Тайм-менеджмент: как планировать дела с заботой о себе
Курс 

Планируем неделю

Урок 4 из 6·10—15 минут
В четвертом уроке говорим о планировании недели: вносим в календарь декомпозированные задачи, оставляем время на «тушение пожаров», назначаем актуальную инициативу и обязательно оставляем время на отдых.
Обложка урока
Фотографии: Анастасия Пожидаева, 3D-графика: Тимур Афлиев

Что вы узнаете

  1. Как спланировать неделю.
  2. Что такое метод актуальной инициативы.
  3. Зачем добавлять в расписание отдых.

Как спланировать неделю

В прошлом уроке мы учились планировать месяц: определили фокус, внесли в календарь важные дела с дедлайном и повторяемые события. Поэтому кое-что в недельном расписании у нас уже будет стоять.

Теперь его нужно детализировать: внести декомпозированные задачи, отдых и дела из ящика.

Герой нашего курса Егор уже спланировал месяц, поэтому на первой же неделе в календаре у него стоят некоторые дела: кое-что из фокуса месяца и регулярные тренировки. Хорошее начало!
Герой нашего курса Егор уже спланировал месяц, поэтому на первой же неделе в календаре у него стоят некоторые дела: кое-что из фокуса месяца и регулярные тренировки. Хорошее начало!

Когда мы планируем неделю, может возникнуть соблазн расписать все дни поминутно: добавить время завтрака, работы, отдыха и дневного сна, учесть закупку продуктов, просмотр фильма и еженедельный звонок бабушке. Если очень хочется — кто мы такие, чтобы запрещать вам пробовать, но заранее предупредим вот о чем.

Если что-нибудь может пойти не так, оно обязательно пойдет не так.

Бывают дела, которые не запланируешь: например, дома прорвет трубу, на работе назначат неожиданную встречу, сломается ноутбук, заболеет кошка. Стройное расписание поедет, а вы почувствуете раздражение от беспорядка и тревогу от неопределенности.

При этом не стоит и вообще отказываться от заполнения календаря — так можно пропустить важные события и не довести задуманное до конца. Если не внести дело в календарь, оно может так и остаться незавершенным, годами переезжая из одного списка задач в другой.

В этом уроке мы попробуем спланировать неделю так, чтобы почувствовать от этого расписания опору, но не давление. Предлагаем заполнить примерно 70% календаря, а остальные 30% оставить на непредвиденные дела и импровизацию. Так вы будете постепенно двигаться к результату и не почувствуете себя роботом, который ежедневно следует одной заложенной программе.

Как запланировать большие непонятные дела

В прошлом уроке мы разбивали большие неопределенные обязательства на маленькие понятные кусочки — декомпозировали. Планировать эти кусочки можно двумя способами.

Четко. Вы сразу добавляете дело в календарь с привязкой ко времени и, когда время приходит, садитесь за работу. Например, Егор использовал этот подход в прошлом уроке — при планировании месяца: сразу внес в календарь декомпозированный кусочек «Согласовать отпуск с начальником» на 1 октября в 11:00.

Этот вариант подойдет, если вы:

  1. Хорошо себя знаете — и уверены, что готовы будете еще час после рабочего дня посидеть за компьютером, сравнивая цены на авиабилеты и читая туристические отзывы. Или наоборот — понимаете, что после работы ничего делать не захочется, потому что на улице классная погода. В таком случае лучше на это время запланировать прогулку, а не обманываться.
  2. Представляете будущую неделю — и уверены, что в эти дни на работе не будет никакого завала, вы вернетесь домой вовремя, вас никто не будет отвлекать, и вечером вы точно сможете выделить час на эту задачу.

Гибко. Вы добавляете в календарь дела, но без привязки ко времени. Другими словами, вы планируете сделать что-то в определенный день, но когда именно возьметесь за работу — решаете ближе к делу.

Например, Егор может записать задачу «Выбрать место для отпуска» на среду. Утром или в течение дня он подберет подходящее время, потому что будет лучше представлять, что происходит с нагрузкой, состоянием и другими обстоятельствами в этот день.

То же самое можно провернуть и с другими делами. К примеру, запланировать час на чтение, час на личный проект и час на тренировку — и распределить по календарю в течение дня. А если времени на них не найдется, перенести на следующий день.

Вот в каких случаях этот вариант подойдет:

  1. Вам сложно следовать четкому распорядку — вы пока плохо представляете, сколько времени займет задача, когда вы будете полны сил, а когда потребуется отдых.
  2. Дела не требуют жесткого соблюдения сроков. Вы сами решаете, когда выполнить задачу, поэтому можете гибко настраивать расписание. Главное — ее действительно выполнить, а не переносить изо дня в день.
В расписании Егора есть дела, четко привязанные к дате и времени, и те, которые можно просто поставить на определенный день, а время уточнить потом — красные слоты с галочкой
В расписании Егора есть дела, четко привязанные к дате и времени, и те, которые можно просто поставить на определенный день, а время уточнить потом — красные слоты с галочкой

📌 Сочетайте оба подхода, чтобы получить максимум пользы

Несколько дел привяжите четко ко времени, а еще несколько оставьте, чтобы назначить им время просто в течение дня, когда вы будете точно понимать другие обстоятельства.

Чем больше вы практикуетесь, тем лучше будет получаться планировать.

Как понять, сколько времени потребуется на задачу

Иногда в течение недели расписание расползается: в понедельник все было спланировано идеально, а в среду вы уже ничего не успеваете — слишком много дел.

Мы склонны недооценивать реальные временные затраты, которые потребуются на то или иное дело. Чтобы реалистично оценить свои возможности, проведите аудит — поймите, сколько времени и сил на самом деле уходит на каждую задачу, которую вы хотите внести в расписание. Это проверенный инструмент тайм-менеджмента, который поможет точнее оценить затраты времени на задачу и грамотнее спланировать расписание.

Вот как это сделать.

Подготовьте носитель. Выберите бумажный или электронный блокнот, гугл-таблицу или другой инструмент. Напишите список дел, которые планируете завтра выполнить, и оставьте рядом с каждым свободное место, чтобы записывать время.

Засекайте время. В течение рабочего дня напротив каждой задачи фиксируйте время, которое на нее уходит. Записывать с точностью до минуты не стоит — это может стать источником стресса. Достаточно указать примерно.

Если хотите, можете засекать время с помощью таймера, но подойдет и примерный тайминг
Если хотите, можете засекать время с помощью таймера, но подойдет и примерный тайминг

Учитывайте время и на вспомогательные дела: найти информацию, добраться до места назначения или обустроить рабочее место, прежде чем приступить к работе.

Например, Егор думал, что на регулярные тренировки по йоге у него уходит один час в день — ведь так написано на сайте фитнес-клуба. Но если учитывать время на подготовку одежды, дорогу до клуба, душ после тренировки и дорогу обратно, то получится минимум два часа. А еще он заметил, что после каждой встречи с коллегами идет отдыхать на 10—15 минут, чтобы все обдумать и уложить в голове.

Если фиксировать вспомогательные дела, может оказаться, что ваша работа занимает больше времени, чем казалось
Если фиксировать вспомогательные дела, может оказаться, что ваша работа занимает больше времени, чем казалось

Сделайте выводы. Идеально — фиксировать время в течение одной-двух недель, но это непросто: требуются внимательность и дисциплина. Поэтому для начала попробуйте присмотреться ко времени в течение одного дня — записать все, что вы делали, и потом оценить. Это поможет планировать реалистичнее.

Теперь Егор выделяет на тренировку два часа и не ставит онлайн-встречи с командой впритык, потому что после каждой ему требуется немного отдохнуть и подумать. А еще он больше не берет в работу слишком много презентаций и не обещает сделать все за три дня, потому что грамотно оценивает сроки и свою нагрузку.

Как прикинуть время на задачу, ничего не измеряя

Еще один способ — посчитать, сколько времени на ту же работу тратит кто-то другой, к примеру ваши коллеги или конкуренты. Так получается оценить время более трезво, ведь мы думаем не о себе.

Например, Егор все время подводит коллег, потому что не сдает презентации вовремя. Оказалось, что на одну презентацию ему требуется неделя, а не три дня, как он всегда обещает. Если Егор поговорит с другими специалистами, то узнает, что никто, кроме него, такие сроки не предлагает — на презентацию уходит минимум пять дней.

Как доставать дела из ящика — метод актуальной инициативы

В книгах о продуктивности и тайм-менеджменте новые инструменты и методологии часто преподносят так, будто нужно всего лишь их попробовать — и все наладится само собой. Но в жизни все сложнее: обязательства никуда не деваются, их все равно приходится выполнять. И среди них бывают такие, от которых вы бы и рады отказаться, да пока не можете.

Во втором уроке курса мы рассказывали о методе «Убрать в ящик». Это когда вы сваливаете не самые приоритетные дела и обязательства в воображаемый ящик и забываете о них, чтобы быстрее навести порядок в своем списке дел и не забивать голову лишней информацией.

Например, у Егора в этом ящике оказалось пять обязательств: отвечать за презентации в компании, поздравить друга с днем рождения, подменить коллегу, организовать рабочий процесс и присмотреть за кошкой соседки.

Подобные дела можно не откладывать до бесконечности, а тоже взять в работу и постепенно выполнить. Вот как удобно это сделать:

  1. Посмотрите, что оказалось в ящике.
  2. Выберите любое обязательство, которое вы по-настоящему хотите довести до конца.
  3. Назначьте его своей актуальной инициативной.

Актуальная инициатива — это еще один метод Марка Форстера, автора книги «Сделай это завтра». Суть метода в том, чтобы каждый день начинать с работы над одной большой задачей: разбирать почту, проходить курс или собирать данные для ежемесячного отчета. Это может быть и какая-то неприятная или неприоритетная задача из ящика, которую за один присест не осилить: например, разбирать балкон или заполнять налоговую декларацию.

Актуальная инициатива всегда стоит на первом месте в списке задач. Пока с ней не закончили, к другим делам приступить нельзя. Форстер уверен, что если каждый день делать хотя бы по маленькому кусочку, то через месяц вы увидите, какой путь был пройден, и поймете, что дело сдвинулось с мертвой точки.

Так выглядел ящик обязательств Егора во втором уроке. Отсюда мы возьмем обязательство для его актуальной инициативы
Так выглядел ящик обязательств Егора во втором уроке. Отсюда мы возьмем обязательство для его актуальной инициативы

Если мы заглянем в ящик Егора, то обнаружим объемное, но важное обязательство — организовать рабочий процесс. Для примера декомпозируем его на следующие задачи:

  1. Проверить и разобрать почту.
  2. Купить новый рабочий стол.
  3. Разобрать архив документов.
  4. Настроить рабочий компьютер.
  5. Спланировать неделю.

Егор назначил это обязательство своей актуальной инициативой и добавил в календарь — выделил 30 минут утром каждого рабочего дня, но без четкой привязки ко времени.

В календаре Егора появилась актуальная инициатива — пока это слот без привязки ко времени. Уже видно, что в среду у него остается не так много свободного времени для планирования
В календаре Егора появилась актуальная инициатива — пока это слот без привязки ко времени. Уже видно, что в среду у него остается не так много свободного времени для планирования

Если вы новичок в планировании, не привязывайте актуальную инициативу к точному времени — это может вызывать лишний стресс. Оставьте ее для нового уровня — планирования дня. Об этом мы подробно поговорим в следующем уроке.

Дальше остается в начале каждого дня понемногу выполнять дела, связанные с актуальной инициативой. А когда с ней будет покончено, переходить к следующему обязательству из ящика.

Постепенно дела из ящика будут заканчиваться. Со временем актуальной инициативой станет не то, что надо завершить, а большие цели, например обучение. А если задач снова станет слишком много, вы всегда можете убрать что-то в ящик и постепенно оттуда доставать.

Как быть, если мне не до актуальной инициативы

Бывают периоды, когда работы так много, что дело, назначенное актуальной инициативой, — последнее, о чем хочется думать. В этом случае попробуйте уменьшать запланированное на него время, пока не прекратите ему сопротивляться.

Допустим, вы планируете на актуальную инициативу 30 минут в день. Утром просыпаетесь разбитыми, потому что до часу ночи смотрели «Оппенгеймера». Настроения нет, сил нет, но вы же хотели доставать дела из ящика!

Здесь следует задаться вопросом: «Есть ли у меня настроение делать это в течение 30 минут?» Если сопротивляетесь этой идее, думать дальше: «А в течение 15 минут?» Если все равно не то, продолжаем: «Что, если я буду заниматься этим всего 10 минут и выберу задачку попроще? Да, на это меня хватит — значит, за дело».

Этот подход работает с любым делом, которое выполнять нужно, но не хочется: с зарядкой, обучением, уборкой. Помните: лучше по чуть-чуть, но регулярно, чем много, но редко.

Как запланировать отдых

Свободное время — такая же важная часть расписания, как рабочие задачи и домашние дела. Ученые выяснили, что в день нам нужно минимум два с половиной свободных часа, чтобы отдохнуть и снизить риск выгорания. При этом если у вас появится больше пяти свободных часов, может произойти обратное: вы заскучаете.

У исследователей нет однозначного мнения, нужно ли планировать свободное время так же четко, как обязательные дела.

С одной стороны, отдых по графику помогает установить границы свободного и рабочего времени, что особенно важно для тех, кто трудится на удаленке. С другой, досуг по плану может радовать меньше, чем спонтанный. Так что, вероятно, не стоит вносить в расписание пункт «19:00 — играю в приставку и получаю удовольствие».

Лучше планировать отдых на условное время, например после работы или в субботу после завтрака и до обеда. То есть выделять под отдых слоты, но не привязываться к конкретному времени.

Отдых — то, что помогает чувствовать себя лучше сразу или на следующий день, но не позже.

Даже спорт может быть отдыхом, если в этот момент вы восстанавливаетесь эмоционально: чувствуете прилив энергии, удовлетворение или вдохновение.

Если вы не знаете, какие занятия вас восстанавливают, начните с простой прогулки на природе. А еще можно попробовать сделать упражнения из курса Учебника Т⁠—⁠Ж «Как победить выгорание».

Также в качестве отдыха в расписание можно добавить медитации, время на общение с друзьями, время на свои увлечения и просто на то, чтобы не делать ничего. Все это помогает завершить цикл стресса — как это работает, мы подробно рассказывали в бесплатном курсе «Как справиться со стрессом».

В этом курсе мы намеренно не будем углубляться в тему отдыха, а только напомним, что важно в принципе о нем не забыть при планировании своего времени. Отдыху и восстановлению сил мы посвятим другой наш курс и там подробно обо всем расскажем. Пока он не вышел, прочитайте эти статьи Т⁠—⁠Ж:

В качестве отдыха Егор запланировал тренировку в зале и два часа ничегонеделания — когда он будет гулять, чтобы разгрузить голову. Некоторые виды отдыха, например прогулки, можно оставить на 30% непланируемого времени, главное — в принципе о них не забыть
В качестве отдыха Егор запланировал тренировку в зале и два часа ничегонеделания — когда он будет гулять, чтобы разгрузить голову. Некоторые виды отдыха, например прогулки, можно оставить на 30% непланируемого времени, главное — в принципе о них не забыть

Что еще стоит добавить в расписание

Обязательно запланируйте на конец недели рефлексию — анализ того, как прошла неделя, и размышления, что можно улучшить. Выделите 30—60 минут в пятницу, субботу или воскресенье, чтобы подвести итоги и оценить проделанную работу.

Подумайте:

  1. Что вы сделали хорошо, что получилось? Похвалите себя.
  2. Что не удалось, почему? Что надо учесть в следующий раз?
  3. Какие дела перенесете на следующую неделю?
  4. От чего можно отказаться?

В идеале все это надо куда-то записать — завести дневник или одну длинную заметку. Так можно заметить, что на вспомогательные дела уходит слишком много времени и стоит оставлять больше пространства между слотами в календаре. Или окажется, что к выполнению сложной задачи нужно хорошенько подготовиться, — все это будто бы очевидно, но только если обратить внимание.

Как разгрузить календарь и освободить больше времени

Даже если в календаре еще есть место, накануне новой недели полезно подумать, можно ли его разгрузить. Хороший вариант — делегировать, то есть поручить дело кому-то или чему-то другому. Так вы сделаете запланированное, но освободите личное время для более важных дел. Например, вместо того чтобы самостоятельно вычитывать презентацию, отдадите ее корректору, и свободные полчаса потратите на репетицию выступления.

Делегирование — большая сложная тема. О ней пишут книги, создают курсы, ее преподают в вузах. Некоторые люди даже ходят к психологам и коучам, чтобы научиться передавать ответственность и отпускать контроль. В контексте нашего курса важно помнить вот что:

Если календарь забит под завязку, подумайте, что можно делегировать.

Вот как понять, что пора что-то делегировать или хотя бы попробовать это сделать.

Делегировать можно людям, технике и сервисам. Например, Егор может делегировать дело «Купить продукты бабушке» сервису: собрать корзину в приложении супермаркета и настроить повторяющуюся доставку бабушке в квартиру каждую субботу.

Проще всего начать с простых рутинных задач: уборки, доставки, поиска, сбора и распределения информации. Пробуйте, но помните, что ответственность за задачу остается на вас, даже если вы поручили ее кому-то другому.

Итоги

При планировании рутины важно не перестараться: попытки составить расписание с точностью до минуты, а потом неотступно ему следовать могут вызывать стресс.

В реальности намеченные дела придется иногда двигать и переносить — и это абсолютно нормально: не нужно себя за это осуждать. Не мы должны подстраиваться под расписание, а оно должно стать удобным для нас.

Все, что мы запланировали, должно укладываться в 70% времени, которое у нас есть. Календарь как раз и помогает увидеть всю картину и оценить, сколько места осталось на эксперименты, импровизации и горящие задачи.

Запомнить

  1. Бывают дела, которые не предусмотришь, поэтому не планируйте впритык. Придерживайтесь принципа 70/30, где 70% времени запланировано, а 30% — свободно для импровизации и «тушения пожаров».
  2. Декомпозированные задачи можно планировать двумя способами: четко ко времени и гибко — на определенный день, но без привязки к таймингу. Сочетайте оба подхода, чтобы получить максимум пользы.
  3. Чтобы планировать реалистичнее, проведите аудит рабочего дня — записывайте, на что уходит время, а потом подведите итоги. В идеале следить за временем пару недель, но для начала можно обойтись и одним днем.
  4. Используйте метод актуальной инициативы — работайте над обязательствами, отложенными в ящик, каждый день в первую очередь в течение 30 минут. Так вы сможете понемногу завершить сложные или не самые приятные дела.
  5. Свободное время — такая же важная часть расписания, как рабочие задачи и домашние дела. Какой именно отдых планировать — зависит от вас, главное, о нем не забыть.
  6. Хороший способ разгрузить календарь — подумать, можно ли делегировать часть задач кому-то или чему-то другому.

Что дальше

Мы уже поговорили о том, как планировать месяц и неделю, а в следующем уроке посмотрим на планирование в еще меньшем масштабе — на примере дня. Расскажем, как структурировать задачи так, чтобы сделать день управляемым и результативным, и почему важно выполнять дела по одному за раз и по очереди.

Делимся лайфхаками и главным из курсов Учебника. Чит-коды для реальной жизни — в нашем телеграм-канале: @t_uchebnik

Как вам урок?
5 урок
Планируем день
Следующий шаг