Я работаю преподавателем фортепиано в государственной музыкальной школе
Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография
Профессия: преподаватель фортепиано
Город: Уфа
Возраст: 26 лет
Опыт работы: 4 года
Город
Я родом из Оренбургской области, но судьба занесла меня в г. Уфа.
Здесь я получала высшее образование, а позже, во время карантина и, соответственно, дистанционного обучения решила поискать работу по профессии (я преподаватель фортепиано и концертмейстер). В приоритете для меня, конечно, было устроиться именно преподавателем, потому что оклад у них выше, а часов для этого нужно брать меньше.
Сейчас я совмещаю обе должности: считаю, что настоящий музыкант обязательно должен играть! Иначе как можно преподавать свой инструмент?
Идти по лёгкому пути для меня вообще не подходит, любые методы работы я изучаю сначала на себе. Это только кажется, что преподавать музыку легко. На самом деле для меня это самое неоднозначное искусство, где есть много вариантов исполнения и разных нюансов звучания инструмента.
Возраст
Мне 26. Музыкой я занимаюсь приблизительно с 3 лет: сначала с дедушкой, потом — 8 лет музыкальной школы, 4 года колледжа и 5 лет института.
Да, стать музыкантом не так уж быстро, как кажется. И это ещё я не пошла в аспирантуру.
Опыт работы
До того, как я устроилась на работу, у меня был только опыт педагогической практики в колледже. В частных школах я никогда не работала, мне не нравится их политика.
На данный момент в государственной музыкальной школе я отработала 4 учебных года. Не так много, но, по ощущениям, я отдала этому месту пару десятков лет…
Выбор профессии
Честно признаться, свою профессию я не выбирала. Она сама меня выбрала.
Вот брат мой, тоже пианист, всю жизнь знал, что хочет продолжать музыкальное образование и работать в своей профессии — сейчас он живёт за границей и также преподаёт фортепиано. Там это, кстати, ценится гораздо больше, и стоимость уроков — соответствующая. Государственных музыкальных школ нет.
В музыкальную школу меня привели в 8 лет, и во время обучения я сразу стала "звёздочкой": с 1 класса участвовала в конкурсах различных уровней.
Кстати, тогда это было настоящей "мясорубкой"! Я выгрызала свои победы многочасовым трудом. Сейчас, к моему большому огорчению, мир изобилует дистанционными конкурсами вселенского уровня по типу "отправь видео до 5 минут, заплати пару сотен и получи звание лауреата международного конкурса"…
В своей работе я не пользуюсь такими "плюшками", считаю это ниже своего достоинства. Да, возможно у детей от таких побед возрастает мотивация к учёбе. Но мне все-таки кажется, что то, что легко даётся, со временем перестаёт цениться.
Учителя всегда говорили мне, что я должна продолжать музыкальное образование. Но я хотела закончить 11 классов в школе и получить "нормальную" профессию. Загвоздка в том, что не знала, какую 😂
Вообще когда профессионально занимаешься музыкой, она становится частью твоей жизни и вытесняет почти все другие интересы. Именно так произошло и у меня: программы, которые я играла, требовали многочасовой работы за инструментом, подготовка к конкурсам шла во время любых каникул, в том числе и летних.
Я уже по времени не могла совмещать общеобразовательную и музыкальную школы с чем-то другим, хотя ходила и на танцы, и на гимнастику. И, получив диплом об окончании музыкалки, я впала в транс: что же мне теперь делать без музыки?..
Тогда я не придумала ничего лучше, чем совместить очное обучение в музыкальном колледже и в 10-11 классе одновременно.
Сейчас вспоминаю эти времена с болью. Я настолько хотела угодить всем вокруг, что забыла о своём здоровье. До сих пор разгребаю последствия.
Поясню, почему я пришла к решению учиться в двух местах одновременно и почему называю это "угодить всем". В обеих своих школах я училась отлично. К тому же я была олимпиадницей, с 7 класса не уступавшей первенство ни одной из других школ.
Русский язык и литература всегда были моей душой: мои тексты и стихи, написанные по заданиям, постоянно вбивались проверяющими в поисковик в попытках найти настоящего автора. Никто не верил, что ребёнок может так писать.
Логично, что учителя не хотели отпускать меня в "простую шарагу" (называли её так, потому что в те годы количество желающих учиться музыке уже почти иссякло, и брали всех подряд).
Ну а с музыкой всё понятно без объяснений. К тому времени мой брат уже учился за границей, а я должна была стать его достойной заменой.
Пользуясь своей нужностью, я выставила свои учебные условия. Ведь очно в двух местах одновременно не учатся. В итоге с 8 до 14 я находилась на уроках в школе, а с 14:30 до 20:00 шли мои пары в колледже.
Как я вывезла — до сих пор не знаю. В 11 классе на фоне стресса у меня началось расстройство пищевого поведения — я похудела до 45 кг и не могла ничего есть. Платье, сшитое на заказ по меркам, снятым парой месяцев ранее, висело на мне мешком…
Я сдала ЕГЭ по четырем предметам (по русскому языку — на 100 баллов), получила медаль "за особые успехи в учении", побывала на бале медалистов… и осталась доучиваться 2 года в колледже. А после его окончания вариантов уже не оставалось.
Я здорово тогда играла. Меня позвали в Уфу к хорошему педагогу. В нашем деле решает знакомство…
Я ездила на прослушивания в Челябинск и Екатеринбург, а в Оренбург меня точно бы взяли только за фамилию. Нигде мне не обещали поступления: у них своих пианистов куча, хотя бы проверенных годами учёбы.
Поступила я сама, с блеском и 500 баллами за вступительные. Помогли мне только попасть к определённому педагогу. Позже у нас с ним начнутся разногласия, и я даже брошу институт… Виной всему — желание, чтобы я жила только музыкой и не имела желания работать и развивать другие сферы жизни.
Учёба в институте пылала яркими концертами, мастер-классами, конкурсами. Я не только играла, но и вела мероприятия, была палочкой-выручалочкой ректора.
Так было до 2020 года. И мы перешли на дистанционку. А я поняла, что не помню себя и своих желаний… и забила на учёбу. Но на тот момент без потерь.
К сожалению, творческий институт не мог дать нормальное образование удалённо. Я была предоставлена самообразованию. И тогда просто жила жизнью человека, не знакомого с музыкой. Как мне понравилось!
К слову, институт я бросала аж дважды, на 3 и 4 курсе. Мне помогали преподаватели, и даже не по моей специальности, а по другим предметам: они поддерживали словом и делом, не давили (а тогда моё психологическое состояние после пережитого стресса было плачевным), помогали закрыть долги.
С сентября 2020 года я устроилась на работу в школу и взяла на себя через год аж 60 часов в неделю, чисто по привычке. Конечно, я ничего не успевала и не вывозила.
Когда заканчивала 5 курс — работала в двух школах примерно на такую же нагрузку. Но мне было легче хотя бы психологически, я посещала специалиста и разбиралась со сложившимся отношением к музыке и многими другими аспектами…
Получила красный диплом с одной четверкой. Ни о чем не жалею, вспоминаю только с благодарностью о полученном опыте!
К сожалению, институт новых знаний в педагогике мне не дал, но вот играю я совсем иначе. На 5 курсе у меня сменился педагог (предыдущий ушёл на пенсию), и он передал мне огромный опыт, который я смогла адаптировать потом к своей работе с детьми.
Он изменил моё отношение к себе и работе, помог справиться с зажимами (а я в тот момент уже страдала заболеваниями рук от постоянной зажатости, с которой никто никогда не работал)…
Параллельно я пробовала свою работу со всех сторон. И училась только на своих мыслях.
Суть профессии
Имея в запасе разный опыт музыкального общения, я не хотела работать по общепринятым стандартам. Я начала поиски…
Поначалу была добра ко всем детям и пыталась изменить их отношение к музыке. Спойлер: сработало не в ту сторону.
Сейчас все мои дети учатся по оценкам "ниже среднего". В этом году я за это начала переживать сильнее, потому что вкладываю всю душу. Даже поймала выгорание…
Дело в том, что на уроках я постоянно играю, объясняю свою позицию, предлагаю разные варианты. Стараюсь обеспечить творческий поиск и внести ноту свободы.
Но современные дети этого не хотят… с большинством мы работаем только над тем, чтобы выучить голый текст к экзамену, потому что дома они не занимаются, либо делают работу с огромными ошибками.
Есть дети, перегруженные другими занятиями. Это стало для меня главным разочарованием в работе — ощущение, что я попугай.
Зато я поняла, что вне школы мне очень нравятся сложные случаи! Дети с ОВЗ, СДВГ, маленькие дети 2-3 лет — все они приходят ко мне!
Я рада, что хоть где-то не стеснена рамками, в которые меня на работе загоняет система. Считаю, что она давно себя изжила, но сверху диктуют другие правила.
Если будет отклик, напишу отдельный пост про систему и свое мнение, почему обучение большинства современных детей должно быть в частном формате.
Место работы
Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования.
Кстати, школу свою (начальство) безмерно обожаю! Они создали шикарные условия для преподавателей! Они понимающие и справедливые. К сожалению, многие вещи зависят не от них…
Нужно добавить, что найти данную работу мне было максимально нелегко. Я обзванивала почти все музыкальные школы и получала отказы, либо меня звали на должность концертмейстера.
Штат каждой музыкальной школы укомплектован пенсионерами, не желающими дать дорогу молодым, и понятно, почему: тепло, привычно, спокойно и денежнее, чем на пенсии. Но грустно, что в моем сегменте нет работы.
В моем случае я откликнулась на срочную вакансию в педагогическом колледже, но не могла там работать из-за незаконченного высшего. К счастью, девушки подсказали мне, что в моей школе уволилось аж 4 преподавателя! Они сказали: "езжай туда срочно, прямо сейчас!", что я и сделала. Так я нашла работу.
Рабочий день
Я начинала работать с двух дней в неделю. Когда я пришла, мне достался класс общего фортепиано девушки, уходившей в декрет.
*Общее фортепиано — это когда дети учатся на другом инструменте, но 1 час в неделю у них есть обязательное обучение игре на фортепиано.
На второй и третий год я работала уже 5 дней в неделю: многие дети, пришедшие на общие фортепиано, захотели сделать инструмент основной специальностью. Для меня это был комплимент! Не все справились, к сожалению.
И была большая концертмейстерская нагрузка, работаю с флейтистами. Другим отделам приходится отказывать по сей день: я уже поиграла с домристами, скрипачами и хором, со всеми, в основном, на бюджетной основе, только исходя из желания помочь и музыкального интереса.
В этом году я уволилась из второй музыкальной школы, где работала почти на ставку, а получала мало при больших трудозатратах и частых отменах основной работы. Доход за месяц от той школы стала получать за неделю от частных уроков.
Мой рабочий день состоит из 10-11 уроков, начиная с 10 утра и до 19 вечера. Уроки стараюсь вести без перерыва, чтобы не пропадало настроение: часто "социальная батарейка" со мной прощается уже в середине дня.
Обедаю за 20 минут в небольшом перерыве. 32-часовую педагогическую нагрузку я уместила в 3 дня. Дополнительный день — флейтисты, 8 часов (часы академические).
Дети часто болеют, поэтому бывают перерывы. Стараюсь звать на их время других, дополнительно или раньше расписания.
Со многими занимаюсь больше, чем положено: не успеваем или хочется дать больше знаний. С теми, кому это не нужно, не задерживаюсь. Какой смысл распалять свою энергию в "бетонную стену"…
Работаю я качественно, если возникнут вопросы. Вести уроки на "отвали" — ниже моего достоинства при любых вводных данных.
К моему огорчению, в этом году пришлось начать ругаться, когда домашние задания не выполняются несколько раз подряд. Я не могу отклоняться от программы обучения, а родители часто имеют претензии к результату, хотя не прикладывают усилий.
Да, это дополнительное образование. Но все-таки школа. Если вы пришли — нужно соответствовать, либо нужно уходить в частный формат.
Многие воспринимают бюджетность как долженствование. Но деньги, вложенные в оплату школы, не идут мне в карман, как многие думают.
И я не обязана отвечать им в любое время дня и ночи, а особенно — решать в положительную сторону проблемы ребёнка, который в течение года ничего не делал.
Моя работа — очень нервное место, особенно в последний год. Мир меняется…
Случай
За время работы в школе я сталкивалась с разными ситуациями. Но, в основном, родители моих учеников абсолютно адекватные люди.
То, что запомнилось мне больше всего — как однажды мама ученика пришла ко мне в класс во время учебного процесса и начала на меня кричать.
Причина заключалась в простом: я посмела пожаловаться на её ребёнка учителю по специальности (я вела общее фортепиано) о том, что ребёнок не посещает мои уроки!
Причём остальные занятия, стоявшие по расписанию после моих, ученик посещал. Игнорировал только мои занятия в течение всего учебного года (посещений было 3 или 4 за всё время, а ни один экзамен не сдан).
Мама кричала, что я сама отменяю занятия и что я должна им очень много занятий за 3 года, когда находилась на задокументированных больничных! 😂
Ответить на вопрос, почему ребёнок не посещает уроки, она не смогла. Сказала только, что это я вообще-то должна им писать и уточнять, придут ли они на занятие. Закончилось тем, что она ушла от меня, хлопнув дверью, а через пару секунд снова ворвалась с криком: "что, уже жалуетесь кому-то??"
Самый прикольный в этой ситуации момент заключается в том, что у ребёнка даже нет дома инструмента, чтобы играть. А претензии такие, будто я могу создать при таких условиях как минимум Мацуева.
Как работать с такими неадекватами, я до сих пор не поняла. Такие ситуации, хоть я и сохраняю спокойствие, вводят меня в ярость, которую я переживаю чуть позже своими силами. Хочется отгородиться от негатива, но не получается.
Подработки
Кроме основной работы в 2023 году я начала давать частные уроки. Желающих достаточно, несмотря на мои ожидания. Мне приходится работать без выходных.
Чёткую сумму заработка с частных уроков невозможно подсчитать, поскольку они отменяются из-за различных факторов, а с некоторыми мы работаем по договорённости.
К тому же в моем классе достаточно жёсткие условия: я учу только с теорией и хорошим знанием нот, заставляю читать с листа, учить интервалы и строение аккордов.
Почему я так делаю? Всё дело в сменяемости учеников. Мне просто хочется научить человека играть на фортепиано и отправить его в самостоятельное плаванье. А это возможно только при достаточных знаниях, которые ещё и возможно применить.
И всё ограничивается далеко не только нотами. У меня много упражнений не только музыкальных, но и из других смежных сфер, способных здорово прокачать мозги.
Если с человеком мне не по пути, мы прощаемся. Чаще всего люди сами это понимают и больше не пишут после первого занятия. Я не цепляюсь за людей насильно: мне действительно важно, чтобы заниматься было приятно, чтобы я не чувствовала ограничения в своей профессии. "Свои" найдутся.
Доход
Доход в государственной музыкальной школе — это то, с чего можно только посмеяться. Например, мой оклад составляет 8800 ₽, и это записано в трудовом договоре.
Это ниже прожиточного минимума, это ниже оклада уборщицы. Да, зарплату доводят до нужных цифр, но есть ограничения.
Сколько-то лет назад преподавателям запретили брать больше двух ставок, то есть — больше 36 часов. Получается, что зарплата ограничена двумя прожиточными минимумами.
В Уфе он составляет 19,5 тысяч или 22,5 тысячи с районным коэффициентом. И, таким образом, моя зарплата может достигнуть максимальной суммы в 45 тысяч рублей.
Можно сказать, что это неплохо, но вот только моя зарплата не меняется с 2021 года. Тогда эта сумма казалась значительной, и у меня даже получалось откладывать. Сейчас — нет. Ситуация заставляет задуматься.
Расходы
Больше всего трат в моем случае распределено на еду.
Вторая статья расходов — ремонт машины, благодаря ей я могу брать выездные частные уроки, за которые оплата выше.
Продукты. На еду может уходить по 20 тысяч рублей. Из-за недостатка времени мне часто приходится заказывать доставку готовой еды. В основном, сумма трат варьируется от 20 до 30 тысяч в месяц.
Авто. А вот машина может забрать всю мою зарплату и несколько следующих. Например, в апреле совокупный ремонт вышел на ~90 тысяч. А в мае замена масла обойдётся в 15 тысяч минимум.
Другие покупки. Необходимые мелочи для жизни (крема, косметику и товары для дома) я заказываю на маркетплейсах. Максимум на пару тысяч, если не пришло время покупать премиум-корм для собаки.
Питомец. Собака обследуется летом, на медицинские услуги может уйти до 10 тысяч.
Отпуск. Случаются поездки на отдых по Республике, в пределах 20 тысяч.
Музыкальные пособия. Ещё я часто покупаю себе различные музыкальные пособия, от общеизвестных до авторских. Сумма трат временами достигает до 10 тысяч.
Одежда. Одежду приобретаю чаще всего летом, с отпускных.
Медицинские расходы. Значительной статьёй расходов у меня являются расходы на витамины и медикаменты.
Минус моей профессии заключается в том, что дети приносят мне разнообразные инфекции, с которыми мне не всегда удаётся справиться. За этот год я переболела около 6 раз только из-за того, что больной ребёнок, не посещающий общеобразовательную школу, почему-то приходит на мои уроки.
В детстве я болела не так уж часто, видимо, отдуваюсь сейчас. Ловлю возмущения на этот счёт от родителей, но при этом они продолжают отправлять больных детей на занятия.
Экономить на своей безопасности в лице ремонта машины целесообразным не вижу. Понимаю, что потом это встанет в ещё более дорогостоящий ремонт.
Вообще я стараюсь покупать сразу качественные вещи, чтобы их хватило надолго. Как пример, в моем шкафу висят платья, которые мы с мамой купили, когда мне было 15-16 лет. Моя комплекция с тех времен не особо изменилась, поэтому я ношу эти вещи и сейчас, а благодаря хорошему качеству они не испортились.
Экономия
Я не склонна к импульсивным покупкам. Бывают такие случаи, когда кажется, что я много истратила, но на самом деле покупка чаще всего лежит в корзине несколько месяцев и ждёт своего часа.
Хотелось бы экономить на доставках, но пока не выходит — очень люблю себя радовать, это отголосок РПП. Мой пищевой рацион очень разнообразен вплоть до красной икры. Я считаю, что хорошие продукты и разнообразный рацион помогут мне сохранить здоровье.
Финансовая цель
Мечтаю накопить на собственный дом и машину побольше и повыше, но понимаю, что при моих доходах без чьей-то помощи это нереально. А мои родители уже помогли мне приобрести нынешнюю машину.
Вообще я не вижу страха брать кредит или рассрочку, было несколько случаев в жизни. Знаю, что по натуре я человек, который стремится как можно скорее погасить любые долговые обязательства.
Самое сложное состоит в том, чтобы накопить реально большую сумму, которая с годами этих "накоплений" ещё и не обесценится. На данный момент я понимаю, что если поставлю цель накопить, допустим, миллион, то через какое-то время этого миллиона мне ни на что не хватит. Такая мысль заставляет грустить…
А ещё больничные, которые часто случаются и мешают заработку быть стабильным…
Поэтому сейчас я живу настоящим. Хотя и понимаю, что это недальновидно.
Будущее
Как бы я ни любила свою профессию, понимаю, что проработать всю жизнь в музыкальной школе нынешнего образца — не моя мечта.
Мне не близки требования к обучению, и хотелось бы что-то поменять, но пока я не в силах это сделать. А ещё мне не близка зарплата.
Свою отдушину я нашла в частных уроках. Особенным открытием для меня стали уроки с особенными детьми, благодаря ним я почувствовала себя нужной и полезной. Обязательно напишу об этом отдельный пост, потому что каждый обязан знать о безграничных возможностях музыки, способных помочь в тяжёлый момент!
На данный момент я ищу себя и дело, в которое могла бы уйти. Например, пишу этот пост — это тоже один из вариантов.
Мне хотелось бы зарабатывать достойно для того, чтобы обеспечивать не только свои базовые потребности, но и откладывать подушку безопасности.
Я люблю детей и то, что я для них делаю. Я знаю, что делаю это хорошо. Верю в то, что что-то изменится, но перспектив пока не намечается. Жаль, что так сложилось.
В своём случае я могу только пожелать стремления к большему. Ведь я уверена, что у меня как молодого специалиста есть всё для этого!