Что вы узнаете
- Как спланировать неделю.
- Что такое метод актуальной инициативы.
- Зачем добавлять в расписание отдых.
Как спланировать неделю
В прошлом уроке мы учились планировать месяц: определили фокус, внесли в календарь важные дела с дедлайном и повторяемые события. Поэтому кое-что в недельном расписании у нас уже будет стоять.
Теперь его нужно детализировать: внести декомпозированные задачи, отдых и дела из ящика.
Когда мы планируем неделю, может возникнуть соблазн расписать все дни поминутно: добавить время завтрака, работы, отдыха и дневного сна, учесть закупку продуктов, просмотр фильма и еженедельный звонок бабушке. Если очень хочется — кто мы такие, чтобы запрещать вам пробовать, но заранее предупредим вот о чем.
Если что-нибудь может пойти не так, оно обязательно пойдет не так.
Бывают дела, которые не запланируешь: например, дома прорвет трубу, на работе назначат неожиданную встречу, сломается ноутбук, заболеет кошка. Стройное расписание поедет, а вы почувствуете раздражение от беспорядка и тревогу от неопределенности.
При этом не стоит и вообще отказываться от заполнения календаря — так можно пропустить важные события и не довести задуманное до конца. Если не внести дело в календарь, оно может так и остаться незавершенным, годами переезжая из одного списка задач в другой.
В этом уроке мы попробуем спланировать неделю так, чтобы почувствовать от этого расписания опору, но не давление. Предлагаем заполнить примерно 70% календаря, а остальные 30% оставить на непредвиденные дела и импровизацию. Так вы будете постепенно двигаться к результату и не почувствуете себя роботом, который ежедневно следует одной заложенной программе.
Как запланировать большие непонятные дела
В прошлом уроке мы разбивали большие неопределенные обязательства на маленькие понятные кусочки — декомпозировали. Планировать эти кусочки можно двумя способами.
Четко. Вы сразу добавляете дело в календарь с привязкой ко времени и, когда время приходит, садитесь за работу. Например, Егор использовал этот подход в прошлом уроке — при планировании месяца: сразу внес в календарь декомпозированный кусочек «Согласовать отпуск с начальником» на 1 октября в 11:00.
Этот вариант подойдет, если вы:
- Хорошо себя знаете — и уверены, что готовы будете еще час после рабочего дня посидеть за компьютером, сравнивая цены на авиабилеты и читая туристические отзывы. Или наоборот — понимаете, что после работы ничего делать не захочется, потому что на улице классная погода. В таком случае лучше на это время запланировать прогулку, а не обманываться.
- Представляете будущую неделю — и уверены, что в эти дни на работе не будет никакого завала, вы вернетесь домой вовремя, вас никто не будет отвлекать, и вечером вы точно сможете выделить час на эту задачу.
Гибко. Вы добавляете в календарь дела, но без привязки ко времени. Другими словами, вы планируете сделать что-то в определенный день, но когда именно возьметесь за работу — решаете ближе к делу.
Например, Егор может записать задачу «Выбрать место для отпуска» на среду. Утром или в течение дня он подберет подходящее время, потому что будет лучше представлять, что происходит с нагрузкой, состоянием и другими обстоятельствами в этот день.
То же самое можно провернуть и с другими делами. К примеру, запланировать час на чтение, час на личный проект и час на тренировку — и распределить по календарю в течение дня. А если времени на них не найдется, перенести на следующий день.
Вот в каких случаях этот вариант подойдет:
- Вам сложно следовать четкому распорядку — вы пока плохо представляете, сколько времени займет задача, когда вы будете полны сил, а когда потребуется отдых.
- Дела не требуют жесткого соблюдения сроков. Вы сами решаете, когда выполнить задачу, поэтому можете гибко настраивать расписание. Главное — ее действительно выполнить, а не переносить изо дня в день.
📌 Сочетайте оба подхода, чтобы получить максимум пользы
Несколько дел привяжите четко ко времени, а еще несколько оставьте, чтобы назначить им время просто в течение дня, когда вы будете точно понимать другие обстоятельства.
Чем больше вы практикуетесь, тем лучше будет получаться планировать.
Как понять, сколько времени потребуется на задачу
Иногда в течение недели расписание расползается: в понедельник все было спланировано идеально, а в среду вы уже ничего не успеваете — слишком много дел.
Мы склонны недооценивать реальные временные затраты, которые потребуются на то или иное дело. Чтобы реалистично оценить свои возможности, проведите аудит — поймите, сколько времени и сил на самом деле уходит на каждую задачу, которую вы хотите внести в расписание. Это проверенный инструмент тайм-менеджмента, который поможет точнее оценить затраты времени на задачу и грамотнее спланировать расписание.
Вот как это сделать.
Подготовьте носитель. Выберите бумажный или электронный блокнот, гугл-таблицу или другой инструмент. Напишите список дел, которые планируете завтра выполнить, и оставьте рядом с каждым свободное место, чтобы записывать время.
Засекайте время. В течение рабочего дня напротив каждой задачи фиксируйте время, которое на нее уходит. Записывать с точностью до минуты не стоит — это может стать источником стресса. Достаточно указать примерно.
Учитывайте время и на вспомогательные дела: найти информацию, добраться до места назначения или обустроить рабочее место, прежде чем приступить к работе.
Например, Егор думал, что на регулярные тренировки по йоге у него уходит один час в день — ведь так написано на сайте фитнес-клуба. Но если учитывать время на подготовку одежды, дорогу до клуба, душ после тренировки и дорогу обратно, то получится минимум два часа. А еще он заметил, что после каждой встречи с коллегами идет отдыхать на 10—15 минут, чтобы все обдумать и уложить в голове.
Сделайте выводы. Идеально — фиксировать время в течение одной-двух недель, но это непросто: требуются внимательность и дисциплина. Поэтому для начала попробуйте присмотреться ко времени в течение одного дня — записать все, что вы делали, и потом оценить. Это поможет планировать реалистичнее.
Теперь Егор выделяет на тренировку два часа и не ставит онлайн-встречи с командой впритык, потому что после каждой ему требуется немного отдохнуть и подумать. А еще он больше не берет в работу слишком много презентаций и не обещает сделать все за три дня, потому что грамотно оценивает сроки и свою нагрузку.
Как прикинуть время на задачу, ничего не измеряя
Еще один способ — посчитать, сколько времени на ту же работу тратит кто-то другой, к примеру ваши коллеги или конкуренты. Так получается оценить время более трезво, ведь мы думаем не о себе.
Например, Егор все время подводит коллег, потому что не сдает презентации вовремя. Оказалось, что на одну презентацию ему требуется неделя, а не три дня, как он всегда обещает. Если Егор поговорит с другими специалистами, то узнает, что никто, кроме него, такие сроки не предлагает — на презентацию уходит минимум пять дней.
Как доставать дела из ящика — метод актуальной инициативы
В книгах о продуктивности и тайм-менеджменте новые инструменты и методологии часто преподносят так, будто нужно всего лишь их попробовать — и все наладится само собой. Но в жизни все сложнее: обязательства никуда не деваются, их все равно приходится выполнять. И среди них бывают такие, от которых вы бы и рады отказаться, да пока не можете.
Во втором уроке курса мы рассказывали о методе «Убрать в ящик». Это когда вы сваливаете не самые приоритетные дела и обязательства в воображаемый ящик и забываете о них, чтобы быстрее навести порядок в своем списке дел и не забивать голову лишней информацией.
Например, у Егора в этом ящике оказалось пять обязательств: отвечать за презентации в компании, поздравить друга с днем рождения, подменить коллегу, организовать рабочий процесс и присмотреть за кошкой соседки.
Подобные дела можно не откладывать до бесконечности, а тоже взять в работу и постепенно выполнить. Вот как удобно это сделать:
- Посмотрите, что оказалось в ящике.
- Выберите любое обязательство, которое вы по-настоящему хотите довести до конца.
- Назначьте его своей актуальной инициативной.
Актуальная инициатива — это еще один метод Марка Форстера, автора книги «Сделай это завтра». Суть метода в том, чтобы каждый день начинать с работы над одной большой задачей: разбирать почту, проходить курс или собирать данные для ежемесячного отчета. Это может быть и какая-то неприятная или неприоритетная задача из ящика, которую за один присест не осилить: например, разбирать балкон или заполнять налоговую декларацию.
Актуальная инициатива всегда стоит на первом месте в списке задач. Пока с ней не закончили, к другим делам приступить нельзя. Форстер уверен, что если каждый день делать хотя бы по маленькому кусочку, то через месяц вы увидите, какой путь был пройден, и поймете, что дело сдвинулось с мертвой точки.
Если мы заглянем в ящик Егора, то обнаружим объемное, но важное обязательство — организовать рабочий процесс. Для примера декомпозируем его на следующие задачи:
- Проверить и разобрать почту.
- Купить новый рабочий стол.
- Разобрать архив документов.
- Настроить рабочий компьютер.
- Спланировать неделю.
Егор назначил это обязательство своей актуальной инициативой и добавил в календарь — выделил 30 минут утром каждого рабочего дня, но без четкой привязки ко времени.
Если вы новичок в планировании, не привязывайте актуальную инициативу к точному времени — это может вызывать лишний стресс. Оставьте ее для нового уровня — планирования дня. Об этом мы подробно поговорим в следующем уроке.
Дальше остается в начале каждого дня понемногу выполнять дела, связанные с актуальной инициативой. А когда с ней будет покончено, переходить к следующему обязательству из ящика.
Постепенно дела из ящика будут заканчиваться. Со временем актуальной инициативой станет не то, что надо завершить, а большие цели, например обучение. А если задач снова станет слишком много, вы всегда можете убрать что-то в ящик и постепенно оттуда доставать.
Как быть, если мне не до актуальной инициативы
Бывают периоды, когда работы так много, что дело, назначенное актуальной инициативой, — последнее, о чем хочется думать. В этом случае попробуйте уменьшать запланированное на него время, пока не прекратите ему сопротивляться.
Допустим, вы планируете на актуальную инициативу 30 минут в день. Утром просыпаетесь разбитыми, потому что до часу ночи смотрели «Оппенгеймера». Настроения нет, сил нет, но вы же хотели доставать дела из ящика!
Здесь следует задаться вопросом: «Есть ли у меня настроение делать это в течение 30 минут?» Если сопротивляетесь этой идее, думать дальше: «А в течение 15 минут?» Если все равно не то, продолжаем: «Что, если я буду заниматься этим всего 10 минут и выберу задачку попроще? Да, на это меня хватит — значит, за дело».
Этот подход работает с любым делом, которое выполнять нужно, но не хочется: с зарядкой, обучением, уборкой. Помните: лучше по чуть-чуть, но регулярно, чем много, но редко.
Как запланировать отдых
Свободное время — такая же важная часть расписания, как рабочие задачи и домашние дела. Ученые выяснили, что в день нам нужно минимум два с половиной свободных часа, чтобы отдохнуть и снизить риск выгорания. При этом если у вас появится больше пяти свободных часов, может произойти обратное: вы заскучаете.
У исследователей нет однозначного мнения, нужно ли планировать свободное время так же четко, как обязательные дела.
С одной стороны, отдых по графику помогает установить границы свободного и рабочего времени, что особенно важно для тех, кто трудится на удаленке. С другой, досуг по плану может радовать меньше, чем спонтанный. Так что, вероятно, не стоит вносить в расписание пункт «19:00 — играю в приставку и получаю удовольствие».
Лучше планировать отдых на условное время, например после работы или в субботу после завтрака и до обеда. То есть выделять под отдых слоты, но не привязываться к конкретному времени.
Отдых — то, что помогает чувствовать себя лучше сразу или на следующий день, но не позже.
Даже спорт может быть отдыхом, если в этот момент вы восстанавливаетесь эмоционально: чувствуете прилив энергии, удовлетворение или вдохновение.
Если вы не знаете, какие занятия вас восстанавливают, начните с простой прогулки на природе. А еще можно попробовать сделать упражнения из курса Учебника Т—Ж «Как победить выгорание».
Также в качестве отдыха в расписание можно добавить медитации, время на общение с друзьями, время на свои увлечения и просто на то, чтобы не делать ничего. Все это помогает завершить цикл стресса — как это работает, мы подробно рассказывали в бесплатном курсе «Как справиться со стрессом».
В этом курсе мы намеренно не будем углубляться в тему отдыха, а только напомним, что важно в принципе о нем не забыть при планировании своего времени. Отдыху и восстановлению сил мы посвятим другой наш курс и там подробно обо всем расскажем. Пока он не вышел, прочитайте эти статьи Т—Ж:
Что еще стоит добавить в расписание
Обязательно запланируйте на конец недели рефлексию — анализ того, как прошла неделя, и размышления, что можно улучшить. Выделите 30—60 минут в пятницу, субботу или воскресенье, чтобы подвести итоги и оценить проделанную работу.
Подумайте:
- Что вы сделали хорошо, что получилось? Похвалите себя.
- Что не удалось, почему? Что надо учесть в следующий раз?
- Какие дела перенесете на следующую неделю?
- От чего можно отказаться?
В идеале все это надо куда-то записать — завести дневник или одну длинную заметку. Так можно заметить, что на вспомогательные дела уходит слишком много времени и стоит оставлять больше пространства между слотами в календаре. Или окажется, что к выполнению сложной задачи нужно хорошенько подготовиться, — все это будто бы очевидно, но только если обратить внимание.
Как разгрузить календарь и освободить больше времени
Даже если в календаре еще есть место, накануне новой недели полезно подумать, можно ли его разгрузить. Хороший вариант — делегировать, то есть поручить дело кому-то или чему-то другому. Так вы сделаете запланированное, но освободите личное время для более важных дел. Например, вместо того чтобы самостоятельно вычитывать презентацию, отдадите ее корректору, и свободные полчаса потратите на репетицию выступления.
Делегирование — большая сложная тема. О ней пишут книги, создают курсы, ее преподают в вузах. Некоторые люди даже ходят к психологам и коучам, чтобы научиться передавать ответственность и отпускать контроль. В контексте нашего курса важно помнить вот что:
Если календарь забит под завязку, подумайте, что можно делегировать.
Вот как понять, что пора что-то делегировать или хотя бы попробовать это сделать.
Делегировать можно людям, технике и сервисам. Например, Егор может делегировать дело «Купить продукты бабушке» сервису: собрать корзину в приложении супермаркета и настроить повторяющуюся доставку бабушке в квартиру каждую субботу.
Проще всего начать с простых рутинных задач: уборки, доставки, поиска, сбора и распределения информации. Пробуйте, но помните, что ответственность за задачу остается на вас, даже если вы поручили ее кому-то другому.
Итоги
При планировании рутины важно не перестараться: попытки составить расписание с точностью до минуты, а потом неотступно ему следовать могут вызывать стресс.
В реальности намеченные дела придется иногда двигать и переносить — и это абсолютно нормально: не нужно себя за это осуждать. Не мы должны подстраиваться под расписание, а оно должно стать удобным для нас.
Все, что мы запланировали, должно укладываться в 70% времени, которое у нас есть. Календарь как раз и помогает увидеть всю картину и оценить, сколько места осталось на эксперименты, импровизации и горящие задачи.
Запомнить
- Бывают дела, которые не предусмотришь, поэтому не планируйте впритык. Придерживайтесь принципа 70/30, где 70% времени запланировано, а 30% — свободно для импровизации и «тушения пожаров».
- Декомпозированные задачи можно планировать двумя способами: четко ко времени и гибко — на определенный день, но без привязки к таймингу. Сочетайте оба подхода, чтобы получить максимум пользы.
- Чтобы планировать реалистичнее, проведите аудит рабочего дня — записывайте, на что уходит время, а потом подведите итоги. В идеале следить за временем пару недель, но для начала можно обойтись и одним днем.
- Используйте метод актуальной инициативы — работайте над обязательствами, отложенными в ящик, каждый день в первую очередь в течение 30 минут. Так вы сможете понемногу завершить сложные или не самые приятные дела.
- Свободное время — такая же важная часть расписания, как рабочие задачи и домашние дела. Какой именно отдых планировать — зависит от вас, главное, о нем не забыть.
- Хороший способ разгрузить календарь — подумать, можно ли делегировать часть задач кому-то или чему-то другому.
Что дальше
Мы уже поговорили о том, как планировать месяц и неделю, а в следующем уроке посмотрим на планирование в еще меньшем масштабе — на примере дня. Расскажем, как структурировать задачи так, чтобы сделать день управляемым и результативным, и почему важно выполнять дела по одному за раз и по очереди.
Делимся лайфхаками и главным из курсов Учебника. Чит-коды для реальной жизни — в нашем телеграм-канале: @t_uchebnik