект «рыбьего глаза»: благодаря ему кадры выглядят сюрреалистично.
«Бедные-несчастные» сняты в эстетике ретрофутуристического стимпанка: поэтому по небу ходят фантастические трамваи, а по воде — диковинные пароходы. Герои же носят роскошные викторианские костюмы. Так, от невинных белоснежных сорочек Белла постепенно переходит к броским нарядам с необычным дизайном.
Чудаковатый стиль усиливается даже гримом. Чего стоит лицо Годвина, которое выглядит так, будто его голову разбили, а потом неровно склеили по памяти.
😁 Фильм не только остроумный, но и смешной
Лантимосу удалась довольно редкая вещь — снять одновременно умное и смешное кино. Создатели «Бедных-несчастных» не только обращают внимание на вечный вопрос о месте женщины в преимущественно мужском мире. Благодаря детской непосредственности Беллы они также вскрывают нарывы общества: его тягу к эксплуатации, двойные стандарты, ханжество и лицемерие.
Мужчины в фильме преимущественно хотят использовать героиню и лишить ее любой свободы — даже мудрый Годвин, который долго пытается удержать девушку дома. Постоянно попадая в так называемое приличное общество, не скованная какими-либо правилами поведения Белла откровенно выражает личное мнение по любым вопросам и называет вещи своими именами.
Чем «старше» становится Белла, тем острее она чувствует несправедливость мира. Но в отличие от «полноценных взрослых», девушка не закрывается в себе. Отсутствие внутренних барьеров позволяет ей без всяких предрассудков перебрать разные социальные модели — от любопытной секс-работницы до начинающего врача. И в каждой она находит что-то свое.
В каком-то смысле Белла — настоящий панк. Поэтому неудивительно, что и фильм получился панковским: в нем не стесняются физиологического юмора и не боятся выйти за рамки дозволенного.
Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult